Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Право перехода собственности cip

Содержание:

Международные перевозки грузов — компания Анвей

Условия поставки CIP Инкотермс 2010

Что означает поставка CIP, как расшифровывается?

Условия поставки CIP Инкотермс 2010 — расшифровка «Carriage and Insurance Paid to» named place of destination переводится «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» указанное название места назначения означает, что продавец передаст застрахованный товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, названному им перевозчику для перевозки товара до места назначения.

Распределение рисков и ответственности по условию CIP

Согласно базису поставки CIP покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения. Термин CIP содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах: риск после загрузки товара в транспортное средство, а расходы в месте назначения.

Обязанности по базисным условиям поставки CIP (СИП)

Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанное место назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

Базис поставки CIP возлагает на продавца также обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием. В случае если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен, либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

Термин CIP может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика.

Цена CIP, условия оплаты и переход права собственности

Цена CIP (CIP price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, стоимости доставки (фрахта) до места назначения и стоимости страхования товара в пользу покупателя.

Условия поставки CIP Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин CIP указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки, страхования и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

Пример термина CIP в договоре поставки

Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 долларов США на условиях поставки CIP Нижний Новгород (Россия) Инкотермс 2010.
По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки CIP Нижний Новгород (Россия) Инкотермс 2010.
Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.

Отличия условий поставок CIP и DAP

Разница между условиями поставки CIP и CIF — в переходе рисков утраты или повреждения товара от продавца к покупателю и страхованию.
Простыми словами по условиям поставки CIP: за счет продавца, застрахованный товар, прошедший экспортное таможенное оформление, силами продавца перевозится до указанного места назначения, а риски потери или повреждения товара переходят после передачи товара продавцом перевозчику (т.е. погрузки товара на транспортное средство).
По базису поставки DAP: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до указанного пункта назначения. Риски потери или повреждения товара переходят в этом пункте назначения.
Отличия условия поставки CIP от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.

Актуальность использования базиса CIP в 2018 году

На сегодняшний день условия поставки CIP Инкотермс действуют в редакции 2010 года, которые являются самым последним изданием правил и актуальны в 2017 и 2018 году.

CIP Инкотермс 2010 – самый сложный базис поставки


Что такое CIP Инкотермс 2010

Термины группы «С» в Инкотермс 2010 предполагают переход ответственности от продавца покупателю у терминала прибытия основной перевозки, оплата производится продавцом. На продавца возлагается не только перевозка, но также страхование груза. Все таможенные расходы и формальности в процессе экспорта несет продавец.

CIP переводится как «Стоимость и страхование оплачены до», — следовательно, предполагает указание пункта доставки.

Подобные условия поставки уместны, когда для продавца выгоднее заключить договор с перевозчиком, чем аналогичный договор с покупателем. Также в ситуации, когда сложно заключить договор по техническим причинам.

В частности, в процессе доставки груза автомобильным транспортом из Бельгии на консолидационном складе Германии, с дальнейшей поставкой в Россию. Отрезок от поставщика на склад в Германии оплачивать будет выгоднее и удобнее резиденту Бельгии. Аналогична ситуация и со страховкой на данном отрезке.

Должен ли собственник страховать груз или нет

Основной аргумент к отказу от страхования – в стоимость международной перевозки и так входит небольшой страховой платеж. В частности, CMR либо TIR страхование при автоперевозке предполагает выплату компенсации фактурной стоимости груза при неполной порче либо утрате по вине со стороны перевозчика. Но объект данного страхования – сам груз, а ответственность со стороны перевозчика груза перед собственником.

Страхование, включенное в стоимость международной перевозки, предполагает свои недостатки:

— В цепочку страховых обязательств входят не два, а три звена.

— Чтобы получить компенсацию, для грузовладельца нужны доказательства в суде вины со стороны перевозчика. Для этого нужно время, с дополнительными расходами для соответствующих экспертиз и юридических формальностей.

— В случае полной утраты груза, максимальная компенсация меньше либо равна фактурной стоимости груза. При прямом договоре страхования у грузовладельца есть право выбора любой суммы компенсации с соответствующим платежом страхования.

