Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Принятие решения по делу арбитражным судом

4. Принятие решения по делу о привлечении к административной ответственности

Общие правила принятия арбитражным судом решения по делу о привлечении к административной ответственности предусмотрены ст. 169-172, 178 АПК РФ.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает одно из двух видов решений:

— о привлечении к административной ответственности;

— об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.

В удовлетворении заявления должно быть отказано при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также в случае объявления устного замечания (ст. 2.9 КоАП РФ).

При назначении административного наказания необходимо учитывать следующие правила:

— о презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ);

— о действии законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве (ст. 1.7 КоАП РФ);

— о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ);

— об ответственности юридического лица при его реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ);

— об общих правилах назначения административного наказания (ст. 4.1 КоАП РФ). Арбитражный суд не может назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного в санкции соответствующей статьи КоАП РФ;

— об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ);

— о назначении административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений (ст. 4.4 КоАП РФ);

— о давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) — см. также п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности состоит из нескольких частей.

Во вводной части решения указываются:

— наименование арбитражного суда;

— фамилия лица, которое вело протокол судебного заседания;

— номер дела, дата и место принятия решения;

— наименование лиц, участвующих в деле;

— фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий.

В описательной части решения излагаются заявленные требования и возражения, объяснения заявителя и ходатайства лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения указываются:

— фактические и иные обстоятельства, установленные арбитражным судом;

— доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения;

— мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле;

— законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

В резолютивной части решения указываются:

— наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или жительства;

— сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— нормы закона (КоАП РФ), на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

— вид административного наказания и санкции, возложенные на это лицо.

Как уже отмечалось, в заявлении о привлечении лица к административной ответственности, в соответствующем протоколе должно содержаться указание на нормы закона (КоАП РФ), предусматривающего административную ответственность.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности подписывается судьей арбитражного суда, объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела и вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение (если оно не отменено или не изменено) вступает в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Копии решения направляются арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле, а в случае необходимости — вышестоящему в порядке подчинения административному органу. Решение по делу о привлечении к административной ответственности имеет силу исполнительного документа (пп. 6 п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

По результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, может внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье арбитражного суда, вынесшего представление (ст. 29.13 КоАП РФ).

Решение по данной категории дел может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в 10-дневный срок со дня принятия, в кассационную инстанцию — в срок, предусмотренный ст. 276 АПК РФ.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено определение о прекращении производства по делу и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых документов административному органу в случае, если в результате надлежащей квалификации рассмотрение дела не отнесено ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражного суда. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме. В указанный 10-дневный срок не включаются нерабочие дни.

Принятие решения по делу арбитражным судом

Статья 152. Срок рассмотрения дела и принятия решения

(в ред. Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если настоящим Кодексом не установлено иное.
2. Срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.
3. Срок, на который производство по делу было приостановлено или судебное разбирательство отложено в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения дела, установленный частью 1 настоящей статьи, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

