Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Профессиональная этика юриста методы

3. Профессиональная этика

3.1. Понятие, содержание и предмет профессиональной этики

Трудовая деятельность является основной сферой общественной жизни. От ее нравственных целей и содержания зависит благополучие многих людей. При этом в профессиональной деятельности существуют специфические (общие для представителей одной профессии) отношения людей друг к другу, к обществу, а также нравственные нормы, которые регулируют эти взаимоотношения.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

Предметом профессиональной этики выступают:

— качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

— нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);

— взаимоотношения коллектива организации с обществом;

— взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

— цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:

— определение целей и мотивов трудовой деятельности;

— выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

— оценку результатов труда и их общественную значимость.

Особенности профессиональной этики представлены на рис.3.1.

Рисунок 3.1. Базовые особенности трудовой этики

Несмотря на наличие универсальных принципов деловой этики, трудовая этика имеет отчетливую профессионально-орентированную спецификацию.

Профессиональная этика юриста

Распределение часов по семестрам

Программу составил(и):
Кирюшина Л.Ю., к.ю.н., доцент

Рецензент(ы):
Калашник Н.И. к.ю.н., доцент

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика юриста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата). УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция: Уголовно-правовой профиль
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 14.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И. д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

5. Фонд оценочных средств

1. «Моральный закон во мне» как высшая ценность.
2. Общественные ценности в контексте исторического развития.
3. Нация и общественные ценности.
4. Историческое развитие нравственности: прогресс или регресс?
5. «Что законно, то морально»: за и против.
6. Особенности предмета профессиональной этики юриста.
7. Соотношение общей и профессиональной морали юриста.
8. Соотношение цели и средств в работе юриста.
9. Долг как основополагающая ценность в работе юриста.
10. Нравственный и служебный долг сотрудника правоохранительных органов: вопросы соотношения.
11. Совесть как основа внутреннего убеждения при принятии процессуального решения.
12. Совесть как критерий оценки доказательств.
13. Позиция А.Ф. Кони о нравственном содержании деятельности юриста.
14. Роль справедливости в правоприменительной деятельности.
15. Справедливость, как нравственное требование к приговору.
16. Нравственное и правовое сознание юриста.
17. Нравственные особенности деятельности юриста.
18. Нравственный выбор в работе юриста.
19. Честность, как нравственное требование, предъявляемое к адвокату и его деятельности.
20. Культура полемики в суде.
21. Правовая и нравственная культура: проблема соотношения.
22. Принципы и культура делового общения.

Профессиональная этика юриста

Профессиональная этика юриста на сегодняшний день является предметом многих исследований. Эта тема достаточно большая, и в этой статье мы дадим лишь основное понимание этого вопроса, действительно важного в профессии юриста.

Юридическая этика – это наука о требованиях к морально-нравственным качествам (таким как добросовестность и правосознание) работников юридического профиля, о культуре юридической деятельности, о требованиях к поведению юристов.

Профессиональная этика юриста – это исторически сложившаяся совокупность нравственных норм, предписаний, кодексов, научных теорий о должном поведении представителя юридической профессии, его нравственных качествах и обязанностях.

С нормами этического поведения не все очевидно. Если норма права закрепляется в законе, то нормы морали формируется в духовной сфере общества и не фиксируются в качестве общеобязательных. Нормы морали оперируют такими понятиями как добро и зло, честь и достоинство, справедливость и несправедливость, которые зачастую нельзя переложить на свод правил поведения.

Однако в профессиях, связанных с вопросами жизни и судьбы людей, профессиональное сообщество, осознавая свою миссию и ответственность, формализует определенные правила и определяет:

  • перечень нравственных качеств, которыми должен обладать представитель профессии;
  • этические нормы и принципы, регулирующие его поведение;
  • механизм контроля и воздействия за нарушение этих правил.

Сообщество юристов разработало правила этического поведения для ряда профессий:

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

В результате освоения материала данной главы студент должен:

знать

основные понятия, категории и инструменты, присущие профессионально-этическому регулированию;

уметь

• правильно соотносить методы правового и этического регулирования применительно к различным профессиям юридического профиля;

владеть

• начальными навыками оценки фактов и явлений профессиональной деятельности с этической точки зрения.

Профессиональная этика: ее предмет и основные черты

Вопросы профессиональной этики до сих пор относятся к числу недостаточно разработанных сторон этического знания. Они относительно поздно – где-то около середины XIX в. – попали в сферу научного анализа. С сожалением приходится констатировать и тот факт, что практически никто из известных представителей философии и других гуманитарных наук не уделил сколько-нибудь значительного внимания этой проблеме. В прошлом различные аспекты профессиональных требований к отдельным видам человеческой деятельности анализировались преимущественно представителями самих этих профессий. Именно поэтому стали возможны и получили заметное развитие такие дисциплины, как адвокатская этика и этика судьи, медицинская, нотариальная этика, этика бизнеса, педагогическая этика и т.д.

Можно утверждать, что на Западе профессиональная этика обрела законное место в ряду иных гуманитарных дисциплин именно потому, что произошло ее становление в качестве неотъемлемого элемента осуществления деятельности в ряде социально значимых сфер жизни общества. Она оказалась интегрирована в единый механизм регулирования профессиональной деятельности наряду с нормами законодательства, требованиями морали, общественным мнением. Произошло соответствующее признание ее предметного статуса в научном сообществе. Достаточно высок ее статус как учебной дисциплины, ежегодно проводятся десятки научных семинаров, конференций, симпозиумов, выходят сотни публикаций, посвященных разработке ее проблематики как в чисто прикладном, так и теоретическом аспекте. За последние два десятилетия заметно изменилась ситуация и в нашей стране. Отражением новой ситуации стали динамично протекающие процессы нормотворчества в сфере профессиональной, служебной, корпоративной этики. Наблюдается естественный рост интереса со стороны общественности, теоретиков и практиков к этому новому фактору, который уже не только функционирует в качестве регулятора соответствующей деятельности, но и существенным образом влияет на ее содержание и цели в современном мире.

Какие-то элементы профессионально-этического знания зарождаются уже на заре человеческой цивилизации. Наиболее древним документом, где присутствуют его элементы, следует признать клятву Гиппократа, которую античные врачеватели приносили, вступая на стезю служения здоровью людей. Она получила свое название по имени полулегендарного мыслителя и основателя научной медицины. О его жизни и деятельности известно крайне мало, а годы рождения и смерти могут быть названы лишь весьма приблизительно (460–370 до н.э.). Именно с ним связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Клятва фактически представляла собою исторически первый известный нам профессиональный этический кодекс, она содержала наиболее значимые требования, обращенные к чувствам и убеждениям человека, вступающего на путь служения людям с помощью искусства врачевания. Дошедший до нас текст клятвы показывает следующее.

