Предмет прокурорского надзора полномочия прокурора

Содержание:

40. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

40. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Специфика данной сферы правовых отношений – существенная ограниченность возможностей по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказание, применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, лиц, задержанных и заключенных под стражу. Полномочия прокурора в данной отрасли надзора в отличие от иных направлений деятельности характеризуются императивно-распорядительными элементами.

При осуществлении прокурорского надзора данной отрасли прокурор вправе: 106) в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения; 107) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; 108) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; 109) требовать от администраций создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; 110) проверять соответствие законодательству РФ издаваемых администрацией поднадзорных органов и учреждений актов (приказов, распоряжений, постановлений); 11 ^требовать объяснения от должностных лиц; 112)вносить протесты и представления; 113) возбуждать производства об административных правонарушениях; 114) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующихматериалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 115) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. В прокуратуру поступают жалобы и заявления лиц, содержащихся под стражей, на действия и решения администрации мест лишения свободы, следственных изоляторов, нижестоящих прокуратур. Работа с поступающими жалобами рассматривается как важнейшая составная часть деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав заключенных.

Прокуроры проводят проверки. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Похожие главы из других книг

3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Сущность прокурорского надзора: а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры; б) осуществляется от имени государства –

21. СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

21. СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ Сущность прокурорского надзора за исполнением законов раскрывается в Законе о прокуратуре, где определены органы, за исполнением законов которыми осуществляется надзор.Рассматриваемая отрасль прокурорского

23. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИИ ЗАКОНА, ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИИ

23. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИИ ЗАКОНА, ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИИ Полномочия по выявлению нарушений закона закреплены в Законе о прокуратуре, где указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: 55) по

27. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОКУРОРА О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕГО НАДЗОРА

27. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОКУРОРА О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕГО НАДЗОРА Предостережение о недопустимости нарушения закона имеет целенаправленный профилактический характер и применяется, когда прокурор в процессе осуществления

29. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

29. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Согласно Закону о прокуратуре предмет прокурорского надзора составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными

30. ПОЛНОМОЧИЯ И СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

30. ПОЛНОМОЧИЯ И СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Прокурор при осуществлении возложенных на него функций: 68) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о

32. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД

32. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, сформулирован в Законе о прокуратуре:77) соблюдение прав и свобод человека и

33. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ХОДЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД

33. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ХОДЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД Пределы полномочий органов прокуратуры. Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.Исполнению подлежат только законные

35. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

35. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Предмет прокурорского надзора включает:94) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;95) соблюдение установленного порядка разрешения

36. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ

36. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, обладают характерной чертой, носят властно-распорядительный характер.В

37. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

37. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ Прокурор при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, в ходе

39. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

39. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Предмет прокурорского надзора в соответствии с Законом о прокуратуре, применительно к данному направлению деятельности прокурора, включает: 103) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,

41. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА

41. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА Сущность прокурорского надзора. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной

42. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

42. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ Компетенция и полномочия соответствующих прокуроров обусловлены функциональным разделением судебных приставов на судебных приставов, обеспечивающих

48. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В СТАДИИ КАССАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

48. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В СТАДИИ КАССАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА При поступлении уголовного дела с кассационным представлением судья назначает дату, время и место судебного заседания, о чем прокурор должен быть извещен не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Однако

50. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМИ, ПОЛНОМОЧИЯ

50. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМИ, ПОЛНОМОЧИЯ В соответствии с Законом о прокуратуре и ГПК РФ при осуществлении гражданского судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с заявлением (иском), если этого требует защита прав граждан и

37. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

37. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Прокурор при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, в ходе досудебного производства по уголовному делу уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3) требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия; 4) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 5) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб судом; 6) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 7) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, установленными УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи; 8) разрешать споры о подследственности; 9) получать сообщение о произведенном задержании в течение 12 часов с момента задержания; 10) получать копию постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, о привлечении в качестве обвиняемого; 11)утверждать постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера; 12) утверждать обвинительное заключение; 13) возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков и др.

Полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Похожие главы из других книг

Статья 1070. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Сущность прокурорского надзора: а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры; б) осуществляется от имени государства –

21. СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

21. СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ Сущность прокурорского надзора за исполнением законов раскрывается в Законе о прокуратуре, где определены органы, за исполнением законов которыми осуществляется надзор.Рассматриваемая отрасль прокурорского

30. ПОЛНОМОЧИЯ И СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

30. ПОЛНОМОЧИЯ И СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Прокурор при осуществлении возложенных на него функций: 68) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о

31. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

31. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Сущность прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является составной

32. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД

32. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, сформулирован в Законе о прокуратуре:77) соблюдение прав и свобод человека и

33. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ХОДЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД

33. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ХОДЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД Пределы полномочий органов прокуратуры. Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.Исполнению подлежат только законные

34. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

34. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства

35. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

35. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Предмет прокурорского надзора включает:94) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;95) соблюдение установленного порядка разрешения

36. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ

36. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, обладают характерной чертой, носят властно-распорядительный характер.В

39. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

39. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Предмет прокурорского надзора в соответствии с Законом о прокуратуре, применительно к данному направлению деятельности прокурора, включает: 103) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,

40. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

40. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Специфика данной сферы правовых отношений – существенная ограниченность возможностей по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказание, применяющих

41. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА

41. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА Сущность прокурорского надзора. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной

42. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

42. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ Компетенция и полномочия соответствующих прокуроров обусловлены функциональным разделением судебных приставов на судебных приставов, обеспечивающих

48. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В СТАДИИ КАССАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

48. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В СТАДИИ КАССАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА При поступлении уголовного дела с кассационным представлением судья назначает дату, время и место судебного заседания, о чем прокурор должен быть извещен не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Однако

50. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМИ, ПОЛНОМОЧИЯ

50. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМИ, ПОЛНОМОЧИЯ В соответствии с Законом о прокуратуре и ГПК РФ при осуществлении гражданского судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с заявлением (иском), если этого требует защита прав граждан и

Предмет прокурорского надзора полномочия прокурора

Глава 7. Прокурорский надзор за исполнением законов

7.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
7.2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
7.3. Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов
7.4. Организация работы по надзору за исполнением законов
7.5. Проведение прокурором проверок исполнения законов
7.6. Проведение прокурором проверок законности издаваемых правовых актов
7.7. Особенности проведения прокурором проверок исполнения экологического законодательства
7.8. Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения
Вопросы для повторения
Задание

7.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов

Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Традиционно данная отрасль именовалась «общим надзором». Это название позволяло отграничивать рассматриваемую отрасль от других, специализированных отраслей прокурорского надзора. И хотя в действующем законодательстве, регулирующем прокурорский надзор, термин «общий надзор» не упоминается, он укоренился в сознании работников органов прокуратуры и по-прежнему употребляется ими.
В рассматриваемой отрасли наиболее рельефно проявляется сущность и назначение прокурорского надзора в РФ, осуществляемого прокурорами всех звеньев. Именно в ней находит прямое проявление деятельность российской прокуратуры по обеспечению верховенства закона — нормативного фундамента правового государства — охране прав и свобод личности, общественных и государственных интересов.
Прокурорский надзор за исполнением законов, как и всякая другая государственная общественно полезная, созидающая деятельность, имеет свой предмет и задачи. Под предметом любой практической деятельности обычно понимают ее содержание, характер, особенности, направленность на достижение вполне конкретного позитивного результата.
Предмет надзора в отрасли прокурорский надзор за исполнением законов в общем виде определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает в себя следующее.

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами. При анализе этой статьи закона нельзя не прийти к выводу, что в ней названы далеко не все органы, за исполнением законов которыми прокуроры призваны осуществлять надзор. В этой статье не упоминаются предприятия, учреждения, организации, а также различные общественные организации, объединения, движения. В связи с тем, что в обязанности перечисленных органов (организаций) вменено точное исполнение действующих на территории Российской Федерации законов (ст. 15 Конституции РФ) и при их неисполнении или ненадлежащем исполнении нередко ущемляются права и свободы граждан, права и законные интересы юридических лиц, включая и государство, эти органы и организации не могут быть исключены из сферы прокурорского надзора, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности.
Не упоминаются в указанной статье в качестве субъектов надзора и граждане. Между тем требование точного исполнения законов предъявляется также и к гражданам. При нарушениях гражданами законов прокурор принимает меры к привлечению их к установленной законом ответственности. Из этого следует, что граждане в случаях нарушения ими законов также являются субъектами прокурорского надзора.

