Признание права собственности на бесхозяйный объект

Содержание:

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2015 г. N Ф05-15991/14 по делу N А41-15301/2014 (ключевые темы: бесхозяйное имущество — объекты недвижимости — муниципальная собственность — инвентарный номер — порядок особого производства)

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2015 г. N Ф05-15991/14 по делу N А41-15301/2014

02 февраля 2015 г.

Дело N А41-15301/14

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Нужнова С.Г., Петровой В.В.,

при участии в заседании:

от истца: Никифоров С.А., доверенность от 18.09.2014;

от ответчика: представитель не явился, извещен;

от третьих лиц: представители не явились, извещены;

рассмотрев 26 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу

истца — Администрации городского поселения Оболенск

на решение от 30 июня 2014 года

Арбитражного суда Московской области,

принятое судьей Фаньян Ю.А.,

на постановление от 30 сентября 2014 года

Десятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Александровым Д.Д., Диаковской Н.В., Ханашевичем С.К.,

по делу N А41-15301/14

по иску Администрации городского поселения Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области (ОГРН: 1055011113200)

о признании права собственности

к Министерству имущественных отношений Московской области (ОГРН: 1025005245055),

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

Администрация городского поселения Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области (далее — Администрация городского поселения Оболенск, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству имущественных отношений Московской области о признании права собственности на объект недвижимости: строение — пост ГАИ, одноэтажное здание, нежилое, кирпичное строение, общей площадью 37,7 кв.м, застроенная площадь 70,1 кв.м, в том числе, основное строение 37,7 кв.м, навес 29,7 кв.м, крыльцо со ступенями 2,7 кв.м (площади по наружному обмеру), расположение: Московская область, Серпуховской район, городское поселение Оболенск, инвентарный номер 277:081-10110.

Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация городского поселения Оболенск обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Ответчик и третьи лица — Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области по следующим основаниям.

Судами установлено, что бесхозное недвижимое имущество на которое ссылается истец, представляет собой одноэтажное здание «Пост ГАИ», нежилое, кирпичное строение, общей площадью 37,7 кв.м, застроенная площадь 70,1 кв.м, в том числе, основное строение 37,7 кв.м, навес 29,7 кв.м, крыльцо со ступенями 2,7 кв.м (площади по наружному обмеру), расположение: Московская область, Серпуховской район, городское поселение Оболенск, инвентарный номер 277:081-10110 (далее — объект недвижимости).

После обращения истца в ГУП МО «МОБТИ» был составлен технический паспорт объекта недвижимости.

Истец осуществил меры по внесению в Единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о принятии на учет бесхозного объекта недвижимости и присвоению ему кадастрового (или условного) номера объекта недвижимости 50-50-32/031/2006-260.

Суды также указали, что субъектов права на данный объект недвижимости истцом в ходе установления возможных легитимных собственников на данный объект установлено не было, притязаний на объект недвижимости со стороны третьих лиц не заявлено, ограничений (обременений) не имеется, спорный объект используется для удовлетворения общественных нужд населения, обеспечения безопасности и благополучия населения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что данный объект относится к федеральной собственности.

Однако кассационная коллегия не может согласиться с данными выводами судов в силу нижеследующего.

Администрация, заявившая иск о признании права муниципальной собственности на «Пост ГАИ» как на бесхозяйное имущество, в обоснование кассационной жалобы ссылается на соблюдение ею требований статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Требование о признании за Администрацией права собственности основано на том, что имущество признано бесхозяйным и Администрация может приобрести право собственности на него в порядке, определяемом статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, положения пункта 3 статьи 218 и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают особый порядок приобретения права собственности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке особого производства суд рассматривает, в том числе, дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Таким образом, судами не было учтено, что нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относят к подведомственности арбитражных судов дела о признании права собственности на бесхозяйное имущество. Заявления о признании права собственности на бесхозяйное имущество подлежат рассмотрению в порядке особого производства по правилам части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом вопрос об отсутствии притязаний на вещь иных лиц подлежит выяснению и проверке при рассмотрении заявления судом по существу.

