Пожарные рукава на судах

Сайт пожарных | Пожарная безопасность

Последние публикации:

Пожарные рукава. Виды пожарных рукавов и их применение

Подача различного вида огнетушащего состава аварийно-спасательными подразделениями МЧС была бы просто невозможно без пожарных рукавов. Пожарные рукава это неотъемлемый элемент пожарно-технического оснащения любого подразделения.

Пожарный рукав — это гибкий трубопровод для транспортирования огнетушащих веществ, оборудованный пожарными соединительными головками .

С помощью пожарных рукавов пожарные могут транспортировать воду, пенный раствор, порошок в любую необходимую точку чрезвычайной ситуации и пожара. По своей сути пожарные рукава это тот же трубопровод с присоединенными пожарными головками, только гибкий, по этому эму также свойственны потери напора (который обязательно необходимо учитывать) и другие законы применимые в гидравлике. Но сейчас не об этом.

На сегодняшний день в странах СНГ присутствует три вида пожарных рукавов, а именно (подробнее по клику):

Напорные пожарные рукава

Название «напорные пожарные рукава» говорит само за себя (так в принципе и со всеми другими рукавами), то есть это рукава, по которым непосредственно подают огнетушащий состав к пожарному стволу (под давлением порядка 2-8 атмосфер) и далее на тушение через пожарный ствол.

Напорные пожарные рукава это наиболее распространенный вид пожарных рукавов, так как такими рукавами в обязательном порядке укомплектовываются пожарные автоцистерны, пожарные поезда и корабли, пожарные кран-комплекты и они нашли свое широкое применение и в других сферах деятельности человека.

Как было сказано напорные пожарные рукава располагаются в АЦ предварительно смотанные в одинарную или же двойную скатку, есть варианты хранения на специальной катушке.

Классификация и виды напорных пожарных рукавов

Как и все техническое оборудование, и аварийно-спасательный инструмент напорные пожарные рукава должны соответствовать ГОСТу. Согласно нормативным документам напорные пожарные рукава должны классифицироваться по:

Стойкости к внешним воздействиям:

  • Износостойкие (И)
  • Маслостойкие(М)
  • Термостойкие (Т)

Климатическому исполнению для эксплуатации в районах с:

  • Тропическим
  • Умеренным (-40˚С до + 45˚С)
  • Холодным климатом (-50˚С до + 45˚С).

Виды и тактико-технические характеристики основных типов пожарно технического вооружения

Рукава пожарные – предназначены для транспортирования ОТВ под избыточным давлением. Рукава пожарные делятся на три следующих вида:

  • Напорные, 20 м (Диаметр: 51, 66, 77, 89, 150 мм)
  • Всасывающие, 4 м – для забора воды из откр. водоисточника (диаметр: 125 мм)
  • Напорно-всасывающие, 4 м – для забора воды из ПГ (диаметр: 77 мм)

Таким образом, и техническое исполнения рукавов будет разное. Напорные рукава 70-80 годов XX ст изготавливались из льна, что конечно очень было неудобно, так как их обязательно было необходимо просушивать, они очень тяжело ремонтировались и были достаточно тяжелыми и не компактными.

На сегодняшний день напорные рукава изготовляют из многослойных синтетических материалов (лавсан, капрон) с прорезиненной подложкой, также с внешней стороны рукава покрывают специальными износостойкими полимерными покрытиями.

На основных пожарных автомобилях в основном используют рукава диаметром 38,55,66,77,89,150 мм.

Стандартная длинна напорного рукава составляет 20 м.

В напорных пожарных рукавах одним из наиболее важных параметров является пропускная способность рукава, которая будет зависеть от диаметра в первую очередь, а также объем самого рукава.

Учитывать пропускную способность рукава очень важно, при организации пожаротушения, так как от этого будет зависеть необходимая интенсивность подачи огнетушащих средств в очаг возгорания.

Напорно всасывающие рукава

Напорно-всасывающие рукава предназначены для забора воды из водоисточников, пожарных гидрантов и т.д. Так как для забора воды в полости рукава необходимо создать вакуум, насосом АЦ, основной конструктивной особенностью данного типа пожарных рукавов является наличие металлического каркаса из стальной проволоки покрытой грубым текстильным кожухом.

Напорно-всасывающие рукава производятся диаметром от 50 до 200 мм. Рукава меньшего диаметра

Так как рукава имеют жесткую конструкцию и достаточно большой диаметр для более качественного их соединения между собой и патрубком автомобиля необходимо использовать ключи типа К-80, К-150, где значение соответствует диметру условного прохода рукава.в основном используются для перекачки специальных жидкостей, таких как пенообразователь, масла и т.п.

