Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Россия налоговый закон

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Налоговый кодекс Российской федерации состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная часть).

Часть первая НК РФ вступила в силу с 1 января 1999 г. Эта часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г. Эта часть устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая НК РФ определяет элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора — плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Для каждого специального налогового режима — условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой Налогового Кодекса, порядок декларирования налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.

В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ (введены с 01.01.2001 г.), налог на прибыль, НДПИ (введены с 01.01.2002 г.), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (введены с 01.01.2004 г.), государственная пошлина, вводный налог (введены с 01.01.2005 г.).

Так же положениями кодекса установлены региональные налоги — транспортный налог (введен с 01.01.2013 г.), налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций (введены с 01.01.2004 г.), и один местный налог — земельный налог (введен с 01.01.2005 г.).

Частью второй НК РФ предусмотрена возможность применения налогоплательщиками наряду с общей системой налогообложения следующих специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (введена с 01.01.2002 г.), УСН, системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (введены с 01.01.2003 г.), системы налогообложения при выполнении СРП (введена с июня 2003 г.) и ПСН (введена с 01.01.2013 г.).

Налоговый кодекс России (НК РФ) 2018

Сегодня в России действует система налогообложения, которая закреплена в НК РФ. Для плательщиков налогов и лиц, контролирующих этот процесс от имени государства, указанный документ является основополагающим при определении своих прав и обязанностей.

Собственники некоторых видов имущества, получатели выигрышей, лица, получающие постоянный доход и многие другие обязаны уплачивать в пользу государства платеж, называемый налогом. При его начислении, выплате и всех других действиях, совершаемых в процессе налогообложения, возникают две стороны. Именно для регулирования отношений между этими сторонами создан НК РФ 2018.

Отсюда следует, что Налоговый Кодекс – универсальный законодательный акт, содержащий в себе все нормы и правила, необходимые к соблюдению в процессе реализации налоговых отношений.

Кроме того, кодекс устанавливает общие принципы, согласно которым:

  • налоги не могут устанавливаться различно для разных категорий лиц, они одинаковы для всех;
  • установление налога должно быть обоснованно;
  • каждый обязан уплачивать налоги, однако, при этом учитывается его фактическая платежеспособность и т.д.

Из чего состоит НК РФ?

Действующий на 2018 год НК РФ состоит из двух частей:

  • I часть обрела законную силу с 1 января 1999 года. В ней содержатся основные сведения о системе налогообложения, ее понятия и принципы, задачи, основания, по которым возникает или прекращается обязанность уплаты налога. Здесь же определяется компетенция субъектов РФ и местных органов по установке уровня налогов, введения и прекращения их действия. Все, что касается ответственности за несоблюдение налогового законодательства, мер воздействия на нарушителя, а так жеправа и обязанности абсолютно всех участников налоговых отношений изложены в первой части;
  • II часть введена в действие с 1 января 2001 года, в ней детально рассматриваются отдельные виды налогов и сборов. Для каждого из них устанавливается порядок начисления, срок уплаты, круг обязанных уплачивать их и имеющих льготы. Для конкретного платежа – объекты и субъекты налогообложения, для специального режима налогообложения – условия его применения и т.д.

Кому нужно его знать и почему?

Обязанность уплаты налогов не возникает у человека с рождения. Он приобретает ее вместе с некоторыми правами на имущество, землю, доход и т.д. Вместе с этим следует пополнять знания в области налогового законодательства, а главным их источником является именно Налоговый Кодекс. В нем отражены все объективные данные, которые могут заинтересовать налогоплательщика. Именно поэтому каждому следует знать кодекс, чтобы найти ответы на вопросы:

  • возникла ли обязанность платить налог;
  • в каком размере;
  • за какой период;
  • как правильно оформить нужные для уплаты документы;
  • имеются ли льготы и т.д.

Знания кодекса позволят плательщику налогов и сборов не ошибиться с расчетами и сроками выплаты, избежать пеней и штрафов, а так же многих других неприятных последствий.

Таким образом, налоговый Кодекс РФ представляет собой универсальный законодательный акт, который помогает, в первую очередь, налогоплательщикам в определении их прав и обязанностей. Кроме того, он позволяет определить границы контроля налоговых органов за исполнением обязанностей граждан в области налогообложения.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2018 последняя редакция

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Основной инструмент налогообложения

Российский Налоговый Кодекс (НК РФ) – это базовый законодательный документ, главная задача которого заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц. Статьи Налогового Кодекса РФ охватывают все направления налогообложения, точно определяя необходимые термины, стороны и процессы.

Этот свод положений и правил является основным Законом о налогообложении, который впитал в себя положительные исторические и экономические традиции нашего государства и мирового налогового права. Сегодня этот фундаментальный документ, используемый в качестве руководства к действию, считается ключевой составляющей в формировании бюджета страны. Перед вами – последняя редакция Налогового Кодекса РФ 2018 года. Доступ к актуальной информации о порядке взимания налогов позволяет успешно осуществлять любую экономическую деятельность, легально работая и развиваясь в правовом поле.