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии спора о праве являются преждевременными.

Поскольку указанные вопросы не получили в обжалуемых решении и постановлении должного исследования и правовой оценки, то судебная коллегия не может признать их законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, при правильном применении норм материального и процессуального права, учитывая судебно-арбитражную практику, принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года по делу N А41-15301/14 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Признание права собственности на бесхозяйный объект

Рекомендации по признанию права муниципальной собственности

1. ст. 225 ГК РФ: бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, собственник которой неизвестен, либо отказался от права собственности.

Сам по себе факт прекращения владения и пользования недвижимым имуществом («брошенное имущество») не означает отказа от вещи в смысле ст. 225 ГК РФ!

Такой отказ предполагает письменное заявление. Публичные собственники не вправе отказаться от права собственности в общем порядке

2. Отказ от собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении имущества до тех пор, пока право собственности на него не приобретено другим лицом (ст. 236 ГК РФ). Т.е. круг объектов, на которые распространяются требования ГК РФ о бесхозяйном имуществе, гораздо Уже чем это принято считать на практике

3. Системное толкование норм права позволяет утверждать — действия, направленные на признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, есть право, а не обязанность органов местного самоуправления.

4. Постановка бесхозяйного недвижимого имущества на временный учет и последующее судебное признание права муниципальной собственности на это имущество – юридически самостоятельные действия.

Т.е. после постановки имущества на временный учет может не последовать признание права на это имущество. Основание для снятия имущества с временного учета — только госрегистрация права собственности на объект.

5. Ни ст. 225 ГК РФ, ни Положение о принятии на учет бесхозяйных вещей не определяют тип МО, которые вправе/должны осуществлять действия по постановке на учет и признанию права собственности на бесхозяйное имущество. Решение данного вопроса — только с учетом норм Закона № 131-ФЗ.

6. Юридически допустимы и на практике возможны ситуации, когда постановка на учет и действия по признанию права осуществляются различными МО (к примеру, поселением и районом). Т.е. возможны судебные споры между МО. Полагаем, что в подобных случаях у лица, понесшего затраты по постановке имущества на временный учет и не ставшего собственником этого имущества, возникает право требования возмещения таких затрат по отношению к будущему собственнику.

7. Суды правомерно разделяют 2 этапа установления права собственности на бесхозяйную недвижимость: постановка на временный учет и действия по судебному признанию права собственности. При этом решения о понуждении к действиям по признанию права муниципальной собственности, как правило, судами не выносятся.

8. Судебная практика по делам о понуждении к совершению действий, направленных на постановку на учет, противоречива. Однако имеются судебные решения (как правило, арбитражных судов), в которых в понуждении отказывается в силу диспозитивности нормы ст. 225 ГК. ОМСУ целесообразно знать аргументы судов по таким делам для отстаивания своих интересов.

9. При рассмотрении дел о понуждении к осуществлению действий, направленных на постановку на учет, ОМСУ следует доказывать не только диспозитивность нормы ст. 225 ГК РФ, но и невозможность осуществления таких действий за счет средств местного бюджета, ибо последний предназначен для решения вопросов местного значения.

10. Действия по постановке на учет бесхозяйной недвижимости можно расценивать как госполномочие, не делегированное надлежащим образом. При этом целесообразно ставить перед судом вопрос о привлечении органов госвласти в качестве третьего лица, а также одновременно — о взыскании с государства расходов на осуществление таких действий

11. Исключение могут составлять случаи постановки на учет и признания права собственности на бесхозяйное имущество, которое в силу прямого указания ст. 50 Закона № 131-ФЗ поступает в собственность соотв.-го МО (расходы могут быть включены в местный бюджет как расходы на содержание собственности)

12. С учетом позиции п. 8 рекомендаций – действия по постановке на временный учет бесхозяйного имущества не могут осуществляться ОМСУ поселений (в соотв. с системным подходом делегирование госполномочий по общему правилу осуществляется на уровень муниципальных районов). Исключением м/б случай, указ. в п. 11.

