Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Преступление против государственной власти интересов государственной службы

Лекция 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

16.1. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

УК 1996 г. принципиально изменил существовавшую в прежнем уголовном законодательстве регламентацию ответственности за должностные преступления. Сложившееся в условиях тоталитаризма и командно-административной системы управления полное огосударствление всех сторон экономической и общественной жизни определяло понимание должностных преступлений как деяний, нарушающих нормальную деятельность государственного и общественного аппарата управления, субъектами которых могли быть управленческие работники практически всех существовавших в обществе структур, за исключением религиозных организаций и объединений.

Коренная перестройка экономической и политической систем общества в Российской Федерации в 90-х годах, возникновение многоукладной экономики, появление многочисленных коммерческих организаций, основанных на различной форме собственности, процесс демократизации, связанный, в частности, с появлением политических партий и общественных объединений различной ориентации, снятие налета государственности с профсоюзов и других общественных организаций определили необходимость пересмотра понятий должностного (служебного) преступления и должностного лица. Следствием этого явилось появление в УК РФ 1996 г. двух самостоятельных глав: «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (гл. 23) и «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30). К числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления отнесены:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

— нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);

— нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ);

— внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);

— превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

— неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ);

— отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);

— присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);

— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

— получение взятки (ст. 290 УК РФ);

— дача взятки (ст. 291 УК РФ);

— посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);

— служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

— незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1. УК РФ)

— халатность (ст. 293 УК РФ).

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Служба в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т.д.) — это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления на муниципальной должности по исполнению полномочий этих органов на решение вопросов местного значения.

Интересы государственной и муниципальной службы заключаются, прежде всего, в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих соответственно перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления. При этом служащие этих органов должны в своей деятельности строго руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами и должностными инструкциями. Они обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Таким образом, основным объектом преступлений, включенных в гл. 30 УК РФ, является нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках (внутренние, пограничные, железнодорожные и т.д.) и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач. Помимо этого основного объекта указанные преступления в зависимости от конкретных обстоятельств совершения имеют дополнительный объект и способны причинить физический вред гражданам, имущественный ущерб гражданам, коммерческим и иным организациям, серьезно нарушить конституционные и иные права граждан, причинить другой вред интересам общества и государства.

Второй отличительной чертой преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является то, что они совершаются специальными субъектами, т.е. самими работниками государственных или муниципальных органов, государственных или муниципальных учреждений, военнослужащими, наделенными публичной властью определенными полномочиями и использующими эти полномочия в преступной деятельности. В большинстве составов преступлений, включенных в гл. 30, таким субъектом является должностное лицо. В то же время в примеч. 4 к ст. 285 УК РФ сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Таких преступлений два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ) и служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Согласно примеч. 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Таким образом, закон очень четко выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица. Первую из них составляют лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти.

Содержание понятия представителя власти, применительно ко всем случаям использования этого понятия в статьях УК РФ, раскрыто в примечании к ст. 318 УК РФ: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Более полное и удачное разъяснение понятия представителя власти содержится в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»[151], согласно которому к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, зависимости. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый инспектор, сотрудники милиции и т.д.).

Представители власти выполняют функции федеральной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной власти субъектов Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления.

Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации). В муниципальных образованиях «законодательную» власть также осуществляют депутаты представительного органа местного самоуправления.

Исполнительную власть представляют Правительство РФ и правительство субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, руководители органов местного самоуправления (главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления), а также оперативные работники тех властных структур, правоохранительных и контролирующих органов, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную и иную безопасность и т.п.

Судебная власть осуществляется судьями Конституционного суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов всех уровней, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировыми судьями.

Представителями власти являются также руководители, аудиторы и инспекторы Счетной палаты.

Технические работники и неоперативный состав, работающий в органах законодательной и исполнительной власти, прокурорско-следственных, судебных, иных контролирующих и надзирающих органах (начальники канцелярий, хозяйственных и юридических отделов, бухгалтеры, секретари, референты, консультанты и т. п.), не могут признаваться представителями власти, хотя некоторые из них являются должностными лицами, но уже по другому основанию.

