Штрафы за нарушение санитарных норм и правил

Штрафы за нарушения санитарных норм организациями общественного питания могут быть увеличены

Роспотребнадзор разработал законопроект, предусматривающий усиление административной и уголовной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуг общественного питания населению. Документ размещен на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

В пояснительной справке к законопроекту напоминается, что ст. 6.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и др., в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации.

По данным Роспотребнадзора, за период с 2010 по 2012 год увеличилось количество вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по указанной статье, а последнее повышение санкции за данное правонарушение имело место в 2007 году.

Особые опасения вызывает сфера деятельности образовательных, оздоровительных детских учреждений, детских санаториев, учреждений детского отдыха. Так, в 2012 году при проверке деятельности детских и подростковых учреждений по результатам проверки 90 270 учреждений было выявлено свыше 61 тыс. нарушений санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей.

Практика показывает, что хозяйствующим субъектам, совершающим такие правонарушения, выгоднее уплатить административный штраф, чем устранить выявленное нарушение, поскольку штрафы составляют: от 1 до 1,5 тыс. руб. для граждан; от 2 до 3 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 20 до 30 тыс. руб. для юридических лиц.

В то же время, отмечает Роспотребнадзор, ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований технических регламентов, для индивидуальных предпринимателей установлен штраф в размере от 20 до 30 тыс. руб., для юрлиц – от 100 до 300 тыс. руб.

«Вместе с тем сфера услуг общественного питания в не меньшей степени сопряжена с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан по причине несоблюдения хозяйствующими субъектами санитарно-эпидемиологических требований, установленными государственными санитарными правилами и нормами», – подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

В связи с этим предлагается установить повышенную ответственность по статье 6.6 КоАП РФ: наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также законопроектом предусматривается ввести в ч. 2 ст. 238 УК РФ отдельный квалифицирующий признак преступления в случае, если производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, совершены в процессе хранения, транспортировки или реализации пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья населению.

Кроме того, предлагается увеличить административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по осуществлению проверок.

Полное наименование законопроекта – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и воспрепятствование проведению проверки».

Штрафы Роспотребнадзора для физических, юридических лиц и ИП

Санитарные нормы и правила, соблюдение прав потребителей – это те обязательные нормы, которые должны соблюдать все компании. За добросовестным соблюдением правил следит Роспотребнадзор, который имеет право, в случае обнаружения нарушений, штрафовать физических и юридических лиц, а также приостанавливать деятельность.

Общие положения о Роспотребнадзоре

В полномочия органов Роспотребнадзора входят проверки выполнения норм СанПина. Проверки могут быть как плановые (раз в три года), так и внеплановые (по веским основаниям). При нарушениях будет назначен штраф. Вряд ли его сумма будет способна существенно подкосить финансовое положение, но пренебрегать соблюдением норм тоже не стоит.

Нужно помнить, что далеко не все нормы санитарного характера являются обязательными, часть из них рекомендательная. Перед проверкой обязательно сверьте условия труда по различным показателям, т.к. работодатель обязан организовывать безопасные условия труда (согласно ст. 163, 209 ТК РФ).

Обратимся к Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Штрафы Роспотребнадзора для юридических лиц в 2018 году

В случае несоблюдения правил директору (как физическому лицу) или непосредственно компании грозит административная ответственность в виде штрафа. Согласно ст. 6.3 КоАП РФ:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ко всему прочему, штраф могут выписать за нарушения санитарных норм и правил по ст. 6.4 КоАП РФ:

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Так как проверки соблюдения норм СанПина и ТК РФ во многом пересекаются и тесно связаны, Роспотребнадзор может связаться с инспекцией по охране труда, так что, в случае выявления санитарных нарушений, в организацию с внеплановой проверкой могут заявиться уже другие проверяющие.

Таблица нарушений и штрафов

Так как охватить все виды нарушений затруднительно, мы подготовили для вас лаконичную таблицу с перечнем основных штрафов за нарушение прав потребителя.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарноэпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор должностных лиц.

