Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Правила иконостаса

Иконостас — как правильно сделать домашний иконостас

Как правильно сделать домашний иконостас.

В Православном храме иконостасом называется алтарная перегородка, стенка, с несколькими рядами икон, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Иконостас указывает место молитвы и отделяет его от Святая Святых, пространства, где происходит священнодействие. В древности алтарная перегородка называлась темплоном и была не такой высокой, как сейчас. Позже появился обычай помещать на нее иконы, вначале в один, а затем в несколько рядов. На Руси получили распространение четырёх- и пятиярусные иконостасы, украшенные большими иконами и глухие каменные алтарные преграды с фресковой росписью.

Под домашним иконостасом подразумевается особое пространство внутри дома, где расположены иконы, свечи и лампада. Домашний иконостас определяет место для молитвенного предстояния. В прошлом, на Руси, это место называли — красный угол, святой угол, божница, киот или кивот. Домострой учил: «В дому своем всякому христианину … святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии…». Принято было украшать иконостас живыми цветами, веточками вербы.

На Руси существовал обычай обрамлять большие, наиболее чтимые иконы, полотенцем. Происхождение его следующее. Согласно Священному Преданию, царь Авгарь, страдая от проказы, приказал своему слуге написать портрет Христа, слава о Котором в то время достигла Едессы. Слуга не смог выполнить приказ, тогда Христос умылся и отер лицо полотенцем, на котором запечатлелся Его Нерукотворный Образ. Царь выздоровел, а полотенце (убрус) затем много веков сохранялось христианами, как величайшая святыня прижизненного изображения Спасителя. В честь перенесения Нерукотворного Образа в Константинополь, христиане празднуют особый праздник, в народе именуемый «полотняным спасом». Освященные в этот праздник полотенца символизируют древний убрус и используются для украшения святых образов домашнего иконостаса.

Где в доме следует разместить иконостас? Любой Православный храм расположен так, что его алтарная часть всегда ориентирована на восток. Соответственно и иконостас в храме расположен на востоке. Для христианина эта часть света имеет особое значение. Согласно Священному Писанию, на востоке Господь посадил потерянный человеком рай «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Молясь в храме повернувшись к востоку, мы поворачиваемся лицом к раю.

Иконы в доме тоже желательно располагать на востоке, но в большинстве случаев выполнение такого предписания невозможно. В некоторых квартирах восточный угол попросту отсутствует, на месте, где требуется повесить иконы расположен дверной проем или окно. Но дом, это не храм Божий, призванный быть исключительно местом для молитвы и совершения Таинств. Дом является прежде всего семейным очагом, в котором возможна и необходима молитва келейная, правила которой не так строги. Поэтому домашний иконостас не обязательно оборудовать строго в восточной части своего жилища, можно выделить для него и другое место.

При выборе места для иконостаса важно соблюдать следующие правила:

* Рядом с иконами не должны находиться теле, аудио и бытовая техника.

* Недопустимо размещать иконы рядом с предметами декора, картинами, панно, плакатами с изображением кумиров и пр.

* Нельзя ставить иконы на полку с книгами, содержание которых не соответствует Православному вероучению.

* Домашний иконостас необходимо расположить в недоступном для животных месте.

* Перед иконостасом должно быть достаточно свободного места для молящихся членов семьи.

Многих интересует вопрос – возможно ли размещение икон в спальне, рядом с супружеским ложем? Церковь благословляет супружеский союз и не считает интимные отношения мужа и жены греховными. Поэтому, нет ничего предосудительного в расположении икон в спальне. Однако следует помнить, что благословление относится лишь к законным брачным отношениям, а не к блудному сожительству или незарегистрированному «гражданскому браку».