13. Действия по постановке на временный учет – целый комплекс мер – сбор правоустанавливающих документов, технический учет, инвентаризация имущества; следует обращать внимание судов на это, в т.ч. ставя вопрос о правильном и полном содержании резолютивной части решений (в т.ч. необходимость возмещения расходов на совершение указанных действий).

14. С момента постановки на временный учет и до признания права собственности МО, осуществившее действия по постановке на учет, вправе пользоваться этим имуществом. Законодательство не устанавливает правомочий по содержанию такого имущества, выходящих за рамки, необходимые для обычного пользования.

15. Процессуальное зак.-во — рассмотрение дел о признании права собственности на бесхозяйное имущество как в судах общей юрисдикции, так и в арбитраже. Суды общей юрисдикции — в порядке особого производства (заявление, гл. 33 ГПК), арбитражные суды – как правило, в порядке искового производства (иногда — особого как дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 30 АПК РФ)). Более корректно — по гл. 33 ГПК РФ, но ОМСУ вправе самостоятельно избрать способ признания права.

16. При обращении в суд о признании права собственности на недвижимое бесхозяйное имущество не следует ставить вопрос об установлении факта бесхозяйности имущества! (данный факт устан.-ся регистрирующим органом при постановке на временный учет. В суде — лишь вопрос о признании права муниципальной собственности (что должно отражаться в резолютивной части решения).

17. При обращении в суд о признании права муниципальной собственности на движимое имущество ОМСУ одновременно заявляют два требования: о признании факта бесхозяйности имущества и о признании права собственности на это имущество (в резолютивной части решения должно содержаться указание на признание права муниципальной собственности на соответствующий объект). Заявление – одно!

18. Решение суда о признании права является безусловным основанием для регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, однако не заменяет собой акт госрегистрации права.

Безхозяйность недвижимого имущества как основание возникновения права собственности

Действующее гражданское законодательство предусматривает возможность возникновения права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, то есть имущество, которое не имеет собственника, или от которого собственник отказался, или на которое собственник утратил право собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, законодательством устанавливается особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. На первом этапе необходимо принятие такой вещи на учет в качестве бесхозяйной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Затем закон предусматривает годичный срок, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, может признать бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

То есть право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке, причем данный юридический факт может повлечь возникновение только муниципальной собственности. В частную собственность бесхозяйное недвижимое имущество может перейти только на основании приобретательной давности (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Наглядным подтверждением данного вывода может служить следующий пример из судебной практики. ЖСК обратился в арбитражный суд с иском к администрации г. Таганрога о признании бесхозяйным подземного отрезка теплотрассы. Свои требования истец мотивировал тем, что в течение длительного времени он вынужден ремонтировать не принадлежащий ему объект, находящийся в ветхом состоянии и используемый для теплоснабжения не только двух домов ЖСК, но и муниципального дома. По мнению истца, участок теплотрассы должен быть принят в муниципальную собственность, но неоднократные обращения в администрацию города с этим вопросом не дали результата. Суд первой инстанции отказал в иске, сделав вывод о принадлежности спорного объекта недвижимости на праве собственности истцу. Кассационная инстанция, оставив решение в силе, изменила его мотивировочную часть, указав, что ст. 225 ГК РФ определяет специального субъекта, обладающего правом обращения в суд с требованием о признании права собственности на недвижимую бесхозяйную вещь — таким субъектом является муниципальный орган. Иные лица названным правом не обладают и могут быть заинтересованы лишь в побуждении муниципалитета к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность, они не являются надлежащими истцами по требованиям о признании недвижимых объектов бесхозяйными.

В приведенном примере определенный интерес вызывает тезис суда кассационной инстанции о возможности заинтересованного лица побудить муниципалитет к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность. По нашему мнению, данный вывод сделан без учета основополагающих принципов гражданского законодательства и расходится с положениями ст. 225 ГК РФ. Дело в том, что диспозиция названной нормы предоставляет органу местного самоуправления лишь право обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, но никоим образом не обязывает орган местного самоуправления предъявлять соответствующее требование. Кроме того, принуждение кого-либо к приобретению права собственности противоречит основным принципам действующего гражданского законодательства.