— Если планируете отказаться от дополнительной страховки, нужно заранее продумать убытки своего предприятия в случае порчи либо утраты товара.
Действительно лучше отказаться от дополнительного страхования, если можно за счет частичной компенсации страховой компанией перевозчика:

— Произвести ремонт поврежденного товара, с пользованием им дальше без последствий.

— Произвести быстрый перезаказ испорченного товара без имиджевых и коммерческих убытков для своего предприятия и клиентов.
Для информации: условия поставки по INCOTERMS 2010, аналогичные CIP, но без страхования, подразумевает термин CPT.

Когда страховкой пренебрегать не стоит:

— Когда следствием повреждения либо утраты груза становятся не только прямые убытки, которые связаны с уплаченной стоимостью перевозимого товара, но также может привести к дополнительным непрямым расходам.

Зачем нужно рассчитывать таможенную стоимость товара

Если осуществляете ввоз товара по условиям CIP, то помимо прочих документов, на внутренней таможне необходим будет и страховой полис с указанием размера страхового покрытия, суммы страхового платежа. Понадобится последняя цифра, чтобы рассчитать таможенную стоимость перевозимого товара. Производится вычет суммы страхового платежа из фактурной стоимости, указанной по условиям CIP.

Также понадобится предъявление документа о подтверждении стоимости транспортировки груза к таможенной границе. В этом случае нужно отметить нюанс – в частности, производится перевозка товара из Бельгии, условия поставки CIP Мюнхен (Германия). Следовательно, вам требуется предоставление договора и счета от перевозчика с отдельным указанием стоимости транспортировки от Мюнхена к таможенной границе (именно к точке пересечения границы государственного ввоз, а не конечному пункту назначения). Прибавляется данная сумма к фактурной.

При перевозке товара из Бельгии, но с условиями поставки CIP Москва (РФ), при этом Рязань является конечным пунктом назначения, нужно будет запрашивать у продавца (именно он производит оплату перевозки до Москвы), документа для подтверждения стоимости перевозки с разбивкой Бельгия — таможенная граница РФ — Москва. Стоимость последнего из указанных участков в таком случае при расчете таможенных платежей нужно вычесть из фактурной стоимости. Можно обратиться за помощью к таможенному брокеру при необходимости.

Какие обязанности возникают между сторонами на условиях CIP

Общие обязанности. Если Вы покупаете, возлагается обязательство по своевременной уплате оговоренной стоимости товара.

Если Вы продаёте, должны своевременно поставлять товар в поименованное место, с предоставлением документов покупателю, установленных договоров, подтверждающих поставку.

Документы. Если Вы покупаете/продаете, подразумевается регистрация вашего предприятия в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности на региональной таможне, с наличием необходимых разрешительных документов по ввозу/вывозу конкретной продукции.

Договоры перевозки и страхования. Если Вы покупаете, то после процесса поставки товара в поименованное место, должны предоставить опломбированный груз своим перевозчиком до региональной таможни, также к месту окончательной выгрузки. Производите и оформление дополнительной страховки для перевозимого груза. На вас не возлагаются обязательства перед продавцом по выбору страховой либо транспортной компании.

— Требуется подписание договора с транспортной компанией, произвести оплату поставки от пункта передачи товара к месту/терминалу прибытия, указанному договором.

— Нужно обязательно указывать место передачи груза перевозчику. Поскольку условия поставки CIP предполагают – с вас с момента передачи груза снимаются все риски относительно утраты и порчи товара.

— Требуется подписание договора, произвести оплату услуг страхования перевозимого груза к поименованному месту либо к любому другому пункту временного промежутка/перехода права собственности/изменения состояния, если прописано данное условие заключенным договором.

— Должны для покупателя предоставить страховой полис либо любой другой документ о подтверждении факта страхования, с предоставлением покупателю права обращения в страховую компанию при наступлении страхового случая.

Размер страхового покрытия не должен быть более 10% цены товара, если другое условие не установлено заключенным договором.

Поставка товаров (для продавца), принятие поставки (для покупателя). Если Вы покупаете, то вы либо доверенное лицо должны принять поставку от перевозчика в поименованном договором месте.

Если Вы продаёте, необходима передача перевозчику товара в указанном месте. В зависимости от типа страхования, производится передача в присутствии представителя страховой организации. Заинтересована в данном условии сама страховая компания. Поскольку от момента, когда груз передается перевозчику до терминала передачи товара покупателю, абсолютная ответственность за транспортируемый груз возлагается на страховую компанию.

