Положение женщины по законам хаммурапи

uristinfo.net

§ 2.4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи»

По ЗХ брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128).
Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст.ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.
Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).
Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.
Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Муж-авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств.
Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если муж-авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст.ст. 138, 139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.
Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой. Унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.
Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).
Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.
За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.
По ЗХ, положение женщин-вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.
В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при храме. Однако там высокие должности получали дочери высокопоставленных родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум.
ЗХ предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием.
Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.
Таким образом, ЗХ не только закрепил и сохранил большую власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее. Возможно, что обычаи и традиции шумеров, аккадцев, аморитов и других народов, не зафиксированные в ЗХ, содержали иные установления в области брачно-семейных отношений.

Контрольные вопросы

1. Кто такие авилумы?
2. Кто такие мушкенумы?
3. В какой форме заключался брак по «Законам Хаммурапи»: в письменной или в устной?
4. В каких случаях муж мог ввести наложницу в дом?
5. Перечислите наказания по «Законам Хаммурапи»?

Вопросы для подготовки к семинару

1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи».
2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи».
3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи».
4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи».

Задание для самостоятельной работы:

1. Опишите систему наказаний, предусмотренных «Законами Хам- мурапи».
2. Приведите примеры (письменно) норм, содержащихся в «Законах Хаммурапи» и относящихся соответственно к уголовному, гражданскому и семейному праву.

Список рекомендуемой литературы

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М., 2005.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М., 2000.
3. История государства и права зарубежных стран в 2-х ч. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. — М., 2005.
4. Скрипелев Е.А. Основные черты права Древнего Востока (Законы Хаммурапи). — М., 1964.
5. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. В 2-х ч. — Ростов-н/Д, 1994.
6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. — М., 1994.
7. Хрестоматия по истории Древнего мира. — Т. 1: Древний Восток / Под ред. В.В. Струве. — М., 1950.
8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 2003.

Права и обязанности женщин в законах Древнего Востока

Как любила говаривать английская виконтесса Нэнси Астор, при первом же случае Адам всю ответственность свалил на женщину.

С тех пор на «фронте» без перемен — потомки Адама верой и правдой, законом и беззаконием берегут главную мужскую традицию.

Шумерский брак

Бороться с женщинами мужчины начали в глубокой древности. Одни способы борьбы укоренялись прочно, другие по ходу истории корректировались.

Неизменной оставалась лишь сама борьба.

Шесть тысяч лет назад в Древнем Шумере женщин, похоже, просто игнорировали. Ни в одной дошедшей до нас клинописной табличке шумеров нет более-менее подробного рассказа о них.

Шумер, 2400 год до нашей эры, фигурка женщины

А если какой-нибудь писец и обмолвится о землячке, то, естественно, не посчитав нужным поставить значок «LU» — «ЧЕЛОВЕК», который был обязателен в клинописи перед каждым мужским именем.

Даже шумерских языков было два — с «мужской» и «женской» фонетикой, что вполне доказывает: для шумерского мужчины женщина была, мягко говоря, иным существом, чем он сам.

У шумерских женщин была одна функция -репродуктивная. Брак являлся благословением богов, так как нёс оплодотворение и приводил к нужному материальному результату: росту числа людей. Супружеская верность считалась обязательной, а шумерийка, нарушившая её, наказывалась смертью.

Однако столь суровое наказание за прелюбодеяние по шумерским законам распространялось лишь на женщин, предназначенных для продолжения рода в браке.

К жрицам, занимавшимся священной проституцией в храмах богини любви Инанны, шумерские мужчины относились с уважением. Ничего предосудительного не видели они и в торговле женщин собственным телом ради куска хлеба, ибо, как говорил легендарный шумерский царь Гильгамеш: «Наслажденье — дело женщин».

Ассирийская кара

Но нигде в Древней Месопотамии женщины не были так угнетаемы, как в Ассирии, где они считались собственностью отцов и мужей, причём собственностью не из ценных.

