Разрешение хозяйственных споров в рамках снг

§ 5. Разрешение споров в рамках СНГ

Соглашение от 8 декабря 1991 г. о создании СНГ закрепляет ние его участников урегулировать спорные проблемы согласительными средствами. Споры относительно толкования и применения норм учре­дительного договора СНГ’ подлежат разрешению путем переговоров ме­жду соответствующими странами, а при необходимости — на уровне глав правительств и государств — участников СНГ.

В соответствии с разделом IV Устава государства — члены СНГ при­нимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. Они оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе и в рамках международных организаций.

Государства — члены Содружества воздерживаются от действий, способных нанести ущерб другим государствам-членам и привести к обострению возможных споров. Государства добросовестно и в духе сотрудничества прилагают усилия к справедливому мирному разреше­нию своих споров посредством переговоров или достижению договорен­ностей о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора. Если государства-члены не разрешают спор при помощи указанных выше средств, они могут передать его в Совет глав государств.

В последующем принцип мирного разрешения споров был закреп­лен и развит в ряде совместных документов, принятых государствами СНГ. Так, в Декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами — участниками СНГ от 20 мар­та 1992 г. подчеркивается, что в случае возникновения споров государст­

§ 5. Разрешение споров в рамках СНГ

ва прилагают усилия к справедливому решению их на международном уровне. В этих целях используются такие средства мирного урегулирова­ния споров, как переговоры, обследование, посредничество, примире­ние, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, со­гласованную до возникновения споров, и применяют принципы, поло­жения и нормы по мирному урегулированию споров, разработанные в рамках ООН об ОБСЕ.

В Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целост­ности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ, принятой 15 апреля 1994 г., члены Содружества подтверждают свою го­товность способствовать урегулированию споров и конфликтов посред­ством использования согласованных в каждом конкретном случае меха­низмов, предусматриваемых для этих целей соответствующими докумен­тами, принятыми в рамках СНГ, ООН и СБСЕ (в дальнейшем — ОБСЕ).

В соответствии с Меморандумом о поддержании мира и стабильно­сти в СНГ от 10 февраля 1995 г. государства — члены Содружества будут решать все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только мирными средствами. В случае возникновения ситуации, затра­гивающей интересы безопасности каждого государства, оно может обра­титься к другим государствам — участникам СНГ с просьбой безотлага­тельно провести консультации.

Совет глав государств СНГ на своем заседании 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников Содружества. Предотвращение и урегулирование конфликтов должно быть предметом заботы в первую очередь конфликтующих сторон.

СНГ как региональная организация предпринимает необходимые шаги в целях урегулирования конфликтов на территории государств Со­дружества в соответствии с гл. VII Устава ООН. Под урегулированием конфликтов понимается комплекс политических, социально-правовых, экономических мер, направленных на прекращение конфликтов. Урегу­лирование конфликтов может включать широкий набор средств, в том числе проведение операций по поддержанию мира. Необходимыми ус­ловиями проведения таких операций являются:

— подписание между конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня и ясно выраженная политическая воля сторон по урегулированию конфликта политическими средствами;

— согласие конфликтующих сторон на проведение операций по под­держанию мира и использование коллективных сил по поддержанию мира в соответствии с поставленными перед ними задачами, а также ус­тановление тесного сотрудничества сторон с руководством этими силами для осуществления такой операции;

— принятие сторонами в конфликте обязательств об уважении меж­дународного статуса, нейтральности, привилегии и иммунитетов персо­нала коллективных сил по поддержанию мира в соответствии с междуна­родным правом;

— открытость операций по поддержанию мира, нейтральный и бес­пристрастный характер этой деятельности.

188 Глава VI. Международно-правовые средства разрешения международных споров

Коллективные силы по поддержанию мира формируются на коали­ционной основе с участием государств, давших согласие на участие в операциях по поддержанию мира. При этом каждое государство Со­дружества самостоятельно определяет формы своего участия в операциях по поддержанию мира. Решение о выделении воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицейского) и гражданского персонала для участия в операциях по поддержанию мира принимается в соответствии с национальным законодательством.