Во-первых, клятва изначально апеллировала к богам, тем самым подчеркивая высокий характер, священство уз, связывающих отныне представителя такой социально значимой и уважаемой профессии, как медик, и того, кто нуждается в его помощи. Искусство, которым в полной мере владеет профессионал, наделяется своего рода священным ореолом, поскольку в глубинной основе своей имеет божественное происхождение. В свою очередь боги, к которым обращена душа человека, одновременно выступают и как наиболее строгие судьи поступков, совершенных на профессиональном поприще.

Во-вторых, в содержание клятвы включено торжественное обещание не забыть своих учителей-наставников. Так, например, там говорится: «Буду помнить тех, кто обучил меня этому искусству, и разделю свои богатства с моими родителями, и в случае необходимости верну им свой долг, и приму в долю их потомков, моих братьев. И научу их тому искусству, ежели захотят воспринять его, не требуя воздаяния. » [1] Здесь следует подчеркнуть, что еще в античные времена начинает складываться замечательная традиция преемственности: во многих профессиях секреты мастерства передавались от отца к сыну, от поколения к поколению. Поэтому приносивший клятву брал на себя определенные обязательства перед своим наставником, каковым нередко оказывался его собственный отец, а также обещал в дальнейшем передать свои познания и навыки врачевания тем, кто будет идти за ним следом.

В-третьих, здесь находит отражение ставший впоследствии знаменитым принцип «Не навреди!», нравственная суть которого в профессии врача оказывается сродни аналогичному требованию, например, в деятельности адвоката. И в том и другом случае в равной степени утверждается приоритет интересов человека (клиента), обратившегося за квалифицированной помощью. Нравственный долг профессионала состоит в том, чтобы помочь человеку в удовлетворении его законных интересов. Так, врач обязан постоянно помнить о том, что своими действиями он не должен нанести ни малейшего вреда пациенту. Это же требование можно отнести к деятельности адвоката и нотариуса.

В-четвертых, здесь мы встречаемся едва ли не с самым первым упоминанием о необходимости соблюдения профессиональной тайны. «А ежели доведется услышать и увидеть, – говорит Гиппократ, – по долгу профессии или вне ее в моих отношениях с людьми нечто, что не подлежит разглашению, о том сохраню молчание и как священную тайну уберегу» [2] . Сохранение информации, ставшей известной в силу исполнения людьми своих профессиональных обязанностей, обрело со временем силу нравственного закона. В ряде сфер деятельности, имеющей особую социальную значимость, оно получило необходимое юридической закрепление. Разглашение такого рода информации может нанести урон материальному благополучию, причинить моральный ущерб, а потому оказывается совершенно недопустимым. Сохранение профессиональной тайны, как правило, имеет безусловный приоритет по отношению ко всем иным соображениям, сколь бы важными они ни казались.

В-пятых, ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям клятва связывает с понятием чести, отражающим высокое предназначение врачебной профессии и признание обществом за нею особого достоинства. Именно поэтому, например, всегда пользовались почетом и уважением профессии врача и педагога. Оборотной стороной этой ситуации оказываются, с одной стороны, повышенные требования, предъявляемые обществом к представителям ряда профессий, а с другой – ответственность, которую должны испытывать эти люди при исполнении ими своих обязанностей.

Чем более сложно организованным и структурированным оказывается общество, тем более обширным будет список профессиональных групп, вырабатывающих свои специфические нормы и принципы. Кроме того, они вынуждены считаться с теми международными и национальными этическими стандартами, соответствие которым становится в наше время в ряде профессий обязательным. Возникает потребность нормативного закрепления этих стандартов в нормах законодательства, кодексах профессионального и служебного поведения. Отметим, что в содержательном плане следует различать понятия профессиональная мораль и профессиональная этика. Первое возникает значительно раньше и определяется наличием следующих значимых черт.

Во-первых, этические требования, регулирующие отношения внутри конкретного вида профессиональной деятельности, носят объективный характер. Профессиональная мораль независима от воли, желаний, произвола людей. Она возникает и эволюционирует исключительно естественным путем в ответ на запросы общественной практики. Таковы, например, требования к адвокату (профессиональная этика адвоката), которые вырабатывались в силу потребности в правозащитнике, который действовал бы в качестве уполномоченного обществом и в его интересах.

Во-вторых, выработка соответствующих этических требований, которые затем воспроизводятся в виде определенных норм и принципов, происходит стихийно. Год за годом, от поколения к поколению, в процессе самой деятельности вырабатываются устойчивые приемы (формы) работы, представления о ней, с одной стороны, обеспечивающие оптимальное достижение поставленной цели, а с другой – отвечающие элементарным понятиям о моральной оправданности и справедливости применительно к конкретному виду профессиональной деятельности.

В-третьих, процесс эволюции требований профессиональной морали осуществляется преимущественно на уровне обыденных представлений и в повседневной жизни реализуется посредством соблюдения правил, которые уже стали привычными для большинства представителей профессионального сообщества.

Сказанное позволяет определить профессиональную мораль как совокупность нравственных норм и ценностей, которыми представитель конкретной профессии руководствуется при исполнении своих обязанностей. Собственно профессиональная мораль не претендует на сколько-нибудь широкие обобщения, позволяющие составить представление об иерархии ценностей внутри той или иной сферы деятельности. Эта задача входит в компетенцию профессиональной этики, которая выступает как теоретический срез сознания по отношению к профессиональной морали.

В повседневной совместной деятельности у членов профессиональной группы складывается представление об общей судьбе и профессиональном долге по отношению к людям, нуждающимся в их услугах. Значимую роль играют ответственное отношение к делу, нравственное чувство товарищества, поддержки и взаимопомощи, лояльное отношение к коллегам. Структура профессиональной морали определяется наличием этического аспекта практики, отношений, сознания, формирующихся в конкретной сфере деятельности. Моральная практика с течением времени обогащается, усложняется характер отношений не только между коллегами, но и по линии «специалист – клиент». Все это находит отражение в необходимости систематизации соответствующих требований, складывающихся в данной сфере, целенаправленном освоении их теми, кто находится еще в начале пути к избранному призванию.

Потребность в профессиональной этике возникает в связи с тем, что в ней присутствует рациональное обоснование, позволяющее учесть весь спектр предъявляемых требований, исключить случайное, второстепенное и выстроить иерархию ценностных приоритетов. В силу этого профессиональная этика выступает как самостоятельное направление гуманитарного знания со специфическим предметом исследования. Ее интересует, как и посредством чего нормы общественной морали конкретизируются применительно к условиям определенной профессии.

Начало преподавания профессиональной этики следует отнести к XI–XII вв. – т.е. времени появления в Европе первых университетов. Именно здесь, на медицинских и юридических факультетах, профессиональная этика выступает как специальная учебная дисциплина. Понадобилось, однако, несколько столетий для того, чтобы и сама она превратилась в предмет изучения со стороны обществоведов.