НК РФ в последней редакции определяет следующие важнейшие позиции взаимоотношений налогоплательщиков и государства:

  1. разновидности налогов и пошлин;
  2. начисление, изменение и отмена федеральных налоговых сборов и пошлин;
  3. порядок формирования региональных и местных налоговых начислений и сборов;
  4. правовой статус с правами и обязанностями налогоплательщиков, налоговых инспекторов, налоговой полиции и других участников отношений в этой сфере;
  5. перечень объектов и субъектов, подлежащих налогообложению;
  6. ответственность за нарушения положений Налогового Кодекса РФ;
  7. льготы в налоговом поле;
  8. детальное описание финансового и налогового учёта;
  9. перечисление мер по обеспечению выполнения положений

Налоговый кодекс РФ. Структура и спецификация

Этот основополагающий в области налогообложения документ подразделяется на две большие части.

НК РФ часть 1 включает в себя 7 разделов, которые в свою очередь содержат 142 статьи, описывающих все значимые нюансы следующих направлений;

  1. общие положения системы налогообложения;
  2. международные соглашения;
  3. определение сторон в налоговых отношениях;
  4. порядок сбора налогов с иностранных компаний и нерезидентов;
  5. права и обязанности налоговых структур Российской Федерации;
  6. перечень объёктов налогообложения;
  7. сроки взимания налоговых сборов и пошлин;
  8. составляющие и функции налогового контроля и мониторинга;
  9. разновидности нарушений в налоговой сфере с описанием ответственности;
  10. порядок обжалования действий сторон

НК РФ часть 2 состоит из двух разделов, включающих в себя 275 статей, которые регламентируют следующие процессы:

  1. виды налогов, пошлин и сборов с описанием порядка взыскания;
  2. определение специальных налоговых режимов;
  3. перечень региональных и местных налогов;
  4. порядок начисления и отмены налогов;
  5. формы налоговых деклараций, сроки подачи и т.д.

Налоговый кодекс часть 1

Налоговый кодекс часть 2

Налоговый кодекс РФ 2018 последняя редакция. Базовые положения

1. Все физические и юридические лица, включая иностранные компании и нерезидентов, обязаны уплачивать налоговые сборы в определённых размерах в установленные сроки и в соответствующем порядке. Уклонение от уплаты налогов влечёт за собой финансовую, материальную, административную и уголовную ответственность.

2. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации принимаются федеральные, региональные и местные законы о налогах и сборах. В этих документах определяется размер и порядок уплаты в бюджет соответствующих платежей. Таким способом осуществляется конкретизация положений статей НК РФ части 1 и части 2, регулирующая взаимоотношения объектов налогообложения и государства. Все нормативно-правовые акты, утверждаемые местными органами самоуправления, должны соответствовать статьям НК РФ.

3. Никто не вправе начислять и требовать налоги, акцизы и другие платежи в бюджет кроме сборов, описанных в НК РФ. Все законодательные акты федерального и местного значения, касающиеся изменений в начислении налогов и сборах, вступают в силу 1 января следующего года после 1 месяца (возможно позже, но не раньше) с момента официальной публикации нового налогового правила.

Налоговый Кодекс в последней редакции – это результат правовой эволюции нашего государства, отражающий цивилизованный экономически обоснованный подход к налогообложению. Одним из важнейших дополнений стала персональная ответственность руководителей коммерческих организаций, банков в том числе, за налоговые правонарушения. Последняя редакция Налогового Кодекса РФ также чётко определила презумпцию невиновности, которая является ключевым положением мировой юриспруденции. Дух и буква этого Закона в настоящее время предполагают толкование любых неясностей и неопределённости в пользу налогоплательщика.

НК РФ. История налоговых отношений в современной России

Налоговая система Российской Федерации, получившей статус независимого государства в 1991 году, сформировала свои основы в период с октября 1991 года по январь 1992 года. Именно в это время были установлены новые положения об основных налогах.

Начиная с 1992, года статьи Налогового Кодекса постоянно изменялись и корректировались, что вносило определённый хаос в налоговые отношения. Изменения утверждались посредине календарного года, причём многие из принимаемых поправок имели обратную силу. Ответственность руководителей коммерческих компаний за искажение финансовой отчетности вообще не предусматривалась. Не удивительно, что в период с 1992 по 1998 год бюджет страны лихорадило от хронического дефицита, а граждане постоянно теряли свои деньги в различных финансовых пирамидах и кредитных обществах.

Налоговый Кодекс РФ впервые увидел свет в 1998 году, когда вступила в силу описанная выше первая часть с общими положениями. Второй раздел о взимании и размерах налогов частично был узаконен в 2000 году.

Первым знаковым сигналом о начале цивилизованных взаимоотношений между государством и налогоплательщиками стала корректировка статьи 5, узаконенная 1 октября 2008 года. Новая поправка предписывала считать любой законодательный акт, облегчающий положение налогоплательщиков, вступившим в силу с момента опубликования в средствах массовой информации без каких-либо проволочек. Кроме того, НК РФ в новой редакции узаконил следующие важные момент — акты, ужесточающие налоговые правила, обратной силы не имеют, а упрощающие и смягчающие – имеют обратную силу. Таким образом, было заложен фундамент базовой концепции нового Налогового Кодекса РФ, заключающейся в лояльном отношении государственных структур к объектам налогообложения.

Основные функции НК РФ

Налоговое законодательство в виде НК РФ (последняя редакция) выполняет следующие функции:

  1. формирование федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетных запасов;
  2. регулирования взаимоотношений между сторонами;
  3. реализация на практике принципа справедливости взимания налогов с учётом доходов и материального положения граждан;
  4. фискальные операции в сфере экспорта и импорта;
  5. взимание налогов с иностранных компаний и нерезидентов;
  6. контроль над распределением и налогообложением доходов субъектов социально-экономических отношений

Основным показателем эффективности налогового законодательства является объём и своевременность отчислений в федеральные и региональные бюджеты. В настоящее время контроль над соблюдением положений Налогового Кодекса РФ проводит Федеральная Налоговая Служба, которая подчинена Министерству Финансов России.