Как известно, на территории Российской Федерации действуют федеральные законы, законы субъектов РФ (конституции, уставы, законы), законы муниципальных образований (уставы), в связи с этим возникает вопрос, за исполнением всех ли законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляют надзор прокуроры или только за исполнением федеральных законов. Из анализа смыслового содержания ст. 21 Закона можно прийти в выводу, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также не противоречащих федеральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов).
В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания РФ — Государственной Думой и Советом Федерации.
Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением двусторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (подписанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законодательство должно соответствовать международному законодательству.
В Законе о прокуратуре не упоминаются нормативные акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80, 110) Президент, являясь главой государства, а Правительство — высшей исполнительной властью, реализуя возложенные на них полномочия, издают нормативные акты — указы и постановления, регулирующие общественные отношения, касающиеся различных сфер жизни и деятельности общества и обязательные для исполнения на всей территории России. Нередко акты Президента и Правительства РФ выполняют роль первичного или единственного источника правового регулирования, поскольку те или иные общественные отношения законодательно не урегулированы. В связи с этим нормативные указы и постановления Президента и Правительства РФ не могут быть исключены из сферы прокурорского надзора. По этой причине на прокуратуру не возлагается надзор за законностью актов, издаваемых Президентом и Правительством РФ. Таким образом, употребляемый в ст. 1,21 Закона о прокуратуре термин «закон» следует понимать в собирательном значении, близком к термину «законодательство», а не буквально.
Особенность прокурорского надзора за исполнением законов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого другими государственными органами, выражается в том, что основанием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.
В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятельность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные судом. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.
Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) был учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами представительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирующем прокурорский надзор, применительно к задачам, стоящим перед обществом и государством на определенных этапах их развития. Так, в ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и надзор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля, других органов, соответствовали законам и чтобы законы точно и единообразно исполнялись всеми органами независимо от их подчиненности (подведомственности) должностными лицами и гражданами. Именно в этом заключается основная цель прокурорского надзора за исполнением законов.
Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законов обусловливается тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, органами государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнении стоящих перед российским государством задач. В первую очередь на этих органах лежит обязанность претворения в жизнь законов, направленных на повышение жизненного уровня населения, развитие социальной сферы и экономики, укрепление государственности, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.
Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов, прокуроры способствуют тем самым развитию рыночных отношений в России, повышению стабильности в обществе, укреплению государственности, становлению правового государства, т.е. реализации социально-экономических и иных реформ.
В связи с ростом преступности в последнее время возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законов как раннего средства предупреждения преступлений. Осуществляя надзор, прокуроры выявляют не только преступления, но и, что особенно важно, такие правонарушения, которые могут перерасти в преступления либо способствуют совершению преступлений.
Конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением законов применительно ко всем прокуратурам и отдельно к территориальным и специализированным прокуратурам определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ. Особое место среди этих актов занимает приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:

• в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
• наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
• активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
• более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;
• доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
• выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
• повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.
Основное требование, предъявляемое в современный период к прокурорскому надзору за исполнением законов — это повышение его эффективности, выражающейся в его влиянии на конечный результат — состояние законности и правопорядка.

Прокурорский надзор

1. Место и роль генеральной прокуратуры в системе государственных органов.

Генеральная прокуратура является высшим звеном системы органов прокуратуры, возглавляя и координируя деятельность всех нижестоящих прокуратур, обеспечивая единство и централизацию всей системы.

