Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Прямых налогов в рф

Прямые налоги и сборы Российской Федерации: роль, проблемы и перспективы развития. Статьи по предмету Налоговое право

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РОЛЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ф.С. АГУЗАРОВА

В российской налоговой теории и практике налоговые платежи классифицируются по различным признакам. Самой известной классификационной группой является деление налогов и сборов на прямые и косвенные . Прямые налоги и сборы взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, доходов, имущества с конкретного налогоплательщика. Наличие доходов и имущества у организаций и физических лиц означает совершение ими определенных действий, предполагающих налоговые обязательства. Отметим, что в отличие от прямых налогов и сборов косвенные налоги взимаются в процессе передачи и реализации товаров, работ, услуг и, в конечном счете, входят в цену, уплачиваемую за товар, работы, услуги покупателем. Тем самым их уплата возложена на конечного потребителя при приобретении товаров, работ, услуг. Поэтому лицо, перечисляющее косвенные налоги в бюджетную систему государства, и лицо, с которого эти налоги удерживаются, различны.
———————————
Токаева С.К. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации: современная проблематика // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2015. С. 63 — 69.

Важно учесть, что прямые налоги и сборы более предсказуемы и быстрее поступают в бюджетную систему. В свою очередь, косвенные налоги взимаются постепенно и не способствуют быстрому наполнению бюджета. Вместе с тем косвенные налоги являются наиболее надежным источником доходов бюджета при любом состоянии экономики государства. В отличие от косвенных, прямые налоги и сборы проще в администрировании и легче контролируются, так как они конкретно увязываются с доходами и имуществом плательщиков . При взимании прямых налогов и сборов точно установлены плательщики, размер, источники уплаты налога и сбора. Что касается косвенных налогов, то последствия взимания трудно прогнозировать.
———————————
Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. N 10. С. 910 — 918.

В числе прямых налогов и сборов превалируют поступления по таким видам налогов, как: налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций (таблица 1).
За 2014 год в бюджетную систему Российской Федерации поступило прямых и косвенных налогов и сборов в сумме 14096,3 млрд. руб., что на 1360,4 млрд. руб. больше аналогичного показателя 2013 года. В числе прямых налогов и сборов незначительное снижение поступлений наблюдается по водному налогу (0,3 млрд. руб.). По остальным прямым налогам и сборам динамика положительная. Наиболее значительный удельный вес имеется по налогу на доходы физических лиц: 19,6% и 19,2% соответственно. Также велика доля поступлений по налогу на прибыль организаций: 16,3% и 16,9% соответственно. Оба налога объединены в группу «Налоги на прибыль, доходы» и, как следствие, в сумме налоговых поступлений составляют: 35,9% и 36,1% соответственно. Налоги в системе природопользования включены в группу «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами». Удельный вес этих налогов и сборов значителен в сумме налоговых поступлений: 20,244% и 20,64% соответственно, где налог на добычу полезных ископаемых занимает основную часть: 20,2% и 20,6% соответственно. Водный налог и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов незначительны в сумме налоговых доходов и составляют 0,02%. Среди налогов на имущество наиболее значителен по объему поступлений налог на имущество организаций: 4,8% и 4,5% из 7,004% и 6,804% соответственно. Также незначителен удельный вес по государственной пошлине: 0,9% и 0,8% соответственно.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что следует повышать в первую очередь роль имущественных налогов. Эти налоги формируют налоговую составляющую бюджетов субъектов РФ и считаются наиболее сложными в администрировании. Отметим, что большинство субъектов РФ нуждаются регулярно в федеральной помощи. Ежегодно регионам выделяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Так, на 2016 год сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ составила около 515 млрд. руб. . В 2014 году федеральные дотации на выравнивание бюджетов субъектов РФ составляли 439 млрд. руб. . Очевидно, что размер федеральной помощи меньше не становится, а, наоборот, растет. Безусловно, повышение роли налогов на имущество сократит объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
———————————
Интернет-ресурс: http://www.regnum.ru/news/economy/1987353.html.
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // minfin.ru.

Таблица 1

Анализ поступления прямых налогов и сборов в РФ за 2013 — 2014 гг.

Наименование налогов и сборов

2013 г.

2014 г.

Прирост

поступило, млрд. руб.

удельный вес, %

поступило, млрд. руб.

удельный вес, %

млрд. руб.