Что такое Налоговый Кодекс РФ 2018?

Среди всего многообразия документов, законов, их сборников выделяются кодексы. Каждый из них составлен на основе глубокой переработки и систематизации законодательства РФ с целью ее упорядочения. Налоговый Кодекс – не исключение.

НК РФ 2018 – это принципиально важный нормативно-правовой акт, созданный в результате процесса кодификации, закрепляющий нормы в сфере налогов и сборов.

Главная смысловая нагрузка кодекса:

  • описание видов налогов, сборов и иных платежей данной сферы, действующих на сегодняшний день;
  • толкование прав, обязанностей плательщиков налогов и органов, контролирующих этот процесс;
  • виды и способы контроля над налоговой сферой и выполнением всех обязанностей;
  • меры воздействия не неисполнения обязанностей и т.д.

Главные задачи НК РФ дают возможность налогоплательщикам точно знать свои права и обязанности. Кроме того, обратившись к этому документу, можно найти ответ на любой вопрос в рассматриваемой сфере. НК – единственно точный источник информации в налоговой сфере.

Структура Налогового Кодекса в 2018 году

НК РФ состоит из 2 частей. Первая часть (общая) содержит основную информацию о системе обложения налогами, лицах, считающихся плательщиками. Кроме того, в указанной части рассматриваются:

  • основания, по которым возникают и перестают действовать обязанности платить налоги;
  • как, и когда вводятся новые и отменяются старые налоги;
  • какие отношения возникают между участниками налогового процесса;
  • права и обязанности всех без исключения участников налоговых отношений;
  • наказания за нарушения основ налогового законодательства и другие общие моменты.

Вторая часть называется специальной, и это не случайно. В ней рассматриваются конкретные виды налогов и все тонкости их уплаты, начисления, а именно:

  • указан определенный перечень налогов, и рассматриваются все особенности уплаты, начисления каждого из них;
  • описаны режимы обложения налогами, доступные для предпринимателей;
  • даны параметры сборов и поводы их уплаты;
  • условия применения режимов, условия уплаты сборов и другие специальные вопросы.

Отсюда следует, что в первой части кодекса рассмотрены самые основы вопроса налогообложения, а вторая часть конкретизирует этот самый вопрос.

Кому полезно знать НК РФ?

Конечно, напрашивается мысль, что знать такой специфический документ надо сотрудникам налоговых органов. Однако, Налоговый Кодекс, или хотя бы основные его положения, нужно знать абсолютно всем. Это связано с тем, что практически каждый человек рано или поздно остановится плательщиком налогов, даже не занимаясь специфическим родом деятельности. Отсюда и вытекает необходимость четко понимать, что платить, сколько, когда и по каким правилам? Ответы на все вопросы, причем самые точные и однозначные, содержатся именно в НК РФ.

С возникновением у лица соответствующей должности или статуса индивидуального предпринимателя, директора фирмы, круг вопросов, освещенных им для себя в НК РФ должен значительно расшириться.

Таким образом, Налоговый Кодекс РФ – главный специализированный документ российской системы законодательства в области налогов и сборов. Он необходим для упорядочения системы налогообложения, ее структурирования и четкого приведения в действие. Знать Налоговый Кодекс нужно всем, чтобы избежать проблем и просрочек в уплате налогов и суметь защитить свои права в случае их ущемления.

Как поменялись законы России с Нового года: пенсии, налоги, зарплаты

Главные новшества-2018 для граждан

01.01.2018 в 12:00, просмотров: 860119

Новый год наступил. Каникулы закончились. Пора оглядеться и присмотреться к новой реальности, которую организовали нам неутомимые власти. Ведь обычно именно с 1 января или чуть позже непременно вступают в силу какие-нибудь новые правила и запреты… Впрочем, когда приближаются выборы, случаются и послабления.

Сейчас у нас как раз предвыборный период, и в перечне «подарков» немало приятностей, приготовленных для разных групп избирателей одним из кандидатов в президенты — единственным, который может себе позволить радовать россиян за бюджетные деньги и перед которым и парламент, и правительство всегда дружно берут под козырек.

Читайте, ругайтесь и радуйтесь! Перед вами далеко не полный перечень нововведений, могущих повлиять на нашу жизнь уже в ближайшем будущем!

НАЛОГИ: списание пройдет автоматически

1 января вступило в силу внесенное в последние дни осенней сессии парламента по инициативе президента Путина дополнение к статье 391 Налогового кодекса — той, где говорится о федеральных льготах по земельному налогу.

Раньше единственной такой льготой для физических лиц было уменьшение на 10 тысяч рублей налоговой базы (она равна кадастровой стоимости земельного участка) Героям СССР и РФ, инвалидам 1‑й и 2‑й групп, инвалидам с детства, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, боевых действий, чернобыльцам и некоторым другим категориям.

Теперь же налоговая база земельного налога для пенсионеров и лиц, которым выплачивается «пожизненное ежемесячное содержание», уменьшается на 600 кв. м, то есть на 6 соток. Вычет делается в отношении одного земельного участка по выбору. Какого именно — собственникам надо решить до 1 ноября. Если они соответствующее заявление в ФНС не подадут, налоговики сами сделают вычет «в отношении участка с максимально исчисленной суммой налога».

