Приказ о мануальной терапии

Содержание:

Приказ Минздрава России от 15.06.2017 N 328н «О внесении изменений в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2017 N 47273)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 июня 2017 г. N 328н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКИМ

И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ

НАУКИ», УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2015 Г. N 707Н

Внести изменения в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), согласно приложению.

к приказу Министерства здравоохранения

от 15 июня 2017 г. N 328н

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ С ВЫСШИМ

ОБРАЗОВАНИЕМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ», УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2015 Г. N 707Н

1. В позиции, касающейся специальности «Детская урология-андрология», в разделе «Уровень профессионального образования» слова «интернатуре/ординатуре» заменить словом «ординатуре».

2. В позиции, касающейся специальности «Клиническая лабораторная диагностика», в разделе «Дополнительное профессиональное образование» слова «по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки» заменить словами «по одной из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина» «1»».

«1» Перечень специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994).

3. В позиции, касающейся специальности «Косметология», в разделе «Уровень профессионального образования» слова «Подготовка в ординатуре по специальности «Косметология» исключить.

4. В позиции, касающейся специальности «Лабораторная генетика», в разделе «Дополнительное профессиональное образование» слова «Генетика» или» заменить словом «Генетика»,».

5. После позиции, касающейся специальности «Лабораторная генетика», дополнить позицией следующего содержания:

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 10.02.1998 n 39 О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ПО МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О ЦЕНТРЕ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ МИНЗДРАВА РОССИИ, ПОЛОЖЕНИЕМ О КАБИНЕТЕ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ОТДЕЛЕ НИИ) АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 февраля 1998 г. N 39
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ
ПО МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По данным статистики ВОЗ, 80% населения страдает клиническими проявлениями остеохондроза позвоночника. В Российской Федерации большая часть амбулаторного приема неврологов и ортопедов занимают болезни позвоночника и суставов. Эти заболевания поражают наиболее трудоспособный возраст (от 30 до 50 лет). В структуре данной патологии в последние годы резко возрос процент тяжелых осложнений в виде межпозвонковых грыж с компрессионно — корешковыми, компрессионно — сосудистыми и компрессионно — спинальными синдромами. В связи с этим значительно увеличилось число оперативных вмешательств на позвоночнике.
В лечебно — диагностическом процессе этих заболеваний, несомненно, большое значение имеет мануальная терапия. Так, во Всероссийском центре мануальной терапии, где разработаны оригинальные авторские методики лечения больных с тяжелыми болевыми синдромами остеохондроза позвоночника в результате межпозвонковых грыж, за 1990 — 1997 гг. пролечено более 18000 больных, из которых 87% возвращены к активной трудовой деятельности.
В связи с тем, что до настоящего времени в Российской Федерации отсутствует четкая система организации помощи больным, нуждающимся в мануальной терапии, врачи, прошедшие обучение в коммерческих структурах, оказывают неквалифицированную медицинскую помощь, что приводит к большому числу осложнений, вплоть до инвалидизации больных.
Учитывая актуальность проблемы, Минздравом России издан Приказ от 10.12.97 N 365 «О введении специальности «Мануальная терапия» в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей.
В целях улучшения организации и совершенствования помощи по мануальной терапии в Российской Федерации, внедрения современных медицинских технологий диагностики и лечения больных с заболеваниями позвоночника и суставов, приказываю:
1. Переименовать Всероссийский центр мануальной терапии МЗ РСФСР в Центр мануальной терапии Минздрава России (Приложение 1).
2. Назначить руководителем Центра мануальной терапии Минздрава России и главным внештатным специалистом Минздрава России по мануальной терапии профессора Сителя А.Б.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. Организовать кабинеты мануальной терапии по диагностике и лечению больных с заболеваниями позвоночника и суставов (Приложение 2).
3.2. Рассмотреть вопрос о перепрофилировании части коечного фонда неврологических и ортопедических отделений многопрофильных больниц, в том числе детских, для больных с вертеброгенной патологией и болезнями суставов.
4. Приказ Минздрава РСФСР от 23.04.88 N 341 «О нормах нагрузки на врача — мануального терапевта» и Приказ Минздрава РСФСР от 17.04.91 N 67 «О Всероссийском центре по мануальной терапии» считать утратившими силу.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Стародубова В.И.
Первый заместитель Министра
А.М.МОСКВИЧЕВ