Налоги на прибыль, доходы из них:

налог на прибыль организаций

налог на доходы физических лиц

Налоги на имущество из них:

налог на имущество физических лиц

налог на имущество организаций

налог на игорный бизнес

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами из них:

налог на добычу полезных ископаемых

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Налоговые доходы всего

Источник: Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации // http://www.roskazna.ru.

Таблица 2

Анализ роли прямых налогов и сборов в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ за 2013 — 2014 гг.

Наименование налогов и сборов

2013 г.

2014 г.

Прирост

поступило, млрд. руб.

удельный вес, %

поступило, млрд. руб.

удельный вес, %

млрд. руб.

Налоговые доходы всего

Источник: Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации // http://www.roskazna.ru.

Полагается, что страны, где прямые налоги и сборы доминируют над косвенными налогами, считаются развитыми. Важно отметить, что объемы поступления прямых налогов и сборов превосходят над косвенными налогами, собранными в Российской Федерации за 2013 — 2014 гг. (таблица 2).
В общем объеме мобилизации налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации удельный вес прямых налогов и сборов составляет: 64,2% и 64,4% соответственно. Поступления по прямым налогам увеличились на 903,3 млрд. руб. в 2014 году и составили 9083,9 млрд. руб. против 8180,6 млрд. руб. показателя 2013 года. По косвенным налогам также имеется повышение поступлений. Прирост составил 457,1 млрд. руб. Удельный вес косвенных налогов составляет более трети поступлений в налоговых доходах бюджетов бюджетной системы РФ: 35,8% и 35,6% соответственно. Важно отметить, что если косвенные налоги увеличились на 457,1 млрд. руб., то темпы роста прямых налогов и сборов примерно вдвое больше (903,3 млрд. руб.).
Проведенный анализ поступления прямых налогов и сборов в бюджетную систему за 2013 — 2014 гг. показал, что в их числе на первом месте по объему поступлений налог на добычу полезных ископаемых, на втором месте — налог на доходы физических лиц и на третьем месте — налог на прибыль организаций. По всем прямым налогам и сборам поступления повышаются, исключение составляет лишь водный налог. Прямые налоги и сборы занимают наибольшую долю в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ . За анализируемый период удельный вес по ним увеличился на 2 десятые единицы (с 64,2% до 64,4%). По состоянию и удельному весу прямых налогов и сборов можно судить об экономике страны.
———————————
Тадтаева В.В. Налогообложение физических лиц: анализ и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия — Алания) // Актуальные проблемы современной науки: теория и практика. 2013. С. 49 — 59.

Независимо от того, что отмечается положительная тенденция поступлений наиболее значимых прямых налогов и сборов в российскую бюджетную систему, на сегодняшний день имеются проблемы, решение которых необходимо и будет содействовать повышению налоговой составляющей. Так, существуют проблемы по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, в частности: сокрытие доходов, прибыли; ведение двойной бухгалтерии с целью выдачи заработной платы в «желтых» конвертах; умышленное уклонение от уплаты налогов (причем законным путем); сложность исчисления налогов и другие. В этой связи, в первую очередь, предлагаем:
— отладить механизм администрирования доходов населения и прибыли организаций с целью выявления необлагаемых доходов и прибыли;
— установить размер стандартного налогового вычета на каждого работника не ниже суммы потребительской корзины;
— разработать прогрессивную шкалу доходов, отвечающую современным экономическим реалиям в обществе с учетом доходов работающего населения;
— снизить налоговое бремя по налогу на прибыль организаций для отдельных хозяйствующих субъектов (например, для вновь созданных организаций);
— оптимально распределять средства по указанным налогам между бюджетами бюджетной системы .
———————————
Бажина О.С., Темирканова О.Н., Цалоева М.К. Совершенствование налогового регулирования и администрирования как инструмент повышения качества системы управления региональным налогообложением // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2008. N 5. С. 1 — 11.

Имеются недостатки и по налогам на имущество, а именно: не всегда точно определена налоговая база, т.е. не установлена инвентаризационная или кадастровая стоимость объектов имущества. Отметим, что инвентаризационная стоимость заметно разнится с кадастровой (рыночной) стоимостью, она гораздо ниже; отсутствует четкое разграничение стоимости недвижимого имущества, то есть одни объекты определяются по инвентаризационной стоимости, другие — по кадастровой стоимости; несовершенна информационная база, то есть не имеется полных сведений, а также не совпадают данные по объектам имущества; имеются пробелы в администрировании имущественных налогов.
Налоги на имущество остаются незначительными и сложно администрируемыми. Для улучшения имущественного налогообложения предлагаем:
— ужесточить меры администрирования и контроля по объектам имущества;
— пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков ;
———————————
Балаева Д.А., Дзарасова А.К. Анализ результативности применения налоговых льгот как элемента налогового механизма // Налоги и налогообложение. 2015. N 9. С. 649 — 654.