Комментарий к статье 152

285
1. Судебное разбирательство обоснованно признается центральной стадией рассмотрения
дела по существу. Именно на этой стадии завершается рассмотрение дела, и спор разрешается
вынесением судебного акта. Судебное разбирательство проецирует на себе действие всех
принципов арбитражного процесса: состязательности, равенства граждан, открытости и устности
процесса и пр. Все это дает основания российским процессуалистам считать судебное
разбирательство важнейшей стадией арбитражного, равно как и гражданского, уголовного
процесса. Более того, процедура отправления правосудия, сам суд ассоциируются именно со
стадией судебного разбирательства, судебная атрибутика связана с судебным заседанием
(мантия судьи, государственный флаг и герб Российской Федерации в зале судебного заседания и
т.д.). В то же время столь высокая оценка рассматриваемой стадии процесса иногда является
преградой для пересмотра значимости стадий процесса, переориентацией процесса не на
вынесение решения по спору, а на достижение примирения сторон, обращение к альтернативным
способам разрешения правовых конфликтов. Поэтому никоим образом не умаляя значимости
судебного разбирательства, отметим, что современные тенденции развития процесса диктуют
необходимость больше внимания сосредоточивать на подготовке дела как реальном пути
окончания процесса мирным путем, без выхода в судебное заседание. Именно на это нацелены
состязательные институты: обмен состязательными документами, раскрытие доказательств и
предварительное судебное заседание.
Указанные процессуальные институты, успешно применяемые за рубежом, позволяют в
разных странах мира от 30 до 90% всех дел, возбужденных в судах, оканчивать без вынесения
судебного решения в связи с примирением сторон (об этом свидетельствует практика судов США,
Великобритании, Словении, Нидерландов и др.). Но невыполнение действий по обмену
состязательными документами, раскрытию доказательств за рубежом имеет важные
процессуальные последствия (невозможность ссылаться на обстоятельства, не приведенные в
состязательных документах, на не раскрытые сторонами доказательства в судебном заседании),
соответственно, вышестоящие судебные инстанции не вправе отменять судебные акты,
основанные на данных требованиях. Российский процесс только тогда станет истинно
состязательным, когда будут реально работать процессуальные институты и строго применяться
предусмотренные законом последствия по обмену состязательными документами, раскрытию
доказательств. Тогда и предварительное судебное заседание займет в процессе достойное место
— стадия, на которой стороны могут соотнести реальность своих правовых позиций и прийти к
выводу о необходимости примирения, отказа от иска или его признания. До тех пор судьи будут
воспринимать предварительное судебное заседание как помеху для перехода к судебному
заседанию, где и будут выявлены (как и в советские годы) истинные позиции сторон, исследованы
доказательства, представленные в том числе в самом процессе судебного разбирательства.
Сегодня судебное разбирательство является обязательной частью судебного
разбирательства не просто по большинству дел, а практически по всем делам (за исключением
упрощенного производства), так как даже для того, чтобы утвердить мировое соглашение,
достигнутое сторонами на стадии подготовки дела, суд должен выйти в судебное заседание (п. 27
информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 82
«О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации»).
2. Статья 152 АПК РФ определяет общий срок рассмотрения дела и принятия решения по
нему — не более одного месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к
судебному разбирательству, если АПК РФ не установлено иное. Общий срок, приведенный в ст.
152 АПК РФ, распространяется на исковое производство, для которого законом установлены
самостоятельные сроки для подготовки дела (два месяца — ст. 134 АПК РФ) и для рассмотрения
дела, вынесения решения (один месяц — ст. 152 АПК РФ).
Начало течения срока на рассмотрение дела и вынесение решения определено
наступлением события (день вынесения определения суда о назначении дела к судебному
разбирательству). Окончание течения срока — не более месяца, т.е. срок завершится в
соответствующее число
последнего месяца установленного срока (ч. 2 ст. 114 АПК РФ). Например,
определение о назначении дела к судебному разбирательству вынесено 2 октября, начало
течения месячного срока начинается со следующего дня после календарной даты или дня
наступления события, т.е. с 3 октября, истекает срок в соответствующее число следующего
месяца, т.е. 2 ноября. При подсчете срока многих смущает фраза закона «со дня вынесения
определения». Вместе с тем, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами,
приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день
этого месяца (ч. 2 ст. 114 АПК РФ). Если последний день процессуального срока приходится на
нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (ч. 4 ст.
114 АПК РФ).
Судебное разбирательство может быть назначено в любой срок в течение установленного
одного месяца. Безусловно, назначение дел зависит от графика рассмотрения дел конкретного