Принудительные действия при урегулировании конфликтов (прину­ждение к миру) допускаются только при наличии соответствующих пол­номочий Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН1.

Нарастание интеграционного процесса и расширение экономиче­ских связей стран Содружества невозможно без четкого взаимного ис­пользования решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов. Основным арбитражным органом СНГ является Экономический суд, созданный на основании ст. 32 Устава Содружества.

Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения эко­номических обязательств в рамках Содружества.

Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем от 6 июля 1992 г.

Согласно ст. 3 Положения к ведению Экономического суда относит­ся разрешение межгосударственных экономических споров, возникаю­щих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных со­глашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав прави­тельств Содружества и других его институтов, а также о соответствии нормативных и других актов государств — участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Со­дружества.

По результатам рассмотрения спора Экономический суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения: государством — участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения), и определяются меры, которые рекомен­дуется принять соответствующему государству в целях устранения нару­шения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

Помимо рассмотрения споров Суд осуществляет толкование приме­нения положений соглашений, других актов Содружества и его институ­тов. Кроме того, он уполномочен толковать акты законодательства быв­шего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том

Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997. С. 18-21.

Контрольные вопросы и задания

числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Тол­кование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Судьи Экономического суда избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) су­дей высших хозяйственных, арбитражных судов, сроком на десять лет, на строго профессиональной основе из числа хозяйственных, арбитраж­ных судей и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалифика­ции в области экономических отношений.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум. Он состоит из председателя Экономического суда, его замести­телей и судей этого Суда, а также председателей высших хозяйственных арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешаю­щих в государствах-участниках экономические споры.

За период деятельности Суд рассмотрел ряд принципиальных споров между государствами — участниками Содружества. Так, по запросу Ар­битража Республики Молдова Суд в 1996 г. разрешил спор между этой республикой и Белоруссией по поводу взимания таможенных пошлин. По запросу правительства Таджикистана Суд вынес решение о толкова­нии ст. 1 и 2 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г. В октябре 1996 г. Суд по иску администрации Нижегородской области вынес решение рекомен­довать правительству Казахстана поставить в Нижегородскую область часть недопоставленного зерна.

Решением Совета глав государств СНГ от 26 мая 1995 г. было при­знано необходимым совершенствование деятельности Экономического суда и расширение его компетенции. Пленум Суда в 1999 г. обсудил ос­новные направления реформирования Суда. В частности, предусматри­вается внедрение принципа обязательности решений Суда и необходи­мость их исполнения через отработанные в международной практике ме-ханизмы1.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое международный спор и ситуация?

2. Каковы основные процедуры мирного разрешения международ­ных споров?

3. Какова роль главных органов ООН в мирном разрешении спо­ров?

4. Каковы особенности механизма мирного разрешения споров ОБСЕ?

5. Каковы основные органы по разрешению споров, которые учре­ждены в рамках СНГ?

Моисеев Е. Г. Десятилетие Содружества. М., 2001. С. 132—133.

190 Глава VI. Международно-правовые среде гва разрешения международных споров

Блищенко И. П. Прецеденты в международном праве. М., 1977. Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977.

Энтин М. Л. Международные судебные учреждения. ML, 1984. Энтин М, Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета

Adede А. О. The System for Settlement of Disputes under the United Nations Convention on the Law of the Sea. Dordrecht / Boston/ Lancaster, 1987.

Amerasinghe C. F. Documents on International Administrative Tribunals. Oxford, 1989.

Bin Ch. General Principles of Law as Applied by International Courts and Tribunals. Cambridge, 1987.

Boisson L. International Organizations and International Settlement: Trends and Prospects. N. Y., 2002.