— определить порядок формирования налоговой базы, которая должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости;
— создать полный государственный кадастр по учету имущества с установлением объективной стоимости;
— уточнить нормы законодательства в части имущества с целью исключения противоречий одной нормы законодательства другой. К примеру, по земельному налогу законодательство должно быть идентичным в Земельном кодексе, Гражданском кодексе, Налоговом кодексе и других нормативно-правовых актах;
— свести к одному сведения по объектам налогообложения, данные должны совпадать во всех взаимодействующих государственных органах.
Поступления налогов в системе природопользования должны быть весомыми по объему поступлений, так как Россия является ресурсодобывающей страной. В настоящее время в регулировании платежей за использование природных ресурсов существуют недостатки, которые нужно искоренять. Чаще всего проблемы касаются действующего российского законодательства в области налогообложения природопользования. Так, до сих пор не устранены явные противоречия между отдельными нормами Водного кодекса РФ и ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Нуждается в корректировке Закона «О недрах» в связи с принятием главы 26 Налогового кодекса РФ о налоге на добычу полезных ископаемых , в которой устранено даже упоминание о надобности выделения средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В этой связи предлагаем:
———————————
Агузарова Л.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. N 6. С. 9 — 11.

— совершенствовать экономический механизм природопользования с целью расширения перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;
— так же как по имущественным налогам, откорректировать нормы законодательства в области налогообложения природопользования. Все несоответствия законодательства в сфере природопользования приводят к потерям и выпадению бюджетных средств;
— упростить порядок взимания налога на добычу полезных ископаемых ;
———————————
Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. N 11. С. 1024 — 1030.

— восстановить максимально рациональное природопользование.
Следует отметить, что основой для установления платежей и применения других экономических инструментов в сфере природопользования должна стать экономическая оценка природных ресурсов, обеспечивающая комплексный учет качественных и количественных характеристик этих ресурсов при обязательном создании финансово-экономических условий их охраны и воспроизводства .
———————————
Агузарова Л.А., Элбакиева З.Б. Налоговое регулирование в системе межбюджетных отношений Российской Федерации // Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социохозяйственного развития / Международная научно-практическая конференция / Под редакцией Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. 2014. С. 6 — 10.

Что касается государственной пошлины, то здесь следует обратить внимание на отдельные завышенные тарифы, уплачиваемые организациями и физическими лицами за оказание юридически значимых действий. Такая ситуация обусловлена высококачественным предоставлением услуг и отлаженным сервисным обслуживанием. Созданы специализированные центры для удобства клиентов, которые предоставляют оперативно услуги в одном месте и эта работа требует вложения значительных денежных средств. Поэтому тарифы на такие услуги завышены.
В заключение отметим, что прямые налоги и сборы являются серьезным источником доходов государства. Они имеют ряд достоинств: напрямую платят лица, имеющие доход или имущество, а не конечный потребитель, как в косвенном налогообложении; быстрее поступают в бюджетную систему РФ в отличие от косвенных налогов; наиболее просто администрируются. Кроме того, следует наблюдать за соотношением между косвенными налогами и прямыми налогами в сторону увеличения доли последних до 64% в общем объеме налоговых доходов, что свидетельствует о здоровом экономическом климате и развитии государства.
В целом для стабильного и динамичного развития прямых налогов и сборов предлагаем: ужесточить меры налогового администрирования и контроля; упростить порядок исчисления и взимания по некоторым прямым налогам и сборам; выявить неучтенные объекты и в принудительном порядке поставить на учет; выявить скрытые доходы и прибыль организаций и физических лиц; наполнить и уточнить информационную базу по прямым налогам и сборам; определить налоговую базу по имущественным налогам.

