Преступления должностных лиц примеры

Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности

Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс — КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.

Понятие должностного лица

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия «должностное лицо». КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ — на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП «О должностных лицах». Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.

О статусе должностного лица

Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.

Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.

Особенности должностного лица в административном праве

КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.

Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

Должностные лица и обычные граждане

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, — так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.

Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП «должностное лицо». Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений — все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример — недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.

Правонарушения должностных лиц

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Санкции за правонарушения

Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан — административный штраф и дисквалификация. В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример — высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией — но только в случаях смены власти на территории всей страны.

Примеры должностных лиц

По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.

Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет — вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.

Права и обязанности должностных лиц

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

Задачи должностных лиц

Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:

  • нарушение правил пребывания на государственной границе;
  • появление в общественных местах в пьяном виде;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нарушение правил безопасности на дорогах и др.

Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.

Уполномоченные инстанции

Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:

  • таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
  • ОВД;
  • органы исполнительной власти;
  • коллегиально-административные комиссии;
  • комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
  • мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.

Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном — высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.

Виды должностных преступлений

Нарушение законодательных нормативов сотрудниками государственного аппарата и органов муниципального управления объединены в единое понятие должностных преступлений. Законом установлены признаки, условия и порядок взыскания при совершении должностными лицами противоправных поступков.


Согласно последним поправкам к закону, должностными лицами не являются сотрудники негосударственных и коммерческих структур.

Определение должностного лица

Согласно ст.285 УК РФ, существует перечень лиц, являющихся субъектами должностных преступлений. Сотрудники государственного аппарата, административных и управленческих структур, наделенные распорядительными и управленческими полномочиями могут привлекаться к ответственности при наличии состава должностного преступления. Например, ответственности подвергаются сотрудники ГИБДД, полиции, воинских подразделений, муниципальных и федеральных исполнительных и надзорных органов.

К данной категории лиц относится руководящий состав государственных структур, который управляет подчиненным коллективом и при этом дает указания независимым гражданам.

Должностным проступком является нарушение финансовой дисциплины руководителей, приводящей к уголовному преследованию. Внутренние проступки, совершаемые в организациях, являются дисциплинарными, могут преследоваться по административному кодексу.

Должностному лицу сопутствуют два обязательных признака. Гражданин осуществляет трудовые обязанности в качестве представителя государства в соответствии со строго установленными правовыми нормами. Совершая официальные поступки от уполномочившего его органа, лицо воздействует на правовые взаимоотношения юридических и физических лиц. Государственный исполнитель действует в соответствии с выделенными ему полномочиями: на временной, постоянной основе или по одноразовому назначению.

Признаки должностного преступления

Согласно ст.30 УК РФ, юридически обозначены необходимые для квалификации признаки должностных противоправных деяний:

  • субъектом является государственный или муниципальный служащий;
  • проступок возможен с использованием служебного положения;
  • производится нарушение деятельности органов в результате проступка служащего;
  • совершенные действия не связаны со служебной необходимостью.


Причиняя существенный вред государственным интересам и нарушая законные права граждан, должностное лицо может быть обвинено в следующих видах должностных преступлений:

  • совершаемые лицами, наделенными должностными полномочиями;
  • государственными служащими;
  • муниципальными сотрудниками;
  • общими субъектами наказания.

Существует три вида противоправных поступков государственных служащих. В первую очередь ответственность накладывается за проступки, совершенные с использованием должностных полномочий в любой сфере деятельности самой структуры. Подобные общие преступления классифицируются по соответствующим статьям УК РФ, не зависимо от статуса организации.

Вторым видом являются специальные преступления, которые могут быть совершены исключительно внутри подразделений государственных служб с использованием предоставленных полномочий. Третий вид должностных противоправных деяний обозначен как альтернативный, присущий любому гражданину, но совершенный лицом при исполнении служебных обязанностей.

Правоохранительные действия

Наиболее частыми уголовно наказуемыми проступками сотрудников являются дела о взятках. Доказать и привлечь к ответственности виновного бывает достаточно сложно, особенно в случае преступного сговора. Чаще всего возбуждение дела происходит по заявлению лица, у которого вымогают взятку или ставят в условия, когда он вынужден идти на преступление. Определить виновность можно по официальному заявлению потерпевшего, которое является основанием для возбуждения дела.