В целях постановки объекта недвижимости на учет как бесхозяйного орган местного самоуправления вправе обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в постановке на учет недвижимости как бесхозяйной вещи может быть обжалован в суд.

При этом следует иметь в виду, что требование о постановке недвижимой вещи на учет в качестве бесхозяйной является самостоятельным требованием и не конкурирует с правом государства в лице налоговых органов оформить право собственности на выморочное имущество. Проиллюстрируем данный тезис примером из судебной практики. Администрации г. Орехово-Зуево решением суда первой инстанции было отказано в иске к Московской областной регистрационной палате о признании незаконным отказа в постановке на учет как бесхозяйной недвижимой вещи квартиры. Суд кассационной инстанции решение отменил, указав следующее. Иск заявлен по основаниям ст. 225 ГК РФ и ст. 20 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При рассмотрении исковых требований суд по существу подменил основания и предмет иска, применив для разрешения спора и отказа в иске нормы, регулирующие вопросы наследственного права, о которых не шла речь в исковом заявлении. Выводы суда о принадлежности спорного объекта (квартиры, не имеющей хозяина) на праве собственности государству не основаны на законе, который требует соблюдения особой процедуры принятия наследства как гражданами — физическими лицами, так и государством в лице его уполномоченных органов. В связи с применением судом норм, не подлежавших применению по данному делу, и неприменением норм, регулирующих вопросы признания вещи бесхозяйной, суд сделал ошибочные выводы и вынес незаконное решение. Утверждение в судебных актах о возможности налогового органа принять любое имущество и оформить его в качестве государственного вне зависимости от каких-либо сроков не основано на действующем гражданском законодательстве и Налоговом кодексе РФ, не наделяющих налоговые органы правом подачи заявления о постановке на учет как бесхозяйной вещи и о признании этой вещи бесхозяйной. Истцом поднят вопрос не о признании за ним прав собственности, а о постановке на учет вещи как бесхозяйной, так как вопрос о правах собственности может быть решен только судом по истечении года со дня постановки на учет.

Одним из существенных условий удовлетворения требования о постановке недвижимой вещи на учет является подтверждение ее правового статуса, позволяющего квалифицировать данную вещь именно как объект недвижимого имущества. Например, Комитету по управлению имуществом г. Железнодорожный было отказано в удовлетворении заявления к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области о признании незаконным отказа в постановке на учет объекта «Дороги и проезды г. Железнодорожного» как бесхозяйного объекта в связи с тем обстоятельством, что заявленный объект не соответствует строительным нормам, установленным для объектов недвижимости, в связи с чем не может быть отнесен к объектам недвижимости.

Необходимо обратить внимание на то, что признание права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество требует не только соблюдения установленного порядка постановки на учет и истечения срока такого учета, но также установления фактической бесхозяйности такого имущества. Примером может являться следующее судебное дело. Администрация муниципального образования «Поселок Котельники» обратилась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное здание. В процессе рассмотрения дела истец изменил предмет иска, заявив требование об установлении юридического факта о том, что данный объект недвижимости является бесхозяйным, в связи с чем подлежит признанию муниципальной собственностью. Требование мотивировано постановкой на учет названного здания как бесхозяйного недвижимого объекта управлением Московской областной регистрационной палаты в Люберецком районе, истечением годичного срока со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи. Решением суда исковые требования удовлетворены. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ данное решение суда отменил по следующим основаниям. Решение суда обосновано тем, что по просьбе истца спорное здание было поставлено на учет как бесхозяйная недвижимая вещь и в отношении этого имущества с момента постановки на учет истек годичный срок. Однако судом не исследовался вопрос о том, является ли указанное здание фактически бесхозяйным объектом недвижимости. После принятия судом решения от ООО «Овен» поступило заявление о принесении протеста на указанный судебный акт и представлены документы в подтверждение приватизации этим обществом спорного здания. Данное общество к участию в деле не привлекалось и представленные им документы судом первой инстанции не оценивались.

