Положение о реестре кредиторов

Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 «Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов»

Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345
«Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов»

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов.

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации разработать в месячный срок совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и утвердить типовую форму реестра требований кредиторов и методические рекомендации по ее заполнению.

Типовая форма реестра требований кредиторов утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2004 г. N 233

Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2004 г. N 234

Председатель Правительства
Российской Федерации

Общие правила
ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345)

1. Реестр требований кредиторов (далее — реестр) представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих следующие сведения:

См. Типовую форму реестра требований кредиторов утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2004 г. N 233

фамилия, имя, отчество, паспортные данные — для физического лица;

наименование, место нахождения — для юридического лица;

банковские реквизиты (при их наличии);

размер требований кредиторов к должнику;

очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;

дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;

основания возникновения требований кредиторов;

информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения;

процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;

дата погашения каждого требования кредиторов;

основания и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

Для целей настоящих Правил под записью понимается внесение в реестр сведений об одном требовании одного кредитора по состоянию на дату внесения в реестр.

2. Арбитражный управляющий ведет реестр на русском языке, используя бумажный и электронный носители. При несоответствии между записями на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

В реестре размер требований кредиторов указывается в валюте Российской Федерации.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр.

3. Реестр состоит из первого, второго и третьего разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов соответственно первой, второй и третьей очереди.

Первый и второй разделы реестра, представляющие собой сброшюрованные и пронумерованные тетради, страницы которых подписаны арбитражным управляющим, включают сведения о требованиях кредиторов соответственно первой и второй очереди. При этом в первом и втором разделах реестра указываются сведения о соответствующих записях в третьем разделе реестра, касающихся требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, права требования по которым возникли после соответствующих требований кредиторов первой и второй очереди.

Третий раздел, состоящий из четырех частей, представляющих собой сброшюрованные тетради, пронумерованные страницы которых подписаны арбитражным управляющим, включает сведения о требованиях кредиторов третьей очереди.

В первую часть третьего раздела реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, со ссылкой на записи в первом и втором разделах реестра, содержащие сведения о требованиях кредиторов первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Во вторую часть третьего раздела реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов, за исключением их требований по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, а также процентов, начисленных в ходе процедуры банкротства.

В третью часть третьего раздела реестра вносятся сведения о процентах, начисленных на сумму требований кредиторов в ходе процедуры банкротства.

В четвертую часть третьего раздела реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

В первом и втором разделах, а также в каждой части третьего раздела реестра ведется самостоятельная нумерация записей.

4. Записи в первый и третий разделы реестра вносятся в хронологическом порядке по мере поступления к арбитражному управляющему определений арбитражного суда о включении соответствующих требований в реестр.

Записи во второй раздел реестра вносятся в хронологическом порядке на основании определений арбитражного суда или решений (представлений) арбитражного управляющего о включении соответствующих требований в реестр.

Решение арбитражного управляющего об отказе кредитору во внесении его требований в реестр может быть обжаловано кредитором в судебном порядке.

Запись в реестр вносится в день поступления определения арбитражного суда о включении соответствующих требований в реестр или в день вынесения решения (представления) арбитражного управляющего.

В случае если определение арбитражного суда о включении требований кредитора в реестр поступило к арбитражному управляющему в день проведения собрания кредиторов до окончания регистрации участников собрания, соответствующая запись в реестр вносится до окончания регистрации на собрании кредиторов.

5. Изменения в записи вносятся на основании судебного акта, за исключением изменений сведений о каждом кредиторе. В случае изменения сведений о кредиторе делается отметка в соответствующей записи реестра на основании уведомления кредитора.

Каждое изменение в записи должно содержать указание на основание для внесения изменения и подпись арбитражного управляющего.

6. В случае полного погашения требования кредитора или отказа кредитора от требования в соответствующей записи реестра делается отметка об исключении требования кредитора с указанием даты и основания для исключения.

В случае частичного погашения требования кредитора в соответствующей записи реестра делается отметка о частичном погашении с указанием размера непогашенного требования, даты погашения, суммы погашенного требования и пропорции погашения требования кредитора.

7. Арбитражный управляющий хранит до окончания производства по делу реестр, судебные акты, устанавливающие состав, размер и очередность погашения требований кредиторов, и решения (представления) арбитражного управляющего по требованиям о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

8. При передаче реестра иному арбитражному управляющему или реестродержателю арбитражный управляющий:

а) формирует итоговые записи на дату передачи реестра;

б) делает отметку о передаче реестра в каждом разделе и части реестра;

в) составляет акт приема-передачи и передает в соответствии с ним реестр, судебные акты и решения (представления) по требованиям о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Прием и передача реестра осуществляются на основании акта приема-передачи, который подписывается арбитражным управляющим, передающим реестр, и арбитражным управляющим или реестродержателем, принимающим реестр. Реестр и прилагаемые к нему документы подлежат передаче при подписании акта приема-передачи. Со дня подписания этого акта арбитражный управляющий или реестродержатель, принявший реестр, несет обязанности по ведению реестра.

Судебные акты и требования кредиторов о включении в реестр, поступившие передавшему реестр арбитражному управляющему после подписания акта приема-передачи, передаются принявшему реестр арбитражному управляющему или реестродержателю по отдельному акту приема-передачи.