Всасывающие пожарные рукава

Всасывающий пожарный рукав это рукав более жесткой конструкции целевое применение, которого практически ни чем не отличается от напорно-всасывающих рукавов.

Отличаем всасывающих рукавов является более усиленная конструкция рукава, который состоит из:

  • внутренней резиновой камеры;
  • двух текстильных слоев;
  • проволочной спирали;
  • промежуточного резинового слоя и внешнего текстильного слоя.

Длина всасывающих пожарных рукавов также как и напорных является стандартной и зависит от конструктивных особенностей пожарных автомобилей, вследствие чего длинна всасывающего рукава (напорно-всасывающего) составляет 4м.
Данный тип рукавов располагается в пеналах на крыше АЦ (что характерно для отечественных автомобилей), на современных зарубежных марках, а также некоторых отечественных пеналы уже располагаются непосредственно на уровне насосного отсека, что намного удобнее.

Обозначения на пожарных рукавах в подразделениях

На рукава, поступившие в пожарную часть, наносят дополнительную маркировку их принадлежности к пожарной части. На рукавах, являющихся принадлежностью пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, в знаменателе – порядковый номер рукава.

Рукава «Универсал» – рекомендуются к применению для внутренних пожарных кранов и переносных мотопомп.

Рукава пожарные напорные «Стандарт» – предназначены для передвижной пожарной техники с целью подачи воды и водных растворов пенопреобразователей на расстояние под давлением. Рукава пожарные Стандарт отличаются от рукавов пожарных Универсал своей морозостойкостью до -55°С.

Рукава «Технолен», применяются для комплектования передвижной пожарной техники и мотопомп с рабочим давлением до 1,6 МПа, морозостойкие , износостойкие, ремонтопригодные с резиновой внутренней камерой.

Рукава латексированные (рукав латексный) с внутренним гидроизоляционным слоем, произведенным из натурального латекса, применяются для комплектования передвижной пожарной техники и мотопомп с рабочим давлением до 1,6 МПа.

Пожарные напорные рукава прорезиненные «Армтекс» (двухстороннее полимерное покрытие) предназначаются для передвижной пожарной техники и мотопомп, с рабочем давлением до 1,6 МПа, подача воды и водных растворов пенообразователей с водородным показателем рН=7-10. под давлением в на расстояние в интервале рабочих температур от минус 400С и в районах с умеренным климатом (исполнение У). Повышенная износостойкость, устойчивость к агрессивным средам (масло, бензин).

Сравнительная характеристика поставляемых на вооружение пожарных напорных рукавов

Предупреждение свищей в рукавных линиях

Для временного устранения течи, в местах повреждения напорных пожарных рукавов, во время тушения пожара, необходимо оборудовать рукава находящиеся в боевом расчёте двумя манжетами длинной 25-30 см. (отрезки рукава того же диаметра).

Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.

При расчете напора принимаются следующие потери: по 1-й атм. на разветвления; по 1 атм. на 10 м по высоте (жилой дом – 3 этажа); по 1 атм. на 100 м по горизонтали.

Судовое противопожарное оборудование

Пожар на судах относится к самым опасным происшествиям, поэтому противопожарной защите уделяется очень большое внимание. В зависимости от типа и размеров современные суда оснащаются различными противопожарными приборами и системами. Наиболее широко противопожарная техника представлена на пассажирских судах, а также на танкерах, транспортирующих жидкие и легковоспламеняющиеся грузы.

Среди судового противопожарного оборудования можно выделить несколько базовых элементов, которые обязательно должны присутствовать на судне:

· стационарные системы тушения и мобильные (переносные) огнетушители;

· сопутствующий инвентарь (насосы, пожарные рукава и стволы, спецодежда).

Успех тушения пожара зависит, прежде всего, от быстроты обнаружения его очага. Для этого на судах применяют системы пожарной сигнализации с автоматическими и ручными извещателями пожара.

Автоматическую систему сигнализации устанавливают практически во всех помещениях судна.

Такие системы сигнализации срабатывают на повышение температуры в помещении или при появлении дыма (дымовая сигнализация).

Пожарная сигнализация включает в себя датчики, средства оповещения и элементы первичного пожаротушения (оросители спринклерного и дренчерного типа, охладительные насосы и так далее). Датчики фиксируют повышение температуры или появление дыма, после чего срабатывает звуковое и световое оповещение. Информация с датчиков также поступает на специальный пульт или дисплей, где (в простейшем варианте) каждому помещению соответствует лампочка, включение которой означает возникновение пожара.