Отдельно следует обратить внимание на запрет женщинам в период месячных прикасаться к святыням. Женщина в эти дни, согласно церковным правилам, считается нечистой, она может осквернить святыню дотрагиваясь до нее. Такое отношение к женским кровотечениям было известно еще в Ветхом Завете, а затем подтверждено отцами Церкви. Правило Дионисия Александрийского гласит: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи – не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом». Женщинам стоит быть внимательными и стараться без крайней необходимости не прикасаться к святым образам в месячные.

Нужно помнить — иконостас, это место благоговейное, наполняют его святыни, для нас, грешников представляющие собой окно в мир иной, горний. Относиться к святыням надо по-особому, с благоговением. Перед ними нельзя курить, пить спиртные напитки, ругаться, кричать и использовать матерные слова.

Важным моментом составления домашнего иконостаса является выбор самих икон. Нет разницы между иконой писаной мастером иконописцем и репродукцией, напечатанной в типографии. Иногда бывает лучше поместить дома репродукцию, чем плохого качества или неканоничное писаное изображение святого. И уж совсем неприемлемо заменять иконы картинами. Ведь чем отличается икона от картины? Автор иконы, это вся Церковь, она творение соборное, самовыражение в иконописи отсутствует. Икона пишется для предстояния перед ней в молитве. Картина, напротив, выражает творческую фантазию художника, она создана для созерцания и является средством общения с художником, с его внутренним миром.

Иконы каких святых должны составлять домашний иконостас? Согласно Православной традиции в иконостасе в первую очередь должны присутствовать образы Спасителя и Пресвятой Девы Марии. Икону Иисуса Христа следует размещать справа, Богородицы слева от предстоящего перед ней. На Руси, особо почитавшей св. Николая Чудотворца, было принято иметь дома образ и этого святого. В домашний иконостас можно включить образы св. Георгия Победоносца, св. Пантелеймона Целителя, св. Апостолов Евангелистов, св. Иоанна Крестителя, св. Архангелов, иконы местночтимых святых и святых земли Русской, а также иконы праздников и иконы святых имена которых носят члены семьи. При размещении образов необходимо учитывать иерархический строй. Нельзя допускать, чтобы икона местночтимого святого располагалась на иконостасе над иконой Спасителя или Богородицы.

В домашний иконостас можно включить образы особо почитаемых семейных святых. Главное – не нужно превращать уголок с иконами в музейный стенд, содержащий в себе десятки привезенных из разных мест образов. В большинстве случаев перед такими иконами не молятся, они просто висят в доме, как напоминание о путешествиях по святым местам. Такое отношение к образам неприемлемо, следует помнить, икона — средство для общения с Богом и со святыми, посредник между нашим миром и миром грядущим, пока недоступным для нас. Икона пишется для предстояния перед ней в молитве. В догмате об иконопочитании сказано: «Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почтительное поклонение».

В догмате об иконопочитании отражено учение Церкви об отношении к святыням, «честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней». Важно помнить, мы поклоняемся не иконе, как материи, а Христу, Богоматери и святым, на ней изображенным. Не сама икона является нашей защитницей и спасительницей в минуты скорбей, а Христос, лик Которого смотрит на нас. Поэтому нельзя использовать икону как талисман и надеяться, что самое ее наличие в доме поможет обрести благополучие и исцелит от болезней. Икона не защищает, защищает только Бог.

В Православной традиции принято зажигать перед иконами лампады (специальные сосуды с маслом) и свечи. Св. Иоанн Кронштадтский писал: «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями…». Лампада, зажженная перед иконами, является символом непрестанной молитвы христианина к Богу. Свеча – малая жертва человека Спасителю. Лампада и свеча – символы нашего духовного союза с Богом, зажигая их, мы выражаем наше благоволение и любовь к Создателю.

В домашнем иконостасе, лампаду можно как поставить на полку, напротив иконы, так и подвесить к потолку или киоту иконы. Свечи ставятся в специальный подсвечник, в достаточном удалении от иконы, так как свеча может расплавиться, наклониться и поджечь образ. При выборе лампады необходимо помнить, что сосуды из красного стекла принято зажигать в праздники, а зеленые или синие в будние и постные дни. Масло для лампады используется вазелиновое или с примесью оливкового, но, обязательно, самого лучшего качества, ибо еще в Ветхом Завете Господь сказал Моисею: «прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник (…) на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» (Лев.24:1-2,4).