Ни до, ни после в мире никогда не существовало столь свирепых законов, направленных против слабого пола. Наказанию и пыткам женщин в ассирийском «Судебнике», запечатлённом на табличках II тысячелетия до н.э., посвящено целых 59 параграфов!

По ассирийскому законодательству муж имел право по любому поводу и без оного изувечить свою жену, отрезать ей нос и уши, облить смолой или до полусмерти избить палками.

Вот как об этом сказано в одном из параграфов «Судебника»: «. человек может свою жену (бить), выщипывать ей (волосы), бить по у(шам) и ко(лотить), вины его ( в том) нет». Также мужу разрешалось отсекать жене пальцы, если он находил её плохой хозяйкой.

То же самое он мог сделать, если его жена или наложницы были слишком красивы, — чтобы не казались привлекательными для других мужчин. Считалось, если женщину рассматривают другие мужчины, это уменьшает её ценность в глазах мужа, поэтому ассирийские женщины обязаны были носить в общественных местах покрывала, закрывающие лица. За нарушение этого закона предусматривалось отрезание ушей.

Но если женщинам, являющимся собственностью мужа, запрещалось разгуливать по улице с непокрытой головой, то блудницам, напротив, нельзя было закрывать лица. Они представляли общественную собственность, поэтому должны быть выставлены на общее обозрение, как всякий рыночный товар. Проститутку, которую поймали с закрытым лицом, тоже ждало наказание: битьё плетьми и обливание головы смолой.

Более-менее защищали ассирийские законы лишь незамужних девушек — надругательство над ней представлялось чем-то вроде порчи имущества. Изнасилование незамужней девушки наказывалось уплатой выкупа отцу пострадавшей, после чего насильник должен был в принудительном порядке жениться на жертве. А если он был женат, отец пострадавшей отдавал на поругание его жену и забирал её в свой дом в качестве рабыни.

Обращаясь со своими женщинами хуже, чем с покорёнными народами, ассирийцы, тем не менее, ждали от них верности и преданности. Прелюбодеяние считалось ужасным преступлением, сравнимым лишь с самыми тяжкими — воровством и нарушением долговых обязательств, за которые в Ассирии предусматривались наиболее лютые кары.

Измена, например, была тождественна краже пяти фунтов серебра, что давало мужу-рогоносцу право убить неверную жену. Если же он полагал, что изменщица может быть полезной в хозяйстве в качестве кухарки, служанки или любовницы, то мог и пощадить, применив к ней более лёгкое наказание — отрезание носа.

Вавилонский рынок невест. Художник Эдвин Лонг

Доставалось и любовнику жены. «Казанову» могли приговорить к смертной казни или оскопить. Как заметили дешифровщики клинописных табличек, преступления, связанные с прелюбодеянием, в Ассирии обозначались столь смачными словами, каких ни один другой народ Древнего Востока не употреблял. (Не ассирийцы ли авторы ненормативной лексики?!)

Впрочем, сопоставляя этот пункт ассирийского «Судебника» с другими письменными источниками, можно предположить, что он носит скорее теоретический характер — вряд ли среди ассириек было много таких, которые осмеливались заводить романы на стороне.

А вот случаи, когда доведённая до отчаяния домашней обстановкой женщина убегала от мужа к родственникам, видимо, не были редкостью, так как в законе отдельным пунктом предусматривалось обрезание ушей не только жене, решившейся на побег от мужа, но и тому, кто осмеливался её укрывать. Просто же развестись с домашним деспотом не дозволялось — в Ассирии от мужа женщину могла освободить только смерть.

Вавилонская любовь

По сравнению с положением ассириек жизнь женщин в Древнем Вавилоне может показаться почти райской. По вавилонским законам обиженная жена могла уйти от мужа и даже вступить в новый брак.

Согласно 142-му пункту закона Хаммурапи: «Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: «Не прикасайся ко мне», то дело её должно быть рассмотрено в её квартале, и если она блюла себя и греха не совершала, а её муж «гулял» и очень её унижал, то эта женщина не имеет вины: она может забрать своё приданое и уйти в дом своего отца».