Новую льготу россияне оценят в конце 2018 года, когда получат извещения о сумме налога за 2017 год, но, чтобы ею воспользоваться, о праве на вычет надо уведомить ФНС.

Налог на землю идет в муниципальные бюджеты, так что сокращение и без того скудных доходов им гарантировано.

Еще один подарок — списание более 150 млрд рублей долгов по некоторым налогам и страховым взносам для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. По словам главы думского Комитета по бюджетам и налогам Андрея Макарова («ЕР»), примерно треть этой суммы составляют долги, которые уже нельзя взыскать.

Спишут зафиксированные на 1 января 2015 года недоимки физлиц по налогу на недвижимое имущество, землю и транспортные средства, а также задолженность по пеням, начисленным на эти недоимки. Как правило, в каждом конкретном случае речь идет о небольших суммах — налоги ведь тогда платились не с кадастровой стоимости.

Кроме того, индивидуальным предпринимателям простят все накопившиеся на 1 января 2015 года долги по всем налогам, кроме НДПИ, акцизов и таможенного НДС. И еще снимут долги по страховым взносам и пене на них за период до 1 января 2017 года. Примерно 2,9 млн. ИП зарегистрировались, никакой деятельности не вели, но страховые взносы им при этом начислялись.

И, наконец, россиянам простят долги по НДФЛ за т.н. условно полученные с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года доходы. «Условно полученными» наше законодательство считает, например, списанные как безнадежные банком долги по кредитам, оператором связи — долги по оплате услуг или долги за услуги ЖКХ.

Списание налоговых долгов будет происходить автоматически: идти в налоговую не надо.

СКАЗКА: реестр коррупционеров все-таки будет

Летом 2017 года был принят закон о создании специального реестра лиц, уволенных «в связи с утратой доверия» за совершение коррупционных правонарушений. Попасть в «черный список» могут не только чиновники всех уровней, но и прокуроры, следователи, военнослужащие, полицейские, таможенники, пожарные, сотрудники Центробанка, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования и даже некоторые должностные лица госкорпораций и госкомпаний.

За что? Закон «О государственной гражданской службе РФ», к примеру, обещает дисциплинарное наказание в виде увольнения в связи с утратой доверия нарушителям правил декларирования доходов и имущества, то есть не сдавшим декларации за себя или супругу с малыми детьми, или сдавшим, но при этом обманувшим, — и еще тем, кто вопреки запрету имеет зарубежные счета или активы или допустил конфликт интересов. Эти нарушения преступлениями по российскому законодательству не являются, административная ответственность за них тоже не грозит.

Предполагается, что теперь кадровики, прежде чем рекомендовать принять кого-то на работу, смогут проверять через единую для всей страны Государственную информационную систему (ГИС), нет ли у соискателя темных пятен в биографии, а руководство будет принимать решение с открытыми глазами.

Но как и кто будет включать сведения о конкретных гражданах в «реестр коррупционеров»? И будет ли он открытым для общества? Эти важные вопросы закон отдал на откуп правительству, отложив срок вступления в силу антикоррупционного нововведения до 1 января 2018 года.

Постановления до сих пор нет, хотя Минтруд разработал проект документа и направил его в кабинет министров, сообщили «МК» в пресс-службе ведомства. Зато в другом принятом парламентом в самом конце осенней сессии законе прописали, что в реестре запись об уволенном (или снятом с должности) в связи с утратой доверия будет храниться 5 лет. И оговорили случаи, когда исключение из реестра возможно не только за давностью лет: таковыми признаны смерть чиновника или отмена решения об увольнении судом.

Отсутствие порядка ведения реестра ставит под вопрос его создание сразу после Нового года. Вопрос о том, будут ли размещенные там сведения хотя бы частично открыты для общества, до сих пор не решен.

За 10 месяцев 2017 года, по данным Генпрокуратуры, в связи с утратой доверия в России в отставку отправлено 900 человек, 90% из них поплатились за неполноту или недостоверность сведений в декларациях.

ИНТЕРНЕТ: всех пользователей мессенджеров определят по сим‑картам

Вступил в силу принятый полгода назад закон, который обязывает всех «организаторов обмена мгновенными сообщениями», то есть мессенджеров, под угрозой блокировки идентифицировать своих пользователей через сим-карты и смс-сообщения.

Иностранные собственники (а большинство популярных мессенджеров как раз иностранные), чтобы выполнить требования закона, должны заключать договоры с российскими операторами сотовой связи. Российским ресурсам позволено «самостоятельно» идентифицировать граждан через определение абонентского номера, не заключая специальных договоров с сотовыми операторами.

Этот закон не только о деанонимизации: он также обязывает мессенджеры в течение суток блокировать передачу противоправной информации — по решению суда и последовавшему требованию Роскомнадзора. Отдельно прописано и требование не допускать передачи электронных сообщений пользователям сервиса «в случаях и порядке, которые определяются правительством». О каких «случаях» идет речь — совершенно непонятно, правительство на сей счет пока молчит.