Стационарные системы тушения в зависимости от вида возгорания могут быть водяного, и пенного типа, использовать в работе углекислый и инертный газ, галогены и порошок.

В водяные противопожарные системы входят насосы большой подачи и высокого давления, которые подводят морскую воду к сети судовых пожарных трубопроводов. На трубопроводах в соответствующих местах находятся гидранты, к которым подключают пожарные рукава.

Наряду со стационарными системами на судах имеются также ручные водяные, пенные,углекислотно–снежные огнетушители, химические приборы, ящики с песком и асбестовые одеяла, предназначенные для тушения пожара в момент его зарождения.

Водяные системы пожаротушения являются наиболее распространёнными на судне в силу доступности расходного материала и экономичности. Однако для их применения существует ряд ограничений: они не пригодны для тушения оборудования под напряжением, горючих материалов и газов, многих металлов.

Для локализации пожара и предупреждения его распространения на судах (на пассажирских обязательно)устанавливают противопожарные переборки. Они изготовлены из листовой стали и изолированы огнеупорными материалами. Кроме того, из огнеупорных материалов сделаны также двери во всех проходах, причём двери на всем судне можно закрывать с центрального поста, который обычно находится на командном мостике.

Дата добавления: 2016-01-03 ; просмотров: 1413 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Пожарные рукава на судах

Снабжение судов противопожарным имуществом. Нормы снабжения

Каждое судно должно быть обеспечено полным комплектом исправного противопожарного имущества в соответствии с действующими нормами снабжения морских судов, установленными Правилами классификации и постройки морских судов Регистра СССР.

Все пожарные рожки, должны быть снабжены пожарными рукавами, длина рукавов должна быть равной не менее 15 и не более 20 м для рожков, установленных на открытых палубах, и не менее Юм — для рожков, установленных в помещениях судна. На судах длиной менее 40 м для рожков, установленных на открытых палубах, могут быть применены рукава длиной не менее 10 м. Допускается применение льняных или пеньковых рукавов, как непрорезиненных, так и прорезиненных или из синтетических материалов.

Присоединительная арматура всех пожарных рукавов, стволов, в том числе водяных и воздушнопенных, перекосных пекогенераторов высокократной пены, пеносливов должна быть быстросмыкающадся, стандартного типа и размера; материал присоединительной арматуры должен быть стойким к морской воде. Крепление пожарных рукавов к арматуре должно осуществляться прочным и надежным способом. На наливных судах должна применяться арматура, исключающая возможность иокрообразования.

Все пожарные рукава должны быть обеспечены ручными пожарными стволами, стандартный диаметр спрысков 12, 16 или 19 мм. B жилых, служебных помещениях нет необходимости применять спрыски диаметром более 12 мм. На грузовых судах валовой вместимостью менее 100 per. т допускается применение спрысков диаметром 10 мм. Стволы, расположенные внутри помещений судна, включая машинные и производственные помещения, должны быть комбинированными, дающими возможность получить как компактную, та»к и распыленную струю.

Воздушнопенные стволы, предназначенные для подачи пены от стационарных систем пенотушения, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • пенопроизводительность стволов, установленных на верхних палубах наливных судов, должна быть примерно 4 м3/мин;
  • пенопроизводительность стволов, установленных внутри машинных, производственных и других помещений судна, должна быть примерно 2 м3/мин.

В комплект переносного воздушнопенного ствола, предназначенного для тушения пожара в грузовых отсеках наливных судов и питающегося от водопожарной системы, должны входить:

  • воздушнопенный ствол с эжектирующим устройством, регулятором подачи пенообразователя к смесителю и пеиоеливомудлинителем длиной не менее 4 м;
  • переносный сосуд для пенообразователя;
  • соединительный рукав для подачи пенообразователя от сосуда к стволу;
  • пожарный рукав длиной 20 м с внутренним диаметром 66 мм.

Расчетное количество пены и пенообразователя определяют исходя из необходимости покрытия пеной наибольшего по площади; грузового отсека при интенсивности подачи пены, полученной из. пенообразователя на протеиновой основе, равной 2 л/(см2), в течение 5 мин при кратности расширения пенообразования, равной примерно 6.

