Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Советско-американский договор о ликвидации химического оружия

Армия США отрапортовала об уничтожении 70 процентов запасов своего химического оружия. В топке специальных заводов сгорели 22,3 тысячи тонн отравляющих веществ из 31,5 тысячи тонн, заявленных США в 1993 году. Впрочем, американцы не скрывают ─ страна не успеет ликвидировать все запасы ОВ до 2012 года, оговоренного в Конвенции о запрещении химического оружия. Россия ─ еще один крупнейший владелец оружия массового поражения ─ тоже рискует не уложиться в срок.

Содержание:

Боевая химия

Военная история мира знает химическое оружие с конца XIX века. С тех пор оно практически непрерывно эволюционировало, проделав долгий путь от простейших отравляющих веществ, таких как хлор, до сложных жидких, газообразных или твердых ОВ. Сегодня известно несколько видов химического оружия, которое содержит отравляющие вещества нервно-паралитического, кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего, психохимического и раздражающего действия.

Последние два вида отравляющих веществ используются крайне редко, в основном для разгона демонстраций или борьбы с морскими пиратами. Остальные виды химического оружия хранятся на специальных складах и в военных действиях также не применяются. При этом страны ─ владельцы такого вида ОМП вынуждены ежегодно тратить деньги на поддержание инфраструктуры хранения боеприпасов и уничтожение тех бомб или снарядов, срок годности которых уже истек.

Наиболее активно химическое оружие применялось в ходе Первой мировой войны, однако его эффективность не оправдалась ─ зачастую приходилось ждать пригодной для применения такого оружия погоды: ветер нередко относил облака газов на свои же окопы, а дождь значительно снижал эффективность отравляющих веществ. Кроме того, противник нес от химического оружия потери, вполне сопоставимые с потерями от традиционного артиллерийского огня.

После Первой мировой химическое оружие хотя и использовалось, но уже в значительно меньших объемах. Тем не менее, от его производства не отказались, и к концу XX века боевая химия стала носить нелетальный характер ─ химические вещества использовались для изнурения или сковывания живой силы противника. Сейчас химическое оружие применяется в основном органами охраны правопорядка для подавления демонстраций. Например, в США популярны слезоточивые газы и распылители с валиумом.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) была основана при поддержке ООН в 1997 году, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия. Штаб-квартира ОЗХО располагается в Гааге. Организация занимается обеспечением контроля за уничтожением химического оружия и исполнением запрета на использование боевой химии. Государства-члены ОЗХО могут получать финансовую помощь на ликвидацию химоружия ─ например, в 2008 году ОЗХО перевела России около 20 миллиардов рублей.

Попытки запретить создание и применение боевой химии предпринимались несколько раз. Так, уже в 1899 году была принята конвенция, запрещавшая применение отравляющих веществ массового поражения. Несмотря на присоединение к документу Франции, Германии, Италии, России, США, Великобритании и Японии, химическое оружие все равно применялось достаточно активно.

Очередная попытка была предпринята в 1925 году, когда был подписан Женевский протокол. Однако и этот документ существенных результатов не дал. Наконец, в 1993 году была заключена женевская «Конвенция о запрещении химического оружия» (КХО), к которой присоединились большинство стран мира. В 1997 году документ вступил в силу.

В рамках конвенции шесть стран объявили о том, что обладают запасами химического оружия, насчитывающими свыше 70 тысяч тонн разных его видов. В числе этих стран были Албания, Индия, Ливия, Россия, США и некое государство ─ участник конвенции, которое выступило против упоминания его названия в официальных документах. Тогда же выяснилось, что около 63 процентов от всех мировых запасов отравляющих веществ приходилось на нервно-паралитические.

Фактически «Конвенция о запрещении химического оружия» строилась вокруг двух стран ─ России и США, которые владели 99 процентами мировых запасов отравляющих веществ. Запасы США составляли 31,5 тысячи тонн, а России ─ немногим более 40 тысяч тонн. В числе отравляющих веществ были зарегистрированы зоман, ви-икс, зарин, синильная кислота, хлорпикрин, фосген, дифосген и диэтиламид лизергиновой кислоты.

Заключенная в 1993 году Конвенция предусматривает уничтожение заявленных запасов химического оружия до конца 2012 года. По данным на январь 2010 года, США избавились от 22,3 тысячи тонн отравляющих веществ, при этом в 2009 году на четырех американских заводах было уничтожено около трех тысяч тонн химического оружия. До конца 2012 года планируется ликвидировать еще шесть тысяч тонн.

