Постановления пленумов высшего арбитражного суда рф является источником

Судебная практика как источник российского права

Правотворчество органов судебной власти традиционно является предметом научных споров в рамках романо-германской правовой традиции. При этом обычно обсуждаются такие вопросы, как понятие судебной практики, обязательность выработанных ею правоположений, возможность осуществления правотворческой деятельности судами разного уровня, признание судебной практики, пусть и с рядом оговорок, источником права.В странах романо-германской правовой системы относительно судебной практики придерживаются иных установок, чем в странах общего права. В основном они сводятся к следующему:

— формально все суды наделены равными полномочиями и не связаны решениями друг друга;

— решения одного суда не является обязательными для другого суда, в том числе в рамках одной подсистемы судебных органов;

— решения вышестоящих судов, не являются обязательными для нижестоящих судов при рассмотрении аналогичных дел;

— использование судом и сторонами по делу ссылок на позиции вышестоящих судебных инстанций не является обязательным и осуществляется в силу их убедительности;

— судьи не формулируют право, а лишь корректируют его, давая то или иное толкование закона.

В России, в общем и целом относящейся к романо-германской правовой семье, доминирующая правовая доктрина отрицает судебное правотворчество. Компетенция суда сводится исключительно к применению права.

Советская теория права всегда исходила из постулата, что судебная практика не является источником права. С.Л. Зивс подчеркивал, что обратное противоречило бы «принципу подзаконности судебной деятельности. Правотворческая деятельность суда с неизбежностью умаляет значение закона» . По мнению И.Б. Новицкого, «в советском государстве не может быть места для судебного прецедента.

Советский суд является проводником и стражем законности, он должен строго следить за тем, чтобы общие нормы закона (и подзаконных актов) неукоснительно соблюдались всеми гражданами, должностными лицами, учреждениями и прежде всего самим судом» . Считалось, что в законодательного процесса при формировании правовых норм есть возможность учесть гораздо больше факторов, чем это способен сделать суд при рассмотрении конкретного дела, а высшие судебные органы осуществляют исключительно надзор за деятельностью нижестоящих судов, обеспечивая единство применения законов.

В современных условиях данный подход сохраняет свои доминирующие позиции, подкрепляясь новым доводом: судебная практика не может являться источником права, ибо это противоречит принципу разделения властей. Однако, представляется, что правотворческая функция судов вполне совместима с конституционным принципом разделения властей. Судебная власть формирует правоприменительную практику (соответствующие правила) в процессе разрешения конкретных спорных ситуаций, рассматриваемых в рамках общих норм закона, и не претендует на узурпацию прерогатив законодательной власти по установлению абстрактных общеобязательных норм. Напротив, признание за отдельными органами судебной власти правотворческой функции способно обеспечить большую «эластичность» и эффективность законодательных предписаний.

Однако статус источника права не может признаваться за решение суда любой инстанции (содержащимися в нем правоположениями). Правотворческой функцией должны обладать только высшие суды Российской Федерации.

В последние годы российская судебная практика демонстрирует функционирование актов высших судебных органов в качестве источников права. Суды нижестоящих инстанций в своих решениях постоянно ссылаются на судебные акты, разъяснения и постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Е.Б. Абросимова отмечает, что «…постановления Пленума Верховного Суда РФ обладают признаками источника права:

1) являются способом внешнего выражения права;

2) выступают способом закрепления нормы;

3) принимаются уполномоченным на то органом Российского государства;

4) содержат именно нормы права, выраженные в абстрактной форме, адресованные неограниченному числу лиц;

5) рассчитаны на многократное применение;

6) подлежат обязательному опубликованию, иными словами обладают признаками нормативного акта, подзаконного характера».

В связи с этим целесообразно законодательно признать правотворческие функции за высшими судебными органами, в частности за Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным судом РФ. Такое правотворчество уже фактически существует. Косвенно нормотворческая функция судов закреплена в АПК, где указано, что судебное решение может быть отменено судом надзорной инстанции в случае нарушения единообразия толкования и применения норм права . Кроме того, в соответствии ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Разъяснения и постановления высших судов является вторичным или производным источником права; они основываются на законе, конкретизируют и дополняют его с учетом реальных гражданско-правовых отношений. Придание постановлениям и разъяснениям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ статуса источника права не будет противоречить принципу разделения властей, умалять роль Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов в системе источников права Российской Федерации. Высшие суды не могут иметь право непосредственно изменять закон, но функция толкования, предполагающая в случае необходимости возможность корректировки и конкретизации правовых норм, должна быть за ними признана.