Дом, в котором горит свеча или лампада наполняется Божественной благодатью. Маслом от лампады с древних времен было принято крестообразно помазывать болящих, дабы те, с помощью Божией, поскорее поправились. Поэтому и отношение к святыням должно быть благоговейное. Старец св. Паисий Святогорец рассказывал: «Раньше люди, заболев, брали маслице из своей лампадки, помазывались им и выздоравливали. Сейчас лампада горит просто как формальность, лишь для подсветки, а масло, когда моют лампаду, выливают в раковину. Как-то я был в одном доме и увидел, как хозяйка моет в раковине лампадку. «Вода куда идет?» — спрашиваю я ее. «В канализацию», — отвечает она. «Понятно, — говорю, — ты что же это, то берешь из лампады маслице и крестообразно помазываешь свое дитя, когда оно болеет, а то все масло из стаканчика льешь в канализацию? Какое же ты этому находишь оправдание? И как придет на твой дом благословение Божие?».

В заключении хочется сказать о самом главном. Домашний иконостас — место молитвенного предстояния человека перед Богом. Правильное его оформление и благоговейное отношение к святыням необходимы. Но без чистой, смиренной молитвы, иконостас превращается в элемент домашнего декора. Молитва есть живой опыт общения с Господом, обращение человека к Богу. «Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения» св. Иоанн Кронштадтский. Молитва нужна не Богу, она необходима для спасения нам самим.

«Да испрáвится моли́тва моя́ я́ко кади́ло предъ тобóю: воздѣя́нiе рукý моéю, жéртва вечéрняя. Положи́, Гóсподи, хранéнiе устóмъ мои́мъ и двéрь ограждéнiя о устнáхъ мои́хъ. Не уклони́ сéрдце моé въ словесá лукáвствiя, непщевáти вины́ о грѣсѣ́хъ съ человѣ́ки дѣ́лающими беззакóнiе: и не сочтýся со избрáнными и́хъ» (Пс.140:2-4).

Благочиние

Благотворительность

Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Основное помещение храма включает обязательно алтарную комнату,
ограждаемую от основного помещения для прихожан, иконостасом.

История происхождения иконостаса

Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть — проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.

Необходимо сказать, что иконостас — особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.

Строение иконостаса

Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре — пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

Крайний образ справа — это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева — «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы).

Строение иконостаса: второй ряд

Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Строение иконостаса: третий ряд

Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).

Строение иконостаса: четвертый ряд

Четвертый ряд — пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Строение иконостаса: пятый ряд

Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы — от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» — символ предвечного совета Святой
Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения.

Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

Подготовил Александр А. Соколовский

Официальный сайт Михаило-Архангельского храма с.Ильтеряково

Главное меню

Домашний иконостас

Храм – это дом молитвы и место совершения таинств. Дом – это семейный очаг, но в доме верующего должна звучать молитва, ведь дом православного христианина – это малая Церковь. Молимся мы перед иконами, так как это средство общения человека с Богом или святыми, но при этом надо помнить, что молимся мы Богу, святому, который изображен на иконе, но не самой иконе. Иконы в доме должны быть обязательно. Раньше в каждой семье, в каждом доме или квартире, была полочка с семейными иконами, причем располагалась она на самом видном и светлом месте – передний (красный, святой) угол, божница, киот или кивот.

Где должны быть иконы? Как их расположить?

Все дома раньше, как и храмы, были очень строго ориентированы на местности по сторонам света. Божница устанавливалась в дальнем углу дома, с восточной стороны, между боковой и фасадной стенами, причем по диагонали от печи. Две стены, которые образовывали этот угол, были с окнами. Именно поэтому красный угол был самым освященным. Иконы ставили в киот (открытый шкафчик или полочка с лампадкой).