В соответствии с американским законодательством, в программе по уничтожению химического оружия будет два значительных перерыва ─ с 2012-го по 2015 год и с 2017-го по 2018 год. В эти периоды не планируется проводить на территории страны никаких работ по уничтожению отравляющих веществ. Вместо этого США намерены построить заводы по утилизации химоружия рядом со складами Пуэбло и Блю-Грасс. На этих складах хранится около 3,2 тысячи тонн боевой химии.

Таким образом, США не укладываются в рамки, установленные КХО, ─ по предварительным оценкам, последние запасы отравляющих веществ будут уничтожены только в 2021 году. Любопытно, что изначально США планировали полностью избавиться от боевой химии еще до конца 1990-х годов. Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) на запаздывание США по срокам пока никак не отреагировала.

Что касается России, то в конце 2009 года стало известно, что в нашей стране уничтожено 18 тысяч тонн химического оружия, или около 45 процентов от общих запасов боевой химии. По словам руководителя национального органа России по выполнению КХО Виктора Холстова, до 2012 года предстоит ликвидировать еще 22 тысячи тонн отравляющих веществ. При этом начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия Валерий Капашин уверен, что России удастся справиться с этой задачей в срок.

Впрочем, несмотря на заверения чиновников, не исключено, что Россия, как и США, не сумеет избавиться от химического оружия до конца 2012 года. В пользу такого предположения говорит элементарный подсчет: в 2008-2009 годах было уничтожено десять тысяч тонн отравляющих веществ, то есть по пять тысяч тонн в год. При сохранении этих темпов в 2010-2012 годах Россия сможет ликвидировать только 15 тысяч тонн химоружия, то есть останется еще приблизительно семь тысяч.

На территории страны существует восемь объектов уничтожения химического оружия, из которых действуют только пять, а остальные находятся в стадии строительства, сроки завершения которого пока неизвестны. В частности, строятся заводы в поселке Кизнер Удмуртской Республики, поселке Леонидовка Пензенской области и городе Почеп Брянской области.

По данным ОЗХО на январь 2010 года, во всем мире уничтожено 39,6 тысячи тонн химического оружия, или 55,6 процента всех запасов отравляющих веществ. С момента вступления договора в силу прошло уже 12 лет, и уверенности в том, что оставшаяся почти половина запасов химического оружия за предстоящие три года будет ликвидирована, нет.

Уничтожение химического оружия в РФ. Досье

27 сентября 2017 года Россия завершила ликвидацию арсенала химоружия

Дезактивация авиационных химических боеприпасов, 2006 год

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 сентября 2017 года Россия завершила ликвидацию своего арсенала химического оружия. Команду на уничтожение последнего химического боеприпаса дал по телемосту с поселком Кизнер в Удмуртии президент РФ Владимир Путин.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории уничтожения химоружия в России.

Присоединение к международной конвенции

В январе 1993 году в Париже государствами — участниками ООН была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

Путин по телемосту дал команду на ликвидацию последнего в РФ химического боеприпаса

21 марта 1996 года правительство РФ приняло федеральную целевую программу «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». 2 мая 1997 года президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон «Об уничтожении химического оружия». 5 декабря того же года Россия присоединилась к международной Конвенции, задекларировав около 40 тыс. тонн отравляющих веществ.

Химоружие хранилось в семи арсеналах: в городах Камбарка (Удмуртия), Щучье (Курганская область) и Почеп (Брянская область); поселках Горный (Саратовская область), Леонидовка (Пензенская область), Мирный (Кировская область), Кизнер (Удмуртия). Процесс уничтожения запасов был разбит на четыре этапа. По плану, он должен был завершиться не позднее 2018 года.

Первые три этапа программы

Практические работы по ликвидации химоружия начались в декабре 2002 года, когда в Горном был введен в эксплуатацию первый завод по уничтожению боеприпасов с мышьяксодержащим люизитом кожно-нарывного действия. Первый этап программы завершился 29 апреля 2003 года, объем ликвидированных запасов составил 400 тонн.

На втором этапе программы, который продолжался до апреля 2007 года, были запущены еще два комплекса — в Камбарке по переработке люизита и в Мирном по переработка VX, зарина и зомана. Всего было уничтожено 8 тыс. тонн боеприпасов.

Третий этап с расчетным объемом 18 тыс. тонн, или 45% всей национальной программы утилизации завершился 25 ноября 2009 года. В ходе него были построены два завода по переработке боеприпасов с VX, зарином и зоманом: в Леонидовке (2008) и Щучьем (2009). Завершили свою работу предприятия в Горном (2008) и Камбарке (2009).