Контроль и надзор в сфере обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Минздрава РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельностьнепосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другимифедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями и иными организациями.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору всфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденнымпостановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Федеральнаяслужба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаосуществляет, в частности, следующие полномочия:

  • осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
  • осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Санитарные правила для организаций торговли

В настоящее время для организаций торговли действуютсанитарные правила «Санитарно- эпидемиологические требования к организациямторговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП2.3.6.1066-01 «Основные средства», утвержденные Главным государственнымсанитарным врачом РФ 6 сентября 2001 г.

Указанный документ распространяется на строящиеся,реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, складыпродовольственного сырья и пищевых продуктов независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников ирынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленногоизготовления), а также индивидуальных предпринимателей.

Правилами определены санитарно-эпидемиологические требования к:

  • размещению организаций торговли. (В частности, установлено, что в помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины, площадью более 1000 кв. м; загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений);
  • водоснабжению и канализации. (Например, установлено, что все стационарные организации торговли должны быть оборудованы туалетами и раковинами для мытья рук персонала, а организации торговли, торговой площадью более 1000 кв. м, оборудуются туалетами для посетителей. Туалеты для персонала и посетителей должны быть раздельными);
  • вентиляции, кондиционированию, отоплению, освещению помещений и условиям труда работающих;
  • планировке, размещению и устройству помещений организаций торговли;
  • оборудованию, инвентарю и посуде. (Установлено, что организации торговли должны быть оснащены торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковочными материалами, изготовленными из материалов, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке);
  • приему и хранению пищевых продуктов. (Определены требования к хранению различных видов продуктов, в частности, мыса, рыбы, хлеба, сыпучих продуктов. Установлено, что для организаций торговли, встроенных, встроенно-пристроенных в жилые здания и здания иного назначения, завоз продукции в ночное время (с 23.00 до 7.00 часов) не проводится.);
  • реализации пищевых продуктов. (В частности, установлено, что запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей); при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения; загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; с истекшими сроками годности и т. д.);
  • содержанию помещений и оборудования.

Кроме того, указанным документом установлены гигиеническиетребования к мелкорозничной сети, к транспортировке пищевых продуктов и др.

Санитарные правила для организаций общественного питания

Организации общественного питания обязаны соблюдатьсанитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямобщественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевыхпродуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01 «Основные средства»,утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г.

Эти правила распространяются на действующие, строящиеся иреконструируемые организации общественного питания, независимо от формсобственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлениипищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Правилами определены требования:

  • к размещению организаций общественного питания;
  • водоснабжению и канализации;
  • условиям работы в производственных помещениях;
  • устройству и содержанию помещений;
  • оборудованию, инвентарю, посуде и таре;
  • транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов;
  • обработке сырья и производству продукции;
  • раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий.

Установлены санитарные требования к выработке кондитерскихизделий с кремом, к производству мягкого мороженого, к личной гигиене персоналаорганизации, требования к временным организациям общественного питания быстрогообслуживания

Порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора должностными лицами

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона № 52-ФЗгосударственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, вчастности, контроль за выполнением санитарного законодательства,санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний ипостановлений должностных лиц, осуществляющих государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор.

Права, обязанности и полномочия должностных лиц,осуществляющих госсанэпиднадзор, определены статьями 50, 51 и 52 Закона №52-ФЗ.

Правила проведения мероприятий по контролю при осуществлениигосударственного санитарно-эпидемиологического надзора утверждены приказомМинздрава РФ от 17 июля 2002 г. № 228 (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 6 Правил мероприятия по контролюосуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке, при этомпродолжительность мероприятий по контролю не может превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостьюпроведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительнымобъемом мероприятий по контролю, срок проведения мероприятий по контролю можетбыть продлен, но не более чем на один месяц.

