Правила занятия физической культурой

Правила занятия физической культурой

Гипермаркет знаний>>физкультура >>физкультура 11 класс>> Правила поведения и техника безопасности на занятиях физическими упражнениями

Правила поведения и техника безопасности на занятиях физическими упражнениями

Это одна из основных тем, которая должна быть хорошо освоена учащимися. Нормы поведения учащихся на уроках физической культуры регламентируют общение детей друг с другом и с учителем, отношение к школьному имуществу и т.д. Учащиеся должны знать, что от соблюдения правил поведения на физкультурных занятиях зависит их здоровье и даже жизнь. Имеющиеся на спортивных площадках оборудование и инвентарь могут явиться причиной тяжёлых травм и увечий. Ежегодно в общеобразовательных учреждениях на занятиях физической культурой и спортом получают травмы десятки тысяч учащихся. Самый высокий уровень травматизма отмечен на уроках физической культуры в средних и старших классах, и особенно на уроках гимнастики. Учащиеся должны знать, что факторами риска являются такие снаряды, как конь, козёл, подкидные мостики, а также повреждённые маты и др. Одной из причин травматизма является стремление слабых учащихся не уступить своим более сильным и ловким сверстникам.

Учащихся нужно убедить в том, что знание правил поведения и техники безопасности, формирование установки на их выполнение снижают травмоопасность занятий в спортивных залах и на спортивных площадках не только на уроках, но и в свободное время.

Существуют основные общие правила поведения на занятиях физической культурой, которые нужно усвоить всем учащимся. Согласно им каждый учащийся обязан: добросовестно овладевать знаниями, практическими навыками и умениями по предмету «Физическая культура»; не опаздывать на учебные занятия и не пропускать их без уважительной причины; своевременно и точно выполнять распоряжения, указания и команды учителя; строго соблюдать требования техники безопасности, личной гигиены, требования, предъявляемые к спортивной форме и обуви; соблюдать чистоту в раздевалке, на спортивной площадке, в спортивном зале; беречь спортивный инвентарь и оборудование; не приступать к выполнению упражнений на снарядах без разрешения учителя.

Кроме правил поведения, учащимся нужно строго соблюдать соответствующие правила техники безопасности: не нарушать определённую учителем организацию урока; быть внимательным, сосредоточенным при выполнении упражнений; не забегать на соседнюю дорожку; при групповом старте не толкаться; метать мяч, гранату в определённом учителем секторе и по команде; не ходить за снарядом в поле без разрешения учителя; не выполнять сложные упражнения на гимнастических снарядах без страховки и помощи; не приземляться на соединение матов; не играть на скользком полу; избегать столкновений; следить за признаками отморожений; уступать лыжню при обгоне; не спускаться на лыжах рядом с деревьями, кустами, камнями, в перекрёстном направлении и не останавливаться у подножия горы.

Учащиеся должны хорошо знать, что основные мероприятия, которые способствуют профилактике травматизма при занятиях физическими упражнениями, следующие: полноценная разминка; соблюдение санитарно-гигиенических требований (температура помещения, влажность, освещённость, вентиляция, подбор и подгонка спортивного инвентаря и снарядов и др.); соблюдение методических принципов; проверка мест занятий; проверка инвентаря и оборудования; правильный подбор упражнений; контроль за правильным выполнением упражнений.

Изучение правил поведения на занятиях по физической культуре должно осуществляться в течение всего периода обучения. Чтобы травматизма на уроках физической культуры стало меньше, перед началом новой темы учителем проводится инструктаж по технике безопасности.

На каждом уроке учащимся напоминают конкретные, подходящие для данного урока правила техники безопасности, которые им необходимо соблюдать при изучении учебного материала.

Лях В. И., Зданевич А. А., Физическая культура., 11 кл., Методическое пособие. Базовый уровень / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Занятия физкультурой

Говоря про «занятия физкультурой» мы сегодня подразумеваем не только школьные уроки. Сегодня занятия физкультурой – это и фитнес, и аэробика, и походы в бассейн всей семьей, и пробежки в ближайшем парке и многое-многое другое, из чего состоит жизнь современного человека. Занятия физкультурой очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней. Но есть определенные правила, соблюдая которые, эффект от занятия физкультурой будет еще выше.