В наше время строители не задумываются о том, что кто-то захочет поставить святой угол в квартире, поэтому всех правил выполнить не всегда получается. Современная церковь не слишком требовательна к установке божницы. Но надо постараться соблюсти хотя бы самое малое количество правил при установке домашнего иконостаса.

Правила расположения икон в иконостасе и самого иконостаса в доме:

1) постараться выбрать восточную стену, если же не получается, то выбрать самое доступное место в доме, где никто не будет мешать молиться;

2) в православной семье должны быть обязательно две иконы – Спасителя и Божией матери;

3) икона Спасителя должна быть центральной, остальные иконы должны быть меньше её по размеру;

4) местночтимые иконы не должны находиться над иконами Троицы, Богоматери, Спасителя;

5) если смотреть на иконостас, то икона Спасителя должна быть справа от смотрящего, а Богоматери – слева;

6) слева от иконы Спасителя располагают икону Божией Матери с Младенцем;

7) над главными иконами можно расположить икону Распятия или Троицы;

8) над образами Спаса и Богородицы иконы святых не размещают;

9) у большинства православных семей имеется иконы святого Николая и епископа Мир Ликийских (Николы Угодника);

10) их русских святых очень часто в семейном иконостасе можно увидеть иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского;

11) более распространённые иконы мучеников – иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона;

12) желательно иметь в доме иконы тех святых, чьими именами названые члены семьи;

13) для полноты иконостаса хорошо бы иметь образы святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников;

14) иконостас надо увенчать крестом;

15) на время молитвы зажигают лампадку, во время праздников и в праздники можно оставить её гореть весь день;

16) в комнате, в которой обедает семья, надо иметь икону Спасителя, чтобы молиться перед и после обеда;

17) иконы надо стараться ставить подальше от телевизора, магнитофона и другой бытовой техники;

18) если человек работает дома, то икону можно поставить и рядом с компьютером.

Помните, что:

1) икона Иоанна Сочавского Чудотворца для молитвы об оказании помощи в торговле и бизнесе);

2) икона Иоанна Воина убережет от воровства;

3) икона «Неопалимая Купина» сохранит от пожара;

4) икона Святителя Николая Чудотворца предназначена для просьбы о сохранении в дороге;

5) икона Киприана и Иустинии — от зависти и действий конкурентов.

Чем можно украсить иконостас дома?

Цветами, спокойными пейзажами. Но только не плакатами, статуэтками, агрессивными или просто светскими картинами и т.д.

Правила иконостаса

Начало. Итак, в предыдущих текстах мы говорили о том, что иконостас – это одна большая икона, свидетельствующая о Царстве Небесном и истории церкви, одна большая проповедь.
Иконостасы бывают разные, как по величине и величию, так и по составу. Но принцип построения иконостаса остается один – свидетельствовать о мире невидимом, о присутствии его в алтаре на каждом богослужении, и в то же время это граница постоянного, Божественного, мира и мира человеческого, преходящего.

Изменение иконостаса свидетельствовало о том, в какую сторону изменялась литургическая жизнь прихода. Когда жизнь верующих оскудевала, иконостасы становились более пышными и нарядными.

Так, например, иконостасы, построенные в Петровские времена (Казанский, Исакиевский, Петропавловский соборы, другие петербургские храмы), делали акцент не на содержании, а на его архитектуре.

Тогда иконы в иконостасе занимали места все меньше и меньше, но все, что их обрамляло – столбики, горизонтальные перекладины, резьба и позолота — становились все больше и больше, являясь дорогими рамками для икон. Оживление духовной жизни сопровождалось, как правило, снижением высоты иконостаса и уменьшением его внешней красоты.

Сегодня традиция на украшательство по-прежнему сохраняется. Например, появились венчальные иконостасы удивительной красоты: резные, с богатым убранством, но это декор, хотя и величественный, но отвлекающий глаз от иконы и сакрального мира, к которому отсылает иконостас.

