Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Приказ фнс при ликвидации

Содержание:

Организация 16.06.2018 собирается подать уведомление по форме Р-15001 о ликвидации предприятия. На 16.06.2018 задолженности у организации перед ИФНС по налогам нет. 25 июня 2018 года подходит срок платежа за I квартал 2018 года по НДС — 150 тыс. руб. После сдачи налоговой декларации по НДС за II квартал 2018 года сумма, подлежащая уплате в бюджет, составляет 300 тыс. руб. Оплатить налоги не представляется возможным. Когда нужно сдать налоговую и бухгалтерскую отчетности? Может ли ИФНС отказать в ликвидации предприятия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При наличии непогашенной задолженности по налогам ликвидация юридического лица не может быть завершена. Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом РФ.
Налоговые декларации (расчеты) за полные отчетные (расчетные, налоговые) периоды, в которых организация продолжает существовать, должны представляться в налоговые органы в общем порядке. То же самое касается и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Заключительная налоговая отчетность за последний налоговый период должна быть сдана в налоговый орган не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для завершения ликвидации (в частности, ликвидационного баланса).
Какие-либо сроки представления обязательного экземпляра последней бухгалтерской (финансовой) отчетности ликвидируемой организацией законодательством не установлены. Поскольку последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, полагаем, на эту же дату последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть представлена в налоговый орган и в органы госстатистики.

Обоснование вывода:

Общие условия ликвидации

Форма N Р15001 представляет собой уведомление о ликвидации юридического лица (далее — Уведомление), которое оформляется в случае принятия решения о ликвидации юридического лица его участником (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами (п. 9.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]). Прежде всего такое Уведомление представляется в регистрирующий орган в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица (в разделе 2 уведомления в таком случае отмечается пункт 2.1) в течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).
На основании указанного Уведомления регистрирующий орган вносит сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕГРЮЛ (пп. «в» п. 7, абзац второй п. 8 ст. 7.1, п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ). По результатам регистрации регистрирующий орган выдает лист записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007, утвержденной приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/[email protected] (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Далее публикуются сведения о принятии решения о ликвидации организации и последовательно осуществляются дальнейшие действия в рамках процедуры ликвидации, в том числе подача уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также подача документов для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации (п. 1 ст. 62, ст. 63 ГК РФ, ст. 20 Закона N 129-ФЗ). Подробнее смотрите материал: Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица.
Иными словами, уведомление о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (о котором, как мы понимаем, идет речь в данном случае), является ее начальным этапом. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление по форме N Р16001 (п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ).
Ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам и считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 61, п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
На основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, налоговые органы снимают с учета в налоговых органах прекратившую деятельность российскую организацию не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ, п. 3.4 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178). Датой снятия организации с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
При этом одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, является ликвидационный баланс (пп. б п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ). В свою очередь, согласно п. 6 ст. 64 ГК РФ ликвидационный баланс составляется только после завершения расчетов с кредиторами. При наличии требований кредиторов утверждение ликвидационного баланса и представление его в регистрирующий орган неправомерно (определения ВС РФ от 29.07.2015 N 306-КГ15-537, от 15.10.2015 N 305-КГ15-7112, постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.01.2013 N 11925/12, от 05.03.2013 N 14449/12, от 13.05.2014 N 127/14, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.2018 N Ф03-1395/18 по делу N А51-16441/2017, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.05.2018 N Ф02-1544/18 по делу N А58-5391/2017, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 N 15АП-21671/17 и др.)*(1).
Таким образом, при наличии непогашенной задолженности по налогам (сборам, страховым взносам) ликвидация юридического лица не может быть завершена*(2).

