Презентации по роману преступление и наказание

Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: Выполнила: ученица 11 класса Савченко О. Савченко О. Георгиевка — 2008. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемwww.georgievka.kormilovka.omskedu.ru

Похожие презентации

Презентация 11 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: Выполнила: ученица 11 класса Савченко О. Савченко О. Георгиевка — 2008.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: Выполнила: ученица 11 класса Савченко О. Савченко О. Георгиевка

2 Актуальность « Преступление и наказание» — книга великой боли за человечество, одно из сильнейших произведений мировой литературы, раскрывающих бесчеловечность капиталистического общества. Я считаю эту тему актуальной потому, что и в наше время очень много людей, которые находятся на грани отчаяния и людей, которые считают деньги главным богатством в мире

3 Цель исследования: Проанализировать произведение и выявить проблемы, поднятые в романе: социальные и психологические; Проанализировать произведение и выявить проблемы, поднятые в романе: социальные и психологические; Изучить психологический портрет Раскольникова. Изучить психологический портрет Раскольникова.

4 Задачи: Изучить роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Изучить роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Рассмотреть психологический портрет Родиона Раскольникова. Рассмотреть психологический портрет Родиона Раскольникова. Изучить справочную и энциклопедическую литературу. Изучить справочную и энциклопедическую литературу. Сделать выводы. Сделать выводы. Создать презентацию по материалам реферата. Создать презентацию по материалам реферата.

5 Ф. М. Достоевский

6 История романа «Преступление и наказание» Вначале ничего не предвещало его появление: Достоевский работал над повестью «Пьяненькие», затем над другой повестью – психологическим отчетом одного преступления. Синтез двух творческих замыслов привел к роману, работа над романом – к художественному открытию нового жанра. Открытие нового романа произошло, когда все сошлось вместе: и выбор темы, и выбор героя, и формы повествования; благодаря совмещению в композиции сюжетных линий разных замыслов, возник эффект со-бытия героев в проживании ими философской темы романа.

7 Карта г. Санкт-Петербурга времен г. Санкт-Петербурга времен Федора ФедораМихайловича Достоевского Достоевского

8 Критики о романе Роман вызвал большой ажиотаж в обществе. Бахтин М.М. «Идея – «живое событие», разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний. Идеи Достоевского диалогичны. Им не страшны ни противоречия, ни алогизмы». Бахтин М.М. «Идея – «живое событие», разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний. Идеи Достоевского диалогичны. Им не страшны ни противоречия, ни алогизмы». Критик В.Я. Карпотин трактовал теорию Раскольникова как синтез двух «антитез»: «идеи Наполеона» и «идеи Миссии». Критик В.Я. Карпотин трактовал теорию Раскольникова как синтез двух «антитез»: «идеи Наполеона» и «идеи Миссии». Критик Захаров: «реализм в высшем смысле». Критик Захаров: «реализм в высшем смысле». Фридлендер Г.М. «Достоевский обращается к «вековечным» проблемам человеческого существования». Фридлендер Г.М. «Достоевский обращается к «вековечным» проблемам человеческого существования». «Достоевский в своем романе свидетельствует о смысле прохождения через зло, через бездонное испытание и последнюю свободу» — утверждает Бердяев. «Достоевский в своем романе свидетельствует о смысле прохождения через зло, через бездонное испытание и последнюю свободу» — утверждает Бердяев.

9 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ» В декабре 1865 года, Ф.М. Достоевский, приступая к созданию окончательной редакции романа «Преступление и наказание» среди планов и черновых набросков в тетради с подготовительными материалами, так определил «сверхзадачу», которую он как художник-мыслитель ставил перед собой в работе над новым произведением: «ПЕРЕРЫТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ В ЭТОМ РОМАНЕ». Достоевский хотел сблизить роман с реальностью, показать жизнь «униженных» и «оскорбленных», хотел показать людей, доведенных до отчаяния, и хотел найти выход из проблем, таких как бедность, подлость, пошлость