Переход рисков. Если Вы покупаете, на вас возлагаются риски относительно повреждения, порчи и утраты товара с момента его принятия в поименованном договором месте.

  • Риски экспорта и импорта. Как ими управлять?

Если Вы продаёте, на вас возлагаются все риски до момента передачи груза первому перевозчику. Полная ответственность на отрезке пути от места передачи первому перевозчикe к терминалу прибытия основной перевозки возлагается на страховую компанию. Подписывается договор страхования продавцом, но в случае проблем с грузом на данном этапе перевозки, предъявляться страховые претензии будут покупателем.

Распределение расходов. Если Вы покупаете, должны будете нести все расходы при доставке груза от терминала прибытия основной перевозки к конечному месту назначения. Если в терминале прибытия сначала производится выгрузка с транспорта 1-го перевозчика, а далее производится загрузка на транспорт вашего перевозчика, вы будете платить лишь за погрузку на свой транспорт. На вас возлагаются также расходы, которые связаны с прохождением границ, после забора груза из места, поименованного подписанным договором. Также за ваш счет следуют таможенные платеж и формальности в отношении импорта.

Если Вы продаёте, то на вас возлагается обязательство по оплате всех таможенных сборов в отношении экспорта и транзита по территории стран, которые находятся на отрезке пути к месту, поименованному договором. Все затраты при выгрузке товара также возлагаются на вас, если другое условие не установлено договором. Все затраты по страхованию груза до места, поименованного договором, должен уплачивать поставщик.

Если перегрузка из одного транспорта в другой в месте, поименованном договором, представляет собой неделимую статью расходов, для продавца и покупателя действует обязательство по согласованию в контракте, что производится оплата такой перегрузки, либо как именно будет распределяться стоимость услуг терминала между сторонами соглашения.

Извещения продавцу и покупателю. Если Вы покупаете, то обязаны подтвердить получение извещения от продавца, или зафиксировать отсутствие такого извещения.

Если Вы продаёте, вы должны предоставить покупателю соответствующие документы для подтверждения отгрузки товара для первого перевозчика, с уведомлением покупателя о прибытии груза в место, поименованное договором, передавая ему документы, которые требуются для дальнейшего пути транспортируемого груза.

В случае с автотранспортом, все документы, как правило, находятся у водителя-экспедитора, с физической передачей их следующему водителю-представителю покупателя.

Документы и доказательства поставки. Если Вы покупаете, то обязаны принять у продавца транспортный документ, при условии его соответствия действующим международным требованиям и дополнительным положениям договора.

Если Вы продаёте, требуется предоставление для покупателя стандартного пакета коммерческой документации, также транспортного документа для подтверждения отгрузки товара, его транспортировки до места, поименованного договором.

Упаковка, маркировка, проверка, инспектирование товара. Если Вы покупаете, то имеете право инспектирования товара при приемке. В случае недопоставки товара либо при поставках товара ненадлежащего качества, наступает страховой случай — для его протоколизации должен присутствовать представитель страховой организации. При наличии сомнений, относится ли данный случай к страховому, нужно детальнее ознакомиться со своим плисом страхования, действуя в соответствии с алгоритмом, указанным им.

Если Вы продаете, должны предоставить покупателю в распоряжение товар надлежащего качества. При необходимости должны быть предоставлены также инспекции третьей стороной, с её оплатой за свой счет, это нужно дополнительно отразить контрактом, либо подразумеваться положениями договора страхования.

Предоставление информации и связанные с ней расходы. Если Вы покупаете, нужно будет своевременно предупредить продавца – какая может вам потребоваться информация, кроме уже предоставленной . Если продавец несет дополнительные затраты по предоставлению вам информации, которая не была согласована договором, от вас требуется компенсация данных затрат продавцу.

Если Вы продаёте, требуется предоставление покупателю всех документов, прописанных договором. При потребности в ранее не согласованной информации и бумагах, должны оказывать покупателю содействие в их получении. Покупатель должен компенсировать все связанные с этим затраты.

  • Антикоррупционная оговорка: как и зачем включать в договоры

Когда происходит переход права собственности на условиях CIP Инкотермс 2010

Устанавливается момент перехода права собственности не условиями поставки Инкотермс 2010, а Гражданским кодексом. Согласно п.1 ст. 223 ГК «право собственности у приобретателя вещи по договору возникает в момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором».