Обратите внимание: блокировать мессенджеры, которые не идентифицируют пользователей через сим-карты, можно будет с 1 января, но это не означает, что заинтересованные органы уже сейчас смогут получать полную и достоверную информацию о людях, скрывающихся за тем или иным номером мобильного телефона. Вступление в силу еще одного закона, который в целях борьбы с «серым рынком» прописывает механизм идентификации всех пользователей сим-карт, по просьбе операторов связи отложили до 1 июня 2018 года. В связи с этим непонятно, будет ли считаться полностью идентифицированным в мессенджере пользователь мобильного телефона, зарегистрированного на организацию (т.н. «корпоративного»).

Закон о деанонимизации мессенджеров требовал разработки сразу нескольких подзаконных актов. Порядок идентификации правительство утвердило в октябре. А вот проект порядка блокировки Роскомнадзором работы мессенджеров, не желающих прекращать распространение незаконной на территории РФ информации, разработанный Минкомсвязи, до сих пор не принят.

Хорошо известно умение наших властей писать законы о регулировании Интернета, которые в полном объеме выполнить невозможно и которые если и работают, то выборочно. Нет никаких оснований полагать, что с законом о деанонимизации будет по-другому. Зато с 1 января вступила в силу новая статья КоАП: нарушение новых правил мессенджерами грозит большими штрафами: от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 800 тысяч до 1 млн рублей для юрлиц. Зарегистрированные как ИП граждане в смысле наказания приравниваются к юридическим лицам.

СТРАХОВКА: отказаться можно в течение двух недель

С 1 января Центробанк увеличил до 14 дней «период охлаждения» — время, в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки жизни, имущества или транспорта.

Впервые распространенная на всех возможность подумать и передумать, вернув полностью или частично уплаченную страховую премию в течение 5 дней, появилась у россиян в 2016 году. Число жалоб в ЦБ на навязывание дополнительных страховых услуг после этого уменьшилось в разы, а глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс даже заявил, что проблема навязывания дополнительных страховых услуг вместе с полисом ОСАГО ушла в прошлое. Но за 5 дней граждане не всегда успевали написать заявление в страховую компанию.

«Период охлаждения» действует и при заключении договора о потребительском кредите, если он сопровождается заключением страховки по требованию банка. Но если гражданин отказался от страховки — он должен понимать, что проценты по кредиту для него могут быть выше, чем у того, кто страховку купил.

Но проблема т.н. коллективных договоров страхования до сих пор не решена. Если сам банк покупает у страховой компании страховку, а при оформлении кредита с гражданином заключает с ним за дополнительную плату еще и договор о присоединении к ней — отказаться гражданин не сможет, так как сторонами договора о страховании в этом случае фактически будут банк и страховая компания, а не гражданин и страховая компания. ЦБ считает необходимым внести в закон «О потребительском кредите (займе)» положение о распространении нормы о 14‑дневном «периоде охлаждения» и на такие коллективные договоры страхования. Остается надеяться, что когда-нибудь это будет сделано.

БЮРОКРАТИЯ: бумаг станет меньше

Есть шанс, что в Новом году россияне будут реже ходить «за бумажками» и услугами в разные государственные структуры и органы и проводить там меньше времени. Это еще одно следствие постепенной цифровизации архаичного в целом российского государства.

С 1 января тем, кто имеет право на налоговые льготы и вычеты, можно подавать заявление и подтверждающие право на льготу документы в любой налоговый орган по своему выбору, а не только в тот, к которому они приписаны. Если по каким-то причинам документы представлены не полностью, налоговики сами запросят нужные сведения у соответствующих органов, организаций и должностных лиц. Например, право на освобождение пенсионера от уплаты налога на единственную квартиру подтверждается пенсионным удостоверением. Если его нет — ФНС сама запросит в региональном отделении ПФ соответствующую информацию. Это полезное нововведение было предусмотрено принятым полгода назад законом и конкретизировано приказом ФНС.

В январе же вступят в силу законы, которые существенно расширяют перечень услуг многофункциональных центров (МФЦ). Во-первых, на всю страну могут быть распространены правила, уже отработанные в порядке эксперимента в Москве, Тюменской и Воронежской областях. В тех регионах, где власти оперативно примут соответствующие местные законы, россияне получат право при желании регистрировать рождение детей и смерть родных и близких не в загсах, а прямо в МФЦ. Сотрудник, осуществивший регистрацию рождения или смерти, передаст потом все документы (например, паспорта умерших) и сведения в загс.

А во-вторых, россияне смогут подавать в МФЦ одно заявление на получение сразу нескольких государственных услуг и сдавать при этом один пакет документов. Остается только дождаться, чтобы правительство приняло постановление, где определит, какие именно федеральные государственные услуги можно будет получить по этой упрощенной схеме, а субъекты Федерации определились с тем же самым на региональном уровне. На разработку и принятие федеральных и региональных нормативных актов отводится 90 дней: тогда-то, может быть, и будет нам счастье…

Система многофункциональных центров оказания госуслуг действует в России более 5 лет. В 2016 году они оказали гражданам более 60 млн услуг.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС: телефонным террористам и живодерам надо быть осторожнее

Наши власти частенько используют ужесточение уголовной ответственности в качестве главной меры оперативного реагирования на негативные явления и процессы в обществе. За 2017 год законов о внесении изменений в Уголовный кодекс было принято пятнадцать. Некоторые вступят в силу сразу или вскоре после новогодних каникул.