В числе лиц, выполняющих функции представителей власти временно или по специальному полномочию, можно назвать присяжных заседателей в судах, различных представителей общественности, официально в соответствии с законодательством привлекаемых к осуществлению властных полномочий по борьбе с преступностью или выполняющих различные надзорные функции, и др. Пленум Верховного Суда РФ в названном выше постановлении отнес к числу представителей власти также военнослужащих при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Вторая группа должностных лиц характеризуется наличием у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций непосредственно в самих государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Необходимо четко отграничивать государственные и муниципальные учреждения от государственных и муниципальных унитарных предприятий, являющихся коммерческими организациями. Работники, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях, не признаются должностными лицами и не могут нести ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Организационно-распорядительные функции связаны с управлением людьми, а административно-хозяйственные — с распоряжением и управлением имуществом. Поэтому всякий работник государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, служащий Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, который имеет в своем служебном подчинении других людей, руководит их деятельностью, направляет и организует их работу (службу), является должностным лицом в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязанностей. Соответственно лица, распоряжающиеся и управляющие в названных органах, учреждениях и войсках имуществом, материальными ценностями, учитывающие выполненную работу, начисляющие вознаграждение за труд и т.п., — должностные лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Таким образом, не всякий государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений является должностным лицом.

Применительно к работникам государственных и муниципальных учреждений важным критерием для отнесения их к категории должностных лиц является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т.е. имеющие организационно-распорядительный характер. Следовательно, должностным лицом необходимо признавать субъекта, который имеет право выдавать от имени государственного или муниципального учреждения официальные документы, подтверждающие определенный юридический факт, и тем самым как-то организовывать, направлять поведение других лиц, для которых этот акт (документ) имеет юридическую силу. Поэтому, в частности, должностным лицом является нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе.

Специалисты государственных или муниципальных учреждений, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности, не являются должностными лицами. Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данных специалистов в установленном порядке возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они несут ответственность как должностные лица (например, врач — за злоупотребление полномочиями, связанными с направлением на госпитализацию, выдачей листков нетрудоспособности, оформлением других документов, участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель — за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии). Так, в постановлении Президиума Верховного Суда РФ по делу К., являвшегося преподавателем государственного университета, который за взятки ставил зачеты и оценки за экзамены без самой процедуры их приема, было отмечено, что преподаватель «в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему и сдаче студентами экзаменов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовое последствие — назначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов».

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом преступления против интересов государственной или муниципальной службы лишь при условии, если указанные обязанности или полномочия были возложены на него в установленном законом порядке правомочными на то органами или должностными лицами.

Частное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. примеч. 1 к ст. 201 УК РФ), не может быть субъектом — исполнителем (соисполнителем) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ вполне законным будет привлечение подобных лиц к ответственности за соучастие в таких преступлениях в качестве организатора, подстрекателя или пособника или же за участие в совершении некоторых из этих преступлений в составе организованной группы (п. «б» ч. 3 ст. 287, п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ).

Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 280-ФЗ включил в число специальных субъектов преступления, входящих в рассматриваемую главу иных лиц. Так п. 5 Примечания к ст. 282 УК РФ указывает6 «Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями настоящей главы, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».

Таким образом, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — это деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностными лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию).

Помимо признаков, характеризующих объект и субъект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, можно указать еще на некоторые обстоятельства, общие для большинства преступлений, отнесенных к этой группе.

Как правило, эти преступления совершаются путем активных действий виновных лиц. Однако в некоторых случаях (ст. 285, 287, 293 УК РФ) закон в качестве формы осуществления общественно опасного посягательства на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления допускает и преступное бездействие, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностным лицом лежащих на нем служебных обязанностей.