Налоговые обязанности организации, находящейся в процессе ликвидации

1. Исходя из пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов (сборов) только после проведения всех расчетов с бюджетом РФ. Порядок таких расчетов регламентируется ст. 49 НК РФ. Как следует из п. 1 этой статьи, обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) (далее обобщенно — налоги) в случае ликвидации исполняется ликвидационной комиссией. Для уплаты налогов используются денежные средства ликвидируемой организации, в том числе вырученные от реализации ее имущества. Если указанных средств окажется недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов, оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) общества в пределах и порядке, установленном законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ).
Стоит отметить, что требования кредиторов ликвидируемого юридического лица удовлетворяются в очередности, определенной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица) (п. 2 ст. 64 ГК РФ). Расчеты по налогам находятся в третьей очереди требований кредиторов (после требований граждан по выплате выходных пособий, оплате труда, по возмещению вреда жизни и здоровью и т.д.) (п. 3 ст. 49 НК РФ, п. 1 ст. 64 ГК РФ).
2. После подачи Уведомления и до момента внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ организация в общем порядке исполняет обязанности налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента), в частности уплачивает налоги и представляет соответствующие налоговые декларации (расчеты) (п.п. 1, 3.4 ст. 23, п. 3 ст. 24 НК РФ).
Каких-либо особенностей или исключений в части представления текущих деклараций (расчетов) организацией, находящейся в процессе ликвидации, положениями НК РФ не предусмотрено. Налоговые декларации (расчеты) за полные отчетные (расчетные, налоговые) периоды, в которых организация продолжает существовать, должны представляться в налоговые органы в общем порядке в установленные НК РФ сроки (п.п. 1, 6 ст. 80 НК РФ). То же касается и уплаты текущих налоговых платежей.
К примеру, в рассматриваемой ситуации организация, подав Уведомление 16 июня 2018 года, обязана до 25 июня 2018 года уплатить очередной платеж по НДС за 1 квартал 2018 года (150 тыс. руб.). Кроме того, не позднее 25 июля 2018 года налогоплательщиком должна быть представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 года, а НДС за этот налоговый период должен быть уплачен равными долями (по 100 тыс. руб.) не позднее 25 июля, 25 августа и 25 сентября 2018 года (с учетом п. 1 ст. 63 ГК РФ исходя из предположения, что до последней даты процедура ликвидации не будет завершена) (п.п. 1, 5 ст. 174 НК РФ)*(3).
3. Некоторые особенности необходимо учитывать лишь в отношении деклараций (расчетов), представляемых ликвидируемой организацией за последний налоговый (расчетный) период.
Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении организации путем ликвидации последним налоговым периодом для такой организации является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации. Аналогичное правило применяется и в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал (например, НДС, акцизы) (п. 3.2, п. 3.4 ст. 55 НК РФ).
Учитывая, что ликвидация организации влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, а специальные сроки представления в налоговые органы отчетности за последний налоговый период в случае ликвидации НК РФ не установлены, все обязанности налогоплательщика организация должна исполнить до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации. А значит, заключительная налоговая отчетность должна быть сдана в налоговый орган не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для завершения ликвидации (в частности, ликвидационного баланса). На эту дату также должны быть погашены все налоговые обязательства, в том числе возникшие за последний налоговый период. Отметим, что п. 1 ст. 45 НК РФ предоставляет налогоплательщику право исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Например, предположим, что процедура ликвидации завершена в сентябре 2018 г. (допустим, на 16 сентября 2018 года в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации организации). В таком случае последним налоговым периодом, в частности, по НДС, будет являться 3 квартал 2018 года (период с 1 июля по 15 сентября 2018 года включительно), в отношении налога на прибыль — период с 1 января по 15 сентября 2018 года. А значит, не позднее подачи ликвидационного баланса организации необходимо будет представить в том числе заключительную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2018 года и годовую налоговую декларацию по налогу на прибыль за последний налоговый период.
Подробнее смотрите материал: Энциклопедия решений. Отчетность ликвидируемых организаций, представляемая в налоговые органы, ФСС и ПФР.

