Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Размеры участков реестр

Содержание:

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории Одинцовского муниципального района

Проект

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», руководствуясь Уставом Одинцовского муниципального района Московской области, Совет депутатов Одинцовского муниципального района

1. Установить предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Одинцовском муниципальном районе:

1.1. Для индивидуального жилищного строительства минимальный размер земельного участка 0,0800 га, максимальный — 0,2500 га.

1.2. Для ведения личного подсобного хозяйства минимальный размер земельного участка 0,0600 га, максимальный — 0,2500 га.

2. В случае если размер земельного участка, предоставленного гражданину (приобретенного гражданином) в установленном порядке до вступления в силу настоящего решения, ниже предельного минимального размера, либо превышает предельный максимальный размер, установленные пунктами 1.1 и 1.2 настоящего решения, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.

3. Формирование земельных участков площадью меньше установленной пунктами 1.1 и 1.2 настоящего решения допускается для граждан в случае предоставления земельных участков, образуемых в порядке перераспределения земель и(или) земельных участков, а также при отсутствии возможности увеличения площади формируемых земельных участков на которых расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

4. Признать утратившим силу решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области Московской области от 18.08.2006 № 13/10 «Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Одинцовском районе».

5. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Заместителя руководителя Администрации — начальник Управления правового обеспечения Тесля А.А., председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области Гинтова Д.В.

Глава Одинцовского муниципального района А.Р. Иванов

Размеры участков реестр

(с изменениями на 20 декабря 2017 года)

принят Саратовской областной Думой
24 сентября 2014 года

Настоящий Закон направлен на обеспечение рационального использования и охраны земель, создание и сохранение благоприятной для жизни и здоровья людей окружающей среды, защиту их прав на землю, совершенствование и государственное регулирование земельных отношений, дальнейшее развитие различных форм хозяйствования на земле, а также вовлечение земли в рыночный оборот на территории Саратовской области.

Статья 1. Полномочия областной Думы по регулированию земельных отношений в Саратовской области

Статья 1. Полномочия областной Думы по регулированию земельных отношений в Саратовской области
(статья с учетом изменений, внесенных законом Саратовской области от 04.03.2015 N 15-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

К полномочиям областной Думы по регулированию земельных отношений в Саратовской области относятся:

1) установление момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) определение в соответствии с законодательством территорий с особым правовым режимом использования земель, установление и изменение их границ;

3) установление предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

4) установление минимальных размеров образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

5) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

6) установление случаев предоставления отдельным категориям граждан в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядка постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядка снятия граждан с данного учета, порядка предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, оснований для отказа в данном предоставлении, предельных размеров земельных участков, предоставляемых этим гражданам;

7) дополнение установленного федеральными законами перечня документов, в которых указывается категория земель, иными документами;

8) утверждение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается;

9) установление цены на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретаемый в собственность сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в порядке, определенном пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

10) установление цены на земельный участок, приобретаемый в собственность сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в случае, определенном пунктом 3(1) статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

11) установление цены на земельный участок, приобретаемый в собственность арендатором в случае, определенном пунктом 3(2) статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

12) определение муниципальных образований, в которых могут быть предоставлены в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

13) определение муниципальных образований и установление специальностей для граждан, по которым граждане работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях, для предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39(10) Земельного кодекса Российской Федерации;

14) определение случаев предоставления религиозной организации в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного данной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства;

15) определение некоммерческих организаций, созданных органами государственной власти области в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом области, которым в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства могут быть предоставлены в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

16) установление для объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериев, которым должны соответствовать указанные объекты, инвестиционные проекты, для предоставления земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39_6 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 31.05.2017 N 45-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

17) определение категорий граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;

18) определение территории, на которой земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в аренду без проведения торгов в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39(6) Земельного кодекса Российской Федерации;

18(1)) установление в соответствии с подпунктом 4 пункта 11 статьи 56(4) Земельного кодекса Российской Федерации иных случаев, когда уполномоченный орган исполнительной власти области или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 56(2) Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства о принудительном отчуждении земельных участков (об изъятии земельных участков) для государственных нужд области или муниципальных нужд;

