Радио реклама закон

Рекламу на радио и телевидении в передачах, транслируемых по воскресеньям, могут ограничить

Дополнительно защитить граждан от вмешательства рекламы в их личную жизнь призван законопроект 1 , внесенный в Госдуму депутатами нижней палаты парламента. В соответствии с представленной инициативой предусматривается расширение перечня условий, при которых радио- и телепередачи не могут прерываться рекламой, предусмотренного ч. 4 ст. 14 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Так, в случае одобрения документа, будет запрещено прерывать передачи рекламой, а также совмещать их с «бегущей строкой», если они транслируются на телевидении или радио с 6 до 24 часов в воскресные дни.

Депутаты объясняют инициативу ограничения трансляции рекламы именно в воскресенье в первую очередь заботой о детях, которые просматривают телепередачи наиболее активно именно в эти дни. Они отмечают, что детское сознание еще недостаточно сформировано и легко поддается влиянию не всегда положительной рекламы. Кроме того, в обоснование необходимости принятия законопроекта авторы подчеркивают, что реклама формирует в России общество потребления, отодвигая духовные и культурные ценности на второй план. А реклама дорогостоящих товаров приводит к негативным эмоциональным реакциям людей.

Добавим, что в настоящее время запрещено прерывать рекламой радио- и телепередачи религиозного характера и передачи продолжительностью менее 15 минут (ч. 4 ст. 14, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»). За нарушение этого требования установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 20 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для организаций (ч. 2 ст. 14.3 КоАП).

Радио реклама закон

Требования к содержанию Рекламы

Документы для подтверждения соответствия рекламы требованиям закона

(ст. 2 Закона «О Рекламе»)

При упоминании лица в качестве спонсора в рекламе на выбор Рекламодателя в открывающем ролике, либо в закрывающем ролике должно быть указано его фирменное наименование:

  • для юридических лиц фирменное наименование включает в себя организационно-правовую форму и само название (ООО «Ромашка»),
  • для Индивидуальных предпринимателей достаточно указать статус лица (Индивидуальный предприниматель) и его Фамилию и имя (отчество пожеланию).
  • свидетельство о регистрации юридического лица/постановке на учет индивидуального предпринимателя.

(ст. 9, ч.5 ст.27 Закона «О Рекламе»)

Данная статья распространяется на стимулирующие мероприятия:

  • условием участия, в которых является приобретение определенного товара
  • проводимые на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Данная реклама должна содержать в себе:

  1. сроки проведения такого мероприятия:
    • конкретную дату (день, месяц, год),
    • определенный период времени,
    • указание на событие.
  2. фразу «источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения на …. (сайте, телефоне, адресу)».

Розыгрыш призовой фонд которого сформирован из средств организатора не является лотереей.

  • правила участия в конкурсе/розыгрыше, подписанные/заверенные уполномоченным лицом Заказчика

Реклама основанных на риске игр, пари

(ст.27 Закона «О рекламе»)

Реклама основанных на риске игр, пари должна содержать:

  • указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари;
  • источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
  • разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне;
  • лицензию на деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
  • выписку из контракта между организатором и оператором на проведение лотереи;
  • утвержденные условия лотереи, подписанные уполномоченным лицом

Информационная продукция: продукция СМИ, концерты, фильмы, спектакли, печатная продукция, интернет-сайт, программы для ЭВМ, зрелищные мероприятия, за исключением мероприятий, где отсутствует демонстрация информационной продукции.

(ч.10.1 ст. 5 Закона «О Рекламе»)

Реклама информационной продукции должна содержать категорию данной информационной продукции.

При рекламе информационной продукции такое указание может быть сделано любым способом, позволяющим обозначить категорию информационной продукции.

Не требуется маркировка:

  • сайта, не зарегистрированного в качестве СМИ;
  • сайт, не являющийся объектом рекламы;
  • сайт, являющийся источником информации.
  • прокатное удостоверение (для рекламы иностранных кинофильмов);
  • гарантийное письмо от рекламодателя о подтверждении возрастной категории, в случае возникновения у Рекламораспространителя сомнений в отношении достоверности заявленной в рекламе маркировки.
  • свидетельство о регистрации СМИ, если рекламируется сайт, являющийся СМИ.

Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

(ст. 24 Закона «О Рекламе»)

Данная реклама должна сопровождаться предупреждением:

  • о наличии противопоказаний к их применению и использованию,
  • необходимости ознакомления с инструкцией по применению или
  • получения консультации специалистов.

При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе.

Продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды.

Запрещается рекламировать лекарственные средства, отпускаемые по рецепту, а также медицинские изделия, для использования которых требуется специальная подготовка.

В рекламе медицинских услуг и медицинской деятельности запрещается:

  • упоминать методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
  • свидетельство о государственной регистрации лекарственного препарата,
  • инструкцию препарата,
  • Лицензию в зависимости от статуса рекламодателя на:
    • фармацевтическую деятельность;
    • производство лекарственных средств;
    • производство медицинской техники/изделий;
    • медицинскую деятельность.

Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

(ст. 25 Закона «О Рекламе»)

Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды

1 из 3 документов:

  • свидетельство о регистрации БАД;
  • регистрационное удостоверение БАД;
  • заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы БАД.

Реклама долевого строительства: договоров участия в долевом строительстве, жилищных сертификатов, жилищных кооперативов.

(ч.1, ч.7 ст. 28 Закона «О Рекламе»)

Под долевым строительством понимается привлечение денежных средств граждан, для строительства объектов недвижимости.

Реклама должна содержать:

  • указание на конкретный источник необходимой информации, соответственно в данной рекламе должен быть указан конкретный адрес Интернет-сайта (или иной источник информации), на котором размещена проектная декларация;
  • информацию о необходимости вступления в ЖСК и уплаты взносов (в рекламе ЖСК).
  • выданное в установленном порядке разрешение на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства;
  • подтверждение опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет») проектной декларации, (достаточно распечатки с сайта, заверенной печатью организации и подписью руководителя, или СМИ в котором это опубликовано);
  • копию свидетельства об участии в СРО;

Реклама готовых объектов недвижимости (домов, квартир, земельных участков).

В зависимости от статуса объекта:

  • копию свидетельства о праве собственности на объект недвижимости;
  • гарантийное письмо об отсутствии в рекламе нарушения положений, предусмотренных частью 8 статьи 28 Закона о рекламе.

Реклама финансовых услуг

(ст. 28 Закона «О Рекламе»)

Реклама банковских, страховых, микрозаймов, займов и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование с указанием организационно-правовой формы — ООО, ЗАО, ОАО и т. д., для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (ответственность Рекламодателя).

Реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

Деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями.

Лицами, осуществляющими профессиональную деятельность в данной сфере являются банки, ломбарды, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кооперативы.

(Ответственность за нарушение данного положения возложена на Рекламораспространителя).

  • лицензию (в зависимости от статуса рекламодателя).
  • информационное письмо об условиях, влияющих на стоимость кредита (для рекламы кредита, содержащей условия кредитования).
  • свидетельство о регистрации в качестве микрофинансовой организацию;
  • устав и свидетельство о государственной регистрации кредитного кооператива

Реклама деятельности, подлежащей лицензированию

К деятельности подлежащей лицензированию, в частности относится следующая деятельность:

  • оказание услуг связи,
  • частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
  • образовательная деятельность
  • деятельность кредитных организаций;
  • деятельность по проведению организованных торгов;
  • видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • страховая деятельность.
  • деятельность по осуществлению перевозок, если она подлежит лицензированию.
  • Лицензия на осуществление соответствующей деятельности

При размещении рекламы продажи автомобилей и иной транспортной техники необходимо учитывать следующее:

  • в рекламе, сообщающей об уникальном предложении, акции, выгоде необходимо запрашивать условия данного предложения/акции.
  • если реклама подразумевает розыгрыш призов или конкурс, условия участия в котором приобретение авто, то такая реклама отвечать требованиям, предъявляемым к рекламе стимулирующих мероприятий.
  • если реклама содержит упоминание кредита/страховки или предложение подразумевает использование данных финансовых услуг, то такая реклама должна отвечать требованиям, предъявляемым к рекламе финансовых услуг.
  • письмо об условиях акции/выгоде

Реклама торговых сетей

При размещении рекламы торговых сетей необходимо учитывать следующее:

  • в рекламе, сообщающей об уникальном предложении, акции, выгоде необходимо запрашивать условия данного предложения/акции.
  • если реклама подразумевает розыгрыш призов или конкурс, условия участия в котором приобретение авто, то такая реклама отвечать требованиям, предъявляемым к рекламе стимулирующих мероприятий.
  • если реклама содержит упоминание кредита/страховки или предложение подразумевает использование данных финансовых услуг, то такая реклама должна отвечать требованиям, предъявляемым к рекламе финансовых услуг.
  • письмо об условиях акции/выгоде

Реклама кадастровой деятельности

  • правоустанавливающий документ/выписку из учредительных документов, например, подтверждающий право Рекламодателя на выполнения работ по территориальному землеустройству

Деятельность ломбардов — является финансовой деятельностью, соответственно, на рекламу ломбардов распространяет действие ст.28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», в рекламе финансовых услуг необходимо указывать наименование лица оказывающего услугу, включая его организационно-правовую форму. В соответствии с ч. 2 ст.2 ФЗ «О ломбардах» фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

  • свидетельство о гос. регистрации ломбарда, чтобы иметь подтверждение того, что рекламируется не кредитная организация, а именно ломбард, а также для того, чтобы сопоставить наименование ломбарда в рекламе и в свидетельстве на предмет совпадения (они должны совпадать)

Реклама продажи товаров дистанционным способом

(ст. 8 Закона «О Рекламе»)

В соответствии со ст.8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование (включая его организационно-правовую форму), место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.

Данное требование не распространяется на рекламу дистанционных продаж билетов.

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица

(форма свидетельства включает в себя все те данные, какие необходимо сообщить в рекламе, и соответственно данный документ подтвердит достоверность сведений о ЮЛ, сообщаемом в ролике).

Использование спортивной символики (наименование спортивных мероприятий, спортивных клубов)

Федеральный Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации:

11.1) символика физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия — флаг, логотип, гимн, девиз организатора физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия, официальное наименование физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия и обозначения, связанные с таким организатором, образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения при упоминании с наименованиями соответствующих видов спорта и (или) указанных мероприятий; зарегистрированные в качестве товарных знаков такого организатора обозначения; охраняемые в качестве промышленных образцов и (или) объектов авторских прав такого организатора талисманы указанных мероприятий, плакаты, опознавательная символика, предметы дизайна указанных мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований; охраняемые в качестве объектов авторских прав такого организатора произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав такого организатора, содержащие обозначения, которые предназначены для индивидуализации указанных мероприятий; любые иные обозначения и объекты, разработанные организатором мероприятия для официального использования на указанных мероприятиях и принадлежащие ему.

1. Общероссийские спортивные федерации вправе:

2) обладать всеми правами на использование символики спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта

1. Региональные спортивные федерации вправе:

2) обладать всеми правами на использование символики и наименований спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации по соответствующим видам спорта, за исключением государственной символики субъекта Российской Федерации;

2. Организаторам физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия принадлежат исключительные права на использование наименования такого мероприятия и его символики.

Статья 20.1. Обеспечение добросовестной конкуренции в связи с организацией и проведением физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий

Признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовалась символика физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий, а также применение тождественных или сходных до степени смешения средств индивидуализации;

2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление об организаторе физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия, посредством использования символики физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия и иным образом без разрешения такого организатора мероприятия.

  • гарантийное письмо о наличии прав на использование символики, подписанное/заверенное уполномоченным лицом Заказчика/ выписка из лицензионного соглашения на передачу прав на использование символики.

Музыкальные произведения, используемые в рекламе*

Рекламодатель должен подтвердить наличие прав на использование музыкальных произведений в рекламных роликах.

  • отчет об использованных музыкальных произведениях по утвержденной форме для представления в РАО (отчет РАО), подписанный уполномоченным лицом Заказчика;
  • гарантийное письмо о наличии прав на музыкальное произведение, подписанное рекламодателем, или его копия, заверенная уполномоченным лицом Заказчика /выписка из лицензионного договора на передачу прав на музыкальное произведение рекламодателю.