9. О закрытии реестра в каждом разделе и части реестра делается соответствующая отметка с указанием даты закрытия реестра. Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра, не подлежат включению в реестр, а вносятся в отдельные тетради, которые ведутся арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном для ведения реестра.

10. Копии реестра на бумажном и электронном носителях хранятся в местах, исключающих их одновременную утрату.

В случае утраты реестра он подлежит восстановлению на основании материалов дела о банкротстве не позднее трех дней со дня обнаружения утраты.

11. По требованию кредитора или его уполномоченного представителя арбитражный управляющий в течение пяти рабочих дней с даты получения требования направляет выписку из реестра кредитору или его уполномоченному представителю. При отсутствии сведений в реестре арбитражный управляющий направляет кредитору или его уполномоченному представителю сообщение об этом.

В выписке из реестра указывается только информация о требованиях кредитора, направившего требование о предоставлении выписки.

По требованию кредитора, сумма задолженности перед которым составляет не менее одного процента общей кредиторской задолженности, арбитражный управляющий в пятидневный срок направляет кредитору или его уполномоченному представителю копию реестра.

Выписка из реестра и копия реестра заверяются арбитражным управляющим.

Расходы арбитражного управляющего на подготовку и направление выписки из реестра и копии реестра подлежат возмещению кредитором.

Реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих перечисленные сведения. Реестр ведется на русском языке на бумажном и электронном носителях. При несоответствии между записями приоритет имеют записи на бумажном носителе. Размер требований кредиторов указывается в валюте РФ. Реестр состоит из трех разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов первой, второй и третьей очереди. В случае полного погашения требования кредитора или отказа кредитора от требования в соответствующей записи реестра делается отметка об исключении требования кредитора с указанием даты и основания для исключения.

Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 «Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов»

Текст постановления опубликован в «Российской бизнес-газете» от 20 июля 2004 г. N 27, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 29 ст. 3052

Реестр требований кредиторов

Актуально на: 9 августа 2017 г.

Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или специально привлеченный для этого реестродержатель (п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 20.3 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). Реестр ведется по типовой форме, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 233, которая заполняется в соответствии с Методическими рекомендациями, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 234. Требования кредиторов отражаются в реестре в рублях. Долги, выраженные в иностранной валюте, также пересчитываются в рубли (п. 5 ст. 16, ст. 4 Закона N 127-ФЗ ).

Включение в реестр требований кредиторов, как и исключение из него требований, производится на основании судебных актов, вступивших в силу. При этом требования о выплате выходных пособий и об оплате труда включаются в реестр по представлению арбитражного управляющего или на основании судебного акта, определяющего состав и размер требований (п. 6 ст. 16 Закона N 127-ФЗ ).

Какие сведения указываются в реестре кредиторов

В реестр требований кредиторов вносится информация о каждом кредиторе, размере его требований, очередности погашения каждого требования, и кроме того, указываются основания возникновения требований. В заявлении о включении в реестр кредиторов отражаются сведения о кредиторе: если это организация, то ее наименование и место нахождения, а если физическое лицо – его ФИО и паспортные данные. При наличии также должны быть указаны банковские реквизиты (п. 7 ст. 16 Закона N 127-ФЗ ). Если какие-либо из перечисленных сведений изменятся в ходе банкротства, то кредитор обязан сообщить об этом арбитражному управляющему или реестродержателю (п. 8 ст. 16 Закона N 127-ФЗ ).

Отметим, что залоговые кредиторы включаются только в третью очередь реестра требований кредиторов. Поскольку по общему правилу их требования изначально гасятся за счет реализации предмета залога (п. 7.1 ст. 16, п. 5 ст. 18.1 Закона N 127-ФЗ ). А требования текущих кредиторов в реестр не попадают вообще.

Порядок ведения реестра требований кредиторов

При ведении реестра арбитражные управляющие опираются на утвержденные Общие правила ведения реестра требований кредиторов (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 N 345). В соответствии с ними реестр необходимо вести на русском языке, как на бумаге, так и в электронном виде (п. 2 Общих правил).

Сам реестр состоит из 3 разделов, в каждый из которых вносятся записи о кредиторах первой, второй и третьей очереди, соответственно. Одна запись должна содержать в себе информацию об одном требовании одного кредитора по состоянию на дату внесения ее в реестр (п. 1 Общих правил).

Порядок включения в реестр требований кредиторов хронологический, записи вносятся на основании определений арбитражного суда или решений (представлений) арбитражного управляющего о включении в реестр требований кредиторов. Записи нумеруются самостоятельно в первом и втором разделе, а также в каждой части третьего раздела (п. 3 Общих правил).

13.07.2004 — Правительство утвердило правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, положение о компенсационных фондах саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Правительство РФ утвердило постановлением от 9 июля N345 общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов. Как сообщила во вторник пресс-служба правительства РФ, постановление принято в соответствии со статьей 29 федерального закона «О несостоятельности /банкротстве/».

Согласно общим правилам, реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих следующие сведения: фамилия, имя, отчество, паспортные данные — для физического лица; наименование, место нахождения — для юридического лица; банковские реквизиты /при их наличии/; размер требований кредиторов к должнику; очередность удовлетворения каждого требования кредиторов; дата внесения каждого требования кредиторов в реестр; основания возникновения требований кредиторов; информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения; процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди; дата погашения каждого требования кредиторов; основания и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

В реестре размер требований кредиторов указывается в рублях. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр.