Эмоциональная насыщенность занятия физкультурой должна быть непременно. Ведь наибольшие удовлетворение и эффект мы получаем от того, что нам нравится и интересно делать. Кто-то любит бегать, кто-то плавать, и нет ничего плохого в том, что каждый будет заниматься «своим» делом. Эмоциональной окраски занятия можно добиться также за счет разнообразия упражнений, смены места занятий, использования различных предметов и так далее. А также эмоциональной окраски занятия физкультурой можно достичь с помощью музыки, имеющей разный темп. Однако же не следует добиваться слишком сильного эмоционального подъема. Это может только ухудшить результаты занятия физкультурой.

Плотность занятия физкультурой также строго индивидуальна. Необходимо рассчитывать нагрузку и частоту занятий в зависимости от тренированности человека. Слишком большие нагрузки каждый день могут только ухудшить состояние, привести к сильной усталости, физическим травмам. А маленькие нагрузки один раз в несколько дней не дадут ожидаемого эффекта. Стремитесь строить занятия физкультурой по следующим правилам: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Индивидуальные занятия физкультурой бесспорно имеют большую результативность по сравнению с групповыми. Ведь индивидуальные занятия физкультурой призваны для решения конкретных проблем конкретного человека и разрабатываются строго с учетом индивидуальных особенностей личности и причин, порождающих проблему. Индивидуальные занятия физкультурой могут проводиться человеком как индивидуально, по заранее составленному плану, так и с тренером, все внимание которого направлено на проблемы данного человека.

Умение правильно дышать для занятия физкультурой не менее, а, возможно, и столь же важно, как и сами физические упражнения. Правильное дыхание быстрее и эффективнее насыщает организма кислородом, успокаивает нервное возбуждение, нормализует функционирование всех внутренних органов, не допускает кислородного голодания. Как же дышать правильно для занятия физкультурой? Вдох нужно производить через рот одновременно диафрагмой (то есть животом) и грудью, а выдох через нос, опуская грудь и втягивая живот. Кстати, чем больше потребность организма в кислороде, тем активнее должен быть выдох.

Трудно также переоценить психологический настрой на занятия физкультурой. Медицине с самых древнейших времен были известны теснейшие взаимоотношения психического и физического здоровья. Моральная уверенность в необходимости и пользе занятия физкультурой являются мощным подспорьем организму.

И, наконец, для занятия физкультурой очень важно самовнушение. Доказано, что эффект от занятия физкультурой несравнимо увеличивается в тех случаях, когда физические упражнения сочетаются с самовнушением. Сознание стимулирует биоритмы мозга, а тот отдает приказы всему телу. Поэтому старайтесь всегда не только верить в результат, но обязательно продумывайте, каким именно будет этот результат. Визуализируйте в сознании здоровые органы и их функционирование.

Важно также постоянство занятия физкультурой. Эффект от занятия физкультурой наступает только при регулярном и длительном их применении. Вообще, эффект от занятия физкультурой наступает у каждого человека индивидуально. Кто-то может уже через неделю почувствовать сдвиги к положительному результату. Но это не значит, что если у вас такого результата нет, то нужно опускать руки.

Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека. И в достижении этой цели нет ничего более важно занятия физкультурой.

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Возраст не помеха: правила занятий физкультурой для старшего поколения

Горожане старшего возраста — участники пилотного проекта, который запустили в столице, получили возможность посещать разнообразные кружки и секции, в том числе спортивные. Mos.ru и главный гериатр Департамента здравоохранения Москвы Ольга Ткачева рассказывают, почему важно дружить с нагрузками в любом возрасте и как правильно тренироваться, чтобы не навредить себе.

Движение к долгой жизни

С возрастом активность человека, физическая и умственная, постепенно начинает снижаться. Влияет на это сразу несколько факторов: изнашиваются ткани и органы, перестают вырабатываться несколько гормонов, уменьшается скорость работы нервной системы. Замедлить эти процессы и помогают систематические занятия спортом.

