Правящее сословие периода абсолютизма это

Правовое положение сословий в период абсолютной монархии

Для абсолютизма характерна четкая политическая и правовая регламентация каждого сословия. Сословная структура упрощается за счет объединения различных социальных групп в основные слои общества.

Феодальное сословие, ранее включавшее в себя ряд групп, объединяется в единое сословие, именуемое «дворянством».

Правовой статус дворянства регулируется Указом о единонаследии 1714 г., который узаконил слияние вотчины и поместья, объединив их понятием «недвижимая собственность», превратил поместье в наследственное землевладение (для стимулирования дворянства идти на госслужбу за жалование), установил институт майората (с целью ограничения дробления земельной собственности дворянства), который разрешал наследовать недвижимость только старшему сыну.

Табель о рангах 1722 г. закрепила новые принципы подбора руководящих кадров.

Главными критериями для продвижения по службе становятся профессиональные качества, личная преданность государю и системе, выслуга. Военная служба уравнивалась с гражданской. Устанавливалась иерархия чинов, сроки службы в определенном чине, обязанность для дворянства получать образование.

Дворянство становится правящим классом, единственным служилым сословием.

Данные нововведения обеспечили быстрое формирование многочисленного бюрократического аппарата и профессионального офицерского корпуса, возможность выходцам из других слоев получить титул дворянства.

Духовенство теряло свои привилегии в результате подчинения церкви государству, секуляризации церковных земель, ввода ряда ограничений для вступления в церковное сословие.

Крестьяне — самый многочисленный класс. Подразделялись на государственных, экономических (принадлежащих церкви), помещичьих, посессионных (приписанных к заводам и фабрикам) и дворцовых. Крестьяне страдали от непомерных налогов и податей, жестоко эксплуатировались правящим классом, составляли основную рабочую силу, несли рекрутскую повинность.

Указ Петра I 1711 г. «О крепости крестьянской» узаконил крепостничество, приравнявшее положение крестьянина к положению раба.

Городское население делилось на регулярных граждан (знать) и «подлых людей». Регулярные граждане делились на две гильдии: первую (банкиры, купцы, доктора, иконописцы) и вторую (ремесленники, мелкие торговцы, столяры, портные). Гильдиями управляли гильдейские сходы и старшины. Создавались цеховые организации, куда входили мастера, подмастерья и ученики.

Рубрикатор

Правовое положение дворянства в России в период абсолютизма

Правовое положение дворян.

Вторая половина 17 – начало 18 века – это период очень быстрой консолидации всех групп правящего класса в единое сословие, которое в начале 18 века получило название шляхетство. Это название правящего сословия продержалось до второй половины 18 века, а затем правящее сословие стало называться дворянство. Это сословие было достаточно замкнутым, так как доступ в него представителей податных сословий был сильно затруднен. Правящее сословие характеризовалось равенством прав и обязанностей его членов.

В 1714 году Петр подписал «Указ о единонаследии». По сути, этот указ поставил последнюю точку в уравнивании вотчины и поместья. Появилось дворянское имение. Этот указ запрещал дробление дворянских имений при передаче их по наследству. Движимое имущество делилось в равных долях между наследниками. При наличие завещания имение мог получить любой из сыновей, а по закону оно переходило старшему, а не младшему, как раньше. Такой порядок наследования дворянских имений преследовал 2 основные цели:

•Приостановить процесс обезземеливания дворян, запрещая дробление их имений.

•Стимулировать желание дворян идти на государственную службу.

В 1722 году Петр подписывает «Табель о рангах», который разделил военную, гражданскую и придворную службу на соответствующие ранги. На государственной службе устанавливалось 14 рангов. Если речь идет о военной службе, то самый низший 14 ранг был так называемый фендрик (затем, прапорщик). Получение 14 ранга давало его обладателю право на личное дворянство. Личное дворянство отличалось от наследственного следующим:

•Личное дворянство не передавалось по наследству.