В состав комплекта, переносного воздушнопенного ствола,, предназначенного для тушения пожара внутри помещений судна, не являющихся грузовыми наливными отсеками, и питающегося от пожарной системы, должны входить:

воздушнопенный ствол пекопроизводительностью примерно 2 м3/мин с эжектирующим устройством и регулятором подачи пенообразователя к смесителю;

переносный сосуд, способный вместить не менее 20 л пенообразователя;

запасной сосуд для пенообразователя, способный вместить не менее 20 л пенообразователя и хранящийся в .непосредственной близости от основного сосуда;

пожарный рукав диаметром, соответствующим диаметру ствола, и длиной 10 м;

соединительный рукав для подачи пенообразователя от сосуда к стволу.

В машинных отделениях с механизмами, работающими на жидком топливе, на каждое из помещений, в котором расположены главные двигатели мощностью не менее 1000 л. с, или вспомогательные двигатели мощностью не менее 500 л. с, или главные и вспомогательные двигатели общей мощностью не менее 1000 л. с, полагается один комплект переносного воздушнопенного ствола на каждый пожарный рожок, однако больше чем два комплекта на каждое помещение не требуется.

Для каждого грузового насосного отделения полагаются два комплекта переносного воздушнопенного ствола, для каждой •станции раздачи топлива в шланговом помещении — один комплект.

(Минимальное количество ручных переносных пенных огнетушителей ОП и углекислотных огнетушителей ОУ, подлежащих применению внутри жилых и служебных помещений, определяют исходя из нормы: два огнетушителя на каждые полные и неполные 30 м длины участков палуб, на которых эти помещения расположеиы.

В постах управления положен одни огнетушитель ОП на каждое помещение, при этом допускается установка одного огнетушителя в коридоре на группу небольших помещений суммарной площадью до 50 м2 при условии, что входы в эти помещения расположены рядом, в одном коридоре.

Одним огнетушителем ОУ снабжается каждое помещение или группа помещений, где имеется электро или радиооборудование, а также штурманская рубка и хранилище карт. Один огнетушитель ОП полагается на каждое из помещений, где расположены аварийный дизельгенератор или пожарный дизельнасос при мощности дизеля до 100 л. с. Если мощность дизеля 100 л. с. и более, то должен быть дополнительно установлен один огнетушитель ОП на каждые полные и неполные 200 л. с. мощности дизеля сверх 100 л. с.

В жилых и служебных помещениях на каждые полные и неполные 80 м длины коридоров, служащих для сообщения с жилыми и служебными помещениями, с каждого борта полагается один огнетушитель ОП. В камбузах и пекарнях, работающих на жидком топливе, — один огнетушитель ОП на каждое помещение. В камбузах и пекарнях, работающих на электричестве, угле, паре или газе и имеющих площадь более 50 м2, — один огнетушитель ОП или ОУ. В прочих хозяйственных помещениях — один огнетушитель ОП. Если в коридоре у входа в помещение огнетушители имеются, то внутри помещения установка их необязательна. В выгородках трапов и лифтов и в вестибюлях — по одному огнетушителю ОП. В кладовых для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов — по одному огнетушителю ОП на каждое помещение. При площади кладовой менее 50 м2 может быть допущена установка огнетушителей в коридоре в непосредственной близости у входа в данное помещение.

В машинных отделениях с главными или вспомогательными механизмами, работающими на жидком топливе, — один огнетушитель ОП на каждые полные 1000 л. с, но не менее двух на помещение, однако нет необходимости иметь более шести огнетушителей на помещение. В машинных отделениях судов с главными паровыми механизмами — два огнетушителя ОП на каждое помещение.

В котельных отделениях с главными или вспомогательными котлами, работающими на жидком топливе, — по крайней мере, два огнетушителя ОП на ту часть отделения, к которой обращены фронты котлов, и на каждое помещение, в котором расположено топливное оборудование.

В помещениях, в которых располагаются электрические машины или механизмы, — один огнетушитель ОУ. Одни огнетушитель ОУ полагается на каждый электрический генератор, не являющийся главным генератором, если мощность генератора превышает 500 кВт. В отдельных помещениях, содержащих электрораспределительные щиты, — два огнетушителя ОУ на помещение.

В аккумуляторных — один огнетущитель ОУ на помещение, В грузовых насосных отделениях, на станциях раздачи топлива, в шахтах бензопроводов, шланговых помещениях — один огнетушитель ОП на каждые 30 м2 площади пола помещения. В помещениях сварочной мастерской и для хранения сварочного оборудования — один огнетушитель ОП и один огнетушитель ОУ на каждое помещение.

Для огнетушителей ОП должны предусматриваться по два запасных заряда на каждые три огнетушителя. Запасные заряды должны находиться в местах хранения противопожарного имущества. На каждые десять углекислотных огнетушителей должен предусматриваться одинзапасной огнетушитель. Если применяются углекислотные огнетушители, то количество углекислоты в них должно быть не менее 5,5 кг, что соответствует ручным углекислотным огнетушителям ОУ8.