286
судьи. Но в любом случае в запасе у суда должны быть дни на случай возможного перерыва
судебного заседания. Поэтому не обосновано назначение дела на последние дни месячного срока,
так как это может привести к нарушению процессуальных сроков, установленных законом для
рассмотрения дела и вынесения решения.
Важно отметить, что ст. 152 АПК РФ устанавливает срок и на рассмотрение дела, и на
вынесение решения. В связи с этим пятидневный срок, на который суд может отложить
изготовление решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК РФ), входит в месячный срок,
установленный ст. 152 АПК РФ . Но срок в пять дней для рассылки копий судебного решения
выходит за пределы срока, установленного ст. 152 АПК РФ, так как согласно ч. 1 ст. 177 Кодекса
копии решения направляются лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия
решения, где имеется в виду принятие решения в полном объеме. Эти правила в равной мере
относятся как к делам искового производства, так и к делам с сокращенными сроками
рассмотрения.
———————————
Пункт 41 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82 «О
некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
3. АПК 2002 г. устанавливает и иной подход (отличный от общего) к определению срока на
рассмотрение дела и вынесение решения по нему для дел с сокращенными сроками
рассмотрения дел. Законодательно не предусмотрено подразделение процессуальных сроков для
дел из административных и иных публичных правоотношений на сроки для подготовки дела и для
судебного рассмотрения и вынесения решения. АПК РФ в этих случаях указывает общий срок, в
рамках которого судья самостоятельно определяет, сколько дней отвести на подготовку дела,
сколько — на его рассмотрение:
— дела об оспаривании нормативного правового акта рассматриваются в срок, не
превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку
дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 194 АПК РФ);
— дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего
заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и
принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом (ч. 1 ст. 200 АПК
РФ);
— дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
рассматриваются в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный
суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу
(ч. 1 ст. 200 АПК РФ);
— дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются в срок, не
превышающий 10 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на
подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не
установлены федеральным законом (ч. 1 ст. 210 АПК РФ);
— дела упрощенного производства рассматриваются судьей в срок, не превышающий месяца
со дня поступления искового заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к
судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 2 ст. 228 АПК РФ).
Специальные сроки установлены также Федеральным законом «О несостоятельности
(банкротстве)» для рассмотрения соответствующих дел.
4. Процессуальные сроки текут непрерывно. В случае приостановления производства по
делу течение процессуальных сроков приостанавливается. Со дня возобновления производства
по делу течение процессуальных сроков продолжается (ч. 2 ст. 116 АПК РФ). Это очень важное
правило, которое нередко нарушается на практике. К примеру, определение суда о назначении
дела к судебному разбирательству вынесено 1 ноября, месяц на рассмотрение дела начал
исчисляться со 2 ноября, окончание срока 30 октября. Суд приостановил производство по делу 20
ноября, соответственно с 21 по 30 ноября осталось 10 дней от установленного месячного срока на
рассмотрение дела и вынесение судебного решения. Суд вынес определение о возобновлении
производства по делу 3 декабря, следовательно, с 4 декабря течение процессуальных сроков не
возобновилось, а продолжилось, т.е. в течение 10 оставшихся дней дело должно быть
рассмотрен
о и вынесено решение.
5. АПК 2002 г. не предусматривает продления процессуальных сроков, отведенных законом
для рассмотрения и вынесения решения по делу. Но согласно ч. 2 ст. 205 АПК РФ арбитражный
суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности
не более чем на один месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае
необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока
рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

287
Закон разрешает отложить судебное разбирательство на срок, необходимый для устранения
обстоятельств, послуживших основанием для отложения, но не более чем на один месяц (ч. 7 ст.
158 АПК РФ; см. комментарий к ст. 158 АПК РФ). В этом случае срок на рассмотрение дела и
вынесение решения исчисляется из совокупности срока, установленного ст. 152 АПК РФ (один
месяц), и срока, определенного судом для отложения судебного разбирательства (но не более
одного месяца). Основания для отложения судебного разбирательства есть в любом виде
процесса, поэтому срок для отложения может быть использован как в любом виде процесса, так и
в любой судебной инстанции. Этот вывод вытекает из того, что ни одна норма Особенной части
АПК 2002 г. не предусматривает исключений из такой нормы об исковом производстве, как
отложение судебного разбирательства. Следовательно, ст. 158 АПК РФ может применяться в
любом виде производства и в любой инстанции арбитражного процесса. При неоднократных
отложениях судебного разбирательства их совокупный срок не должен превышать максимальный
срок в один месяц.
6. Другой вид временной остановки процесса — перерыв в судебном заседании (см.
комментарий к ст. 163 АПК РФ) — не влияет на исчисление срока, установленного ст. 152 АПК РФ
для судебного разбирательства и вынесения решения, что вытекает из ст. 163 АПК РФ, которая в
отличие от ст. 158 Кодекса не установила продление срока на судебное разбирательство.
Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 19 сентября 2006 г. N 113 «О
применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» перерыв в
судебном заседании может быть объявлен несколько раз, но общая продолжительность перерыва
в одном судебном заседании не должна превышать пять дней. В срок перерыва не включаются
нерабочие дни (ч. 3 ст. 113 АПК РФ).