Судебная практика неизбежно сопряжена с расширительным или ограничительным толкованием высшими судами Российской Федерации неясных законодательных положений, преодоление пробелов в законодательстве. В рамках требования единообразия судебной практики в качестве источника права должны рассматриваться только разъяснения и постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, представляющие собой, в том числе, консолидированное мнение высших судов, в отношении однотипных решений, принятых судами низших инстанций по конкретным делам.

© 2012 А.В. Корнев

Любое копирование материалов с сайта запрещено.

Арбитражный процесс

1.5. Источники арбитражного процессуального права

Источниками арбитражного процессуального права является совокупность правовых актов, содержащих нормы о судопроизводстве в арбитражных судах. В соответствии с Конституцией законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. Круг источников арбитражного права определяет ст. 3 АПК. Принято выделять следующие уровни источников
арбитражного процессуального права по их юридической силе.
1. Наиболее важные положения арбитражного процессуального права закреплены в Конституции. В частности, в ней закреплены
основы судебной власти в РФ, а также принципы ее функционирования. Конституция является законом прямого действия и подлежит непосредственному применению арбитражными судами. Конституция закрепляет право гражданина на судебную защиту, основные
принципы правосудия, основы судебной власти. Если какой-либо
вопрос в арбитражном процессуальном законодательстве прямо не урегулирован, следует руководствоваться принципами и основными положениями о судебной власти, установленными Конституцией.
Особое значение в ряду источников арбитражного процессуального права занимают постановления и определения Конституционного Суда РФ по вопросам о конституционности норм арбитражного процессуального права. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.2005 № 11-П ч. 3 ст. 292 АПК (в ред. от 24.07.2002) признана не соответствующей Конституции как не допускающая —
по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной
практикой, — возможность восстановления срока на обращение о пересмотре в порядке надзора акта арбитражного суда; постановлением Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 15-П ч. 5 ст. 59 АПК признана не соответствующей Конституции в той мере, в какой она в системной связи с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в действующей системе правового регулирования исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если
они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций.
Источниками арбитражного процессуального права является совокупность правовых актов, содержащих нормы о судопроизводстве в арбитражных судах. В соответствии с Конституцией законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. Круг источников арбитражного права определяет ст. 3 АПК. Принято выделять следующие уровни источниковарбитражного процессуального права по их юридической силе.1. Наиболее важные положения арбитражного процессуального права закреплены в Конституции. В частности, в ней закрепленыосновы судебной власти в РФ, а также принципы ее функционирования. Конституция является законом прямого действия и подлежит непосредственному применению арбитражными судами. Конституция закрепляет право гражданина на судебную защиту, основныепринципы правосудия, основы судебной власти. Если какой-либовопрос в арбитражном процессуальном законодательстве прямо не урегулирован, следует руководствоваться принципами и основными положениями о судебной власти, установленными Конституцией.Особое значение в ряду источников арбитражного процессуального права занимают постановления и определения Конституционного Суда РФ по вопросам о конституционности норм арбитражного процессуального права. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.2005 № 11-П ч. 3 ст. 292 АПК (в ред. от 24.07.2002) признана не соответствующей Конституции как не допускающая —по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительнойпрактикой, — возможность восстановления срока на обращение о пересмотре в порядке надзора акта арбитражного суда; постановлением Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 15-П ч. 5 ст. 59 АПК признана не соответствующей Конституции в той мере, в какой она в системной связи с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в действующей системе правового регулирования исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, еслиони не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций.

2. Ряд наиболее важных положений арбитражного процессуального права закреплен в федеральных конституционных законах. В частности, в Законе о судебной системе и Законе об арбитражных судах установлена система арбитражных судов Российской Федерации.

3. К федеральным законам, регулирующим правоотношения в сфере арбитражного процесса, относятся в первую очередь АПК, Закон о статусе судей, Федеральные законы от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Нормы арбитражного процессуального права содержатся также в федеральных законах, регулирующих материально-правовые отношения. Например, ст. 162, а также п. 2 ст. 812 ГК указывают на случаи недопустимости использования свидетельских показаний в качестве доказательств. В материально-правовых законах иногда содержатся нормы, определяющие подведомственность дел арбитражным судам. Так, ч. 2 ст. 23.1 КоАП относит к подведомственности арбитражных судов целый ряд дел, а гл. 25.3 НК устанавливает ставки государственной пошлины и правила ее уплаты при обращении в арбитражные суды.