Место прокуратуры РФ в системе государственных органов определяется тем, что она правомерно принимает участие в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, но ни в одну из этих ветвей не входит:

  • Генеральная прокуратура не наделена законотворческими функциями, структурно не подчинена Федеральному Собранию РФ и, следовательно, не принадлежит к системе органов законодательной власти. Однако назначение на должность и освобождение Генерального прокурора по представлению Президента РФ осуществляет Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
  • Генеральная прокуратура не входит в структуру Правительства РФ.
  • Генеральная прокуратура не является элементом судебной системы, не отправляет правосудие. Однако прокурор участвует в уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводстве.
  • Гененеральная прокуратура не включена в систему Администрации Президента РФ, не подчинена ей. Однако Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора от исполнения обязанностей.

Прокуратура РФ, обеспечивающая режим законности в стране, соблюдение прав, не является структурой органов государственной власти и в своей деятельности освобождена от влияния различных общественных объединений и политических партий. Она самостоятельно реализует государственную функцию обеспечения единства правового пространства РФ.

2. Поддержание прокурором государственного обвинения в суде, структура обвинительной речи.

Государственный обвинитель – должностное лицо органов прокуратуры, поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу.

Позиция прокурора в суде обусловлена необходимостью обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод личности, общества и государства.

В подготовительной части судебного заседания прокурор вправе заявить обоснованное ходатайство об отводе состава суда, о вызове новых свидетелей и т. д.

В начале судебного следствия государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение.

Прения сторон начинаются обвинительной речью прокурора. Содержание обвинительной речи включает в себя:

  • вступление;
  • характеристику общественной опасности совершенного деяния;
  • изложение фактических обстоятельств дела;
  • анализ исследованных доказательств;
  • юридическую квалификацию преступления;
  • характеристику личности подсудимого и оценку обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность;
  • анализ причин совершения преступления и способствующих им условий;
  • предложения о мере наказания, вынесении частного определения;
  • заключение.

При аргументировании своей позиции государственному обвинителю может помочь так называемая ПОС – формула, состоящая из 3 элементов:

  • П – позиция;
  • О – обоснование;
  • С – следствие, т. е. выводы.

После выступления в прениях сторон прокурор может выступить с репликой.

3. Принцип единства и централизации в организации прокуратуры РФ.

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система территориальных, специализированных прокуратур, которые подчиняются единому центру – Генеральной прокуратуре РФ и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Принцип единства заключается в следующем: все виды прокуратур образуют единой государственный орган, призванный осуществлять от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Данный принцип означает общность целей и задач осуществления прокурорского надзора. Он выражается в единстве форм и методов организации и деятельности прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Реализация принципа единства обусловлена единоличным разрешением прокурором вопросов и проблем, связанных с осуществлением прокурорского надзора, обязательным характером для нижестоящих прокуроров указаний вышестоящего прокурора.

Принцип централизации заключается в следующем: централизация системы прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Все прокуроры – руководители прокуратур назначаются на должность и освобождаются только генеральным прокурором РФ, они ему подчинены и подотчетны. Вышестоящие прокуроры несут ответственность за правильную организацию работы по осуществлению надзора подчиненным прокурорам.

4. Надзор прокурора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлении.

Прокурор надзирает за тем, чтобы не было незаконных отказов в принятии заявлений и сообщений о преступлениях и решения по ним принимались в 3-хдневный срок, а в исключительных случаях – в 10-идневный срок.

По каждому заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений:

  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче полученного заявления по подследственности.

Надзор прокурора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявления и сообщений о преступлениях регулируется приказом Генеральной прокуратуры РФ № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» от 10.09.2007 г.

5. Структура Генеральной прокуратуры РФ.

  1. Генеральная прокуратура РФ.
  2. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним:
  • военные и другие специализированные прокуратуры;
  • научные и образовательные организации;
  • редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
  1. Прокуратуры городов и районов.
  2. Другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Система территориальных органов прокуратуры состоит из 3 звеньев:

  1. Генеральная прокуратура РФ: осуществляет надзор за исполнением законов, руководит деятельностью органов прокуратуры, осуществляет контроль за их работой. Генеральным прокурором издаются обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры организационно-распорядительные документы.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы. В структуру Генеральной прокуратуры РФ на правах одного из подразделений входит Главная военная прокуратура, которую возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор.