•Личный дворянин не имел права приобретать землю с крепостными.

•Личный дворянин не имел возможности избираться в руководящие органы сословных органов дворянства.

По «Табелю о рангах» получение 8 ранга (старший офицерский чин) давало право на потомственное дворянство. В последующем, для получения потомственного дворянства требовался более высокий ранг.

Высшим военным чином был генерал-фельдмаршал.

Что касается гражданской службы, то высшим чином был канцлер.

Военная служба при Петре начиналась с 15 лет и никаким сроком ограничена не была.

При Анне Иоановне в 30-х годах служба начиналась с 20 лет и была ограничена 25 годами.

В 1762 году Петр III подписал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Этот манифест освобождал дворян от обязательной государственной службы. Петр III считал, что дворянское служивое сословие было так же закрепощено, как и крепостные, но только по отношению к государству. В манифесте был предусмотрен такой пункт: «Император, освобождая российское дворянство от обязательной государственной службы, выражает уверенность, что российское дворянство не забудет своего долга перед троном и отечеством и при первой необходимости, по первому призыву правительства пойдет на государственную службу».

Потомственное дворянство, помимо получения соответствующего ранга по «Табелю о рангах», можно было приобрести следующим образом:

1. По наследству.

2. Императорское пожалование.

3. Награждение одним из российских орденов.

4. Личный дворянин в 3-м поколении становился потомственным дворянином.

5. Замужество за потомственным дворянином.

В 1785 году Екатерина утвердила «Жалованную грамоту дворянству». Этот документ закрепил все права и привилегии дворянского сословия:

1. Священна и неприкосновенна личность, достоинство дворянина. Дворянства дворянин мог быть лишен только по решению суда за совершение тяжкого преступления и санкции царя (конфирмация).

2. Священна и неприкосновенна собственность дворянина. Устанавливался судебный порядок лишения дворянина собственности.

3. Грамота объявляла исключительной собственностью дворян землю и крепостных.

4. Грамота фиксировала право собственности дворян не только на землю, но и на полезные ископаемые на этой земле.

5. «Жалованная грамота» закрепляла право дворян создавать промышленные и торговые предприятия не только на территории своих имений, но и на территории городов.

6. Дворяне получили право участвовать в формировании местных органов государственного управления, куда местные дворяне избирали своих представителей.

7. Дворяне исключались из перечня лиц, к которым применялись телесные наказания.

8. Судить дворянина мог только суд, состоящий из дворян.

9. В судебном процессе, одной из сторон которого был дворянин, должен был присутствовать сословный представитель, то есть представитель местного дворянства, который должен был наблюдать за тем, чтобы суд, состоящий из дворян не ущемил права и законные интересы дворянина.

10. «Жалованная грамота» предусмотрела право дворян создавать свои корпоративные сословные организации на уровне губерний и уездов – это дворянские губернские и уездные собрания. Через губернских предводителей местные дворяне получили право обращаться с петициями непосредственно к императору, то есть напрямую. Но «Жалованная грамота» не предусматривала создание координирующих дворянских учреждений на всероссийском уровне.

11. Дворяне, как и раньше, были освобождены от личных государственных повинностей и податей.

12. Дворяне получили право свободного передвижения по территории империи и возможность выезда за границу для лечения, учебы и поступления на службу другому монарху.

13. Дворяне получили право менять подданство.

14. Существовали и другие, не столь важные права, то есть так называемые почетные права (право ношения дворянского мундира, возможность использовать дворянский герб, право ездить в карете, запряженной особым образом и так далее).

В 1722 году при Сенате была учреждена новая должность – герольдмейстер, который ведал всеми вопросами дворянского сословия (наблюдал за подготовкой дворянских недорослей к государственной службе, вел дворянские списки, составлял дворянские гербы и обладал возможностью влиять на кадровую политику в стране, поскольку имел право высказывать свое мнение при решении вопроса о назначении на государственные должности).