4. Среди подзаконных актов, являющихся источниками арбитражного процессуального права, следует назвать постановление

Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, которым утверждено Положение о Федеральной налоговой службе. Согласно п. 1 Положения

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Регламент арбитражных судов, утвержденный постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.06,1996 № 7′, регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом

РФ, Минюстом России, органами судейского сообщества.

5. Самостоятельным источником арбитражного процессуального

права являются международные акты с участием Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 3 АПК, если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ о судопроизводстве, в арбитражных судах применяются правила международного договора.

Среди наиболее значимых для арбитражного процесса международных договоров с участием России можно назвать Соглашение о по-

‘ С изменениями, утвержденными Постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 декабря 2002 г. № 12, от 8 апреля 2004 г. № 6, от 8 декабря 2005 г. № 37.

рядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.), ст. 6 ЕКПЧ, Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных

документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) и Конвенцию о признании и

приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 29 декабря 1958 г.). Минскую конвенцию 1993 г., Соглашение о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при

рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств (Ашгабат, 24 декабря 1993 г.), Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса (Гаага, I марта 1954 г.), Конвенцию о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.).

С некоторыми странами Российской Федерацией заключены двусторонние международные договоры по вопросам о взаимной помощи по гражданским делам (например, Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным

делам с Азербайджанской Республикой, Договор о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Греческой Республикой и др.).

6. Неоднозначным остается вопрос о том, является ли источником арбитражного процессуального права судебная практика.

В соответствии с ч. 4 ст. 170 АПК в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики. Однако это не позволяет считать арбитражную судебную практику и постановления Высшего Арбитражного Суда РФ источником процессуального права, так как в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах Пленум Высшего Арбитражного Суда

РФ принимает постановления по вопросам своего ведения. Вопросы ведения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ определены в ч. 1 ст. 13 названного Закона: это рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дача разъяснений по вопросам судебной практики. Таким образом, установление норм процессуального права не относится к ведению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, его постановления не могут содержать нормы права и соответственно являться источником арбитражного процессуального права.

Судебная практика ЕСПЧ, напротив, является источником арбитражного процессуального права. Как указано в ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», Российская Федерация признает юрисдикцию ЕСПЧ обязательной по вопросам толкования и применения ЕКПЧ в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений Конвенции, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Действие арбитражного процессуального закона во времени и пространстве определяется нормами АПК. Согласно ч. 4 ст. 3 АПК судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта. Это означает, что независимо от того, когда было возбуждено дело в арбитражном суде, при совершении процессуальных действий применяется процессуальный закон, действующий в этот момент. Арбитражные суды в своей деятельности руководствуются арбитражными процессуальными законами РФ. Нормы арбитражного процессуального права РФ действуют на всей территории Российской Федерации и применяются всеми арбитражными судами России. Это правило действует и тогда, когда дело передается в арбитражный суд РФ из суда другого государства или когда процессуальное действие совершается по поручению суда другого государства.

В соответствии с п. 2 постановления ВС РСФСР от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» законодательные акты бывшего СССР действуют на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ.

§ 3. Источники арбитражного процессуального права 1. Понятие источников

Источники арбитражного процессуального права — это правовые акты, содержащие нормы данной отрасли права.

Источники арбитражного процессуального права разнообразны и делятся на 2 основных вида: законы и подзаконные нормативные акты.

Такой круг источников норм арбитражного процессуального права отражает характерную особенность, присущую процессуальным отраслям права, — в качестве основного источника норм любой отрасли процессуального права выступает закон. Вместе с тем в ряде случаев в качестве источников норм гражданского процессуального права выступают не только федеральные законы, принятые в соответствии с АПК РФ, но и другие законы, так или иначе регулирующие вопросы надлежащих субъектов, условий возбуждения дела, допустимых доказательств, предмета доказывания и др. Только в отдельных случаях в качестве источников норм арбитражного процессуального права выступают подзаконные и иные акты, о чем речь пойдет далее.

2. Отдельные виды источников арбитражного процессуального права

Конституция РФ (гл. 7), где закреплены основные положения о судебной власти, принципах ее функционирования. Конституция РФ теперь подлежит непосредственному применению в судебной практике.