Самостоятельными структурными подразделениями являются управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах, которые дислоцируются непосредственно в центрах соответствующих федеральных округов. Управления, не подменяя других подразделений Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры субъектов РФ, обеспечивают организацию деятельности прокуратур субъектов РФ в округе и контроль в рамках предоставленной им компетенции и предметов ведения.

  1. Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры.
  2. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры.

6. Полномочия Генерального прокурора РФ.

  • руководит системой прокуратуры;
  • издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;
  • определяет штатную численность и структуру Генеральной прокуратуры РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда, определяет полномочия структурных подразделений;
  • назначает и освобождает от должности ректоров, проректоров научных и образовательных организаций системы прокуратуры РФ, а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей;
  • несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры и др.

7. Участие прокурора в стадии пересмотра приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу.

Участие прокурора в стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в гражданском судопроизводства:

Право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры.

  • Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции;
  • прокурор республики, края, области и т. д. – соответственно в президиум Верховного суда республики, краевого, областного суда и т. д.

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного суда РФ по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного суда РФ с представлением о пересмотре указанных судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ и его заместителем.

Участие прокурора в стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в уголовном судопроизводства:

Прокурор независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения или постановления в порядке надзора, если сочтет, что они незаконны, необоснованны.

Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Оно приносится в суд надзорной инстанции.

Надзорное представление предварительно рассматривается судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления. Со дня принятия предварительного решения надзорное представление рассматривается судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а в Верховном суде РФ – не позднее 30 суток.

8. Участие прокурора в стадии исполнения приговора.

Исполнение приговора – стадия уголовного судопроизводства, в которой происходит реализация вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, а также разрешение судом вопросов, возникающих как при обращении приговора к исполнению, так и в ходе самого его исполнения.

Прокурор следит за:

  • правильным и своевременным обращением приговора к исполнению;
  • соблюдением сроков обращения к исполнению судебного решения;
  • направлением распоряжения судьи тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение.

Прокурор вправе участвовать при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговоров, задавать вопросы участникам судебного заседания, заявлять ходатайства и высказывать свое мнение.

9. Сущность прокурорского надзора.

Прокурорский надзор – самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры, путем осуществления от имени РФ надзора за соблюдением законности на всей территории РФ.

Понятие прокурорского надзора тесно связано с понятием «законность», поскольку законность обеспечивается благодаря осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением действующего законодательства в различных сферах деятельности общества и государства. Сущность законности заключается в строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства. Прокурорский надзор обеспечивает это неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства.

10.Цели и задачи прокурорского надзора.

  • обеспечение верховенства закона;
  • обеспечение единства и укрепления законности;
  • обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора условно можно разделить на 3 уровня:

  1. Общие задачи: определены Конституцией РФ, закон о прокуратуре, другими законами:
  • охрана закрепленного в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;
  • защита от всяких посягательств политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов;
  • укрепление законности в отношении прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.
  1. Специальные задачи:
  • осуществление прокурорского надзора в различных его отраслях;
  • уголовное преследование;
  • участие прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел;
  • рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов.
  • участие в правотворческой деятельности и др.
  1. Частные задачи: решаются в ходе применения средств прокурорского надзора и выполнении прокурором определенного объема работы.

11.Функции прокуратуры.

Функции прокуратуры – основные направления деятельности прокуратуры.

В ст. 1 закона о прокуратуре содержится перечень функций прокуратуры. Одной из функций является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Закон о прокуратуре достаточно четко выделяет функцию прокуратуры – надзорную деятельность за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Иные функции в значительной мере регламентируются иными федеральными законами. В частности, функции прокурора в уголовном судопроизводстве определяются уголовно-процессуальным законом в виде уголовного преследования и участия в рассмотрении уголовного дела, а также участия в обеспечении процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Обязательным признаком функций является их возложение на прокуратуру только законом. В силу данного обстоятельства перечень функций исчерпывающий.