10 «КТО Я: ТВАРЬ ДРОЖАЩАЯ ИЛИ СИЛЬНЫЙ МИРА СЕГО?» В центре романа Ф.М. Достоевского – «идейное убийство». Родион Романович Раскольников, бывший студент-юрист, исключенный из университета, «живущий в крайней бедности», написал статью, в которой утверждает, что люди делятся на два типа: низших (обыкновенных)… и собственно людей Родион Романович Раскольников, бывший студент-юрист, исключенный из университета, «живущий в крайней бедности», написал статью, в которой утверждает, что люди делятся на два типа: низших (обыкновенных)… и собственно людей

11 Путь Раскольникова на преступление

12 Раскольников после убийства Раскольников посягнул на нравственный закон – «не убий» и теперь расплачивается. Герой убеждается, что преступление и совесть несовместимы, любое преступление бессовестно. Герой убеждается, что преступление и совесть несовместимы, любое преступление бессовестно.

13 Соня Мармеладова Соня Мармеладова помогла понять Раскольникову, что его идея, это ложный путь, избранный им, ведет не к власти, не к возвышению его личности, а к нравственной пытке, к духовной смерти.

14 Достоевский своим романом предупреждает об опасности служить антигуманным, сконструированным теориями, которые не считаются с природой человека и его назначением на земле. Проблема, над которой бился герой Достоевского (как освободить человека от страдания), оказалась, в сущности, нерешенной. Но на пути к ее решению, исследуя трагические противоречия действительности, писатель совершает великие открытия. Проблема, над которой бился герой Достоевского (как освободить человека от страдания), оказалась, в сущности, нерешенной. Но на пути к ее решению, исследуя трагические противоречия действительности, писатель совершает великие открытия. Заключение

Презентация на тему: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Двойники Раскольникова

Ф.М. Достоевский — явление всемирной литературы — открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммировано присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле. Ф.М. Достоевский

Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий «индивид» и «нация», а Достоевский поставил перед русской литературой реальности — «личность» и «народ».

Жанр романа «Преступление и наказание» Социально-бытовой; Детективный; Любовный; Психологический; Философский; Религиозный; ?

Жанр романа «Преступление и наказание» Предупреждение

Двойники Раскольникова «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы. » Д. С. Мережковский

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам. — Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?

Старуха-процентщица Алена Ивановна

Раскольников и Лужин В связи с чем появляется в романе Лужин? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление Лужина в романе затянуто? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

Почему Лужин боится полиции? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» — связана с теорией Раскольникова? Лужин Петр Петрович

Раскольников и Свидригайлов — В чем сложность и противоречивость этого образа? — Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным? — Что мы узнаем о его прошлом? — Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? — Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова? — Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова? — Почему он кончает жизнь самоубийством?

Лебезятников Кто такой Лебезятников? Когда и при каких обстоятельствах познакомился с Лужиным? Почему Лужин решает в Петербурге остановиться у Лебезятникова? Как Лебезятников «развивал» Соню и почему это прекратилось? Какие «новейшие направления наши» представляет Лебезятников? Какие идеи социалистов звучат карикатурой в устах Лебезятникова? В чем состоит пошлость Лебезятникова? Когда проявляются лучшие качества Лебезятникова? Как он спасает Соню?

Антиподы Каковы отношения Раскольникова и Разумихина? Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова? Почему Раскольников, задумав преступление, решает после того пойти к Разумихину?

Как реагирует Разумихин на статью Раскольникова? Почему он говорит, что его теория хуже, чем разрешение крови по закону? Чем и как помог Разумихин Раскольникову? Как в романе обыгрывается его фамилия?

Раскольников и Порфирий Петрович

Порфирий Петрович «Три встречи Порфирия с Раскольниковым — подлинные и замечательные полифонические диалоги». М..М.Бахтин Полифонизм – гармоничное многоголосие

Зачем Раскольников идет к Порфирию Петровичу в первый раз? После каких событий он решился на диалог со следователем? Перечитайте диалог героев: «— Так вы все-таки верите в Новый Иерусалим? — Верую, — твердо отвечал Раскольников. — И-и-и в Бога веруете. И-и в воскресение Лазаря веруете? — Ве-верую. — Буквально веруете? — Буквально». Почему запнулся Раскольников, отвечая на один из вопросов следователя. Когда еще на страницах романа прозвучит имя Лазаря?