Поэтому при заключении внешнеторгового договора может быть установлен другой момент перехода права собственности – при условии обоюдного согласия с контрагентом. Определяются базисными условиями поставки момент перехода рисков повреждения либо утраты товара от продавца к покупателю. Производится фиксация даты передачи груза для первого перевозчика в товарно-транспортной накладной.

При планировании поставки по условиям поставки CIP, нужно заранее изучить все тонкости данного базиса, с оценкой целесообразности применения данного варианта. Цепочка поставки в таком случае включает не только продавца и покупателя, но, как минимум, 2 перевозчиков и одну страховую компанию. Подходите объективно и внимательно к оценке своих возможностей и приоритетов, не боясь упрощать схему, отказываясь от лишних звеньев для оптимизации.

Условия CIP по Инкотермс 2010: перевозка и минимальное страхование в зоне ответственности продавца

Содержание статьи:

Перейти на список всех условий Инкотермс

При осуществлении внешнеторговой деятельности продавцы и покупатели ориентируются на Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс в редакции 2010 года. Ранее действовала редакция 2000 года. Поэтому тем, кто намерен экспортировать или импортировать товары, и в 2017 году нужно брать во внимание актуальные правила 2010 года. Одним из условий поставки является CIP из категории С, когда основная перевозка оплачивается продавцом.

Этот термин Инкотермс расшифровывается как Carriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination), или «фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)». В документах это обозначается, к примеру, следующим образом: CIP Владивосток, Россия (Incoterms 2010).

Что означает CIP: расшифровка

Если объяснить простыми словами, то термин CIP означает, что в зоне ответственности продавца – не только перевозка до обозначенного места, но и страховка груза. Именно так переводится с английского словосочетание «carriage and insurance paid to», как мы убедились выше. От нее образована аббревиатура CIP.

Базис и условия поставки CIP

Базисные условия термина «фрахт/перевозка и страхование оплачены до» подразумевают, что продавец доставит экспортируемый груз до определенного во внешнеторговом контракте места и передаст его перевозчику. На экспортера возлагается обязанность оплатить расходы по загрузке товара, перевозка до места назначения также его задача.

После этого ответственность за сохранность товара перекладывается на плечи покупателя. Доставка до склада магазина или до иной конечной точки также осуществляется за его счет.

Согласно условиям контракта, заключенного с учетом CIP, продавец должен застраховать перевозимый груз от порчи и утраты при перевозке. Соответствующий договор в пользу импортера должен быть заключен со страховой компанией. В Инкотермс 2010 подчеркивается, что экспортер обеспечивает только минимальное покрытие страхования. Все, что выше, нужно обговорить заранее и предусмотреть отдельным пунктом в договоре. Либо сам импортер может заключить дополнительный договор страхования со страховой компанией.

Экспортер может доставить груз до места назначения посредством нескольких видов транспорта. Например, один из маршрутов перевозки автомобилей Тойота можно построить следующим образом: автотранспортом с завода Такаока до морского порта Тояма в Японии и далее на судне до порта Владивосток в России. Уже в российском портовом городе товар передается первому перевозчику (логистической компании, которая доставит авто до склада или иного места по соглашению с импортером). И вместе с ним к покупателю переходят все риски за груз.

Продавец передает покупателю товар, прошедший экспортную таможенную очистку, с сопроводительными документами со штампом таможенного органа «выпуск разрешен» в грузовой таможенной декларации.

Стоит ли страховать груз?

Условия CIP подразумевают страховку продавцом риска утраты или порчи товара на минимальную сумму, то есть 100% фактурной стоимости плюс 10% в валюте, в которой покупатель рассчитывается с продавцом. Подтверждающий документ передается первому перевозчику вместе с грузом. Но возникает вопрос, нужно ли покупателю дополнительно страховать импортируемую продукцию. Есть несколько аргументов «за» и «против».

Вот основные доводы в пользу отказа от дополнительного страхования:

  • В стоимость международной перевозки, как правило, включена страховая сумма. Например, если предстоит транспортировка через страны Евросоюза, то CMR или TIR страховка автоперевозчика входит в инвойсую стоимость товара (наряду с расходами по транспортировке, на погрузку и отгрузку, оплате экспортных пошлин, налогов и сборов).
  • Частичная компенсация страховой компанией ответственности перевозчика позволит отремонтировать поврежденный груз.
  • Имеется возможность оперативно заказать новую партию товара взамен утраченной.