Обращаем внимание на новую редакцию статьи 245 УК («Жестокое обращение с животными»): преступлением становится любое «жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий», а также убийство или причинение увечья животному «из хулиганских или из корыстных побуждений». Если дело было в присутствии малолетнего, применялись «садистские методы», действовала группа лиц по сговору, видео или фото живодерского содержания выкладывались в Интернет или жертвами стали несколько животных, обещается от 3 до 5 лет лишения свободы.

А еще принят закон, который призван решить проблему животных, силою злой судьбы ставших «вещественными доказательствами» совершения преступлений. Уголовно-процессуальный кодекс требует хранить вещественные доказательства до вступления в силу приговора либо до истечения срока обжалования, исключения сделаны лишь для вещественных доказательств, хранение которых затруднено или невозможно. На животных-вещдоки вроде изъятых у контрабандистов или незаконных торговцев кобр, тигрят или крокодилов раньше распространялись общие правила: их надо было либо передавать на хранение в предусмотренном правительством порядке, либо возвращать законному владельцу, если это возможно. А если невозможно — «реализовать», то есть либо продавать, либо уничтожать.

«Это нельзя назвать гуманным», — объяснял логику внесенных в УПК изменений глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»). Теперь животные-вещдоки должны безвозмездно передаваться для содержания или разведения, если их нельзя вернуть законному владельцу или выпустить на волю. Остается надеяться, что правительство не затянет с принятием подзаконного акта, без которого этот закон не заработает…

В последние месяцы россиянам досаждали ложные звонки о минировании разнообразных объектов. Волна была организована посредством IP‑телефонии, при этом большинство сигналов поступало с территории Турции, Украины, США и Японии, сообщил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

Статья 207 УК («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма») была средней тяжести (максимальное наказание — до 5 лет лишения свободы). Теперь она становится тяжкой: если в результате ложного сообщения о теракте погибли люди, можно будет сесть на срок от 8 до 10 лет, в лучшем случае отделавшись штрафом от 1,5 до 2 млн рублей. Эксперты, впрочем, полагают, что само по себе ужесточение уголовной ответственности если кого и остановит, то «стихийных» телефонных террористов вроде психически больных людей или школьников.

Еще один новый закон существенно ужесточает ответственность за финансирование терроризма и «склонение, вербовку и иное вовлечение» в совершение террористических преступлений. Было максимум до 10 лет лишения свободы — будет вплоть до пожизненного со штрафом в 300–700 тысяч рублей.

ПЕНСИОНЕРЫ: плюс 3,7% неработающим

Из-за выборов президента обычный график индексации пенсий неработающим пенсионерам оказался нарушен: пересмотр страховых пенсий на величину достигнутой в прошлом году инфляции с 1 февраля перенесен на 1 января. Но едва ли радость пенсионеров была очень большой — очень уж мала индексация (3,7%, несколько сотен рублей). Да и такая-то случилась лишь потому, что фактически совмещены две индексации: та, что зависит от инфляции, и та, что должна проводиться в апреле ежегодно «исходя из уровня доходов ПФ». Власти обращают внимание на то, что инфляция в 2017 году получилась рекордно низкая (по предварительным данным Росстата, 2,5%), ниже, чем прогнозировалось, и три с лишним процента — это еще очень щедро.

На те же 3,7% проиндексирована и фиксированная выплата к пенсии, которую с разными коэффициентами получают некоторые категории россиян (граждане старше 80 лет, инвалиды, «северяне», дети-сироты). Она вырастет на 178 рублей, до 4983 рублей в месяц. Индексация социальных пенсий состоится только в апреле, а ежемесячной денежной выплаты льготникам и некоторых других пособий — с 1 февраля.

Официальный сайт Пенсионного фонда утверждает: средний размер страховой пенсии по старости после всех индексаций вырастет до 14 075 рублей, причем у неработающих пенсионеров средний показатель будет выше — 14 329 рублей. Почему?

Во-первых, только неработающим пенсионерам, чья начисленная пенсия ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, положена доплата — она позволяет нашим политикам и чиновникам гордо заявлять, что среди пенсионеров «бедных», каковыми в России принято считать граждан с доходами ниже этого самого минимума, нет вовсе. Глава правительства Дмитрий Медведев уже подписал распоряжение о выделении 13 регионам 7 млрд рублей на социальные доплаты 243 тысячам пенсионеров. Размер доплат — от 2351 до 8414 рублей.

Другая причина, по которой средняя пенсия работающего пенсионера все больше отстает от средней пенсии неработающего, — отмененная с 2016 года индексация пенсий работающим пенсионерам. Даже президентские выборы не побудили власти отказаться от экономии. Единственная радость для этой категории пенсионеров — в силу вступил закон о пересмотре порядка индексации пенсий тем из них, кто работу решил оставить. Два последних года пересчет пенсии с учетом всех прошедших индексаций занимал три месяца, это время пенсионер получал выплату в том размере, как будто он еще работает — без индексаций, и потом ничего не компенсировалось. Теперь же, как поясняет сайт ПФ, «пенсионер начнет получать полный размер пенсии спустя те же три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы», то есть сумму набежавших индексаций за три месяца выплатят задним числом.

Мораторий на пенсионные накопления (6% с фонда зарплаты, их работодатель начислял на личный счет работника младше 1967 года рождения) продлен и на 2018 год. Эти 6% опять пойдут в общий котел. По данным ПФ, к началу 2017 года доплаты из накопительной части пенсии получали 1,3 млн россиян, и в среднем они составляли 802 рубля в месяц…

Хорошая новость: с 2018 года пенсию по случаю потери кормильца до достижения возраста 18 лет (до 23 лет, если получатель учится на очном отделении вуза) наконец-то станут получать «подкидыши», то есть дети, оба родителя которых неизвестны. Число потенциально выигравших от этого закона — порядка 4 тысяч. Размер пенсии — чуть выше 10 тысяч рублей в месяц.