В машинных отделениях с механизмами, работающими на жидком топливе, на всех пассажирских судах, независимо от валовой вместимости, и на прочих судах, имеющих валовую вместимость 1000 per. т и более, должно быть—по одному полустационарному пенному огнетушителю типа СО500 емкостью 45 л или по углекислотноснежному огнетушителю емкостью 16 кг углекислоты.

В машинных отделениях с главными паровыми турбинами или машинами при мощности установленных .механизмов более 500 л. с. — один полустационарный огнетушитель.

В котельных отделениях на грузовых судах с котлами, работа» ющими на жидком топливе, — по одному полустационарному огнетушителю на каждое котельное отделение с главными паровыми, котлами и по одному полустационарному огнетушителю на каждое отделение со вспомогательными котлами при площади этих отделений не менее 25 м2.

В производственных помещениях, где применяется жидкое топливо или другие воспламеняющиеся жидкости или вырабатываются жировые вещества, — один полустационарный огнетушитель на каждые полные и неполные 300 м2 площади.

По одному полустационарному огнетушителю полагается иметь в помещениях с главными электрогенераторами или гребными электродвигателями, а также в помещениях, где находятся электрораспределительные щиты.

В машинных отделениях с механизмами, работающими на жидком топливе и имеющими общую мощность в одном помещении более 5000 л. с, в котельных отделениях с котлами, работающими на жидком топливе, на всех пассажирских судах и в помещениях с главными электрогенераторами или с гребными электродвигателями при суммарной мощности электрических машин в помещении более 5000 л. с. должно быть по одному стационарному пенному огнетушителю типа АПХ1200 емкостью 136 л или углекислотносиежному огнетушителю емкостью 45 кг углекислоты.

В каждом котельном отделении с котлами,, работающими на жидком топливе, а также в районе фонарных, малярных, у мест приемки и раздачи топлива и в других опасных в пожарном отношении местах, кроме машинных отделений, должно быть по металлическому ящику с песком или пропитанными содой сухими древесными опилками и с совком. В машинных и котельных отделениях всех судов, с механизмами или котлами, работающими на жидком топливе, должно быть по одному ящику на каждое помещение.

На каждые полные и неполные 40 м длины открытой палубы наливных и пассажирских судов полагается покрывало размером 1,5×2 м для тушения пламени. Одним покрывалом снабжается любое судноваловой вместимостью менее 1000 per. т и двумя покрывалами — любое судно валовой вместимостью более 1000 per. т.

Нормы снабжения судов комплектами пожарного инструмента (пожарный топор и пожарный лом) установлены в зависимости от валовой вместимости судов:

Валовая вместимость судна, Количество per. тч комплектов

  • До 2000 . 1
  • От 2000 до 4000 . 2
  • От 4000 до 10 000 . 3
  • От 10 000 и более. 4

На каждое пассажирское судно полагаются два комплекта снаряжения для пожарных и дополнительно по комплекту на каждые полные и неполные 80 м длины самой длинной палубы, на которой расположены пассажирские и служебные помещения, но не менее грех комплектов на каждую аварийную партию. Не менее трех комплектов снаряжения для пожарных полагается иметь на судне любого типа (кроме пассажирского) валовой вместнмостью 300 per. т и более.

На всех судах валовой вместимостью 4000 per. т и более должно быть по одной переносной электрической или пневматической дрели.

На всех судах валовой вместимостью 500 per. т и более, оборудованных стационарными системами объемного газотушения, должно быть по одному переносному электрическому дымососу в комплекте с приемными и выкидными рукавами для обеспечения вентиляции любого охраняемого помещения.

По одной переносной пожарной мотопомпе комплектно с приемными и выкидными рукавами и пожарными стволами должно быть на несамоходных судах валовой вместимостью 100 per. т и более, на самоходных судах валовой вместимостью 40 per. т и более, на пассажирских судах валовой вместимостью менее 300 per. т и на всех прочих судах валовой вместимостью от 1000 до 2000 per. т, на которых нет стационарного аварийного пожарного насоса. На несамоходных наливных судах вместо мотопомп должен быть установлен переносный ручной насос. На всех судах валовой вместимостью 1000 per. т и более должно быть по одному комплекту переходного соединения международного образца.