Известные личности, привлеченные для производства рекламы.

Рекламодатель должен получить согласие на использование имени и образа личности в рекламе.

  • гарантийное письмо о наличии согласия известной личности на использование его имени и образа.

Организации, осуществляющие деятельность по продаже ювелирных изделий, должны встать на специальный учет в инспекциях пробирного надзора (требование ст. ст. 10, 13 Федерального закона N 41-ФЗ). Специальный учет осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации через государственные инспекции пробирного надзора.

  • Свидетельство пробирной палаты

Реклама алкогольной продукции

Реклама вина и игристого вина (шампанского)

Общие требования к рекламе алкоголя:

1. Реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

2.1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.

5. Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

7. Допускается размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

Реклама пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (независимо от количества этилового спирта в готовой продукции, но более 0,5 процента объема готовой продукции), не должна размещаться:

1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), кроме детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера), при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений (в период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя — юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений);

8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу указаний, содержащихся в п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, производство и оборот пива отнесены к исключениям из общего правила лицензирования оборота алкоголя, поэтому лицензию на продажу пива получать не нужно.

Реклама вина и игристого вина (шампанского):

8. Допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.

Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенного в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда (независимо от количества этилового спирта в готовой продукции, но более 0,5 процента объема готовой продукции), не должна размещаться:

1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в телепрограммах и радиопрограммах с 7 до 23 часов местного времени (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований), при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений;

8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

«Безалкогольное пиво», «безалкогольное вино» с содержанием этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции, не подпадают под понятие алкогольной продукции, соответственно, допускается их реклама.

  • Лицензия на производство и оборот алкогольной продукции;
  • Гарантийное письмо о спонсорстве (в случае, если торговая марка выступает спонсором спортивного мероприятия)

*Требование о предоставлении отчета РАО не распространяется на региональное размещение

Статья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах

1. Прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

2. В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

3. В радиопрограммах не допускается прерывать рекламой следующие радиопередачи:

1) религиозные радиопередачи;

2) радиопередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.

4. Указанные в части 3 настоящей статьи радиопередачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.

5. Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в радиопрограммах и радиопередачах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме.

6. В детских радиопередачах не допускается распространение рекламы отдельных видов товаров, особенности рекламы которых установлены главой 3 настоящего Федерального закона. Данное ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации.

7. Радиотрансляция в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) может прерываться рекламой, в том числе спонсорской рекламой, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок.

8. Радиотрансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание радиотрансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать двадцать процентов времени трансляции спортивного соревнования.

9. Иные радиопередачи могут прерываться рекламой столько раз, сколько пятнадцатиминутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжительность такой спонсорской рекламы не превышает тридцать секунд.

10. Требования, установленные частями 1 — 9 настоящей статьи, не распространяются на радиопрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких радиопрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.

11. При трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею радиопрограммы или радиопередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в радиопрограммах и радиопередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации. Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею радиопрограммы или радиопередачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 35.1 настоящего Федерального закона.

12. В радиопередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», распространение рекламы не допускается.

13. В радиопрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

14. Требования частей 1 — 10, 12 и 13 настоящей статьи не распространяются на:

1) размещаемую в радиопрограммах информацию о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу;

2) сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иную информацию о данной радиопрограмме.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 15 Закона о Рекламе

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет обязанность предварительно сообщать о последующей трансляции рекламы в радиопрограмме, радиопередаче при прерывании радиопрограммы, радиопередачи рекламой. Под прерыванием рекламой радиопрограммы, радиопередачи, по аналогии с прерыванием телепрограммы, телепередачи, следует понимать остановку трансляции радиопрограммы, радиопередачи для трансляции рекламы, соответственно трансляция радиопрограммы, радиопередачи во время трансляции рекламы не осуществляется, а после прекращения рекламы радиопрограмма, радиопередача продолжается с того места, на котором была остановлена.

Понятия радиопрограммы, радиопередачи и их правовой режим определяются в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации».

В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» радиопрограммой является такая форма периодического распространения массовой информации, как средство массовой информации, под которым в свою очередь понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Радиопрограмма — совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач) имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Таким образом, радиопрограмма как средство массовой информации состоит из совокупности отдельных радиопередач. Ежедневный эфир, включающий совокупность транслируемых передач, представляет собой отдельный выпуск радиопрограммы — продукции данного средства массовой информации.

