Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Проект закона о коллекторской деятельности

Законопроект об ограничении деятельности коллекторских агентств направлен в Совет Федерации

Законопроектом определяются общие правила совершения действий, направленных на возврат долгов, способы взаимодействия с должником, ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником (в частности, не допускается привлечение к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности, привлечение к взаимодействию с должником на территории РФ лиц, находящихся за пределами территории РФ, а также иных лиц для осуществления взаимодействия с должником с использованием международной телефонной связи или передачи из-за пределов территории РФ телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи).

Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:

применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Указанное согласие должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа.

Должник в любое время вправе отозвать согласие, сообщив об этом лицу, которому оно дано, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением
о вручении либо путем вручения заявления под расписку.
В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе передавать (сообщать) третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вне зависимости от наличия согласия должника не допускается раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и его взыскании и любых других персональных данных должника для неограниченного круга лиц, в том числе путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в (на) жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также сообщение по месту работы должника.

По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства (пребывания) должника, известному кредитору или лицу, действующему от его имени или в его интересах, взаимодействие посредством личных встреч — более одного раза в неделю, посредством телефонных переговоров — более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц.

Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные для лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра. Определяются требования к такому юридическому лицу (в том числе регистрация в форме хозяйственного общества, размер чистых активов — не менее 10 млн рублей, отсутствие решения о ликвидации или о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве и др.).

Устанавливается порядок осуществления государственного контроля за деятельностью таких юрлиц, а также основания для проведения внеплановых проверок их деятельности, порядок выдачи предписания об устранении нарушений, решения об исключении из государственного реестра.

Коллекторская деятельность в Российской Федерации: определение и особенности (Филонов А.В.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