«Физическая нагрузка дает многогранный эффект: замедляет процессы старения, улучшает обмен веществ, тренирует сердечно-сосудистую систему», — объясняет Ольга Ткачева.

Есть и еще один эффект от занятий спортом, не такой очевидный, как здоровье тела. По словам Ольги Ткачевой, в 2017 году было опубликовано несколько крупных научных исследований, которые подтвердили предположение: занятия физкультурой положительно влияют на центральную нервную систему.

«Это уже доказано и не оспаривается никем: физические нагрузки уменьшают риск развития деменции. Спорт способствует нормальному функционированию нервной системы», — рассказывает врач.

Чем бы заняться?

Есть мнение, что чем старше человек, тем ниже должны быть нагрузки: максимум, что можно пожилым, — это свежий воздух на лавочке у подъезда или партия в шахматы в каком-нибудь тихом парке.

На самом же деле преклонный возраст для физических нагрузок вовсе не противопоказание.

«Если, например, у человека болят суставы или есть какое-то другое заболевание, которое ограничивает его активность, все равно не надо отказываться от физических нагрузок, а заниматься в пределах возможного», — добавляет Ольга Ткачева.

Более того, по словам специалиста, если серьезных ограничений у человека в возрасте нет, нагрузки должны быть достаточно интенсивными, требующими усилий.

Список рекомендованных занятий достаточно широк: в нем и плавание, и популярная теперь скандинавская ходьба, а еще танцы, гимнастика, бадминтон. Чтобы добиться положительного эффекта, заниматься следует не меньше 40 минут в день.

«Скандинавская ходьба у нас три раза в неделю, — рассказывает руководитель кружков общей физической подготовки и скандинавской ходьбы в территориальном центре социального обслуживания “Тимирязевский” Наталья Дроздова. — Занятия проходят в “Дубках”. Сначала делаем разминку на свежем воздухе — разминаем ноги, руки, потом упражнения на расслабление и несколько кругов по трассе в парке. Мы обязательно проходим минимум два круга, это около трех километров. Самому старшему из моих учеников 84 года, самые младшие — молодые пенсионеры, им где-то за 60. Всего у меня занимаются около 40 человек, в группе — 10–12. Так удается уделить внимание всем: мы стараемся никого не пропустить».

Рядом с домом

Участникам пилотного проекта для старшего поколения будут доступны разные виды спортивных занятий: тренироваться можно будет и на свежем воздухе, и в залах рядом с домом. Более того, пенсионеры смогут пройти курс «Здорово жить». Его слушателям расскажут об основах здорового образа жизни, правильном питании и умении прислушиваться к своему организму, чтобы распознать сигналы, при которых стоит обращаться к врачу.

«Такие программы очень важны для столицы. Мы знаем, что человек, который живет в мегаполисе, где столько домов, машин, людей, тем не менее остается одинок. Поэтому необходимо создавать инфраструктуру. Мы сейчас говорим, что очень полезно ходить, а, предположим, лет пять-шесть назад по центру города нельзя было прогуляться. Сейчас ситуация изменилась. В этом огромном городе появились места, где можно гулять как одному, так и с детьми или внуками», — уверена Ольга Ткачева.

Правила занятия физической культурой

Методика самостоятельных занятий должна учитывать определенные требования:

тренировки нужно проводить через день или хотя бы три раза в неделю;

продолжительность тренировки должна быть не менее 20 минут;

суммарная нагрузка в тренировке должна соответствовать функциональному состоянию занимающегося.

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня называется оздоровительной, или кондиционной тренировкой. Первоочередной задачей которой, является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье.

Предварительным этапом подготовки к самостоятельным тренировочным занятиям является ознакомление с правилами выполнения упражнений. Необходимо определить дозировку и интенсивность работы, а также разобраться с назначением этих упражнений.

Эффективность тренировки будет наиболее высокой, если использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами.

Результаты тренировок зависят от их регулярности. Большие перерывы между занятиями (4–5 дней и более) снижают эффект предыдущих занятий.