Правда, при подобной лояльности в том же самом законе есть одна весьма любопытная оговорочка: «В случае судебного проигрыша мужу позволяется жену утопить».

В знаменитом своде законов Хаммурапи, состоящем из 282 параграфов, около семидесяти посвящены регулированию взаимоотношений между полами, браку и семье. Изнасилование незамужней девушки, например, законодательно каралось смертной казнью, женитьба на похищенной невесте считалась браком по принуждению, то есть действием противоправным, брак закреплялся специальным контрактом, в котором оговаривались как имущественные права сторон, так и их обязанности.

Большое количество параграфов самого знаменитого закона древности посвящено разводу, различные нюансы которых чётко регулировались законодательством. Муж не имел права развестись с женой, не выплатив ей компенсации. Согласно параграфу 139: «Если жена становится хромой и муж решает взять в жены другую женщину, то он может поступать как захочет, но не должен разводиться с первой женой, которая должна жить в его доме и которую он должен обеспечивать до конца её жизни».

И всё же статус женщины в Древнем Вавилоне был не намного выше положения домашних рабов. Вавилонскому мужчине позволялось содержать кроме жены столько наложниц, сколько он был в состоянии кормить, к тому же к его услугам был общественный гарем в лице храмовых проституток. В последних недостатка в Вавилоне не ощущалось.

Согласно Геродоту, каждая женщина должна хотя бы раз в жизни отдаться чужому мужчине в храме богини любви Иштар. По рассказам древнегреческого историка, это делали даже богатые женщины, правда, приезжая в храм в закрытых повозках.

Женщины, надев по такому случаю лучшие свои украшения, сидели в святилище в ожидании партнёров. Геродот не без иронии замечает, что там была большая толпа и что «одни из них уходят, другие приходят».

Мужчина, выбрав понравившуюся женщину, должен был бросить ей в подол деньги, после чего имел полное право овладеть ею. Плата могла быть сколь угодно малой при условии, что мужчина произнёс: «Призываю тебя на служение богине!»

Что же касается возвышенных чувств или хотя бы сколько-нибудь романтических отношений между представителями разных полов, то в дошедшей до нас древней литературе их описание просто нигде не встречается.

В устных пересказах, правда, сохранилась красивая легенда о том, что прекрасные висячие сады Древнего Вавилона, вошедшие в перечень семи чудес света, были заложены Навухоносором в честь любимой жены (имеется в виду любимой среди других жён и наложниц огромного царского гарема).

Мидийская царевна Амитис сильно тосковала в чужом пыльном городе по зелёным холмам своей страны, и сад должен был утешить её. Но и эта история — скорее повесть о богатстве Навуходоносора, чем о любви вавилонского царя.

Впрочем, по другой легенде, висячие сады, в которых цвели невиданные цветы, благоухавшие прекрасным ароматом, построил вовсе не Навуходоносор, а ассирийская царица Семирамида. Ни одного более-менее убедительного доказательства, что ассирийцами правила женщина, однако, нет, и автором легенд о Семирамиде наверняка была какая-нибудь жрица, придумавшая их в пику свирепым ассирийским мужчинам.

. Как бы там ни было, цветов в жизни древних женщин, похоже, было куда меньше, чем колючек.

Правовое положение женщины в семье в странах древнего востока

Важнейшими источниками права древнейших государств Востока, регламентирующими брачно-семейные отношения, являлись обычаи, законы Хаммурапи (Вавилон), Ману и Вишну-смрити (Индия), законы Древнего Египта. Последние, к сожалению, не сохранились до нашего времени и мы знаем о них лишь по отдельным сохранившимся фрагмен­там. Характерно, что право в то время было тесно связано с религией, религиозной моралью.