Заявитель освобождается от ответственности и при согласии участвует в операции при передаче денег подозреваемому. При этом применяются современные средства фиксации и наблюдения, поскольку доказательства передачи денег должны быть официально отображены. Дела о противоправных деяниях государственных служащих требуют выполнения основных условий оперативной работы.

Важное значение имеют место и время совершения преступления, которое должно происходить в служебное время. Определяется осведомленность других сотрудников, возможность группового сговора и содействия преступным планам.

На квалификацию влияют мотивы проступка, непредумышленное нарушение повлечет более мягкое наказание. Осознанность и корыстность поступка, особенного в крупных размерах, приводит к значительному уголовному наказанию, связанному с лишением свободы.

Преступления в сфере экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности — самая большая глава в действующем Уголовном кодексе, включающая в себя 32 статьи.

Эти преступления различны и по характеру и степени общественной опасности, и по степени тяжести.

Можно выделить следующие группы преступлений в сфере экономической деятельности:

1). Преступления должностных лиц, нарушающие установленные Конституцией РФ и федеральными законами гарантии осуществления экономической, в том числе предпринимательской, деятельности, права и свободы ее участников: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности — ст. 169, регистрация незаконных сделок с землей — ст. 170.

2). Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности: незаконное предпринимательство — ст. 171; незаконная банковская деятельность — ст. 172; лжепредпринимательство — ст. 173; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, — ст. 174; приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, — ст. 175.

3). Преступления против интересов кредиторов: незаконное получение кредита — ст. 176; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности — ст. 177; неправомерные действия при банкротстве — ст. 195; преднамеренное банкротство — ст. 196; фиктивное банкротство — ст. 197

4). Преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции: монополистические действия и ограничение конкуренции — ст. 178; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения — ст. 179; незаконное использование товарного знака — ст. 180; заведомо ложная реклама — ст. 182; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, — ст. 183; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов — ст. 184.

Субъективная сторона всех рассматриваемых преступлений выражается в умышленной вине. Неосторожные посягательства на установленный порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности не являются преступными.

Субъектом преступления могут быть должностные и иные (частные) лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет.

Таким образом, преступления в сфере экономической деятельности — это такие предусмотренные уголовным законом посягательства на экономические интересы, которые заключаются в умышленных нарушениях должностными или иными лицами законодательно установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 171. Незаконное предпринимательство

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

совершенное организованной группой;

сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Целью установления уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является предупреждение перехода предпринимательской деятельности в сферу теневой экономики, выхода ее из-под контроля государства, что влечет нарушение финансовых интересов государства, правил конкуренции на рынке товаров и услуг, способствует распространению поддельных товаров и некачественных услуг, иного обмана потребителей и контрагентов.

Незаконным предпринимательством является осуществление охранной деятельности без специальной лицензии органов МВД.

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходима лицензия, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Условием уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение в результате незаконного предпринимательства дохода в крупном размере. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, которое непосредственно осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или руководит организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью, на нем лежит обязанность пройти регистрацию с соблюдением установленных правил, получить необходимую лицензию.

Статья 203. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб

1. Превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется на основе Закона РФ от 11.03.92 N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» В ходе частной сыскной деятельности детектив имеет право проводить устный опрос граждан и должностных лиц с их согласия, наводить справки, изучать предметы и документы с письменного согласия их владельцев, осуществлять наблюдение, производить внешний осмотр строений, помещений и других объектов.

Оказание услуг в сфере охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения, имеющим соответствующую лицензию. Руководители охранных предприятий, а также персонал этих предприятий (охранники), оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязаны получить удостоверение охранника. Они должны пройти специальную подготовку для работы в качестве охранника. Кроме того, обязательным требованием к руководителю охранного предприятия является наличие высшего образования.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства (резиновая палка, слезоточивый газ, наручники), а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие.

Специальные средства могут применяться в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью детектива или охранника;

2) для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан и для пресечения преступления против охраняемой собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства

в отношении женщин с видимыми признаками беременности,

лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления,

совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Запрещается нанесение ударов резиновой палкой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

Охранникам предоставлено право применять огнестрельное оружие только в следующих случаях:

для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие

в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления,

совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

Охранники также имеют право задерживать на месте правонарушения лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемую собственность, и незамедлительно доставлять их в орган внутренних дел (милицию).