Не стоит стремится к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки. Это может привести к перегрузке организма и переутомлению.

Составляя план тренировки, необходимо включать упражнения для развития всех двигательных качеств.

Физиологические принципы самостоятельных занятий:

1) доступность и индивидуализация занятий, основанная на правильном чередовании нагрузок и отдыха с учетом тренированности и переносимости нагрузки;

2) постепенное повышение требований (динамичность);

3) последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

Существуют три общепринятые формы самостоятельных занятий:

1. Ежедневная утренняя гимнастика.

2. Ежедневные физические упражнения в режиме рабочего дня.

3. Самостоятельные занятия физкультурой и спортом (не реже, 3 раз в неделю).

Самой доступной формой самостоятельных занятий является утренняя гигиеническая гимнастика. Ежедневная утренняя гимнастика, дополненная водными процедурами, ускоряет приведение организма в работоспособное состояние. Путем усиления тока крови и лимфы, гимнастика активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь.

Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Регулярные утренние занятия физическими упражнениями, помогут укрепить здоровье, повысить физическую и умственную работоспособность. Зарядка позволяет преодолеть гиподинамию, свойственную современному человеку.

Эффективность утренней гимнастики зависит от подбора упражнений, дозировки нагрузок и интенсивности выполнения упражнений. Продолжительность зарядки, как правило, зависит от степени физической подготовленности занимающихся. В ней рекомендуется предусмотреть выполнение упражнений на развитие физических качеств, дыхательные упражнения, однако следует избегать упражнения, связанные со значительными напряжениями или упражнения на выносливость до утомления. Объем нагрузки и ее интенсивность в утренней гимнастике значительно меньше, чем в дневных тренировках. Упражнения, как и вся зарядка, не должны вызывать утомления.

По возможности зарядку рекомендуется проводить круглый год на открытом воздухе, это дает наибольший эффект. Если она проводится в помещении, то необходимо хорошо проветрить комнату и делать зарядку при открытом окне или форточке. Комплекс упражнений следует выполнять в легкой спортивной одежде.

В утренней гимнастике рекомендуется придерживаться определенной последовательности выполнения упражнений. Вначале используют в качестве разминки медленный бег или ходьбу, упражнение типа «потягивание» с глубоким дыханием. Далее следуют упражнения на гибкость, силовые упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями, различные наклоны и выпрямления, приседания, легкие прыжки или подскоки. Заканчивается утренняя гимнастика медленным бегом или ходьбой и упражнениями на расслабление.

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными занятиями. Они способствуют активизации нервной системы и повышению тонуса. Содержание и методика выполнения этих упражнений сходны с упражнениями утренней гимнастики.

Помимо обычных упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики в перерывах целесообразно включать дыхательные упражнения и упражнения для глаз. Упражнения для глаз состоят в основном из движений глазами влево-вправо, вверх-вниз и круговых движений. С целью улучшения мозгового кровообращения применяются упражнения, состоящие из наклонов и поворотов головы. Эффективно так называемое диафрагмальное дыхание, состоящее из частых, но не глубоких вдохов и выдохов с выпячиванием и втягиванием живота.

В тех случаях, когда условия не позволяют проделывать упражнения, в положении стоя, их можно выполнять в положении сидя. При этом упражнения выполняются в изометрическом режиме – производится напряжение и расслабление различных мышечных групп без изменений позы.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 2–5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься менее 2-х раз в неделю не целесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через 2–3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше, чем через 2 часа после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак. Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.

Каждое самостоятельное тренировочное занятие должно состоять из трех частей, подготовительной, основной и заключительной части.

Подготовительная часть или разминка может быть общей и специальной. Общая разминка состоит из ходьбы, медленного бега, общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц.

Упражнения рекомендуется начинать с мелких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать упражнениями для ног. После упражнений силового характера и растягивания следует выполнять упражнения на расслабление.

Специальная часть разминки преследует цель подготовить к основной работе те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат. Она обеспечивает нервно-координационную и психологическую настройку организма на предстоящую деятельность. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений, имитация, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. Желательно учитывать темп и ритм предстоящей работы.