Список использованной литературы

1. Агузарова Л.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. N 6. С. 9 — 11.
2. Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. N 10. С. 910 — 918.
3. Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. N 11. С. 1024 — 1030.
4. Бажина О.С., Темирканова О.Н., Цалоева М.К. Совершенствование налогового регулирования и администрирования как инструмент повышения качества системы управления региональным налогообложением // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2008. N 5. С. 1 — 11.
5. Балаева Д.А., Дзарасова А.К. Анализ результативности применения налоговых льгот как элемента налогового механизма // Налоги и налогообложение. 2015. N 9. С. 649 — 654.
6. Дзобелова В.Б., Олисаева А.В., Магометова М.Ю. Мероприятия по социально-экономической модернизации региона // Фундаментальные исследования. 2015. N 8 — 2. С. 356 — 360.
7. Тадтаева В.В. Налогообложение физических лиц: анализ и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия — Алания) // Актуальные проблемы современной науки: теория и практика. 2013. С. 49 — 59.
8. Тадтаева В.В., Туаева Л.А. Пути развития доходной базы консолидированного бюджета Республики Северная Осетия — Алания // Экономика и предпринимательство. 2015. N 9 — 2. С. 460 — 465.
9. Токаева С.К. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации: современная проблематика // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации / Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2015. С. 63 — 69.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Прямые налоги в РФ и перспективы их развития

Дипломная работа: Прямые налоги в РФ и перспективы их развития

Реферат

Выпускная квалификационная (дипломная) работа: 72 страницы, 7 таблиц, 39 источников.

Налог, прямые налоги, налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая ставка, налоговые вычеты, налоговая база, налоговый период, налоговая декларация, доход, имущество, перспективы развития, игорный бизнес, полезные ископаемые, вменённый доход, прибыль.

Тема: «Прямые налоги в РФ и перспективы их развития».

Цель: изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи: сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разных авторов; раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными налогами; рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные; проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на протяжении всего периода существования государства; рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны; определить пути совершенствования прямого налогообложения; проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2008-2010 годах; выявить основные направления совершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Объектом исследования является налоговая система РФ. Предметом — основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации. Рассмотрены обще-статистическая характеристика налогов на начало 2010 года, и нововведения начала 2010 года по прямому налогообложению.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды

1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ

1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010 года.

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.

2.1 Прямые реальные налоги

2.2 Прямые личные налоги

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ.

3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов).

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на самочувствии государства, а через это на самочувствии общества и населения.

Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета. Но актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям их совершенствования.

Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи:

— сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разных авторов:

— раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными налогами;

— рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные;

— проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на протяжении всего периода существования государства;

— рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны;

— определить пути совершенствования прямого налогообложения;

— проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2008-2010 годах;

— выявить основные направления совершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Объектом исследования является налоговая система РФ

Предметом — основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.

Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и др.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, работы).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды

Прямые налоги в РФ. Налоги прямые и косвенные. К прямым налогам относятся

Каждый гражданин любой страны мира платит налоги, являющиеся основой формирования государственной казны. Он может делать это от своего лица (перечисляя в казну государства так называемые «прямые» сборы») или осуществляя платежи косвенного типа.

Оснований для классификации налогов достаточно много. Мы рассмотрим трактовки, наиболее распространенные в России. Постараемся раскрыть суть таких явлений, как прямые налоги, «налоговый агент», «офшор», и рассказать о том, что означают прочие интересные термины.

Объект и предмет налогообложения

Что выступает объектом налогообложения? К таковым явлениям принято относить определенного рода действия (а также события или же состояния), которые дают государству законный повод исчислить налог. Например, это может быть сделка купли-продажи недвижимости, ввоз товара в страну, владение какой-либо собственностью.

Что же такое предмет налогообложения? Это, собственно, материальная (фиксируемая в тех или иных величинах) основа совершения тех действий, которые формируют объект налогообложения. То есть, в случае со сделкой купли-продажи недвижимости это квартира, дом, земельный участок, при ввозе товара в страну — это, собственно, то, что везется (продукты, одежда, электроника), если речь идет о владении собственностью — это ее конкретный вид (жилье, автомобиль).

Определившись с тем, что такое объект и предмет сборов, изучим понятие прямых и косвенных налогов. Этот способ классификации обременений является общепринятым в среде российских юристов.

Факты о прямых налогах

Какие налоги принято относить к прямым? В общепринятой российскими юристами трактовке такой тип сборов осуществляется государственными органами с имущества (его рыночной стоимости в установленной валюте) или же доходов граждан. Тот субъект, который получает выручку, подлежащую налогообложению, называется фактическим плательщиком. Практически во всех странах мира есть обременения такого типа. К прямым налогам относятся самые разные виды сборов. Какие из них наиболее часто встречаются в России? Это НДФЛ, налог на прибыль организаций, на дарение, имущество, наследование, добычу нефти, газа, угля и т. д.