В 80-х годах 18 века принимались указы, ограничивающие действие табеля о рангах в части получения дворянства:

•Запрещалось принимать на государственную службу не дворян.

•Указ, запрещающий производить в офицеры не дворян.

Общественный строй периода абсолютной монархии в России

Наиболее характерной чертой общественного строя в рассматриваемый период является юридическое оформление фактически сложившегося сословного деления населения. Государство определило правовое положение четырех сословий — дворянства (шляхетства), духовенства, крестьян и мещан (городского населения).

Дворянство. Как и прежде, господствующим оставалось феодальное сословие, владевшее землей и крестьянством. В условиях становления абсолютизма на этом сословии держались армия и управленческий аппарат. Для устранения противоречий внутри объединявшегося господствующего класса Петр I упразднил боярское звание и первоначально объединил всех в «шляхетство». Заимствованный из Польши термин «шляхетство» не прижился в российской практике. На устранение различий в правовом положении бояр и дворян был направлен и Указ о единонаследии 1714 г., по которому поместья, как и вотчины стали переходить по наследству. Тенденция к их уравнению наметилась еще в Соборном уложении 1649 г. и данная проблема требовала своего решения в течение всего XVII в.

Дворянство делилось на крупнейших землевладельцев, имевших более 10 тыс. крепостных, средних и мелких (последние порой не имели крепостных). Власть дворян над крепостными практически была неограниченной, наказывалось только убийство.

Дворяне не платили податей, не несли повинностей, их не пытали (кроме дел о государственных преступлениях и убийствах). Это было «благородное» сословие. Но это и служилое сословие, т.е. все мужчины должны были служить в армии или в государственном аппарате. Наиболее знатные дворяне с 15 лет, затем с 20 лет зачислялись в гвардию. Уклонение от службы каралось сурово — дворян ставили вне закона, конфисковывали имения. Была и обязанность получать образование.

Прохождение службы было регламентировано Табелью о рангах 1722 г. Все чины делились на 14 ступеней. Служба начиналась с низших должностей. По мнению ряда ученых (Демидова Н.Ф., Павленко Н.И.), в России в XVII— XVIII вв. складывается бюрократия как власть чиновников. Демидова Н.Ф. полагает, что служилая бюрократия существовала уже в XVII в., а Павленко Н.И. считает, что в XVII в. ее еще не было — она складывается только при Петре I. Он указывает следующие признаки бюрократии: зависимость чиновников от монарха; строгая иерархия учреждений и должностных лиц, руководствующихся в своей деятельности уставами и регламентами; унификация структуры и штатов учреждений и обязанностей должностных лиц; углубление разделения труда в управленческом аппарате, выражающееся в разграничении гражданской и военной службы.

Отличие от управленческого аппарата XVII в. заключалось в присягах. В XVIII в. создается единая для государственных чиновников Присяга, закрепленная в Генеральном регламенте 1720 г. В наследство от XVII в. досталась иерархия учреждений.

Во избежание засорения государственного аппарата непригодными людьми Петр I издал Указ о регистрации в Сенате дураков (умалишенных), которым не разрешалось жениться и иметь деревни.

Сословные права дворянства получили дальнейшее развитие в Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Грамота подтвердила освобождение дворянства от службы и закрепленное в 1762 г. право их собственности на недра земли. Дворянам разрешалось иметь фабрики и заводы, торговать. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, а также получали право создавать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания, что усилило их влияние. В дворянских собраниях право голоса имели дворяне, имевшие деревни и получившие обер-офицерский чин на действительной службе. Со своими нуждами собрание обращалось к губернатору и даже к царю. Определенный контроль за работой собраний был со стороны губернаторов: они создавали эти собрания, утверждали в должности избранных ими лиц. Жалованная грамота стала важной вехой в укреплении диктатуры дворянства.