Актуальность темы публикации обусловлена наличием проблем, связанных с гражданско-правовым регулированием коллекторской деятельности, а также отсутствием единого подхода к пониманию коллекторской деятельности в Российской Федерации. Целью исследования является определение понятия коллекторской деятельности в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо провести анализ накопленных знаний в исследуемой сфере; определить основные особенности коллекторской деятельности в России; дать понятие коллекторской деятельности.
Термин «коллекторская деятельность» пришел в Россию из-за рубежа (англ. collection — «сбор»). «Впервые коллекторская деятельность законодательно была установлена в США. Ее основной определяющей чертой является профессиональная организация процесса взыскания просроченной задолженности, что также стало характерной чертой коллекторской деятельности в России» [4, с. 27].
Причинами возникновения коллекторской деятельности являются рост количества неоплаченных в установленный срок долгов в различных сферах общества, потребность в эффективной системе взыскания этих долгов, а также возможность извлечения прибыли от данной деятельности.
Т.Ю. Астапова отмечает, что первоначально появились банковские коллекторские фирмы, которые занимались возвратом долгов при помощи переговоров. В последующем возникли юридические фирмы, деятельность которых основана на консультациях с применением предусмотренных законом правовых инструментов для возврата долга (претензии, иски, исполнительное производство) [1, с. 8].
Коллекторская деятельность распространилась и действует в кредитной сфере в отношениях, возникающих между кредитором, банком или микрофинансовой организацией и должником — физическим лицом, а также в корпоративной сфере, где кредитором и должником являются субъекты предпринимательской деятельности.
Первым законом, регулирующим профессиональную деятельность по взысканию просроченной задолженности организациями, стал Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон N 230-ФЗ).
Законом N 230-ФЗ впервые установлены основы проведения действий по возврату просроченной задолженности физических лиц. В частности, установлены условия взаимодействия с должниками — физическими лицами, правила осуществления возврата просроченной задолженности и требования, предъявляемые к организации, занимающейся возвратом просроченной задолженности с физических лиц. Однако в нем не содержатся определения понятий «коллекторская деятельность», «коллектор», «коллекторская организация», Закон N 230-ФЗ лишь предусматривает возможность сторонних организаций осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности с физических лиц при соблюдении ряда условий.
Как справедливо отмечает В.А. Болдырев, «наиболее точной характеристикой правового регулирования отношений, связанных с осуществлением коллекторской деятельности, может служить указание на ее мозаичный характер» [2, с. 14]. Так, в процессе осуществления возврата просроченной задолженности, обрабатывая информацию о должниках, коллекторам необходимо руководствоваться нормами Федеральных законов от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» и от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях». Организации, работающие в кредитной сфере, должны действовать в рамках Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Особое место в правовом регулировании коллекторской деятельности занимает Гражданский кодекс РФ, регулирующий ее договорную основу.
Определение коллекторской деятельности и в целом ее регулирование предлагалось установить разными проектами законов. Проект Федерального закона N 884052-6 «О коллекторской деятельности в Российской Федерации», внесенный членом Совета Федерации О.А. Казаковцевым, содержит следующее определение: «Коллекторская деятельность — это коммерческая деятельность, осуществляемая юридическим лицом и направленная на добровольное погашение должником его задолженности в досудебном порядке. Коллекторская деятельность по взысканию просроченной задолженности с физических лиц в досудебном порядке осуществляется только коллекторскими агентствами, за исключением самостоятельной деятельности банков и небанковских кредитных организаций, микрофинансовых организаций, для которых выдача займов (кредитов) является одним из основных видов деятельности. Осуществление деятельности по взысканию просроченной задолженности с физических лиц без наличия статуса коллекторского агентства, зарегистрированного в государственном реестре коллекторских агентств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не допускается» [9].
В указанном определении основной отличительной чертой является досудебное взыскание просроченной задолженности. Данного определения придерживается Р.Р. Мубаракшин, полагающий, что «коллекторская деятельность ограничена досудебным взысканием задолженности» [5, с. 46].
Проектом закона о взыскании просроченной задолженности, разработанным Ассоциацией по развитию коллекторского бизнеса, было предложено следующее понятие деятельности по взысканию просроченной задолженности. «Деятельность по взысканию просроченной задолженности (взыскание) — это юридические и фактические действия, совершаемые лицами, осуществляющими взыскание, и направленные на погашение должником просроченной задолженности» [7]. Указанный законопроект корректируется совместно с Министерством экономического развития РФ. По мнению разработчиков законопроекта, фактические и юридические действия, осуществляемые взыскателем, могут проводиться как в досудебном порядке, так и в процессе исполнительного производства. Указывается, что взыскание просроченной задолженности может осуществляться в различных сферах экономической деятельности, где существуют товарно-денежные отношения.
Определение понятия коллекторской деятельности, данное этим законопроектом, вписывается в уже устоявшуюся практику, однако является неполным и отсылочным. В частности, в нем не указывается, кто является субъектами коллекторской деятельности, что понимается под фактическими и юридическими действиями по взысканию просроченной задолженности.
С.В. Васильев отмечает: «Коллекторская деятельность рассматривается некоторыми учеными как институт юридического сопровождения бизнеса, который оказывает правовую поддержку кредитору по получению неуплаченной суммы долга, неустойки, возмещению убытков» [3]. Данный подход имеет место в сложившейся практике, однако применим не во всех случаях. Необходимо подчеркнуть, что коллекторы осуществляют не только правовую поддержку кредитора, но и ряд фактических действий, направленных на возврат долга.
О.А. Тарасенко отмечает, что профессиональные коллекторские организации не только занимаются возвратом долгов, но и оказывают консультационные услуги, позволяющие избежать возникновения задолженности. По ее мнению, коллекторская деятельность — это предпринимательская деятельность, осуществляемая самостоятельно на свой риск, направленная на получение прибыли с целью ее извлечения путем взыскания просроченной задолженности и оказания иных услуг [10, с. 30].