Статья 203 УК РФ предусматривает ответственность руководителей или служащих частной охранной или детективной службы за превышение полномочий, предоставленных в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если эти действия совершены с применением насилия или угрозой его применения. Самым общим образом можно сказать, что частные детективы и охранники имеют право применять насилие при осуществлении сыскной или охранной деятельности в ситуациях и по правилам необходимой обороны и крайней необходимости, а также при задержании правонарушителя, например, совершившего противоправное посягательство на охраняемую собственность.

Частью 1 ст. 203 охватываются такие виды умышленных насильственных преступных действий, как побои (ст. 116), умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 115, ч. 1 ст. 112), истязание (ч. 1 ст. 117), незаконное лишение свободы (ч. 1 ст. 127), а также угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119). В этих случаях квалификации по совокупности преступлений не требуется.

Частный детектив или охранник, совершивший убийство или причинивший тяжкий или средней тяжести вред здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, несет ответственность на общих основаниях (ст. 108 и 114 УК).

Преступление совершается умышленно. Руководитель или служащий частной охранной или детективной службы осознает, что он, применяя насилие или угрожая им, поступает незаконно, т.е. вопреки задачам своей деятельности, превышает правомочия, предоставленные в соответствии с лицензией, и желает действовать таким образом. Мотивы преступления могут быть различными, в том числе и связанными с выполнением сыскных или охранных услуг.

Субъектом преступления помимо руководителей частного детективного предприятия (объединения частных детективов) или охранного предприятия закон признает и служащих частной охранной или детективной службы. Очевидно, что здесь имелись в виду не бухгалтерские и им подобные управленческие работники частнодетективных или охранных организаций, а лица, непосредственно оказывающие сыскные или охранные услуги, т.е. сами частные детективы и охранники.

Тяжкие последствия, о которых говорится в ч. 2 ст. 203, могут выражаться в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, тяжкого вреда здоровью или убийстве.

Должностные преступления в медицинской практике

Прежде всего сюда относится ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».

Злоупотребление — это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено с корыстной целью или любой личной заинтересованностью и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства.

Должностным лицом считается работник, осуществляющий функции представителя власти либо выполняющий организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в учреждениях государственных или муниципальных либо в Вооруженных Силах и других родах войск РФ. Таким образом, субъектом таких преступлений может быть только лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию обладающее должностной властью. Медицинские и фармацевтические работники относятся к должностным лицам, если занимают руководящие должности, выполняя организационно-распорядительные функции (главный врач, зав. фармацевтическим предприятием, их заместители, зав. отделами, отделениями, лабораториями, а также лица, временно исполняющие эти обязанности, к которым относится дежурный врач) либо административно-хозяйственные функции (старшая медсестра).

Эти преступления характеризуются определенными признаками: —

деяние в виде использования служебного положения вопреки интересам самой

наступление последствий в виде нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства; —

причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Такое должностное преступление, как халатность, совершается по неосторожности, легкомыслию или небрежности, все остальные должностные преступления совершаются с прямым умыслом.

В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90 № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» (в ред. от 10.02.00) указано, что злоупотреблениями должностными полномочиями могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекают из его служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Это преступление предусмотрено ст. 285 УК РФ. В ней отмечается, что злоупотребление — это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено с корыстной целью или любой личной заинтересованностью и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства.

Корыстная заинтересованность заключается в имущественной выгоде с незаконного изъятия государственных средств в свою собственность или в собственность других лиц. Иная личная заинтересованность имеет неимущественный характер, например угодить начальству.

В экспертной практике нередки случаи, когда ответственный по больнице дежурный врач дает распоряжение дежурному водителю подвезти кого-либо домой, съездить в магазин за продуктами или совершить иные поездки, непосредственно не связанные с обслуживанием больных.

Наблюдался случай, когда единственный в больнице кардиолог был отправлен домой к влиятельному лицу, хотя очевидным было отсутствие в этом медицинской необходимости, а ряд тяжелых больных остались на 2 часа без врачебного контроля за их состоянием.