Можно ли считать вторую встречу со следователем кульминационной? Как начинает «звучать» в этой встрече тема страдания, возникшая в первом разговоре? Почему последняя встреча состоялась по инициативе следователя? Почему он сам пришел в каморку главного героя? Что нового мы узнаем об отношении Порфирия Петровича к идее Раскольникова и к самому герою? Какой путь выхода из тупика предлагает Порфирий? Следует ли его совету главный герой?

Источники: http://www.spisano.ru/essays/files.php?132950 http://www.literaturovedu.ru/download/106812/ http://www.gm2.jumpa.ru/index2.php?option=com_docman&gid=52&lang=en&task=doc_view&Itemid=99999999

Спасибо за внимание ! Гизатулина Ольга Ивановна-преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, Узбекистан

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». «Хочу показать все психологические этапы преступления».

Задача Достоевского – показать: -что такое человек; -что будет с человеческим началом в преступнике; — как оно вообще может после преступления «быть». ум Душа чувство воля Раскольников ум чувство воля Природные Сострадание ? способности и в то же время Неоконченное злоба (сходство университетское с библейским Каи- образование ном).Целует окро- вавленную морду лошади и убивает топором двух жен- щин. Каин

Раскольников и Каин. Каин «Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лице его. И сказал господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? …у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» Раскольников имел предупреждения от Господа в реальности и во сне: 1. После последнего визита к старухе испытывает отвращение к мечте (ч.1, гл.1). 2. Встреча с Мармеладовым. Побежденный страстью, Мармеладов губит себя и свою семью. 3. Письмо от матери, где мать напоминает герою, как он молился в детстве (ч.1, гл.3). 4. Сон-предупреждение (ч.1, гл.5). Покаяние

Покаяние – перемена мысли. В душе Раскольникова борются два начала: Разве он хочет преступления? «…ведь я знал же, что этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил?» «…на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи!- молил он,- покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой…мечты моей!»…Точно нарыв на сердце его…вдруг прорвался. Свобода, свобода!» (Часть1, гл.5») НО: перемены души не произошло – покаяния не было. После подслушанного разговора. «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Ни о чем не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно» (ч.1, гл.5). «как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений» (ч.1, гл.6).

Преступление и наказание Что следует непосредственно за преступлением? Странный момент, когда преступление совершено, а наказание еще не наступило. Как показывает этот момент Достоевский? Через состояние героя. Через слова-символы – «кровь», «четыре», «одиннадцать», «три». Через его чувства.

Кровь: Из Библии: « И сказал Господь Каину: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Из романа: «-Это кровь,- отвечала она наконец тихо…- Кровь. Какая кровь. — бормотал он, бледнея и отодвигаясь к стене. …-…А это кровь в тебе кричит.» Одиннадцать: Кто придет последним, станет первым. Четыре: Умерший Лазарь, по Библии, воскрес через 4 дня. Три: На третий день воскрес Иисус. Чувства: «Бесконечное уединение», «бесконечное отвращение», злобу и «великую грусть» ощутил Раскольников в первый же день после преступления. Как жить дальше?

Встреча с Лужиным. Лужин «говорящая фамилия» двойник героя безжизненная пер- спектива Результат встречи: Раскольников, посмотревшись в Лужина, чувствует инстинктивное неосознанное отвращение к своей «мысли», а потому облегчение. Изгнав его и оставшись один, чувствует «внезапное спокойствие». Теперь «он знал одно: что это надо кончить, сегодня же, за один раз, сейчас же…потому что не хочет так жить». (Ч.2, гл.6.) Три попытки «Как бы ни жить, сознаться в преступлении покончить с только жить!» (разговор с Заметовым) собой

Три варианта – три ложных хода, потому что муки совести – это наказание, которое будет безотлучно с преступником, пока он не осознает всю чудовищность своего преступления и не покается. Другого пути нет. Призыв к покаянию звучит в событиях жизни Раскольникова: 1. Погибает Мармеладов – это напоминание о том, что преступная страсть ведет к смерти. 2. Он жертвует последние деньги на похороны Мармеладова – значит, суть его – милосердие, а не злоба. 3. Поленька благодарит его с любовью. «Вдруг тоненькие, как спички, ручки ее обхватили его крепко-крепко, голова скло- нилась к его плечу, и девочка тихо заплакала…»

Презентация Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание» 10 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Шепеленко Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2

Рамонского муниципального района

Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание».

Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время его пребывания на каторге.

Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866г

Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это – психологический отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым, «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на процент».

«Психологический отчёт» об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.

Роман состоит из шести частей и эпилога. Часть первая – совершение преступления; последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника); эпилог – раскаяние.

Композиция и жанр

Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров:

— детектива (совершено преступление, которое раскрывается);

— социально-бытового жанра (даны картины жизни униженных и оскорблённых);

— наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологический исследований.

Роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.

Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору».

Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление.

Достоевский первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.

Главный герой романа – разночинец, бедный студент. Наделён привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами… ростом выше среднего, тонок и строен».

Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт.

В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие.

Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.

Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре).

Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека.

Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту.

Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова.

Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочность своих заблуждений через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.

Теория о «Делении людей на два разряда»

Находясь во власти этой теории, Раскольников убеждён, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.

«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных.

Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи.

Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она может служить лишь жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для немногочисленных наполеонов.

Эти люди устанавливают новые законы жизни, изменяют жизнь, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своём пути для достижения своих целей.

Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего.

Это избранные люди. Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон.

Крушение теории Раскольникова

Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком

Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижения других.

Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!»

Принцип этот – его совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.

Крушение теории Раскольникова

Созданная теория оказалась безнравственной

На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Они приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.

Крушение теории Раскольникова

Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя.

Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может показаться.

Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Художественные приёмы в романе

У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.

Художественные приёмы в романе

В романе широко использована символика имён и цвета, чисел и снов, евангельских имён и сюжетов.

Художественные приёмы в романе

Изображение фона событий

В романе нет никаких художественных описаний красот природы. Вместо них – описание убогих жилищ и интерьеров, трактиров, распивочных, полицейских участков, многоэтажных домов, заселённых беднотой, — в них люди задыхаются от физической и душевной духоты.

Художественные приёмы в романе

Время в романе то беспредельно растягивается, то сжимается, то вовсе исчезает.

В первой части романа оно растянуто (три дня), после совершения преступления ритм ускоряется, но сам Раскольников ощущение времени теряет (он заболевает, впадает в беспамятство), а события, описанные в третьей и четвёртой частях романа длятся всего два дня. Получается, что Раскольников-теоретик живёт вне времени, а Раскольников-деятель «входит во время».

Художественные приёмы в романе

Изображение «двойников» главного героя

Достоевский изображает «двойников» Раскольникова: это Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. В общении с ними Родион осознаёт несостоятельность созданной им теории.

Символика цвета в романе

Жёлтый цвет – основной цвет романа.

Использование и значение:

— Родион Раскольников живёт в жёлтой каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями.

— Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёлтые обои.

— Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева.

— От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало жёлтым.

— Дома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет.

— У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева».

Символика цвета в романе

Жёлтый цвет – основной цвет романа.

Использование и значение:

— Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с жёлтым цветом обоев.

— Перстень с жёлтым камнем у Лужина.

— Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом встречается Раскольникову на улице.

— Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.

Символика цвета в романе

Зелёный цвет в романе

Использование и значение:

— Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня). Но этот платок – не только олицетворение страданий, которые выпали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой этих страданий. (Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Родиона).

— В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зелёный цвет страданий и надежды «превозмогает», пересиливает жёлтый цвет болезненных заблуждений Родиона Раскольникова и «больного» Петербурга.

Значение имён и фамилий

Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой.

Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и на перестаёт верить в добро и справедливость.

Значение имён и фамилий

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.

Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф.М.Достоевского.

Елизавета – «почитающая Бога».

Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтыми пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь… другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели».

Проходной угол: «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол, … на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».

Сон как художественный приём

Сон – это общение человека со своим подсознанием. Сны зависят от психического состояния человека и оказывают огромное влияние на его внутренний мир. Сон – часто продолжение событий, произошедших днём. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать и размышлять.

Введение в произведение сна – излюбленный приём многих писателей (сны Татьяны Лариной, Ильи Обломова, художника Чарткова). Приём даёт возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.

