Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Система налогов взимаемых в федеральный бюджет устанавливается

Вопрос: . В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом. Из ст. 346.2 НК РФ следует, что сельскохозяйственным товаропроизводителем может быть признан производитель сельхозпродукции, определенной Правительством РФ. То есть налогоплательщик определяется подзаконным актом. Просим разъяснить указанное положение ст. 346.2 НК РФ. (Консультация эксперта, Аппарат Правительства РФ, 2006)

Архив базы данных 2008 год

Вопрос: В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом». Исходя из содержания конституционного понятия законно установленного налога, налогоплательщик, видимо, также должен устанавливаться исключительно законом. По нашему мнению, принятый Федеральный закон от 13.03.2006 N 39-ФЗ в части определения плательщиков единого сельскохозяйственного налога не в полной мере согласуется с установленными в законодательном порядке основами налогообложения в Российской Федерации. Так, из норм ст. 346.2 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ) следует, что сельскохозяйственным товаропроизводителем может быть признан только тот налогоплательщик, который производит сельскохозяйственную продукцию, виды которой определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, налогоплательщик определяется, по существу, подзаконным актом. Просим разъяснить указанное положение ст. 346.2 НК РФ.

Ответ: Порядок определения плательщика того или иного вида налога установлен Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ).

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Плательщики конкретных видов налогов определяются соответствующими главами части второй НК РФ, которые введены федеральными законами. Таким образом, налогоплательщик определяется только в законодательном порядке.

В рассматриваемом случае актом Правительства Российской Федерации определяется не сам плательщик единого сельскохозяйственного налога, а только конкретные виды сельскохозяйственной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (см. п. 3 ст. 346.2 НК РФ (в ред. Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ)).

Таким образом, то обстоятельство, что определяемые Правительством Российской Федерации виды сельскохозяйственной продукции используются при решении вопроса о правомерности перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога, не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.

Глава 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы. Таким образом, из конституции РФ вытекает императивный характер налогов, что требует специального налогового законодательства.

В соответствии со ст. 75 (часть 3) Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом. Статьей 72 Конституции РФ (пункт «и») решение указанных задач относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений – это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащие налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов Федерации, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления.

Законодательство о налогах и сборах включает в себя Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные налоговые законы.

Часть первая налогового Кодекса РФ устанавливает:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в РФ.

Перечень налогов и сборов первой части Налогового Кодекса установлен статьями 13, 14, 15;

  • основания возникновения, изменения, прекращения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы и порядок установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

В статье 8 НК РФ закреплено, что налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии со второй частью НК РФ в настоящее время установлен порядок взимания налогов на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налог на прибыль организаций, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водного налога, государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых, единого сельскохозяйственного налога, единого налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортного налога, налога на игорный бизнес, налога на имущество организаций, земельного налога. Правоотношения, касающиеся остальных налогов и сборов на территории РФ, определяются специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые действуют в части, не противоречащей НК РФ.

Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия.

Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с НК РФ. Налоговые законы РФ определяют порядок взимания конкретного налога (например Закон «Налог на имущество физических лиц»). Порядок применения конкретных налоговых законов определяется соответствующими нормативными актами. Следует иметь в виду, что нормативные акты органов исполнительной власти не могут устанавливать или отменять налоговые обязательства. Их значение – регламентировать единообразные способы практической деятельности налогоплательщиков, налоговых агентов и органов управления, связанные с правильным и своевременным исчислением и взиманием налогов и сборов.

Большое значение в регулировании налоговых отношений имеют Бюджетный кодекс и законы Российской Федерации о федеральном бюджете, в которых устанавливаются нормативы распределения большинства налогов по уровням бюджетной системы.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного отчетного налогового периода по соответствующему налогу. Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.

В случае если данные акты предусматривают устранение или смягчение ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии прав налогоплательщиков и плательщиков сборов, они имеют обратную силу. В случаях, когда законодательными актами повышаются налоговые ставки и размеры сборов, устанавливаются новые обязанности и штрафные санкции налогоплательщикам и плательщикам сборов, эти акты обратной силы не имеют.