Один из ключевых критериев, определяющих сущность термина «прямые налоги» — то, что субъект осуществления платежей делает взносы в казну сознательно — сам, или же доверяя перечисление денежных средств особому агенту (о них — чуть позже). Либо, по крайней мере, находясь в курсе того, что такую-то сумму по такому-то основанию необходимо перечислять в пользу государственного бюджета.

Еще одна важная характеристика прямых налогов — персонификация. Государство знает, кто и сколько должен бюджету, и на каком основании этот долг возник. В некоторых случаях органы власти обеспечивают возможность оплаты прямых налогов посредством сразу нескольких каналов — только бы субъект обременения осуществил свои обязанности по перечислению нужной суммы.

Налоги: реальные и личные

Прямые налоги принято подразделять на два вида. Первый — так называемые «личные» сборы. Они представляют собой налоги, которыми облагаются доходы либо имущество граждан и организаций, исходя из индивидуальных денежных показателей. То есть, в расчет берется как фактическая величина выручки (зарплаты, ренты и т.д.), стоимости объектов собственности, принадлежащих конкретному лицу — физическому или юридическому. Прямой личный налог, фактически, привязан к паспорту или ИНН человека (или же ОГРН организации). Государство в данном случае не сильно интересует конкретный предмет налогообложения, в большей — тот субъект, который обязан уплачивать с полученной выручки отчисления в бюджет.

Второй основной тип сборов, которые к прямым налогам относятся — это «реальные» платежи. Они взимаются не с конкретного субъекта (физлица или организации), а с определенного вида принадлежащей ему собственности — земли, недвижимости, ценных бумаг и т. д. При подсчете сумм, подлежащих уплате в казну государства, учитываются внешние характеристики объектов налогообложения. Если это, например, дом, то определяющую роль играет его площадь. Как правило, подсчет потенциального дохода, который может принести владельцу тот или иной объект недвижимости, не ведется.

И потому каждый год начисляется налог на имущество — прямой, подлежащий обязательной уплате. Хоть он и сравнительно невелик в России (во многих других странах мира такие сборы исчисляются, исходя из рыночной стоимости имущества, и могут составлять существенные по размеру суммы).

Мы узнали, что прямые налоги делятся на несколько типов, определили их сущность, узнали, почему они так называются. На очереди — изучение совершенно иного типа сборов. А именно налогов, относящихся к косвенным. Попробуем изучить их основные особенности.

Факты о косвенных налогах

К косвенным сборам относятся суммы, подлежащие выплате в казну государства на основе устанавливаемых непосредственно налогоплательщиком надбавок к основной стоимости какого-либо актива. Самые распространенные виды такого типа денежных обременений — акцизы, таможенные пошлины, а также НДС.

Сборы такого типа называются косвенными потому, что фактически их оплату производит не сам субъект перечисления сборов, а некоторое третье лицо. Как правило — покупатель товара. НДС, пошлины и акцизы — это издержки, которые закладываются предпринимателем в отпускную стоимость товара (можно сказать, что наравне с расходами на транспорт, погрузку, закупку у производителя, рекламу и т.д.).

Этим-то и отличаются налоги прямые и косвенные: в случае с первыми, плательщик сознательно переводит денежные средства государству, а при уплате вторых — за него это делают третьи лица. Которые, в свою очередь, могут и не быть осведомленными об этом (все-таки нюансы начисления того же НДС, а также определения его доли в себестоимости товара — как правило, закрытая для покупателей информация).

В России НДС обязуются уплачивать не только те предприниматели, которые заняты в торговле, но также и те, кто оказывает услуги. Правда, законом определено достаточно большое количество сервисов, предоставление которых не облагается данными видом косвенного налога. Предпринимателю, чтобы иметь достоверную информацию на этот счет, следует вооружиться самой свежей НК РФ и прочитать статью 164 — именно в ней отражаются все нюансы, связанные с налогообложением бизнеса посредством НДС.

Важность косвенных налогов для государства

Большинство государств мира, включая Россию, задействует косвенные налоги как один из главных инструментов формирования бюджета. Основным преимуществом такого типа сборов экономисты называют быстроту транзакций: как только товар реализуется (или, к примеру, пересекает границу), в кратчайшие сроки налог переводится в казну.