Стоит отметить, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС) не указывает коллекторскую деятельность в качестве одного из установленных видов деятельности, однако содержит «деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации» (код 82.91), куда входят услуги по взысканию долгов, а также «деятельность по обеспечению эффективности функционирования финансовых рынков» (код 66.11.4) [6]. Кроме того, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ утвержден Профессиональный стандарт «Специалист по работе с просроченной задолженностью», которым описываются трудовые функции по внесудебной работе и взаимодействию с должником на ранних стадиях взыскания задолженности [10]. Данный факт означает признание государством деятельности по взысканию просроченной задолженности в качестве профессиональной.
Следовательно, несмотря на то что коллекторская деятельность сложилась как самостоятельный вид предпринимательской и профессиональной деятельности, она все еще не установлена в качестве самостоятельной экономической единицы.
Особенностью коллекторской деятельности в России является то, что рынок коллекторских услуг сформировался до принятия специального законодательства, работает в его отсутствие и в настоящее время разделен на две группы: организации, входящие в первую группу, осуществляют свою деятельность с соблюдением требований законодательства и действуют в рамках существующего правового поля; организации, входящие во вторую группу, часто используют незаконные методы по взысканию задолженности. Деятельность последних спровоцировала недовольство общества по отношению к коллекторскому бизнесу, что привело к активной разработке проектов законов о коллекторской деятельности.
Коллекторские организации создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных для коммерческого юридического лица, так как основной целью их деятельности является извлечение прибыли. Необходимо отметить, что в сфере взыскания задолженности физических лиц организация, желающая иметь возможность пользоваться всеми правами взыскателя при взаимодействии с должником, должна быть зарегистрирована в форме хозяйственного общества [12]. При осуществлении взыскания просроченной задолженности организаций и индивидуальных предпринимателей соблюдение требования о форме юридического лица не обязательно.
Являясь юридическим лицом, коллекторская организация обладает всеми правами и обязанностями, установленными гражданским законодательством для коммерческих организаций.
Коллекторы оказывают услуги кредиторам на основании агентского договора, договора поручения, договора на оказание услуг и договора об уступке права требования долга. Согласно первым трем договорам кредитор выдает коллекторской организации доверенность для возможности проведения переговоров с должником и представления интересов кредитора с различными субъектами права. Данная форма организации работы означает, что должник осуществляет выплаты кредитору, а коллекторы получают вознаграждение в размере установленного процента от взысканной суммы. На основании договора цессии (уступки права требования) осуществляется покупка у первоначального кредитора долга для его последующего взыскания. Правовые основы указанных договоров содержатся в ГК РФ, который устанавливает их основные условия, а также в Федеральном законе от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», которым впервые предусмотрена возможность переуступки долга банком сторонней организации.
Чтобы иметь право заключить один из видов договоров с кредитором, коллекторская организация должна отвечать определенным требованиям в случае последующего взаимодействия с должниками — физическими лицами. Для взыскания просроченной задолженности с индивидуальных предпринимателей и организаций специальные требования для заключения договора не установлены. Таким образом, коллекторская деятельность имеет договорную основу, что является еще одной ее отличительной чертой.
В.Ю. Туранин и Д.В. Погорелов рассматривают коллекторскую деятельность, используя присущие ей функции: регулятивно-правовую и регулятивно-экономическую [12]. К вышеназванным функциям следует также добавить предупредительную и компенсационную. Под предупредительной функцией необходимо понимать направленность на недопущение образования невозвратной задолженности путем ее быстрого и полного погашения. Быстрое и полное погашение задолженности, в частности, реализует компенсационный характер коллекторской деятельности и ее функцию, направленную на восстановление нарушенного права по просроченному обязательству.
Несмотря на то что функции коллекторской деятельности законодательно не установлены, они активно и продуктивно применяются, что говорит об общественной полезности коллекторской деятельности и необходимости ее правового регулирования на благо развития российской экономики.
Можно выделить несколько определяющих особенностей коллекторской деятельности.
1. Коллекторская деятельность проявляется в оказании услуг, содержание которых — выполнение юридических и (или) фактических действий, направленных на побуждение должника к исполнению денежного обязательства, а также на предотвращение образования задолженности по нему.
2. Задолженность по обязательству является просроченной, т.е. коллекторы начинают работать, когда исполнение по взысканию долга уже должно было наступить, но не наступило, при этом долг имеет бесспорный характер.
3. Коллекторские организации дополнительно могут оказывать консультационные услуги.
4. Коллекторская деятельность имеет специфические методы взыскания задолженности и различные сферы, в которых они применяются.
5. Несмотря на уже сформировавшийся рынок, коллекторская деятельность имеет фрагментарное, т.е. неполное, регулирование, вследствие чего не существует однозначного определения этой деятельности, а также подходов к ее формированию в науке и обыденной жизни.
6. Коллекторская деятельность имеет договорную основу, осложненную публично-правовыми нормами при работе коллекторов с должниками — физическими лицами.
7. Коллекторская деятельность осуществляется коммерческими организациями, основной целью которых является систематическое извлечение прибыли.
Учитывая экономическую значимость коллекторской деятельности, мозаичный характер ее правового регулирования и отсутствие однообразного подхода к ее определению, необходимо законодательно установить понятие такой деятельности с учетом вышеназванных особенностей. Полагаем, коллекторскую деятельность необходимо рассматривать в качестве одного из видов предпринимательства и профессиональной деятельности по оказанию услуг кредиторам по побуждению должника к исполнению денежного обязательства.
На наш взгляд, коллекторскую деятельность можно охарактеризовать как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность коммерческих юридических лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке, направленную на систематическое получение прибыли на основании договора, заключаемого между коллекторской организацией и кредитором по денежному обязательству, оказание услуг физическим и юридическим лицам по выполнению фактических и юридических действий по возврату просроченной задолженности и (или) консультационных услуг по недопущению ее образования.