Заслуга в постановке проблемы профессиональной этики в том виде, в каком она существует и в наши дни, принадлежит французскому социологу Эмилю Дюркгейму (1857–1917). Ученый обратил внимание на то, что применительно к некоторым сферам профессиональной деятельности вырабатываются особые нравственные требования, играющие существенную роль в се регулировании. По данном)’ вопросу он читал лекции в Бордо, Сорбонне, в Стамбульском университете. Впоследствии эти лекции были восстановлены и изданы его родственниками и учениками под названием «Профессиональная этика и гражданская мораль» (1957).

Дюркгейм описал черты, которые характеризовали быт ряда вполне устоявшихся профессиональных корпораций (например, юристов, врачей, военных чиновников и т.д.) в современном ему французском обществе. Из текста вышеназванной и ряда других работ видно, что ученого интересовало соотношение норм общественной морали и специфических норм и принципов, характеризующих жизнь отдельных профессиональных групп.

Профессиональную группу Дюркгейм рассматривал как корпорацию людей, принадлежащих к одной и той же сфере деятельности и объединенных в единую организацию. Конкретной группе присущи общие потребности, условия жизни и деятельности, цель и способы ее достижения. В силу указанных же обстоятельств профессиональная группа становится той инстанцией, которая санкционирует своим авторитетом определенный образ жизни, действий, стандарты и правила поведения, единые для всех ее членов. В сфере ее деятельности возникает свойство, которое со временем стало именоваться духом профессиональной корпорации (франц. esprit, de corps).

Корпоративность в рассматриваемом случае – эго качество, которое характеризует отношения, складывающиеся между представителями определенной профессиональной группы (адвокатов, нотариусов, судей и др.). Профессиональная группа способна свести воедино разноречивые мотивы, цели и интересы, движущие людьми в определенной сфере деятельности. Единообразные требования, предъявляемые обществом к представителям профессии, заставляют их сплачиваться; членов корпорации объединяет общая судьба, определяемая призванием, служением делу на избранном поприще; вырабатываются специфические ценности, которые разделяются всеми членами группы и находят отражение в нормах и принципах, регулирующих профессиональную деятельность; возникает взаимная ответственность в исполнении обязанностей и долга.

Не менее важны товарищеская солидарность членов группы, их взаимная поддержка, уважение к собратьям по профессии. Благодаря наличию корпоративности становится возможным контроль над формированием однотипных образцов поведения, присущих всем представителям конкретной группы. Внутри группы, между ее членами формируются отношения, позволяющие ей выступать арбитром в разрешении конфликта интересов (между коллегами, с клиентами, с государственными органами). Характеризуя значение корпоративности, Э. Дюркгейм отмечал: «Профессиональная деятельность может действенно регламентироваться только группой, достаточно близкой к самой профессии, чтобы чувствовать все ее потребности и иметь возможность следить за всеми их изменениями» [3] .

Также важным свойством, характеризующим профессиональную этику, является институциональность (лат. institutum – установление), которая становится возможной в силу того, что профессиональная корпорация, в отличие от иных социальных групп, оказывается способной формировать нормы и принципы, посредством которых осуществляется сс внутренняя саморегуляция.

Институционализация – это процесс перехода от спонтанного и экспериментального поведения к предсказуемому, которое ожидается, моделируется, регулируется путем определения и закрепления специальных норм и процедур. Именно таковым должно быть поведение в ряде сфер профессиональной деятельности (адвокатура, суд, нотариат и др.). Э. Дюркгейм, обращая внимание на роль, которую играет данная характеристика, писал: «Для того чтобы профессиональная этика и право смогли утвердиться в различных экономических профессиях, нужно, стало быть, чтобы корпорация вместо неупорядоченного и аморфного агрегата, каковым она остается, стала или, точнее, вновь стала четко организованной группой, иначе говоря, общественным институтом» [4] .

Институциональность профессиональной этики реализуется в разных формах:

– в формировании самосознания представителей определенной профессии, результатом которого становится осознание наличия у них единого предметного поля и необходимости совместного решения проблем, возникающих в его пределах. Интересы сообщества получают в этом случае превалирующее значение по отношению к личным соображениям и поиску элементарной выгоды;

– в объединении представителей конкретных профессий и создании соответствующих им организационных структур. Благодаря этому становятся возможными обсуждение совместных проблем и работа над их разрешением на национальном уровне (регулярно проводятся съезды адвокатов, нотариусов, судей). В последнее время аналогичные процессы происходят и на международном уровне (таковы, например, объединения адвокатов стран Европейского Сообщества или представителей Латинского нотариата);

– в закреплении профессиональных требований, имеющих в своей основе этическую природу, в законодательных актах (например, в законах о статусе судей, об адвокатской деятельности и адвокатуре, о прокуратуре), разнообразных кодексах профессиональной и служебной этики;

– в создании специализированных периодических изданий, что давно практикуется в странах Запада; на страницах этих изданий ведется живая дискуссия вокруг вопросов, представляющих интерес для профессионального сообщества. В последнее время эта тенденция нашла развитие и у нас: этические аспекты профессии юриста находят отражение на страницах журналов «Российская юстиция», «Нотариус», «Российский адвокат», «Российский судья» и иных подобных изданий;

– путем включения соответствующих дисциплин в учебные планы образовательных учреждений определенного профиля (например, профессиональная этика адвоката, нотариуса, судьи в юридическом вузе). Основы преподавания нравственных начал применительно к сфере судопроизводства были заложены знаменитым российским юристом и судебным деятелем Анатолием Федоровичем Кони (1844–1927). Именно ему принадлежит заслуга обращения к данной проблеме.

Следует отметить, что в России процесс институционализации норм профессиональной этики находится на начальной стадии. Это в значительной степени связано с тем, что в советское время указанной проблематике уделялось недостаточное внимание. Основной акцент при раскрытии профессиональных аспектов деятельности делался на необходимости следования требованиям социалистической морали, содержание которых применительно, например, к сфере юриспруденции подвергалось значительной политико-идеологической коррекции.

В наши дни приходится сталкиваться с попытками иного рода. В качестве примера приведем следующее характерное высказывание: «Правило предполагает наряду с правовыми инструкциями такие внешние кодексы поведения, как профессиональная этика для различных категорий работников. То есть здесь уже правило этикета адресуется не к человеку (с его изначальной свободой), а к его роли, к его маске, соответствующей его профессиональной функции» [5] . Позволим себе не согласиться с этим мнением по ряду пунктов.