Арбитражный управляющий ведет реестр на русском языке, используя бумажный и электронный носители. При несоответствии между записями на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

Реестр состоит из первого, второго и третьего разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов соответственно первой, второй и третьей очереди. Запись в реестр вносится в день поступления определения арбитражного суда о включении соответствующих требований в реестр или в день вынесения решения /представления/ арбитражного управляющего.

Изменения в записи вносятся на основании судебного акта, за исключением изменений сведений о каждом кредиторе. В случае изменения сведений о кредиторе делается отметка в соответствующей записи реестра на основании уведомления кредитора. Каждое изменение в записи должно содержать указание на основание для внесения изменения и подпись арбитражного управляющего.

В случае полного погашения требования кредитора или отказа кредитора от требования в соответствующей записи реестра делается отметка об исключении требования кредитора с указанием даты и основания для исключения. В случае частичного погашения требования кредитора в соответствующей записи реестра делается отметка о частичном погашении с указанием размера непогашенного требования, даты погашения, суммы погашенного требования и пропорции погашения требования кредитора.

Арбитражный управляющий хранит до окончания производства по делу реестр, судебные акты, устанавливающие состав, размер и очередность погашения требований кредиторов, и решения /представления/ арбитражного управляющего по требованиям о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

По требованию кредитора или его уполномоченного представителя арбитражный управляющий в течение пяти рабочих дней с даты получения требования направляет выписку из реестра кредитору или его уполномоченному представителю. В выписке из реестра указывается только информация о требованиях кредитора, направившего требование о предоставлении выписки. По требованию кредитора, сумма задолженности перед которым составляет не менее 1 проц общей кредиторской задолженности, арбитражный управляющий в пятидневный срок направляет кредитору или его уполномоченному представителю копию реестра.

Согласно временному положению, средства компенсационного фонда саморегулируемой организации /СРО/ арбитражных управляющих формируются исключительно в денежной форме за счет взносов арбитражных управляющих — членов СРО арбитражных управляющих и за счет доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда. При этом взнос каждого арбитражного управляющего составляет не менее 50 тыс руб.

Средства компенсационного фонда подлежат зачислению на отдельный расчетный счет, открываемый СРО арбитражных управляющих в кредитной организации. Размещение средств фонда в иные активы /имущество/ не допускается.

В случае если размер средств компенсационного фонда достигнет уровня ниже минимального значения, равного сумме взносов членов СРО арбитражных управляющих, СРО обязана в течение одного дня с даты выявления такого уменьшения уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью СРО арбитражных управляющих. СРО арбитражных управляющих в течение 2 месяцев с даты уменьшения средств обязана принять меры по восстановлению размера компенсационного фонда.

Средства компенсационного фонда предназначены для возмещения лицам, участвующим в деле о банкротстве и процедурах банкротства, убытков, причиненных арбитражными управляющими — членами СРО арбитражных управляющих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, возложенных на арбитражных управляющих федеральным законом «О несостоятельности /банкротстве/».

Возмещение убытков за счет средств компенсационного фонда осуществляется в случае, если средств финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего недостаточно либо если выплата не предусмотрена договором страхования ответственности арбитражного управляющего.

Выплата возмещения за счет средств компенсационного фонда лицу, понесшему убытки, осуществляется СРО арбитражных управляющих в течение 30 дней с даты получения организацией вступивших в законную силу судебных актов, установивших факт причинения убытков и их размер, а также документов, подтверждающих выплату /невыплату/ страхового возмещения по договору страхования ответственности арбитражного управляющего.

СРО арбитражных управляющих в первый рабочий день каждого месяца представляет в регулирующий орган выписку со счета, на котором размещаются средства компенсационного фонда.

Порядок, условия и основания возврата средств, внесенных арбитражным управляющим в качестве взноса в компенсационный фонд, в случае его добровольного выхода из СРО арбитражных управляющих или в иных случаях прекращения его членства определяются коллегиальным органом управления СРО. В случае ликвидации СРО возврат средств ее членам производится после завершения ликвидационных процедур.

Комментарий к статье 16 закона о банкротстве. Судебная практика: Реестр требований кредиторов

Статья предусматривает и регламентирует ведение реестра требований кредиторов. Ранее такая регламентация сводилась к положению п. 1 ст. 15 Закона 1998 г. о банкротстве, устанавливающему, что реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий, а также к положению п. 2 указанной статьи, определяющему, что в реестре требований кредиторов указывается сведения о каждом кредиторе, размере их требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. Пункты 3 и 4 указанной статьи содержали положения, которые воспроизведены в абз. 1 п. 10 и абз. 1 п. 11 комментируемой статьи соответственно.

В соответствии с п. 1 статьи реестр требований кредиторов может вести арбитражный управляющий или реестродержатель. В пункте 2 статьи предусмотрено, что в случае, если количество конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, превышает 500, привлечение реестродержателя обязательно (положение введено Законом 2008 г. N 296-ФЗ).

Как установлено в п. 1 статьи, в качестве реестродержателя может выступать только ПУРЦБ, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. В пункте 1 ст. 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» определено, что деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Там же установлено, что деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.

Пункт 1 статьи также устанавливает, что реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов. В прежней редакции данного пункта, т.е. до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменения, предусматривалось, что реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с общими правилами деятельности арбитражного управляющего, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов и утверждаемыми Правительством РФ. На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 утверждены Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов» , которые действуют и впредь до утверждения соответствующих федеральных стандартов.

СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3052.

Положения п. 2 статьи определяют порядок принятия решения о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя, а положения п. 3 статьи — порядок заключения арбитражным управляющим договора с реестродержателем, представления информации о реестродержателе в арбитражный суд. В пункте 3 статьи также предусмотрено, что оплата услуг реестродержателя осуществляется за счет средств должника, если собранием кредиторов не установлен иной источник оплаты услуг реестродержателя.

Как предусмотрено в п. 8 названных выше Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, при передаче реестра иному арбитражному управляющему или реестродержателю арбитражный управляющий: а) формирует итоговые записи на дату передачи реестра; б) делает отметку о передаче реестра в каждом разделе и части реестра; в) составляет акт приема-передачи и передает в соответствии с ним реестр, судебные акты и решения (представления) по требованиям о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Там же установлено, что прием и передача реестра осуществляются на основании акта приема-передачи, который подписывается арбитражным управляющим, передающим реестр, и арбитражным управляющим или реестродержателем, принимающим реестр; реестр и прилагаемые к нему документы подлежат передаче при подписании акта приема-передачи; со дня подписания этого акта арбитражный управляющий или реестродержатель, принявший реестр, несет обязанности по ведению реестра; судебные акты и требования кредиторов о включении в реестр, поступившие передавшему реестр арбитражному управляющему после подписания акта приема-передачи, передаются принявшему реестр арбитражному управляющему или реестродержателю по отдельному акту приема-передачи.

Пункт 4 статьи закрепляет обязанность реестродержателя по возмещению убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных комментируемым Законом. При этом установлено, что в случае передачи ведения реестра требований кредиторов реестродержателю арбитражный управляющий не несет ответственность за правильность ведения реестра требований кредиторов и не отвечает за совершение реестродержателем иных действий (бездействия), которые причиняют или могут причинить ущерб должнику и его кредиторам.

В соответствии с п. 5 статьи в реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте России. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в порядке, установленном ст. 4 Закона, т.е. в рублях по курсу, установленному Банком России, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В положениях п. 6 статьи регламентировано включение арбитражным управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов требований кредиторов и исключения из данного реестра указанных требований:

требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено данным пунктом;

требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов по представлению арбитражного управляющего;

требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исключаются из реестра требований кредиторов исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.

На случай, когда ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, в п. 6 статьи в целях обеспечения реализации приведенных положений предусмотрено, что судебные акты, устанавливающие размер требований кредиторов, направляются арбитражным судом реестродержателю для включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов.

В пункте 7 статьи перечислены сведения, подлежащие указанию в реестре требований кредиторов, а также закреплена обязанность кредитора при заявлении своих требований указать сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные данные (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии). В соответствии с п. 1 названных выше Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, паспортные данные — для физического лица;

наименование, место нахождения — для юридического лица;

банковские реквизиты (при их наличии);

размер требований кредиторов к должнику;

очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;

дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;

основания возникновения требований кредиторов;

информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения;

процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;

дата погашения каждого требования кредиторов;

основания и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

Во исполнение указанного выше Постановления Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2004 г. N 233 утверждена Типовая форма реестра требований кредиторов , а Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2004 г. N 234 — Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов .

РГ. 2004. 28 сентября. N 212.

В пункте 7.1 статьи предусмотрено, что требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, подлежат учету в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди. Пункт введен Законом 2008 г. N 306-ФЗ, которым также введена ст. 18.1 Закона, определяющая особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника.

Пункт 8 закрепляет обязанность лица, требования которого включены в реестр требований кредиторов, своевременно информировать арбитражного управляющего или реестродержателя об изменении сведений, указанных в п. 7 статьи. На случай непредставления таких сведений или несвоевременного их представления предусмотрено, что арбитражный управляющий или реестродержатель и должник не несут ответственность за причиненные в связи с этим убытки.

Норма п. 9 статьи воспроизведена и детализирована в п. 11 названных выше Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов: по требованию кредитора или его уполномоченного представителя арбитражный управляющий в течение пяти рабочих дней с даты получения требования направляет выписку из реестра кредитору или его уполномоченному представителю; при отсутствии сведений в реестре арбитражный управляющий направляет кредитору или его уполномоченному представителю сообщение об этом; в выписке из реестра указывается только информация о требованиях кредитора, направившего требование о предоставлении выписки; по требованию кредитора, сумма задолженности перед которым составляет не менее одного процента общей кредиторской задолженности, арбитражный управляющий в пятидневный срок направляет кредитору или его уполномоченному представителю копию реестра; выписка из реестра и копия реестра заверяются арбитражным управляющим; расходы арбитражного управляющего на подготовку и направление выписки из реестра и копии реестра подлежат возмещению кредитором.

В соответствии с п. 10 статьи разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, о размере и об очередности удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам или об уплате обязательных платежей, подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке, предусмотренном комментируемым Законом. Речь идет о нормах п. п. 10 и 11 статьи, а также ст. 60 Закона, регламентирующей рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в деле о банкротстве.

Пункт 10 статьи устанавливает, что разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом. При этом предусмотрено, что заявления о таких разногласиях подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром.

Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС России от 22 ноября 2005 г. N 10161/05 , это положение корреспондирует со ст. 16 АПК РФ и ст. 13 ГПК РФ, исходя из которых вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, в том числе для судов, рассматривающих дела о банкротстве. Там же указано, что требование кредитора, подтвержденное решением третейского суда, исполнительный лист по которому в установленном порядке не выдавался, не может по смыслу законодательства о банкротстве считаться безусловно установленным; оно может быть признано установленным судом, рассматривающим дело о банкротстве, только после проверки им соблюдения правил § 2 гл. 30 АПК РФ.

ВВАС РФ. 2006. N 4.

Поскольку требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, включаются в реестр требований кредиторов, в п. 11 статьи установлено, что разногласия, возникающие между представителем работников должника и арбитражным управляющим и связанные с очередностью, составом и размером таких требований, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном комментируемым Законом. Ранее данное положение содержалось в п. 4 ст. 15 Закона 1998 г. о банкротстве, в связи с чем следует отметить, что Постановлением КС России от 12 марта 2001 г. N 4-П признаны не противоречащими Конституции РФ п. 4 ст. 15, п. 1 ст. 55 и абз. 7 п. 1 ст. 98 Закона 1998 г. о банкротстве, поскольку они не препятствуют судам общей юрисдикции рассматривать имущественные и иные требования граждан к арбитражным управляющим о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении причиненного вреда в соответствии с установленной подсудностью, а также использовать механизм исполнения решений этих судов при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве в соответствии с требованиями названного Закона.

СЗ РФ. 2001. N 12. Ст. 1138.

В отношении же трудовых споров между должником и работником должника в п. 11 статьи установлено, что они рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством. Согласно разъяснению, изложенному в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года , утв. Постановлением Президиума ВС России от 8 декабря 2010 г., в случае введения арбитражным судом по делу о банкротстве наблюдения или принятия решения о банкротстве и открытии конкурсного производства в отношении работодателя (организации-должника) дела по требованиям работников о взыскании заработной платы с такого работодателя относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.

Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 16 Реестр требований кредиторов

1. Реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих сведения, предусмотренные Общими правилами ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 . Ведение реестра требований кредиторов осуществляется в целях:

Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 «Об утверждении общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов» // Российская газета. 2004. 20 июля.

фиксации требований кредиторов к должнику, размер и очередность удовлетворения которых установлены арбитражным судом в рамках дела о банкротстве;

признания кредитора лицом, участвующим в деле о банкротстве;

определения суммы кредиторской задолженности, подлежащей удовлетворению должником (третьим лицом), в рамках реабилитационных процедур банкротства для восстановления платежеспособности должника и прекращения дела о банкротстве;

осуществления расчетов с кредиторами в рамках конкурсного производства и мирового соглашения; определения количества голосов для участия в собрании кредиторов и принятии решений. Ведение реестра требований кредиторов является одним из механизмов защиты прав и законных интересов кредиторов в деле о банкротстве.

2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи обязанности по ведению реестра требований кредиторов возлагается на арбитражного управляющего или реестродержателя. При этом важно отметить, что ведение реестра кредиторов осуществляется по общему правилу арбитражным управляющим, привлечение реестродержателя для выполнения данной функции осуществляется в случае:

1) принятия такого решения собранием кредиторов;

2) принятия решения арбитражным управляющим, в период процедуры наблюдения до проведения первого собрания кредиторов.

В качестве реестродержателя может быть привлечено юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица, имеющие соответствующую лицензию (п. 1 ст. 39 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Функции по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг возложены в соответствии с Постановлением Правительства на Федеральную службу по финансовым рынкам .

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» // Российская газета. 2004. 6 июля.

3. Порядок ведения реестра требований кредиторов, а также перечень подлежащих включению в него сведений регулируются федеральными стандартами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, распространяющих свое действие и на реестродержателя, в том случае, если ему были переданы функции по ведению реестра требований кредиторов.

Согласно п. 11 ст. 26.1 Закона национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих разрабатываются федеральные стандарты, в том числе в части порядка ведения и содержания реестра требований кредиторов. До их принятия порядок ведения реестра требований кредиторов урегулирован Общими правилами ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345.

4. Решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов принимается в обязательном порядке только в том случае, если количество конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, превышает 500. Если количество конкурсных кредиторов меньше 500, принятие решения о привлечении реестродержателя может быть инициировано либо арбитражным управляющим, либо непосредственно собранием кредиторов, однако принятие решения о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей является исключительным полномочием собрания кредиторов. Исключением из данного правила является принятие решения о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов на этапе наблюдения. В данном случае до момента проведения первого собрания кредиторов единственным органом, имеющим право принимать такое решение, является временный управляющий.

Поскольку отнесение расходов на выплату вознаграждения реестродержателю осуществляется за счет должника (п. 3 комментируемой статьи, п. 2 ст. 20.7 Закона), в соответствии с абз. 2 п. 2 комментируемой статьи особо указывается, что решение собрания кредиторов о выборе реестродержателя должно содержать согласованный с реестродержателем размер оплаты услуг реестродержателя. Вместе тем данное положение не исключает право кредиторов определить иной источник оплаты услуг реестродержателя.

5. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи устанавливается обязанность арбитражного управляющего заключить с реестродержателем договор в течение пяти дней с даты принятия соответствующего решения собранием кредиторов. После заключения соответствующего договора арбитражный управляющий обязан в течение пяти дней представить информацию о реестродержателе в арбитражный суд.