И так же, как когда-то, мода на закрытие икон декоративным окладом, ставшая повсеместной практикой, привела к упадку иконописи, так и создание подобных иконостасов – скорее признак упадка религиозной жизни, чем ее расцвета.

Строение иконостаса. Прежде всего – о перекладинах и столбиках. Столбики иконостаса — это твердь, разделяющая духовное и чувственное, а перекладины над ними – любовь и взаимное притяжение земного и небесного.

И центральные иконы Пресвятой Девы Марии и Господа Иисуса Христа второго и третьего рядов иконостаса тоже замыкают в любви земное и небесное.

Говоря о рядах, мы будем иметь в виду классический иконостас – пятиярусный. Ярус – это ряд, или чин, включающий перечень икон и изображений по определенным правилам. Счет рядов в иконостасе обычно начинается сверху. Начнем сверху и мы.

Первый ряд (сверху)праотеческий. В нем изображаются праотцы ветхозаветной церкви от Авраама до Моисея. Праотеческий чин сформировался последним, примерно в VII веке. Спорной в XVI веке была центральная, замковая, икона ряда.

Здесь стали на западный манер изображать неканоническую новозаветную троицу — икону «Отчество», «Бог Саваоф» и другие, символически изображавшие Бога-Отца. Неканоничность заключалась в том, что Бога-Отца никто не видел.

И потому Его изображения в принципе быть не может. На неканоничность образов указывал тогда дьяк Висковатый, за что он был наказан и отлучен на три года от причастия. Но правда была на его стороне..

На Стоглавом Соборе (1553 г.) было принято решение о запрете таких образов, но они до сих пор присутствуют в храмах. Так, например, в Храме Христа Спасителя, недавно построенном в Москве по древним эскизам, на небесном своде изображен Бог-Саваоф, запрещенный в 1553 г. Собором.

Но все-таки чаще всего в соответствии с решением того же Собора, в центре этого ряда можно увидеть скрепляющую ряд икону Ветхозаветной Троицы Андрея Рублева, на которой изображен Предвечный Совет о воплощении Иисуса Христа и принесения Его в жертву за грехи людей.

Второй ряд (сверху)пророческий. На нем изображены ветхозаветные пророки, пророчествовавшие о Боговоплощении от Девы Марии: царь Соломон, царь и пророк Давид, пророки Исайия, Иеремия, Иезекииль, Захария, Даниил и другие. Они стоят со свитками в руках и в разных позах, что говорит: каждый из них пророчествовал по-разному.

В центре — замковая, скрепляющая ряд икона — Богородицы. Иногда это Богородица типа «Знамения» («Воплощение»), показывающая, что в Ее чреве зачат Богомладенец. Но чаще можно встретить икону типа «Панахранты» — «Всемилостивая» — восседающей как Царица Небесная на царственном кресле.

Третий ряд – центральный: называется «Деисусный» чин. Этот ряд является «замковым камнем»* всего иконостаса. В центре ряда – «Деисус» («Моление»). Это трехчастная икона, в центре которой изображен Иисус Христос в Царстве Небесном или «Спас в силах».

В старые времена эту часть Деисуса заменяли иконами «Ярое Око» или «Вседержитель», но «Спас в силах», который изображает Иисуса Христа на Страшом Суде, наиболее точно соответствует идее ряда.

Слева и справа от Него стоят в молитвенных позах Богородица и Иоанн Креститель. Иоанн Креститель представляет Ветхозаветную церковь и является покровителем подвижников и аскетов. Богородица представляет Новозаветное время и является перед Господом покровительницей всех сирых и обидимых. В целом центральная часть ряда — деисусное моление — олицетворяет встречу правды и милости, Иоанна Крестителя и Богородицы, которые предстоят на Страшном суде перед Господом за людей.