Духовенство. Привилегированным сословием было и духовенство, которое делилось на черное (монахи) и белое (приходское). Оно было важной экономической и политической силой, располагая землей и имело привилегии, как и дворянство. Далее действовала тенденция подчинения церкви и духовенства государству.

Для Петровских времен характерно стремление к светскому государству, освобожденному от опеки и вмешательства церкви в государственные дела. Церковь была большой силой и патриархи конкурировали с государством. В целях ограничения силы церкви Петр объявил главою церкви себя, чтобы ликвидировать патриаршество, и активно вмешивался в церковные дела. Он подчинил церковь государству, создал Синод из духовной коллегии, члены которого лично им назначались, присягали государю. Обер-прокурор синода контролировал его деятельность. Петр I нанес сильный удар по монашеству, «тунеядцам», которые «ни богу, ни людям». Царь ввел твердые ограниченные штаты в монастыри. Монастырские имения перешли в ведение казны, а затем Синода. Петр устранил вмешательство церкви в государственные дела, создал светское государство.

Духовенству запретили торговать, иметь земли, а затем, в 1762 г., была произведена секвестрация церковных земель, в результате которой имения передавались в распоряжение специальной коллегии экономии. Екатерина II в целях опоры на духовенство сначала упразднила ее, затем восстановила. Более 800 тыс. крестьян, принадлежавших к этим имениям, стали сначала экономическими, затем перешли на положение государственных. Монастырям уменьшили угодья земли. Управление церковью вверялось сначала Монастырскому приказу, а затем Синоду. Государству отчислялись определенные суммы.

Городское население. В городском населении возвысились купцы, промышленники и крупные ремесленники, пользовавшиеся особой поддержкой правительства. Вопрос о степени развития ростков капитализма в XVII — начале XVIII в. и о характере производства до наших дней является дискуссионным в науке. По мнению американского историка Р. Пайпса, буржуазии в западном понимании данного термина, у нас вообще в то время и даже позже не было 1 Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 252—290.. Всеми учеными признается проведение Петром I политики протекционизма в отношении развития промышленности и торговли, проникнутой началами меркантилизма.

Справедливо подчеркивается значение роста мануфактурного производства и возникновения первых заводов для формирования капиталистического уклада в экономике. Верно отмечено большое значение этих явлений для изменения структуры общества. В частности, впервые появляется наемная рабочая сила и владельцам мануфактур давались большие права по найму рабочих. Крестьяне покупались деревнями для работы на заводах, запрещалось возвращать беглых крестьян.

В 1721 г. по Регламенту Главному магистрату жители городов разделились на две часто: регулярных и нерегулярных.

Регулярные граждане делились на две гильдии. Нерегулярными считались наемные рабочие и чернорабочие, которые не входили в состав городской общины. Ремесленники объединились в цехи, возглавляемые старшинами. С 1699 г. города стали получать самоуправление (Москва и другие крупные города).

В 1785 г. была издана и Грамота на права и выгоды городам Российской империи, по которой население городов было разделено на шесть разрядов. В соответствии с этим делением строилась система городского самоуправления. Собрание градского общества избирало городского голову, должностных лиц самоуправления и суда. Городским хозяйством ведала Общая градская дума, которая выбирала от шести разрядов горожан шестигласную думу, действовавшую между собраниями общей градской думы. Права городских органов самоуправления были более ограниченными, чем у дворянского, а контроль над ним был более жестким.

Крестьянство. Основной производительной силой в сельском хозяйстве были крестьяне, в большинстве своем частновладельческие крепостные, — бесправные, несшие основные повинности. Помещики сами судили крестьян, женили, распоряжались их имуществом.

Коллективным феодалом являлось государство, владевшее «государственными» крестьянами, у которых было общинное самоуправление. Положение этих крестьян было легче, так как их не могли продавать, закладывать и т.п.

Имелись также монастырские, или церковные, крестьяне, находившиеся по сути в том же положении, как и помещичьи.

Дворцовыми назывались крестьяне, подчинявшиеся непосредственно царю, трудившиеся на землях царского домена.