Опубликован проект закона о коллекторской деятельности

И.В. КЕРЕНСКИЙ

Минэкономразвития России опубликовало проект Закона, который должен будет урегулировать деятельность по взысканию просроченной задолженности, в том числе деятельность профессиональных участников рынка данных услуг — коллекторов. Законопроект установит обязанность коллекторов вступать в саморегулируемые организации. Также он определит правила работы взыскателей с должниками и формы имущественной ответственности коллекторов.

Деятельность коллекторов направлена на то, чтобы за вознаграждение помогать кредиторам взыскивать долги. Правовое регулирование данной деятельности, несмотря на ее широкое распространение на территории РФ, в настоящее время отсутствует. В законодательстве нет даже термина «коллектор». Это приводит к тому, что коллекторы иногда применяют в своей работе методы, причиняющие должнику существенные неудобства (например, обзванивают его соседей и рассказывают им о долгах, звонят должнику ночью и т.д.).

Из всего спектра правоотношений с участием коллекторов сейчас на законодательном уровне закреплены только требования к договору об уступке права требования. Гражданский кодекс РФ позволяет кредитору совершить уступку права требования без согласия должника, если в обязательстве личность кредитора не имеет существенного значения для должника (ч. 2 ст. 388 ГК РФ). Однако гражданское законодательство никак не регулирует действия кредиторов по взысканию долга в случае, если должник не заплатил вовремя.

29 августа на сайте Минэкономразвития России был опубликован проект Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» (далее — законопроект). Законопроект может стать правовой базой для деятельности по взысканию просроченной задолженности.

Законопроект подробно регламентирует деятельность по взысканию просроченной задолженности. Он будет распространять свое действие не только на коллекторов (то есть профессиональных участников деятельности по взысканию просроченной задолженности), но также и на любых других взыскателей (кредиторов или иных лиц). Отношения между взыскателем и кредитором будут регулироваться либо договором на взыскание просроченной задолженности, либо договором уступки права требования. После заключения какого-либо из этих двух договоров кредитор не позднее десяти рабочих дней обязан уведомить об этом должника. Требования к уведомлению содержатся в законопроекте.

Согласно законопроекту, деятельность любых взыскателей должна осуществляться так, чтобы доставлять наименьшее неудобство должнику. Взыскатели смогут беспокоить должников не чаще чем три раза в сутки и два раза в час, они не вправе будут взаимодействовать с должниками ночью (с 22 до 6 часов). Если же должник выразит желание общаться с взыскателем только в письменной форме, тогда взыскатель вправе будет только направлять должнику письменные уведомления по почте либо по электронной почте. Взыскателя, который будет нарушать правила взаимодействия с должником, смогут привлечь к административной ответственности. Максимальный штраф для него составит пять тысяч рублей. Соответствующий состав административного правонарушения предлагается внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Коллектором может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, являющийся членом саморегулируемой организации коллекторов. Члены саморегулируемой организации обязаны сформировать компенсационный фонд такой организации, каждый участник должен однократно перечислить не менее чем 100 тыс. руб. в этот фонд. Деньги из фонда будут расходоваться на погашение требований лиц, понесших убытки в результате деятельности коллекторов. Помимо того, что коллекторы формируют компенсационный фонд, они также обязаны ежегодно страховать свою ответственность, чтобы размер страховой суммы не был менее двух миллионов рублей в год. Коллекторы несут ответственность за убытки, причиненные в результате осуществления своей деятельности, если факт причинения убытков установлен вступившим в законную силу решением суда.