На основании приведенного утверждения нетрудно убедиться, что авторы фактически отождествляют этикетные правила с требованиями профессиональной этики. Неправомерность такого подхода оказывается очевидной, исходя хотя бы уже из того, что в основе этикета лежат внешние проявления взаимоотношений между людьми, а в рассматриваемом нами случае – лиц, занятых в конкретном виде профессиональной деятельности. Так, судебным этикетом регламентируются формы поведения людей, оказавшихся в зале судебных заседаний. Это исторически устоявшиеся формы поведения, и их действительный смысл не всегда может быть понятен современному человеку. Однако за этим стоит опыт прошлого, и уважительное отношение к строго регламентированным требованиям судебного этикета оказывается отражением высокого общественного статуса суда.

В противоположность этикету нормы и принципы профессиональной этики заключают в себе непосредственно выраженный нравственный смысл и направленность на человека. Так, все требования врачебной этики во главу угла ставят интересы жизни и здоровья пациента. Самопожертвование, столь распространенное в среде медицинских работников, не может быть регламентировано никакими правилами, ибо имеет принципиально иную природу. Действиями судьи и адвоката руководит безусловное служение справедливости, стремление всеми силами способствовать установлению истины.

Совершенно очевидно, что все, с чем имеют дело профессионалы в той или иной сфере деятельности, наделено для них высоким смыслом. Иными словами, речь может идти об общественном служении, своего рода аскезе в соответствии с раз и навсегда избранным путем. Именно в этом заключено социальное назначение профессии, именно так, вопреки всем объективным трудностям, ее представители воспринимаются общественным мнением. Справедливо в связи со сказанным утверждение: «В медицинской, педагогической, правовой (и т.д.) деятельности от профессионала требуется не просто преодоление эгоизма и стремления к собственной выгоде, но внимательнейшее, скрупулезнейшее соблюдение интересов другого, такт, забота об улучшении его состояния, непричинении вреда, сохранение достоинства другого не в формальном, а в гуманистическом смысле. И не в силу симпатии, а иногда и вопреки антипатии, неприязни, брезгливости» [6] .

Возражение совершенно иного рода мы находим у представителей классической этики, которые склонны утверждать, что в современном обществе мы наблюдаем торжество достигаемого социального эффекта, а вместе с ним и нравственно значимого результата, безотносительно к моральным мотивам, мере добродетельности или порочности людей. Логика рассуждений в рассматриваемом случае основывается на том, что сегодня определяющее значение получает практическая целесообразность, которая в этическом плане оказывается нейтральной. Социальные системы для своего успешного функционирования нуждаются в целесообразности, которая может быть реализована лишь при наличии четких, предельно формализованных правил. Здесь нет места для нравственных мотивов, добродетелей или чувств индивида.

В рамках указанного подхода дисциплина рассматривается как главное условие поддержания порядка и обеспечения целесообразности внутри социальной системы. Эта задача обеспечивается тем, что прежняя «этика добродетелей, замкнутая на мотивы», вытесняется «институциональной этикой, которая не зависит от содержательных мотивов», а ее эффективность обеспечивается жестко регламентированными требованиями, общеобязательными для каждого принадлежащего к ней человека [7] . С этой точки зрения профессиональная этика, какой бы сфере человеческой деятельности она ни принадлежала, оказывается чем-то совершенно иным, чем традиционная этика. Как будто можно представить, что в суде, адвокатуре и следствии действуют люди-роботы, автоматически подчиняющиеся требованиям, зафиксированным в законе или профессиональном этическом кодексе.

Любое установление способно описать лишь общие границы действий, ставит конкретное воплощение этих действий во всецелую зависимость от личности того, кому доверено воплощать их на практике. А. Ф. Кони по этому поводу замечает: «Правила для внешних деяний, в своем практическом осуществлении, неминуемо отражают на себе и внутренний строй души того, кто их осуществляет, ибо в каждом судебном действии, наряду с вопросом, что следует произвести, возникает не менее важный вопрос о том, как это произвести» [8] . Степень добродетельности оказывается в этом случае главным условием при отборе лиц, которым только и может быть доверено исполнение так называемых институциональных требований. Адвокат в своей повседневной деятельности может, с одной стороны, превысить меру, за которой защита обвиняемого превращается в оправдание преступления, а с другой – исполнять предписанные ему законом функции по минимуму, не прилагая к представлению интересов гражданина достаточных усилий. Речь, следовательно, в обоих случаях идет о нахождении своеобразной золотой середины, всецело определяемой нравственной добросовестностью человека.

Сказанное позволяет утверждать, что институциональная этика и этика добродетелей не отрицают, а, скорее, дополняют друг друга. Для профессионала, принимающего решение, нравственная мотивация столь же значима, как и для любого человека, делающего свой выбор и тем самым взваливающего на себя ношу моральной ответственности.

Представляется возможным утверждать, что корпоративность и институциональность – это две стороны, которыми профессиональная этика обращена вовне. Первая указывает на ее особый групповой характер в противоположность общечеловеческой природе морали, а вторая – на наличие у нее единого поля со сферой права. В известном смысле можно утверждать, что все они имеют общую направленность, взаимно дополняют друг друга. Это хорошо видно из тех функций, которые профессиональная этика выполняет в современном обществе.

  • [1]Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. СПб., 1994. С. 89.
  • [2]Реале Дж., Антисери Д. Указ. соч. С. 89.
  • [3]Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 9.
  • [4] Там же. С. 11.
  • [5]Букреев В. И., Римская И. Н. Этика права. М., 1998. С. 16.
  • [6]Протанская Е. С. Профессиональная этика. СПб., 2003. С. 13.
  • [7]Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995. С. 270.
  • [8]Кони А. Ф. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1967. Т. 4. С. 49–50.

РП-ПЭЮ , 2015-2016уч.г

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Проведение семинарских занятий построено на групповой совместной деятельности студентов. Во время занятий используется беседа, мозговой штурм.

5.3. Описание возможностей изучения дисциплины лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

При необходимости обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья аудиторные занятия могут быть заменены или дополнены изучением полнотекстовых лекций, презентаций, видео- и аудиоматериалов в ПТК «УМКа». Индивидуальные задания подбираются в адаптированных к ограничениям здоровья формах (письменно или устно, в форме презентаций). Выбор методов обучения зависит от их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В целях реализации индивидуального подхода к обучению студентов, осуществляющих учебный процесс по индивидуальной траектории в рамках индивидуального рабочего плана, изучение данной дисциплины базируется на следующих возможностях:

— индивидуальные консультации преподавателя (очно, в часы консультаций, по электронной почте, а также с использованием программ Skype, Wiber, а также возможностей социальных сетей);

— максимально полная презентация содержания дисциплины в ПТК «УМНИК» (см., в частности, полнотекстовые лекции, презентации, аудиоматериалы, тексты для перевода и анализа и т.п.).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Контрольные вопросы и задания

Понятие и предмет этики.