Так, именно ст. 46 Конституции РФ (ч. 1) как источник арбитражного процессуального права была положена в основу постановления Конституционного Суда РФ от 03.02.1998 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в котором оценивался ряд положений АПК РФ 1995 г.*(17) В той же мере значимо постановление Конституционного Суда России от 12.03.2001 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц»*(18). В частности, в данном постановлении установлено несоответствие ряда статей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46, ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 123).

В ряде постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ содержится ссылка на Конституцию РФ как основание для вынесения решения по существу (преимущественно в материально-правовом аспекте). Например, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ приводились ссылки на ст. 15*(19), 54*(20), 76*(21), 120*(22), 123 Конституции РФ*(23) либо содержались ссылки на принципы, закрепленные в Конституции РФ*(24).

Федеральные конституционные и федеральные законы, непосредственно посвященные вопросам судоустройства и судопроизводства в арбитражных судах. Из числа первых следует выделить Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый устанавливает основы судебной системы России, а второй — непосредственно систему арбитражного судоустройства. Из федеральных законов основным является АПК РФ, который регламентирует порядок судопроизводства в арбитражных судах, а также Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающий правила рассмотрения дел данной категории.

Иные федеральные законы, которые в той либо иной степени содержат нормы арбитражного процессуального права: Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральные законы от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»*(25), от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»*(26), ГК РФ*(27), НК РФ*(28) и иные федеральные законы в части, содержащей процессуальные нормы.

Дело в том, что рациональное размещение норм права с точки зрения правил законодательной техники предполагает сосредоточение основного массива норм в базовом правовом акте, в качестве которого выступает АПК РФ. Включение части процессуальных норм в иные правовые акты объясняется тем, что указанные процессуальные нормы имеют специальный характер и применяются только в связи с рассмотрением определенных категорий экономических споров, и, поскольку они не носят общего характера, нет необходимости помещать их в АПК РФ. Например, в ст. 71 Федерального закона «Об акционерных обществах» определен круг лиц, которые могут быть истцами и ответчиками по косвенным искам в случае причинения по вине руководителей акционерного общества убытков обществу. Аналогичное положение закреплено в ст. 44 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»*(29).

К числу наиболее значимых источников относится и КоАП РФ*(30), который отнес к компетенции арбитражных судов целый ряд дел об административных правонарушениях.

Международные соглашения и договоры по вопросам арбитражного процесса. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В нынешних условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, арбитражными судами применяются Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20.03.1992 г.)*(31), Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.1961 г.)*(32), и целый ряд других международных соглашений и договоров.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, особенно ее ст. 6, закрепляющая право на справедливое судебное разбирательство. В частности, в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.1999 г. N С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие»*(33) отмечено значение данной конвенции и практики Европейского суда по правам человека.

Судебная практика. Источником права в современных условиях становится судебная практика в самых разнообразных ее формах. При всей противоречивости суждений, высказанных по поводу места судебной практики, большинство специалистов разделяют вывод о том, что судебная практика имеет как правообразующее, так и правореализационное значение*(34). Она может быть выражена в форме судебных актов международных органов правосудия, постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В условиях осуществления государственного устройства России на принципе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) совершенно иначе можно поставить вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и правоприменении. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной. Судебная практика в современных условиях не только выступает в качестве предварительной ступени к последующему нормативному регулированию, но и сама становится непосредственным источником такого регулирования.

Причин тому несколько. Во-первых, суды оказывают воздействие на законодательную и исполнительную власти путем принятия своих актов, контролируя акты иных органов власти. Судебная практика является ориентиром для последующего правотворчества и правоприменения, особенно позитивна в этих процессах роль Конституционного Суда РФ.

Во-вторых, усложняется правовая система. Есть определенные границы детализации законодательных актов, за пределами которых она теряет смысл и закон становится сборником казусов. Гегель справедливо замечал, что «в частном праве так называемое совершенство есть постоянное приближение»*(35). В настоящее время невозможно закрепить в федеральных законах и иных нормативных правовых актах полную и исчерпывающую кодификацию всего законодательного материала, решить все возможные вопросы, особенно взаимодействия с другими правовыми актами.

