Приказ мвд 660 2013 года

Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. N 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»

Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. N 660
«Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»

В целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности и совершенствования организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации — приказываю:

1. Утвердить положение об основах организации психологической работы в органах внутренних дел российской федерации (приложение N 1).

2. Установить, что организационно-методическое руководство психологической работой в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляет Департамент государственной службы и кадров МВД России.

3. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России*, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации**:

3.1. Привести до 1 декабря 2013 года правовые акты, регламентирующие психологическую работу в подчиненных органах, организациях, подразделениях МВД России, в соответствие с настоящим приказом.

3.2. Организовать во втором полугодии 2013 года изучение руководящим составом органов, организаций, подразделений МВД России, сотрудниками подразделений по работе с личным составом требований Положения, утвержденного настоящим приказом.

3.3. Осуществлять анализ состояния психологической работы в подчиненных органах, организациях, подразделениях МВД России при подведении итогов оперативно-служебной деятельности за год для выработки решений по совершенствованию данного вида морально-психологического обеспечения.

4. Признать утратившими силу нормативно правовые акты МВД России и отдельные предписания нормативных правовых актов МВД России согласно Перечню (приложение N 2).

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.

Приказ мвд 660 2013 года

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 сентября 2013 года N 660

Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации

В целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности и совершенствования организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации —

1. Утвердить Положение об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1).

2. Установить, что организационно-методическое руководство психологической работой в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляет Департамент государственной службы и кадров МВД России.

3. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России , территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации :
________________
За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.

Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».

3.1. Привести до 1 декабря 2013 года правовые акты, регламентирующие психологическую работу в подчиненных органах, организациях, подразделениях МВД России, в соответствие с настоящим приказом.

3.2. Организовать во втором полугодии 2013 года изучение руководящим составом органов, организаций, подразделений МВД России, сотрудниками подразделений по работе с личным составом требований Положения, утвержденного настоящим приказом.

3.3. Осуществлять анализ состояния психологической работы в подчиненных органах, организациях, подразделениях МВД России при подведении итогов оперативно-служебной деятельности за год для выработки решений по совершенствованию данного вида морально-психологического обеспечения.

4. Признать утратившими силу нормативно правовые акты МВД России и отдельные предписания нормативных правовых актов МВД России согласно Перечню (приложение N 2).

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А.Герасимова.

Приложение N 1. Положение об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 2 сентября 2013 года N 660

I. Общие положения

1. Настоящим Положением определяются принципы осуществления психологической работы с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации подразделений центрального аппарата МВД России , территориальных органов МВД России, образовательных, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации , функции и полномочия психологов, порядок оформления, использования и хранения информации, полученной в результате проведения мероприятий психологической работы.
________________
Далее — «сотрудники».

Под подразделениями центрального аппарата МВД России в настоящем Положении понимаются подразделения центрального аппарата МВД России, за исключением Главного командования внутренних войск МВД России.

Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».

2.1. В подразделениях центрального аппарата МВД России, оперативных бюро МВД России, центрах специального назначения МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации , дислоцированных в г.Москве (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), — психологами подразделений по работе с личным составом, должностными лицами, имеющими высшее (послевузовское) психологическое (по специальностям «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология») или медицинское (по специальности «Психиатрия») образование, на которых в установленном порядке возложены обязанности проведения психологической работы , а в случае их отсутствия — психологами, определенными Департаментом государственной службы и кадров МВД России .
________________
Далее — «органы внутренних дел».

Далее — «психологи», если не оговорено иное.

Далее — «ДГСК МВД России».

2.2. В территориальных органах МВД России на окружном, региональном (включая подчиненные организации) и районном уровнях, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, образовательных, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, которые созданы для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (за исключением дислоцированных в г.Москве), — психологами названных подразделений, а в случае их отсутствия — определенными ДГСК МВД России психологами территориальных органов МВД России на региональном уровне, образовательных организаций МВД России по месту их дислокации.

2.3. В подразделениях, указанных в подпунктах 2.1 и 2.2 настоящего Положения, с сотрудниками, назначаемыми на должности Президентом Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, — психологами, определенными ДГСК МВД России.