Помимо законодательных актов налоговые отношения регулируются указами Президента РФ , постановлениями Правительства РФ, актами Министерства финансов РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ, решениями и определениями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Указы президента РФ как устанавливают самостоятельные нормы права, так и носят характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению.

Правительство РФ устанавливает (в некоторых случаях) ставки таможенных пошлин, определяет нормативы затрат и различные перечни, применяемые при налогообложении, разрешает иные вопросы налоговых отношений в соответствии с поручениями Президента РФ и в пределах своей компетенции по действующему налоговому законодательству.

Акты Министерства финансов РФ в случае, если они прошли установленную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, имеют нормативное значение, могут разъяснять и трактовать порядок исчисления и взимания налогов и сборов. Акты, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ, определяют порядок функционирования налоговых органов, дают рекомендации по отдельным вопросам применения налогового законодательства ,разрабатывают методики расчетов и порядок ввода в действие законов и нормативных актов и т.п.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения. Если международным договором РФ , содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем в российском налоговом законодательстве и нормативных правовых актах, то следует применять правила и нормы международных договоров РФ.

Под налоговой системой понимается вся совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания и отмены на территории РФ, полномочия и ответственность субъектов налоговых отношений. Законодатель в части первой НК РФ (статья 17) закрепил положение о том. Что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ установлена классификация налогов и сборов. В состав федеральных налогов и сборов входят:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина;

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории РФ.

При использовании соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», взимание федеральных налогов может заменяться разделом произведенной продукции между государством и инвестором

В состав региональных налогов входят:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

При исполнении соглашений о разделе продукции ,заключенный сторонами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», взимание региональных налогов и сборов может заменяться разделом произведенной продукции между государством и инвесторами или осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ о налогах и сборах.

К местным налогам относятся:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог.

При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», взимание местных налогов и сборов может заменяться разделом произведенной продукции между государством и инвестором или осуществляться в соответствии с законодательством РФ , законодательством субъектов РФ о налогах и сборах и соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность установления налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ.

Вместе с тем в определенных случаях может быть установлен специальный налоговый режим. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения. А также освобождения от уплаты определенных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Конституционное право. Тест 17

1. Политические права и свободы — это права и свободы, которые: 1) принадлежат каждому; 2) принадлежат только гражданам государства; 3) обеспечивают возможность участвовать в общественной жизни страны; 4) обеспечивают возможность участвовать в политической жизни страны; 5) призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие потребности
2, 3, 4
1, 2, 4
2, 3, 5
1, 3, 4

2. Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется
в соответствии с общепризнанными нормами международного права
на основании Постановления Государственной Думы
в соответствии с Постановлением Правительства РФ
в соответствии с Федеральным законом

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только
Федеральным законом
Постановлением Правительства РФ
нормативным правовым актом субъекта РФ
Указом Президента РФ

4. Право на участие в референдуме имеет гражданин РФ, достигший возраста _____ лет (года)
18
23
21
20

5. Прием в гражданство РФ иностранного гражданина или лица без гражданства по его заявлению при условии соответствия требованиям законодательства — это
натурализация
филиация
репатриация
оптация

6. Принятие в РФ нового субъекта осуществляется
в порядке, установленном Федеральным конституционным законом
по решению Правительства РФ
в соответствии с Указом Президента РФ
в порядке, определенном Федеральным законом

7. Разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит представительным органам, — это
парламентская республика
демократическая республика
правовое государство
президентская республика

8. Режимы, складывающиеся в правовых государствах, характеризующиеся такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов, — являются
демократическими
социальными
правовыми
светскими

9. Решение о признании лица беженцем принимает
орган Федеральной миграционной службы
консульское учреждение РФ
комиссия при Президенте РФ
орган внутренних дел

10. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается
Федеральным законом
Постановлением Правительства РФ
нормативным правовым актом субъекта РФ
Конституцией РФ

11. Совокупность способов и методов осуществления власти государством — это
форма государственного режима
государственное устройство
форма правления
форма государства

12. Статус краев и областей определяется
Конституцией РФ и уставом края (области)
Конституцией РФ и конституцией края (области)
уставом края (области)
Федеральным конституционным законом

13. Статус республики определяется
Конституцией РФ и конституцией республики
Федеральным конституционным законом
Конституцией РФ и уставом республики
конституцией республики

14. Установление на территории РФ таможенных границ
не допускается
допускается в ряде краев и областей
допускается в ряде республик
допускается только в условиях военного положения

15. Участие краев, областей, городов федерального значения в международных и внешнеэкономических отношениях возможно при условии
координации таких отношений федеральными органами государственной власти РФ, осуществляемой совместно с органами власти краев, областей, городов
издания соответствующего решения Правительства РФ
согласия других субъектов РФ
одобрения со стороны Российской Федерации

Статья 75 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 75 Конституции РФ гласит:

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комментарий к Ст. 75 КРФ

1. Предметом регулирования данной статьи являются важнейшие элементы финансовой системы РФ: деньги, орган их эмиссии — ЦБ РФ, система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, государственные займы. Из содержания статьи следует, что указанные элементы, рассматриваемые в контексте проблемы федеративного устройства РФ, выполняют интегративную функцию. Они выступают необходимым фактором единства федеративного государства, которое трудно представить без общей денежной единицы, единого эмиссионного органа, а также без определения на уровне федеральных законов системы налогов, общих принципов налогообложения и сборов, а также порядка государственных заимствований.

Положения комментируемой статьи развиваются в ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)». В соответствии с ними официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль; один рубль состоит из 100 копеек (ст. 27). Следует заметить, что копейка является единицей исчисления рубля, но не самостоятельной денежной единицей.

ФЗ о ЦБ РФ (Банке России) предусматривает, что банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ (ст. 29). ГК РФ содержит положение о том, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ; платежи на территории РФ, согласно ГК, осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п. 1 ст. 140).

Пункт 4 ст. 4 ФЗ о ЦБ РФ относит к функции Банка России установление правил осуществления расчетов в РФ. На этом основании решением Совета директоров ЦБ РФ от 6 ноября 2001 г. в РФ установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У). Аналогичные меры — установление лимитов наличных расчетов между организациями — ранее предусматривались на основании Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения».

Федеральным законом от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусматривается обязательное применение контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2). Случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККМ, предусмотрены в данном ФЗ.

Исключительность рубля как расчетной денежной единицы обеспечивается законодательством РФ. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (смотрите новую редакцию ЗоЗПП РФ с Комментариями) предусматривает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях (абз. 4 п. 2 ст. 10). В рублях определяются доходы, расходы, превышение доходов над расходами и иные показатели федерального бюджета (например, ФЗ от 19 декабря 2006 г. «О Федеральном бюджете на 2007 г.»). Аналогичным образом принимаются бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований.

Что касается НК, то он рассматривает рубль как денежную единицу, используемую при исполнении налоговой обязанности. Так, например, взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов налогоплательщика; взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа направляет поручение банку на продажу валюты налогоплательщика (абз. 2 и 3 п. 5 ст. 46).

Порядок использования иностранной валюты в качестве средства платежа регулируется ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», который запрещает валютные операции между резидентами (гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в РФ, а также некоторыми другими лицами, относящимися к данной категории), за исключением случаев, предусмотренных в названном ФЗ (ст. 9). Нерезиденты между собой, а также резиденты и нерезиденты осуществляют валютные операции без ограничений в порядке, предусмотренном названным ФЗ (ст. 6, 11).