Dispute Settlement Through the United Nations / Ed. by K. Venkata Raman. N 4. 1977.

O’Brien J. International Law. London / Sydney, 2001.

Petersmann E.-U. The GATT / WTO Dispute Settlement System International Law, International Organizations and Dispute Settlement. The Hague / Boston / London, 1997.

Rousseau Ch. Droit International Public. Tome V. Les rapports conflictuels. Paris, 1983.

Schaffer E., Shyder R. Contemporary Practice of Public International Law. Published by Oceana Publications, 1997

Vicufla F., Pinto Ch. The Peaceful Settlement of Disputes: Prospects for the Twenty First Century. Spring, 1998.

23.6. Мирное урегулирование споров в рамках Содружества Независимых Государств

Нормативной базой для определения подходов к урегулированию мирными средствами споров и конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях государств — членов СНГ, служат положения Устава СНГ, принятого в Минске 22 января 1993 г. Устав СНГ содержит специальный раздел, озаглавленный «Предотвращение конфликтов и разрешение споров», а также ст. 32 «Экономический суд». Их положения распространяются на следующие категории конфликтных ситуаций и споров:

— конфликты на межнациональной и межконфессиональной основе, могущие повлечь за собой нарушение прав человека;

— споры между государствами-членами;

— споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве.

В отношении конфликтов Устав СНГ предполагает, что стороны «оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе в рамках международных организаций» (ст. 16).

Первая категория споров, упомянутая в Уставе СНГ, подлежит урегулированию посредством переговоров или достижения договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования споров (ст. 17).

Относительно второй категории споров Совет глав государств правомочен в любой стадии спора рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования (ст. 18). Другими словами, на данном этапе Содружество не смогло пойти дальше рекомендательных процедур урегулирования споров, способных угрожать поддержанию мира и безопасности.

Экономический суд (действует с 1994 г.) представляет собой специализированный суд, предназначенный для разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Он был создан на основе Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 г., участниками которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. 6 июля 1992 г. были приняты Соглашение о статусе Экономического суда СНГ и Положение об Экономическом суде СНГ. В Уставе СНГ Суд был определен как постоянно действующий орган (ст. 32).

К ведению Суда отнесено разрешение только межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении обязательств, предусмотренных соглашениями и решениями органов Содружества, а также споров о соответствии нормативных и иных актов государств — участников СНГ соглашениям и иным актам Содружества (п. 3 Положения). Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Кроме того, Суд может толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства — участника Соглашения 1992 г., назначаемых или избираемых на 10 лет. Высшим коллегиальным органом является Пленум Суда, состоящий из судей и председателей высших хозяйственных (арбитражных) судов государств-участников. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда и выносит окончательные решения.

Споры подлежат рассмотрению с согласия заинтересованных государств и по заявлению органов СНГ. По результатам рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения (либо его отсутствия) государством международного соглашения или решений органов Содружества и определяет меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий (п. 4 Положения). Таким образом, решения Суда носят рекомендательный характер, что отличает его от других международных судебных органов.

Вопросы для обсуждения

1. Укажите различия между понятиями «спор» и «ситуация».

2. Каковы основания классификации международных споров?

3. Каково правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров?

4. Какие средства разрешения международных споров предусмотрены в Уставе ООН?

5. В чем заключаются сходство и различие арбитражной процедуры разрешения международных споров от судебной?

6. Каковы последствия признания обязательной юрисдикции Международного суда?

7. Каков механизм ОБСЕ по урегулированию споров?

8. Каков механизм урегулирования споров в СНГ?

Действующее международное право: В 3 т. М., 1996. Т. 1. Разд. 13.

Крылов С.Б. История создания ООН. М., 1960.

Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977.

Лукашук И.И. Международное право. М., 2005. Т. 2.

Пушмин Э.А. Мирное разрешение международных споров (международно-правовые вопросы). М., 1974.

Энтин М.Л. Суд Европейских сообществ. М., 1987.