Составы преступлений, включенных в гл. 30, конструируются по типу как материальных (ст.285, 285.1, 285.2, 286, п. «в» ч. 2 ст. 287, ст. 288, 293 УК РФ), так и формальных (ст. 287, 289—292 УК РФ) составов.

Характерным последствием в материальных составах является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а в квалифицированных составах — тяжкие последствия. В самих статьях УК не предлагается никаких критериев для определения нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства как существенного, а также критериев для отграничения существенного нарушения от тяжких последствий. Правоприменителю, таким образом, предоставляется возможность и обязанность самому произвести оценку наступивших последствий и аргументировано отнести их к одной из названных категорий последствий служебного преступления. В качестве ориентира можно воспользоваться толкованием понятий существенного вреда и тяжких последствий должностных преступлений, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий[152]. Пленум подчеркнул, что существенный вред охраняемым законом правам и интересам граждан, общественным и государственным интересам может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, тяжких преступлений и т.п. Тяжкие последствия усматривались, когда в результате преступления причинен такой вред, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы государственного (муниципального) органа или учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п.

За одним исключением (халатность), все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления являются умышленными. Помимо формы вины элементами составов некоторых преступлений является мотив их совершения — корыстная или иная личная заинтересованность (ст. 285 и 292 УК РФ).

Общим для ряда преступлений, включенных в настоящую главу УК, является то, что в качестве квалифицированного вида предусмотрено совершение их лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ст. 285—287, 290 УК РФ).

Согласно примеч. 2 к ст. 285, ст.1 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[153] и Указу Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К ним относятся, в частности, Президент РФ, председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, председатель Счетной палаты, судьи, аудиторы Счетной палаты, секретарь Совета безопасности, председатель Центрального банка РФ и др.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации, члены правительства и др.).

Глава органа местного самоуправления — должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления необходимо отличать от служебных правонарушений (проступков), влекущих лишь дисциплинарную, административную или материальную ответственность. Отличие между преступлениями и проступками по службе проводится по степени общественной опасности, критерием которой в первую очередь является тяжесть наступивших последствий от служебного правонарушения, а также некоторые иные указанные в статьях УК РФ обстоятельства.

Составы преступлений, включенных в гл. 30 УК РФ, — это составы так называемых общих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Они могут совершаться любыми должностными лицами (служащими), в любом государственном или муниципальном органе либо учреждении и влечь разнообразные последствия. Помимо них, в других главах УК есть немало специальных составов преступлений, совершаемых должностными лицами в определенной, указанной в законе сфере деятельности либо конкретно указанными должностными лицами. Это ряд преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК РФ), преступлений в сфере экономической деятельности (ст. 169, 170 УК РФ и др.), преступлений против правосудия (гл. 31 УК РФ) и др. Согласно закону (ч. 3 ст. 17 УК РФ) если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, то совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления посягают на нормальную деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач. Они совершаются специальными субъектами — должностными лицами (ст. 285—287, 289, 290, 292, 293 УК РФ) либо государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (ст. 288 и ст. 292 УК РФ) с использованием служебного положения.

[151] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 9.

[152] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». // БВС РФ. 2009. № 12.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления — это предусмотренные статьями [285-293] гл. 30 УК общественно опасные деяния (действия или бездействие), осуществляемые умышленно или по неосторожности, подрывающие авторитет органов государственной власти (местного самоуправления) и причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам граждан, организаций, общества, государства.

Система преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления включает:

— преступления, совершаемые должностными лицами (см. ст. 285-287, 289, 290, частично ст. 292 и 2921, ст. 293 УК);

— преступления, совершаемые иными лицами (см. ст. 288, 291, 2911, частично ст. 292 и 2921 УК).

Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве авторитета органов власти и управления (любого уровня), а также доверия к ним со стороны граждан России и иных государств, в уничижении интересов государственной службы, а равно службы в органах местного самоуправления.