Часть 1 комментируемой статьи относит денежную эмиссию к исключительной компетенции ЦБ РФ. ФЗ о ЦБ РФ (Банке России) воспроизводит данное конституционное положение, предусматривая, что эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения осуществляются ЦБ монопольно (п. 1 ст. 4). В Законе также подчеркивается, что эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России (ст. 29). Данные положения корреспондируют п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации.

Введение и эмиссия каких-либо других денег, кроме рубля, не допускается. Никакие банки, государственные органы и организации, в том числе в субъектах РФ, не вправе выпускать какие-либо банкноты, монеты, другие денежные единицы и денежных суррогаты.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля являются основной функцией ЦБ РФ. Это достигается, например, тем, что ЦБ РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, ЦБ РФ устанавливает ориентиры роста денежной массы, устанавливает процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки, определяет нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований), и другие меры (ст. 35, 37, 38, 41, 42 ФЗ о ЦБ РФ).

Среди осуществляемых ЦБ РФ мер защиты и обеспечения устойчивости рубля следует также назвать установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю в официальном издании — «Вестнике Банка России» (ст. 7, 52); выпуск банкнот и монет Банка России нового образца, изъятие из обращения банкнот и монет Банка России старого образца (ст. 31) обмен ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами, который проводится без ограничений (ст. 32).

Комментируемая статья предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля осуществляются ЦБ РФ независимо от других органов государственной власти. Конституция предусматривает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11).

Возникает вопрос: является ли ЦБ РФ органом государственной власти, учитывая, что его нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти? Однако и Президент также напрямую не отнесен ни к одной из названных ветвей, хотя за ним признается осуществление государственной власти. Аналогичные затруднения возникают и при определении статуса прокуратуры.

Грамматический анализ данного конституционного положения (в части слов «независимо от других органов государственной власти») подводит к выводу, что ЦБ РФ является органом государственной власти. Главным образом этот вывод подтверждается характером конституционных полномочий ЦБ РФ, которые предполагают возможность применения им мер принуждения (Определение Конституционного Суда от 14 декабря 2000 г. N 268-О; в указанном Определении ЦБ РФ не называется органом государственной власти, но отмечено, что Банк обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти).

В соответствии с ФЗ о ЦБ РФ Банк России, к примеру, вправе применять следующие меры принуждения: приостанавливать действие лицензий на осуществление банковских операций и отзывает их; осуществлять выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 и 17 ст. 4, ст. 59); при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России (ст. 38). Кроме того, издаваемые по вопросам компетенции ЦБ РФ нормативные акты: указания, положения и инструкции — обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; названные нормативные акты, по общему правилу, подлежат государственной регистрации (ст. 7).

Тем не менее ЦБ РФ по своей природе является прежде всего банком, кредитным учреждением, хотя и осуществляющим конституционные функции органа государственной власти.

Независимость ЦБ РФ обеспечивается особым порядком назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ в Государственную Думу представляет Президент, который также ставит перед Государственной Думой вопрос и об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ. В п. «в» ст. 103 Конституции предусмотрено, что назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ Государственная Дума.

На обеспечение независимости ЦБ РФ направлены положения ФЗ о ЦБ РФ. Так, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст. 2); годовой отчет Банка представляется им ежегодно в Государственную Думу (ст. 25); правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком самостоятельно (ст. 7). Гарантии самостоятельного осуществления функций заложены в законоположениях об органах управления ЦБ РФ (гл. III ФЗ о ЦБ РФ).

3. Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции, система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом. Понятие «система налогов» не тождественно понятию «перечень налогов» или «совокупность налогов». Система предполагает наличие тесной взаимосвязи между установленными налогами: регулирование одного налога должно учитывать регулирование другого, а иногда и участвовать в нем. Например, при налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых их стоимость может быть определена расчетным способом, т.е. путем сложения материальных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с добычей полезных ископаемых. В свою очередь материальные расходы определяются на основании ст. 254 НК, которая регулирует налог на прибыль организаций (подпункт 1 п. 4 ст. 340 НК).