3. Для осуществления профессиональной деятельности психологам выделяются служебные помещения, оснащенные необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, кабинеты психологической регуляции, а также учебно-методические пособия, психологические тесты и методики, психодиагностические и психокоррекционные приборы.

4. Ответственность за организацию психологической работы несут руководители (начальники), заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.

II. Функции психолога

5.1. Проводит в установленном порядке психологические обследования, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, направленные на изучение, анализ и оценку индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на службу в органы внутренних дел, стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России.

5.2. Осуществляет изучение, анализ и оценку социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава, проводит по мере необходимости (но не реже одного раза в год) социально-психологические исследования и индивидуальные психологические обследования.

5.3. Оказывает психологическую помощь сотрудникам, впервые принятым на службу в органы внутренних дел, а также окончившим образовательные организации высшего образования МВД России по очной форме обучения, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.

5.4. Разрабатывает предложения (рекомендации) для руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России по:

5.4.1. Отбору и назначению на должности сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей личности и групповой совместимости.

5.4.2. Психологическим аспектам организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения.

5.4.3. Формированию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, совершенствованию стиля и методов управления сотрудниками.

5.4.4. Минимизации последствий чрезвычайных происшествий и их профилактике.

5.4.5. Оптимизации оперативно-служебной деятельности сотрудников.

5.5. Проводит занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава, в том числе по повышению психолого-педагогической компетентности руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России, развитию коммуникативной компетентности сотрудников и владению приемами само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния.

5.6. Участвует в работе по организации морально-психологического обеспечения личного состава, командируемого в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, оказывает психологическую помощь сотрудникам после выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, а также в случаях, связанных с гибелью личного состава, применением оружия.

5.7. Осуществляет мероприятия психологической работы, направленные на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, профилактику суицидальных происшествий и предупреждение профессиональной деформации личности, принимает участие в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения со всеми категориями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (приложение N 1).

5.8. Проводит мероприятия психологической коррекции с сотрудниками, имеющими признаки нарушений психической адаптации или переутомления, психологическую реабилитацию указанных сотрудников, консультирует их по вопросам учета психологических аспектов при регулировании семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов.

5.9. Консультирует сотрудников по вопросам:

5.9.1. Учета психологических аспектов, возникающих при выполнении оперативно-служебных задач, составления психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

5.9.2. Изучения (прогнозирования) социально-психологических процессов при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий, определения по внешним признакам граждан, имеющих противоправные намерения.

5.9.3. Выработки стратегии и тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников.

5.10. Обеспечивает функционирование кабинета психологической регуляции в соответствующем органе, организации, подразделении МВД России.

III. Организация психологической работы

6. Основными организационными принципами психологической работы являются: целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность, соблюдение норм профессиональной этики.

8. В первоочередном порядке психологическая работа проводится с:

8.1. Кандидатами на службу в органы внутренних дел.

8.2. Сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы.

8.3. Сотрудниками, командируемыми в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.

8.4. Сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, при организации индивидуальной воспитательной работы.

10. Психологи подразделений по работе с личным составом в установленном порядке включаются в состав:

10.1. Комиссий, формируемых для проведения проверок по фактам гибели сотрудников, в том числе при суицидальных происшествиях.

10.2. Комиссий, формируемых для решения вопросов о выдаче оружия сотрудникам на постоянное хранение и ношение.

10.3. Врачебных комиссий медицинских организаций.

10.4. Иных комиссий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

IV. Полномочия психолога

11. Психологу в целях осуществления возложенных на него функций предоставлены следующие полномочия:

11.1. В установленном порядке знакомиться с личными делами сотрудников, ходатайствовать перед руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России о представлении документов, справочных и других материалов, необходимых для проведения мероприятий психологической работы, использовать имеющиеся базы данных.

11.2. Представлять предложения по совершенствованию организации психологической работы с сотрудниками органов, организаций, подразделений МВД России, в том числе материально-технического и научно-методического обеспечения данной сферы деятельности, а также иные предложения (рекомендации), указанные в подпункте 5.4 настоящего Положения.