Противопожарное оборудование и его расположение на судне

Стационарные установки и системы пожаротушения. Основная цель борьбы с пожаром — быстрое взятие его под контроль и тушение, что возможно только в том случае, если огнетушащее вещество доставлено к пожару быстро и в достаточном количестве.

Это можно обеспечить с помощью стационарных систем пожаротушения. Некоторые из стационарных систем могут подавать огнетушащее вещество непосредственно на пожар без участия членов экипажа.

Стационарные системы пожаротушения ни в коем случае не являются заменой необходимой конструктивной противопожарной защиты судна. Конструктивная противопожарная защита обеспечивает достаточно длительную защиту пассажиров, экипажа и оборудования ответственного назначения от пожара, что позволяет людям эвакуироваться в безопасное место.
Противопожарное оборудование предназначено для защиты судна. Судовые системы пожаротушения проектируются с учетом потенциальной пожарной опасности, существующей в помещении, и назначения помещения.

вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;

пена или огнетушаший порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;

углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входит в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;

не существует стационарных систем для тушения пожаров класса D.

На судах, плавающих под флагом РФ, устанавливается девять основных систем пожаротушения:

2) автоматическая и ручная спринклерная;

4) водяных завес;

5) водяного орошения;

8) система инертных газов;

В первых пяти системах используются жидкие огнетушащие вещества, в следующих трех применяются газообразные вещества, в последней -твердые. Каждая из этих систем будет рассмотрена ниже.

Водопожарная система — это первоочередное средство защиты от пожара на судне. Ее установка требуется независимо от того, какие еще системы устанавливаются на судне. Любой член экипажа, согласно расписанию по тревогам, может быть приписан к противопожарному посту, поэтому каждый член команды должен знать принцип работы и пуска судовой водопожарной системы.

Водопожарная система обеспечивает подачу воды во все районы судна. Понятно, что запас воды в море безграничен. Количество подводимой воды к месту возникновения пожара ограничивается только техническими данными самой системы (например, производительностью насосов) и влиянием количества подаваемой воды на остойчивость судна.

Водопожарная система включает пожарные насосы, трубопроводы (магистраль и ответвления), клапаны управления, рукава и стволы.

Пожарные краны и трубопроводы

По трубопроводам вода движется от насосов к пожарным кранам, установленным на пожарных постах. Диаметр трубопроводов должен быть достаточно большим для распределения максимально требуемого количества воды от двух насосов, работающих одновременно.
Давление воды в системе должно составлять примерно 350 кПа у двух наиболее удаленных или высоко расположенных пожарных кранов (в зависимости от того, что дает наибольший перепад давления) для грузовых и других судов и 520 кПа для танкеров.
Это требование обеспечивает выбор достаточно большого диаметра трубопроводов для того, чтобы давление, развиваемое насосом, не снижалось за счет потерь на трение в трубопроводах.

Система трубопроводов состоит из магистрали и ответвлений из труб меньшего диаметра, отходящих от нее к пожарным кранам. К водо­пожарной системе не разрешается присоединять никаких трубопроводов, кроме предназначенных для борьбы с пожаром и мойки палуб.

Все участки, водопожарной системы на открытых палубах должны быть защищены от замерзания. Для этого они могут снабжаться отсечным и спускным клапанами, позволяющими спускать воду в холодное время года.

Существует две основные схемы водопожарной системы: линейная и кольцевая.

Линейная схема. В водопожарной системе, выполненной по линейной схеме, вдоль судна, обычно на уровне главной палубы, прокладывается одна магистраль. За счет горизонтальных и вертикальных труб, отходящих от этой магистрали, система разветвляется по всему судну (рис. 3.1). На танкерах водопожарная магистраль обычно прокладывается в диаметральной плоскости.

Недостаток этой схемы состоит в том, что она не дает возможности подать воду далее того места, где возникло серьезное повреждение системы.

Рис. 3.1. Типовая линейная схема водопожарной системы:

1 — магистраль; 2 — ответвления; 3 — запорный клапан; 4 — пожарный пост; 5 -береговое соединение; б — кингстон; 7 — пожарные насосы

Кольцевая схема. Система, выполненная по этой схеме, состоит из двух параллельных магистралей, соединенных в крайних носовых и кормовых точках, образуя тем самым замкнутое кольцо (рис.3.2). Ответвления соединяют систему с пожарными постами.
В кольцевой схеме участок, где произошел разрыв, может быть отключен от магистрали, а магистраль может продолжать использоваться для подвода воды ко всем другим частям системы. Иногда на магистрали за пожарными кранами устанавливают разобщительные клапаны. Они предназначены для контроля потока воды при появлении разрыва в системе.
В некоторых системах с одной кольцевой магистралью разобщительные клапаны предусматри­ваются только в кормовой и носовой частях палуб.