В другом случае Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула обратился в арбитражный суд с иском к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края о признании права муниципальной собственности на нежилое помещение. Данное нежилое помещение было поставлено на учет как бесхозяйное. Однако в ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что спорное помещение включено в реестр краевого имущества, находится во владении и пользовании третьих лиц и поэтому не может рассматриваться в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. В связи с изложенным решением суда, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, в удовлетворении иска было отказано.

Имущество без собственника

Подать документы в государственную регистрационную организацию, а в последствии и в суд, может любой гражданин, или муниципальный орган, обнаруживший бесхозяйный объект и желающий оформить право собственности на него. Следует учитывать, что под таким объектом можно понимать любое имущество – какие – либо ценные вещи, здания.

Что это такое

Бесхозяйное имущество – это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам. В большинстве случаев обладателя каких – либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы.

Статус бесхозяйного может быть присвоен имуществу после обращения с заявлением представителей госорганов и предприятий. Заявление подается в суд по месту жительства или нахождения нового владельца.

Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака.

Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:

  • собственник отсутствует или не может быть установлен;
  • вещь брошена ее собственником, имя которого известно;
  • был написан отказ от использования вещи.

Стать владельцем найденных животных, клада и других вещей, представляющих хоть какую – то ценность могут те граждане, которые вступили во владение фактически, т.е. подали документы в суд и получили соответствующее разрешение. Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки – многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные.

Порядок признания имущества бесхозяйным

Первый шаг, который должен предпринять гражданин, желающий получить право собственности на ничейную вещь – составить заявление, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества.

Оформить право собственности могут:

  1. Представители юр. лица — предприятия, заводы, финансовые и другие организации.
  2. Физические лица.
  3. Государственные организации.
  4. Административные управления городов и поселков.

Также гражданин или юридическое лицо, желающее получить право собственности, должно позаботиться о том, чтобы предъявить в суде доказательства того, что вещь действительно является бесхозяйной.

Для этого могут быть использованы следующие документы:

  • справка, полученная в органах Росреестра, подтверждающая, что имущество не зарегистрировано, а следовательно, не имеет владельца;
  • документ, полученный от регистрационной организации еще до того момента, как был принят закон о государственной регистрации права собственности.

В расписке необходимо указать:

  1. Дата получения документов от заинтересованного лица.
  2. Количество экземпляров для каждого документа.
  3. Имя и фамилия сотрудника организации, принявшего заявление и справки.

Следующий этап – прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным.

Процесс, по окончании которого объект принадлежит гражданину, подавшему заявление, может быть приостановлен, если в суд обратится лицо, в действительности являющееся владельцем здания. По решению суда имущество переходит в собственность гражданину.

Также основанием для прекращения переоформления права собственности является обнаружение факта наложения обременения на недвижимый объект.

Последний этап в оформлении – регистрация права собственности в Росреестре. Российским законодательством предусматривается срок выжидания – один год. Это время дается на то, чтобы лицо, являющееся собственником, могло заявить о своих правах.

Что входит в отчет об оценке имущества, узнайте тут.

Оформление в муниципальную собственность

Передать объект недвижимости в собственность муниципалитета возможно только обратившись в суд. Однако перед этим муниципалитет должен провести ряд мероприятий, в том числе и по выявлению бесхозяйных объектов.

В большинстве городов и поселков недвижимость признается бесхозяйной после издания муниципального правового акта. В каждом муниципалитете существует своя схема по нахождению объектов и их оформлению в собственность, поскольку законом четкий порядок для данной процедуры не устанавливается.

Исходя из практики, можно выделить несколько способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета:

  • обнаружение объектов в результате проведения ремонтных работ на городских и сельских участках и проведения инвентаризации;
  • подача заявлений гражданами и предприятиями для получения права собственности на недвижимое имущество;
  • проверка правильности и целесообразности использования объектов, расположенных в черте города или поселка.

Все объекты, не имеющие хозяина, выявленные в ходе проверок и инвентаризаций в обязательном порядке подлежат учету. Муниципалитет, как и физические лица, подает исковое заявление, на основании которого возможно признание объекта бесхозяйным.