Распорядительно-организационные функции данного лица, например главного врача или зав. отделением, могут выражаться в неправильном подборе и расстановке кадров, в продвижении по службе и поощрении недостойных, близких родствен- ников или приятелей, выдаче заключения для призывной комиссии военкомата, преследовании и увольнении неугодных. Это действия дежурного врача, использовавшего временно возложенные обязанности, чтобы выписать неугодного больного или из корыстных побуждений положить в элитную палату знакомого. Административно-хозяйственные функции учреждения здравоохранения могут заключаться в недолжном хранении, несоблюдении порядка учета и отпуска лекарств и других материальных ценностей, в отсутствии контроля за ведением документов либо в бездействии вопреки интересам пациентов.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» предусматривает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Отягчающими обстоятельствами этого преступления, предусмотренными ч. 3 этой статьи, являются деяния, если они совершены:

а) с применением оружия или спецсредств;

б) применением насилия или с угрозой его применения;

в) причинением тяжких последствий, определяемых в каждом конкретном случае.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышением власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» выделяет следующие основные виды превышения должностных полномочий: —

совершение действий, которые могли быть совершены им самим, но при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; —

совершение действий, которые имеет право совершить только коллегиальный

совершение действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе

За преступления, предусмотренные ст. 285 и 286, назначается наказание: штраф от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; арест и лишение свободы.

Преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ «Получение взятки», не является профессиональным преступлением и часто встречается среди разного рода чиновников обюрократившейся государственной системы. К ним может относиться медицинский работник как должностное лицо, если он постоянно или временно осуществляет эти обязанности. Тем не менее взятка — преступление, актуальное в здравоохранении, тем более что некоторые медицинские работники принимают его за вознаграждением за труд, который в нашем государстве обесценен. По мнению известного судебного медика А.П. Громова, врач по характеру своих обязанностей может считаться должностным лицом.

В диспозиции ст. 290 УК РФ разъясняется: получение должностным лицом взятки за действия или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям, а равно за общее покровительство по службе. К квалифицируемым при- знакам такого преступления относится и получение должностным лицом взятки за незаконные действия. Отягчающими обстоятельствами являются совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки и в крупном размере.

Комментарий УК РФ поясняет, что взятка может быть в виде: —

денег (в том числе иностранных, находящихся в финансовом обороте); —

ценных бумаг в виде государственных облигаций ГКО и др., векселей, акций, чеков, приватизационных ценных бумаг; —

иного имущества, т. е. любых материальных ценностей, обладающих меновой стоимостью; —

выгоды имущественного характера, например безвозмездное предоставление разнообразных услуг материального свойства (постройка дачи, ремонт автомашины и др.); —

общее покровительство или попустительство по службе может быть не конкретным действием, а проявленным виновным в разнообразных формах, например выделение для него периодически доли своего заработка.

Для состава преступления не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка — до (взятка-подкуп) или после совершения договоренных действий (взятка-вознаграждение).

Неоднократным называют преступление, совершаемое не менее двух раз, если не истек срок давности.

Крупным размером взятки считается сумма (стоимость имущества или выгода), превышающая 300 минимальных размеров оплаты труда.

Вымогательство означает требование должностным лицом незаконного вознаграждения под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя либо поставить его в условия, когда он вынужден дать взятку. Получение взятки всегда связано с другим самостоятельным преступлением — дачей взятки (ст. 291 УК РФ) и является опасным преступлением, деформирующим установленный порядок и представление общества о благородном облике врача и медицины в целом.

Вот несколько примеров, когда судебно-медицинская экспертиза для решения вопросов медицинского характера назначалась в связи с возбуждением дела о взятке.

Два врача, работающие в одном неврологическом отделении, за взятку поместили в стационар призывника гр-на К., указав в истории болезни диагноз: открытая проникающая ЧMT, ушиб головного мозга легкой степени тяжести, субарахноидальное кровоизлияние, перелом пирамиды височной кости справа, оторея справа, ушиб мягких тканей головы.

Как установлено следствием, врачи подделали и вклеили в историю болезни некоторые результаты лабораторных исследований и заключения различных специалистов-консультантов. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлены вопросы об обоснованности установленного диагноза. После соответствующего обследования эксперты пришли к выводу, что диагноз черепно- мозговой травмы является необоснованным. В то же время, если судить по данным истории болезни, то этот диагноз обоснован клиническими данными. Проведенные экспертами рентгенография, РКТ позволили полностью исклю- чить диагноз перелома пирамиды височной кости, субарахноидального кровоизлияния, установлено также, что барабанная перепонка справа не имеет повреждений, следовательно, исключается описанная оторея. В судебном заседании эксперты доказали обоснованность своих выводов. Врачи-взяточники осуждены.

Врач городской поликлиники Е. обвинен в получении взятки за выдачу листка нетрудоспособности. Изучив амбулаторную карту больного, эксперты пришли к выводу, что выдача листка нетрудоспособности врачом Е. неправомерна, так как согласно инструкции врачи имеют право выдавать листок единолично каждый раз не менее чем на 3 дня, но не более чем на 5 дней. В данном же случае документ оформлен на 10 дней.