В основной части осуществляется тренировка и развитие физических и волевых качеств, изучается спортивная техника и тактика.

В заключительной части выполняются медленный бег и упражнения на расслабление, чтобы обеспечить постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.

Самостоятельно можно заниматься прежде всего гимнастическими упражнениями, силовыми упражнениями, спортивными играми и упражнениями, которые обеспечиваются средствами циклических видов спорта, такими как легкая атлетика, плавание, ходьба на лыжах, коньки. В последнее время у студенток растущей популярностью стали пользоваться ритмическая гимнастика (аэробика) и шейпинг. Подбираются комплексы тренировок с учетом их воздействия на сердечно-сосудистую систему, на костно-мышечный аппарат. Когда занимающиеся почувствуют, что успешно справляются с имеющимися нагрузками, можно увеличивать интенсивность и время тренировок.

Спортивные игры оказывают разностороннее воздействие на занимающихся, улучшая их функциональное состояние, физическую подготовку и координацию движений. Для того чтобы тренировки в спортивных играх оказались более эффективными, необходимо соблюдать следующие правила. До начала игр следует проводить разминку, включающую медленный бег, общеразвивающие упражнения и упражнения для тех групп мышц, которые принимают наибольшую нагрузку в данной игре. Соблюдать все правила, связанные с техникой безопасности, обращая внимание на соответствие обуви, инвентаря, ровность покрытия площадки и др. требования.

В легкоатлетических видах занятия должны начинаться с тренировок общей выносливости, поэтому на начальном этапе значительное место занимает медленный продолжительный бег и кросс – бег по пересеченной местности. В случае необходимости изучения техники различных видов легкой атлетики целесообразно придерживаться определенной последовательности их освоения. На первых занятиях основным средством тренировки будет кроссовый бег на средние дистанции. Потом изучается техника бега на короткие дистанции, после чего прыжки с разбега в длину и в высоту. Метания и толкания изучаются в последнюю очередь. При такой последовательности прохождения программы, тренировка в одном из видов легкоатлетических упражнений создает благоприятные предпосылки к освоению следующих.

Говоря о методике занятий легкоатлетическими видами, следует подчеркнуть, что двигательные действия в большинстве упражнений характеризуются многократными повторениями в определенном темпе, что придает занятиям некоторую монотонность. Для того, чтобы занятия были более качественными, следует повышать эмоциональность тренировки. В этом случае используется игровой метод совершенствования отдельных движений, музыкальное сопровождение занятий, вносятся элементы соревнования.

Оздоровительный бег является одной из самых лучших и доступных форм занятий физической культурой. Благодаря естественности и простоте движений, возможностям проводить тренировки практически в любых условиях и в процессе занятий добиваться значительного расширения функциональных возможностей, бег является самым распространенным и массовым увлечением во многих странах мира.

Чтобы повысить эффективность занятий оздоровительным бегом, необходимо освоить рациональную технику, научиться правильно, дозировать продолжительность и скорость бега.

Ошибки в технике бега (нарушения в осанке, неправильная постановка стопы и др.) могут вызывать болезненные ощущения отдельных мышечных групп, сухожилий, суставов ног, спины. Чтобы избежать этого, необходимо правильное выполнение беговых движений. Лучшей техникой бега обладают те бегуны, которые используют постановку ноги на носок. Такая постановка увеличивает силу отталкивания за счет энергии упругой деформации в мышцах ног и снижает время опоры. Нога ставится на грунт мягким, загребающим движением. Если это вызывает трудности, можно осуществлять постановку стопы с пятки с последующим перекатом на носок. Нужно стремятся снизить горизонтальное торможение в фазе амортизации, то есть ставить ногу с «загребающим» движением ближе к проекции центра тяжести тела. Избегайте «натыкания» на ногу или «ударной» постановки ноги. Беговой шаг должен быть легким, пружинящим, с минимальными вертикальными и боковыми колебаниями. Туловище при беге держится прямо или имеет незначительный наклон вперед, плечи опущены и расслаблены, руки без напряжения движутся вперед-назад. Продолжительность и скорость бега определяется в зависимости от уровня подготовки занимающихся и поставленных задач. Критериями дозировки физической нагрузки при занятиях оздоровительным бегом являются: продолжительность бега, скорость, дистанция бега.