Согласно законам Хаммурапи и Древнего Египта брак заключался на основе договора от имени мужа и жены. Обязательным было согласие обоих родителей. Законы Ману не предусматривали заключения брачно­го договора, но был обязателен обряд вступления в брак, причем брать в жены можно было только женщину своей варны (гл. III, ст. 12–13 законов Ману). Брачный возраст для женщин был невысоким. Например, по зако­нам Ману тридцатилетний мужчина мог взять в жены двенадцатилетнюю девочку, двадцатичетырехлетний – восьмилетнюю.

Анализ законодательных актов позволяет говорить о том, что поло­жение женщины в некоторых странах было подчиненным по отношению к мужчине. В главе 25 Вишну-смрити сказано, что «женщина в детстве подчинена отцу, в молодости – мужу, в старости – сыновьям». Вместе с тем женщина не была полностью бесправна. В законах Хаммурапи за­креплены некоторые права женщин, в том числе и имущественные. Так, при заключении брака женщина могла требовать включения в договор специальной статьи, запрещающей закладывать ее за долги (ст. 151 зако­нов Хаммурапи), по объективным причинам сама могла уйти от мужа. При этом приданое оставалось ее собственностью. Женщина из рода ави-лума могла распоряжаться своим приданым, заключать сделки в присут­ствии мужа или сына. Более независимым было положение женщины в Египте, где сохранялись пережитки матриархата. Но в дальнейшем с ук­реплением прав мужчин, авторитет женщины снижается.

Законодательство государств древнего Востока допускало много­женство. Кроме того, по законам Хаммурапи и Египта можно было брать в жены рабынь. Общей для всех стран древнего Востока стало правило, в соответствии с которым жена, изменившая мужу, жестоко наказывалась. В Египте за это предусматривался самосуд мужа над женой, по законам Хаммурапи женщина каралась смертью (ст. 141), в законах Ману сказано, что «за измену мужу жена порицается в мире, возрождается в утробе ша­кала и мучается от ужасных болезней» (гл. IX, ст. 15 законов Ману).

Что касается развода, то в Древнем Египте он был свободен для обе­их сторон. Законы Хаммурапи допускали развод, но только при беспло­дии жены – с возвратом выкупа и приданого (ст. 138), при ее расточи­тельности и недостойном поведении – без возмещения, да еще и с остав­лением в рабынях (ст. 141). Законы Ману признавали единобрачие и не­расторжимость брака.

Таким образом, правовое положение женщины в семье в странах древнего Востока имело общие черты и особенности. В Индии женщина зависела от мужчины, обязана была во всем следовать за ним. Именно здесь существовал обряд самосожжения женщин при погребении мужа. В Вавилоне женщина имела более широкие права, которые касались прежде всего сферы имущественных отношений и права на расторжение брака. В Египте положение женщины было наиболее независимым.

Положение женщины по законам хаммурапи

Ключевые слова: ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИН В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ; ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ; ЗАКОНЫ МАНУ; ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ; ДИСКРИМИНАЦИЯ; ПАТРИАРХАТ; THE LEGAL STATUS OF WOMEN IN ANCIENT STATES; THE LAWS OF HAMMURABI; THE LAWS OF MANU; LAWS OF THE 12 TABLES; DISCRIMINATION; PATRIARCHY.

В истории большинства стран правовое положение мужчин и женщин не было одинаковым. В условиях существования патриархальной семьи, лишь мужчина мог быть полноправным человеком, женщина же всегда была ограничена в правах и подчинена мужчине: сначала отцу и брату, затем мужу и сыну. Она была незаменима лишь с точки зрения необходимости продолжения рода, чем и определялся ее статус, общественное положение и широта предоставляемых ей прав.

Особенности правового статуса женщины в Древнем Вавилоне, Древней Индии и в Древнем Риме можно определить путем анализа сборников правовых норм, существовавших в те времена – Законов Хаммурапи, Законов Ману и Законов XII таблиц.

Женщина в Древнем Вавилоне не была бесправной: она могла, например, принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, нести храмовую службу, однако в семейной жизни была значительно подчинена мужчине [1, с.24].