Практика международных органов правосудия. Первостепенное значение приобретает международная судебная практика, выраженная в судебных актах Европейского суда по правам человека. Как отмечено в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.1999 г. N С1-7/СМП-1341, в Федеральном законе от 30.03.1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»*(36) содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда, а также заявлений о праве российских граждан на обращение в названный суд за защитой своих нарушенных прав в течение 6 месяцев после того, как исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

При этом обязательное значение имеют не только те решения, которые были вынесены против Российской Федерации, но и в целом вся практика Европейского суда по правам человека, в которой выражена его правовая позиция по тем либо иным вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, независимо от того, кто выступал в качестве заявителя — российские либо иностранные лица.

Не имеет значения и сфера решения — касается ли оно результатов правоприменительной деятельности судов общей юрисдикции или арбитражных судов*(37). В частности, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, регулирующая право на справедливое судебное разбирательство, распространяется на все имущественные иски, основанные на предполагаемом нарушении имущественных прав, независимо от того, в соответствии с каким законом (гражданским, административным и т.д.) должен быть разрешен спор и какой орган компетентен его рассматривать*(38).

Так, первое решение Европейского суда по правам человека от 07.05.2002 г. (дело Бурдов против Российской Федерации) оценивает как негативную практику исполнительного производства по исполнению решения суда общей юрисдикции, однако его оценки вполне актуальны и для исполнения решений арбитражных судов. Кроме того, следует учитывать, что ранее Европейский суд по правам человека выносил целый ряд решений по вопросам исполнения судебных решений, которые также обязательны для России.

Например, в решении от 19.03.1997 г. по делу Хорнсби против Греции Европейский суд по правам человека подтвердил неоднократно выражавшуюся им позицию, согласно которой «право на суд» стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное обязательное судебное решение оставалось неисполненным, поскольку исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть права на судебную защиту в смысле ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(39).

С актами Европейского суда по правам человека связаны процессуальные последствия. Рассмотрение международным судом другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения конкретного дела арбитражным судом, является основанием для приостановления производства по делу (п. 5 ст. 144 АПК РФ). Согласно п. 7 ст. 311 АПК РФ установленное данным судом нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека, является основанием для пересмотра судебных актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Практика Конституционного Суда России. На значение постановлений Конституционного Суда РФ обращалось внимание в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.08.1994 г. N СЗ-7/03-614 «О вступлении в силу Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»*(40). Высший Арбитражный Суд РФ подчеркнул следующее. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что они обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (ст. 6). Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Непосредственное значение для деятельности арбитражных судов заключается в том, что признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений несоответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 87 указанного закона).

Из постановлений Конституционного Суда РФ, касающихся арбитражного процессуального права, следует отметить постановление от 03.02.1998 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Указанным постановлением признан возможным пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в тех случаях, когда судебный акт принят в результате судебной ошибки, которая не была или не могла быть выявлена ранее. Имеется целый ряд других постановлений и определений, имеющих правовое значение для арбитражного процессуального права.

При этом практически не имеет значения, в отношении какой судебной системы ранее было вынесено постановление Конституционного Суда России.

Например, определение Конституционного Суда России от 10.11.2002 г. N 293-О «По жалобе открытого акционерного общества «Омский каучук» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»*(41) распространило правовую позицию Конституционного Суда РФ, определенную им применительно к уголовному процессу, и на арбитражный процесс.

Практика арбитражных судов. В постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ содержатся разъяснения по вопросам применения арбитражного процессуального права, обязательные как для арбитражных судов, так и для участников арбитражного процесса. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ наряду с воспроизведением норм действующего законодательства разъясняют недостаточно урегулированные вопросы, способствуют единообразному толкованию норм арбитражного процессуального права. Например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»*(42) разъяснены правила подведомственности дел арбитражным судам по новому АПК РФ, а в постановлении от 27.01.2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»*(43) — вопросы взаимосвязанного применения АПК РФ и КоАП РФ.

Регламент арбитражных судов. Согласно ч. 3 ст. 10 и ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Пленум Высшего Арбитражного Суда России принимает регламент, обязательный для арбитражных судов. Регламент принимается по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Хотя ст. 3 АПК РФ содержит закрытый перечень законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах, тем не менее он не является исчерпывающим. Подзаконные акты имеют крайне незначительное место в системе источников арбитражного процессуального права. В качестве примера постановления Правительства РФ как источника арбитражного процессуального права можно отметить постановление от 03.02.2005 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»*(44).