Основной объект преступных посягательств — интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Могут иметь место дополнительные объекты, например права и законные интересы граждан или организаций (см. ст. 2853, 288 УК), жизнь человека (см. ч. 3 ст. 293 УК). Возможны и факультативные объекты, например, свобода, честь, достоинство, здоровье человека (см. ст. 286, ч. 2 ст. 2861, ч. 2 ст. 293 УК); права и законные интересы граждан или организаций, охраняемые законом интересы общества или государства (см. ст. 285, 286, 2861, ч. 2 ст. 292, ст. 293 УК).

Некоторые преступные посягательства предметны. Предметами могут быть документы или материалы, содержащие информацию, интересующую Совет Федерации или Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Счетную палату РФ (см. ст. 287 УК), деньги, ценные бумаги, иное имущество, передаваемые в качестве взятки (см. ст. 290- 2911 УК), целевые бюджетные средства или средства государственных внебюджетных фондов (см. ст. 2851, 2852 УК), документы, в которые внесены заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие действительное содержание этих документов (см. ст. 2853, 292 УК), паспорт, иные документы (см. ст. 2921 УК).

Объективная сторона составов преступлений выражается деянием, как правило, в форме действия, к которому относятся: а) нецелевое расходование бюджетных средств (см. ст. 2851 УК) или средств государственных внебюджетных фондов (см. ст. 2852 УК), а равно внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (см. ст. 2853 УК); б) превышение должностных полномочий (например, в случае применения следователем к допрашиваемому лицу физической силы (см. ст. 286 УК)); в) присвоение полномочий должностного лица (например, бухгалтером полномочий главного бухгалтера и подписании от его имени важных документов (см. ст. 288 УК)); г) незаконное участие в предпринимательской деятельности (например, приобретение мэром города торгового предприятия и предоставление последнему льгот и преимуществ вне конкурсной основы (см. ст. 289 УК)); д) служебный подлог (например, внесение начальником отдела кадров организации заведомо ложных сведений в трудовую книжку служащего (см. ст. 292 УК)); е) дача взятки (см. ст. 291 УК) посредничество в ее передаче (см. ст. 2911 УК) или получение таковой (см. ст. 290 УК) за выполнение или невыполнение каких-либо действий должностным лицом по службе.

В некоторых случаях возможно преступное бездействие (см. ст. 2861 УК). А такие деяния, как злоупотребление должностными полномочиями (см. ст. 285 УК), неправомерный отказ в предоставлении информации Совету Федерации или Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Счетной палате РФ (см. ст. 287 УК), незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (см. ст. 2921 УК), халатность (см. ст. 293 УК), могут осуществляться посредством и активного, и пассивного преступного поведения.

По законодательной конструкции составы преступлений, предусмотренные ч. 3 ст. 285, ч. 3 ст. 2853, ст. 2921, ч. 2, 3 ст. 293 УК, являются материальными; ст. 2851, 2852, ч. 1, 2 ст. 287, ст. 289-2911, ч. 1 ст. 292 УК — формальными, а ч. 1, 2 ст. 285, ч. 1,2 ст. 2853, ст. 286, 286<, ч. 3 ст. 287, ст. 288, ч. 2 ст. 292, ч. 1 ст. 293 УК - формально-материальными.

Для квалификации деяния как преступления могут иметь значение способы его совершения: групповой (см. п. «а» ч. 2 ст. 2851, п. «а» ч. 2 ст. 2852, ч. 2 ст. 2853, ч. 2 ст. 2861, п. «б» ч. 3 ст. 287, п. «а» ч. 5 ст. 290, п. «а» ч. 4 ст. 291, п. «а» ч. 3 ст. 2911 УК), насилие или угроза его применения (см. п. «а» ч. 3 ст. 286 УК), вымогательство (см. п. «б» ч. 5 ст. 290 УК). Такое же значение могут иметь средства совершения преступления: оружие или специальные средства (см. п. «б» ч. 3 ст. 286 УК).