Появились и посессионные крестьяне в селах, приписанных к заводам или купленных их владельцами. Они составляли неотъемлемую часть от предприятия, а их содержали крестьяне, трудившиеся непосредственно на земле.

Имелись и «однодворцы» — потомки служилых людей, селившиеся на окраинах государства для защиты его от набегов. Их положение было особым, поскольку они могли иметь крепостных крестьян.

Крестьяне и горожане платили многочисленные налоги, количество которых постоянно возрастало, особенно в связи с ведением Северной войны. Тяжелым бременем стала и подушная подать, введенная Петром I в 1719 г. для всех мужчин, включая и холопов. Последние перестали быть собственностью помещиков и отдельной социальной группой, поскольку уравнялись с крепостным крестьянством. Кроме того, на угнетенном населении лежали барщина, оброк и десятки повинностей (подвозная, постойная, мостовая и др.). Количество налогов и сборов к концу правления Петра достигло 40 видов.

В литературе есть мнение о том, что Петр I осознавал, что крестьян нельзя чрезмерно угнетать поборами, но не препятствовал помещикам, которые не могли сдержать себя, и крепостническая система все более укреплялась.

В XVIII в. появились работные люди — из приписанных, нанятых и купленных к мануфактурам и заводам людей. Эта социальная группа, видимо, является прообразом будущего рабочего класса, своеобразным «предпролетариатом».

Понятие абсолютизма и особенности русского абсолютизма

Абсолютизм — третья историческая разновидность государств с монархической формой правления, складывающаяся в период перехода от феодально-сословного к буржуазно-гражданскому обществу. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках 1 личности.

1. Сосредоточением всей законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха.

2. Изменение порядка престолонаследия: в условиях абсолютизма монарх приобретает право самостоятельно определять себе наследника.

3. Наличия многочисленного бюрократического аппарата управления.

4. Унификация административно-территориального деления страны.

5. Наличие постоянной армии и полиции.

6. Централизация налоговой и финансовой системы.

7. Жесткая правовая регламентация всех сфер общественной жизни.

8. Активизация нормотворческой деятельности.

Особенности российского абсолютизма:

1. В отличии от Европейских стран, где социальной основой абсолютизма являлся союз 2х сословий: дворян и горожан, в России, где городское сословие по прежнему отсутствовало, единственной социальной опорой абсолютизма являлось дворянство. Это определило продворянский характер русского абсолютизма, обусловленность внутренней политики интересами дворянства.

2. В отличии от Европейских стран, где формирование абсолютной монархии происходило в период разложения крепостнических отношений, в России формирование абсолютизма происходило в период юридического оформления крепостного права. Это обстоятельство определило более жесткую правовую политику русского абсолютизма.

Признаки российского абсолютизма:

1. Полицейское государство.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились прежде всего в стремлении к обогащению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения — наиболее жесткие формы этот процесс принял именно в 18 веке. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянство.

2. «Просвещенный» абсолютизм.

В отдельные периоды существования абсолютной монархии её идеологией становилась идеология просвещения: возникали правовые нормы, напоминающие западноевропейские, предпринимались попытки создания правовых основ государственности, конституции, культурного просветительства. Эти тенденции были обусловлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины 2, Александра 1), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов хозяйствования и политики, искала более гибкие формы. Этому способствовало культурное и промышленное развитие страны. «Просвещенный» абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы управления становились неэффективными. Однако в любой момент мог быть осуществлён возврат к старым приемам.

3. Дворцовые перевороты.

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о том, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии личность монарха уже не имела особого значения, все решал сам механизм власти.

4. Экономика абсолютизма.

В сфере экономической идеологии господствующей становится философия меркантилизма, ориентирующая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм. Особенностью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно появление абсолютизма) в России стали: мануфактурное производство, отходные промыслы и крестьянская торговля. Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва.

5. Положение крестьян.