Налоги всегда имеют экономическое основание в виде собственности, предпринимательской либо трудовой деятельность и т.п., а потому должны быть соразмерными, т.е. их взимание не должно подрывать это основание. Как указал Конституционный Суд в Постановлении 4 апреля 1996 г. N 9-П, налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным. Иное ведет к нарушению конституционных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, ее ст. 34, 35 и др. Соблюдение принципа соразмерности налогообложения во многом достигается путем системного регулирования налогов, что обусловлено еще и природой конкретных налогов. Например, объектом налога на прибыль организаций является прибыль, которая, по общему правилу, определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 247 НК). В свою очередь к расходам относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном порядке законодательством РФ (подпункт 1 п. 1 ст. 264 НК).

Таким образом, налог на прибыль уменьшается на суммы других начисленных налогов и сборов.

При установлении специальных налоговых режимов законодатель также исходит из наличия системы налогов, решая, от каких налогов налогоплательщик, применяющий конкретный специальный налоговый режим, будет освобожден, а какие налоги для него сохраняются. Так, например, при применении упрощенной системы налогообложения организациями они освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, а также налога на добавленную стоимость (кроме случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ). Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 346.11 НК).

Федеральным законом, которым устанавливается система налогов, поступающих в федеральный бюджет, является НК. Однако данный федеральный закон предусматривает систему не только налогов, но и сборов, причем предусмотренные им налоги и сборы поступают не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (см. комм. к ст. 57 о федеральных, региональных и местных налогах и сборах).

Например, ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. частично поступают в федеральный бюджет, а частично в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Также и некоторые региональные налоги поступают не только в бюджет субъекта РФ, но и частично в бюджеты муниципальных образований (положения гл. 7, 8 и 9 БК РФ, в ред. от 30 декабря 2006 г.). Объяснение этому можно найти, рассматривая комментируемую статью в контексте других конституционных положений, с учетом развивающих их положений федерального законодательства.

Как правило, понятия «налоги» и «сборы» употребляются в тексте Конституции вместе. Так, Конституция предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71); обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов (п. «б» ст. 106); органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132).

Вместе с тем в некоторых статьях Конституции понятие «налоги» употребляется самостоятельно: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57); законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства (ч. 3 ст. 104). В ч. 3 комментируемой статьи понятие «налоги» также употребляется самостоятельно.

Как налоги, так и сборы представляют собой конституционно допустимую форму ограничения права собственности, поэтому их установление возможно только посредством принятия закона. В отличие от сборов взимание налогов как индивидуально безвозмездных денежных платежей несет в себе большее вмешательство в право собственности. Налоги являются необходимым условием существования государства.

Таким образом, для налогов Конституция предусматривает повышенные требования как с точки зрения защиты прав граждан и их объединений (запрет на придание обратной силы законам о налогах, установление системы налогов федеральным законом), так и с позиций охраны интересов государства (всеобщность налогообложения, безусловный характер налоговой обязанности, обязательное наличие заключения Правительства на законопроекты о введении или отмене налогов).

В соотвествии с п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1); по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 2).

Таким образом, вполне закономерно, что и система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются в НК. Данный федеральный закон закрепляет принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов, отнеся названные принципы к категории общих принципов налогообложения и сборов в РФ (подпункт 3 п. 2 ст. 1). Согласно НК, региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Федерации о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК (п. 3 ст. 12).

Что касается местных налогов, то ими признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12).

Общие принципы налогообложения и сборов главным образом сформулированы в ст. 3 НК, которая, например, в п. 5 предусматривает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК. Это также объясняет тот факт, что НК содержит систему не только налогов, но и сборов, которые подразделяются на федеральные, региональные и местные.