Субъект преступных посягательств, как правило, специальный, т.е. должностное лицо, в том числе сотрудник органа внутренних дел (см. ст. 2861 УК), а при совершении преступления, предусмотренного ст. 288, частично ст. 292 и 2921 УК, — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Лишь ст. 291 и 2911 УК содержат указание на общий субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной, как правило, в форме умысла. Неосторожное психическое отношение лица к осуществленному им общественно опасному деянию проявляется лишь в составах преступлений, отраженных в ч. 2 ст. 2921, ст. 293 УК.

Для квалификации деяния как преступления могут иметь значение мотивы его совершения, например корыстная или иная личная заинтересованность (см. ст. 285, 292 УК).

uristinfo.net

Глава 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

§1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
§2. Особенности злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий
§3. Особенности составов взяточничества

§1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Глава 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» включена в разд. X «Преступления против государственной власти» УК РФ. Содержащиеся в этой главе статьи предусматривают уголовную ответственность за так называемые должностные преступления или связанные с ними деяния. Они отличаются прежде всего своеобразием объекта преступного посягательства и спецификой его субъекта.
Объектом должностных преступлений является предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований РФ. Эта деятельность основывается на общественных отношениях, определяющих цели, задачи, содержание государственной и муниципальной службы. Эти общественные (правовые) отношения предполагают законное, справедливое, эффективное осуществление государственной (муниципальной) службы. Ее представители должны действовать в соответствии с интересами личности, общества, государства. Именно существенное нарушение этих интересов определяет общественную опасность рассматриваемых преступлений.
Непосредственным объектом должностного преступления являются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Отличительная черта этих преступлений заключается в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, это преступление подрывает не только их авторитет в обществе, но и уверенность граждан в защищенности их прав и законных интересов.
Объективная сторона рассматриваемых преступлений связана с использованием должностным лицом предоставленных ему полномочий вопреки интересам службы. Ряд статей рассматриваемой главы прямо предусматривают последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285-287, 293 УК РФ). Другие составы преступлений, предусмотренные рассматриваемой главой УК РФ в неявном виде, также исходят из наличия последствий в виде существенного вреда, например ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» указывает на последствия в виде предоставления незаконных льгот, преимуществ, покровительства и т.д.; ст. 292 «Служебный подлог» указывает на внесение в документ заведомо ложных сведений или иное искажение их действительного содержания. Таким образом, объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение указанных в диспозиции соответствующих статей деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, но и с теми полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на должностное лицо; наступление определенных последствий преступления и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями.
Глава 30 УК РФ характеризуется в целом материальным содержанием ее составов. В то же время в каждом конкретном случае предполагается установить, какие именно права и обязанности государственного (муниципального) служащего использованы вопреки интересам службы, каким актом и в каком порядке служащий ими наделен.
Способы и формы совершения того или иного должностного преступления могут быть различными, но объединяет их то, что они находятся в противоречии с интересами службы.
Субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется наличием умысла (прямого или косвенного) либо наличием двух форм вины: умышленной применительно к деянию и неосторожной применительно к преступным последствиям.
Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, могут быть: а) должностные лица, а в предусмотренных законом случаях — иные государственные служащие; б) должностные лица, в предусмотренных законом случаях — иные служащие органов местного самоуправления; в) лица, не входящие в этот перечень, если соответствующий состав предусматривает их ответственность наряду с ответственностью государственных или муниципальных должностных лиц (речь идет, в частности, о ст. 290, 291 УК РФ).
Данная характеристика субъектов преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, требует некоторых пояснений, вытекающих из Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российск
ой Федерации», а также примечаний к ст. 201, 285, 318 УК РФ.
Основным специальным субъектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, является должностное лицо. Не случайно рассматриваемые деяния называют должностными преступлениями. Должностное лицо — это государственный или муниципальный служащий, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в войсках и иных воинских формированиях (независимо от ведомственной подчиненности) Российской Федерации.
Таким образом, понятие должностного лица — более узкое, нежели понятие государственного или муниципального служащего (служащего государственного или муниципального аппарата). Государственный служащий — это гражданин, исполняющий возложенные на него обязанности за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета Российской Федерации или ее субъекта. Соответственно муниципальный служащий — это лицо, выполняющее возложенные на него обязанности за вознаграждение из средств бюджета органа местного самоуправления.
Любое должностное лицо является государственным или муниципальным служащим, но не любой такой служащий может рассматриваться как должностное лицо. Служащие, не являющиеся должностными лицами, несут ответственность за преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, только в случае прямого указания на это в соответствующих составах, например ст. 288, 292. Должностные же лица могут нести ответственность по любой статье рассматриваемой главы. Конечно, «просто» служащие могут являться соучастниками (пособниками), но исполнителями преступлений, предусмотренных ст. 285-287, 289, 290, 293 УК РФ, могут быть только должностные лица.
Представитель власти — это лицо, наделенное распорядительными функциями в отношении физических и юридических лиц независимо от их служебной подчиненности. Например, работник милиции вправе предложить любому нарушителю прекратить противоправные действия, а в случае отказа применить предусмотренные законом меры. Представителями власти являются, в частности, депутаты Федерального Собрания, представительных органов субъектов Федерации, члены Правительства, судьи, прокуроры, следователи, судебные исполнители, оперативные работники правоохранительных органов, инспекторы контролирующих органов и т.д.
Управленческие функции как признак должностного лица связаны с руководством деятельностью государственного (муниципального) органа, учреждения, воинской части или учреждения подразделений и служб и т.д. Управленческими являются и функции по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом. Речь идет о руководителях хозяйственных и финансовых подразделений, служб, выделенных органов и учреждений, о которых только что говорилось.
Должностными лицами и иными служащими, несущими ответственность за преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, являются только служащие государственных (муниципальных) органов, учреждений, а также войск и воинских формирований. Лица же работающие в коммерческих и некоммерческих хозяйствующих организациях и предприятиях, в том числе государственной, муниципальной или смешанной форм собственности, несут в аналогичных случаях ответственность по статьям гл. 23 УК РФ.
В статьях 285-287 и 290 УК РФ применительно к должностным лицам выделяется в свою очередь более узкое понятие «лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, а также главы органов местного самоуправления». К лицам, занимающим государственные должности в смысле гл. 30 УК РФ, относятся президент страны, председатели палат Федерального Собрания РФ, председатель Правительства, его заместители и министры, должностные лица различных рангов на уровне субъектов Федерации и т.д. Их перечень включен в ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и выделен в категорию «А».