Также необходимо подготовить доказательства того, что:

  1. У недвижимого имущества отсутствует собственник или установить его личность, а также местонахождения не представляется возможным.
  2. Вещь была поставлена на государственный учет.
  3. Собственником были совершены какие – либо действия, результатом которых стало приобретение имуществом статуса «бесхозяйное», например, гражданин отказался от своих прав на объект.

После проверки всех документов суд выносит решение, в резолютивной части которого обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • наименование недвижимого объекта;
  • его месторасположение;
  • какие – либо отличительные параметры и признаки.

Передача объекта осуществляется на основании судебного решения в Росреестре. Если недвижимый объект расположен на территории не одного, а двух муниципальных образований, право собственности будет оформлено на тот муниципалитет, которым было подано заявление. При этом в документе должна быть сделана отметка о втором муниципалитете, а в частности, о месте расположения объекта.

Как приобрести право собственности

Прежде всего, перед тем, как подавать заявление на переоформление права собственности, гражданин должен убедиться в том, что у объекта недвижимости в действительности нет владельца, либо был совершен отказ от права собственности.

Собираясь оформить объект недвижимости на себя, гражданин должен помнить о том, что земельный участок не может быть ничейным, у него всегда есть собственник, а следовательно, бесхозяйным может быть признан только тот объект, который был возведен на этом участке.

Недвижимость может не иметь хозяина, при этом право собственности ранее регистрировалось в ЕГРН. Перерегистрация в таком случае осуществляется по решению суда.

Чтобы стать собственником объекта, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Поставить объект недвижимости на учет вне зависимости от того, проживает ли кто – то из граждан в здании или нет.
  2. На втором этапе необходимо подать заявление по установленной форме.
  3. Подача иска на рассмотрение в суд, вынесение судебного решения, на основании которого заявитель сможет пользоваться имуществом и владеть им.
  4. Оформление документов и регистрация в Росреестре.

Лицо, получившие разрешение на пользование и владение брошенными объектами недвижимости будет считаться субъектом приобретения права собственности.

Если за время ожидания после подачи заявления о намерении оформить право собственности заявляют и другие граждане, а также муниципалитет, гражданин, подавший прошение первым, может подать исковое заявление на основании того, что: объект уже был ранее признан бесхозным, вещь обнаружена конкретным гражданином, который является претендентом на пользование и владение имуществом.

Подавать заявление в суд можно только после того, как пройдена процедура досудебного урегулирования.

В частности, лицо, желающее получить право собственности на недвижимый объект, обязано подать соответствующие документы в государственную организацию, и выждать полгода, в течение которых может объявиться тот, кто в действительности является собственником. Если этого не происходит, суд принимает исковое заявление и начинается процесс его рассмотрения.

Признание права собственности на строение, у которого нет владельцев – сложная и длительная юридическая процедура, через которую должен пройти каждый гражданин или предприятие, а также муниципалитет, желающий оформить объект в свое владение. Важнейшим этапом является подготовка доказательной базы ,которая должна быть представлена в суде.

Как происходит раздел имущества при разводе, узнайте здесь.

С видами права собственности ознакомьтесь тут.

Видео: Диалог с юристом: признание права собственности на бесхозяйное имущество

Признание права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

Бесхозяйная недвижимость представляет собой недвижимое имущество, у которого отсутствует законный владелец (часть 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ). Под рассматриваемое определение не попадают земельные участки и иные природные ресурсы — правом собственности в их отношении всегда обладает государство. Также не может признаваться бесхозяйной недвижимостью самовольная постройка. Это связано с тем, что за юридические последствия, связанные с самовольным строительством, отвечают иные нормативные акты и государственные структуры, чем за никому не принадлежащее имущество. Таким образом, под бесхозяйственной недвижимостью подразумеваются дома, квартиры, гаражи и другие жилые и нежилые постройки.

После определения недвижимого имущества бесхозяйным должно пройти некоторое время, прежде чем его можно будет признать объектом чьей-то собственности и, тем более, оформить на него соответствующую декларацию. Но каким образом можно доказать своё право на обладание подобной недвижимостью? У кого это право есть (особенно если речь идет про право собственности на незавершенное строительство)? Какие требуются документы для обращения в суд? Поговорим об этом в статье.