Под влиянием регулярных занятий бегом во всех система организма происходит функциональная перестройка. Активизация деятельности мышц при занятиях оздоровительным бегом приводит к повышению активности всех обменных процессов. Опыт показывает, что, тренируясь 3–4 раза в неделю даже с минимальным объемом нагрузок можно добиться существенного улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Проводить занятия на свежем воздухе можно при температуре воздуха не ниже -20°С. При более низкой температуре целесообразно провести занятие в помещении, заменив бег гимнастическими упражнениями и бегом на месте.

После каждого занятия через 10–15 минут желательно принять душ, который успокаивает нервную систему, очищает кожу, улучшает кровообращение.

Не рекомендуется после занятий принимать холодный душ. Холодный душ без предварительного закаливания организма может вызвать простудные заболевания.

Заниматься бегом нельзя тем, кто страдает такими заболеваниями, как сердечная недостаточность, стенокардия, гипертоническая болезнь, сердечные пороки, бронхиальная астма, хронический бронхит и т.д. В любом случае необходимо посоветоваться с врачом.

Занятия лыжным спортом, более сложные в организационном и методическом смысле. К подготовленности спортсменов предъявляются повышенные требования. Главным критерием подготовленности является физическое состояние организма, выражающееся в отсутствии медицинских противопоказаний для занятий на холоде, а также владение некоторыми техническими навыками передвижения на лыжах. Основной направленностью самостоятельных занятий лыжным спортом будет, в первую очередь, закаливание организма, кроме того, развитие выносливости и, конечно же, совершенствование ранее изученной техники лыжных ходов.

Атлетическая гимнастика включает упражнения с гантелями, гирями, амортизатором, штангой и другими отягощениями. Воздействуя на различные мышечные группы, упражнения с отягощениями способствуют гармоническому развитию мускулатуры тела, улучшают осанку. Занятия атлетической гимнастикой рекомендуется проводить во второй половине дня. Вес отягощений выбирается таким образом, чтобы каждое упражнение можно было выполнять 8-10 раз подряд. Для развития абсолютной силы в каком-либо движении вес отягощения увеличивается, а число повторений уменьшается. Для развития силовой выносливости и уменьшения жировых отложений применяются отягощения меньшего веса с большим числом повторений (16 и более). Наиболее целесообразно в тренировке вначале выполнять упражнения с малыми отягощениями, а в последующих подходах увеличивать вес, уменьшая число повторений. Упражнения следует выполнять ритмично без задержки дыхания, делая вдох в момент расслабления мышц. Интервал отдыха между упражнениями обычно составляет 1–2 минуты, в зависимости от скорости восстановления дыхания.

Комплекс упражнений составляется таким образом, чтобы участвовали по возможности все мышечные группы. В дополнение к упражнениям с отягощениями в занятие целесообразно включать прыжки со скакалкой, медленный бег, спортивные игры.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Формы занятий физкультурой и спортом в нашей стране весьма разнообразны. Уроки физической культуры по государственным программам учебных заведений, уроки (занятия) в спортивных школах — это формы обязательных занятий. Добровольными являются занятия в спортивных секциях, занятия по месту жительства, самостоятельные, спортивные соревнования, утренняя и производственная гимнастика, туристские походы.

Очень важно так проводить занятия, чтобы они приносили наибольшую пользу. Как бы ни были различны формы занятий физическими упражнениями, строятся они одинаково: имеют подготовительную, основную и заключительную части.

Любой урок, любая тренировка начинается с разминки. Она необходима для того, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Общая разминка разносторонне и постепенно воздействует на организм спортсмена. Это обычно ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка готовит занимающихся непосредственно к тем упражнениям, которые им предстоит выполнять в основной части занятия. Разминка длится 10— 20 мин. Во время основной части занимающиеся приобретают новые навыки или совершенствуют их, тренируются.