Требования к организации и проведению мероприятий по контролюустановлены главой II Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее —Закон № 134-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 134-ФЗ установлено, чтомероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органовгосударственного контроля (надзора). Распоряжение (приказ) либо его завереннаяпечатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие поконтролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либоиндивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

При этом установлено, что мероприятие по контролю можетпроводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано враспоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона № 134-ФЗ вотношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждыморганом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие поконтролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановоемероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года смомента его государственной регистрации.

Внеплановой проверке, предметом которойявляется контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений,подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя привыявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательныхтребований.

Кроме того, внеплановые мероприятия по контролю проводятсяорганами государственного контроля (надзора) также в случаях:

  • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Следует иметь в виду, что согласно статье 8 Закона № 134-ФЗпри проведении мероприятий по контролю должностные лица органовгосударственного контроля (надзора) не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностнымлицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющимпроверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Одинэкземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лицаили его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям подрасписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением овручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органагосударственного контроля (надзора).

При выявлении в результате мероприятия по контролюадминистративного правонарушения должностным лицом органа государственногоконтроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, идаются предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона № 134-ФЗ юридическиелица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятийпо контролю, в котором должностным лицом органа государственного контроля(надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащаясведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате,времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях,задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, осоставленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданныхпредписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц),осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит,пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуальногопредпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте,составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делаетсясоответствующая запись.

На основании статьи 10 Закона № 134-ФЗ при выявлении врезультате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом илииндивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лицаорганов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий,предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять мерыпо контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением,предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающейсреде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, кответственности.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил

В соответствии со статьей 55 Закона № 52-ФЗ за нарушениесанитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная иуголовная ответственность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.

Административная ответственность занарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена главой 6 Кодекса РФоб административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушениезаконодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарныхправил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальныхразмеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десятиминимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста додвухсот минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований корганизации питания населения в специально оборудованных местах (столовых,ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи инапитков, их хранении и реализации населению, согласно статье 6.6 КоАП РФвлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти допятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — отдвадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц— от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность занарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена статьей 236 УК РФ.Согласно указанной статье нарушение санитарно-эпидемиологических правил,повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей,наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либолишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок доста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либоограничением свободы на срок до трех лет (пункт 1). То же деяние,повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательнымиработами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либоисправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либоограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок(пункт 2).

Бухгалтерский и налоговый учет штрафных санкций
за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Административные штрафы за нарушениесанитарно-эпидемиологических правил не являются налоговыми платежами, а потому,по нашему мнению, должны отражаться в бухгалтерском учете организацийследующим образом:

дебет счета 99 «Прибыли и убытки» кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму начисленных штрафов;

дебет счета 76 кредит счета 51 «Расчетные счета» — на сумму перечисленных штрафов.

Для целей налогообложения прибыли административные штрафы занарушение санитарно-эпидемиологических правил на учитываются: всоответствии с пунктом 2 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы неучитываются расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственнымиорганизациями, которым законодательством Российской Федерации предоставленоправо наложения указанных санкций.

Проверки Роспотребнадзора в 2017 году

Роспотребнадзор – это федеральный государств енный орган, который контролирует соблюдение прав потребителей и санитарно-эпидемиологическое положение в России. Это ведомство может проверить деятельность любого бизнесмена, реализующего товары или оказывающего услуги населению, но чаще всего объектом его контроля становятся предприятия общепита, продуктовые магазины, салоны красоты, аптеки, лечебные и дошкольные учреждения, школы.

Не остаются без внимания Роспотребнадзора нарушения правил складирования отходов и мусора на территориях, прилегающих к различным объектам, превышение допустимого уровня шума от деятельности предприятий и организаций, вредные выбросы в окружающую среду и т.д.