ЛЮДИ В ПОГОНАХ: индексация денежного довольствия

Пенсии более чем 2,6 млн военнослужащим и приравненным к ним категориям граждан (Росгвардии, МВД, пожарной службе, ФСИН и прочим) рассчитываются по особой формуле — в процентах к денежному довольствию, и в 2018 году эти проценты останутся теми же, что и годом раньше: 72,23. То есть формально никакой индексации на 2% выше уровня инфляции вплоть до достижения 100% денежного довольствия, как было написано в законе, принятом в 2012 году во исполнение указа президента, опять не будет. И это уже пятая «заморозка» роста доходов военных пенсионеров подряд!

Несмотря на это, средняя пенсия военнослужащих, многие из которых на службе ежедневно рискуют жизнью и здоровьем, в 2017 году оказалась выше, чем у гражданских: 24 450 рублей. А в 2018 году она по факту будет проиндексирована на 4%, потому что с 1 января на 4% выросло денежное довольствие.

Следователи СК и прокуроры жизнью на работе ежедневно не рискуют. Но пенсии этих очень важных в российской системе власти людей в 2018 году тоже вырастут, причем существенно. С 1 января вступил в силу закон, который вводит ежемесячную надбавку к выплатам отслуживших не менее 20 лет следователям СК и сотрудникам прокуратуры в размере доплаты за классный чин (специальное звание) — с коэффициентом, который будет устанавливать президент.

По словам главы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева («ЕР»), средняя пенсия у бывшего следователя районного звена и районного прокурора до повышения составляла 20–22 тысячи рублей. Теперь же, по расчетам Минтруда, около 22 тысяч прокуроров и более 2,4 тысячи следователей получат в среднем прибавку в 6–7 тысяч рублей ежемесячно. В прошлый раз индексация пенсий следователей СК и прокуроров проводилась в 2014 году.

ДЕТИ: дополнительные пособия на первого или второго ребенка

Те, у кого первый ребенок родился 1 января 2018 года и позже, имеют теперь право на дополнительное ежемесячное пособие от государства, равное прожиточному минимуму несовершеннолетнего во втором квартале предыдущего года в регионе, где живет семья. Но выплатят его лишь в том случае, если средний денежный доход родителей и ребенка в месяц не превышает 1,5 регионального прожиточного минимума трудоспособного населения в том же втором квартале предыдущего года. В бюджете на благое дело заложено 21,4 млрд рублей, деньги уже расписаны регионам.

Те, у кого после Нового года родился второй ребенок, тоже имеют право на получение ежемесячного пособия в таком же объеме и при таких же условиях. Но его оплатят уже из средств материнского капитала. Сертификат о материнском капитале в размере 453 тысяч рублей (не индексировался с 2015 года и не будет индексироваться вплоть до 2020 года) дают один раз в жизни как раз на второго ребенка.

Фактически речь идет о дополнительных пособиях семьям с низкими доходами, которые в связи с рождением ребенка оказались в тяжелой финансовой ситуации. Тем, у кого с деньгами все в порядке или просто среднедушевые доходы хотя бы на 1 тысячу рублей выше установленной планки, положена от государства поддержка только на общих основаниях: единовременное пособие при рождении ребенка (сейчас 16 350 рублей 33 копейки) и ежемесячное пособие до достижения ребенком 1,5 лет (минимальное на первого ребенка — 3065 рублей 69 копеек, на второго или последующих — 6131 рубль 37 копеек, а максимальное — 23 120 рублей 66 копеек). Индексация детских пособий на 3,2% намечена на 1 февраля 2018 года.

Когда ребенку исполнится полтора года, ежемесячные пособия начинают выплачивать региональные власти. Пособия везде разные — в зависимости от возможностей бюджета субъекта РФ, количества детей в семье и демографической ситуации, но в большинстве мест очень небольшие, в несколько сотен рублей. С введением дополнительных пособий проблема «а как быть и на что жить после того, как ребенок достигнет 1,5 года, но в садик его не отдать?» не решается. Обещано активное строительство яслей, но это дело небыстрое.

Чтобы закон о дополнительных детских пособиях заработал в полную силу, Минтруд разработает порядок осуществления выплат, порядок обращения за ними и перечень документов и сведений, которые необходимо будет для этого представить. Кроме того, правительство даст дополнительные «разъяснения» по спорным вопросам.

Один из таких вопросов уже можно предвидеть. Закон обещает пособия только гражданам, постоянно проживающим на территории РФ. Это понятно. Но дальше написано, что с заявлением следует обращаться либо в собес, либо в ПФ (если речь идет о пособии на второго ребенка) по месту жительства. Пособия везде разные (в Москве, например, оно в 2018 году составит 13 938 рублей, в Московской области — 11 522 рубля, в соседней, Тверской области — 10 625 рублей в месяц). «По месту жительства» обычно означает «по месту регистрации». А регистрация бывает постоянная или временная. Куда, например, должны будут обращаться за пособиями иногородние родители с ребенком, работающие в Москве и снимающие здесь квартиру, в которой временно зарегистрированы? Можно предположить, что будет примерно так, как бывает в случае с другими социальными московскими пособиями: чтобы получать их по временной регистрации, придется доказать, что вы ничего не получаете там, где зарегистрированы постоянно. Но в тексте принятого закона детали не уточняются.