18(2)) перераспределение между органами государственной власти области и органами местного самоуправления полномочий в области земельных отношений, установленных Земельным кодексом Российской Федерации или Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в порядке, предусмотренном частью 1(2) статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

19) иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 2. Полномочия Правительства области по регулированию земельных отношений в Саратовской области

К полномочиям Правительства области по регулированию земельных отношений в Саратовской области относятся:

1) определение органа, осуществляющего перевод земель или земельных участков из одной категории в другую в соответствии с федеральным законодательством;

2) установление порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности области, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов;

3) определение органа, осуществляющего управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности области, а также земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

4) установление порядка определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности области, а также земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, при заключении договора аренды такого земельного участка без проведения торгов;

5) установление порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

6) установление порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

7) установление порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов;

8) установление публичных сервитутов;

9) установление категорий работников организаций определенных отраслей, имеющих право на получение служебных наделов в соответствии с законодательством Российской Федерации, и условий предоставления служебных наделов;

10) определение порядка использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории — в отношении указанных земель, находящихся в государственной собственности области;

11) утверждение государственных программ области по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

12) определение средств массовой информации, публикующих официальную информацию в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

13) резервирование земель, изъятие земельных участков для государственных нужд области;

14) определение уполномоченного органа исполнительной власти области на принятие решений о резервировании земельных участков, находящихся в государственной собственности области, для государственных нужд области;

15) формирование в установленном нормативным правовым актом Правительства области порядке перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, с учетом положений статьи 14 настоящего Закона и внесение его в областную Думу на утверждение (пункт в редакции, введенной Законом Саратовской области от 02.08.2017 N 61-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

16) установление предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей) в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

17) установление порядка осуществления муниципального земельного контроля;

18) иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 3. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Приватизация расположенных на территории области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в го-сударственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иными федеральными законами.

Статья 4. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

1. Установить следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:

минимальный размер земельного участка — 2 гектара;

максимальный размер земельного участка — 30 процентов от общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального района.

2. Минимальный размер земельного участка, установленный частью 1 настоящей статьи для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельного участка, размер которого менее минимального размера земельного участка, установленного частью 1 настоящей статьи для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Статья 5. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальный размер образуемых новых занятых пашнями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается 5 гектаров.

2. Минимальный размер образуемых новых занятых орошаемыми пашнями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается:

1) для участков, полив которых осуществляется из отдельно расположенных прудов, водотоков, малых рек (с отдельным водозабором):

а) при самоточном способе полива (по бороздам) — 20 гектаров;

б) с использованием дождевальной техники — 40 гектаров;

2) для участков, расположенных в составе государственных оросительных систем, построенных по государственным проектам, а также в составе проектного севооборота, — 400 гектаров.

3. Для иных земель сельскохозяйственного назначения минимальный размер образуемых новых земельных участков не ограничивается.

Статья 6. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий

Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, не может превышать 30 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Статья 7. Максимальный размер общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается 2 гектара.

Статья 8. Преимущественное право на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 8. Преимущественное право на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
(статья с учетом изменений, внесенных законом Саратовской области от 04.03.2015 N 15-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением случаев продажи с публичных торгов , случаев изъятия земельного участка для государственных нужд области или муниципальных нужд и случаев продажи искусственно орошаемых участков пашни, преимущественное право покупки такого земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», имеет муниципальное образование, на территории которого расположен продаваемый земельный участок.

Статья 9. Приобретение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

В случае отчуждения земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», этот земельный участок или эту долю должно приобрести муниципальное образование, на территории которого расположен этот земельный участок или эта доля.

Статья 10. Цена на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретаемый в собственность сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в порядке, определенном пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от

Статья 10. Цена на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретаемый в собственность сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в порядке, определенном пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Цена на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретаемый в собственность сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в порядке, определенном пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», устанавливается в размере трех процентов кадастровой стоимости этого земельного участка.