Первый сон Раскольникова

Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Сон выполняет функцию экспозиции: знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на всём протяжении романа.

Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Снится, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают маленькую лошадёнку, запряжённую в огромную телегу. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом Родион плачет, хочет кричать.

Первый сон Раскольникова

Сон несёт большую смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак – олицетворение пьянства, зла, низости, грязи его обитателей. Но любой русский начинает жизнь в церкви и заканчивает её там же. Церковь не случайно находится в 300 шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить грешить и начать новую, праведную жизнь.

Значение снов Раскольникова

Сон после убийства

Сон-крик заполнен страшными звуками: «…таких неестественных звуков, такого вопля, скрежета слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал». Настасья так охарактеризовала состояние Родиона: «Это кровь в тебе кричит». В нём кричала кровь убитых им людей. Всё существо героя воспротивилось совершённому им убийству, и лишь воспалённый мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи. В этом сне местом действия является лестница, которая символизирует борьбу добра и зла в душе Родиона.

Значение снов Раскольникова

Сон, в котором Родион повторяет убийство

Обстановка во сне напоминает царство мёртвых. Но всё мёртво только для Родиона – для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше всей толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, гений и не может стоять на одной ступени с быдлом. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попытками изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.

Значение снов Раскольникова

Родиону грезится тот идеальный мир, который будет создан им, гением, спасителем человечества. Он мечтает о создании на земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя (неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход – начало карьеры Наполеона). Описание наполнено красивыми эпитетами.

Значение снов Раскольникова

Мир-оазис из предыдущего сна осуждён в жертву какой-то страшной и неслыханной моровой язве. Родион видит плоды своей теории. Сон наполнен ужасными картинами человеческих мучений (он – полная противоположность сну про оазис). После этого сна Родион понял наконец страшную сущность своей теории и отказался от неё.

Считают себя «сильными мира сего», живут по принципу «всё позволено»

Презентации по роману преступление и наказание

20.05.2018ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. Подробнее >>

16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Это интересно:

  • Уголовно процессуальный кодекс в списке литературы Уголовно процессуальный кодекс в списке литературы Один @ втор.ru Самара 8-927-902-39-25 Дипломные, курсовые, контрольные работы на заказ в Самаре [email protected] Список литературы по уголовному праву На этой странице приведен список литературы по уголовному праву: 1. Конституция […]
  • Федеральный закон 185 фз от 23122003 Федеральный закон 185 фз от 23122003 Решение общего собрания. В соответствии со ст.30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 182-ФЗ, от 08.07.1999 N 139-ФЗ,от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ) ОАО […]
  • Можно ли материнским капиталом погасить ипотеку мужа до брака Можно ли материнским капиталом погасить часть долга по ипотеке гражданского мужа? Статья 7. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала 1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 […]
  • Правило кратности Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 25 и разрядную единицу Для упрощения деления натуральных чисел были выведены правила деления на числа первого десятка и числа 11, 25, которые объединены в раздел признаков делимости натуральных чисел. Ниже приводятся […]
  • Правила оформления инструкции по эксплуатации Шаблон инструкции по эксплуатации КТС по ГОСТ 34 Структура и содержание документа Требования к структуре инструкции по эксплуатации КТС по ГОСТ 34 устанавливаются РД 50-34.698-90. В общем случае документ должен состоять из следующих разделов: 1 Общие указания 1.1 Вид оборудования, для […]
  • Приказу минздравсоцразвития рф 831н от 28092010 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 28 сентября 2010 г. N 831н г. Москва "Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами" Комментарии Российской […]
  • ГМелеуз суд Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан Декрет ВЦИК «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 года и Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 года закрепили действие в пределах РСФСР единого Народного Суда и порядок утверждения Народными Комиссариатами Юстиции числа […]
  • Приказ минздрава руз 600 Приказ минздрава руз 600 Приказы минздрава узбекистана переливпние крови Информация о файле:Добавлен: 04.03.2015 Скачали: 215 Рейтинг: 436 из 1363 Скорость загрузки: 22 Mbit/s Файлов в категории: 330 15 янв. 2008 г. - Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 19 сентября […]

Author: admin