Особенностями договора, заключаемого арбитражным управляющим с реестродержателем, являются:

воля кредиторов, направленная на заключение договора, формируется посредством принятия решения на собрании кредиторов;

арбитражный управляющий обязан заключить договор в течение пяти дней с даты выбора собранием кредиторов реестродержателя;

заключение договора на ведение реестра императивно обусловлено наличием договора страхования ответственности реестродержателя на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

ни кредиторы, ни арбитражный управляющий не вправе собственной волей изменить или расторгнуть договор, такое решение может быть принято только собранием кредиторов;

никто из кредиторов не вправе отказаться от принятия исполнения по договору на ведение реестра требований кредиторов, арбитражный управляющий не вправе требовать исполнения в свою пользу;

арбитражный управляющий не несет обязанности уплатить реестродержателю цену услуги, такая оплата производится за счет должника или иного источника, определенного собранием кредиторов;

после передачи реестра реестродержателю арбитражный управляющий не несет ответственности за правильность ведения реестра и не отвечает за совершение реестродержателем действий, которые могут причинить убытки участникам дела о банкротстве .

Дорохина Е.Г. Особенности ведения реестра требований кредиторов // Российская юстиция. 2007. N 2.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что арбитражный управляющий, выступая стороной договора, не является субъектом правоотношения, возникающего из указанного договора. Решение собрания кредиторов является правообразующим юридическим фактом для возникновения полномочия арбитражного управляющего на заключение договора. Заключение договора с реестродержателем, в свою очередь, порождает возникновение прав у кредиторов на получение услуг по ведению реестра кредиторов, в частности на внесение сведений в реестр о размере и очередности удовлетворения требований кредиторов, получение выписки из реестра и копии реестра (при размере требований более одного процента от общей кредиторской задолженности).

6. Одним из условий возможности заключения договора с реестродержателем является наличие у него договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Договор страхования гражданской ответственности относится к договорам имущественного страхования, особенности заключения которого определены подп. 2 п. 2 ст. 929, ст. 932 ГК РФ. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен. Риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность, — выгодоприобретателя, даже если договор страхования заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью пользу он заключен. Убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по ведению реестра требований кредиторов, возмещаются должнику и кредиторам, которые и будут являться выгодоприобретателями по договору страхования ответственности реестродержателя. При этом нарушением договора будут признаваться правильность ведения реестра требований кредиторов либо иные действия (бездействие), которые причиняют или могут причинить ущерб должнику и его кредиторам. Закон не предусматривает механизма отстранения реестродержателя при расторжении или прекращении договора страхования после заключения с реестродержателем договора о выполнении услуг по ведению реестра. Соответствующие положения должны быть установлены в договоре арбитражного управляющего с реестродержателем.

7. По смыслу абз. 2 п. 4 комментируемой статьи устанавливается ответственность арбитражного управляющего за ведение реестра требований кредиторов, которая прекращается только после передачи его ведения реестродержателю. При этом по общему правилу арбитражный управляющий не несет ответственности за деятельность реестродержателя. Однако на настоящий момент в литературе имеет место иная точка зрения в отношении частного случая — привлечения реестродержателя по инициативе временного управляющего до проведения первого собрания кредиторов.

По мнению Л.А. Новоселовой, наделяя временного управляющего правом выбора реестродержателя, Закон, очевидно, предоставляет этому управляющему возможность заключить от своего имени и за свой счет договор с реестродержателем об оказании услуг по ведению реестра. Заключение такого договора до одобрения кандидатуры реестродержателя в установленном порядке не освобождает арбитражного управляющего от ответственности перед должником и его кредиторами за убытки, причиненные действиями (бездействием) регистратора. Оплата услуг реестродержателя будет производиться арбитражным управляющим за счет собственных средств, но собрание кредиторов, очевидно, может решить вопрос о возмещении арбитражному управляющему полностью или частично расходов по оплате услуг реестродержателя за период до проведения собрания кредиторов при одобрении выбранного им реестродержателя .

Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут. 2003. С. 142 — 157.

Поскольку ответственность за действия реестродержателя, не одобренного собранием кредиторов, несет сам временный управляющий, то распространение требований об обязательном страховании ответственности реестродержателя по такому договору представляется необоснованным.

8. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи содержится положение, в соответствии с которым учет всех требований кредиторов осуществляется только в валюте Российской Федерации. Данная норма соответствует ч. 4 п. 1 ст. 4 Закона, устанавливающей общий порядок учета требований, выраженных в иностранной валюте, которые определяются для целей конкурсного процесса в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

9. Основанием включения арбитражным управляющим (реестродержателем) требований кредиторов в реестр и исключения из него являются вступившие в силу судебные акты, устанавливающие их состав и размер (п. 6 комментируемой статьи). Определения арбитражного суда, устанавливающие требования кредиторов, выносятся по итогам рассмотрения заявления о признании должника банкротом, обоснованными и введении наблюдения (п. 3 ст. 48), а также заявлений кредиторов и уполномоченных органов об установлении своих требований, поданных в соответствии со ст. ст. 71 и 100 Закона. Исключение требований из реестра также осуществляется на основании вступивших в законную силу судебных актов. При этом кредитор вправе отказаться от реализации собственного требования к должнику, поэтому при обращении конкурсного кредитора в суд об исключении собственного требования из реестра требований кредиторов арбитражный суд выносит определение об исключении требований такого кредитора из реестра (без права повторного обращения кредитора с требованием к должнику).