4. Часть 4 комментируемой статьи посвящена государственным займам. В систему органов государственной власти входят органы государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 5 и 11 Конституции). Именно поэтому статья 817 ГК под государственными понимает займы, заемщиками по которым являются РФ и ее субъекты: государственные займы — это договоры, заимодавцем по ним является гражданин или юридическое лицо. Комментируемое конституционное положение указывает на то, что государственные займы выпускаются. Действительно, как предусмотрено указанной статьей ГК РФ, договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Данные бумаги удостоверяют право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Федеральным законом, которым определяется порядок выпуска государственных займов, является БК РФ*(10). В соответствии с положениями БК (в ред. от 30 декабря 2006 г.) РФ привлекает займы от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками (ст. 89). Что касается субъектов РФ, то они привлекают займы от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств (ст. 90).

Как видно из приведенных положений БК, только РФ вправе привлекать займы от иностранных государств и международных финансовых организаций. Представляется, что допустимость подобного ограничения вытекает из комментируемой статьи Конституции, которая, как уже отмечалось выше, при ее рассмотрении в контексте проблемы федеративного устройства, имеет интегративную направленность. Это, однако, не означает принципиальной невозможности субъектов РФ обладать правом привлечения иностранных займов, которое может быть для них предусмотрено с санкции федерального законодателя. Это подтверждается изменениями БК, вступающими в силу с 1 января 2008 г.

Муниципальные заимствования также предусмотрены в ст. 90 БК РФ (в ред. от 30 декабря 2006 г.), однако, по буквальному смыслу комментируемой статьи Конституции, они не являются государственными, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Вместе с тем, не входя в систему органов государственной власти, органы местного самоуправления обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. При этом конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обуславливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований — РФ и субъектов РФ (Определение Конституционного Суда от 2 ноября 2006 г. N 540-О). Из этого следует, что займы, выпускаемые органами местного самоуправления, не должны выводиться из-под действия ч. 4 ст. 75 Конституции.

Одна из главных идей комментируемой статьи состоит в запрете выпуска принудительных государственных займов, что имело место в недавнем прошлом нашей страны. Поэтому комментируемая статья имеет специальную оговорку о добровольной основе размещения государственных займов, которая распространяется и на муниципальные заимствования. Это реализовано в ГК РФ, в соответствии с которым правила о договоре государственного займа применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (п. 5 ст. 817).

Это интересно:

  • Вохма преступления Вохма преступления с 8.30 до 16.00 обеденный перерыв:с 12.00 до 13.00 суббота, воскресенье:выходные дни п.Вохма, ул. Советская, д.39 а, тел. 2-15-27- администратор суда c. Боговарово по телефону (49451) 2-19-16 Мы рады приветствовать вас на официальном сайте Вохомского районного […]
  • Приказ мо 75 1977 Приказ Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. N 75 "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. N 75"О введении […]
  • Налог 172 лС Налог на роскошь - список автомобилей с повышенной ставкой в 2018 году В начале марта 2018 года Минпромторг опубликовал новый список автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей с повышенной ставкой для расчета транспортного налога в 2018 году. Автомобили в зависимости от их […]
  • Заявление на отпуска тк рф Отпуск на свадьбу Актуально на: 24 июня 2016 г. Отпуск без сохранения заработной платы в связи со вступлением в брак должен быть предоставлен работнику по его заявлению на срок не более 5 календарных дней. Это один из тех случаев, когда работодатель не может работнику в отпуске отказать […]
  • Приказ 162 минстроя Утвержден перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2014 N 162/пр в […]
  • Закон санкт петербурга 674 122 Закон Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. N 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 октября 2008 года) Закон Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. N 674-122 "О дополнительных мерах по […]
  • Закон об изменении границ земельного участка Министерство экономического развитияРоссийской Федерации О порядке уточнения местоположения границ земельного участка МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22.02.2013 № ОГ-Д23-701 Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент […]
  • Федерального закона 78-фз о землеустройстве Федеральный закон "О землеустройстве" Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ"О землеустройстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2005 г., 4 декабря 2006 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 18 июля 2011 г., 22 октября 2014 г., 13 июля 2015 г., 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 […]
Все права защищены. 2018