По законопроекту только коллекторы смогут взыскивать просроченную задолженность с физических лиц. Кредитные организации смогут привлекать к взысканию задолженности только коллекторов. В остальных случаях взыскателем может выступать любое физическое или юридическое лицо. Отметим, что законопроект предусматривает, что взыскатель-физлицо обязан предоставлять должнику информацию только о своей фамилии, имени и отчестве.

Коллекторы имеют многочисленные преимущества перед любыми другими взыскателями. В частности, это проявляется в том, что коллекторы обладают правом истребовать любую информацию, необходимую для их деятельности, как у государственных и муниципальных органов, так и у организаций. Отказать в предоставлении информации организация вправе только при условии, что информация составляет охраняемую законом тайну. Также коллектор получает доступ к персональным данным должника в тех случаях, когда должник дал согласие на обработку своих персональных данных кредитором. Согласие должника на предоставление персональных данных коллектору в таком случае не потребуется.

Отметим, что законопроект предоставляет коллекторам крайне широкие полномочия по сбору информации. Так, коллекторы вправе будут не только истребовать информацию для взыскания просроченной задолженности, но и «производить оценку платежеспособности юридических и физических лиц в целях профилактики возникновения просроченной задолженности» (подп. 2 п. 1 ст. 12 законопроекта). Данная норма может предоставить коллекторам возможность собрать любую информацию об имущественном положении гражданина или юридического лица.

Норма о том, что кредитные организации могут обращаться для взыскания задолженности только к коллекторам, будет продублирована и в Федеральном законе от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». В нем будет указано, что для взыскания задолженности кредитная организация вправе заключить с субъектом коллекторской деятельности договор, предусмотренный законопроектом.

Введение данной нормы может послужить стимулом для заключения договоров между банками и коллекторами, поскольку в абз. 1 ст. 34 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сказано, что кредитная организация обязана предпринять все предусмотренные законодательством РФ меры для взыскания задолженности. Деятельность по взысканию просроченной задолженности после принятия законопроекта, безусловно, можно будет отнести к мерам по взысканию задолженности.

Однако стоит учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, непринятие кредитной организацией каких-либо мер по взысканию задолженности не может служить для нее препятствием для обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом. Во-вторых, напрямую ни в одном законодательном акте либо проекте законодательного акта не установлено, что кредитная организация обязана заключать договоры с коллекторами.

В настоящее время законопроект опубликован на сайте Минэкономразвития России [1] в рамках проведения антикоррупционной экспертизы.

Проект Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности».

Коллекторов обяжут следовать букве закона

Госдума 17 июня вернется к обсуждению резонансного законопроекта о коллекторской деятельности. Ко второму чтению документ претерпел серьезные изменения. Таблица поправок содержит более 20 пунктов.

По инициативе председателя профильного комитета Госдумы по финансовым рынкам Николая Гончара будет изменено название законопроекта. В новой редакции документ называется «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Законопроект дополняется пунктом, согласно которому действие закона о коллекторах автоматически не будет распространяться на процедуру взыскания просроченной задолженности по жилищно-коммунальным услугам. Исключение составят только случаи официальной «передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям» или коллекторским агентствам.

В новой редакции проекта закона уточняется, что кроме перечисленных методов взаимодействия кредитора с должником (личные встречи, телефонные переговоры, телеграфные, текстовые и голосовые сообщения, почтовые отправления) могут быть использованы и «иные способы». Сторонам придется их самостоятельно конкретизировать в письменном соглашении.