Материнский капитал, размер которого одинаков по всей стране, в регионах с высоким прожиточным минимумом может быть «съеден» пособиями больше чем наполовину. Например, московские дополнительные ежемесячные пособия в их нынешнем размере за 18 месяцев сократят капитал на 250 884 рубля. Если же средства уже брались на другие цели, денег может и не хватить на полтора года.

Кстати, программа маткапитала продлена до 31 декабря 2021 года, и с 2018 года снят трехлетний мораторий на использование денег на оплату детского сада для детей.

Выплаты за первого ребенка, по прогнозу правительства, ежегодно будут получать около 45,7% от числа рожденных первых детей, а пособия на второго ребенка — 50,7% от числа рожденных вторых детей.

ЗАРПЛАТЫ: платить меньше 9849 рублей в месяц за полную нагрузку нельзя

29 декабря президент подписал закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума (нищенского, будем честны) — к 1 января 2019 года. Двигаясь к заветной цели, с 1 января 2018 года МРОТ вырос с 7800 рублей в месяц до 9489 рублей в месяц. Меньше платить будет нельзя только за полный рабочий день и полную ставку, но никто не мешает работодателям, как и прежде, переводить сотрудников на полставки и легально платить им лишь половину.

Исходя из размера МРОТ до 2018 года в России исчислялись страховые взносы, которые платили в Пенсионный фонд и ФОМС индивидуальные предприниматели. Чтобы избежать существенного роста этих платежей, было решено «отвязать» одно от другого. В итоге с 1 января ИП придется отчислять в ПФ фиксированные 26 545 рублей, если их доходы не превышают 300 тысяч рублей в год (на три с лишним тысячи больше, чем в 2017 году, но меньше, чем пришлось бы платить по старым правилам). А взнос в ФОМС зафиксирован на прежнем уровне: 5840 рублей в год…

Позорные цифры, в которых выражается даже растущий российский МРОТ, повергают в глубокое уныние. Поэтому перейдем к более приятным показателям.

По данным Росстата, средняя зарплата федеральных чиновников в 2016 году составляла 116 тысяч рублей и более чем в три раза превышала среднюю зарплату по стране в целом. Данных за 2017 год еще нет, но наверняка они для этой категории граждан хуже не окажутся. А с 1 января 2018 года на 4% индексируются оклады судьям всех уровней, от конституционных до мировых, работникам федеральных бюджетных учреждений, федеральным чиновникам, гражданскому персоналу военных частей, депутатам, сенаторам, министрам. Премьер-министр Дмитрий Медведев, комментируя новости такого рода, обратил внимание на то, что 4% — это больше, чем была инфляция в 2017 году. Индексация зарплат государственному аппарату не проводилась 4 года.

Вслед за федеральными чиновниками некоторое повышение доходов может ожидать региональных и муниципальных чиновников и бюджетников — в зависимости от возможностей бюджетов субъектов РФ и в связи с необходимостью все-таки выполнить майские 2012 года указы президента. Но рост зарплат врачей, учителей, научных работников будет происходить постепенно, в течение года.

Это интересно:

  • Адвокат колесник «Пелевин и партнеры» Адвокатская контора +972 58 55 05 704 Тихон Колесник Колесник Тихон Николаевич Адвокат «Адвокатского кабинета Колесника Т.Н.» Адвокатской палаты Ленинградской области Реестровый номер в реестре адвокатов Ленинградской области № 47/1014 В 1999 году окончил […]
  • Закон 113-фз от 02052018 Юридический портал Советы профессионалов Федеральным законом от 02052018 113 фз Федеральный закон от 21 июля 1997 г Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 июля 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30, ст. […]
  • Федеральный закон от 16071999 n 165-фз ред Охрана труда Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь! Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" 16 июля 1999 года N 165-ФЗ ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО […]
  • Поправки о смягчении наказания Изминения по ч1 статьи 105 УК РФ в пользу смягчения наказания Есть ли изменения по ч. 1 ст. 105УК РФ,в пользу смягчения наказания? Может быть есть кокие нибудь поправки? Ответы юристов (4) Здравствуйте. Актуальная редакция статьи такая УК РФ, Статья 105. Убийство 1. Убийство, то есть […]
  • Адвокат в железнодорожном Адвокаты в Железнодорожном 204 специалиста Адвокаты — широкая база специалистов 355 отзывов о специалистах на PROFI.RU Адвокаты в Железнодорожном от 500 рублей/усл. C чего начать? Уточните, какого специалиста вы ищете Получите от специалистов предложения с ценой Общайтесь […]
  • Приказ мвд рф 805 от 15101999 Приказ МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805 "Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких" (с изменениями и […]
  • Хозяйственного суда минской области Хозяйственного суда минской области Максимович Эдуард Владимирович Родился в 1971 году в г.Витебске. В 1993 году окончил Витебский государственный педагогический институт им. С.М.Кирова по специальности «математика и физика», в 1999 году – Белорусский институт правоведения, в 2009 году […]
  • Документы оформляемые на выплату пенсии Правила выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” (ИЗВЛЕЧЕНИЯ) Настоящие Правила определяют порядок выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) и пенсии по […]
Все права защищены. 2018