Определенную сложность вызывают вопросы, касающиеся квалификации и установления требований по обязательным платежам и санкциям за публичные правонарушения. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22 июня 2006 г. N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» разъяснил, что при применении положений п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Так, представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.

Вестник ВАС РФ. 2006. N 9.

10. Особый порядок устанавливается для требований по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Основанием для их включения в реестр является информация, получаемая арбитражным управляющим в процессе реализации своих обязанностей в рамках процедур несостоятельности. В соответствии с абз. 2 п. 6 комментируемой статьи устанавливается, что включение требований, связанных с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору, осуществляется самостоятельно арбитражным управляющим либо реестродержателем на основании предоставленной арбитражным управляющим информации. Порядок ведения реестра предусматривает, что записи в соответствующий раздел вносятся на основании определений арбитражного суда или решений (представлений) арбитражного управляющего о включении соответствующих требований в реестр.

Закон не устанавливает специальных правил о порядке включения в реестр требований по обязательствам перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. В соответствии с п. 2 ст. 60 можно сделать вывод, что такие требования должны быть подтверждены судебным актом о взыскании ущерба.

11. Пунктом 7 комментируемой статьи определяется содержание реестра требований кредиторов. Согласно Общим правилам ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов положения комментируемой статьи конкретизированы и установлено, что в реестре должны содержаться следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, паспортные данные — для физического лица;

наименование, место нахождения — для юридического лица;

банковские реквизиты (при их наличии);

размер требований кредиторов к должнику;

очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;

дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;

основания возникновения требований кредиторов;

информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения;

процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;

дата погашения каждого требования кредиторов;

основания и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

В соответствии с п. 8 комментируемой статьи устанавливается обязанность лица, требования которого включены в реестр требований кредиторов, своевременно информировать лицо, на которого возложена обязанность по его ведению, об изменении сведений о своем наименовании, месте нахождении, банкротских реквизитах, а также размере требований к должнику, очередности удовлетворения каждого требования и основаниях их возникновения. Нарушение данной обязанности влечет освобождение арбитражного управляющего, реестродержателя или должника от ответственности за причиненные в связи с этим убытки.

Изменения в реестр требований кредиторов вносятся на основании судебного акта, за исключением изменений сведений о каждом кредиторе. В случае изменения сведений о кредиторе делается отметка в соответствующей записи реестра на основании уведомления кредитора. Каждое изменение в записи должно содержать указание на основание для внесения изменения и подпись арбитражного управляющего.

12. Реестр требований кредиторов ведется на русском языке, на бумажном и электронном носителях. При несоответствии между записями на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

Общие правила ведения реестра требований кредиторов предусматривают, что он состоит из разд. 1, 2 и 3, содержащих сведения о требованиях кредиторов соответственно 1-й, 2-й и 3-й очереди.

Разделы 1 и 2 реестра, представляющие собой сброшюрованные и пронумерованные тетради, страницы которых подписаны арбитражным управляющим, включают сведения о требованиях кредиторов соответственно 1-й и 2-й очереди. При этом в разд. 1 и 2 реестра указываются сведения о соответствующих записях в разд. 3 реестра, касающихся требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, права требования по которым возникли после соответствующих требований кредиторов 1-й и 2-й очереди.

Раздел 3, состоящий из четырех частей, представляющих собой сброшюрованные тетради, пронумерованные страницы которых подписаны арбитражным управляющим, включает сведения о требованиях кредиторов 3-й очереди.

В часть 1 разд. 3 реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, со ссылкой на записи в разд. 1 и 2 реестра, содержащие сведения о требованиях кредиторов 1-й и 2-й очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

В часть 2 разд. 3 реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов, за исключением их требований по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, а также процентов, начисленных в ходе процедуры банкротства.

В часть 3 разд. 3 реестра вносятся сведения о процентах, начисленных на сумму требований кредиторов в ходе процедуры банкротства. В соответствии с п. 7.1, введенным Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ, требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов 3-й очереди.

В часть 4 разд. 3 реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

В разделах 1 и 2, а также в каждой части разд. 3 реестра ведется самостоятельная нумерация записей.

Записи в разд. 1 и 3 реестра вносятся в хронологическом порядке по мере поступления к арбитражному управляющему определений арбитражного суда о включении соответствующих требований в реестр.

Решение арбитражного управляющего об отказе кредитору во внесении его требований в реестр может быть обжаловано кредитором в судебном порядке. Запись в реестр вносится в день поступления определения арбитражного суда о включении соответствующих требований в реестр или в день вынесения решения (представления) арбитражного управляющего. В случае если определение арбитражного суда о включении требований кредитора в реестр поступило к арбитражному управляющему в день проведения собрания кредиторов до окончания регистрации участников собрания, соответствующая запись в реестр вносится до окончания регистрации на собрании кредиторов.