Досудебное решение вопроса

В связи с признанием права на бесхозяйную недвижимость без обращения в судебные органы не обойтись. Причина тому — фактическое отсутствие доказательной документации, утверждающей право на владение рассматриваемым имуществом.

До обращения в суд с исковым заявлением, заинтересованному лицу надлежит следовать указанному ниже алгоритму действий:

  • Проконсультироваться с юристами, обладающими достаточным опытом в решении дел, подобных рассматриваемому;
  • Собрать необходимую доказательную документацию;
  • Найти свидетелей, готовых выступить в суде в интересах истца;
  • Грамотно составить исковое заявление с целью признать личное право собственности на бесхозяйную недвижимость;
  • Уплатить государственную пошлину.

Если все вышеперечисленные пункты выполнены, следует направить пакет документов в суд.

Основания для обращения в суд

Согласно актуальному тексту пункта 3 статьи 225 ГК РФ, недвижимость, признаваемая бесхозяйственной, ставится на учёт уполномоченным Федеральным органом в сфере узаконивания права собственности. Спустя год после учётной постановки рассматриваемого объекта, обратиться в суд с целью признания собственного права на данную недвижимость могут следующие физические и юридические лица:

  • Уполномоченные органы муниципалитета — на основании права признания бесхозяйной недвижимости муниципальной собственностью;
  • Частные лица — на основании длительного пользования рассматриваемой недвижимостью (в течение срока не менее 15 лет).

Для того чтобы суд смог признать право гражданина или муниципалитета на конкретное недвижимое имущество, необходимо соответствие их ходатайства следующим наиважнейшим условиям:

  • Владелец недвижимости неизвестен ни приобретателю, ни суду;
  • Лицо, претендующее на признание права собственности на данный имущественный объект, не обладает информацией о собственнике.

Иных оснований для обращения в суд с целью признать право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество настоящим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Также о том, как происходит признание права собственности на объект недвижимости через суд можно узнать здесь.

Оформление искового заявления

Для обращения в суд с целью признать право собственности на бесхозяйное имущество, прежде всего необходимо грамотно составить соответствующее исковое заявление. Бланк иска о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество заполняется преимущественно в письменной форме, разборчивыми печатными буквами с отсутствием существенных исправлений и грамматических ошибок. Рассматриваемый документ должен содержать исключительно истинные сведения, ибо если изложенная в данном акте информация будет ложной, к рассмотрению в процессе судопроизводства он принят не будет.

Действительный текст искового заявления с просьбой признать право собственности на бесхозяйную недвижимость обладает следующей структурой:

  • Наименование судебной инстанции, в которую направляется иск с целью рассмотрения;
  • ФИО или наименование (если это — юридическое лицо) заявителя, адрес и контактный телефон;
  • Реквизиты заинтересованного лица;
  • Ценовой эквивалент иска;
  • Наименование — «Исковое заявление»;
  • Изложение факта бесхозяйности рассматриваемой недвижимости с приведением доводов в пользу того, что старые хозяева умерли или отказались от рассматриваемой недвижимости, а новых законных собственников обнаружено не было;
  • Просьба признать право собственности за истцом на основании законных причин;
  • Подробное описание рассматриваемого недвижимого имущества с указанием адреса его нахождения;
  • Предоставления достоверного перечня прилагаемой документации;
  • Дата составления искового заявления в формате день/месяц/год и личная подпись истца для скрепления действительного документа (последние пункты оформляются при непосредственном присутствии ответственного представителя судопроизводства).