The Statute of the International Court of Justice / Ed. A. Zimmerman. Oxford, 2006.

Мирное урегулирование споров в рамках СНГ.

Приверженность принципу мирного разрешения международных споров декларировалась государствами-участниками Содружества Независимых государств с самого начала его создания. Соответствующие положения содержатся в Соглашении о создании СНГ от декабря 1991 года, в Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года, а также в Декларации о неприменении силы или угрозы силой между государствами-участниками СНГ от 20 марта 1992 года и в Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ от 15 апреля 1994 года.

Устав Содружества Независимых Государств, принятый в Минске 22 января 1993 года, содержит целый ряд положений, связанных с мирным разрешением международных споров с участием государств – членов СНГ. Во-первых, мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества является одной из уставных целей СНГ. Во-вторых, среди принципов, в соответствии с которыми государства-члены строят свои отношения, упомянут принцип «разрешения споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость» (статья 3 Устава). В-третьих, один из разделов Устава (раздел IV) называется “Предотвращение конфликтов и разрешение споров”. Наконец, статья 32 Устава предусматривает создание Экономического суда СНГ. Всего в Уставе упоминаются три категории споров, подлежащих мирному урегулированию посредством соответствующих механизмов:

-конфликты на межнациональной и межконфессиональной основе, могущие повлечь за собой нарушение прав человека;

-споры между государствами-членами;

споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве.

Согласно статье 16 Устава СНГ, государства-члены должны предпринимать все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, которые могут повлечь за собой нарушение прав человека. Участники Содружества взяли на себя обязательство оказывать друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе и в рамках международных организаций. Государства-члены СНГ должны добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к справедливому мирному разрешению своих споров, которые подлежат урегулированию посредством переговоров или через достижение договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования. При этом Устав запрещает участникам совершать любые действия, способные нанести ущерб другим участникам и привести к обострению возможных споров. Участники спора вправе передать его на рассмотрение в Совет глав государств СНГ. В свою очередь, Совет глав государств вправе на любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования (статья 18 Устава).

По большому счету, СНГ не имеет сегодня сколько-нибудь реального механизма разрешения споров политического характера. Практика применения коллективных сил по поддержанию мира, несмотря на большую договорно-правовую базу, находится сейчас в стадии формирования (см. главу 16). Сама формулировка статьи 18 Устава оставляет за участниками спора право выбора любой модели поведения. По-видимому, решение данной проблемы возможно исключительно на путях дальнейшей интеграции членов Сообщества.

Несколько лучше обстоит дело с возникающими в рамках СНГ экономическими спорами. 6 июля 1992 года были приняты Соглашение о статусе Экономического суда и Положение об Экономическом суде (для Казахстана вступили в силу 20 апреля 1994 года). Фактическую деятельность Суд, местонахождением которого является город Минск, начал в 1994 году. К юрисдикции Суда отнесены исключительно межгосударственные споры, возникающие при исполнении сторонами экономических обязательств, предусмотренными соглашениями и решениями органов Содружества. Кроме того, Суд вправе рассматривать споры о соответствии нормативных и иных актов государств – участников СНГ соглашениям и иным актам Содружества, а также толковать соглашения и иные акты Содружества по экономическим вопросам. Наконец, государства-члены могут специальным решением отнести к ведению Экономического суда СНГ и другие споры.

Споры рассматриваются Судом по заявлению государств в лице их уполномоченных органов, а также институтов (органов) Содружества. Суд не вправе отказаться от разрешения спора в связи с неясностью или отсутствием подлежащей применению нормы права. В своих решениях Суд устанавливает факт нарушения государством-участником своих обязательств и определяет меры в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение, обеспечивает его исполнение.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства – участника Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ 1992 года. Каждый судья назначается или избирается сроком на 10 лет. Судьи должны быть специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений и иметь высшее юридическое образование. Судьи Экономического Суда СНГ независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, так как пользуются иммунитетом от его судебной юрисдикции. Каждый судья действует в личном качестве и не может представлять интересы любых государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, территорий, наций, народностей, социальных и религиозных групп.