Дополнительная страховка также имеет ряд плюсов:

  • Подписывается прямой договор страхования, значит, уходит меньше времени на возмещение ущерба (отсутствует третье звено цепочки – перевозчик).
  • Не требуется доказательство вины перевозчика в судебном порядке, а значит, импортер избегает временных и финансовых трат на представительские расходы в суде.
  • Грузовладелец может застраховать груз не только на сумму фактурной стоимости товара, но и с учетом возможной недополученной прибыли при его порче или утрате.

Поэтому, когда речь идет о дополнительной страховке, рекомендуется подумать, покроет ли стандартная страховка по условиям CIP убытки, которые получит ваша организация при повреждении товара или его полной утрате. На кону – и репутация компании: сильно ли она пострадает в случае несвоевременного неисполнения обязательств перед конечными покупателями/партнерами.

Обязанности и риски сторон

Как и в других терминах Инкотермс, обязанности и риски сторон по условиям CIP четко разграничены. Но во внешнеторговом контракте допускается маневр в ту или иную сторону по соглашению контрагентов.

Обязанности и риски продавца

Условия поставки CIP возлагают на продавца следующие обязательства:

  • Поставка товара в условленном месте в указанный договором срок первому перевозчику;
  • Предоставление товара надлежащего качества и в количестве/объеме по условиям контракта;
  • Предоставление сопроводительных документов на товар, в том числе коммерческих, сертификатов соответствия и безопасности при необходимости;
  • Получение экспортной лицензии, если это требуется согласно законодательству;
  • Заключение договора перевозки на обычных условиях с доставкой по обычному маршруту, который не приведет к удорожанию продукции.
  • Поставщик обязуется также застраховать груз таким образом, чтобы покупатель смог непосредственно сам обратиться к страховщику для возмещения ущерба. Договор страхования входит в обязательный пакет сопроводительных документов.

Вот это основные моменты, которые нужно учитывать при обозначении обязательств продавца во внешнеторговом контракте.

Обязанности и риски покупателя

Помимо оплаты предусмотренной договором суммы в полном объеме и в установленный срок, импортер товара обязан выполнить следующие условия согласно Инкотермс 2010:

  • Получить при необходимости импортную лицензию, иное свидетельство (за свой счет);
  • Уладить таможенные формальности, связанные с импортом товара и транзитной перевозкой через территорию третьих государств;
  • Принять поставку продукции в указном месте в условленную дату или период.

Переход права собственности и рисков

Переход рисков по условиям CIP от продавца к покупателю осуществляется вместе с передачей груза первому перевозчику. После этого все обязательства по сохранности товара от порчи и утраты ложатся на плечи покупателя.

Переход рисков и переход права собственности – неравнозначные понятия. Если первый регулируется нормами Инкотермс 2010, то второй – Гражданским кодексом РФ. В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у импортера возникает в момент передачи вещи. Но иной срок можно установить соглашением сторон. Поэтому данный момент во внешнеторговом договоре выделить лучше отдельно.

Переход рисков и переход права собственности нужно зафиксировать документально: в товарно-транспортной накладной отмечается дата передачи товара первому перевозчику.

Условия CIP по Инкотермс 2010: перевозка и минимальное страхование в зоне ответственности продавца

Содержание статьи:

Перейти на список всех условий Инкотермс

При осуществлении внешнеторговой деятельности продавцы и покупатели ориентируются на Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс в редакции 2010 года. Ранее действовала редакция 2000 года. Поэтому тем, кто намерен экспортировать или импортировать товары, и в 2017 году нужно брать во внимание актуальные правила 2010 года. Одним из условий поставки является CIP из категории С, когда основная перевозка оплачивается продавцом.

Этот термин Инкотермс расшифровывается как Carriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination), или «фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)». В документах это обозначается, к примеру, следующим образом: CIP Владивосток, Россия (Incoterms 2010).

Что означает CIP: расшифровка

Если объяснить простыми словами, то термин CIP означает, что в зоне ответственности продавца – не только перевозка до обозначенного места, но и страховка груза. Именно так переводится с английского словосочетание «carriage and insurance paid to», как мы убедились выше. От нее образована аббревиатура CIP.