Бухгалтерская отчетность

Обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года возложена на налогоплательщиков, обязанных вести бухгалтерский учет, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Кроме того, обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (также не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода) (ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ)).
Исходя из ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 6 Закона N 402-ФЗ ликвидируемая организация обязана вести бухгалтерский учет, включающий в себя и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, до даты прекращения деятельности в результате ликвидации. В общих случаях отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (ч. 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ). Поэтому в случае, если ликвидация, начатая в 2018 году, не будет завершена до окончания текущего года, организации надо будет представить годовую бухгалтерскую отчетность за 2018 год в налоговый орган и в органы госстатистики в общем порядке.
Особенности составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица определены ст. 17 Закона N 402-ФЗ, ч. 3 которой предусматривает составление последней бухгалтерской (финансовой) отчетности на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. При этом отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи (ч. 1 ст. 17 Закона N 402-ФЗ). Из чего можно сделать вывод, что последняя бухгалтерская отчетность при ликвидации приравнивается к годовой отчетности.
Вместе с тем какого-либо особого порядка (включая сроки) представления обязательного экземпляра последней бухгалтерской (финансовой) отчетности законодательством по бухгалтерскому учету, равно как и положениями НК РФ, не установлено. Однако и оснований для её непредставления лицами, обязанными составлять бухгалтерскую отчетность, также не предусмотрено.
Отсюда можно сделать вывод, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица должна быть представлена в налоговый орган и в органы госстатистики, причем формально — в день её составления (что не противоречит установленному сроку «не позднее трех месяцев после окончания отчетного года»). Ранее для представления последней бухотчетности нет оснований, а на следующий день (в момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица) организация утрачивает правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Стоит отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона N 402-ФЗ последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. При этом ликвидационный баланс (как и промежуточный ликвидационный баланс) не является той формой бухотчетности, которая представляется в налоговый орган в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 04.03.2015 N 03-02-07/1/11378, от 17.12.2014 N 03-02-07/1/65223). Эти документы предусмотрено представлять в регистрирующий орган в рамках процедуры ликвидации, но не в рамках исполнения обязанностей налогоплательщика.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица;
— Энциклопедия решений. Уплата налогов при ликвидации юридического лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса.
*(2) В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом). Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п.п. 3, 4 ст. 63 ГК РФ).
*(3) Как минимум, срок заявления требований кредиторами ликвидируемой организации не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Поэтому процесс ликвидации может быть завершен не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ). При этом предельный срок ликвидации законодательно не установлен.

Налоговая инспекция при ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Недействующих организаций, о которых забыли их учредители, в России достаточно много. Чаще всего к процедуре ликвидации прибегают ООО, которые имеют задолженность перед кредиторами, но нередки и случаи, когда учредители решают закрыть ООО, которое перестало приносить доход.

Регистрация и ликвидация ООО проводится налоговой инспекцией. Согласно ст. 20 ФЗ №129 от 08.08.01 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители Общества уведомляют о его ликвидации в течение 3-х рабочих с дней с момента принятия решения. Заявителем при этом служит руководитель ликвидационной комиссии. Это служит основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации.

Нужно ли уведомлять налоговую инспекцию о ликвидации?

Как уже отмечалось выше, уведомление о ликвидации общества должно быть подано в ИФНС не позднее трех рабочих дней после принятия решения. Решение о ликвидации должно быть оформлено через общее собрание участников либо решением единственного учредителя (в случае если ООО имеет только одного участника). В налоговую вместе с уведомлением о ликвидации юридического лица предоставляется протокол собрания участников.

Уведомление для налоговой инспекции оформляется по утвержденной Приказом ФНС от 25.01.12 г. форме №Р15001 и должно соответствовать следующим требованиям:

Также необходимо отметить, что при распечатке на первой странице в верхнем правом углу может отсутствовать информация об утверждении формы. Это допустимо.

Помимо ФНС о ликвидации общества с ограниченной ответственностью нужно уведомить местное отделение ПФР и ФСС, и подать объявление через «Вестник государственной регистрации» для кредиторов.

Как проходит налоговая проверка?

После получения уведомления налоговая назначает проверку ООО. При этом аудит может проводиться даже в том случае, если он уже проходил относительно недавно (п. 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Руководитель ФНС выносить решение, в котором указывает наименование Общества, предмет проверки, ее сроки и список уполномоченных для досмотра документации лиц.

Проверяемый период составляет не более 3-х предшествующих лет, а сроки проверки не превышают 2-х месяцев.

В ходе аудита ликвидируемого ООО, налоговой проверяются следующие типы документации:

  • кассовая отчетность;
  • первичные бухгалтерские документы (договоры, чеки, счета-фактуры, накладные и т.п.);
  • договоры аренды;
  • налоговые декларации и другие отчеты, которые предоставляются юридическими лицами в социальные фонды.