Принятие решения арбитражным судом

Процессуальный закон предписывает судьям принимать решение по спору в
отдельной комнате. Под отдельной комнатой здесь имеется в виду оборудованное
запорными устройствами изолированное помещение, обеспечивающее судьям
возможность уединиться на время вынесения решения. Таким помещением может быть специальная совещательная комната либо кабинет судьи, зал судебного
заседания. В последнем случае все присутствующие на время вынесения решения
должны быть удалены из зала судебного заседания.

Во время вынесения решения в отдельной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Ни председатель суда, если он не входит в состав суда, рассматривающего дело, ни какие-либо другие лица в этой комнате не должны находиться.

Нарушение тайны совещания судьи при вынесении решения является основанием к его отмене.

Необходимо учитывать, что при коллегиальном рассмотрении дела решение
арбитражного суда принимается большинством голосов судей, рассматривающих
дело.

Решение излагается в письменном виде председательствующим в судебном
заседании или другим судьей состава, рассматривающего дело, и подписывается
всеми судьями, участвующими в заседании (ст. 126 АПК РФ).

Решение арбитражного суда может быть написано судьей от руки, напечатано
им на пишущей машинке или исполнено на персональном компьютере. В силу закона его должны подписать все судьи, участвующие в заседании. Если разбирательство дела откладывалось, то решение подписывают лишь судьи, участвующие в последнем заседании, то есть только те, которые приняли решение по данному делу. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется (ст. 15 АПК РФ).

Только подписанное всеми судьями решение арбитражного суда может быть оглашено в судебном заседании.

Соблюдение указанных требований обязательно и в случаях объявления только резолютивной части решения (ст. 134 АПК РФ). Если по делу была объявлена резолютивная часть решения, то такое решение и мотивированное (полное) решение должны быть подписаны одними и теми же судьями.

Судьи, участвующие в заседании, подписывают только оригинал решения.
Копии его могут быть удостоверены любым судьей арбитражного суда, принявшего решение.

В ст. 134 АПК РФ определено, кто, когда и где объявляет принятое арбитражным судом решение и разъясняет порядок его обжалования; в каких случаях и на какой срок может быть отложено составление мотивированного решения; каков порядок оформления и объявления резолютивной части решения.

По объему правила, содержащиеся в этой статье, можно разделить на общие и специальные.

По общему правилу сразу же после принятия и подписания решения в совещательной комнате председательствующий судья (а при коллегиальном рассмотрении дела — суд в полном составе) обязан выйти в зал судебного заседания, где объявляет мотивированное (полное) решение и разъясняет порядок и срок его обжалования.

В ст. 134 АПК РФ установлены и специальные правила, рассчитанные на применение лишь в исключительных случаях. Они предоставляют арбитражному суду право отложить составление мотивированного решения. Это может иметь место только:

1) в исключительных случаях;

2) по особо сложным делам;

3) на срок не более трех дней.

Если при вынесении решения в совещательной комнате арбитражный суд посчитает необходимым отложить составление мотивированного решения, то во
всех случаях он обязан составить в письменной форме вводную и резолютивную
части решения, подписать его и в том же заседании объявить лицам, участвующим в деле.

После оглашения вводной и резолютивной частей решения председательствующий обязан объявить, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным решением. В законе записано, что составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более трех дней. Течение этого срока начинается со следующего дня после объявления решения.