11.3. Осуществлять взаимодействие с психологами других органов, организаций, подразделений МВД России, представителями подразделений психологической работы органов государственной власти и общественных объединений по вопросам профессиональной деятельности.

11.4. Принимать в установленном порядке участие в проведении проверок организации морально-психологического обеспечения в органах, организациях, подразделениях МВД России при инспектировании, контрольных и целевых проверках.

11.5. Принимать участие в работе научно-практических конференций и семинаров, тематика которых связана с совершенствованием психологической работы.

11.6. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

V. Оформление, использование и хранение информации, полученной в результате проведения мероприятий психологической работы

12. Психолог документирует результаты профессиональной деятельности в соответствии с Порядком ведения служебной документации (приложение N 2).

13. Результаты проведенного психологического обследования оформляются психологом в виде письменного заключения. В заключении указываются: дата, время и место проведения обследования; фамилия, имя, отчество психолога, замещаемая должность; сведения об обследуемом лице (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценка полученных результатов, факторы риска девиантного (общественно опасного) поведения (в случае их выявления), дата составления заключения, его номер, выводы.

14. При наличии в заключении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, или служебной информации ограниченного распространения оно должно иметь соответствующий гриф секретности или пометку «Для служебного пользования».

16. Доступ к психологической информации имеют:

16.1. Руководители (начальники) органов, организаций, подразделений МВД России.

16.2. Заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.

16.3. Руководители подразделений психологической работы.

17. В случае обращения лиц, указанных в пункте 16 настоящего Положения, психологическая информация направляется им в течение 10 суток со дня обращения.

18. Сотрудники, с которыми осуществлялись мероприятия психологической работы, могут получить психологическую информацию только в части, их касающейся.

19. Доступ иных должностных лиц к психологической информации может быть осуществлен только в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

20. Получение, хранение, передача и любое другое использование психологической информации, содержащей персональные данные обследованного лица, осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

21. Полученные в результате проведения мероприятий психологической работы документальные материалы хранятся в органе, организации, подразделении МВД России, в котором проходит службу (работает) психолог.

23. При проведении психологической работы не допускается:

23.1. Основываться на психологической информации, полученной исключительно в результате ее автоматизированной обработки.

23.2. Распространять персональные данные обследованного лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Приложение N 1. Категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании

Приложение N 1
к Положению об основах организации
психологической работы в органах
внутренних дел Российской Федерации

Воспитательная работа с личным составом в рамках управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел

Успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического состояния, дисциплины и законности в служебных коллективах.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, уставов, приказов, директив и других нормативных правовых актов МВД России.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими воспитательную работу в органах внутренних дел, являются:

Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»;

Директива МВД России от 27.02.2015 года № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации».

Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации устанавливает, что воспитательная работа – основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности[1].(п.46 Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80)

Цели, задачи и содержание воспитательной работы с кадрами органов внутренних дел обусловлены конкретно-исторической обстановкой, политикой государства, реальными событиями, интересами и потребностями общества, а также содержащими основные требования к кадрам нормативно-правовыми актами.

Цель воспитательной работы достигается и реализуется посредством ре­шения следующих задач:

— формирование государственно-правово­го мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государ­ственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

— мобилизация личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины;

— обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями личного состава, в первую очередь, профессионального становления и формирования личности сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел;

— воспитание уважения к истории, культуре, языку, традициям народов Российской Федерации;

— формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;

— воспитание у сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;

— использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;

— психологическое обеспечение работы с кадрами, повышение психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;

— формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение авторитета и престиж­ности профессии стража правопорядка.

Задачи и содержание воспитательной работы в каждом конкретном подразделении, органе определяются, конкретизируются руководителями, кадровыми и воспитательными аппаратами в зависимости от конкретной обстановки.

Объектами воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

Воспитательная работа в органах внутренних дел является составной частью повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, посредством которой оказывается позитивное воздействие на результативность решений оперативно-служебных и боевых задач, укрепление законности и служебной дисциплины, морально- психологического состояния личного состава.