По результатам проверки, кроме наложения штрафных санкций, Роспотребнадзор уполномочен приостанавливать деятельность организаций и ИП и дисквалифицировать должностных лиц, что, конечно, скажется на бизнесе очень отрицательно. Вопрос о регулировании количества проверок Роспотребнадзора и другими надзорными органами не раз поднимался предпринимателями, в результате законом утвержден плановый порядок проверок – не чаще одного раза в три года.

Обратите внимание: с 1 января 2016 года до конца 2018 года запрещены плановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к малому бизнесу. Запрет не распространяется на бизнесменов, ведущих деятельность в объектах I и II класса пожарной опасности или объектов I и II категории по негативному воздействию на окружающую среду. Кроме того, в план проверок Роспотребнадзора на 2017 год продолжат включать тех субъектов малого предпринимательства, в отношении которых за предыдущие три года были выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований и прав потребителей.

Плановые проверки Роспотребнадзора на 2017 год

План проверок Роспотребнадзора на 2017 год, размещенный на официальном сайте, включает в себя 71 199 субъектов (организаций и ИП). По каждой запланированной проверке указана ее цель, начало и срок проведения, формат проверки (выездная или документальная), орган контроля. Если вы хотите узнать, включены ли вы в этот план, то можете воспользоваться формой поиска по своему ИНН и наименованию.

Плановые проверки на 2017 год Роспотребнадзор согласовывает с прокуратурой, аналогичный план проверок размещен на сайте Генеральной прокуратуры. В Единый реестр входят проверки Роспотребнадзора и других неналоговых госорганов, поэтому в форму поиска надо ввести не только наименование и ИНН интересующего вас субъекта, но и название надзорного органа.

Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2017 году

Если вы не нашли себя в плане проверок Роспотребнадзора, то успокаиваться не стоит. Визит проверяющих из этого органа может произойти в любой момент – по сигналу потребителя ваших товаров или услуг или сообщению о фактах, что ваша деятельность представляет угрозу здоровью и жизни граждан и окружающей среды. Кроме того, внеплановая проверка Роспотребнадзора проводится после выдачи предписания об устранении нарушений, выявленной предыдущей проверкой, а также в ходе расследования административного или уголовного дела. Инициаторами проверки вне плана могут быть и другие государственные органы.

Чаще всего причиной внепланового визита представителей Роспотребнадзора становятся жалобы потребителей на некачественные и просроченные товары, несоблюдение санитарно-гигиенических требований при оказании услуг общепита и индустрии красоты, мусор на прилегающей к торговым объектам территории, несоблюдение режима тишины в ночное время. Основанием для жалобы может быть нарушение правил торговли, закона о защите прав потребителей, даже отсутствующий уголок покупателя.

На официальном сайте Роспотребнадзора размещена специальная форма подачи жалобы с возможностью прикрепить фотографию или видео с фактом, подтверждающим нарушение прав потребителя или санитарно-эпидемиологических требований.

Таким образом, каждый предприниматель, реализующий товары и оказывающий услуги населению, должен быть готов к тому, что его деятельность может оказаться в поле зрения представителей Роспотребнадзора в любое время, а не только раз в три года. Не стоит рассчитывать на то, что так называемые «надзорные каникулы» позволят до конца 2018 года не соблюдать требования закона в сфере защиты прав потребителей и нормы СанПин.

Что проверяет Роспотребнадзор при проверке?

Проверки Роспотребнадзора могут быть документарными или выездными, поэтому перечень мероприятий зависит от формата проверки. При документарной проверке организация или предприниматель должны в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса направить указанные в нем документы. После получения документов орган Роспотребназдора вправе запросить дополнительные пояснения, а если по результатам проверки документов будут выявлены признаки нарушения требований закона, то после документарной проверки может быть назначена выездная проверка.

В ходе выездной проверки Роспотребнадзор проводит инструментальные и лабораторные исследования, берет на анализ пробы продукции и товаров, проверяет соблюдение норм СанПин, осматривает прилегающую территорию и сам объект, вплоть до измерения параметров дверных и оконных проемов и общего метража помещений.