Суд вправе отложить составление мотивированного решения и на более короткий срок — на один или два дня.

Вводная и резолютивная части составленного арбитражным судом мотивированного решения должны дословно соответствовать вводной и резолютивной частям решения, объявленного в день окончания разбирательства дела.

Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях (ст.ст. 202 — 211)

Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, см. Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10

§ 1. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности

Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

См. комментарии к статье 202 АПК РФ

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в статью 203 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 203. Подача заявления о привлечении к административной ответственности

См. комментарии к статье 203 АПК РФ

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

См. комментарии к статье 204 АПК РФ

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Статья 205. Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности

См. комментарии к статье 205 АПК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в часть 1 статьи 205 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 4 мая 2010 г.

1. Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.

2. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

3. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

4. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

5. По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.

6. При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статья 206. Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности

См. комментарии к статье 206 АПК РФ

1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

3. В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:

1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 186-ФЗ в часть 4.1 статьи 206 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

4.1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ статью 206 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

5. Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

§ 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Статья 207. Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

См. комментарии к статье 207 АПК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 86-ФЗ в часть 1 статьи 207 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса — административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в часть 2 статьи 207 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Статья 208. Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

См. комментарии к статье 208 АПК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в часть 1 статьи 208 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

2. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

4. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Статья 209. Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

См. комментарии к статье 209 АПК РФ

1. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;

2) название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;

3) права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;

4) требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

2. К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.

Статья 210. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов

См. комментарии к статье 210 АПК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в часть 1 статьи 210 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 4 мая 2010 г.

1. Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

3. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

4. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

5. В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.

6. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

7. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

См. комментарии к статье 211 АПК РФ

1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

3. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться:

1) название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;

2) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.

5. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 186-ФЗ в часть 5.1 статьи 211 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

5.1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ статья 211 настоящего Кодекса дополнена частью 5.2, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

6. Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Это интересно:

  • Штрафы по 44 фз с 2018 Как не нарваться на штраф по 44-ФЗ Как регулируются штрафы в госзакупках При ведении закупочной деятельности организация-заказчик может допустить нарушения в следующих сферах: планирование (штраф за план-график по 44 ФЗ, а также за ПЗ); выбор способа и непосредственно процедура […]
  • Правила огневые работы Дистанционная подготовка и тестирование по охране труда Правила дистанционного обучения по охране труда Регистрационный лист – заявка на дистанционное обучение по охране труда Учебные материалы для обучения по охране труда Тема 0. Основные положения трудового права Тема 1. Правовое […]
  • Приказ о создании комиссии по размещению заказов Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 декабря 2013 г. N 806 "О создании Единой комиссии Минэкономразвития России по осуществлению закупок для государственных нужд" В целях организации в Министерстве экономического развития Российской Федерации работы по осуществлению […]
  • Закон 44 фз с пояснениями 44-ФЗ с изменениями на 2018 - скачать бесплатно doc На этой станице вы можете загрузить текст Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 5 апреля 2013 года с последними изменениями и […]
  • Субсидии для вынужденных переселенцев Сертификат на жилье вынужденным переселенцам, куплю дом а участок при нем сертификатом не оплачивается? сертификат на жилье семье 4 человека дают по 18кв.м на человека.Мама с двумя детьми становилась в очередь на квартиру 15 лет назад. сейчас сыну 26 дочери 23 года и внуку 4 . проживаем […]
  • Прокурор г Иркутска Самым богатым прокурором в Иркутской области стал Андрей Огибалов Прокурор Усть-Удинского района Андрей Огибалов стал самым богатым среди коллег в региональном ведомстве в 2017 году. Его доход составил почти 4,4 миллиона рублей, тогда как по итогам 2016 года сумма составила 1,7 миллиона […]
  • 110 приказ действует Действующая редакция В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4945), пунктом 5.2.34 Положения о […]
  • Утратил силу приказ 665 от 18092006 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 ноября 2011 г. N 1340н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по […]
Все права защищены. 2018