Исковое заявление с целью признать право собственности на бесхозяйную недвижимость преподносится судебному органу в виде трёх ксерокопий. Образец рассматриваемого документа доступен по ссылке:

Основным условием любого судебного разбирательства является сбор необходимой для судопроизводства документации. Для подачи искового заявления по рассматриваемому вопросу требуются следующие акты:

  • Документ, удостоверяющий личность истца-заявителя (паспорт гражданина РФ);
  • Банковский реквизит (квитанция или чек), подтверждающие факт оплаты государственной пошлины;
  • Акт комиссии обследования бесхозяйной недвижимости;
  • Комиссионный акт обследования прилежащей к недвижимому имуществу территории;
  • Выписка из ЕГРП (Единого государственного реестра прав);
  • Свидетельские показания (при необходимости);
  • Документация, свидетельствующая о прежних владельцах рассматриваемой собственности.

Представленная выше документация преподносится в судебный орган единым пакетом. Требуется предоставить оригиналы актов и ксерокопии по числу участников судебных разбирательств и заинтересованных лиц.

Госпошлина и срок исковой давности

Размер государственной пошлины рассчитывается в зависимости от цены иска (Налоговый Кодекс Российской федерации, статья 333.19). В зависимости от ценового значения недвижимости, право собственности на которую требуется признать в судебном порядке, на период 2018 года тарифы госпошлины исчисляются следующим образом:

  • до 20 000 р.- 4 % цены иска, но не менее 400 рублей;
  • от 20 001 до 100 000 рублей — 800 р. + 3% суммы, превышающей 20 000 рублей;
  • от 100 001 до 200 000 рублей — 3 200 р. + 2% суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 до 1 000 000 рублей — 5 200 р. + 1% суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • свыше 1 000 000 рублей — 13 200 р. + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000, но не более 60 000 рублей;

Срок исковой давности по общим правилам составляет 3 года, однако исковые заявления с целью признать право собственности на бесхозяйную недвижимость рассматриваются в соответствии с особым режимом судопроизводства. Исковой срок по данным делам составляет 12 календарных месяцев с момента постановки недвижимого имущества на учёт.

Обжалование постановления суда

Иск с целью признать право собственности на бесхозяйное имущество направляется в Городской (Районный) суд по адресу нахождения оспариваемого объекта. Дело рассматривается в течение 60-90 календарных дней, и судебное решение вступает через 10 суток после его оглашения. Именно в этот десятидневный срок допустимо обжаловать решение суда по делу о признании права собственности на бесхозяйное имущество. Для этого подаётся исковое заявление в вышестоящий судебный орган (чаще всего — в Арбитражный суд). В иске указываются причины несогласия с судебным решением.

Это интересно:

  • Изменения в приказ мвд 161 Приказ МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 "О внесении изменений в Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161" Приказ МВД России от 22 […]
  • Приказ 1815 от 02072018 вступает в силу ПРИКАЗ Минпромторга России (Министерство промышленности и торговли РФ) от 02 июля 2015 г. №1815 " "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, ТРЕБОВАНИЙ К ЗНАКУ ПОВЕРКИ И СОДЕРЖАНИЮ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПОВЕРКЕ"" В целях реализации части 5 статьи 13 Федерального закона от 26 […]
  • В каком городе можно оформить шенгенскую визу Оформление биометрической Шенгенской визы самостоятельно С 14 сентября 2015 года для россиян при получении Шенгенских виз начинает действовать Визовая информационная система (ВИС). Её запуск изначально планировался в апреле, но был перенесён на низкий сезон. За первое полугодие 2015 года […]
  • Приказ 227 от 17032018 минспорт Приказом минспорта россии от 17032018 227 Приказ Министерства спорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 907 «О внесении изменений в Положение о Единой всероссийской спортивной классификации, утвержденное приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17.03.2015 № 227” (не вступил в […]
  • Закон о поставках продукции и товаров для государственных нужд Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ"О поставках продукции для федеральных государственных нужд" С изменениями и дополнениями от: 19 июня […]
  • Приказ по ношению формы полиции Приказ МВД России от 26 июля 2013 г. N 575 "Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 26 июля 2013 г. N 575"Об утверждении […]
  • Закон об обеспечении средств измерения Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ"Об обеспечении единства измерений" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 2 декабря 2013 […]
  • Закон о газе 2013 Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ"О газоснабжении в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 22 августа 2004 г., 23 декабря 2005 г., 2 февраля, […]

Author: admin