Приложение 1
Утверждено
Приказом Минздрава России
от 10 февраля 1998 г. N 39
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЦЕНТРЕ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ МИНЗДРАВА РОССИИ
1. Центр мануальной терапии Минздрава России (далее именуется Центр) является головным учреждением по мануальной терапии в России и расположен по адресу: 117571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 121.
1.2. Центр проводит свою работу во взаимодействии с профильными подразделениями научно — исследовательских учреждений Минздрава России, РАМН, кафедрами ВУЗов и ФУВов, занимающихся проблемами мануальной терапии, а также с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
1.3. В своей работе Центр непосредственно подчиняется Управлению организации медицинской помощи населению Минздрава России.
1.4. Руководитель Центра назначается и освобождается Минздравом России.
2. Задачи и функции:
2.1. Основными задачами Центра являются:
2.1.1. Оказание квалифицированной медицинской, лечебной и консультативной помощи больным с патологией позвоночника и суставов.
2.1.2. Организационно — методическое руководство и координация деятельности лечебных учреждений по развитию и функционированию службы мануальной терапии в России.
2.1.3. Анализ состояния мануальной терапевтической помощи населению Российской Федерации, эффективности и качества профилактических мероприятий, диагностики, лечения и диспансерного наблюдения за больными с вертеброгенной патологией и заболеваниями суставов.
2.1.4. Анализ диагностических и тактических ошибок, причин осложнений в мануальной терапии и разработка на их основе методических рекомендаций по обеспечению максимальной безопасности используемых методик.
2.1.5. Организационно — методическое руководство и организация проведения первичной специализации и повышения квалификации специалистов по мануальной терапии, подготовки врачей — интернов, клинических ординаторов и аспирантов.
2.2. В связи с изложенными задачами Центр осуществляет:
2.2.1. Методическое руководство и оказание практической помощи лечебно — профилактическим учреждениям России по вопросам профилактики, раннего выявления, лечения, диспансерного наблюдения больных с вертеброгенной патологией и заболеваниями суставов.
2.2.3. Организационно — методическую помощь в разработке проектов нормативных документов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, территориальных стандартов объема медицинской помощи по мануальной терапии, территориальных целевых программ.
2.2.4. Изучение и внедрение в практику новых методов мануальной терапии.
2.2.5. Организацию и проведение симпозиумов, конференций, семинаров, выставок по проблемам, входящим в компетенцию Центра.
2.2.6. Анализ эффективности и качества лечебно — диагностической помощи по мануальной терапии в специализированных и неспециализированных лечебно — профилактических учреждениях Российской Федерации.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ

Приложение 2
Утверждено
Приказом Минздрава России
от 10 февраля 1998 г. N 39
ПОЛОЖЕНИЕ
О КАБИНЕТЕ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ОТДЕЛЕНИИ)
АМБУЛАТОРНО — ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Кабинет мануальной терапии (отделение) организуется в амбулаторно — поликлиническом учреждении (подразделении) городской и сельской местности и является его структурным подразделением в расчете 1 кабинет на 15 тыс. населения.
2. Кабинет осуществляет:
— оказание консультативной, лечебной и диагностической помощи больным с вертеброгенной патологией;
— диспансерное наблюдение за больными с заболеваниями позвоночника и суставов;
— контроль за своевременной госпитализацией тяжелых больных для специального и симптоматического лечения, анализ причин отказов в госпитализации;
— учет больных с вертеброгенной патологией, проживающих на территории деятельности кабинета, контроль за своевременным профилактическим курсом лечения;
— анализ и разбор диагностических ошибок с врачами амбулаторно — поликлинических учреждений;
— методическую помощь врачам по организации профилактических осмотров, диспансеризации больных с вертеброгенной патологией, санитарно — просветительной работы среди населения.
3. Продолжительность рабочей недели врача — мануального терапевта составляет 30 рабочих часов.
4. Средняя нагрузка врача — мануального терапевта составляет 3 человека в час.
5. На должность врача кабинета назначается врач, прошедший специальную подготовку по мануальной терапии и имеющий соответствующий сертификат.
6. Кабинет должен располагать помещениями для приема больных, осуществления лечебных процедур и хранения медицинской документации.
7. Штаты медицинского персонала кабинета устанавливаются в зависимости от объема медицинкой помощи, но не менее 1 штатной должности врача — мануального терапевта и 1 среднего медицинского работника.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ

Приказ о мануальной терапии

О введении специальности «мануальнаи терапия» в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей ПРИКАЗ от 10.12.97 № 365

В целях совершенствования подготовки врачей и повышения качества оказания медицинской помощи населению Приказываю: 1. Ввести в действие с 01.01.98: 1.1. Дополнение в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 16.02.95 № 33 «Об утверждении Положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации» (приложение 1). 1.2. Положение о враче мануальной терапии (приложение 2). 1.3. Квалификационную характеристику врача мануальной терапии (приложение 3). 1.4. Инструктивно-методические указания по аттестации на присвоение квалификационной категории по специальности «мануальная терапия» (приложение 4). 2. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений до 01.05.98 разработать учебные программы подготовки врачей мануальной терапии в интернатуре, ординатуре, аспирантуре и унифицированную программу специализации и повышения квалификации. 3. Управлению организации медицинской помощи населению, Российской медицинской академии последипломного образования, Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации до 01.05.98 разработать и представить на утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации врачей мануальной терапии на присвоение квалификационных категорий в соответствии с Положением об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 16.02.95 № 33. 4. Отделу медицинской статистики и информатики внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения в связи с введением специальности «мануальная терапия» в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. 5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

Издание: Здравоохранение
Год издания: 1998
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 1998.-N 4.-С.100-110
Просмотров: 26

Приказ о мануальной терапии

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

От 5 августа 1988 г. N 617

О ВНЕДРЕНИИ МЕТОДОВ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

В последние годы широкое распространение среди населения получили остеохондроз позвоночника с его вторичными проявлениями, среди которых болевой синдром чаще всего вызывает значительную временную утрату трудоспособности населения работоспособного возраста. Применяемые традиционные методы лечения не всегда оказывают положительное влияние.

Вместе с тем практика свидетельствует, что среди всех методов консервативного лечения, особенно в ранних стадиях проявления остеохондроза позвоночника, в ряде случаев с успехом применяется мануальная терапия в сочетании с другими методами лечения.

Применение мануальной терапии выявило определенный лечебный эффект при многих заболеваниях позвоночника, суставов (остеохондроз, последствия травм).

В настоящее время подготовлено более 1000 врачей по мануальной терапии. Однако внедрение метода сдерживалось организационными недоработками на местах. Органы здравоохранения не приняли должных мер по организации, внедрению методов мануальной терапии в деятельность лечебных учреждений, в результате мануальная терапия не получила широкого развития.

До настоящего времени в стране не обобщается опыт практики по этим вопросам, слабо ведется подготовка кадров и нерешен ряд организационно — методических вопросов.

С целью внедрения методов мануальной терапии в практическое здравоохранение,

1. Возложить на Всесоюзный научный центр медицинской реабилитации и физической терапии (тов. Боголюбов В.М.) функции Всесоюзного организационного методического и консультативного центра по мануальной терапии, внести соответствующие изменения в Устав и структуру Всесоюзного научного центра медицинской реабилитации и физической терапии.

2. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения Исполкомов Советов Народных депутатов исходя из имеющейся потребности и наличии подготовленных кадров;

— организовать кабинеты мануальной терапии при поликлиниках из расчета 1 кабинет на 100 000 населения и в крупных многопрофильных стационарах, имеющих в своем составе неврологическое, нейрохирургическое или ортопедо — травматологическое отделение;

— обеспечить отбор и своевременное направление врачей, преимущественно из числа невропатологов, травматологов — ортопедов, нейрохирургов и врачей по лечебной физкультуре на циклы усовершенствования Центрального института усовершенствования врачей (тов. Миронов С.Л.), а также на курсы стажировки Белорусского НИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии (тов. Антонов И.П.), Киевского НИИ ортопедии (тов. Шумада И.В.), Харьковского НИИ травматологии и ортопедии (тов. Корж А.А.);

— с 01.12.88 г. организовать курсы стажировки по мануальной терапии в Узбекском (тов. Унгбаев Т.Э.), Новосибирском научно — исследовательских институтах травматологии и ортопедии.