Руководители подразделений органов внутренних дел несут персональную ответственность как за результаты оперативно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за состояние, конкретность и действенность воспитательной работы с личным составом.

Воспитательной работе присущи закономерности:

— соответствие целей и задач, содержания и методики воспитания характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества;

— выбор средств, форм и методов воспитания, адекватных целям и зада­чам воспитательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.

Воспитательная работа в органах внутренних дел проводится по многим направлениям, но наиболее значимыми являются: формирование государственно-правового мировоззрения; правовое воспитание; профессионально- нравственное воспитание; патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональ­ных отношений; эстетическое воспитание.

Основными средствами реализации задач воспитания являются индивидуальная воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; работа актива служебных коллективов.

Индивидуальная воспитательная работа (ИВР) является важнейшей со­ставной частью многогранного процесса воспитания. Одним из основных средств реализации задач воспитания, в соответствии с Приказом МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», является именно индивидуальная воспитательная работа.

Индивидуальную воспитательную работу с личным составом должны проводить руководители всех уровней, их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.

При проведении индивидуальной воспитательной работы решаются следующие задачи:

всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента;

обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности;

оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях;

подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста;

оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Понятие «формирование личности» фиксирует образование, преобразование, изменение отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир. Таким образом, формирование личности — это процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и изменение в связи с этим внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей.

В повседневной деятельности нет таких вопросов, где бы не было места индивидуальной воспитательной работе. Она может найти свое применение и на службе и в быту.

Сущность индивидуальной воспитательной работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.

В отличие от коллективных форм воспитательного воздействия ИBP имеет свои особенности, которые дают ей определенные преимущества, при этом она обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, так как проводится всегда с конкретным сотрудником и преследует актуальные для каждого конкретного момента цели; характеризуется оперативностью, так как может проводиться в любое время и в любой обстановке; обладает наиболее высокой действенностью в силу ее избирательности и конкретности, так как обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей.

Сущность ИВР, ее особенности обусловливают ее место и значение во всей системе воспитательной работы, во-первых, такая работа позволяет лучше изучить человека, увидеть и понять его сильные и слабые стороны и с учетом этих данных определить конкретные меры для дальнейшего воздействия на личность. Во-вторых, ИВР является наиболее действенным средством формирования внутренней убежденности сотрудника. Она позволяет с наибольшей полнотой судить об эффективности превращения передаваемых знаний, рекомендаций в личные убеждения, которые каждый сотрудник реализует в ходе своей практической деятельности. В-третьих, ИВР способствует повышению взаимоответственности руководителя и сотрудника друг перед другом.

Значение ИВР в значительной мере повышается еще и в связи с тем, что в ней заложены наиболее широкие возможности для проведения повседневной работы по формированию у каждого сотрудника высоких нравственных качеств, способствующих совершенствованию служебного мастерства. Коллектив органов внутренних дел представляет собой сложную социальную общность, состоящую из неповторимых индивидуальностей. Предпосылки индивидуального подхода обусловлены именно этим объективно существующим разнообразием индивидуальностей, а также социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями сотрудников, неодинаковостью жизненного опыта и интересов.

Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами (блоками).

Блок 1 – это требования к личности сотрудника органов внутренних дел – это требования системы МВД России, подразделения (службы), должности к деловым, нравственным качествам сотрудника, уровню образования, физического развития, возрасту, гражданству и т.д.

Блок 2 – это изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться руководителю, уровня развития качеств, необходимых на службе, но развитых недостаточно, наличия отрицательных качеств, затрудняющих осуществление конкретной оперативно-служебной деятельности, соблюдение требований профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Блок 3 – это анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям должен учитывать, что будущие сотрудники испытывают значительные затруднения при попытке анализа своей пригодности к той или иной должности, обусловленные неадекватностью оценки не только своих качеств, но и требований профессии. Даже у более опытных сотрудников нередко бывают слишком ограниченные представления о своих обязанностях, ошибочное представление о предъявляемых к ним профессиональных требованиях.