Основные этапы исторического развития этических учений: их краткая характеристика.

Развитие этических учений в Древней Греции.

Основные этические учения Древнего Востока.

Представления об этике в эпоху Средневековья и в период Возрождения.

Период Нового времени в истории – новые веяния в учении об этике.

Основные этические учения русских философов конца 19-начала 20 веков.

Этические учения середины-конца 20 века.

Современные этические учения.

Понятие и содержание основных категорий этики.

Общечеловеческие начала этики.

Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

Общечеловеческие начала этики.

Понятие и сущность морали.

Структура и функции морали.

Нравственная свобода выбора.

Соотношение императивности и нравственной свободы выбора.

Понятие и признаки социальных норм.

Виды социальных норм.

Иерархия социальных норм.

Моральное сознание и моральная практика.

Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

Профессиональная этика юриста как наука: понятие, структура, содержание.

Методы изучения профессиональной этики юриста.

Виды профессиональной этики юриста.

Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.

Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

Социальный характер моральных норм.

Принцип гуманизма: эволюция взглядов и их характеристика.

Патриотизм как важнейший этический принцип.

Понятие служебного этикета юриста.

Особенности этикета служебных отношений.

Содержание и функции служебного этикета юриста.

Виды юридического этикета.

Особенности реализации юридического этикета.

Нравственные аспекты процессуального принуждения.

Нравственное содержание презумпции невиновности.

Нравственные аспекты учения о доказательствах.

Нравственные начала судебного процесса.

Нравственное содержание правовых норм (в том числе, по законодательству Волгоградской области).

Нравственные принципы и нормы в материальном праве.

Нравственное содержание «Всеобщей декларации прав человека» от 10.12.1948г. и «Международного пакта о гражданских и политических правах» от 19.12.1966г.

Нравственное содержание норм Конституции РФ о правосудии и правоохранительной деятельности.

Нравственные начала гражданского судопроизводства (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Нравственные начала судопроизводства по уголовным делам (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.

Соотношение правовых норм и норм нравственности.

Ведущая роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Нравственные основы речи прокурора (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Нравственные основы выступлений защитника (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Этика судебных прений.

Этический смысл права на судебную защиту.

Основания и принципы судебной этики (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Этические основы в содержании выносимых судом решений (приговоров, постановлений, определений).

Этические аспекты решения вопроса о недопустимости доказательств.

Нравственное положение правосудия в современном обществе.

Этика дискурса в судейском сообществе.

Этический смысл конституционного правосудия.

Нравственная оценка судом присяжных представленных доказательств.

Нравственные основы деятельности следователя.

Нравственные основы деятельности адвоката (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Источники нравственных норм, регулирующих деятельность адвокатов в России на современном этапе.

Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке).

Международный Кодекс Этики (впервые принят в 1956г., в ред. 1988г.) Международной Коллегии Адвокатов.

Кодекс Совета коллегий адвокатов и юридических обществ Европейского Сообщества.

Кодекс профессиональной этики адвоката в РФ.

Нравственные основы использования гипноза.

Нравственные основы использования полиграфа (в том числе, с учетом опыта его применения в Волгоградской области)

Нравственно-правовая деформация личности юриста и пути ее преодоления.

Нравственные основы деятельности судьи (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста: понятие и виды.

Причины возникновения нравственного конфликта в профессиональной деятельности юриста.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Методы разрешения нравственного конфликта в профессиональной деятельности юриста.

Способы предотвращения конфликтных ситуаций.

Соотношение общей и профессиональной этики.

Оценочный характер нравственных норм.

Нравственные основы деятельности прокурора (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Кодекс профессиональной этики прокурорского работника.

Этические правила поведения прокурорского работника при осуществлении служебной деятельности (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Основные этические правила поведения прокурорского работника во внеслужебной деятельности (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Ответственность прокурорского работника за нарушение требований Кодекса профессиональной этики прокурорского работника.

Моральные и психологические требования, предъявляемые к работникам органов и учреждений прокуратуры (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Основные формы, методы и средства воспитательной работы в органах и учреждениях прокуратуры.

Источники этических норм, регулирующих деятельность прокурорского работника в РФ (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Стандарты профессионального поведения и ответственности прокуроров, принятые 23 апреля 1999 г. Международной Ассоциацией прокуроров.

Европейские руководящие принципы по этике и поведению для прокуроров (Будапештские руководящие принципы).

Этико-нравственные основы нотариальной деятельности (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Правовые и нравственные отношения в деятельности нотариуса (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Соотношение цели и средства в нотариальной деятельности.

Нравственные начала в установлении истины при проведении нотариальной деятельности.

Кодекс судейской этики и правила поведения юристов в профессиональной деятельности.

Нравственное значение оценки доказательства по внутреннему убеждению.

Этика служебного поведения сотрудников Арбитражных судов РФ.

Нравственные основы деятельности служащих государственной фельдъегерской службы РФ.

Нравственные основы деятельности сотрудников органов юстиции РФ.

Основные этические принципы служебного поведения сотрудников органов юстиции РФ.

Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников органов юстиции РФ.

Основные этические принципы служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ.

Нравственные правила служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ.

Основные этические принципы служебного поведения сотрудников службы судебных приставов РФ.

Нравственные правила служебного поведения сотрудников службы судебных приставов РФ.

Особенности нравственного регулирования деятельности представителей юридической профессии за рубежом.

6.2. Темы письменных работ

Понятие и предмет этики.

Основные этапы исторического развития этических учений: их краткая характеристика.

Развитие этических учений в Древней Греции.

Основные этические учения Древнего Востока.

Представления об этике в эпоху Средневековья и в период Возрождения.

Период Нового времени в истории – новые веяния в учении об этике.

Основные этические учения русских философов конца 19-начала 20 веков.

Этические учения середины-конца 20 века.

Современные этические учения.

Понятие и содержание основных категорий этики.

Общечеловеческие начала этики.

Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

Общечеловеческие начала этики.

Понятие и сущность морали.

Структура и функции морали.

Нравственная свобода выбора.

Соотношение императивности и нравственной свободы выбора.

Понятие и признаки социальных норм.

Виды социальных норм.

Иерархия социальных норм.

Моральное сознание и моральная практика.

Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

Профессиональная этика юриста как наука: понятие, структура, содержание.

Методы изучения профессиональной этики юриста.

Виды профессиональной этики юриста.

Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.

Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

Социальный характер моральных норм.

Принцип гуманизма: эволюция взглядов и их характеристика.

Патриотизм как важнейший этический принцип.

Понятие служебного этикета юриста.

Особенности этикета служебных отношений.

Содержание и функции служебного этикета юриста.

Виды юридического этикета.

Особенности реализации юридического этикета.

Нравственные аспекты процессуального принуждения.

Нравственное содержание презумпции невиновности.

Нравственные аспекты учения о доказательствах.