Основной перечень документов, которые запрашивают проверяющие при выездной проверке, включает в себя:

  • Свидетельство о регистрации ИП или ООО;
  • Документы о постановке на учет кассового аппарата;
  • Лицензия, если деятельность объекта относится к лицензируемой;
  • Документы на помещение (свидетельство о собственности или договор аренды);
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта нормам СанПин;
  • Программа производственного контроля, утвержденная территориальным органом Роспотребнадзора;
  • Договоры на вывоз мусора и дезинфекцию помещения;
  • Медкнижки работников.

Обязательно проверяют наличие правильно оформленного уголка потребителя, вывески и наружной рекламы, единообразных ценников, сертификатов на товары, влияющих на здоровье потребителей, информации о производителях товарах на упаковках.

Проведение плановых и внеплановых проверок Роспотребназдора регулирует закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, согласно которому предприниматель должен быть уведомлен (заказным письмом или под подпись) о том, что в отношении его деятельности осуществляется контроль. О проведении плановой проверки сообщают за три рабочих дня, а о внеплановой – за один день до ее проведения. Внеплановая проверка Роспотребназдора, так же, как и плановая проверка, должна быть согласована с прокуратурой.

Только в крайних случаях, когда деятельность организации или ИП причиняет вред здоровью и жизни граждан, окружающей среде, безопасности государства, если в результате нее возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации, уведомление о проведении проверки не требуется.

Штрафы Роспотребнадзора в 2017 году

При выявлении нарушений закона о защите прав потребителей и санитарных норм Роспотребнадзор составляет соответствующий акт. Размеры штрафных санкций приводим в таблице.

Это интересно:

  • Страховка по осаго нижний новгород Страховка по осаго нижний новгород Калькулятор ОСАГО использует официальные коэффициенты и тарифы (указание ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. № 3384-У и указание ЦБ РФ от 20 марта 2015 г. № 3604-У). Стоимость ОСАГО зависит от: типа(категории) и назначения транспортного средства от […]
  • Плюсы и минусы проживания в москве Стоит ли перезжать в Москву? Мои выводы! Опубликовано admin | Апр 12, 2015 | Новости блога | 5 | Долгое время от меня не было свеженьких постов, это около 2 месяцев на блоге ничего новенького не выходило. А дело было в переезде из Пензы в Москву на постоянной основе. Вот время, усилия […]
  • Закон об образовании в рф от 21122012 Документы, регламентирующие вопросы семейного образования и экстерната Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением […]
  • Заявлением в отдел судебных приставов образец Заявления приставам Вопросам исполнения решений суда специально уполномоченными на то государственными органами посвящен раздел Заявления приставам. С правовой основой размещенных в данном разделе примеров заявлений можно ознакомиться дополнительно в разделе «Закон об исполнительном […]
  • Приговор по ст 79 ук рф Приговор по ст 79 ук рф Воргашорский судебный участок г. Воркуты ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Воркута, пос. Воргашор 25 февраля 2013 года Мировой судья Воргашорского судебного участка г. Воркуты Республики Коми Бесаева И.М., при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М., с участием […]
  • Ст 228 ук рф для несовершеннолетних Может ли несовершеннолетний получить условный срок по ч 4 ст 228 УК РФ? Здравствуйте,у меня сын обвиняют в сбыте (делал закладки ) брал наркотические средства (соль) у зятя следователю все рассказал во всем признался так как за ними велось наблюдение в группе было еще две девушки […]
  • Закон ф 402 Поправки в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» с 19 июля 2017 года: что изменилось Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поправки вступаю в силу с 19 июля 2017 года. Каких положений […]
  • Образец претензии по затоплению затопление Претензия по заливу квартиры Есть ли способ разрешения вопроса о заливе жилья мирным путем? Оказывается, такой способ существует, и позволяет обойтись без подачи в суд иска о затоплении квартиры. Мирное разрешение проблемы Почти всегда досудебное урегулирование споров, возникающих между […]

Author: admin