Проверяющие имеют право не только проверять документы, но и проводить инвентаризацию, а также осуществлять ревизию складских и подсобных помещений, что закреплено в п. 13 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

По результатам проверки уполномоченному председателю ликвидационной комиссии выдается справка установленного образца.

Налоговая проверка – это ключевой этап ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Ее последствия могут привести к незапланированным финансовым издержкам. Но есть возможность пройти этот этап с минимальными потерями.

Основной целью аудита, проводимого ФСН, является выявление нарушений российского законодательства в области налогового и бухгалтерского учета во время ведения компанией своей хозяйственной деятельности, и определение преднамеренного занижения учредителями Общества базы налогообложения.

Чтобы налоговая проверка при ликвидации ООО прошла максимально быстро и без штрафных санкций, стоит предпринять меры для выявления возможных нарушений. Это можно сделать посредством внешнего и внутреннего аудита.

Внутренний аудит можно поручить бухгалтерии предприятия. Но, как показывает практика, внутренней проверки недостаточно, так как сотрудники могут проявлять личную заинтересованность. Внешний аудит осуществляется сторонней аудиторской компании. После проверки бухгалтерской и финансовой документации независимые аудиторы составляют отчет. В нем содержатся все выявленные недочеты, допущенные бухгалтерией компании. По данным такого заключения можно самостоятельно скорректировать отчеты и осуществить доплаты в бюджет и фонды в случае выявления недоимок. Все это поможет избежать конфликтов с налоговым органом и начисления штрафов.

Документы в налоговую при ликвидации ООО

Помимо внутреннего документа (приказа, протокола, решения) о ликвидации общества с ограниченной ответственность, в ФНС необходимо предъявить следующий перечень документации:

  • заверенное нотариусом уведомление формы №Р15001 (первый раз оно подается не позднее 3-х дней с момента принятия решения о ликвидации, второй раз – при сдаче промежуточного ликвидационного баланса);
  • нотариально заверенное уведомление формы №Р16001 (подается после расчетов со всеми кредиторами Общества);
  • окончательный ликвидационный баланс (утверждается учредителями Общества и предоставляется в ФНС вместе с заявление на регистрации ликвидации предприятия);
  • справка из ПФР, подтверждающая факт передачи данных об уволенных сотрудниках (данные сведения подают в течение 30 календарных дней с даты сдачи промежуточного ликвидационного баланса);
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.

Все вышеперечисленные документы указаны в том порядке, в котором их необходимо предоставлять в налоговую инспекцию.

Всего в ФНС при ликвидации ООО обращаться потребуется 3 раза (при отсутствии ошибок в оформлении документов). Каждое обращение будет сопровождаться расписками и выдачей листов записей с изменениями в ЕГРЮЛ.

Так как подача заявлений по формам №№Р15001, Р16001 согласно законодательству требует нотариального заверения, необходимо подготовить документы заблаговременно. Нотариус для заверения подписи потребует следующие документы:

  • ОГРН, ИНН;
  • решение о создании ООО;
  • устав Общества и протокол с последней утвержденной редакцией;
  • протокол о ликвидации предприятия и данных о членах ликвидационной комиссии;
  • паспорта членов ликвидационной комиссии;
  • свежая выписка из ЕРГЮЛ.

При подготовке документов необходимо проявить внимательность. Они должны соответствовать всем требованиям законодательства и содержать достоверные данные. Одной из основных причин затягивания процедуры ликвидации ООО являются ошибки в документах, что приводит к многократному обращению в налоговую инспекцию.

Как происходит ликвидация ООО с долгами перед налоговой?

На данный момент есть несколько законных методов ликвидации ООО с задолженностями:

  • Банкротство. Этот способ подойдет, если юридическое лицо имеет задолженность более 3 миллионов рублей. Есть полная и упрощенная процедуры банкротства. Для ликвидации ООО этим способом необходимо подать иск в Арбитражный суд, который назначит арбитражного управляющего. Суд назначает процедуру наблюдения на срок до 7 месяцев с целью анализа экономической деятельности компании. После этого суд может либо восстановить статус платежеспособного предприятия, либо принять решение о его закрытии.
  • Продажа ООО. Ликвидация юридического лица через смену руководства компании. Для этого подписывается нотариальный договор купли-продажи. При этом предприятие остается в базе ЕГРЮЛ, но ее права и обязанности переходят новому владельцу (за исключением прав, которые связаны с личностью продавца). Выбирая этот способ, нужно помнить, что если ФНС выявит подлог, то она обяжет полностью ликвидировать фирму и выплатить задолженность кредиторам.
  • Реорганизация. Это слияние двух компаний. При таком способе ликвидируемое ООО становится частью другого юридического лица и прекращает свою деятельность полностью. При реорганизации обязательно отправляются уведомления кредиторам, в противном случае сделка может быть признана недействительной.