Еще один плюс косвенных сборов с точки зрения бюджетной политики: НДС и прочие виды обременений, как правило, привязаны к товарам широкого потребления. То есть, их торговый оборот будет вестись практически при любой экономической обстановке. А это значит, в бюджет всегда будут поступать средства, взимаемые в рамках сборов косвенного типа. Их величину, к слову, государство может регулировать, вводя рекомендуемые или же обязательные ставки НДС.

В каких пропорциях соотношение прямых и косвенных налогов находит отражение в бюджете страны? Все зависит от конкретного государства. Известно, что в доходах российского бюджета преобладают все-таки косвенные налоги: таможенные пошлины, сборы за ввоз товаров, платежи за пользование природными ресурсами. Если говорить о конкретно налогах на прибыль и доходы, то в структуре выручки бюджета РФ их доля сейчас — около 3%.

Кто такие налоговые агенты?

Существует такой термин, как «налоговый агент». Иногда под ним ошибочно понимают сотрудника ФНС. Это, конечно, не так. Налоговый агент — это физлицо или организация, которое в соответствии с требованиями закона обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет того или иного уровня необходимую сумму налога. Например, если человек трудоустроен по найму, то налоговым агентом будет его компания-работодатель.

Офшоры, налоговые льготы

В некоторых случаях определенные группы лиц и организаций освобождаются от уплаты налогов. Это может быть, например, если они ведут свою деятельность в «офшорных зонах» — территориях государств, гарантирующих нулевую (или крайне малую) ставку по сборам для иностранных фирм. Но даже в странах, не относящихся к «офшорным», могут быть определенного рода привилегии, называемые «налоговым иммунитетом». Это явление подразумевает свободу граждан или организаций от перечисления платежей в бюджет по тем или иным основаниям, определяемым законом.

Один из самых распространенных критериев классификации сборов в пользу казны государства — административный уровень субъекта обложения. Исходя из этого, выделяют местные, региональные и федеральные типы обременений. Самое интересное, что на каждом уровне могут взиматься как косвенные, так и прямые налоги. В РФ система сборов в бюджет функционирует, как отмечают многие эксперты, в рамках достаточно строгих регламентов. Рассмотрим то, как устроено налогообложение на каждом из уровней.

Налоги местного масштаба

Местные налоги — это платежи, осуществляемые физлицами и организациями, которые поступают в локальные административные структуры (муниципалитеты). Величина выплат, соответственно, регулируется местными органами власти — госсоветами, мэриями. Хотя, как отмечают российские юристы, в нашей стране эта система настолько централизована, что роль муниципалитетов в определении размера налоговых отчислений фактически сведена к минимуму.

В РФ к местным сборам принято относить, прежде всего, земельный налог. Но есть и другие важнейшие разновидности сборов. Это налог на имущество граждан, на рекламу, на дарение (наследование), а также различного рода лицензионные обременения. Муниципальные сборы уплачиваются субъектами, имеющими постоянную регистрацию в конкретных городах, районах, населенных пунктах сельского типа.

Налоги региональные

Следующий за муниципалитетами административный уровень управления в России — это субъект федерации, то есть регион. К сборам этого типа относятся: налог на недвижимость, на имущество юрлиц, с продаж, на предпринимательскую деятельность, связанную с азартными играми. Сюда же входят, аналогично тому, как это происходит на муниципальном уровне, лицензионные обременения — но уже регионального характера. Также к числу сборов этого уровня принято относить транспортный и дорожный налоги. Региональные сборы обязательны к уплате резидентами конкретных субъектов федерации.

Налоги федеральные

На высшем уровне государственного управления и при непосредственном участии соответствующих органов власти собираются федеральные налоги. К таковым относятся самые разные виды обременений — как прямые налоги, так и косвенные.

Это НДС, акцизы, обременения, базируемые на прибыли юрлиц, НДФЛ, взносы в социальные фонды, таможенные пошлины и т. д. Федеральные прямые и косвенные налоги обязательны к уплате абсолютно всеми гражданами и юрлицами, зарегистрированными в России.

Уплата налогов за рубежом

Субъектами уплаты налогов жители РФ могут быть не только у себя на родине, но и находясь за рубежом. Как вариант — ведя там бизнес или работая. Гражданин России, как правило, не освобождается от перечисления денежных средств в соответствующих размерах в казну того государства, где он ведет деятельность. Вместе с тем в его случае есть вероятность столкнуться с так называемым «двойным» налогообложением.