Цель заключительной части — постепенно снизить нагрузки на организм. Помогают этому несложные, хорошо знакомые упражнения с небольшой нагрузкой, упражнения на расслабление. От соблюдения правил ведения занятий зависит успешное освоение физических упражнений, развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, смелости и других качеств.

Обычно там, где занятия проводит преподаватель (учитель физкультуры, тренер, инструктор), они имеют форму урока. На уроках совершенствуются в спорте учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов. Тренировки в ДЮСШ, спортивных секциях, занятия по физкультуре в вузах также проходят в форме урока. Именно эта форма создает наилучшие условия для воспитания, образования и оздоровления занимающихся. Педагог на уроке работает в течение строго установленного времени, с постоянным составом занимающихся, по твердому расписанию. Во всех учебных заведениях уроки проводятся по утвержденным государственным программам. Разделы государственной программы по предмету «Физическая культура» в школе для I—III, IV—VIII и IX—X классов тесно связаны друг с другом и с I, II и III ступенями комплекса ГТО. Программа для I—III классов включает теоретические сведения, гимнастику, подвижные игры, лыжную подготовку и элементы легкой атлетики. В IV классе эти разделы расширяются, а также включается плавание и спортивные игры (ручной мяч или баскетбол).

Уровень норм и требований программного материала для V—VIII классов повышается до нормативов комплекса ГТО I, II и III ступеней. Для мальчиков с VI класса вводится борьба, а для девочек — художественная гимнастика. Нагрузки для мальчиков и девочек на уроке различны.

У учащихся IX—X классов программа составлена отдельно для юношей и отдельно для девушек. Для девушек исключены, например, такие упражнения, как поднимание и перенос тяжестей, установлены более низкие нормы и требования. Время на занятия художественной гимнастикой увеличивается. Весь программный материал направлен на подготовку и выполнение норм и требований комплекса ГТО III ступени. Юноши, кроме того, занимаются допризывной подготовкой.

Программа по физической культуре в ПТУ также тесно связана с комплексом ГТО, но имеет и свои особенности. Она включает в себя профессионально-прикладную физическую подготовку.

Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и то же задание выполняют все занимающиеся. При групповом каждая группа работает над своим отдельным заданием. При индивидуальном методе каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно. Для уплотнения урока нередко применяют и так называемую круговую тренировку, при которой занимающиеся, непрерывно перемещаясь по кругу, выполняют по группам серии заданий.

Уроки (тренировки) в спортивных школах, спортивных секциях, спортклубах и ДСО составлены таким образом, чтобы готовить спортсменов высокой квалификации и дать им навыки инструкторов-общественников и судей по спорту. В спортивных секциях коллективов физкультуры уроки (занятия) имеют целью развитие массового спорта, повышение спортивного мастерства, оздоровление занимающихся.

Утренняя гимнастика, гимнастика в режиме учебы или труда, большинство занятий по месту жительства и отдыха—эти виды занятий могут проводиться без преподавателя. Такого рода занятия воспитывают самодисциплину, инициативу, привычку к культурному отдыху.

Особый интерес вызывают всегда соревнования. Они требуют напряжения всех сил, волевых и нравственных качеств человека. В суровых условиях соперничества, спортивной борьбы закаляются, укрепляются эти качества. В соревнованиях с их максимальными нагрузками участвуют лишь здоровые, подготовленные люди.

Как форма занятий соревнование состоит из подготовительной, разминочной части, основной части — самих стартов и части заключительной — восстанавливающих процедур, подведения итогов.

Утренняя гигиеническая гимнастика доступна людям любого возраста и пола, она помогает создать после сна бодрое, работоспособное состояние. Утренняя гигиеническая гимнастика проводится и индивидуально, и в группе. Индивидуально, как правило, в домашней обстановке, нередко руководствуясь трансляцией по радио или телевидению комплекса упражнений. Групповые занятия гигиенической гимнастикой проводятся в школах, учебных заведениях, в интернатах, пионерских и оздоровительно-спортивных лагерях.