Это интересно:

  • Законы уфмс россии Порядок пребывания мигрантов на территории РФ. Досье Правила въезда и пребывания иностранных граждан в РФ, а также порядок осуществления ими трудовой деятельности на территории России, регулируются рядом законодательных актов, в том числе Федеральными законами "О порядке выезда из […]
  • Экономические временный закон Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I"О вынужденных переселенцах" С изменениями и дополнениями от: 20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 […]
  • Сколько лет было старухе в преступлении и наказании Сколько лет было старухе в преступлении и наказании Маме Джульетты на момент событий описанных в пьесе, было 28 лет. Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина, была уже немолода: "Ей шёл 20 год". "Бальзаковский возраст" - 30 лет. Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у […]
  • Приказ минэкономразвития 529 об утверждении форм заявлений Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2011 г. N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2011 г. N […]
  • Осаго старая редакция Федеральный закон "Об ОСАГО" Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" С изменениями и дополнениями от: 24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 […]
  • Федеральный закон рф об основах охраны труда в российской федерации Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 мая 2002 г., 10 […]
  • Приказ 646 мвд 2012 Приказ МВД РФ от 29 июня 2012 г. N 646 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и […]
  • К числу административных наказаний относятся Тесты - административное право Вопрос: 1. Кто имеет право производить административное задержание? Ответ: Административное задержание имею право производить должностные лица таможенных органов. Вопрос: 2. Кем назначается административное наказание в виде задержания? Ответ: […]
Все права защищены. 2018