Разработчики законопроекта уточняют список лиц, с которыми коллекторы смогут взаимодействовать по взысканию долгов. Под третьими лицами в данном случае «понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица». Общаться коллекторы смогут также с соседями. Но в любом случае на такое взаимодействие взыскатели обязаны получить согласие как должника, так и каждого из третьих лиц, в том числе согласие на обработку персональных данных. Причем включенные в процесс лица в любой момент могут отозвать эти документы.

Сотрудники коллекторских агентств, согласно поправкам, должны быть чисты перед законом. Авторы инициативы вводят норму о том, что к взаимодействию с должниками не могут привлекаться лица, имеющие «неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности».

В новой редакции законопроекта конкретизируется, что взыскание просроченной задолженности недопустимо в случае признания гражданина банкротом и введения процедуры реструктуризации его долгов.

Из первоначальной редакции законопроекта исключается пункт об обязательном предоставлении должником справки из медицинского учреждения, где он проходил лечение и по этой причине не мог взаимодействовать с взыскателями. Также законодатели решили отказаться от одного из обязательных требований к коллекторским агентствам: организация, занимающаяся взысканием долгов, не должна была исключаться из государственного реестра в течение трех предшествующих лет за те или иные нарушения. При этом две статьи проекта закона, в которых речь идет о требованиях к коллекторским агентствам, разработчики решили объединить в одну.

Документ регламентирует также условия назначения топ-менеджеров организаций по взысканию долгов. Руководителем, членом коллегиальных органов управления не может являться специалист, уличенный ранее в нарушениях законодательства. Как и остальные работники агентства, он не может иметь судимость, а также быть отстраненным по решению суда от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в течение трех лет, предшествующих назначению. Кроме того, в профессиональной деятельности руководителя не должно быть фактов неисполнения судебных решений о взыскании задолженности на срок более 30 рабочих дней.

Предполагается, что закон о регулировании коллекторской деятельности вступит в силу 1 января 2017 года. При этом его действие не будет распространяться на жителей Крыма и Севастополя, имеющих просроченную задолженность перед Национальным банком Украины, который закрыл свои обособленные подразделения в данных субъектах.

По мнению разработчиков, закон о регулировании коллекторской деятельности позволит уберечь должников, физических лиц, от «недобросовестных методов взыскания» и в более полной мере обеспечить защиту их прав и законных интересов.

Как отметил в разговоре с «Известиями» заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, важно не затягивать с принятием документа. Необходимо, чтобы «отношения между кредиторами и должниками были четко прописаны, регламентированы, исключали возможность неправовых действий со стороны коллекторов, защищали права наших граждан».

— Очевидно, что должны быть защищены и права банковских учреждений, других кредиторов и организаций, являющихся элементами финансово-экономической системы страны, обеспечена ее стабильность. Все эти моменты должны быть четко прописаны. Это непростая, достаточно длительная работа. Она идет довольно динамично, есть ощущение, что мы близки к консенсусу по важнейшим вопросам регулирования коллекторской деятельности. Есть все основания надеяться, что закон будет принят в текущую сессию парламента, — заявил сенатор Журавлев.

По мнению политолога Константина Калачева, представленный законопроект — «это прогресс». Жесткая регламентация работы никому сегодня не подчиняющихся коллекторских структур оправданна, отметил он.

— Россия — правовое государство, в котором должны применяться исключительно правовые методы. Есть суды, судебные приставы, существует установленная законом процедура банкротства физических лиц. Коллекторы же применяют далеко не правовые методы, запугивают должников, есть и случаи применения насилия. Главное — чтобы защита людей и права коллекторов были сбалансированы, а закон соблюдался, — уточнил Калачев.

Председатель комитета ГД по финансовому рынку Николай Гончар подтвердил «Известиям», что все представленные поправки будут внесены в документ, который выносится на рассмотрение палаты во втором чтении.

— Все поправки будут внесены в документ ко второму чтению, — уточнил он. — Причем как те, которые комитет принял, так и те, которые не принял.

Напомним, проект Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» инициировали председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Документ разработан с целью регулирования деятельности по возврату долгов и обеспечения защиты прав и законных интересов физических лиц.