Будущего мужа женщине выбирал отец. Он давал ей приданное, а жених должен был уплатить за нее выкуп отцу, в качестве потери рабочей силы. После этого заключался брачный договор, в противном случае брак считался недействительным (ЗХ, ст. 128) [2, с.34].

В Древнем Вавилоне существовало два принципа – свободный развод у мужчин и ограниченное право на развод у женщин. Для женщин было установлено три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, безосновательное обвинение в супружеской неверности и оставление им дома и местности проживания (ЗХ, ст.131, 134, 142) [2, с.34-36]. Последняя причина имела оговорки: 1)жена могла уйти только, если у нее нет средств существования, 2) если мужа брали в плен, и он возвращался, жена возвращалось к нему, 3) но если он бросал поселение и убегал, права на возвращение жены он не имел. При этом сыновья шли за своим отцами (ЗХ, ст. 135, 136) [2, с.34-35]. Муж мог прогнать женщину без всяких причин. Вескими аргументами считались бесплодие жены (ЗХ, ст.145), тогда муж мог взять наложницу, которая не равнялась в правах с женой; тяжелая болезнь (ЗХ, ст. 148, 149), однако муж был обязан ее содержать, а если она захочет вернуться в отчий дом – возместить приданное [2, с.36-37].

В области имущественных отношений жена имела определенные права: исключительное право на свое приданное, она забирала его при разводе (ЗХ, ст.142,149); могла распоряжаться документально закрепленными дарами мужа (ЗХ, ст.150,171); могла претендовать на долю от наследства мужа (ЗХ, ст.171); в случае смерти мужа-раба женщина, если она приходилась дочерью полноправному человеку, могла претендовать на половину совместно нажитого имущества (ЗХ, ст.176) [2, с.36-39]. Жена не была материально бесправной, но имела ограничения. Например, оставшись вдовой, она не имела права отчуждения, доставшегося ей от мужа имущества (ЗХ, ст.171) [2, с.39].

Муж мог продать жену в рабство за долг или не послушание, тем не менее, женщина обладала свободой, не будучи равной мужчине.

Жрицы имели привилегии в древневавилонском обществе. Они обладали большей правомочностью, нежели обычные женщины: могли заключать договор купли-продажи (ЗХ, ст.40); при разводе от мужа, которому родила детей, получала не только приданное, но и половину его имущества (ЗХ, ст. 180); если отец не дал ей приданного, она получала в распоряжение долю от его имущества (ЗХ, ст. 180) [2, с. 25,40]. Таким образом, жрицы имели гарантированное право на наследство, на обеспечение, имели право принимать участие в деловой жизни [1, с. 26].

Немного иным был статус наложниц: претендовала на долю в имуществе отца, только если он не обеспечил ее приданным и не выдал замуж (ЗХ, ст. 184); не равнялась с женой мужчины, в доме которого находится, даже в случае рождения ему детей (ЗХ, ст. 145) [2, с.41,36].

В сравнении с вавилонским обществом, женщина в Древней Индии находилась в приниженном положении. Она считалась объектом собственности своего мужа. Брак представлял имущественную сделку, в результате которой муж приобретал себе жену, и она становилась его собственностью.

Женщина должна была посвятить свою жизнь семье, беспрекословно почитать своего мужа, после его смерти оставаться ему верной. Она не могла вторично выйти замуж, после смерти мужа. Такой брак считался позорным (ЗМ, гл. V, ст. 162) [2, с.88]. Муж же мог свободно жениться, после смерти своей жены. Также женщина не могла выйти из брака, даже если муж продал или оставил ее (ЗМ, гл. IX, ст. 46) [2, с.101].

Если жена не приносила мужу потомства, он мог взять другую на 8 году жизни; если рожала мертвых – на 10; только девочек – на 11; а если «говорит грубо» — немедленно (ЗМ, гл. IX, ст. 81) [2, с.101].

Женщина не имела доступа к священным книгам и религиозным учреждениям, считалась неспособной к обучению [3, с.211-211].