Врач городской больницы М. обвинен в получении взятки, так как, являясь зав. неврологическим отделением и одновременно членом врачебной призывной комиссии, получил взятку путем вымогательства, признав гр-на Л. негодным к военной службе и сделав записи в медицинской документации о наличии у гр-на Л. последствий давней черепно-мозговой травмы. В заключении экспертов указано, что объективных признаков каких-либо телесных повреждений в медицинской документации на имя гр-на Л. не имеется. Клинических данных о каком-либо расстройстве здоровья, в том числе нервной системы, не имеется. Таким образом, диагноз врача «Последствия черепно-мозговой травмы, посттравматическая астения» не обоснован медицинскими данными.

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог» отмечает, что служебный подлог — это внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корысти или иной личной заинтересованности.

Таким образом, предметом этого преступления являются официальные документы — материальный носитель информации. Это могут быть медицинские документы: история болезни, амбулаторная карта, листок нетрудоспособности, заключение эксперта и др.

Субъектом этого преступления является любое должностное лицо, в том числе служащий муниципального или государственного учреждения здравоохранения. Служебный подлог — преступление, совершаемое с прямым умыслом, т. е. когда лицо, его совершившее, сознает, что подделывает официальные документы и желает этого из корыстных целей.

Известны случаи, когда врач определял ложное заболевание и выдавал документы с целью освобождения его пациента от армии или устанавливал стойкую утрату трудоспособности, что давало возможность получить документы об инвалидности. Но чаще встречаются отдельные подделки медицинских документов, в частности истории болезни. Прежде всего это бывает, когда имеется жалоба на врача в связи с наступившими тяжкими последствиями. Иногда с этой целью вклеиваются новые листы с измененным изложением фактов. В ряде случаев это мотивировано желанием скрыть ошибку или

небрежность в своей работе. Это могут быть дописки неосуществленных диагностических и лечебных действий, подчистки, изменения жалоб больного или указаний консультантов, исправление даты, свидетельствующей о несвоевременности оказания помощи, и т. д. Иногда встречается составление полностью подложного документа. Приведем несколько примеров из нашей экспертной практики.

Водитель автомашины ВАЗ-2103, виновный в столкновении с другим легковым транспортом, был ранен и доставлен в БСМП. Дежурный врач отметил его нетрезвое состояние. Однако при дальнейшем обследовании больного, которое проводилось через 2 часа после поступления в больницу, другой врач вписал в историю болезни данные о том, что при исследовании алкоголь не обнаружен. Известна важность установления алкогольного опьянения водителя, отягчающего его вину, поэтому результаты исследования должны быть достоверны. Однако в дальнейшем на суде нетрезвое состояние этого водителя было неопровержимо доказано. Суд признал его виновным в аварии и вынес частное определение по отношению к врачу, записавшему заведомо ложные сведения в историю болезни.

В ЦРБ в тяжелом бессознательном состоянии после автотравмы была доставлена гр-ка А. Наезд совершил на своей машине майор местного ОВД. Через месяц после поступления гр-ка А. выписалась в удовлетворительном состоянии. В представленной на судебно-медицинскую экспертизу истории болезни указан окончательный диагноз: закрытая черепно-мозговая травма с кровоизлиянием в мягкие ткани головы, сотрясение головного мозга.

Расследование показало, что подозреваемый, ответственный работник ОВД района, договорился со знакомым зав. отделением о замене истории болезни, чтобы понизить тяжесть вреда здоровью и уйти от уголовной ответственности. Зав. отделением был осужден по ст. 292 за служебный подлог.

Гражданин К. совершил уголовное преступление. Накануне задержания он срочно лег в урологическое отделение городской больницы с диагнозом «почечная колика». В течение трех недель велась история болезни с заполнением дневников на каждый день, назначались различные манипуляции, которые отмечались в листах назначений. Однако этот больной, как позднее было доказано, в больнице был только однажды, при беседе с зав. отделением. Врач и медсестра были вовлечены в составление подложной документации по указанию зав. отделением. Расследованием с проведением судебно-медицинской экспертизы было доказано, что гр. К. не страдает мочекаменной болезнью и не имел почечной колики, не лечился стационарно и даже выезжал за пределы города. Было возбуждено уголовное дело против зав. отделением по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» и 292 «Служебный подлог».