Конечной инстанцией и высшим коллегиальным органом Суда является Пленум, который формируется из председателей высших хозяйственных и арбитражных судов государств-участников. Пленум проводит свои заседания не реже одного раза в квартал; его решения принимаются простым большинством и являются окончательными.

Судопроизводство в Экономическом Суде СНГ осуществляется на основании Регламента. Рабочий язык Суда — русский. Споры могут стать предметом рассмотрения в Суде лишь с согласия заинтересованных государств, причём решения носят рекомендательный характер.

Такая мягкость принимаемых Экономическим судом СНГ решений (несвойственная даже арбитражным органам) вряд ли способствует эффективному разрешению возникающих экономических споров, а в конечном счёте – и мирному урегулированию споров в целом. За все время своего существования суд рассмотрел не более 40 дел, из которых самым известным стал запрос о толковании терминов “государство – участник СНГ” и “государство – член СНГ”. Неслучайно еще в 1999 году Пленум Суда высказался за внедрение практики обязательных решений Суда для государств-участников. Кроме того, не один год обсуждается механизм выполнения решений Суда и соответствующего международного контроля.

В 1996 году стороной рассматриваемого Экономическим Судом СНГ спора была Республика Казахстан. В принятом решении Суд рекомендовал Правительству Казахстана в полном объеме выполнить обязательства по поставке зерна в Нижегородскую область Российской Федерации.

1.Что такое мирное разрешение международных споров?

2.Как можно классифицировать международные споры?

3.Какие механизмы относятся к мирным средствам разрешения международных споров?

4.Чем отличается международный суд от международного арбитража?

5.Каков механизм разрешения международных споров международными организациями?

6.Какие институты урегулирования споров созданы в рамках СНГ?

Литература.

Анисимов Л. Н. Международно-правовые средства разрешения международных споров (конфликтов). – Л., 1975.

Лазарев С. Л. Международный арбитраж. – М., 1991.

Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. – М., 1977.

Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. — М., 1997.

Моисеев Е. Г. Десятилетие Содружества. — М., 2001.

Пушмин Э. А. Мирное разрешение международных споров (международно-правовые вопросы). – М., 1974.

Толстых В. Л. Международное право: практика применения. Консультативные заключения Международного Суда ООН. — М., 2004.

Энтин М. Л. Международные судебные учреждения. — М., 1984.

Действующее международное право. В трёх томах. – Т. 1. – М., 1996. – Разд. ХIII.

Сборник документов по международному праву / Под ред. Токаева К. К. — Алматы, 1998. Т. 2.

Boisson L. International Organizations and International Settlement: Trends and Prospects. — N.-Y., 2002.

1 См.: Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. – М., 2000. С. 215.

2 См.: Международное публичное право: Учебник / Под ред. К. А. Бекяшева. — М., 2004. С. 344.

1 См.: Ильин Ю. Д. Международное публичное право. Лекции. – М., 2004. С. 111

1 См.: Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. – М., 2003. С. 25.

1 См.: Ильин Ю. Д. Международное публичное право. Лекции. – М., 2004 С. 195.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 45 ; Нарушение авторских прав

Разрешение хозяйственных споров в рамках снг

Экономический Суд СНГ — один из основных органов Содружества Независимых Государств. Статус Экономического Суда СНГ определен Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г., подписанном РФ, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой (с оговорками), Таджикистаном, Узбекистаном. Каждое из указанных государств избирает в Экономический Суд СНГ по двое судей. Местонахождением Экономического Суда СНГ определен г. Минск. Основной целью Экономический Суд СНГ является обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда СНГ. К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств. Совета глав правительств СНГ и других его институтов; о соответствии нормативных и других актов государств-участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам СНГ. Соглашениями государств-участников СНГ к ведению ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов СНГ.