3. Начальнику Главного управления лечебно . профилактической помощи (тов. Калинин В.И.), начальнику планово — финансового управления (тов. Кищенко Л.П.) и директору Всесоюзного научного центра медицинской реабилитации и физической терапии (тов. Боголюбов В.М.) до 01.12.88 г. разработать положение о враче реабилитологе и медицинской сестре (фельдшере) кабинета (отделения) мануальной терапии.

4. Начальнику Главного управления учебных заведений Минздрава СССР (тов. Алексеевских Ю.Г.) до 01.10.88 г. рассмотреть вопрос и подготовить предложение об организации факультативного обучения студентов медицинских ВУЗов методам мануальной терапии.

5. Директору Всесоюзного научного центра медицинской реабилитации и физической терапии (тов. Боголюбов В.М.) изучить опыт применения мануальной терапии в СССР и за рубежом и до 01.12.88 г. подготовить методические рекомендации по ее применению с определением показаний и противопоказаний.

6. Начальнику Управления медицинской статистики (тов. Церковный Г.Ф.) с 01.01.90 г. ввести в статистическую отчетность данные о числе кабинетов мануальной терапии и количестве пролеченных больных.

7. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 9 марта 1987 года N 330 «О широком внедрении метода мануальной терапии в практику лечебно — профилактических учреждений» считать утратившим силу.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. № 1082 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.40 Мануальная терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)” (не вступил в силу)

В соответствии с подпунктом 5.2.42 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.40 Мануальная терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2014 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Уровень высшего образования
Подготовка кадров высшей квалификации
Специальность
31.08.40 Мануальная терапия
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. № 1082)

I. Область применения

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.40 Мануальная терапия (далее соответственно — программа ординатуры, специальность).

II. Используемые сокращения

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

УК — универсальные компетенции;

ПК — профессиональные компетенции;

ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ.

III. Характеристика специальности

3.1. Получение образования по программе ординатуры допускается только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация).

3.2. Обучение по программе ординатуры в организациях осуществляется в очной форме обучения.

Объем программы ординатуры составляет 120 зачетных единиц (далее — з.е.), вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы ординатуры с использованием сетевой формы, реализации программы ординатуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе ординатуры:

в очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы ординатуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану срок устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, при обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы ординатуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.

3.4. Организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации программы ординатуры, за исключением практической подготовки обучающихся, осуществляемой в соответствии с Порядком организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 сентября 2013 г. № 620н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30304), а также государственной итоговой аттестации.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы ординатуры возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе ординатуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, включает охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания высококвалифицированной медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, являются:

физические лица (пациенты) в возрасте от 0 до 15 лет, от 15 до 18 лет (далее — подростки) и в возрасте старше 18 лет (далее — взрослые);

совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры:

Программа ординатуры включает в себя все виды профессиональной деятельности, к которым готовится ординатор.

4.4. Выпускник, освоивший программу ординатуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;

проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;

проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;

диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования;

диагностика неотложных состояний;

проведение медицинской экспертизы;

оказание специализированной медицинской помощи;

участие в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;

оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;

проведение медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;

формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;

применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;

организация и управление деятельностью медицинских организаций и их структурных подразделений;

организация проведения медицинской экспертизы;

организация оценки качества оказания медицинской помощи пациентам;

ведение учетно-отчетной документации в медицинской организации и ее структурных подразделениях;

создание в медицинских организациях и их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;

соблюдение основных требований информационной безопасности.

V. Требования к результатам освоения программы ординатуры

5.1. В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)*(1).

5.3. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);

готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

готовность к применению методов мануальной терапии пациентам, нуждающимся в оказании медицинской помощи (ПК-6);

готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);

готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);

готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);

готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);

готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).

5.4. При разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры.

5.5. При разработке программы ординатуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

5.6. При разработке программы ординатуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. Требования к структуре программы ординатуры

6.1. Структура программы ординатуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).

6.2. Программа ординатуры состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики», относящийся как к базовой части программы, так и к ее вариативной части.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Врач-мануальный терапевт».