О двойном налогообложении

Ситуация, о которой идет речь, возникает, если человек, являющийся гражданином одной страны, платит в ней налоги — прямые и косвенные. И делает то же самое, по тем же основаниям, находясь в другом государстве. Например, если у нас открыт бизнес в Германии, то мы, с одной стороны, обязаны платить налоги в немецкую казну, с другой — перечислять соответствующие суммы в российский бюджет. Касательно косвенных сборов — мы, приобретая товары в берлинском супермаркете, точно так же платим за него НДС. Ставки налогов в России и Германии при этом, как правило, различаются.

Такое положение дел невыгодно для граждан и предпринимателей. Поэтому, в мировой практике дипломатических отношений между разными странами принято по возможности составлять соглашения об обходе двойного налогообложения. Есть и односторонний метод избегать этого явления — издание национальных законов, разрешающим гражданам, ведущим бизнес за рубежом, не платить у себя на родине налоги тех типов, что начислены в другой стране. Либо делать послабления, в свою очередь, для иностранцев (например, власти многих европейских стран позволяют зарубежным гражданам, делающим покупки в немецких магазинах, возвращать уплаченный НДС при выезде из государства, заполнив специальное заявление на таможне — если, конечно, сохранились чеки).

Методы взимания налогов

Какими способами государство обременяет плательщиков сборов в казну? Есть четыре основных метода, при помощи которых собираются налоги — прямые и косвенные. Они распространены как в России, так и в мире.

Во-первых, это налогообложение так называемого «прогрессивного» типа. Применяя его, государство обязует граждан перечислять в казну суммы по ставке, величина которой растет соотносительно с увеличением налоговой базы. То есть, например, если человек зарабатывает 10 тыс. долларов в месяц, то он обязан платить НДФЛ в размере 12%, а если его зарплата составляет 50 тыс. долларов, то он перечисляет в бюджет уже 15%.

С «прогрессивными» сборами соседствует «регрессивный» метод налогообложения. В свою очередь при нем ставка по мере увеличения доходной базы снижается.

Есть налогообложение так называемого «пропорционального» типа. При нем ставка не зависит от размера налоговой базы. Иногда такой режим называют «плоской шкалой» сборов. Самый популярный в России налог, который исчисляется таким способом — это НДФЛ в размере 13%.

Есть так называемое «равное» налогообложение. Он представляет собой взимание с граждан одинаковых, и, как правило, фиксированных сумм вне зависимости от уровня дохода. Применяется такой тип налогообложения, как правило, реже, чем три предыдущих. Но в нашей стране он тоже есть (ниже мы приведем несколько практических примеров в подтверждение).

Популярные виды сборов: НДФЛ

Самым, пожалуй, распространенным в России прямым налогом является НДФЛ. Его обязаны уплачивать все физические лица, проживающие на территории РФ и получающие в том или ином виде персональный доход. Это могу быть как граждане России, так и подданные иностранных государств. Возможен вариант, при котором плательщиками НДФЛ будут лица, не имеющие паспорта какой-либо страны.

Объектом налогообложения выступает получение дохода за счет предпринимательской деятельности, наемной работы, продажи чего-либо. Учитывается не только выручка наличными, но также и натуральная форма доходов (по рыночной цене или определяемой государством стоимости).

Типовая ставка НДФЛ в России составляет 13%. Для нерезидентов страны ставка существенно выше — 30%. Самое интересное, что к такому статусу могут быть причислены и граждане РФ — в тех случаях, когда основную часть времени живут за рубежом. В свою очередь, статус резидента получают иностранцы, если проживут в России более 183 дней в течение 12 месяцев.

Во многих зарубежных аналог НДФЛ возвращается, если доходы граждан ниже определенного уровня. В России механизма, в точности повторяющего такую схему, нет, но есть множество других оснований для возврата уплаченных сборов. Такие процедуры называются в РФ «налоговыми вычетами».

Популярные виды сборов: налог на имущество

Перечисляя виды прямых налогов, принятых в России, нельзя не отметить различного рода имущественные сборы. Владельцы квартир, домов, земельных участков и автомобилей, проживающие в России, платят в казну за то, чем обладают. Не имеет значения, пользуется ли человек своей собственностью или нет, задействует ли он свои владения в коммерческих целях, или не делает этого — перечислять суммы в казну он обязан. Если речь идет о недвижимости, то налог, в соответствии с текущим законодательством, определяется как 0,1% от кадастровой стоимости объекта. Касательно транспортных средств — величина сбора зависит от мощности двигателя в л. с. и устанавливается отдельными законодательными актами.