Нравственные начала судебного процесса.

Нравственное содержание правовых норм (в том числе, по законодательству Волгоградской области).

Нравственные принципы и нормы в материальном праве.

Нравственное содержание «Всеобщей декларации прав человека» от 10.12.1948г. и «Международного пакта о гражданских и политических правах» от 19.12.1966г.

Нравственное содержание норм Конституции РФ о правосудии и правоохранительной деятельности.

Нравственные начала гражданского судопроизводства (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Нравственные начала судопроизводства по уголовным делам (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.

Соотношение правовых норм и норм нравственности.

Ведущая роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Нравственные основы речи прокурора (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Нравственные основы выступлений защитника (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Этика судебных прений.

Этический смысл права на судебную защиту.

Основания и принципы судебной этики (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Этические основы в содержании выносимых судом решений (приговоров, постановлений, определений).

Этические аспекты решения вопроса о недопустимости доказательств.

Нравственное положение правосудия в современном обществе.

Этика дискурса в судейском сообществе.

Этический смысл конституционного правосудия.

Нравственная оценка судом присяжных представленных доказательств.

Нравственные основы деятельности следователя.

Нравственные основы деятельности адвоката (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Источники нравственных норм, регулирующих деятельность адвокатов в России на современном этапе.

Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке).

Международный Кодекс Этики (впервые принят в 1956г., в ред. 1988г.) Международной Коллегии Адвокатов.

Кодекс Совета коллегий адвокатов и юридических обществ Европейского Сообщества.

Кодекс профессиональной этики адвоката в РФ.

Нравственные основы использования гипноза.

Нравственные основы использования полиграфа (в том числе, с учетом опыта его применения в Волгоградской области)

Нравственно-правовая деформация личности юриста и пути ее преодоления.

Нравственные основы деятельности судьи (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста: понятие и виды.

Причины возникновения нравственного конфликта в профессиональной деятельности юриста.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Методы разрешения нравственного конфликта в профессиональной деятельности юриста.

Способы предотвращения конфликтных ситуаций.

Соотношение общей и профессиональной этики.

Оценочный характер нравственных норм.

Нравственные основы деятельности прокурора (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Кодекс профессиональной этики прокурорского работника.

Этические правила поведения прокурорского работника при осуществлении служебной деятельности (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Основные этические правила поведения прокурорского работника во внеслужебной деятельности (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Ответственность прокурорского работника за нарушение требований Кодекса профессиональной этики прокурорского работника.

Моральные и психологические требования, предъявляемые к работникам органов и учреждений прокуратуры (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Основные формы, методы и средства воспитательной работы в органах и учреждениях прокуратуры.

Источники этических норм, регулирующих деятельность прокурорского работника в РФ (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Стандарты профессионального поведения и ответственности прокуроров, принятые 23 апреля 1999 г. Международной Ассоциацией прокуроров.

Европейские руководящие принципы по этике и поведению для прокуроров (Будапештские руководящие принципы).

Этико-нравственные основы нотариальной деятельности (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Правовые и нравственные отношения в деятельности нотариуса (в том числе, с учетом нормативно-правовых актов, принятых в Волгоградской области).

Соотношение цели и средства в нотариальной деятельности.

Нравственные начала в установлении истины при проведении нотариальной деятельности.

Кодекс судейской этики и правила поведения юристов в профессиональной деятельности.

Нравственное значение оценки доказательства по внутреннему убеждению.

Этика служебного поведения сотрудников Арбитражных судов РФ.

Нравственные основы деятельности служащих государственной фельдъегерской службы РФ.

Нравственные основы деятельности сотрудников органов юстиции РФ.

Основные этические принципы служебного поведения сотрудников органов юстиции РФ.

Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников органов юстиции РФ.

Основные этические принципы служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ.

Нравственные правила служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ.

Основные этические принципы служебного поведения сотрудников службы судебных приставов РФ.

Нравственные правила служебного поведения сотрудников службы судебных приставов РФ.

Особенности нравственного регулирования деятельности представителей юридической профессии за рубежом.

6.3 Фонд оценочных средств

Фонд оценочных средств утверждается в виде отдельного документа и является неотъемлемой частью рабочей программы

6.4 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

В процессе изучения данной учебной очень важно правильно распределить временные и другие ресурсы. Это позволит закрепить теоретические знания, полученные в ходе прослушивания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой.

Сначала рекомендуется внимательно ознакомиться с тематическом планом, а также с рабочей программой по данной теме. Рабочая программа позволяет студентам лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний.

После этого необходимо изучить конспект лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованными к этой теме. К наиболее сложным вопросам темы целесообразно составлять конспект ответов. Студенты должны готовить все вопросы тематического плана и обязаны уметь давать определения основным категориям, которыми оперирует данная учебная дисциплина.

Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать понятиями и категориями.

Изучение данного курса из-за специфики предмета подразумевает достаточно большой объем работы студента, включающий в себя:

работу над лекционным материалом;

изучение и конспектирование учебных пособий, специальной литературы, научной периодики, нормативного материала;

написание рефератов, контрольных работ;

ответы на вопросы и решение задач по курсу;

подготовка к экзамену.

В ходе самостоятельной работы над материалами студент должен стремиться к максимальному достижению следующих целей:

ознакомление с учебным и специальным методическим и нормативным материалом;

конспектирование полученной в результате изучения информации, ее анализ и осмысление;

определение круга проблемных вопросов и их разрешение по мере возможности.

Конспектирование материала предполагает под собой определение основных положений источника, их сопоставление с остальным правовым полем, регулирующим правоотношения, возникающие в сфере нравственных вопросов деятельности юриста, внесение в конспект наиболее важных положений и выводов, а не механическое переписывание текста.

Кроме того, специфика предмета требует ознакомления студентов со специальной литературой, большую часть из которой составляют нормативные правовые акты, судебная практика, монографии. Сами по себе нормативные правовые акты и судебная практика, представляют определенную трудность из-за изучения большого количества норм. Студент в обязательном порядке должен выяснить значение всех незнакомых терминов, во избежание невозможности уяснения материала из-за пробела в терминологии. Конспектирование нормативных правовых актов может вызвать сложности, в связи с чем, конспектировать следует только наиболее важные моменты с использованием схем и таблиц, а также сравнительного анализа норм. Форма конспекта может быть различной, но она должна выполнять главное назначения — дать возможность студенту при ответе на семинарском занятии полно раскрыть материал, воспользовавшись полученными при изучении материала знаниями, творчески изложить изученный материал при написании реферата и подготовиться к сдаче экзамена в объеме, задаваемых по предмету вопросов.

В ходе самостоятельной работы студент должен подробно изучить и дать ответ на ряд дополнительных вопросов; пользуясь полученными в процессе обучения и в ходе самостоятельной работы знаниями, студент должен уметь дать правовой анализ конфликтным ситуациям и разрешить их с применением нормативных правовых актов.