*Замковый камень — камень в вершине арки, замыкающий и делающий ее прочной. Он устанавливается последним, в середине верхней перекладины. Часто украшается и выделяется из других. По аналогии в каждом ряду иконостаса есть замковая икона — центральная, по которой можно определить, какой это ряд.

Московская Сретенская Духовная Семинария

ГлавнаяМониторинг сми Как устроен иконостас в православном хра.

Как устроен иконостас в православном храме

Одним из самых важных и наиболее узнаваемых элементов православного храма является икона — то самое окно в духовный мир, которое позволяет нам лучше сосредотачиваться на молитве обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом. Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.

В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром» для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.

Как появлялся иконостас

В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.

Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.

Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.

После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.

Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом — «архитравом». Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.

О подобных преградах упоминает в своей «Церковной истории» епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».

Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время — дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.

Развитие иконостаса в России

Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.

Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.

Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.

Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее «этажность» иконостаса расти прекращает.

Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.

Классический пятиярусный иконостас

Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется «местным». Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах — образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.

Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы — икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.

Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.

Второй ярус называют «праздничным». Здесь центром композиции является икона «Тайной вечери» над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.

Третий ярус называется «деисисом» — от греч. «моление». Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.

К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.

В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом — праотцев живших на заре возникновения человечества. В центре «пророческого» ряда помещают икону Богородицы «Знамение», а в центре «праотеческого» — икону Святой Троицы.
Иконостасы в современных храмах

Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.

Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.

Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. «Деисисный» ряд может идти после «местного» и предварять собой «праздничный». Центральной иконой в «праздничном» ярусе может быть не «Тайная вечеря», а икона «Воскресения Христова». Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.

Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.

Это интересно:

  • Вопросы нотариусу по завещанию Вопросы по наследству Вопрос. Умер наш дедушка. У него было два сына, которые умерли еще раньше. У одного сына двое детей, а у другого, моего отца, я единственная дочь. Другие наследники мне говорят, что квартиру дедушки делится на троих. Разве я не должна получить больше долю, чем […]
  • Единый социальный налог 2009 год ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 13 января 2010 C 1 января 2010 года Россия перешла на полноценное социальное страхование - единый социальный налог (ЕСН) был заменен уплатой […]
  • Экспертиза масляных фильтров для ваз Экспертиза масляных фильтров ВАЗ "Цирроз логики" ЦИРРОЗ ЛОГИКИ Журнал «Автомобиль и сервис» Июнь 2006 г. (111) ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, кандидат технических наук, директор Испытательного центра автомобильных изделий НАМИ ЮРИЙ БУЦКИЙ, кандидат технических наук В журнале «За рулем» (№ […]
  • Договор опека и попечительство Договор опека и попечительство Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Омский государственный университет. 644077, Омск, Проспект Мира, 55А Рассматриваются особенности договоров об осуществлении опеки и попечительства. Сделан вывод о том, что можно проводить […]
  • Независимая экспертиза после залива квартиры Оценка ущерба после залива квартиры Акция: стоимость услуг по оценке квартиры, пострадавшей от залива, пожара и т.п. от 3 500 руб! Акция проходит до конца текущего месяца. Подробности у менеджера. Звоните: +7 (495) 54-54-857Общие условия проведения акции - здесь Оценка ущерба […]
  • Оформить аренду недвижимость Инструкция арендатору Средние цены предложений на рынке аренды жилья по районам Петербурга по данным за предыдущий месяц Как оформить договор найма жилья? На что необходимо обратить внимание при заключении договора найма? Какие документы следует проверить? Какие условия необходимо […]
  • До какого года будет выплачиваться материнский капитал за второго ребенка До какого года действует материнский капитал Основной нормативный акт, регулирующий программу материнского капитала, — это федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Ранее в тексте документа указывалось, что он […]
  • Имеют ли право отключить электроэнергию Имеют ли право отключать электроэнергию за неуплату? Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике). В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона об […]
Все права защищены. 2018