На заводах, фабриках, учреждениях во время рабочего дня проводится производственная гимнастика, упражнения для которой подбираются таким образом, чтобы снять утомление, включить в работу мышцы, не участвующие в труде. По типу производственной гимнастики физкультминутку устраивают и в школах на уроках, особенно с младшими школьниками. Она длится всего 1—2 мин, но помогает переключить внимание, отдохнуть.

Занятия физкультурой и спортом по месту жительства весьма разнообразны. Они могут идти и в физкультурных группах в форме уроков, могут быть незапланированными, например игра в волейбол, состязания дворовых коллективов, туристские походы. Свои особенности имеют занятия спортом в местах отдыха, например в парках культуры и отдыха. Их посетители принимают участие в открытых стартах, сдают нормы ГТО, купаются, плавают, а зимой катаются на коньках, на лыжах.

В последние десятилетия все более широкое распространение получают самостоятельные занятия физкультурой и спортом. Для успешного их проведения необходимо сначала проверить состояние здоровья, ознакомиться с методическими пособиями. Миллионы людей выезжают за город, в туристские походы, на рыбную ловлю. Они делают по утрам зарядку, ходят на лыжах, увлекаются бегом и ходьбой. Занятия физической культурой и спортом воспитывают и физически развивают человека. Они укрепляют здоровье и волю, вырабатывают силу, выносливость, мужество, учат хорошо владеть своим телом, помогают освоить массу разнообразнейших движений.

Это интересно:

  • Способы совершения преступления в уголовном праве Место, время, способ и средства совершения преступления Место, время, способы, орудия, средства и обстановка совершения преступления Способы совершения преступления Важнейшей характеристикой всякого действия (бездействия) является способ его совершения. Сказанное в полной мере относится […]
  • Сайт павлово-посадского городского суда ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ СУД (Павлово-Посадский городской суд Московской области): телефоны, адрес, реквизиты. • Полное официальное наименование судебного органа (районного или городского суда города): — «Павлово-Посадский городской суд Московской области». • Устаревшие, обиходные и […]
  • Правила заполнения писем по россии Образец заполнения конверта Уже не одну сотню лет конверты остаются излюбленным способом доставки писем и документации. Однако в эпоху современных цифровых технологий и интерактивного общения многие из нас уже порядком подзабыли, как правильно заполнить конверт . В первую очередь, […]
  • Запрещенные к проносу предметы в суд Запрещенные к проносу предметы в суд Четверг : рассмотрение уголовных дел и материалов досудебного производства в апелляционном порядке Перечень предметов, запрещенных для проноса в здание суда: 1. Огнестрельное оружие (все виды боевого, служебного и гражданского […]
  • Где оплачивать налог на квартиру Как и где можно оплатить налог на имущество по бумажной квитанции и онлайн? Своевременная оплата имущественного налога – обязанность каждого налогоплательщика, единая для всех. Но способ оплаты, наиболее удобный для себя, граждане имеют право выбирать. Тем более сейчас такой выбор […]
  • Бланк для оплаты налога на землю Отчётный период подошёл к концу, а квитанции на земельный налог всё ещё нет – что делать? Физические лица как собственники участков земли, а также лица, обладающие ими на правах безвозмездного пользования и наследуемого владения, имеют обязанность оплачивать в бюджет муниципального […]
  • Заявление на закрытие расчётного счёта сбербанк Как закрыть расчетный счет в Сбербанке Каждый, у кого открыт счет в Сбербанке рано или поздно задумывается над вопросом, как закрыть счет в Сбербанке. Расчетный счет (р/с) в банке могут открыть как физические, так и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Открывается он […]
  • Адвокат лаура николаевна «Меня продали вместе с квартирой» Зачем сотрудница полиции устроилась сиделкой к пенсионерке Фото: «Новая газета» Зачем сотрудница полиции устроилась сиделкой к пенсионерке Татьяна Никольская родилась с клеймом «дочь врага народа». Ее мать, Ксения Михайловна, была репрессирована в 1937 […]

Author: admin