Работа с основной и рекомендуемой литературой по данной дисциплине представляет сложный и поэтапный процесс.

Цель изучения литературы состоит в том, чтобы сформировать собственное суждение (умозаключение) по данному вопросу, определить структуру и содержание ответа (доклада, реферата).

При подборе литературы отдается предпочтение источникам более высокого уровня (учебникам, учебным пособиям, законам, постановлениям государственных органов, другим нормативным актам), а затем подбираются конспекты лекций, статьи в журналах и газетах по их наименованиям и заголовкам. При этом в первую очередь используются материалы более поздних сроков издания. При необходимости могут подбираться и использоваться справочники, ежегодники, отчетные и статистические материалы.

Перед просмотром литературы на каждый учебный вопрос заготавливается карточка, озаглавленная наименованием вопроса, на который записываются относящиеся к нему источники информации.

При просмотре литературы по оглавлению (либо по содержанию, по наименованию глав, разделов и подразделов) выделяется нужная информация, определяется ее уровень (ранг), объем и номера страниц, степень важности (основная или дополнительная) и записываются эти данные в карточку того учебного вопроса, к которому относится содержащаяся в этом материале информация. Заканчивается просмотр литературы классификацией (группировкой) отобранных источников по учебным вопросам.

Потом студенты изучают литературные источники в последовательности, соответствующей их расположению по учебным вопросам, начиная с источников более высокого уровня, делая при этом записи (выписки) в тетрадях для практических занятий наиболее важных положений, которые могут быть использованы при ответе на них.

В зависимости от требований плана семинара, сложности вопроса и уровня подготовки студентов результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана (структуры) ответа, тезисов ответа (доклада) или полного текста доклада (реферата).

Последний вариант наиболее приемлем для научных семинаров, при выступлении на семинаре в форме доклада или реферата по наиболее сложным комплексным вопросам (проблемам).

Экзамен представляет собой итоговую форму проверочного испытания по учебной дисциплине; это своеобразный итоговый рубеж изучения чего-либо, позволяющий лучше определить уровень знаний, полученный студентом.

Экзамен по дисциплине «Профессиональная этика», как и по любому другому предмету, преследует три основные функции — обучающую, воспитательную и оценивающую. Обучающая функция реализуется в том, что испытуемый дополнительно повторяет материал, пройденный за время изучения данной дисциплины, знакомится с вопросами, не изложенными на лекциях и семинарских занятиях, исследует новую учебную и научную литератур. Воспитательная функция экзамена позволяет стимулировать развитие у студентов таких качеств, как трудолюбие, ответственное отношение к делу, самостоятельность. Оценивающая функция экзамена состоит в том, что он призван выявить полученных в результате изучения предмета знаний студента.

Для успешной сдачи экзамена по дисциплине «Профессиональная этика» студенты должны принимать во внимание, что:

все основные категории данной дисциплины нужно знать, понимать их смысл и уметь его разъяснить;

семинарские занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценки на экзамене;

готовиться к экзамену необходимо начинать с первой лекции и семинара;

При оценке знаний студентов на экзамене по дисциплине «Профессиональная этика» преподаватель руководствуются, прежде всего, следующими критериями:

правильность ответов на все вопросы;

сочетание полноты и лаконичности ответа;

ориентирование в специальной литературе;

знание основных проблем, современного состояния данного предмета;

логика и аргументированность изложения;

Таким образом, при проведении экзамена преподаватель уделяет внимание не только содержанию ответа, но и форме его изложения.

Экзамен представля­ет заключительный этап изучения этой дисциплины в вузе. Целью экзамена является:

а) проверка усвоения теоретических положений курса;

б) проверка знания законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство;

в) выявление навыков применения полученных знаний при решении практических задач;

г) выявление навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой;

д) оценка знаний студентов.

О требованиях, предъявляемых на экзамене, студенты узнают во время чтения лекций, а так­же на консультациях перед сессией.

Экзамены должны начинаться своевременно и проводить­ся организованно, способствуя воспитанию у коллектива дис­циплинированности, чувства ответственности.

Во время ответа студента не следует перебивать, кроме случаев, когда он говорит не по существу или допустил грубую ошибку. Оста­новить отвечающего можно и тогда, когда сказанное им сви­детельствует о глубоких знаниях, является достаточным для высокой оценки.

Если возникает необходимость задать экзаменуемому до­полнительные вопросы, это лучше сделать после того, как он закончит отвечать по билету. В противном случае всякое вмешательство в ход рассуждений студента может нарушить последовательность изложения материала, вызвать у него неуверенность, растерянность.

Дополнительные вопросы позволяют более полно выявить знания отвечающего и вместе с тем обратить внимание студента на его ответ.

По содержанию дополнительные вопросы разнообразны и в большинстве случаев не выходят за рамки экзаменацион­ного билета. Часто они направлены на уточнение ответа.

Следует избегать наводящих вопросов, ибо при этом нель­зя определить, насколько ответ студента самостоятелен.

Дополнительные вопросы позволяют, в частности, выяс­нить, умеет ли студент практически применять ту или иную норму права.

Дополнительные вопросы также могут быть использованы для проверки умения студента отстаивать свое мнение, обосновывать свои утверждения.

Подготовка к экзаменам и их сдача сопряжены с повы­шенным нервным напряжением студента. Бывает, что на почве переутомления он временно забывает усвоенный им в процессе учебы материал («вылетело из головы»). Иногда торможение возникает в результате слишком сильного жела­ния вспомнить, однако при переключении внимания лица на другие вопросы в ряде случаев напряжение снимается и за­бытое восстанавливается в памяти.

Подобное забывание иногда воспринимается экзаменато­ром как незнание или неполное усвоение студентом прой­денного материала. Но очевидно, что отождествлять кратко­временное забывание, в основе которого лежат процессы торможения, с незнанием пройденного материала было бы неправильно. Поэтому в случаях, когда студент испыты­вает затруднения в ответе на экзамене, надо убедиться, не является ли это следствием кратковременного забывания, не может ли студент вспомнить то, что он забыл. В этой связи существенное значение может иметь постановка наводящих вопросов, т. е. таких, когда ответ на новый вопрос в силу связности материала может помочь студенту вспомнить то, что он не смог рассказать при ответе на вопрос экзаменацион­ного билета.

При оценке ответа студента следует учитывать его умение логически рассуждать, давать определения юридических понятий и анализировать право­вые нормы, владеть юридической терминологией. Необходи­мо также обращать внимание на знание им дополнительной литературы, на культуру речи и т. д.