Помните, что ликвидация компании с долгами, не является способом уйти от ответственности. Поэтому оптимальным вариантом в таком случае является банкротство через суд.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью без налоговой проверки

В некоторых случаях налоговая инспекция не проводит аудита ликвидируемого ООО. Это происходит в следующих случаях:

  • отсутствие хозяйственной деятельности, на что указывает нулевой баланс на протяжении 3-х лет;
  • в течение 3-х лет в организации отсутствуют наемные работники, не начислялась заработная плата, не проводились банковские операции, что также указывает на отсутствие хозяйственной деятельности ООО;
  • юридическое лицо в полном объеме и своевременно на протяжении всего периода существования сдавало налоговую отчетность;
  • положительные результаты камеральных проверок;
  • отсутствие задолженности перед кредиторами, целевыми фондами и бюджетом;
  • единственный учредитель, что исключает распределение материальных активов компании и распределение долей в уставном капитале.

Если налоговая инспекция после уведомления о ликвидации общества не воспользовалась своим правом на осуществление налогового контроля в течение 2-х месяцев, то она не может в дальнейшем заявлять в части задолженности по налогам и сборам никаких требований в качестве кредитора.

Это же самое касается и других кредиторов предприятия. Если в течение 2-х месяцев после публикации о ликвидации ООО в Вестнике государственной регистрации они не заявили о своих требованиях, то ликвидационная комиссия может завершить процедуру ликвидации самостоятельно.

Процедура ликвидация считается оконченной после того, как в ЕГРЮЛ вносится запись соответствующего характера. С этого момента компания считается прекратившей свою деятельность. Свидетельство о ликвидации выдается в течение 5 рабочих дней после подачи заключительного пакета документов.

Налоговая проверка после ликвидации ООО

Обновление: 9 августа 2017 г.

Налоговое законодательство предусматривает проведение налоговой проверки при ликвидации организации, включая ООО. Рассмотрим сроки, порядок и особенности ее проведения на примере добровольной ликвидации этого юридического лица, когда такая проверка наиболее вероятна.

Добровольная ликвидация ООО и уведомление инспекции ФНС

П. 1 ст. 62 ГК РФ обязывает участников ООО, решивших его ликвидировать, незамедлительно в письменной форме известить об этом регистрирующий орган (соответствующую инспекцию ФНС) для внесения в ЕГРЮЛ (Единый госреестр юрлиц) сведений о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» конкретизирует, что письменное уведомление о ликвидации направляется в регистрирующий орган в срок три рабочих дня с даты принятия решения о ликвидации юрлица (п. 1 ст. 20).

Формы уведомления и заявления вместе с порядком их заполнения утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] Уведомление о ликвидации подается по форме № Р15001.

Получив от ООО уведомление с приложением решения (протокола), ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Этот факт может стать основанием для назначения в отношении ООО выездной налоговой проверки при ликвидации.

Проведение её регулируется нормами ч. 1 НК РФ, а также многочисленными ведомственными актами ФНС, в частности утвержденными Приказом ФНС РФ от 25.04.2006 N САЭ-3-09/[email protected] Методическими указаниями для налоговых органов, Письмом ФНС РФ от 21.12.2007 N ШС-6-02/[email protected] и др.

Налоговая проверка после ликвидации ООО

Формулировка п. 11 ст. 89 НК РФ о проведении налоговой проверки при ликвидации юрлица такова, что обязанность ИФНС проводить ее не установлена. Там говорится лишь об этой возможности.

То есть ИФНС не обязана назначать налоговую проверку после получения уведомления формы Р15001 от ООО.

На практике налоговики эту возможность используют практически всегда, особенно если ликвидируемое ООО имеет большие финансовые обороты или за ним числится задолженность по налогам.