Статья 11. Цена на земельный участок, приобретаемый в собственность сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в случае, определенном пунктом 3(1) статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении

Статья 11. Цена на земельный участок, приобретаемый в собственность сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в случае, определенном пунктом 3(1) статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Цена на земельный участок, приобретаемый в собственность сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в случае, определенном пунктом 3(1) статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», устанавливается в размере пятнадцати процентов кадастровой стоимости этого земельного участка.

Статья 12. Цена на земельный участок, приобретаемый в собственность арендатором в случае, определенном пунктом 3(2)( )статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Цена на земельный участок, приобретаемый в собственность арендатором в случае, определенном пунктом 3(2) статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», устанавливается в размере пятнадцати процентов кадастровой стоимости этого земельного участка.

Статья 13. Природно-сельскохозяйственное районирование и нормирование земель

1. Природно-сельскохозяйственное районирование земель — разделение территории области с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных культур.

2. Нормирование земель — установление пределов (норм) владения, пользования и распоряжения земельными участками на любом праве.

3. Использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляются в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием земель на территории области, утвержденным Правительством области.

4. Требования нормативных правовых актов о природно-сельскохозяйственном районировании земель и нормировании земель относятся к законным обременениям земельных участков и включаются в условия их предоставления гражданам, сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Статья 14. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

1. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья со стационарными оросительными системами, включаются в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 02.08.2017 N 61-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

2. Перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в другую категорию земель не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Статья 15. Изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд

Статья 15. Изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд
(статья признана утратившей силу законом Саратовской области от 04.03.2015 N 15-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в государственной собственности области или муниципальной собственности, помимо исключительных случаев, установленных федеральными законами, также может осуществляться в случаях:

связанных с реализацией государственных программ области или программ развития муниципального образования;

размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объектов, предназначенных для органов государственной власти области или органов местного самоуправления;

объектов, предназначенных для государственных или муниципальных учреждений, унитарных предприятий;

специализированных объектов коммунального назначения (полигонов для сбора и утилизации твердых и жидких бытовых отходов, заводов по переработке бытовых отходов, кладбищ, крематориев).

Статья 16. Критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка в аренду .

Статья 16. Критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 31.05.2017 N 45-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

1. Предоставление земельного участка юридическим лицам в аренду без проведения торгов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39(6) Земельного кодекса Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения допускается в случае, если такие объекты в соответствии с обосновывающими документами, представленными юридическими лицами, соответствуют одновременно следующим критериям:

1) размещение объекта соответствует приоритетам и целям, определенным в стратегии социально-экономического развития Саратовской области, или направлено на достижение целей, предусмотренных государственными программами Саратовской области, или предусмотрено схемой территориального планирования Саратовской области либо проектом планировки и межевания территории, земельные участки в границах которой переданы в собственность области в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

2) объект социально-культурного назначения относится к сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, а объект коммунально-бытового назначения — к сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения или к сфере обращения с отходами.

2. Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39(6) Земельного кодекса Российской Федерации в целях реализации масштабных инвестиционных проектов допускается в случае, если такие проекты в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициаторами инвестиционных проектов, предполагают строительство каких-либо из следующих объектов:

а) объекты, размещение которых позволит значительно (на 0,5 процента и более, но не менее чем на 125 рабочих мест) увеличить количество рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого они размещаются;

б) объекты, размещение которых позволит значительно (на 0,5 процента и более, но не менее чем на 2,5 млн. рублей) увеличить ежегодные поступления от налогов, взимаемых на территории муниципального образования;

в) индивидуальные жилые дома, многоквартирные дома, передаваемые в собственность или социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций;

г) объекты, размещение которых позволит завершить строительство объектов незавершенного строительства, включенных в реестр в соответствии со статьей 5_1 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года N 122-ЗСО «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области»;

д) индивидуальные жилые дома, многоквартирные дома общей площадью не менее трех тысяч квадратных метров, все жилые помещения в которых в соответствии с гражданским, жилищным законодательством подлежат передаче в найм инвесторами, реализующими (реализовавшими) масштабные инвестиционные проекты, отвечающие критериям, предусмотренным пунктами «а» и «б» настоящей части, гражданам, заключившим с такими инвесторами трудовые договоры, трудовые обязанности по которым связаны с указанными масштабными инвестиционными проектами (пункт дополнительно включен Законом Саратовской области от 28.03.2016 N 36-ЗСО);