Законы Ману называют шесть видов собственности женщины: данное при помолвке, на свадьбе, в знак любви, полученное от брата, матери или отца [3, с.216].

Также в Древней Индии женщина не могла выйти замуж за человека из более низкой варны, при этом мужчина мог жениться на девушке ниже статусом, тем самым подымая значимость ее рода. В Древнем Вавилоне в неравных браках женщина сохраняла, а ее дети наследовали более высокий статус.

Таким образом, женщины в этих государствах подчинялись мужчине, однако у этого есть плюс: мужчина обязан был их обеспечивать, воспитывать детей, от женщины требовалось лишь рождение потомства.

Правовой статус женщины в Древнем Риме имеет несколько отличий.

Сохранялся контроль отца над дочерью, однако появляется понятие эмансипация – освобождение зависимого члена семьи из-под отцовской власти. Такое освобождение автоматически происходило, если девушка избиралась весталкой.

После смерти отца дети переходили под власть опекуна, контроль которого мог быть не таким строгим, к тому же от него можно было избавиться. Затем роль опекунства снижается, появляются законы, позволяющие выходить из-под опеки свободнорожденным женщинам, родившим троих детей и вольноотпущенницам, имевшим четырех.

Необходимо было согласие женщины на вступление в брак. К тому же существовала форма брака, при которой женщина не подчинялась мужу, а оставалась под властью отца. Измена жены каралась смертной казнью.

Женщинам запрещалось усыновлять детей. После развода или смерти супруга женщины сталкивались с проблемами доказательства отцовства детей, родившихся после этого.

Имущественные права женщины зависели от формы брака. При браке жена была лишена активной имущественной правоспособности: все, что она приобретала, переходило к мужу [4, с.46]. Если оставалась под властью отца – получала наследство от него, полноправно распоряжалась приданным, если под властью мужа, то получала наследство от мужа, лишалась приданного. Получала в полное распоряжение имущество, выделенное человеком, под властью которого она находилась.

Женщины в Древнем Риме не имели политических прав, однако позже они смогли стать свидетелями в суде, и имели право писать послания к императорам.

Таким образом, в этих государствах правовой статус женщины имеет свои особенности, связанные с семейным положением, степенью физической свободы, религиозными убеждениями и т.д. Однако их объединяет одно безосновательное ущемление и ограничение женщин в их правах в связи с расцветом патриархальности в обществе.

Брачно-семейные отношения

Вавилон знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. На протяжении многих веков город Вавилон – «врата Бога» — считался центром первого «мирового царства», наследниками которого выступали великие империи. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду. Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены по некоторым предположениям, в конце, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи – его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости в высшей мудрости этих правил. Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов. Он продолжил украшать столицу империи город Вавилон, расположенный по берегу Евфрата. Впоследствии на протяжении двух тысячелетий это был самый знаменитый из городов Междуречья и всего Древнего Востока. Он как бы оправдывал свое название «Баб-Илу», что означает «врата Бога». По его многокилометровой крепостной стене могли проехать несколько конных повозок. От покрытых синей лазурью ворот, посвященных богине Иштар, дорога вела к храму главного бога и покровителя Вавилона по имени Мардук. Девятисотметровая ступенчатая башня храма Мардука, известная также под именем Вавилонской башни, обрела популярность – вместе с висячими садами, расположенными вдоль крепостной стены, и оранжереями царицы Семирамиды – далеко за пределами страны и упоминается в Библии. Законы Хаммурапи были составлены с учетом расположения мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи). Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь». Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающийся до регалий высшей власти – жезла и магического кольца. Из-за плеч восседающего на троне Шамаша поднимаются языки пламени, они свидетельствуют о его всемогуществе. Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал в заключительной части Свода законов: «Слова мои изысканы, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний». Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял войной на царскую службу. При написании работы ставится цель раскрыть семейные отношения по законам Хаммурапи. Цель ставит задачи дать общую характеристику законам Хаммурапи; исследовать регулирование брачно-семейных отношений и институт наследования.