Ход исполнения четвертого этапа

В 2010 году в Почепе, где хранился крупнейший российский арсенал отравляющих веществ (18,8% общих запасов), было построено предприятие по их переработке. Процесс уничтожения боеприпасов, снаряженных VX, зарином и зоманом был завершен в октябре 2015 года.

В декабре 2013 года в Кизнере был введен в эксплуатацию последний завод по уничтожению химоружия, построенный Спецстроем России в соответствии с федеральной целевой программой.

В рамках исполнения обязательств по Конвенции о запрещении химоружия к 1 января 2014 года в РФ были уничтожены восемь объектов по его производству, завершена конверсия еще 16 заводов. К октябрю 2015 года было ликвидировано 92% всех российских запасов отравляющих веществ. Работы завершились на четырех предприятиях: «Леонидовка» (Пензенская область), «Почеп» (Брянская область), «Марадыковский» (пос. Мирный Кировская область) и «Щучье» (Курганская область). В дальнейшем планируется их перепрофилирование.

В Почепе предполагается развернуть производство медицинских препаратов, в Леонидовке — выпуск строительных и отделочных материалов. Мощности объекта в Мирном собирается использовать госкорпорация «Росатом».

В 2017 году в РФ оставался один действующий объект по уничтожению химического оружия — предприятие в Кизнере (14,2% общероссийских запасов). Здесь хранились боеприпасы для ствольной и реактивной артиллерии, снаряженные фосфорорганическими отравляющими веществами нервно-паралитического действия (зарин, зоман, VX) и люизитом. В марте 2017 года в Кизнере ликвидировали последние хранившиеся на территории России запасы зомана. В июне 2017 года началось уничтожение артиллерийских боеприпасов, снаряженных VX, а с 10 июля на объекте был введен в эксплуатацию корпус по уничтожению снарядов с люизитом.

По окончании дезактивации отравляющих веществ завод в Кизнере будет функционировать до декабря 2018 года, перерабатывая корпуса боеприпасов и другие сопутствующие материалы. К 2024 году объект предполагается привести в безопасное состояние и организовать на нем новое производство (его специализация на данный момент не утверждена).

По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Георгия Каламанова, в правительстве проходит согласование программа ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и утилизации химоружия. В случае утверждения реализация программы начнется в 2018 году и займет 5-6 лет. Все объекты по уничтожению будут разобраны, строительные материалы пройдут термическую обработку, а земля на территории будет рекультивирована.

Финансовая составляющая программы

В начале 2000-х годов. США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия и Канада выделили на российскую программу утилизации химоружия более $1 млрд. Значительная часть средств поступала в рамках американской «Программы совместного уменьшения угрозы» (известна также как программа Нанна-Лугара, по имени сенаторов — авторов законопроекта; прекратила действие в 2013 году). Она подразумевала оказание помощи странам бывшего СССР в ликвидации запасов ядерного, химического и биологического оружия. С 2009 года средства на уничтожение химоружия из-за рубежа не поступали.

По состоянию на 13 марта 2017 года на реализацию мероприятий программы было израсходовано более 330 млрд руб. (в том числе более 279 млрд руб. из федерального бюджета), из которых более 12 млрд было потрачено на социальную инфраструктуру (школы, больницы, дороги, детские сады и др.) в регионах, где располагались соответствующие заводы. 24 июля 2017 года правительство выделило дополнительные средства на программу в размере 2,93 млрд руб.