Исключение из требования предварительно сообщать о последующей трансляции рекламы предусмотрено, как и в случае телевизионной рекламы, только для прерывания радиопрограммы, радиопередачи спонсорской рекламой. Понятие спонсорской рекламы содержится в пункте 10 статьи 3 Федерального закона «О рекламе». Соответственно если реклама отвечает признакам спонсорской рекламы, то к размещению такой рекламы применяется указанное исключение из обязанности предварительно сообщать о последующей трансляции рекламы. Вместе с тем если реклама не отвечает признакам спонсорской рекламы, установленным в пункте 10 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», то прерывание такой рекламой радиопрограммы, радиопередачи должно осуществляться в общем порядке, даже если такая реклама размещается в рамках спонсорских соглашений.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает максимально допустимую продолжительность рекламы в радиопрограммах, не являющихся «рекламными» средствами массовой информации.

При этом необходимо отметить, что допустимая продолжительность рекламы в радиопрограмме исчисляется от объема вещания в сутки в отличие от телепрограммы, для которой объем рекламы измеряется для каждого часа вещания. Продолжительность рекламы в радиопрограмме в течение суток не может превышать 20 процентов времени вещания.

Продолжительность рекламы из расчета времени фактического вещания в течение суток определяется следующим образом:

— определяется время фактического вещания радиопрограммы в течение суток, т.е. в расчет принимаются не 24 часа суток, а только то время, когда непосредственно осуществлялось вещание радиопрограммы (например, если вещание осуществляется в течение 12 часов в сутки, расчет производится исходя из этих 12 часов времени вещания), включая время трансляции рекламы в данной телепрограмме;

— отдельно определяется время трансляции рекламы в радиопрограмме в течение суток;

— составляется соотношение времени трансляции рекламы и времени трансляции радиопередач и иных материалов в радиопрограмме в течение суток;

— в указанном соотношении время трансляции рекламы должно составлять не более 20 частей из 100, а время трансляции радиопередач и иных материалов — не менее 80 частей из 100 (например, из 12 часов вещания телепрограммы в сутки продолжительность рекламы может составить не более 2 часов 24 минут).

При этом в указанный объем рекламы, подлежащей учету, включается спонсорская реклама, распространенная в радиопрограмме.

3. Положения частей 3 и 4 комментируемой статьи определяют порядок прерывания рекламой религиозных радиопередач и радиопередач продолжительностью менее чем 15 минут.

Для данных видов радиопередач комментируемые части устанавливают запрет на прерывание их рекламой, однако из указанного запрета сделано исключение для прерывания их спонсорской рекламой. Порядок прерывания таких радиопередач спонсорской рекламой четко регламентирован — такое прерывание возможно только непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких радиопередач общей продолжительностью такой рекламы не более 30 секунд (т.е. суммарное время трансляции спонсорской рекламы в начале и перед окончанием радиопередачи не превышает 30 секунд).

Понятие «непосредственно в начале радиопередачи и непосредственно перед окончанием радиопередачи» в Законе не раскрывается, однако изложение комментируемых частей позволяет сделать вывод, что прерывание спонсорской рекламой указанных радиопередач непосредственно в их начале и непосредственно перед их окончанием возможно на первых и последних соответственно секундах трансляции радиопередачи, с тем чтобы не было нарушено смысловое содержание радиопередачи.

4. Часть 5 комментируемой статьи запрещает прерывать любой рекламой (в том числе спонсорской) трансляцию агитационных материалов, распространяемых в радиопрограммах и радиопередачах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме.

Указанное положение в полной мере созвучно положениям части 4 статьи 14 Федерального закона «О рекламе». Согласно статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума. Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Агитация по вопросам референдума — это деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. При этом под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов), список (списки) кандидатов или против него (них).

В соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме политическим партиям и кандидатам — участникам избирательной кампании обеспечивается право доступа к средствам массовой информации.

Порядок и условия предоставления эфирного времени организациями радиовещания для обеспечения доступа политических партий и кандидатов в Президенты Российской Федерации установлены в статьях 57 и 58 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статьях 51 и 52 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» соответственно.