Наказание за служебный подлог в зависимости от последствий может быть от штрафа в 100-200 минимальных размеров оплат труда до 6 месяцев ареста или лишения свободы до 2 лет.

Статья 293 УК РФ «Халатность» трактует это деяние как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В ч. 2 отмечается, что смерть человека или тяжкие последствия отягчают вину и усиливают наказание вплоть до лишения свободы сроком до 5 лет.

Повторим, что ненадлежащим исполнением является неполное, неточное, несвоевременное исполнение обязанностей. Следует иметь в виду, что халатность под субъектом преступления имеет в виду не только должностное лицо. Ранее мы приводили определение должностного лица и примеры должностных лиц в учреждениях здравоохранения.

Экспертная практика показывает, что число дел, возбужденных по этой статье в отношении медработников, стоит на одном из первых мест, однако применение ее не всегда возможно, особенно при выяснении, что врач не является должностным лицом.

Обязанности должностного лица, в частности в учреждениях здравоохранения, определяются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, федеральными законами, трудовым законодательством, приказами Минздрава России и местных органов самоуправления, ведомственными инструкциями, правилами, положениями, одним из основных среди них является действующее Положение о лечебно- профилактическом учреждении, утв. приказом Минздрава СССР от 31.07.63 № 395, которым определяются функциональные (должностные) обязанности всех категорий медицинских работников.

Несмотря на происшедшие в стране изменения, в основных своих положениях этот приказ принципиально верен. Во всех учреждениях здравоохранения, исходя из местных условий, руководителем учреждения издаются приказы с конкретным указанием должностных обязанностей каждой категории работников. При назначении на должность работник расписывается в знании своих должностных обязанностей. Здесь уместно заметить, что также при приеме на работу и при назначении на должность работник расписывается и в журнале ознакомления с правилами техники безопасности на каждом рабочем месте. Нарушения техники безопасности проис- ходят и в медицинских учреждениях, так же, как и в других отраслях народного хозяйства, и в данной работе не рассматриваются. Вернемся, однако, к понятию «халатность» применительно к медицинским работникам.

Статья 293 УК РФ применяется при наличии других признаков: опасных последствий, т. е. существенных нарушений прав и законных интересов граждан, организаций либо государства, доказанных обычно с использованием экспертизы, установлением причинной связи между общественно опасным деянием и общественно опасными последствиями.

От халатности следует отличать неосторожные действия при ненадлежащем исполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, которые мы рассматривали соответственно ст. 109 и 118 УК РФ.

При разбирательстве дел о возможной халатности должностного лица следует решить следующие вопросы. 1.

Какие служебные обязанности и права в соответствии с нормативными документами были определены главному врачу, зав. отделением или другому должностному лицу? 2.

Какие конкретно обязанности не исполнены или выполнены ненадлежащим образом? 3.

Повлекло ли это действие или бездействие существенное нарушение прав и законных интересов пациента или другого гражданина? 4.

Имелась ли реальная объективная или субъективная возможность для надлежащего исполнения должностных обязанностей?

Эти и другие вопросы, возникающие в связи с конкретными обстоятельствами дела, решают эксперты в соответствии с правилами производства экспертизы по материалам дела, на чем мы остановимся ниже.

Несмотря на сложность юридической квалификации, приведем несколько примеров привлечения должностных лиц медицинского персонала к уголовной ответственности по ст. 293 УК РФ за халатность из экспертной практики Бюро СМЭ РО.

Из хирургического отделения через 12 дней после поступления выписан гр-н С, 23 лет, с диагнозом: непроникающее ранение брюшной полости. С диагностической целью ему была произведена лапаротомия, которая не выявила каких- либо повреждений органов брюшной полости.

История его болезни стала объектом судебно-медицинской экспертизы. Как и положено, наряду с изучением истории болезни проводилось освидетельствование потерпевшего, в процессе которого выяснилось, что гр-н С. продолжает лечиться амбулаторно, так как он оперировался в связи с ранением кишечника и, значит, у него было проникающее ранение в брюшную полость. Такая травма квалифицируется как тяжкий вред здоровью, а не легкий, с другими правовыми последствиями.

Расследованием было установлено, что история болезни была полностью переписана, часть подлинных назначений и лабораторных анализов вклеена, подпись лечащего врача подделана. Зав. отделением выдал эту историю по просьбе правоохранительных органов, не читая. Виновного в подделке не обнаружили, а зав. отделением был привлечен к уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по ст. 293 «Халатность». Другой пример возбуждения уголовного дела по признакам халатности.