е) многоквартирные дома, не менее 50 процентов жилых помещений в которых подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа, городского поселения, в границах которого расположен земельный участок, либо в муниципальную собственность муниципального района, в границах которого расположен земельный участок входящего в состав муниципального района сельского поселения, для предоставления гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания, в соответствии с соглашением, заключаемым инвестором с органом местного самоуправления соответственно городского округа, городского поселения, муниципального района (пункт дополнительно включен Законом Саратовской области от 20.12.2017 N 125-ЗСО).

3. Предоставление земельного участка на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39_6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду без проведения торгов юридическим лицам в соответствии с распоряжением Губернатора области для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, соответствующих критериям, установленным настоящей статьей, осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение таким земельным участком в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами области.

Порядок рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта установленным настоящей статьей критериям, определяется Правительством области.

Статья 16_1. Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов некоммерческой организации, созданной областью или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования
(статья дополнительно включена Законом Саратовской области от 30.09.2015 N 128-ЗСО)

1. В соответствии с федеральным законом земельные участки, находящиеся в государственной собственности области или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются некоммерческой организации, созданной областью или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в аренду без проведения торгов в случае, если строительство наемных домов социального использования предусмотрено государственными программами области или муниципальными программами.

2. Договор аренды земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается на срок до сорока девяти лет.

Статья 17. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения животноводства, садоводства, огородничества или дачного строительства

До утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки установить следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель:

1) для ведения животноводства:

минимальный размер земельного участка — 1 гектар;

максимальный размер земельного участка — 2 гектара;

2) для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства:

минимальный размер земельного участка — 0,01 гектара;

максимальный размер земельного участка — 0,2 гектара.

Верховный суд объяснил, как оспорить отказ в постановке на кадастровый учет

Верховный суд опубликовал обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета. В нем ВС проанализировал и дал разъяснения по 33 делам данной категории.

В обзоре ВС отмечает, что обобщил практику по спорам, касающимся отказа в осуществлении кадастрового учета, которые подлежат рассмотрению по правилам КАС и главы 24 АПК, для «обеспечения единообразного подхода к разрешению СОЮ и арбитражными судами дел о применении отдельных положений закона «О государственном кадастре недвижимости».

Что можно считать объектом недвижимости?

Так, разбирая одно из дел, Верховный суд подчеркивает, что действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, который не является объектом недвижимости. Бизнесмен оспаривал в арбитраже отказ в постановке на кадастровый учет «навеса для ожидания транспорта». По его словам, он получил участок земли именно для возведения этого объекта, который имеет прочную связь с землей, а демонтировать его без ущерба назначению невозможно (т.е., согласно ст. 130 ГК, является объектом недвижимости). Однако суды установили, что навес представляет собой конструкцию, которая крепится на бетонную площадку болтами, обеспечивающими лишь временную связь с ней. Демонтаж либо перемещение объекта (его частей) не нанесут ущерб всей конструкции (остановочно-торговому комплексу), и она сможет после этого использования по назначению, указали суды, отклонив иск (п. 1 обзора).

Кроме того, анализируя другое дело, ВС отметил, что к объектам недвижимости нельзя отнести и асфальтобетонное покрытие (п. 2 обзора). А недострой, по мнению Верховного суда, можно поставить на кадастровый учет лишь в том случае, если степень выполнения работ позволяет идентифицировать его как самостоятельный объект недвижимости. В качестве примера приводится дело, где бизнесмен требовал зарегистрировать в качестве недвижимости три сваи, вбитые в землю, но получил отказ от судов всех инстанций (п. 3). При этом здание (помещение), которое ставят на учет должно быть обособленным и изолированным, то есть, не являться пристройкой к другому зданию или его частью, огражденной, например, строительными конструкциями (п. 4).