Споры рассматриваются Экономический Суд СНГ по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов СНГ. Экономический Суд СНГ не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права. По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов СНГ и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение. Решение Суда должно соответствовать положениям соглашений и иным актам СНГ, а также применимым нормативным актам.

Судьи Экономического Суда СНГ избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников СНГ, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Председатель Экономического Суда СНГ и его заместители избираются судьями этого Суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на 5 лет. Высшим коллегиальным органом Экономического Суда СНГ является Пленум. Пленум состоит из председателя Экономического Суда СНГ, его заместителей и судей этого Суда, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры. Пленум Экономического Суда СНГ: рассматривает жалобы на решения Экономического Суда СНГ в порядке, установленном Регламентом; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения соглашений, других актов Содружества и его институтов при разрешении экономических споров;

разрабатывает и вносит на рассмотрение государств-участников, институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников. Судопроизводство в Экономическом Суде СНГ осуществляется на языке межгосударственного общения, принятого в Содружестве.

Сравним правовую базу Экономического Суда СНГ с правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ. Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние и двусторонние соглашения (в соответствии со ст. 5 Устава СНГ), Эти соглашения должны прежде всего соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов по Уставу СНГ.

Высший орган Содружества — Совет глав государств обсуждает и решает принципиальные вопросы деятельности СНГ в сфере их общих интересов. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Оба эти органа принимают свои, имеющие высшую юридическую силу решения с общего согласия участников посредством консенсуса (ст. 23 Устава). В соответствии с международной практикой эти акты требуют ратификации каждым из государств-участников. Другие органы Содружества, предусмотренные Уставом СНГ: Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Координационно-консультативный комитет, Экономический суд, Комиссия по правам человека, — как это вытекает из Устава, обязывающих нормативных актов не принимают. В необходимых случаях проект решения может быть представлен на рассмотрение высших органов СНГ или же по инициативе этих органов — приняты рекомендации, предложения, дано толкование соглашений (по экономическим вопросам это — Экономический суд).

Особое место в структуре СНГ занимает Межгосударственный экономический союз, образованный в 1993 г. в виде «рамочного» союза, договор о котором связывался с целым пакетом актов прямого действия. Соглашение о платежном союзе, принятое в октябре 1994 г., стало одним из них. Одновременно было подписано соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК.) — первого по сути своей наднационального органа СНГ. Оба этих документа прошли стадию подготовки и согласования в сентябре 1994 г. на уровне Совета глав правительств и были приняты Советом глав государств в октябре 1994 г. МЭК и Платежный союз, хотя и не закрепленные в Уставе СНГ, имеют собственную компетенцию и правила процедуры. Примечательно, что для принятия большинства решений в этих случаях не требуется консенсуса: достаточно двух третей голосов.

Межпарламентская ассамблея, образованная в соответствии с Уставом СНГ (ст. 36) парламентами государств-участников из своих представителей, и своей компетенции имеет проведение консультаций, разработку предложений в сфере деятельности национальных парламентов, подготовку и принятие рекомендательных (модельных) законопроектов. Соответственно рекомендательный, порученческий и контрольный характер имеют решения и постановления комитетов и комиссий, создаваемых в структурах СНГ и МПА. В регламенте МПА прямо указаны виды се актов: заявления, обращения, рекомендации, предложения, меморандумы.

Таким образом, каждый из органов Содружества в соответствии с его Уставом имеет собственную компетенцию в области принятия актов, их формы и содержания, субординация которых основывается на общих принципах иерархии правовых актов соответственно глав государств, глав правительств, органов СНГ, МПА.