Условия и порядок проведения агитации по вопросам референдума на каналах организаций радиовещания закреплены в статьях 55 и 56 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций радиовещания — в статьях 50 и 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Соответственно в данных радиопередачах размещение рекламы, в том числе спонсорской, не допускается.

5. Отдельно в части 6 комментируемой статьи оговаривается порядок размещения рекламы в детских и образовательных радиопередачах продолжительностью не менее 15 минут.

Законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит понятия детских радиопередач и критериев отнесения тех или иных радиопередач к детским.

Однако с 1 сентября 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в части 3 статьи 6 которого предлагается следующая классификация информационной продукции (в информационную продукцию включаются также и телепередачи):

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет.

Соответственно при применении положений комментируемой части возможно будет руководствоваться установленной возрастной классификацией информационной продукции.

Для категорий радиопередач, указанных в комментируемой части, реклама допускается исключительно непосредственно в начале радиопередачи и непосредственно перед окончанием радиопередачи, при этом в Законе четко оговаривается максимальная продолжительность такой трансляции рекламы в зависимости от продолжительности самих радиопередач:

Продолжительность Продолжительность рекламы непосредственно в

радиопередачи начале радиопередачи и непосредственно перед

менее 15 минут реклама не допускается

15 — 25 минут 1 минута

25 — 40 минут 1,5 минуты

40 — 60 минут 2,5 минуты

более 60 минут 3 минуты

Причем стоит отметить, что указанная продолжительность прерывания рекламой специально оговаривается отдельно для размещения рекламы непосредственно в начале радиопередачи и отдельно для размещения рекламы непосредственно перед окончанием радиопередачи.

Размещение иной рекламы в указанных радиопередачах не допускается.

Указанные ограничения установлены в отношении распространения в детских и образовательных радиопередачах любого вида рекламы, соответственно в указанное допустимое время распространения рекламы включается в том числе время распространения спонсорской рекламы.

6. Особые требования к порядку прерывания рекламой радиопередач закреплены в частях 7 и 8 комментируемой статьи для трансляции спортивных соревнований.

Положения комментируемой части аналогичны требованиям частей 8 и 9 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» и затрагивают трансляцию всех спортивных соревнований, в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок, причем как транслируемых в прямом эфире, так и транслируемых в записи.

Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» под спортивным соревнованием понимается состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).

Комментируемые части разделяют спортивные соревнования на два вида: во-первых, спортивные соревнования, в ходе которых предусмотрены перерывы или остановки, и, во-вторых, спортивные соревнования, в ходе которых не предусмотрены перерывы или остановки. К первому виду могут быть отнесены, например, футбольные матчи (разбиваются на два тайма), хоккейные матчи (три периода), теннисные турниры (состоящие из сетов), боксерские поединки (состоящие из раундов). Ко второму виду спортивных соревнований относятся, в частности, лыжные гонки, биатлон, марафонский бег, велогонки.

Трансляцию такого вида спортивных соревнований, в ходе которых предусмотрены перерывы и остановки, Закон допускает прерывать рекламой исключительно в течение таких перерывов или остановок. В иной период трансляцию данных радиопередач прерывать рекламой не допускается. Соответственно, например, трансляцию футбольного матча можно прервать рекламой только между таймами матча, боксерский поединок — только между раундами. Прерывание рекламой трансляции одного из таймов футбольного матча является нарушением закона, даже если непосредственно в этот момент игра на поле не ведется.

Для трансляции спортивных соревнований, в которых не предусмотрены перерывы или остановки, предоставлена возможность прерывания их рекламой в течение непосредственно трансляции спортивного соревнования, однако в Законе оговорено, что такое прерывание не должно приводить к потере существенной информации о спортивном соревновании. К такой существенной информации относятся, например, удары, броски и т.п., приносящие спортсменам (команде) очки или определяющие положение участника в гонке, маневр, направленный на изменение занимаемого положения в гонке, а также иная информация о прохождении участниками гонок определенных отметок на трассе, об изменении соревновательного (турнирного) положения участников соревнований по отношению к другим соперникам.