Структура программы ординатуры

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными для освоения обучающимся. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы ординатуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по общественному здоровью и здравоохранению, педагогике, медицине чрезвычайных ситуаций, патологии реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы ординатуры. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы ординатуры, и практики, обеспечивают освоение выпускником профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных медицинских организациях*(2).

Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы ординатуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.

После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения обучающимся.

6.6. В Блок 2 «Практики» входит производственная (клиническая) практика.

Способы проведения производственной (клинической) практики:

Практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена.

6.8. При разработке программы ординатуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе освоения специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. Требования к условиям реализации программы ординатуры

7.1. Общесистемные требования к реализации программы ординатуры.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, предусмотренной учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*(3).

7.1.3. В случае реализации программы ординатуры в сетевой форме требования к реализации программы ординатуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы ординатуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы ординатуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы ординатуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации*(4), и квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы ординатуры.

7.2.1. Реализация программы ординатуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы ординатуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ординатуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ординатуры, должна быть не менее 65 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой программы ординатуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу ординатуры, должна быть не менее 10 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы ординатуры.

7.3.1. Минимально необходимый для реализации программы ординатуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:

аудитории, оборудованные мультимедийными и иными средствами обучения, позволяющими использовать симуляционные технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;

помещения, предусмотренные для оказания медицинской помощи пациентам, в том числе связанные с медицинскими вмешательствами, оснащенные специализированным оборудованием и (или) медицинскими изделиями (тонометр, стетоскоп, фонендоскоп, термометр, медицинские весы, ростомер, противошоковый набор, набор и укладка для экстренных профилактических и лечебных мероприятий, массажный стол) и расходным материалом в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью индивидуально, а также иное оборудование, необходимое для реализации программы ординатуры.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе ординатуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы ординатуры.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы ординатуры должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный № 29967).

*(1) Части 13 и 14 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2930, ст. 2933; № 26, ст. 3388, № 30, ст. 4263).

*(2) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2013 г., регистрационный № 29950).

*(3) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927).

*(4) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный № 14292) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1644н «О внесении изменений в квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный № 23879).

Обзор документа

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Мануальная терапия» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (31.08.40).

Он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по вышеуказанной специальности.

Стандарт содержит характеристики направления подготовки и профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры. Также он устанавливает требования к результатам освоения и структуре программы ординатуры.

Это интересно:

  • Пленум верховного суда об условно-досрочном освобождении ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 2 апреля 2003 года №5 Об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменение вида исправительного учреждения, освобождение от наказания в связи с тяжелой […]
  • Но крепко набрался каких то новых правил Но крепко набрался каких то новых правил Пожало-ста при нем не спорь ты вкривь и вкось И завиральные идеи эти брось. Однако нет его! какую бы причину. А! знать, ко мне пошел в другую половину. Как суетится! что за прыть? А Софья? - Нет ли впрямь тут жениха какого? С которых пор меня […]
  • Реестре монополистов рк Реестр монополистов и доминантов: нужен ли он Казахстану? (А. Айтжанов, президент АО «Центр развития и защиты конкурентной политики», к. э. н.) Вопрос необходимости ведения Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, в последнее время […]
  • Коллегии верховного суда рф официальный сайт Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Нечаев Василий Иванович Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель […]
  • Закон иркутской области о правовых актах иркутской области Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ"О правовых актах Иркутской области и правотворческой […]
  • Организация и проведение товарной экспертизы Организация и порядок проведения экспертизы товаров Организация и порядок проведения экспертизы товаров Необходимость проведения товарной экспертизы возникает в случаях разногласий между заказчиком, а это может быть как юридическое, так и физическое лицо, и продавцом, с целью выявления […]
  • Преступления во имя чести Так любил, что почти убил Пакистанский парламент спешно разрабатывает новый закон о наказаниях за убийства чести. Этого потребовала от правительства возмущенная либеральная общественность после того, как одна из знаменитых в стране фотомоделей была задушена собственным братом за […]
  • Налог на машины из россии Транспортный налог-2018: узнать и оплатить задолженность Транспортный налог начисляется раз в год и обязателен к уплате всеми гражданами России, имеющими в собственности зарегистрированное транспортное средство. Узнать и оплатить транспортный налог онлайн Транспортный налог 2018 […]

Author: admin