Законы царя Хаммурапи – общая характеристика

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когда царь «установил право стране». Эта кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

«Законы Хаммурапи» были найдены в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) и хранятся в Лувре. Черный базальтовый столб, на котором эти законы были высечены архаической клинописью, очевидно, был захвачен в качестве трофея эламитами. На верху лицевой стороны столба изображен царь, в молитвенной позе стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда, который, восседая на троне, вручает ему данные законы. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Далее царь перечисляет свои титулы, прославляет свое величие, отмечает благодеяния, которые были оказаны им городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые касаются уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности, прав воинов, права владения недвижимостью, торговли, залогового права, семейного права, членовредительства, работы зодчих и кораблестроителей, найма рабочей силы и рабства. В заключении царь перечисляет свои заслуги перед государством, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять законы и посылает грозные проклятья на тех, кто не будет их соблюдать или решиться их отменить.

Всего статей насчитывалось первоначально 282, но на найденном в Сузах столбе нашли до нас только 247; 35 статей, написанных на лицевой стороне столба, были выскоблены, вероятно, по приказу царя-победителя, который, возможно, собирался начертать здесь реляцию о своей победе. Недостающие статьи восстанавливаются на основе фрагметов глиняных табличек, найденных в Сузах и других местах, особенно в знаменитой библиотеке Ашшурбанапала. Кроме того в ряде мест найдены копии кодекса, которыми древневавилонские писцы и судьи пользовались в целях обучения, а также в судебной практике.

При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Язык законов – классический Вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты, и по своей категоричности они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от многих других кодификаций, характеризует почти полное отсутствие сакрально- религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение.

Регулирование брачно-семейных отношений

Законы Хаммурапи включают 282 нормы, на основании которых осуществлялось регулирование определенных общественных отношений в Вавилоне. Значительная часть норм данного закона определяла регулирование брачно-семейных отношений (128-195).

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

Правовой статус женщины в древнем Вавилоне тесно связан с ее семейным положением. В семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи и ему принадлежит право распоряжаться женой. С точки зрения права вавилонскую женщину времен Хаммурапи нельзя назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, что она — собственность мужа. С одной стороны замужняя женщина могла иметь свое имущество, распоряжаться собственным, нажитым в браке имуществом, сохраняла право на приданное, могла наследовать после мужа вместе с детьми, а с другой стороны она имела ограниченное право на развод, подчинялась мужу.

Для замужней женщины, пишет З.М. Черниловский, практические возможности независимой хозяйственной деятельности были не велики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях (если она пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр.) действовать вполне самостоятельно и с широким размахом. [10, с.273]

Вавилонский брак скреплялся договором между семьями жениха и невесты или жениха и семьей невесты, но на содержание его в Вавилоне могла оказывать влияние и женщина. Например, она могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать ее за долги (ст. 151). «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена» (ст. 128). Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ст. 175—176).

Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы (ст. 159), со стороны тестя – двойную плату того и другого.

Если женщину, изменившую мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который «ходит из дома и очень позорит свою жену», давала право женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и, тогда, когда муж покидал общину или клеветал на нее.

Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для рассмотрения обвинений такого рода (п. 130 — п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна». Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: «дети следуют за их отцами». Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).

Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170).

Брак в Вавилоне не считался нерасторжимым. По закону оставление мужем жены оговаривалось определенными условиями. Муж не мог покинуть даже больную проказой жену (ст. 142). Он мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Но он не мог ввести в дом в этом случае наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей. Рабыня, однако, не могла «равняться с госпожой» (ст. 146). Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее «в доме в качестве рабыни» (ст. 141).

Особо в законах Хаммурапи говорилось о правосудие в отношении женщин, на характер наказаний наложило отпечаток положение женщины в семье. Закон предусматривает ответственность жены за неверность, распутное поведении её. Так, ст. 129 предусматривает: «Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду», или ст. 153 гласит: «если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол». [3, с.157]

Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни — наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). «Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства».

Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы «Мои дети». И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).

Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, «отдавать за серебро». Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)

Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою «вдовью долю » (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).

Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.

За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.

По Закон Хаммурапи, положение женщин-вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.

В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при храме. Однако там высокие должности получали дочери высокопоставленных родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум.

Закон Хаммурапи предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием.

Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.

Таким образом, Закон Хаммурапи не только закрепил и сохранил большую власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее. Возможно, что обычаи и традиции шумеров, аккадцев, аморитов и других народов, не зафиксированные в Закон Хаммурапи, содержали иные установления в области брачно-семейных отношений.

3. Институт наследования

Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Сыновья, независимо от возраста, наследовали в равных долях. Долю умершего сына получали дети-внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные участвовали в наследовании на равных основаниях с детьми; это касалось и детей, прижитых от рабыни – наложницы, если они признаны отцом, но только в наследовании движимого имущества. Если же отец не признал детей от рабыни, они не участвовали в наследовании имущества, но во всяком случае после смерти отца они вместе с матерью получали свободу. Дочери при наследовании получали долю, которая была предназначена в качестве приданного. Пережившая супруга жена получала вдовью долю, которая после смерти вдовы переходила к ее детям.

Законам известно и наследование по завещанию: но оно не стало правилом, скорее исключением из правила. К примеру, отец мог лишить сына наследства «за тяжкие грехи» либо, напротив, увеличить его наследственную долю за счет ущемления интересов других сыновей. Муж мог подарить часть недвижимости (поле, сад) жене в обход прямых наследников-сыновей; этот дар мать, оставшись вдовой, могла не пускать в общий раздел, а передать любимому сыну. Приведенные примеры не являются свидетельством завещательных распоряжений в настоящем смысле слова, и прежде всего потому, что свобода распоряжения собственностью предполагает достаточно высокий уровень развития института частной собственности в обществе, а оно таковым в эпоху Хаммурапи не являлось.

Это интересно:

  • Цель создания арбитражных судов Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА Краткая история развития арбитражных судов Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности. В первые годы после […]
  • Закон карусели Можно сесть Если член избирательной комиссии выдал бюллетень гражданину для голосования за другого избирателя или для того, чтобы человек мог проголосовать два раза в ходе одних выборов, то он будет наказан штрафом от 200 тыс. до 500 тыс. рублей либо лишением свободы до 4 лет. В ходе […]
  • Расписка о согласии на получение смс извещений Повестки в суд по СМС-сообщениям Приказом Судебного Департамента при Верховном Суде России от 25.12.2013 № 257 утвержден Регламент организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений. Регламент устанавливает общие порядок и правила организации извещения участников […]
  • Совокупность законов правил совокупность законов Русско-английский юридический словарь . Академик.ру . 2011 . Смотреть что такое "совокупность законов" в других словарях: Совокупность преступлений — 1. Совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было […]
  • Жалоба в министерство труда Порядок приема и рассмотрения обращений граждан 09 октября 2012 Контактная информация Справочная Отдела по работе с обращениями граждан: +7 (495) 606-15-20, +7 (495) 606-15-20. Факс Отдела по работе с обращениями граждан: +7 (495) 606-15-02, +7 (495) 606-15-02. Почтовый адрес: 127994, […]
  • Федеральный закон о обороне государства Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ"Об обороне" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 […]
  • Закон всемирного тяготения понятие I. Механика Тестирование онлайн - По какому закону вы собираетесь меня повесить? - А мы вешаем всех по одному закону - закону Всемирного Тяготения. Закон всемирного тяготения Явление гравитации - это закон всемирного тяготения. Два тела действуют друг на друга с силой, которая обратно […]
  • Начисление налога усн ип Начисление УСН (бухгалтерские проводки) Отправить на почту Начисление УСН (проводки и применяемые счета) — вопрос, казалось бы, несложный, но иногда вызывает затруднения у бухгалтеров. Рассмотрим, какие при начислении УСН проводки формируются в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет при […]

Author: admin