Что касается продолжительности трансляции рекламы в указанных радиопередачах, необходимо отметить следующее.

Продолжительность трансляции рекламы в спортивных соревнованиях, в ходе которых предусмотрены перерывы и остановки, в части 7 комментируемой статьи особо не оговаривается, однако очевидно, что она не может превышать время, отведенное на перерыв или остановку спортивного соревнования. Кроме того, продолжительность такой рекламы не может превышать общую продолжительность распространяемой в радиопрограмме рекламы, установленной в части 2 комментируемой статьи, — не более 20% времени вещания в течение суток.

Для спортивных соревнований, в ходе которых не предусмотрены перерывы и остановки, часть 8 комментируемой статьи оговаривает максимально возможную продолжительность трансляции рекламы — не более 20% фактического времени трансляции спортивного соревнования.

Установленный порядок прерывания рекламой трансляции спортивных соревнований обоих видов применяется как для трансляции их в прямом эфире, так и для трансляции их в записи. Соответственно, например, прерывание рекламой трансляции одного из таймов футбольного матча, транслируемого в записи, является нарушением закона, даже если после окончания демонстрации рекламы трансляция футбольного матча возобновится непосредственно с того места, на котором она была остановлена рекламой.

7. Часть 9 комментируемой статьи устанавливает, что иные радиопередачи, не перечисленные в частях 3 — 8 комментируемой статьи, могут прерываться рекламой столько раз, сколько 15-минутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжительность такой спонсорской рекламы не превышает 30 секунд.

При размещении рекламы способом прерывания максимальное количество прерываний определяется путем деления продолжительности трансляции передачи (в минутах) на число «15» до целого значения. Например: продолжительность передачи Т = 1 час 35 минут (95 минут). Отсюда: 95 : 15 = 6,3, т.е. максимально допустимое количество прерываний — шесть раз.

Для прерывания данных радиопередач спонсорской рекламой сделано исключение — такое прерывание дополнительно возможно только непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких радиопередач общей продолжительностью такой рекламы не более 30 секунд (т.е. суммарное время трансляции спонсорской рекламы в начале и перед окончанием радиопередачи не превышает 30 секунд), например, такое прерывание возможно на первых и последних соответственно секундах трансляции радиопередачи без нарушения смыслового содержания радиопередачи.

8. Часть 10 комментируемой статьи закрепляет, что указанные требования, установленные в частях 1 — 9 комментируемой статьи в отношении порядка прерывания рекламой радиопрограммы и радиопередачи, не распространяются, по аналогии с телевизионными средствами массовой информации, на так называемые рекламные радиопрограммы, зарегистрированные в качестве средств массовой информации, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного характера. Однако для того, чтобы указанное исключение можно было применить, Закон обусловил такое «рекламное» средство массовой информации обязанностью транслироваться на основании лицензии на вещание, а также в действительности осуществлять трансляцию вещания рекламы в течение 80 и более процентов фактического вещания в течение суток.

Так, согласно пункту 2 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации», получение лицензии не требуется, если проводная сеть радиовещания ограничена помещениями и территорией одного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо если общее число абонентов не превышает 10.

Продолжительность рекламы из расчета времени фактического вещания в течение суток определяется способом, применяемым для определения общей продолжительности рекламы в радиопрограмме, установленным в части 2 комментируемой статьи.

Соответственно если радиопрограмма удовлетворяет всем признакам, предусмотренным в комментируемой части, то на такую радиопрограмму не распространяются требования, установленные в отношении порядка распространения рекламы в радиопрограммах и радиопередачах.

9. В части 11 комментируемой статьи закрепляется, что при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщений о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи. При этом в комментируемой части также определяется, что параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи определяются требованиями технического регламента.

Таким образом, для применения указанной нормы, так же как и при применении нормы части 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе», необходимо еще наличие дополнительного нормативного акта — технического регламента, определяющего параметры соотношения уровней звука рекламы и радиопрограммы, радиопередачи.

Вместе с тем в настоящее время такой технический регламент отсутствует, соответственно можно говорить о том, что отсутствуют и нормативные требования к уровню звука рекламы в радиопрограммах, а также методика измерения громкости звука, критерии ее оценки (сравнения).