2. Судебные источники гражданского процессуального права

Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Особое место среди источников гражданского процессуального права занимают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, которые не являются законом, но обязательны для всех судов. Вопрос отнесения постановлений Пленума Верховного Суда РФ к нормам права решается в науке по-разному. Одни авторы полагают, что постановления носят нормативный характер, другие придерживаются противоположной точки зрения*(20). Не углубляясь в научный спор, укажем, что постановления, в том числе по вопросам гражданского процессуального права, носят разный характер. Они могут иметь директивный характер (при определении задач суда на данном этапе развития общества), характер напоминания о необходимости соблюдения тех или иных процессуальных норм, восполнять пробелы в действующем праве или разъяснять смысл правовых норм. Но иногда Пленум вводит новые процессуальные правила в практику деятельности суда, потребность в которых назрела, а законодательство не отвечает требованиям времени*(21). Последнее сближает разъяснения с подзаконными актами, хотя суды не наделены функциями правотворческих органов.

В настоящее время суды общей юрисдикции РФ действуют в соответствии с постановлениями Пленума Верховного Суда РФ. «Постановления Пленума Верховного Суда СССР, содержащие разъяснения по применению гражданского процессуального законодательства, не подлежат применению на территории Российской Федерации»*(22).

К судебным источникам следует отнести и совместные постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Решения Конституционного Суда РФ. Немаловажно значение решений Конституционного Суда РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» его решения обязательны для всех судебных органов РФ. Конституционный Суд рассматривает запросы, связанные с действием норм гражданского процессуального права. Например, постановлением Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. была признана не соответствующей ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции РФ ст. 123 ГПК РСФСР в той мере, в какой она допускает передачу дела из одного суда, которому дело подсудно, в другой суд без принятия соответствующего процессуального акта и при отсутствии точных оснований, указанных в процессуальном законе, по которым дело не может быть рассмотрено в том же суде или тем же судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Изменения ГПК от 7 августа 2000 г. привели ст. 123 ГПК в соответствие с требованиями Конституции РФ.

Судебная практика по гражданским делам. Судебная практика является одновременно результатом применения норм права при осуществлении правосудия, а также источником дальнейшего развития гражданского процессуального права.

Это интересно:

  • Услуги юриста благовещенск УСЛУГИ АДВОКАТОВ В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ Вам нужны услуги адвоката или юридическая помощь в Благовещенске? Выбор адвоката – задача не из легких. Из сотен специалистов, называющих себя адвокатами, необходимо выбрать одного, своего, которому можно полностью довериться, который сможет грамотно и в […]
  • Регулирующие налоги кодекс Регулирующие налоги кодекс Порядок формирования региональных и местных бюджетов характеристика доходных источников, состав и порядок формирования расходных статей, понятие минимального бюджета, оценка доли закрепленных и регулирующих налогов, обоснование нормативов налогов и платежей, […]
  • Взыскание неустойки с застройщика услуги Сколько стоят услуги юриста по взысканию неустойки с застройщика Застройщик КСК (Спб) задерживает срок сдачи квартиры. По договору ДДУ должен был передать 31.12.2015г. Квартира 40м2, приобретена в ипотеку. На что можно рассчитывать и сколько будут стоить услуги юриста (акта приема […]
  • Когда кончается страховка Когда кончается страховка Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Штраф за просроченную страховку ОСАГО в 2018 году и сколько можно ездить без страховки после ее окончания У многих документов имеется срок действия, […]
  • Статистика по несовершеннолетним 2013 Современное состояние преступности несовершеннолетних в России Уголовная политика Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться нестабильной, носит несистемный характер [10, с. 21], в стране отсутствует четкое понимание того, каким образом должно осуществляться […]
  • Правила возврата обмена бытовой техники Самозащита потребителя Возврат бытовой техники в магазин Возврат бракованной бытовой техники Почти любая бытовая техника, кроме разве что пылесосов, подходит под перечень технически сложных товаров утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 в связи с этим […]
  • Приказы о зачислении в кгму 2018 Нормативные документы Приемная комиссия Прием по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета прием иностранных граждан в КГМУ На нашем сайте вы найдете всю необходимую информацию о правилах поступления в наш вуз, способах и сроках […]
  • Россия минимальная пенсия по возрасту Стаж имеет значение: в ПФР объяснили причины отказов в страховой пенсии Страховая пенсия по старости назначается при наличии у гражданина минимального трудового стажа и накопленных пенсионных баллов. Об этом сообщили в пресс-службе Пенсионного фонда России (ПФР). Там пояснили, что в […]

Author: admin