Блок 4 – составление Программы ИВР, которая включает в себя определение педагогических целей воспитания, мер моральной мобилизации личности, путей перевоспитания сотрудника, устранение у него отдельных отрицательных качеств. В основе программы лежит знание личностных особенностей сотрудника, его сильных и слабых сторон.

Блок 5 – это подбор и использование средств и методов индивидуального воспитательного воздействия, что предполагает речевое воздействие (разъяснение, логика доказательств, сравнение и т.д.), неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и служба), методы (убеждение, поощрение, пример, упражнение, принуждение), формы (беседа, поручение, побуждение к принятию и выполнению обязательств, индивидуальная беседа и др.). В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, эмоционального настроя, реализации деятельного проявления лучших намерений и замыслов.

Блок 6 – это направление усилий руководителей на личность, что предусматривает учет уровня подготовленности и профессионализма каждого сотрудника, установление социально-психологических черт сотрудника, совместное формирование должной ориентации личности в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы сотрудника в самовоспитании. К другим институтам воспитательного воздействия следует отнести институт наставничества, совет ветеранов, иные общественные формирования.

Блок 7 – это контроль индивидуальной воспитательной работы, что выражается в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах (карточка, дневник и т.п.), в составлении карт сотрудников с оценкой уровня развития их личностных и служебно-профессиональных качеств.

Основными требованиями к индивидуальной воспитательной работе выступают:

— ИВР должна осуществляться в тесной связи с конкретно решаемыми органом (подразделением) внутренних дел задачами.

— ИВР должна охватывать всех сотрудников.

— При проведении индивидуальной воспитательной работы необхо­димо учитывать динамичность развития личности сотрудника, так как с течением времени человек развивается, приобретает жизненный опыт и знания, меняется в нравственном и физическом отношении и т.д. Эти изменения порой могут носить очень интенсивный характер, и поэтому данные о сотруднике годичной давности зачастую уже не отражают свойств его личности в текущий момент.

Развитие личности особенно интенсивно у молодых сотрудников. В этой связи повышенного внимания требуют лица, проходящие стажиров­ку перед их поступлением на службу.

— Индивидуальное воспитание необходимо вести целенаправленно. Это означает, что, прежде всего, выясняются главные, определяющие особенности личности сотрудника, которые непосредственно влияют на его гармоничное развитие. С учетом этих особенностей избираются формы и методы воспитания, строится вся индивидуальная работа.

— Индивидуальная работа с сотрудником должна проводиться комплексно, что означает применение всех методов изучения личности и различных форм воспитательного воздействия в совокупности. Эта работа предполагает получение сведений о сотруднике и оказание на него воспитательного воздействия в различных сферах его деятельности: при выполнении оперативно-служебных задач, в общественной жизни коллектива, в быту и т.д. Кроме того, комплексность означает также изучение и воспитание сотрудника посредством индивидуальных и групповых методов, что позволяет придать всей деятельности всесторонний и объективный характер, исключить ошибки, предвзятый подход.

— Индивидуальная воспитательная работа требует систематичности.

Систематичность может быть обеспечена только плановостью в работе, регулярностью проведения воспитательных мер, последовательностью в использовании средств и методов воспитания, повторяемостью педагогических усилий.

— Воспитание каждого сотрудника строится не изолированно, а в коллективе и через коллектив. Он изучается как член коллектива во всех многообразных отношениях, определяющих его служебный и личный статус, авторитет, положение в микроколлективе и т.д. Поэтому и воспитательное воздействие на него оказывается как на члена коллектива.

— Базироваться на рекомендациях психологии и педагогики.

Значительную помощь в индивидуальном воспитании сотрудников оказывают такие общественные формирования органов и подразделений внутренних дел, как собрания личного состава (общие и по категориям сотрудников), советы ветеранов, наставников и др.