Внешняя политика СССР 1985 — 1991 годы

Встреча Горбачева и Рейгана в Женеве ноябрь 1985 г.
В ноябре 1985 г. Горбачев и Рейган встретились в Женеве. Итогом встречи стало лишь совместное заявление о том, что «ядерная война недопустима, и в ней не может быть победителей» и что «стороны не будут стремиться к военному превосходству друг над другом».
Встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике октябрь 1986 г.
В октябре 1986 г. Горбачев и Рейган встретились вновь в Рейкьявике (Исландия). СССР предложил вдвое сократить стратегические ядерные вооружения, согласившись не учитывать американские ракеты средней дальности, достигающие советской территории. Советская сторона согласилась также на ликвидацию советских и американских ракет в Европе без учета ракет Англии и Франции. Однако из-за приверженности США программе СОИ соглашение подписать не удалось.
Подписание договора по РСМД декабрь 1987 г.
Лишь в декабре 1987 г. во время визита Горбачева в США был подписан советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В мае 1988 г. его ратифицировал cенат США, а на следующий день – Верховный Совет СССР. СССР обязался уничтожить 1752 ракеты, США – 869. Впервые было достигнуто соглашение, предусматривавшее не ограничение вооружений, а реальное их сокращение.
Начало вывода советских войск из Афганистана май 1988 г.
Важным результатом смены советской внешней политики явилось окончание афганской войны. В 1985 г. Горбачев предупредил афганских лидеров о намерении вывести советские войска из Афганистана. В 1986 г. ушел в отставку Б. Кармаль. Президентом Афганистана стал Наджибулла. В 1987 г. Горбачев и Рейган договорились о выводе советских войск и прекращении американской помощи моджахедам. В апреле 1988 г. в Женеве были подписаны соглашения между враждующими в Афганистане сторонами. В мае 1988 г. начался вывод советских войск. 15 февраля 1989 г. он был завершен.
Завершение вывода советских войск из Афганистана февраль 1989 г.
Важным результатом смены советской внешней политики явилось окончание афганской войны. В 1985 г. Горбачев предупредил афганских лидеров о намерении вывести советские войска из Афганистана. В 1986 г. ушел в отставку Б. Кармаль. Президентом Афганистана стал Наджибулла. В 1987 г. Горбачев и Рейган договорились о выводе советских войск и прекращении американской помощи моджахедам. В апреле 1988 г. в Женеве были подписаны соглашения между враждующими в Афганистане сторонами. В мае 1988 г. начался вывод советских войск. 15 февраля 1989 г. он был завершен.
«Бархатные революции» в Восточной Европе 1989 г.
В 1989 г. на совещании стран Варшавского блока в Бухаресте было сделано принципиальное заявление о том, что отныне все эти страны будут сами определять свою внешнюю политику. Это означало отказ от «доктрины ограниченного суверенитета». В течение 1989 г. в ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии и Болгарии произошли «бархатные революции». Такое название объясняется тем, что передача власти произошла мирным, парламентским путем. Только в Румынии власти попытались применить против демонстрантов силу. Это кончилось кровопролитием и казнью свергнутого румынского диктатора Н. Чаушеску.
Визит Горбачева в Китай май 1989 г.
Вывод советских войск из Афганистана позволил улучшить советско-китайские отношения. СССР сократил группировку войск на границе с Китаем, прекратил поддерживать вьетнамские войска в Камбодже, против чего выступал Китай. В 1989 г. Горбачев нанес визит в Китай.
Падение Берлинской стены ноябрь 1989 г.
В первые годы перестройки советское руководство полагало, что в течение долгого времени будут существовать два германских государства. Но массовые митинги в Восточном Берлине в ноябре 1989 г. вынудили власти ГДР открыть переходы на Запад. Берлинская стена пала. В январе 1990 г. Горбачев согласился на создание единого германского государства.

Встреча Горбачева и Буша на Мальте декабрь 1989 г.
В декабре 1989 г. Горбачев встретился на Мальте с новым президентом США Дж. Бушем (старшим). Было решено в 1990 г. закончить подготовку Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. В июне 1990 г. в Вашингтоне Горбачев и Буш подписали договор о ликвидации химического оружия.
Объединение Германии август 1990 г.
В июле на переговорах с Г. Колем Горбачев согласился на вхождение единой Германии в НАТО. СССР получил лишь обещание, что на территории ГДР не будут размещаться войска НАТО. В августе 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ.
Договор об обычных вооружениях в Европе ноябрь 1990 г.
В ноябре 1990 г. страны НАТО и ОВД заключили Договор об обычных вооружениях в Европе. Были установлены предельные уровни для обеих группировок по каждому виду оружия. Эти уровни были значительно ниже фактически имевшихся к 1990 г. Так, количество танков у каждой группировки ограничивалось 20 тыс. машин, в то время как в НАТО имелось 30 тыс. танков, в ОВД – 60 тыс. По условиям договора СССР сохранял около трети общего количества вооружений всех подписавших договор стран.
Операция «Буря в пустыне» январь–февраль 1991 г.
В августе 1990 г. СССР осудил агрессию Ирака против Кувейта и выступил за применение силы против агрессора, а в январе–феврале 1991 г. поддержал американскую антииракскую операцию «Буря в пустыне», впервые за много лет заняв единую с Западом позицию в региональном конфликте.
Роспуск Организации Варшавского договора апрель–июль 1991 г.
1 апреля 1991 г. было официально объявлено о роспуске военных структур ОВД. 1 июля были распущены и политические структуры блока. В этот же день завершился вывод советских войск из Венгрии и Чехословакии.
Роспуск СЭВ июнь 1991 г.
28 июня был распущен СЭВ. Социалистическое содружество перестало существовать.
Подписание Договора СНВ-1 31 июля 1991 г.
31 июля 1991 г. был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Ядерные вооружения обеих стран сокращались на 30–40%. Предельный уровень для каждой страны был установлен в 1600 носителей и 6000 зарядов. Заключение договора СНВ явилось важнейшим шагом на пути прекращения гонки вооружений и военного противостояния.
Создание СНГ декабрь 1991 г.
После распада СССР страны, вышедшие из его состава, создали Содружество Независимых Государств (СНГ). В состав СНГ вошли все бывшие республики Советского Союза, за исключением прибалтийских. Позднее других вступила в СНГ Грузия. 15 мая 1992 г. страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности, а 22 января 1993 г. – Устав СНГ.