В области было несколько случаев вспышки внутрибольничной инфекции в отделениях новорожденных, которые приводили к болезни и даже смерти детей. Произведенным расследованием и судебно-медицинской экспертизой устанавливались, с одной стороны, грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима на всех этапах работы медперсонала, с другой — недостатки, связанные с невыполнением капитального и текущего ремонта, отсутствием горячей воды, большой перегрузкой отделения, невозможностью дифференцированного размещения женщин и изоляции больных детей, поступлением и использованием нестерильного белья и т. д.

В этом наблюдении, как и в других, привлекает внимание то, что обычно при определении наказания учитывалась первая часть нарушений, прямо связанная с деятельностью медиков, в то время как вторая, зависящая от администрации района или города, лишь отмечалась. Как правило, среди множества хозяйственных руководителей вне ЛПУ конкретного ответственного найти трудно.

Приведем еще несколько примеров, показывающих, сколь различны обстоятельства, приводящие к халатным действиям лиц, обязанных по своей должности и профессиональной квалификации предупредить наступление неблагоприятных последствий.

Больной Р., 79 лет, с 27.10 предъявлял жалобы на боли в области сердца, онемение левой руки, общую слабость. Утром 31.10 наблюдалась кратковременная потеря сознания, боли в области сердца усилились. АД понизилось до 90/60 мм рт. ст. Несколько дней подряд наблюдались признаки крови в кале. Поступил в приемное отделение крупной больницы 31.10 в 10.15. Время перевода в терапевтическое отделение в истории болезни не указано. 31.10 в 19.00 при осмотре дежурным терапевтом обращено внимание на резкую слабость, кровь в кале. Осмотрен дежурным хирургом, который указал диагноз: полип толстой кишки — и рекомендовал уменьшить дозу ранее назначенного гепарина. 01.11 в 01.35 констатирована смерть.

По заключению патологоанатома, имела место острая (стрессовая) язва луковицы двенадцатиперстной кишки, острая постгеморрагическая анемия, диффузный мелкоочаговый кардиосклероз, универсальный атеросклероз. По жалобе родственников, в которой основное внимание обращено на отсутствие реальной помощи больному в течение примерно 9 часов, была проведена проверка, а также назначена судебно-медицинская экспертиза.

В выводах экспертов указано, что ни в приемном покое, ни в терапевтическом отделении обследование больного практически не произведено. Из всех возможных в этой больнице методик обследования были проведены краткий опрос больного и ЭКГ. Установленный клинический диагноз далеко не полный. На указание больного о наличии признаков желудочно-кишечного кровотечения внимания не обращено. Назначение гепарина и рекомендация спустя 9 часов об уменьшении его дозы не имеют научного объяснения. Тяжесть клинической картины заболевания обусловлена ишемической болезнью сердца, проявившейся острой коронарной недостаточностью, острой стрессовой язвой двенадцатиперстной кишки с обильным кровотечением. Смерть гр-на Р. обусловлена двумя совокупно действовавшими факторами: заболеванием и недостатками меди- цинской помощи — недостаточным обследованием, что не позволило установить полный и правильный диагноз, следствием чего явилось назначение гепарина — препарата, усилившего имеющееся кишечное кровотечение. Вместе с тем в соответствии с поставленными вопросами эксперты указали на объективные трудности правильной диагностики в условиях многих фоновых и сопутствующих болезней. Обращено внимание на достаточное количество времени для установления правильного диагноза. Ответственность за недостаточную и некачественную медицинскую помощь в данном случае возложена на зав. приемным и терапевтическим отделениями, не обеспечивших надлежащего обследования и принятия лечебных мер.