У заинтересованных лиц нередко возникает вопрос: «Как закрыть ООО без налоговой проверки?»

В законодательстве ответа на него нет. Решение вопроса о необходимости проверки отдано на усмотрение органа ФНС, и тут могут присутствовать субъективные моменты.

Такая проверка нужна для того, чтобы убедиться, что у ликвидируемого ООО отсутствуют долги перед кредиторами и государством. Поэтому вероятность проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица, которое было законопослушным налогоплательщиком и своевременно подавало необходимую отчетность, меньше, чем у тех организаций, которые были не слишком дисциплинированны в этом отношении.

Аналогично и с кредиторами, сведения о задолженности перед которыми налоговики могут почерпнуть из ликвидационного баланса, представляемого в ИФНС: их интересы налоговики тоже в некоторой степени защищают, проводя проверку.

Сроки выездной налоговой проверки при ликвидации ООО

П. 11 ст. 89 НК РФ говорит о сроках такой проверки следующее:

  • она осуществляется независимо от того, когда и по какому поводу была проведена предыдущая;
  • проверяемый период не может быть более трех предшествующих календарных лет.

Следовательно, тут не применяется правило о запрете осуществления двух и более выездных проверок в календарном году, установленное в абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ. И она возможна вне зависимости от числа проверок этого налогоплательщика на протяжении текущего календарного года.

Обычно в рамках налоговой проверки при закрытии ООО устанавливаются правильность и своевременность исчисления и уплаты всех налогов за три предшествующих ликвидации календарных года.

Образец приказа о ликвидации ООО

Обновление: 9 августа 2017 г.

Образец приказа о ликвидации организации

Участники общества вправе в любое время принять решение о ликвидации организации, в результате которой она прекращает деятельность без правопреемства (ст. 61 ГК РФ). Причем оформляется это решение не приказом о ликвидации ООО, образца которого не существует, а протоколом общего собрания участников, которое составляется в свободной форме, но должно содержать основные этапы процедуры ликвидации.

Принятие решения о ликвидации

Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников, как правило внеочередном. Собрание должно быть проведено с соблюдением требований ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО). Если присутствовали все участники, то даже при нарушении процедуры собрание участников, на котором будет принят приказ о ликвидации предприятия, будет правомочным (п. 5 ст. 36 Закона об ООО).

Надо отметить, что решение о ликвидации принимается только единогласно (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Если кто-то из участников не согласен, то в добровольном порядке общество уже не получится ликвидировать. В этом случае участнику – инициатору ликвидации необходимо подать в суд иск о ликвидации, но при этом он должен будет доказать, что организация не может работать или дальнейшую деятельность сложно осуществлять (подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Что именно должны обсуждать участники на собрании? Законодательно это не определено, может быть обсуждена полностью процедура ликвидации, могут быть только согласовано всеми участниками решение о ликвидации и назначена ликвидационная комиссия. А затем уже выбранная ликвидационная комиссия будет решать, как организовать оптимально процедуру. При этом никаких требований по составу комиссии и должностям нет. Участники могут назначить работников общества, могут сами заниматься ликвидацией, могут привлечь постороннее лицо.

Но после того, как принято решение и назначена ликвидационная комиссия, полномочия по руководству обществом переходят к ней (п. 3 ст. 62 ГК РФ). В обязанности комиссии будут входить розыск и уведомление кредиторов, получение дебиторской задолженности и увольнение работников в связи с ликвидацией и другие обязанности, при этом необходимо соблюдать установленные сроки. Все расчеты проводить будет также ликвидационная комиссия, в том числе распределять имущество между участниками.

В связи с такими широкими полномочиями законодательством регламентирована ответственность комиссии за убытки, которые та должна будет возместить участникам или кредиторам (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

С 1 сентября 2017 года вступает в силу п. 6 ст. 57 Закона об ООО, согласно которому устанавливается предельный срок ликвидации общества – один год, продлить срок можно только в судебном порядке и не более чем на шесть месяцев.

Поэтому после вступления в силу ограничения срока процедуры по ликвидации ООО, видимо, будет необходимостью предварительная подготовка к ликвидации, как минимум инвентаризация и сверка с контрагентами.

Если в обществе один участник, то он принимает решение. Иногда это называют приказом о ликвидации организации, образец такого решения приложен к статье.