А часть жилого дома может быть поставлена на учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной, указал ВС и привел в пример следующее дело. Т. отказали в кадастровом учете части одноэтажного жилого дома, тогда он пошел оспаривать это решение в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что ранее дом был в долевой собственности Т. и А., однако впоследствии по решению суда Т. выделили отдельный блок из трех комнат, кухни, коридора, уборной и кладовки, который имел отдельный выход, систему отопления и индивидуальные коммуникации. Суд удовлетворил требования заявителя, поскольку жилой дом состоит из двух блоков, являющихся изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования (п. 5 обзора).

Тонкости постановки на учет комнат в квартире

Также ВС разъясняет, в каких случаях возможно поставить на кадастровый учет в качестве единого объекта несколько комнат в коммунальной квартире. Заявителям не должны отказывать в регистрации, если такие комнаты являются смежными и изолированы от других помещений. То есть, имеют «общую» стену, один вход, и из одной можно пройти в другую. При этом, если такие помещения разделены местами общего пользования, регистрировать их как один объект недвижимости нельзя.

Регистрация частей объектов недвижимости

Зарегистрировать право на часть объекта недвижимости можно, если проведена госрегистрация ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого эта часть образована. В качестве примера приводится обращение потребительского кооператива, которому отказали в регистрации права собственности на кладовые, поскольку те располагались на участке, находящемся в муниципальной собственности. Вместе с тем выяснилось, что часть земли под помещениями кооператив арендовал у муниципалитета. Суд решил: раз на части участка есть обременение, находящаяся на нем постройка может быть зарегистрирована как отдельный объект.

При этом кадастровый учет частей объектов недвижимости (например, части переданного в пользование помещения, крыши или стены здания), осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости. Учет части переданного в пользование объекта недвижимости — право, но не обязанность собственника или арендатора, напоминает ВС.

Проблемы с кадастровым учетом после перепланировки

«Кадастровый учет изменений помещения, касающихся также и характеристик всего здания, без внесения изменений в сведения о здании недопустим», — отмечает ВС и иллюстрирует это следующим примером. Компания-собственник нежилого помещения, расположенного на первом этаже здания, сделала к нему пристройку. Затем она подала в орган кадастрового учета заявление об учете перепланировки, приложив к нему техплан помещения. Однако фирма получила отказ, так как проведенная ею реконструкция изменила конфигурацию и границы всего здания, чей план с учетом изменений у нее и запросили. Тогда организация обратилась в арбитраж, пояснив, что принадлежащее ей помещение прошло учет как самостоятельный объект, и изменение его характеристик не влечет изменение данных кадастрового учета всего здания. Однако суд отказал в удовлетворении ее иска, указав, что работы по реконструкции помещения «очевидно повлекли изменение характеристик всего здания», элементом которого является данное помещение (п. 10 обзора).

ВС анализирует еще одно дело, затрагивающее вопросы кадастрового учета после перепланировки. Департамент подал заявление «об осуществлении кадастрового учета изменений жилого помещения», однако получил отказ. Орган кадастрового учета указал заявителю на отсутствие документов, подтверждающих согласование перепланировки. Считая отказ незаконным, департамент обратился в суд, сославшись на то, что предоставленный им техплан содержал все необходимые сведения об изменениях в объекте недвижимости. Первая инстанция и апелляция встали на сторону заявителя, указав, что ст. 22 закона о кадастре не предусматривает предоставление решения о согласовании перепланировки в качестве документа, необходимого для кадастрового учета.

Однако окружной арбитраж отказал в удовлетворении заявления, напомнив, что переустройство жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления (ст. 26 ЖК). Завершение перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии, который направляется в орган кадастрового учета. Однако, согласно материалам дела, последний не получал акта приемочной комиссии. В ответе на межведомственный запрос сказано, что соответствующих документов попросту не имеется. Собственник жилья, который провел самовольную перепланировку, несет предусмотренную законодательством ответственность и обязан привести помещение в прежнее состояние (ч. 3 ст. 29 ЖК), напомнил ВС (п. 11 обзора).