Функции прокуратуры подлежат реализации в полном объеме и единовременно. Выборочный подход к выполнению функций недопустим.

Конкретным функциям соответствует свой определенный набор полномочий прокурора.

12.Основные направления (отрасли) прокурорского надзора, участие и направление деятельности прокуратуры.

Отрасль прокурорского надзора – относительно самостоятельная его часть, характеризующаяся специфическим предметом и полномочиями прокурора. В литературе принято выделять 5 отраслей прокурорского надзора, в которых имеется свой предмет надзора, а деятельность прокуроров характеризуется совокупностью полномочий, позволяющих эффективно выполнять свои обязанности по выявлению и устранению нарушений закона:

  1. Наиболее объемной отраслью прокурорского надзора выступает надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти. Представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ , а также в соответствии законам издаваемых ими правовых актов.

Объектами данной отрасли являются:

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется на основании ст. 21 закона об оперативно-розыскной деятельности Генеральным прокурором РФ и уполномоченные им прокурорами.

  1. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу – также самостоятельная отрасль прокурорского надзора.

13.Понятие и содержание принципов организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры:

  • Принцип единства: прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система территориальных, специализированных прокуратур, которые подчиняются единому центру – Генеральной прокуратуре РФ и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Все виды прокуратур в РФ образуют единый государственный орган, призванный осуществлять от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и иных законов. Принцип единства означает общность целей и задач осуществления прокурорского надзора в стране. Он выражается в единстве форм и методов организации и деятельности прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.
  • Принцип централизации: централизация системы прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору. Все прокуроры- руководители прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности только генеральным прокурором, они подчинены ему и подотчетны.
  • Принцип законности: закреплен в Конституции РФ. Законность составляет предмет прокурорского надзора, ибо на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности направлена вся деятельность прокуратуры.
  • Принцип независимости: органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ , общественных объединений и в строгом соответствии с действующим на территории РФ законами.
  • Принцип гласности: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству РФ об охране прав и свобод гражданин, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы МСУ и населения о состоянии законности.

14.История создания и развития прокуратуры в России.

Создание и становление прокуратуры в РФ связано с изданием 3 указов Петра I. В 1-ом указе от 12.01.1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской империи. Прокуратура учреждалась с целью осуществления контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.

2-й указ был издан менее чем через неделю вслед за 1-м – 18.01.1722 г. Им учреждались должности прокуроров в надворных судах (надворные суды выступали в качестве инстанции для рассмотрения уголовных и гражданских дел и располагались в провинциях).

3-й указ от 27.04.1722 г. содержал развернутую характеристику основополагающих вопросов организации и деятельности прокуратуры, развивая и значительно пополняя сформулированные в предыдущих актах положения о прокуратуре.

Последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоанновны, прокуратура практически бездействовала. В своих прежних прерогативах она была восстановлена лишь в период царствования Елизаветы Петровны. Прокуратуре был передан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.

В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор.

Значительно были сокращены штат органов прокуратуры и существенно ослаблен прокурорский надзор при Павле I, одержимым идеей «все созданное Екатериной II изменить и переделать».

В начале ХIХ в. в период царствования Александра I с созданием в 1802 г. Министерства юстиции министр юстиции одновременно стал занимать должность генерал-прокурора, а губернии прокуратуры стали входить в состав органов юстиции на местах.

Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II.

В 1862 г. Государственный совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялись государственное назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров.

С принятием судебных уставов 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа трансформирована в основном в орган уголовного преследования.

В период царствования Александра III принимаются меры к усилению судебных репрессий в отношении революционно настроенных масс. Рескриптом Александра III учреждается комиссия во главе с генерал-прокурором, работавшая в течение 6 лет над проектом по усилению прокурорского надзора и превращению прокуратуры в сугубо карательный орган.

Карательная сторона деятельности прокуроров и органов юстиции особенно отчетливо проявилась в 1905 г. и последующий период революционных выступлений масс.

Усилению централизации и единства прокурорского надзора способствовали положению Конституции РФ от 1977 г.

15.Понятие и содержание тактики прокурорского надзора.