Базис и условия поставки CIP

Базисные условия термина «фрахт/перевозка и страхование оплачены до» подразумевают, что продавец доставит экспортируемый груз до определенного во внешнеторговом контракте места и передаст его перевозчику. На экспортера возлагается обязанность оплатить расходы по загрузке товара, перевозка до места назначения также его задача.

После этого ответственность за сохранность товара перекладывается на плечи покупателя. Доставка до склада магазина или до иной конечной точки также осуществляется за его счет.

Согласно условиям контракта, заключенного с учетом CIP, продавец должен застраховать перевозимый груз от порчи и утраты при перевозке. Соответствующий договор в пользу импортера должен быть заключен со страховой компанией. В Инкотермс 2010 подчеркивается, что экспортер обеспечивает только минимальное покрытие страхования. Все, что выше, нужно обговорить заранее и предусмотреть отдельным пунктом в договоре. Либо сам импортер может заключить дополнительный договор страхования со страховой компанией.

Экспортер может доставить груз до места назначения посредством нескольких видов транспорта. Например, один из маршрутов перевозки автомобилей Тойота можно построить следующим образом: автотранспортом с завода Такаока до морского порта Тояма в Японии и далее на судне до порта Владивосток в России. Уже в российском портовом городе товар передается первому перевозчику (логистической компании, которая доставит авто до склада или иного места по соглашению с импортером). И вместе с ним к покупателю переходят все риски за груз.

Продавец передает покупателю товар, прошедший экспортную таможенную очистку, с сопроводительными документами со штампом таможенного органа «выпуск разрешен» в грузовой таможенной декларации.

Стоит ли страховать груз?

Условия CIP подразумевают страховку продавцом риска утраты или порчи товара на минимальную сумму, то есть 100% фактурной стоимости плюс 10% в валюте, в которой покупатель рассчитывается с продавцом. Подтверждающий документ передается первому перевозчику вместе с грузом. Но возникает вопрос, нужно ли покупателю дополнительно страховать импортируемую продукцию. Есть несколько аргументов «за» и «против».

Вот основные доводы в пользу отказа от дополнительного страхования:

  • В стоимость международной перевозки, как правило, включена страховая сумма. Например, если предстоит транспортировка через страны Евросоюза, то CMR или TIR страховка автоперевозчика входит в инвойсую стоимость товара (наряду с расходами по транспортировке, на погрузку и отгрузку, оплате экспортных пошлин, налогов и сборов).
  • Частичная компенсация страховой компанией ответственности перевозчика позволит отремонтировать поврежденный груз.
  • Имеется возможность оперативно заказать новую партию товара взамен утраченной.

Дополнительная страховка также имеет ряд плюсов:

  • Подписывается прямой договор страхования, значит, уходит меньше времени на возмещение ущерба (отсутствует третье звено цепочки – перевозчик).
  • Не требуется доказательство вины перевозчика в судебном порядке, а значит, импортер избегает временных и финансовых трат на представительские расходы в суде.
  • Грузовладелец может застраховать груз не только на сумму фактурной стоимости товара, но и с учетом возможной недополученной прибыли при его порче или утрате.

Поэтому, когда речь идет о дополнительной страховке, рекомендуется подумать, покроет ли стандартная страховка по условиям CIP убытки, которые получит ваша организация при повреждении товара или его полной утрате. На кону – и репутация компании: сильно ли она пострадает в случае несвоевременного неисполнения обязательств перед конечными покупателями/партнерами.

Обязанности и риски сторон

Как и в других терминах Инкотермс, обязанности и риски сторон по условиям CIP четко разграничены. Но во внешнеторговом контракте допускается маневр в ту или иную сторону по соглашению контрагентов.

Обязанности и риски продавца

Условия поставки CIP возлагают на продавца следующие обязательства:

  • Поставка товара в условленном месте в указанный договором срок первому перевозчику;
  • Предоставление товара надлежащего качества и в количестве/объеме по условиям контракта;
  • Предоставление сопроводительных документов на товар, в том числе коммерческих, сертификатов соответствия и безопасности при необходимости;
  • Получение экспортной лицензии, если это требуется согласно законодательству;
  • Заключение договора перевозки на обычных условиях с доставкой по обычному маршруту, который не приведет к удорожанию продукции.
  • Поставщик обязуется также застраховать груз таким образом, чтобы покупатель смог непосредственно сам обратиться к страховщику для возмещения ущерба. Договор страхования входит в обязательный пакет сопроводительных документов.