Платежи в социальные фонды

Распространенные в России прямые федеральные налоги — это перечисления во внебюджетные фонды: ПФР, ФОМС и ФСС. Их на ежеквартальной (а в некоторых случаях — ежегодной) основе осуществляют предприниматели и юрлица применительно к двум случаям: либо когда речь идет о выплате заработной платы наемным сотрудникам, либо когда есть необходимость вносить так называемые «фиксированные» платежи в фонды.

В первом случае уплате в ПФР, ФОМС и ФСС подлежит примерно 30% от суммы, которую заработал в соответствии с трудовым договором сотрудник фирмы. Во втором — величина платежей определяется отдельными законодательными актами, и из года в год может сильно варьироваться (как в большую, так и в меньшую сторону). К слову, в этом случае отчисления в ПФР, ФОМС и ФСС можно отнести к редкому виду «равного» налогообложения. Вне зависимости от уровня дохода предпринимателя суммы для всех зарегистрированных в России ИП будут одинаковыми.

Популярные виды сборов: налог на прибыль предприятий

Рассмотрим еще один прямой налог. Примеры тех, что характерны главным образом для деятельности физлиц, мы рассмотрели. Сейчас речь пойдет о типе сборов, которые отражают специфику работы организаций. А именно — о налоге на прибыль предприятий.

Этот вид сборов уплачивают юрлица, зарегистрированные в РФ и ведущие предпринимательскую деятельность. Объектом обложения сбором может быть получение выручки или чистой прибыли за счет продажи товаров или оказания услуг. В некоторых случаях к доходам приравниваются поступления за счет сдачи недвижимости и иной собственности в аренду, получение процентных выплат по акциям, а также компенсации (дотации) от государства.

Единственное, что дает компании право на законных основаниях уменьшить налог на прибыль — прямые расходы. То есть нужно показать ФНС, что выручка сопровождается значительными издержками. К прямым расходам относятся самые разные виды затрат, но чаще всего в эту категорию попадает закупочная стоимость товара на заводе, транспортные расходы, зарплата персонала.

Типовая ставка налога на прибыль предприятий в России 20%. В очень многих случаях применяются особые режимы сбора платежей в бюджет: ЕНВД, УСН и т. д.

Это интересно:

  • Решение суда о взыскании убытков Решение суда о взыскании убытков арбитражный суд кемеровской области ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Кемерово Дело № А27-15631/2015 17 ноября 2015 года. Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2015 года. В полном объеме решение изготовлено 17 ноября 2015 […]
  • Закон об образовании в рф от 21122012 Документы, регламентирующие вопросы семейного образования и экстерната Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением […]
  • Приказ 66 приложение 3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 марта 2010 г. N 150 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда России и приказов Минздравсоцразвития России об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, […]
  • Осаго 63 самара Осаго 63 самара Полезные статьи Вопросы и ответы по КАСКО Вопросы и ответы по ОСАГО Советы по автострахованию Контактная информация О нас КАСКО Самара КАСКО Тольятти КАСКО Казань КАСКО Нижний Новгород ОСАГО Самара ОСАГО Тольятти ОСАГО Казань […]
  • Уголовно процессуальный кодекс в списке литературы Уголовно процессуальный кодекс в списке литературы Один @ втор.ru Самара 8-927-902-39-25 Дипломные, курсовые, контрольные работы на заказ в Самаре [email protected] Список литературы по уголовному праву На этой странице приведен список литературы по уголовному праву: 1. Конституция […]
  • Регулирующие налоги в россии Что такое "регулирующие налоги и сборы"? (срочно надо!) LionZ said: 16.05.2005 15:47 Что такое "регулирующие налоги и сборы"? (срочно надо!) Punisher said: 16.05.2005 16:06 LionZ Что это за зверь - просвятите пожалуйста! А то в НК РФ забыли гомудрасты расшифровать казалось бы […]
  • Правила начисление пенсий ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ ознакомиться с инфографикой скачать лифлет (88,5 кб) В системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления. Страховые пенсии бывают трех видов: по старости, по […]
  • Приказ 33 рк Приказ 33 рк В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления БД: Всего […]
Все права защищены. 2018