Кадастровый учет земельных участков

Также Верховный суд осветил некоторые спорные моменты, связанные с кадастровым учетом земли. Так, например, невозможно поставить на учет земельный участок, если истек срок действия схемы его расположения. Некий М. обратился в местную администрацию с заявлением о предоставлении безвозмездно в собственность земельного участка, на котором долгое время был расположен его огород. И все бы ничего, но схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории оказалась «просроченной», поэтому суды посчитали отказ в постановке на учет обоснованным.

Невозможно поставить на учет выделенную в натуре долю земельного участка, сформированного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и принадлежащего на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном доме. ВС указал, что это будет считаться нарушением запрета, установленного пп. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК. Также правомерен отказ в постановке на учет участка, если его размеры не соответствуют тем, что указаны в градостроительных регламентах (входят в правила землепользования и застройки, а в отношении земельных участков), Земельном кодексе или других федеральных законах (в случаях, если на земли не распространяется действие градостроительных регламентов). Так, например, нельзя образовать участок в 400 кв. м для ведения подсобного хозяйства, если в градостроительном регламенте населенного пункта, где тот расположен, указано, что его минимальный размер должен составлять 800 кв.м.

При этом, если вы не регистрируете землю «с нуля», а лишь проводите кадастровое уточнение границ, увеличение ее площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен – 10% от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого участка. Отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не должно стать помехой в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку такого основания для отказа не содержится в ст. 27 закона о кадастре.

Оповещение заинтересованных лиц

«Круг лиц, с которыми производится согласование местоположения границ земельного участка, определяется на момент совершения кадастровых работ», — указывает в обзоре ВС и разбирает следующее дело. Кадастровый инженер А. направил в орган кадастрового учета межевой план, подготовленный в связи с уточнением границ и площади участка, занятого автодорогой общего пользования. Однако инженер получил отказ, так как не согласовал план с С. — арендатором смежных участков. Это решение А. оспорил в суде, который установил, что право аренды С. на указанные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано позже даты проведения кадастровых работ. До С. их арендатором был Р., с которым А. согласовал уточненные границы. В связи с этим суд признал решение органа кадастрового учета незаконным (п. 20 обзора). ВС, анализируя другое дело, также отметил, что если в государственном кадастре недвижимости есть адреса лиц, заинтересованных в согласовании границ земельного участка, каждого из них нужно индивидуально оповестить о собрании, где будет проводится такое согласование.

Если сведения носят временный характер

Если сведения о земельном участке, которые вносят в госкадастр недвижимости не имеют временного характера, то снять его с кадастрового учета можно только после преобразования или в других случаях, прямо предусмотренных законом. Так, например, администрация представила предпринимателю землю для строительства ТЦ, а когда оно было окончено, попросила снять участок с кадастрового учета. Суды отказали муниципалитету, так как сведения, представленные в реестр не были временными, и никаких действий с участком не производилось.

Напомнил ВС и о том, что если договор аренды земельного участка не подлежит регистрации, на его основании нельзя изменить статус сведений государственного кадастра недвижимости об участке с временного на учтенный или продлить срок действия временного характера таких данных. Временные сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости самим органом кадастрового учета по истечении срока, установленного Законом о кадастре, если не осуществлена государственная регистрация права или аренды. К временным сведениям относятся и данные о постановке на учет земельного участка, образованного из земель, право собственности на которые не разграничено. Не носят временного характера сведения о ранее учтенных земельных участках. Приостановление аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений, которые носят временный характер, может применяться судом в качестве обеспечительной меры.

Отмена решений о регистрации

Если суд счел незаконными действия органа кадастрового учета, требование о снятии спорного земельного участка с учета подлежит удовлетворению, если для этого нет препятствий (например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки), отмечает ВС. Компания оспорила в суде решение госоргана о постановке на кадастровый учет нескольких участков. Она указала, что является арендатором участка, из которого путем несанкционировнного раздела вычленили спорные участки. Из-за такого раздела организация не может эксплуатировать принадлежащие ей объекты недвижимости. Однако суд первой инстанции отклонил ее заявление, подчеркнув, что доступ к недвижимости может быть организован через другие земельные участки. Апелляция и кассация это решение отменили, сославшись на заключение землеустроительной экспертизы. Она установила, что раздел исходного участка сделал невозможной эксплуатацию расположенных на нем двух объектов недвижимости, принадлежащих компании. А сформированные участки не достаточны для эксплуатации зданий (п. 28 обзора).