Несмотря на сопротивление дворянства и бюрократии крестьянство как экономический фактор играла более важную ролью.

Крестьянские повинности не были регламентированы законом, что усиливало произвол. Эксплуатация непашенных крестьян (ремесленников, отходников) была невыгодна помещикам, поэтому они препятствовали неземледельческой хозяйственной деятельности крестьян.

Сильно ограничивалась миграция крестьян: характерно, что плодородные южные земли осваивали помещики и беглые крестьяне, хуторская система там не развивалась (этому препятствовало также правовое уравнивание однодворцев с государственными крестьянами).

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II

Основные положения:

  • Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
  • Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
  • Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
  • Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
  • Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.

Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.

Таблица
политика просвещенного абсолютизма
Екатерины II Великой

К политике просвещённого абсолютизма Екатерины II относится следующая деятельность:

Начато строительство «воспитательного дома» для беспризорных детей
Открыт «Смольный институт благородных девиц»

Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»

Дворянам разрешено ссылать крестьян на каторгу

Запрет крестьянам жаловаться на помещиков

Введение обязательного оспопрививания

Запрет на публичную продажу крестьян за долги помещика

Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)

Купечество освобождено от податного налога.

Введение крепостного права в Малороссии

Повторное открытие Академии наук

Разрешение на создание вольных типографий

Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма
Екатерины II Великой

Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности. Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде. Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам. Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.

Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.

Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи. Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий. Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.

Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении». Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II). Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство.

Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.

Это интересно:

  • Удержание налогов проводки Начисление НДФЛ – проводки Начисление НДФЛ – проводки Похожие публикации Обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) возложена на людей, которые имеют доход в Российской Федерации. Процедура исчисления и оплаты этого налога регулируется Налоговым кодексом Российской […]
  • Рабочая виза в польшу оформить Как получить рабочую визу в Польшу и сколько это стоит Польша привлекательна для многих иностранцев, желающих осуществлять свою профессиональную деятельность за границей. Здесь более высокий уровень заработной платы, нежели в близлежащих странах. А язык, менталитет и цены имеют некоторое […]
  • Мошенничество в интернете чем грозит Что грозит за мошенничество в интернете с ущербом на общую сумму 43 тысячи рублей? я обманул на авито покупателя.он перевел деньги за товар несуществующий.сделал три перевода за неделю.на общую сумму 43тыс. товар я ему не отправил.деньги потратил. сам не судим.не привлекался.25лет. что […]
  • Работа в клину вакансии юрист Работа «Юрисконсульт» в Клину: 4 вакансии […]
  • Субсидии малому бизнесу челябинской области Субсидии малому бизнесу челябинской области В ответ на Ваши обращения, поступившие на сайт «Экономика Челябинской области», сообщаем следующее. 1. На региональном уровне уполномоченным органом по вопросам, касающимся предоставления государственных услуг по содействию самозанятости […]
  • Уголовно процессуальный кодекс в списке литературы Уголовно процессуальный кодекс в списке литературы Один @ втор.ru Самара 8-927-902-39-25 Дипломные, курсовые, контрольные работы на заказ в Самаре [email protected] Список литературы по уголовному праву На этой странице приведен список литературы по уголовному праву: 1. Конституция […]
  • Часть 4 статья 159 ук рф Может ли осужденный по статье 159 часть 4 УК РФ выйти на свободу, если просидел в СИЗО почти 2 года? Здравствуйте, Знакомый сидит в СИЗО по ст159 часть4 УК, сидит с апреля 2015 г. В 2015 осудили, дали срок 3.6 г. общего режима, апелляция отметила приговор и вернула следователю, в 2016 […]
  • Как считает независимая экспертиза при дтп Независимая экспертиза после ДТП Оценка ущерба после ДТП Независимая экспертиза после ДТП – это, в первую очередь, независимая оценка ущерба нанесенного вашему автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия. Не секрет, что страховые компании очень часто занижают суммы […]

Author: admin