Рис. 3.2. Типовая кольцевая схема водопожарной системы: 1 — кольцевая магистраль; 2 — пожарный пост; 3 — пожарные насосы; 4 — кингстон; 5 — береговое соединение

Береговые соединения. На каждом борту судна должно быть установлено, по крайней мере, одно соединение водопожарной магистрали с берегом. Каждое береговое соединение следует располагать в легкодоступном месте и снабжать запорными и контрольными клапанами.

Судно, совершающее международные рейсы, должно иметь, по крайней мере, одно переносное береговое соединение с каждого борта. Это дает возможность судовым экипажам пользоваться насосами береговой установки или прибегать к услугам береговых пожарных команд в любом порту. На некоторых судах требуемые международные береговые соединения установлены постоянно.

Пожарные насосы. Это единственное средство обеспечения движения воды по водопожарной системе при нахождении судна в море. Требуемое количество насосов, их производительность, местоположение и источники питания регламентируются Правилами Регистра. Ниже кратко изложены требования к ним.

Количество и расположение. На грузовых и пассажирских судах вместимостью 3000 рег.т и более, совершающих международные рейсы, должны быть установлены два пожарных насоса с автономными приводами. На всех пассажирских судах валовой вместимостью до 4000 рег.т должно быть установлено не менее двух пожарных насосов, а на судах валовой вместимостью более 4000 рег.т — три пожарных насоса, независимо от длины судна.

Если на судне требуется установка двух насосов, их надо располагать в различных помещениях. Пожарные насосы, кингстоны и источники энергии следует размещать так, чтобы пожар в одном помещении не вывел из строя все насосы, оставив, таким образом, судно без защиты.

Экипаж не несет ответственности за установку на судне необходимого числа насосов, за правильность их размещения и наличие соответствующих источников энергии. Судно проектируется, строится и при необходимости переоборудуется в соответствии с Правилами Регистра, но экипаж непосредственно отвечает за содержание насосов в исправном состоянии. В частности, в обязанность механиков входит техническое обслуживание и испытание судовых пожарных насосов для обеспечения их надежной работы в случае аварии.

Расход воды. Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды от пожарных кранов, имеющих максимальный перепад давления от 0,25 до 0,4 Н/мм 2 для пассажирских и грузовых судов, в зависимости от их валовой вместимости.

На пассажирских судах валовой вместимостью менее 1000 рег.т и на всех прочих грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.г и более .дополнительно должен быть установлен стационарный аварийный пожарный насос. Суммарная подача стационарных пожарных насосов, кроме аварийного, может не превышать 180 м^/ч (за исключением пассажирских судов).

Безопасность. На нагнетательной стороне пожарного насоса может быть предусмотрен предохранительный клапан и манометр.

К пожарным насосам могут подсоединяться другие системы пожаротушения (например, спринклерная система). Но в этом случае их производительность должна быть достаточной для того, чтобы они могли одновременно обслуживать водопожарную и вторую систему пожаро­тушения, обеспечивая подвод воды под соответствующим давлением.

Использование пожарных насосов для других целей. Пожарные насосы могут использоваться не только для подачи воды в пожарную магистраль. Однако один из пожарных насосов следует постоянно держать готовым к использованию по прямому назначению. Надежность пожарных насосов повышается, если их время от времени использовать для других нужд, обеспечивая соответствующее техническое обслуживание.
Если клапаны управления, позволяющие использовать пожарные насосы для других целей, установлены на коллекторе рядом с насосом, то, открыв клапан на пожарную магистраль, работу .насоса по иному назначению можно немедленно прервать.

Если особо оговорено, что пожарные насосы могут использоваться для других нужд, например, для мойки палуб и танков, то такие подсоединения должны быть предусмотрены только на нагнетательном коллекторе у насоса.

Пожарные краны. Назначение водопожарной системы заключается в подводе воды к пожарным кранам, расположенным по всему судну.

Размещение пожарных кранов. Пожарные краны должны быть расположены так, чтобы струи воды, подаваемые, по крайней мере, от двух пожарных кранов, перекрывали друг друга. На всех судах пожарные краны должны быть окрашены в красный цвет.

Если на судне перевозится палубный груз, он должен быть размещен с таким расчетом, чтобы не загромождать доступ к пожарным кранам.

Каждый пожарный кран должен быть оборудован запорным клапаном и стандартной соединительной головкой быстросмыкающегося типа в соответствии с требованиями Правил Регистра. Согласно требованиям Конвенции СОЛАС-74 допускается применение соединительных гаек с резьбой.