В другом деле ВС подчеркнул, что если объект недвижимости находится в долевой собственности, то его кадастровый учет осуществляется на основании заявления всех собственников. В случаях, когда хотя бы один из них не согласен, в постановке на учет должны отказать.

Арендатор государственной или муниципальной земли сроком больше, чем на пять лет, вправе самостоятельно внести в госреестр сведения об изменениях такого участка, отмечает ВС. А орган госвласти, осуществляющий полномочия собственника, может обратиться с заявлением о внесении таких изменений относительно участка, находящегося в силу закона в собственности РФ, даже если госрегистрация права собственности не проводилась.

Кроме того, ВС подчеркивает, что «внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не допускается, если сведения о таком объекте уже содержатся в государственном кадастре недвижимости» (п. 3 ч. 17 ст. 45 Закона о кадастре). В качестве примера приводится следующее дело. Орган кадастрового учета отказал А. во внесении сведений об участке в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости он уже был учтен. А. оспорил это решение в суде, который установил, что данный участок обременен договором аренды с одной из компаний. В сентябре 2011 года по ее заявлению госорган исправил ошибку в кадастровых сведениях о категории земель, к которой отнесен спорный участок, указав категорию «земли лесного фонда». В феврале прошлого года также по заявлению организации в кадастр недвижимости внесли сведения о местоположении участка, а также сведения о его арендаторе. А. обратился в орган кадастрового учета позднее, в мае 2015 года. С учетом этого суд оклонил его иск (п. 33 обзора).

Это интересно:

  • Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ппбо-109-92 Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92) (утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112) (с изменениями и дополнениями) Правилапожарной безопасности на железнодорожном транспорте(ППБО-109-92)(утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112) С изменениями и дополнениями […]
  • Саратов юбилейный нотариус Саратов юбилейный нотариус Саратовская областная нотариальная палата Адушкина Наталья ОлеговнаТелефон: (8452)47-83-48 Адрес: 410004, г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д. 23л Алдимирова Татьяна НиколаевнаТелефон: (8452)22-50-45 Адрес: им Шевченко Т.Г. ул., д. 38/48, г. Саратов, […]
  • Северодвинск нотариусы Нотариусы Северодвинск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Зебзеева Розалия Натановна Телефон: +7(8184)580018 Адрес: 164501,г.Северодвинск,ул.Бойчука, д.2,каб.9 Часы […]
  • Лопатин был осужден судом Задача 22. К. Г. Лопатин был осужден судом за уголовное преступ­ление и приговорен к наказанию с конфискацией имущества К. Г. Лопатин был осужден судом за уголовное преступ­ление и приговорен к наказанию с конфискацией имущества. В связи с возбуждением уголовного дела по обвинению […]
  • Федеральный закон 185 фз от 23122003 Федеральный закон 185 фз от 23122003 Решение общего собрания. В соответствии со ст.30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 182-ФЗ, от 08.07.1999 N 139-ФЗ,от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ) ОАО […]
  • Отдел по защите прав потребителей тамбов "Горячая линия" Порядок организации работы «горячей линии» в Управлении Роспотребнадзора по Тамбовской области I. Общие положения. 1. Настоящий порядок разработан в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от […]
  • Кбк налога с доходов физических лиц КБК по НДФЛ на 2018 год в таблице Какие коды бюджетной классификации по НДФЛ на 2018 год утверждены? На какие КБК вносить налог на доходы физических лиц с зарплаты, отпускных и прочих выплат? Приведем удобную таблицу с КБК по НДФЛ на 2018 год. Также в статье вы можете ознакомиться с […]
  • Международные договоры рф по вопросам гражданства Международные договоры рф по вопросам гражданства Москва, МВД РФ, ФМС, 2005, 292 странцы Во вторую часть Сборника включены многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданства, правового статуса иностранных граждан, постоянно […]
Все права защищены. 2018