10. Отдельно в части 12 комментируемой статьи закрепляется запрет на размещение рекламы в радиопередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

Согласно статье 5 Федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации обязаны обеспечивать распространение следующих радиопрограмм в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому радиоканалу в удобное для радиослушателей время, но не позднее чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий:

— обращений и заявлений Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, трансляция которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти;

— торжественной церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации;

— открытия первого заседания Совета Федерации;

— открытия первого заседания Государственной Думы;

— открытия первого заседания нового Правительства Российской Федерации.

Соответственно данные радиопередачи не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой.

11. Положения части 13 комментируемой статьи устанавливают запрет на размещение в радиопрограммах рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Формулировка нормы, изложенная в комментируемой части, так же как и для телевизионной рекламы, допускает двойное толкование нормы, позволяя рассматривать данный запрет только на случаи объявления траура на всей территории Российской Федерации или также на случаи объявления траура на территории отдельного субъекта Российской Федерации.

Судебная практика, применяемая непосредственно для рекламы, распространяемой в радиопрограммах, отсутствует. Однако в данном случае очевидно, что необходимо применять по аналогии положения, выработанные в отношении рекламы в телепрограммах, согласно которым указанный в комментируемой части запрет распространяется только на дни траура, объявленные во всей Российской Федерации, а не в отдельном субъекте Российской Федерации.

Траур на территории Российской Федерации объявляется соответствующим указом Президента Российской Федерации.

12. В части 14 комментируемой статьи определяется информация, на которую не распространяются требования комментируемой статьи. К такой информации относятся:

1) размещаемая в радиопрограммах информация о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу;

2) сообщение о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иная информация о данной радиопрограмме.

К первому виду указанной информации относятся анонсы о предстоящих радиопередачах, размещаемые на том же самом радиоканале, на котором планируется к показу радиопередача. При этом стоит отметить, что информация о радиопередаче, которая будет транслироваться по другому радиоканалу (в том числе входящему с ним в один холдинг), должна расцениваться как не подпадающая под исключение, установленное в комментируемой части, и соответственно являющаяся рекламой, порядок размещения которой должен соответствовать требованиям комментируемой статьи.

Анонсы радиопередач на соответствующем радиоканале не учитываются в общем объеме рекламы, распространенной на радиоканале, и в отношении их не применяются нормы, установленные в комментируемой статье для порядка прерывания радиопередач.

Также в комментируемой части исключение предусмотрено для сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания. Данная норма имеет определенное созвучие с положением статьи 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», согласно которому при каждом выходе радиопрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.

Такая информация также не рассматривается в качестве рекламы, и время ее трансляции на радиоканале не учитывается в общем объеме рекламы, распространенной на радиоканале.

13. За нарушение норм комментируемой статьи согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель. При этом за нарушение указанного порядка размещения рекламы в телепрограмме, телепередаче положениями части 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (для должностных лиц) и в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (для юридических лиц).

Это интересно:

  • Как правильно моральный вред или ущерб Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер компенсации определяет суд. Для этого он принимает во внимание степень вины нарушителя, а также […]
  • Поправок к закону о рекламе Поправки к Закону "о рекламе" ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 14, 33, 36 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ" Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года №38-ФЗ "О рекламе" […]
  • 1 уголовный кодекс российской федерации редакция Уголовный кодекс (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 […]
  • Честные воры в законе Честные воры в законе музей истории воровского мира Гончаренок Валентин Вацлавович (Валет) Гончаренок Валентин Вацлавович родился в 1958 году. 17 марта 1983 года Волковысский суд осудил на 3 года 26 дней по ст. 104 ч.1 УК БССР. Начало срока: 13 января 1983 года. Освободился 8 […]
  • Закон рф 52 о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Главная | ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 30 марта 1999 года N 52-ФЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ ПринятГосударственной Думой12 марта 1999 года ОдобренСоветом Федерации17 марта 1999 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава II. ПРАВА И […]
  • Удостоверение следственный комитет образец Проект Приказа Следственного комитета Российской Федерации "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" (подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 15.02.2017) Досье на […]
  • Сколько статьей в ук рф Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (внесены правки от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября […]
  • Приказ 122 от 22082004 Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный […]

Author: admin