Пожарные краны должны быть размещены на расстоянии не более 20 м внутри помещений и не более 40 м — на открытых палубах.

Рукава и стволы (относятся к противопожарному снабжению).

Рукав должен иметь длину 15+20 м у кранов на открытых палубах и 104-15 м — у кранов в помещениях. Исключение составляют рукава, устанавливаемые на открытых палубах танкеров, где длина рукава должна быть достаточной для того, чтобы его можно было спускать через борт, направляя струю воды по борту перпендикулярно поверхности воды.

К пожарному крану должен быть всегда присоединен пожарный рукав с соответствующим стволом. Но на сильном волнении рукава, установленные на открытой палубе, могут временно отсоединяться от пожарных кранов и храниться поблизости в легкодоступном месте.

Пожарный рукав — наиболее уязвимая часть водопожарной системы. При неправильном обращении он легко повреждается.

Волоча рукав по металлической палубе, его легко повредить — порвать наружную облицовку, погнуть или расколоть гайки. Если перед укладкой рукава из него не слить всю воду, оставшаяся влага может привести к появлению плесени и гниению, что в свою очередь, приведет к разрыву рукава под давлением воды.

Укладка и хранение рукава. В большинстве случаев рукав для хранения на пожарном посту должен быть уложен в бухту.

При этом необходимо выполнить следующее:

1.Проверить, чтобы из рукава была полностью спущена вода. Сырой рукав нельзя укладывать.

2. Уложить рукав в бухту так, чтобы конец ствола мог быть легко подан к пожару.

3. Закрепить ствол на конце рукава.

4. Установить ствол в держатель или уложить его в рукав, чтобы он не упал.

5. Скатанный рукав следует связать, чтобы он не потерял форму.

Стволы. На торговых морских судах используются комбинированные стволы с запорным устройством. Они должны быть постоянно присоединены к рукавам.

Комбинированные стволы должны снабжаться органом управления, позволяющим отключать подачу воды и регулировать ее струю.

Речные пожарные стволы должны иметь насадки с отверстиями 12, 16 и 19 мм. В жилых и служебных помещениях нет нужды применять насадки диаметром более 12 мм.

Это интересно:

  • Правила при то к автошинам Новые требования к автомобильным шинам на 2018 год — штраф за остаточную глубину протектора, разные шины и т.п. Рассмотрим требования к автомобильным шинам и колесам на 2018 год. Они регламентируются приложением № 1 к ПДД «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается […]
  • Получение жилья матери одиночки Жилье матери одиночке Матери-одиночки по закону имеют право на льготы, в том числе и при получении квартиры. Права на жилье матери-одиночке реализуются только в случае не соблюдения учетной нормы, при признании квартиры или дома аварийным и наличии ребенка-инвалида . В этих случаях […]
  • Приказ по педикулезу 320 Приказ по педикулезу 342: противопедикулезная укладка, состав Педикулез - это заболевание, которое вызывают такие паразиты, как платяная, головная, лобковая вша. Они являются также переносчиками сыпного и возвратного тифа, лихорадки волынской. Инфицированные чувствуют зуд, на их кожных […]
  • Увольнение по ст 81 п6 пп г Увольнение по ст 81 п6 пп г Выводы суда: суд пришел к выводу о незаконности заявленных истцом требований, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца по пп. "д" п. 6 ст. 81 ТК РФ, суд установил наличие причинно-следственной связи между допущенными истцом нарушениями […]
  • Форма заявления в ровд Образец заявления в милицию минск Наши специалисты попытались найти полезные образцы, чтобы сохранить время для оттачивания содержания. Ответственные документы несут необходимые области для данных. Чтобы вписать их верно необходимо вникнуть в правила. Удобнее всего осуществить это […]
  • Новое по налогу на прибыль 2018 Изменения по налогам с 2018 года С 2018 года вступают в силу важные изменения в налоговом законодательстве. В статье читайте, что изменилось в НДС, налоге на прибыль, налоге на имущество, УСН, ЕСХН и страховых взносах. Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и […]
  • Очередь переселения из аварийного жилья Недвижимость итоги года Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной. Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И […]
  • Решение суда получили по почте Срок обжалования решения суда Здравствуйте, решение суда в окончательной форме изготовлено 08 декабря 2015 года, ответчику направлено почтой и получено им 24 декабря 2015 года срок для подачи апелляционной жалобу с какой даты надо считать с даты изготовления решения или все таки с даты […]

Author: admin