Тактика прокурорского надзора – определение и реализация прокурором путей (методов и приемов) наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки в целях достижения наилучших конечных результатов.

Тактика определяет общую, но наиболее целесообразную линию поведения деятельности прокурора применительно к конкретной обстановке. Она меняется в зависимости от состояния законности и т. д.

Составными частями тактики прокурорского надзора за исполнением законов являются:

  • Тактика проверки – определения прокурором наиболее рациональных приемов ее проведения с учетом конкретной обстановки в целях достижения наилучшего результата.
  • Тактика реагирования на нарушения законов – применение прокурором в каждом конкретном случае таких правовых средств, которые позволяют достигать лучшего конечного результата. Выбор тактики реагирования зависит от общественной опасности совершенных правонарушений.

16.Понятие и предмет прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Прокурорский надзор за исполнением законов – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и должностных лиц, организаций и учреждений.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор с тем, чтобы законы точно и единообразно соблюдались и исполнялись всеми органами, должностными лицами и организациями и чтобы правовые акты, издаваемые органами и должностными лицами, соответствовали Конституции РФ и иным законам.

Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ». В нем выделены 2 самостоятельных элемента:

  • Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти и т. д. соблюдение Конституции РФ предполагает, что нормы Конституции РФ должны соблюдаться всеми поднадзорными объектами, а прокурор осуществляет надзор за точным соблюдением ее требований.
  • Исполнение законов, действующих на территории РФ, предполагает, что предметом надзора является исполнение всех законов независимо от их правового уровня.
  • Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Соответствие законами правовых актов, издаваемых органам и должностным лицам – одна из форм исполнения законов. Под правовыми актами в данном случае следует понимать акты, порождающие, изменяющие или прекращающие определенные правоотношения. Соответствие правовых актов законам означает, что они должны издаваться на основании Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, и не противоречить им.

17.Полномочия прокуроров по выявлению и устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

Полномочия по выявлению нарушений закона закреплены в ч. 1 ст. 223 закона о прокуратуре, которая указывает, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещение поднадзорных объектов. На прокурора не распространяются правила пропускного режима.
  • Иметь доступ к документам и материалам, относящихся к правонарушению или способным установить и доказать совершенное правонарушение.
  • Требовать от руководителей и должностных лиц объекта надзора представления необходимых документов, материалов и иных сведений.
  • Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

Полномочия по устранению выявленных правонарушений – система правовых средств, реализуемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, устранения последствий:

  • по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении;
  • по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
  • предостерегает о недопустимости нарушения закона;
  • освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, на основании решений несудебных органов.

18.Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним.

Акты прокурорского надзора – индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными, конкретными фактами (нарушениям законов):

  1. Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектом надзора; выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

Правом применения протеста наделены прокурор и его заместители. Помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста. Применение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-идневный срок с момента его поступления.

О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.

  1. Представление прокурора об устранении нарушений закона означает право и обязанность прокурора или его заместителям требовать устранения выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектам надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О принятых мерах в письменной форме сообщается прокурору.

  1. Постановление. при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в уполномоченный орган. Правом применения протеста наделены прокурор и его заместители.
  2. Предостережение о недопустимости нарушения закона. Имеет целенаправленный и профилактический характер и применяется в случае, когда прокурор в процессе осуществлении общего надзора получает сведения о том, что должностные лица объекта надзора готовятся совершить противоправное деяние. Применение предостережения – исключительная компетенция прокурора и его заместителей. Предостережение оформляется письменно и объявляется лицу под расписку непосредственно в прокуратуре.

19.Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов.

Прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений.

Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ». В нем выделены 2 самостоятельных элемента:

  • Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти и т. д. Соблюдение Конституции РФ предполагает, что нормы Конституции РФ должны соблюдаться всеми поднадзорными объектами, а прокурор осуществляет надзор за точным соблюдением ее требований. Исполнение законов, действующих на территории РФ, предполагает, что предметом надзора является исполнение всех законов независимо от их правового уровня.
  • Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Соответствие законами правовых актов, издаваемых органам и должностным лицам – одна из форм исполнения законов. Под правовыми актами в данном случае следует понимать акты, порождающие, изменяющие или прекращающие определенные правоотношения. Соответствие правовых актов законам означает, что они должны издаваться на основании Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, и не противоречить им.
  • принятие мер по предупреждению нарушений закона;
  • принятие мер по выявлению и устранению нарушений закона;
  • установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;
  • установление лиц, допустивших нарушения закона;
  • принятие мер по привлечению виновных к установленной законом ответственности.