Вот это основные моменты, которые нужно учитывать при обозначении обязательств продавца во внешнеторговом контракте.

Обязанности и риски покупателя

Помимо оплаты предусмотренной договором суммы в полном объеме и в установленный срок, импортер товара обязан выполнить следующие условия согласно Инкотермс 2010:

  • Получить при необходимости импортную лицензию, иное свидетельство (за свой счет);
  • Уладить таможенные формальности, связанные с импортом товара и транзитной перевозкой через территорию третьих государств;
  • Принять поставку продукции в указном месте в условленную дату или период.

Переход права собственности и рисков

Переход рисков по условиям CIP от продавца к покупателю осуществляется вместе с передачей груза первому перевозчику. После этого все обязательства по сохранности товара от порчи и утраты ложатся на плечи покупателя.

Переход рисков и переход права собственности – неравнозначные понятия. Если первый регулируется нормами Инкотермс 2010, то второй – Гражданским кодексом РФ. В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у импортера возникает в момент передачи вещи. Но иной срок можно установить соглашением сторон. Поэтому данный момент во внешнеторговом договоре выделить лучше отдельно.

Переход рисков и переход права собственности нужно зафиксировать документально: в товарно-транспортной накладной отмечается дата передачи товара первому перевозчику.

Это интересно:

  • Вопросы нотариусу по завещанию Вопросы по наследству Вопрос. Умер наш дедушка. У него было два сына, которые умерли еще раньше. У одного сына двое детей, а у другого, моего отца, я единственная дочь. Другие наследники мне говорят, что квартиру дедушки делится на троих. Разве я не должна получить больше долю, чем […]
  • До какого года будет выплачиваться материнский капитал за второго ребенка До какого года действует материнский капитал Основной нормативный акт, регулирующий программу материнского капитала, — это федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Ранее в тексте документа указывалось, что он […]
  • Экспертиза масляных фильтров для ваз Экспертиза масляных фильтров ВАЗ "Цирроз логики" ЦИРРОЗ ЛОГИКИ Журнал «Автомобиль и сервис» Июнь 2006 г. (111) ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, кандидат технических наук, директор Испытательного центра автомобильных изделий НАМИ ЮРИЙ БУЦКИЙ, кандидат технических наук В журнале «За рулем» (№ […]
  • Вы руку жали мне промчался без возврата Вы руку жали мне промчался без возврата ГЛЯДЯ НА ЛУЧ ПУРПУРНОГО ЗАКАТА Музыка А. Оппеля Слова Павла Козлова Глядя на луч пурпурного заката, Стояли мы на берегу Невы. Вы руку жали мне; промчался без возврата Тот сладкий миг, его забыли вы. До гроба вы клялись любить поэта; Боясь людей, […]
  • Оформить аренду недвижимость Инструкция арендатору Средние цены предложений на рынке аренды жилья по районам Петербурга по данным за предыдущий месяц Как оформить договор найма жилья? На что необходимо обратить внимание при заключении договора найма? Какие документы следует проверить? Какие условия необходимо […]
  • Бланк заявления на оформление права собственности на квартиру Форма заявления о государственной регистрации права собственности Заявление о государственной регистрации права собственности входит в комплект обязательных документов, представляемых для проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество. В настоящей статье мы рассмотрим, в какой […]
  • Накопительная часть пенсии после смерти матери Наследование накопительной части пенсии умершего Федеральный закон № 424 от 28.12.2013 «О накопительной пенсии» вступил в силу 1 января 2015 года. До этого времени лица, родившиеся в 1967 году и позже, должны были определить формирование своей будущей пенсии: только страховая или […]
  • Договор об обучении с несовершеннолетним Договор на оказание платных образовательных услуг ( с несовершеннолетними) Д О Г О В О Р № ____ об оказании платных образовательных услуг «__» ___________ 2018 г. г.Карасук Профессиональное образовательное учреждение «Карасукская автомобильная школа Общероссийской общественно – […]
Все права защищены. 2018