13. Арбитражный управляющий хранит до окончания производства по делу реестр, судебные акты, устанавливающие состав, размер и очередность погашения требований кредиторов, и решения (представления) арбитражного управляющего по требованиям о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. При передаче реестра иному арбитражному управляющему или реестродержателю арбитражный управляющий:

а) формирует итоговые записи на дату передачи реестра;

б) делает отметку о передаче реестра в каждом разделе и части реестра;

в) составляет акт приема-передачи и передает в соответствии с ним реестр, судебные акты и решения (представления) по требованиям о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Прием и передача реестра осуществляются на основании акта приема-передачи, который подписывается арбитражным управляющим, передающим реестр, и арбитражным управляющим или реестродержателем, принимающим реестр. Реестр и прилагаемые к нему документы подлежат передаче при подписании акта приема-передачи. Со дня подписания этого акта арбитражный управляющий или реестродержатель, принявший реестр, несет обязанности по ведению реестра.

Судебные акты и требования кредиторов о включении в реестр, поступившие к передавшему реестр арбитражному управляющему после подписания акта приема-передачи, передаются принявшему реестр арбитражному управляющему или реестродержателю по отдельному акту приема-передачи.

Реестр подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве). Реестр может быть открыт вновь при прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению (п. 3 ст. 146 Закона).

14. В соответствии с п. 9 комментируемой статьи и п. 11 Общих правил ведения реестра требований кредиторов установлено, что по требованию кредитора или его уполномоченного представителя арбитражный управляющий в течение пяти рабочих дней с даты получения требования направляет выписку из реестра кредитору или его уполномоченному представителю. Данная выписка должна содержать информацию о размере, о составе и об очередности удовлетворения его требований. В выписке из реестра указывается только информация о требованиях кредитора, направившего требование о предоставлении выписки. При отсутствии сведений в реестре арбитражный управляющий направляет кредитору или его уполномоченному представителю сообщение об этом.

По требованию кредитора, сумма задолженности перед которым составляет не менее одного процента общей кредиторской задолженности, арбитражный управляющий в пятидневный срок направляет кредитору или его уполномоченному представителю копию реестра требований кредиторов.

Выписка из реестра и копия реестра заверяются арбитражным управляющим. Расходы арбитражного управляющего на подготовку и направление выписки из реестра и копии реестра подлежат возмещению кредитором.

15. В соответствии с п. п. 10 и 11 комментируемой статьи устанавливаются правила рассмотрения разногласий, возникающих в процессе ведения реестра требования кредиторов.

Все разногласия, возникающие между кредиторами, уполномоченными органами и арбитражным управляющим, в том числе разногласия по требованиям кредиторов, связанных с выплатой выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.

Порядок и сроки рассмотрения разногласий установлен п. п. 1, 2 ст. 60 Закона, в соответствии с которым:

заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами;

жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов, в том числе и при ведении реестра требований кредиторов;

разногласия между арбитражным управляющим и гражданами, в пользу которых вынесен судебный акт о взыскании ущерба, причиненного жизни или здоровью, а также между арбитражным управляющим и представителем работников должника, связанные с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб. Указанные заявления, ходатайства и жалобы рассматриваются судьей единолично. По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражным судом выносится определение.

Кроме того, определено, что в том случае, если разногласия возникают относительно установленного либо неустановленного требования, если разногласия возникли относительно состава, размера либо очередности удовлетворения требования кредитора, подтвержденного вступившим в законную силу решением суда, разрешение данного разногласия возможно только в порядке пересмотра данного решения суда. В отношении разногласий по такого рода требованиям возможно рассмотрение вопроса о порядке их исполнения. В иных случаях заявления подлежат возврату без рассмотрения.

Необходимо отметить, что установление требований кредиторов осуществляется в соответствии с определением арбитражного суда, которое может быть обжаловано в течение десяти дней со дня их вынесения в арбитражный суд апелляционной инстанции (п. 2 ст. 61 Закона, п. 3 ст. 223 АПК РФ).

В том случае, если разногласия возникли в отношении состава, размера и очередности удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам или об уплате обязательных платежей, не установленных в порядке ст. ст. 50, 71 или 100 Закона, арбитражный суд рассматривает данные требования в рамках дела о банкротстве должника в соответствии с комментируемым Законом.

Вне компетенции арбитражного суда в конкурсном процессе остаются вопросы трудовых споров, которые в силу прямого указания ч. 2 п. 11 комментируемой статьи решаются в соответствии с трудовым и гражданским процессуальным законодательством.

Это интересно:

  • Приказ минздрава 80 04032003 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 9 января 2014 г. N 1н г. Москва "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской […]
  • Федерального закона о жилищной политике Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 29-ФЗ "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 29-ФЗ "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации […]
  • Адвокаты ингушетии РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА Органы палаты Консультация Объявление! 25 июня 2018г. состоится очередной вебинар по повышению квалификации адвокатов, проводимый Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации. 10.00 Павел Яни, доктор юридических наук, профессор […]
  • Закон иркутской области о правовых актах иркутской области Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ"О правовых актах Иркутской области и правотворческой […]
  • Закон о шествиях в рф ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 июня 2004 года №54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 08.12.2010 г. №344-ФЗ, 07.02.2011 г. №4-ФЗ, 08.12.2011 г. №424-ФЗ, 08.06.2012 г. №65-ФЗ, 21.07.2014 г. […]
  • Приказ минздравсоцразвития 413 от 290506 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" В соответствии с пунктом 5.2.82 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, […]
  • Приказ мчс россии 290 Приказ МЧС России от 29 апреля 2013 г. N 290 "Об утверждении категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников […]
  • 29 федеральный закон о качестве и безопасности пищевых продуктов Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ"О качестве и безопасности пищевых продуктов" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня […]

Author: admin