В частности, законопроектом запрещается сообщать о долге третьим лицам, размещать сведения о должнике в интернете или на стенах дома. Коллекторы смогут общаться с должниками по телефону не более двух раз в неделю, а встречаться — не чаще одного раза. Причем время для такого общения строго регламентировано, по будням — только с восьми утра до 10 вечера, по выходным — с девяти до 20 часов. За нарушение этих и других запретов, предусмотренных законопроектом, коллекторским агентствам грозят крупные штрафы.

Правительство одобрило проект закона о коллекторах

В феврале спикер Госдумы Сергей Нарышкин и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко внесли в нижнюю палату законопроект, который предусматривает серьезные коррективы деятельности коллекторов в России. Он прямо запрещает применение коллекторами физической силы, угрозы ее применения, причинение вреда здоровью, повреждение имущества, психологическое давление и введение в заблуждение. Законопроект также запрещает сообщать о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев, размещать сведения о должнике в интернете, на здании или жилом доме.

Как пишет газета, в законопроекте также указано, что кредиторы и коллекторы должны действовать «добросовестно и разумно». Кроме того, не допускается применять к должнику физическую силу, угрожать ему причинением вреда здоровью или убийством; запрещается применять методы, опасные для жизни и здоровья людей, оказывать психологическое давление на должника, оскорблять и унижать, вводить в заблуждение и так далее.

Парламентарии активизировали работу по принятию соответствующего законопроекта после ряда громких инцидентов вокруг деятельности лиц, которые называют себя коллекторами. Как отмечала омбудсмен Элла Памфилова, по данным МВД, с января по июнь прошлого года россияне подали порядка 22 тысяч жалоб на незаконные действия коллекторов.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Это интересно:

  • Услуги юриста благовещенск УСЛУГИ АДВОКАТОВ В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ Вам нужны услуги адвоката или юридическая помощь в Благовещенске? Выбор адвоката – задача не из легких. Из сотен специалистов, называющих себя адвокатами, необходимо выбрать одного, своего, которому можно полностью довериться, который сможет грамотно и в […]
  • Регулирующие налоги кодекс Регулирующие налоги кодекс Порядок формирования региональных и местных бюджетов характеристика доходных источников, состав и порядок формирования расходных статей, понятие минимального бюджета, оценка доли закрепленных и регулирующих налогов, обоснование нормативов налогов и платежей, […]
  • Взыскание неустойки с застройщика услуги Сколько стоят услуги юриста по взысканию неустойки с застройщика Застройщик КСК (Спб) задерживает срок сдачи квартиры. По договору ДДУ должен был передать 31.12.2015г. Квартира 40м2, приобретена в ипотеку. На что можно рассчитывать и сколько будут стоить услуги юриста (акта приема […]
  • Когда кончается страховка Когда кончается страховка Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Штраф за просроченную страховку ОСАГО в 2018 году и сколько можно ездить без страховки после ее окончания У многих документов имеется срок действия, […]
  • Статистика по несовершеннолетним 2013 Современное состояние преступности несовершеннолетних в России Уголовная политика Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться нестабильной, носит несистемный характер [10, с. 21], в стране отсутствует четкое понимание того, каким образом должно осуществляться […]
  • Правила возврата обмена бытовой техники Самозащита потребителя Возврат бытовой техники в магазин Возврат бракованной бытовой техники Почти любая бытовая техника, кроме разве что пылесосов, подходит под перечень технически сложных товаров утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 в связи с этим […]
  • Приказы о зачислении в кгму 2018 Нормативные документы Приемная комиссия Прием по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета прием иностранных граждан в КГМУ На нашем сайте вы найдете всю необходимую информацию о правилах поступления в наш вуз, способах и сроках […]
  • Россия минимальная пенсия по возрасту Стаж имеет значение: в ПФР объяснили причины отказов в страховой пенсии Страховая пенсия по старости назначается при наличии у гражданина минимального трудового стажа и накопленных пенсионных баллов. Об этом сообщили в пресс-службе Пенсионного фонда России (ПФР). Там пояснили, что в […]
Все права защищены. 2018