В ряде случаев экзаменаторы оценивают высшим баллом полный и правильный ответ студента в объеме учебника. Представляется, однако, что отличная оценка должна свидетельствовать о более глубоких знаниях, в частности, о зна­комстве студента с дополнительной литературой, с разны­ми взглядами по отдельным проблемам.

Различие между хорошей и удовлетворительной оцен­ками следует проводить с учетом степени полноты ответа студентов.

Неудовлетворительная оценка выставляется тогда, когда студент не может ответить на вопросы экзаменационного билета, в его знаниях уголовного процесса имеются сущест­венные пробелы.

Оценив знания студента положительно, экзаменатор выставляет соответствующую оценку в экзаменационной ве­домости и в зачетной книжке; неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости.

Некоторые экзаменаторы, прежде чем оценить ответ студента, смотрят в зачетной книжке выставленные оценки по другим дисциплинам. Этого делать не следует, так как у студентов нередко создается впечатление, что результаты пре­дыдущих экзаменов, особенно, если они низкие, оказывают влияние на оценку преподавателем ответа студента на оче­редном экзамене.

Экзаменатор должен быть требователен, внимателен и справедлив. Экзамен следует проводить таким образом, что­бы студент сам мог осознать свои пробелы в знаниях уголовного процесса. В частности, желательно, чтобы экза­менатор, выставляя удовлетворительную или неудовлетвори­тельную оценку, указывал студенту на недостатки его от­вета.

Итоги экзаменов следует обсудить на заседании кафедры, определить качество подготовки студентов, выявить те во­просы, которые они недостаточно усвоили, и наметить меро­приятия, направленные на дальнейшее улучшение преподава­ния уголовного процесса.

6.5 Методика формирования результирующей оценки

Оценка качества учебной работы в рейтинговой системе является кумулятивной (накопительной).

Для получения положительной оценки за семестр студент должен сдать обязательно все модули и получить минимально установленное количество баллов по каждому из них. Первый и второй модули проводит преподаватель, ведущий семинарские занятия в группе. Третий модуль проводит лектор.

Результирующая оценка формируется с учетом следующих критериев: Ответ на вопрос по плану семинарского занятия оценивается в пределах 3 баллов. При этом 3 балла выставляется за ответ, оцениваемый на «отлично», 2 балла — «хорошо», 1 балл — за удовлетворительный ответ. При неудовлетворительном ответе обучающегося баллы не выставляются. Дополнение, уточнение и возражение по предшествующему выступлению оценивается в пределах 2 баллов.

Максимальное количество баллов, получаемых обучающимся за ответы на вопросы, дополнения, уточнения и возражения на одном семинарском занятии, не может превышать 10 баллов. Максимальное количество баллов за модульную контрольную работу / тест составляет 15 баллов.

Экзамен по дисциплине «Профессиональная этика»:

экзамен сдается студентом по всему курсу;

если студент по результатам обучения в течение семестра набирает от 91 до 100 баллов, то ему за экзамен выставляется оценка «отлично» после прохождения собеседования с преподавателем, читающим лекции по данной дисциплине, и при согласии самого студента;

если студент по результатам обучения в течение семестра набирает от 71 до 90 баллов за семестр, ему за экзамен выставляется оценка «хорошо» после прохождения собеседования с преподавателем, читающим лекции по данной дисциплине, и при согласии самого студента;

если студент по результатам обучения в течение семестра набирает от 60 до 70 баллов за семестр, ему автоматически выставляется оценка «удовлетворительно», при условии согласия на это преподавателя, читающего лекции по данной дисциплине, и самого студента;

если студент по результатам обучения в течение семестра набирает от 20 до 59 балов, то он получает допуск для экзамена. Дальнейшая оценка знаний происходит с учетом вышеизложенного и набранного количества балов на экзамене;

студенту, набравшему в течение семестра менее 20 баллов, автоматически выставляется оценка «неудовлетворительно»;

экзаменационная работа студента, допущенного к экзамену, оценивается по 40-балльной шкале.

студенту, набравшему на экзамене от 91 до 100 баллов, выставляется оценка «отлично»; от 71 до 90 баллов – оценка «хорошо», от 60 до 70 баллов – оценка «удовлетворительно»;

работа студента, набравшего в итоге (за семестр+экзамен) меньшее количество баллов, чем 60, получает оценку «неудовлетворительно».

При получении на экзамене количества баллов, в сумме с баллами текущей аттестации недостаточного для положительной оценки (менее 60), студент направляется на переэкзаменовку в соответствии с Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Это интересно:

  • Немецкие законы на русском Конференция ЮрКлуба Законы Германии по ИС на русском tsil 30 Окт 2017 Опубликован очень полезный сборник на русском языке Серия ・・Германские и европейские законы・・ Составитель и издатель серии Вильфрид Бергманн Германские законы в области Перевод с немецкого Издание осуществлено […]
  • Правила пожарной безопасности в старшей группе Правила пожарной безопасности в старшей группе Автор: Ходеева С. Ф., воспитатель МДОУ ЦРР д/с №31 г. Старый Оскол Белгородской области. Задачи: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня; продолжить учить […]
  • Отдел по защите прав потребителей тамбов "Горячая линия" Порядок организации работы «горячей линии» в Управлении Роспотребнадзора по Тамбовской области I. Общие положения. 1. Настоящий порядок разработан в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от […]
  • Джон милтон адвокат дьявола Адвокат дьявола (фильм) «Адвока́т дья́вола» (англ. The Devil’s Advocate ) — мистическая драма по одноимённому роману Эндрю Найдермана. Талантливого адвоката из Флориды Кевина Ломакса после очередного успешного процесса приглашают в Нью-Йорк на работу в крупной юридической компании […]
  • Как написать заявление на работу учителем Образец заявления на работу в школу Неплохой шаблон документа послужит, чтобы сохранить время для тщательной обработки бумаги. Важные документы имеют критичные поля для данных. Чтобы заполнить их правильно требуется рассмотреть принцип. Проще всего сделать это прочитав шаблон, […]
  • Закон про выборы в народные депутаты Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности Закон СССР "О выборах народных депутатов СССР". 1 декабря 1988 г. Подлинник. Машинопись. Подпись-автограф председателя Президиума Верховного Совета СССР М.С. Горбачева.29,6 х 21,0. Государственный архив Российской […]
  • Курган адвокаты по дтп Адвокат по ДТП Наш юридический центр, специализируется на защите водителей ставших участниками ДТП (дорожно-транспортном происшествии). Наши адвокаты по ДТП окажут полный комплекс услуг по формированию пакета документов для возмещения ущерба, получение справок различных форм в органах […]
  • Зачёт по теме законы сохранения Тема 3. "Законы сохранения в механике". Импульсом тела называется величина, равная произведению массы тела на его скорость. Изменение импульса тела равно импульсу силы. Закон сохранения импульса: Геометрическая сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной […]
Все права защищены. 2018