20.Понятие и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – самостоятельная отрасль прокурорского надзора, охватывает весь комплекс прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ.

Защите подлежат закрепленные в Конституции РФ личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина исключает любое ограничение прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В сферу прокурорского надзора входит соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина РФ, граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

21.Сущность, предмет, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Предметом рассматриваемого направления прокурорского надзора является: соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД ,

22.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД .

23.Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Предметом надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия является законность деятельности органов предварительного расследования на стадиях досудебного производства, т. е. с момента поступления сообщений о преступлении в органы, уполномоченные на проверку такого сообщения и принятия по ее результатам решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении сообщения по подследственности или подсудности, до принятия прокурором окончательного решения.

Предметом надзора определяются и задачи, которые заключаются в том, чтобы:

  • преступления не остались нераскрытыми;
  • лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;
  • никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности и незаконному ограничению прав;
  • соблюдалась установленная законом процессуальная форма возбуждения уголовного дела и расследования преступления.

Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства дознания и предварительного следствия, осуществляемой на основе представленных прокурору законом полномочиями.

24.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Ст. 29 закона о прокуратуре определяет, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются УПК РФ.

Основной нормой, определяющей полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, является ст. 37 УПК РФ, согласно которой в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

Это интересно:

  • Штраф за нарушение режима пребывания Административное наказание за нарушение мигрантами правил въезда и пребывания в РФ хотят ужесточить На рассмотрение Госдумы сегодня внесен законопроект, увеличивающий размер административного штрафа за нарушение иностранными гражданами или лицами без гражданства правил въезда или режима […]
  • Плата за выдачу свидетельства о праве на наследство За выдачу свидетельства о праве на наследство могут установить твердую ставку госпошлины За предоставление такой нотариальной услуги, как выдача свидетельства о праве на наследство, могут установить твердую ставку государственной пошлины. При этом плата за услугу по охране наследства […]
  • Претензия на восстановление на работе Претензия работодателю Многие стараются не конфликтовать с начальниками, но иногда претензия работодателю остается последней возможностью не доводить дела до суда. Зачастую такой документ направляется уже после увольнения, когда остаются нерешенные вопросы. Например, по взысканию […]
  • Продажа и купля квартир магнитогорске Купить квартиру в Магнитогорске Вчера 21:44 | Многокомнатная квартира в Магнитогорске во вторичке, 3-комнатная, 89 кв.м., 11 / 16 этаж, с ремонтом и мебелью Р’Рѕ РґРІРѕСЂРµ детская площадка, клумбы, газоны, есть стоянка. Вчера 21:43 | Квартира с […]
  • Рассмотрение жалобы председателем суда Правовые основы коллегии судей Воронежской области 11 января 2006года (с изменениями, внесенными решением квалификационной коллегии судей от 20.12.2006г.) о порядке рассмотрения жалоб и сообщений, поступающих в квалификационную коллегию и содержащих сведения о совершении судьей 1. […]
  • Рассмотрение заявления 30 дней Срок рассмотрения госорганами обращений граждан предлагается сократить до 15 дней Максимальный срок рассмотрения обращений граждан государственными и муниципальными органами, а также должностными лицами предлагается сократить с 30 дней (столько он составляет сегодня) до 15. Такая […]
  • Ч 11 ст 14 закона 255-фз Пособия по новым правилам: есть проблемы? Иван Михайлов, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт Не успели мы привыкнуть к новым правилам расчета больничных, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком, как законодатель приготовил очередные изменения. Пособия по […]
  • Постановление верховного суда рк 8 Постановление верховного суда рк 8 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата […]

Author: admin