Наиболее важные межгосударственные акты принимаются Советом глав государств — участников СНГ. Среди такого рода актов можно выделить соглашения о Совете министров обороны СНГ, о создании и основных принципах Международного суда СНГ, о Координационно-консультативном комитете СНГ, Договор о коллективной безопасности (май 1992 г.), о Совете министров иностранных дел и об учреждении поста Председателя СНГ (декабрь 1993 г.). Среди актов Совета глав правительств можно выделить Договор о создании Экономического союза, Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских прав и смежных прав, решение об образовании Научно-консультативного центра частного права СНГ. Как можно видеть, Совет глав государств и Совет глав правительств соблюдают правила, заложенные в Уставе СНГ, их функции и компетенция не пересекаются; в тех же случаях, когда это необходимо, принимаются совместные решения. Но главной проблемой при исследовании и определении правовой силы, соотношения всех актов СНГ между собой и с национальным законодательством государств Содружества представляется раскрытие национальных форм восприятия актов органов СНГ его членами. Исходя из того, что Совет глав государств Содружества решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов, его акты после ратификации последними включаются во внутринациональную сферу законодательства каждого из государств-участников СНГ путем полного воспроизведения содержания и формы акта либо включения их в комплексные акты национального законодательства в соответствующей его отрасли. В отношении актов Межпарламентской ассамблеи — консультативного органа для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих общий интерес, которая не стоит над парламентами СНГ, действует правило, в соответствии с которым ее акты (кроме внутриорганизационных норм) носят только рекомендательный характер и не подлежат воспроизведению в национальном законодательстве. На практике, однако, не исключается такая ситуация, когда парламент государства — участника МПА, не имея по рекомендательному акту каких-либо поправок или дополнений, принимает его без обсуждения. Таким образом принят, например, меморандум МПА «О сотрудничестве во имя безопасности». Пятое пленарное заседание МПА, прошедшее в Санкт-Петербурге 29 октября 1994 г., приняло ряд документов, в числе которых постановление об одобрении Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств и направлении ее в парламенты для рассмотрения и принятия. Были одобрены также рекомендательные законодательные акты: модельный ГК (общая часть), проекты законов о государственной статистике, о минимальном потребительском бюджете, Декларация о принципах местного самоуправления в СНГ и др.

В случае нарушения государством — участником СНГ его Устава или систематического невыполнения им обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов Содружества в отношении такого государства могут применяться меры, предусматриваемые международным правом, приоритет которых, естественно, признается всеми участниками Содружества. Этим в определенной степени обеспечивается устойчивое и рациональное соотношение актов СНГ (их содержание) с интересами всех членов Содружества.

Это интересно:

  • Разрешение септаккорда 7 ступени Разрешение септаккорда 7 ступени См. также решения задач Абызова 380 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Бригадный 313 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Септаккорд VII ступени и его обращения Определение. Виды. Вводными называются септаккорды, построенные на VII высокой ступени лада - вводном […]
  • Земельный налог ст нк Налоговый Кодекс РФ. Глава 31 Первая часть НК РФ Раздел I. Общие положения Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. […]
  • Закон московской области 161 2004 оз Закон московской области 161 2004 оз Копии правовых актов, содержащиеся в Банке данных, не могут рассматриваться в качестве официальных публикаций документов. Под официальным опубликованием правовых актов следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, […]
  • Купли продажа квартир в красноярске Продажа недвижимости — Красноярск 16 799 объявлений Агентство отмечено «Знаком качества» Domofond.ru Агентство отмечено «Знаком качества» Domofond.ru Агентство отмечено «Знаком качества» Domofond.ru Агентство отмечено «Знаком качества» Domofond.ru Агентство отмечено «Знаком […]
  • Изменения в закон о промышленной безопасности 2014 Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй […]
  • Ртутьсодержащие отходы приказ Ртутьсодержащие отходы приказ Порядок обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами Деятельность в сфере обращения с отходами регламентируется Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», а также подзаконными […]
  • Приказ 302 министерства здравоохранения и социального развития рф Приложение N 2. Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников Переченьработ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) […]
  • О введение в действие уголовного кодекса рф Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 27 […]

Author: admin