Мальчик 3 лет 07.07 в 12.20 в детском саду случайно выпил раствор хлорной извести с каустической содой (применялся для замачивания белья). Сразу упал, началась сильнейшая рвота с кровью. Медсестрой детсада проведено промывание желудка. Вызвана СП, диагноз фельдшера — отравление чистящим веществом. Доставлен в ЦРБ в 17 часов с указанным диагнозом, осмотрен зав. детским отделением. Диагноз заведующей: ОРВИ, катарральная ангина. Выполнено беззондовое промывание желудка. Ребенок отправлен домой с рекомендацией обратиться к участковому педиатру. 08.07 осмотрен педиатром на дому, диагноз: химический ожог ротоглотки, пищевода. Отправлен в детское отделение городской больницы, где установлен диагноз: острое отравление прижигающим веществом. Констатировано средне-тяжелое состояние. После снятия острых явлений общей интоксикации ребенок переведен в областную детскую больницу, где лечился два месяца с диагнозом: химический ожог пищевода и желудка, эрозивный эзофагит, эрозивный гастрит, рубцовое сужение пищевода. 18.09 операция — гастростомия. В послеоперационном периоде бужирова- ние пищевода. 28.10 операция — закрытие гастростомы. 10.02 и 18.02 следующего года в два этапа операции — формирование пищевода из трансплантата, выкроенного из поперечно-ободочной кишки. Рекомендована операция через год для закрытия гастростомы на шее.

Прокуратурой материалы проверки оформлены в связи с жалобой родителей ребенка. По мнению родителей, в течение первых суток после химического ожога медицинская помощь, по существу, не оказана. Это привело к более тяжелым осложнениям, что потребовало более длительного и мучительного лечения.

Выводы экспертов: «При первом врачебном осмотре в детском отделении ЦРБ, несмотря на все данные, диагноз не установлен. Пострадавший мальчик не госпитализирован. Практически до 13 часов 08.07лечения химического ожога не производилось. С момента поступления в городскую больницу лечение проводилось правильно. Эксперты не могут установить наличие или отсутствие причинной связи между запоздалым лечением (его отсутствием в течение первых суток) и наступившими последствиями в виде резко выраженного руб- цового сужения пищевода, так как состояние слизистой оболочки пищевода в этот период времени не описано в медицинской документации. В то же время имеющиеся данные свидетельствуют о достаточной глубине поражения. Не исключено, что своевременное специфическое лечение химического ожога могло

дать лучший результат консервативной терапии, без формирования выраженного рубцового сужения. Зав. детским отделением грубо нарушены Положение о ЦРБ и Положение о заведующем отделением стационара детской больницы, так как не обеспечена своевременная и квалифицированная помощь ребенку.» По мнению экспертов, данный случай полностью подходит под понятие «халатность», дело заключается не только в неустановлении верного диагноза. Зав. отделением была обязана обеспечить осмотр ребенка и другими специалистами — в данном случае отолярингологом, инфекционистом. После получения сообщения о приеме ребенком какого-либо химического вещества она обязана была оставить ребенка в стационаре для динамического наблюдения и всестороннего обследования. Прокуратурой возбуждено дело по факту халатности.

Это интересно:

  • Заявление на отключение от мобильного банка Заявление на отключение от мобильного банка С моей карты были сняты наличные 12.02.2015, в размере 5000 рублей, без моего участия. Карту не теряла, не передавала третьим лицам и её у меня не крали. В момент операции сидела дома, карта тоже была при мне. На мой телефон пришло смс […]
  • О введение в действие уголовного кодекса рф Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 27 […]
  • П4 ст24 закона о защите прав потребителей Возврат денежных средств за подорожавший товар В ноябре 2014 года мной была приобретена индукционная варочная панель. В конце марта 2015 года панель перестала работать. Я обратился в службу сервиса по телефону указанному в гарантийном талоне. Мастера прислали очень оперативно (через два […]
  • Закон о рекламе 2014 статья 24 ФАС дала разъяснения по применению запрета на рекламу медуслуг, исходя из толкований ВАС ФАС России представила на своем сайте разъяснения относительно ограничений на рекламу медицинских услуг, вступивших в силу с 1 января 2014 года. В соответствии с новыми нормами Закона "О рекламе" […]
  • Закон об изменении границ земельного участка Министерство экономического развитияРоссийской Федерации О порядке уточнения местоположения границ земельного участка МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22.02.2013 № ОГ-Д23-701 Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент […]
  • Налоговый вычет родителю в разводе При разводе стандартный вычет в двойном размере получить нельзя Минфин России разъяснил, что нахождение родителей в разводе не означает отсутствия у ребенка второго родителя, то есть что у ребенка имеется единственный родитель. Соответственно, права на получение удвоенного налогового […]
  • Обжалование решения конституционного суда Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. № 2359-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Салчака Валерия Балай-ооловича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской […]
  • Приказ 1199 перечень профессий и специальностей Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 ноября 2016 г. № 1477 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся профессий и специальностей среднего профессионального образования" В соответствии с частью 8 статьи 11 […]

Author: admin