Скачать образец приказа о ликвидации организации

Уведомление о ликвидации ООО

Если принято решение о ликвидации, то об этом необходимо сообщить в налоговый орган. Срок уведомления – 3 рабочих дня (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Также необходимо опубликовать информацию о ликвидации в СМИ и уведомить кредиторов, и эта обязанность также возлагается на ликвидационную комиссию. Это может быть указано в приказе о ликвидации предприятия, образец уведомления кредиторов может быть приложен.

Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» также содержит определённые требования – кредиторам должно быть предоставлено не менее двух месяцев для предъявления претензий. Кроме того, выявленных кредиторов необходимо уведомить персонально. Впоследствии кредиторы, которые не получили информации о ликвидации, могут оспаривать ликвидацию на том основании, что ликвидационный баланс содержал недостоверную информацию, при наличии задолженности она была не отражена.

В налоговый орган на первом этапе необходимо представить:

  1. Уведомление по форме N Р15001 (утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]).
  2. Решение единственного участника или Протокол общего собрания участников, на котором принято решение о ликвидации общества.

Заполнить уведомление по форме Р15001 необходимо в полном соответствии с установленными требованиями, отсутствие данных может повлечь отказ в регистрации. Например, неуказание адреса электронной почты при подаче уведомления в электронном виде стало основанием для отказа. И суд поддержал правильность позиции налогового органа, указав, что это один из обязательных реквизитов заявителя при направлении через электронные каналы связи, и его отсутствие является нарушением порядка регистрации (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.02.2017 N Ф03-6510/2016 по делу N А73-9918/2016 ).

Несвоевременное уведомление налогового органа может повлечь штраф (ч. 3 ст. 14.25 КоАП ).

Это интересно:

  • Транспортный налог 175 лС Транспортный налог на легковые автомобили Предлагаю сегодня поговорить о транспортном налоге на легковые автомобили. Сколько вы будете платить за своего железного коня, в зависимости от лошадиных сил? И какой самый выгодный автомобиль в России? Транспортный налог на легковые […]
  • Примеры специальных субъектов преступления Специальный субъект преступления Специальный субъект преступления – это субъект преступления, который помимо физической природы, необходимого возраста характеризуется какими-либо дополнительными признаками. Выделяют три группы указанных субъектов. Первая (наиболее многочисленная) […]
  • Самое хорошее разрешение фотографий Познакомимся с некоторыми терминами, которые используются в мире цифровой фотографии. Линейный размер фотографии – это ширина и высота напечатанной фотографии в миллиметрах. Линейный размер фотографии можно получить, измерив ее обычной линейкой. Например, линейный размер фотографии […]
  • Транспортный налог ставка 2010 Транспортный налог 2010. Ставки. Краснодарский Край Льготы по уплате транспортного налога 1. От уплаты транспортного налога освобождаются: 1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Герои труда […]
  • Черник дГ Налоги и налогообложение 2010 Налоги и налогообложение. Под ред. Черника Д.Г. Особенностью данного учебного пособия является комплексный подход к рассмотрению налогов России. Представлены ретроспектива эволюции налогов, развитие Налогового кодекса РФ, а также современная налоговая система РФ по состоянию на […]
  • Адвокат пуляев ПуляевАнтон Васильевич - заместитель председателя коллегии Награжден Федеральной палатой адвокатов РФ медалью II степени "За заслуги в защите прав и свобод граждан" Выпускник экономического факультета Кубанского Государственного университета и юридического факультета Краснодарского […]
  • Льготы транспортного налога в москве на 2014 год Транспортный налог в 2018 году в Москве: изменения Мы уже писали об изменении транспортного налога в 2017 году в целом по России. А как обстоят дела в столице? Ведь Москва всегда имела особенный статус, и налогообложение здесь не является исключением. О том, как изменится налог на […]
  • Выплата матерям одиночкам в 2018 в россии Пособия и выплаты матерям-одиночкам в 2018 году Женщина, которая в силу обстоятельств или по собственному желанию решила воспитывать ребенка в одиночестве, вправе рассчитывать на дополнительную социальную и финансовую поддержку от государства. Какие доступны пособия матери-одиночке в […]
Все права защищены. 2018