В соответствии с п.44приказа МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» документирование индивидуальной воспитательной работы осуществляется, как правило, непосредственными руководителями в отношении сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» определены категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании:

— сотрудники, в том числе курсанты (слушатели) образовательных организаций МВД России, имеющие по результатам профессионального психологического отбора третью категорию профессиональной психологической пригодности (не менее 6 мес.);

— сотрудники с низкими адаптационными способностями к условиям оперативно — служебной (учебной) деятельности, признаками нервно-психической неустойчивости (не менее 3 мес.);

— сотрудники, имеющие низкий социометрический статус, находящиеся в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, в том числе обусловленном применением оружия, получением ранения, травмы, увечья, острой конфликтной ситуацией, гибелью родственников или близких лиц (не менее 3 мес.);

— сотрудники, склонные к аддиктивному поведению (не менее 3 мес.);

— сотрудники, допустившие грубые нарушения служебной дисциплины или неоднократные нарушения служебной дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме (не менее 1мес.).

В соответствии с приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» в обязательном порядке ИВР организуется с сотрудниками: впервые принятыми на службу в органы внутренних дел; окончившими образовательные учреждения МВД России; вновь назначенными на вышестоящие должности; переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений); многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей; пережившими сложные жизненные ситуации.

Индивидуальные формы воспитательной работы с личным составом, сроки проведения и их периодичность определяются руководителем (заместителем) подразделения по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

Индивидуальная воспитательная работа проводится в форме индивидуальных бесед (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие; индивидуальной помощи; индивидуальных заданий и поручений; систематического индивидуального контроля за деятельностью сотрудника; заслушивания сотрудников по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год; посещения сотрудника по месту жительства.

Групповые формы воспитательной работы предполагают государственно-правовое информирование; групповые беседы; доклады; устные журналы.

Коллективные формы воспитательной работы проводятся в форме общих собраний; торжественных ритуалов (вручения Знамени, возложение венков к памятникам боевой славы, торжественного принятия Присяги, вручения удостоверений, погон, государственных наград, наградных знаков, объявление поощрений); празднований, посвященных датам и событиям общенародного, профессионального характера; наглядной агитации.

Таким образом, можно отметить, что сущность воспитания сотрудника органов внутренних дел проявляется как процесс целенаправленного взаимодействия всех субъектов служебной деятельности, которое обеспечивает эффективное решение оперативно-служебных задач и формирования сотрудников как гармонично развитых личностей, как профессионалов.

Эффективность применения различных методов и форм воспитательного воздействия во многом зависит от руководителя, а также от наличия или отсутствия у сотрудника соответствующей потребности на приобретение необходимых профессиональных знаний, навыков и умений, на самостоятельную работу по формированию и развитию необходимых профессионально важных качеств, на способность самосовершенствования и самовоспитания.

Стиль руководства опирающийся на командно-административные методы работы с людьми остался в прошлом и на сегодняшний день руководитель в рамках управленческой деятельности должен владеть различными формами воспитательной работы, наиболее эффективными на современном этапе методами воздействия на личность сотрудника органов внутренних дел.

Это интересно:

  • Федерального закона от 2 июля 2013 г n 185-фз Федерального закона от 2 июля 2013 г n 185-фз О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) (статьи 1 - 4) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в […]
  • Приложение к приказу перечень работников Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513"Об […]
  • 148 федеральный закон Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ"Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в […]
  • Статья 23 федерального закона о трудовых пенсиях в российской федерации Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 […]
  • Федеральный закон от 19072011 247-фз о социальных гарантиях Федеральный закон от 19072011 247-фз о социальных гарантиях 19 июля 2011 года N 247-ФЗ О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ 7 июля 2011 года 13 июля 2011 года (в ред. Федеральных законов от […]
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 года n 126-фз Федеральный закон "О связи" Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ"О связи" С изменениями и дополнениями от: 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26 июля, 29 декабря 2006 г., 9 февраля, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 18 июля 2009 […]
  • Приказ 125н от 21 марта 2014 Приказ Министерства здравоохранение РФ от 21 марта 2014 г. № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" В соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об […]
  • Отчетность по налогам за 2013 год Отчетность по налогам за 2013 год 16 августа 2018 Отчетность ООО на УСН в 2013 году (с работниками) Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС): Организации сдают в налоговую инспекцию декларацию по УСН в срок не позднее 31марта( 1 раз в год). В […]

Author: admin