СССР В 1985-1991 ГГ

(пояснительный текст к блоку)

Внутренняя политика. В марте 1985 после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран сравнительно молодой М.С. Горбачев (1). Уже в апреле на пленуме ЦК КПСС он провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны (2). В начале 1986 состоялсяXXVIIсъезд КПСС, который принял новую редакцию программы партии (из нее были убраны наиболее одиозные положения о сроках построения коммунизма и т.п.) (3).

В январе 1987, желая сломить сопротивление партийно-государственного аппарата, Горбачев провозгласил политику демократизации и гласности (4). Началась публикация ранее запрещенных произведений, реабилитация деятелей прошлого. Одновременно сформировалась оппозиция курсу М.С. Горбачева: радикально демократическая, сторонники которой требовали углубления реформ (ее возглавляют Б.Н. Ельцин, изгнанный Горбачевым с поста главы Московской партийной организации, и возвращенный из ссылки лидер диссидентов А.Д. Сахаров); иконсервативная, выступавшая за приостановку реформ (лидер – влиятельный партийный руководитель Е.К. Лигачев, крупнейшее выступление консерваторов – публикация письма Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами» в «Советской России») (5). Но несмотря на оппозицию, наXIXпартконференции в июне 1988 Горбачев смог добиться принятия его плана политической реформы, предусматривавшего частично свободные выборы в новый высший орган власти – на Съезд народных депутатов СССР (6).

Одновременно резко обострились межнациональные отношения. Первые волнения на национальной почве произошли еще в конце 1986 в Казахстане (повод – назначение главой компартии Казахстана русского) (7). В 1988 вспыхнул первый массовый конфликт с большими жертвами – между армянами и азербайджанцами из-за Нагорного Карабаха (8). Тогда же в Прибалтике были созданы массовые общественные движения («народные фронты»), выступившие за независимость (9). Осенью 1988 Эстония приняла Декларацию о суверенитете, провозгласившую первенство законов республики на ее территории, тем самым положив начало «параду суверенитетов» (10) Весной 1989 демонстрация в Тбилиси была разогнана войсками, что привело к росту грузинского национализма (11).

Избранный в марте 1989 Съезд народных депутатов на своей Iсессии (май-июнь) не принял никаких важных решений, но его прямая телетрансляция способствовала раскрепощению населения (12). Летом 1989 прошли первые массовые рабочие (шахтерские) забастовки (13).

Весной 1990 были избраны Верховные Советы союзных республик, во многих из них оказались широко представлены сторонники радикальных реформ. Верховный совет Литвы в марте 1990 провозгласил ее независимость (14). Тогда же IIIСъезд народных депутатов СССР осудил это как незаконное решение и принял закон о выходе республик из состава СССР. Съезд также отменил 6-ю статью Конституции о руководящей роли КПСС и избрал М.С. Горбачева Президентом СССР (15).

Летом 1990 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР и избрал Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР (16).

Желая спасти «расползающееся» государство, Горбачев одновременно применял жесткие меры (попытки подавить сепаратистов в Вильнюсе и Риге в январе 1991) (17) и пытался опереться на поддержку народа (референдум о сохранении СССР, март 1991) (18). Однако, оказавшись в политической изоляции, он пошел на соглашение с лидерами крупных республик (в том числе с Ельциным), настаивавшими на заключении нового союзного договора, существенно расширяющего права республик. Вырабатывается текст этого договора («Ново-Огаревский процесс») (19). Тем временем в июне 1991 Б.Н. Ельцин победил на первых прямых выборах Президента России (20).

В августе 1991 группа высших руководителей страны предприняла попытку предотвратить подписание нового союзного договора, арестовав Горбачева и создав Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако в противостоянии с российским руководством ГКЧП потерпел поражение (21). После этого республики одна за другой начинают объявлять о своей независимости (22). Попытки спасти единое государство хоть в какой-то форме, инициированные М.С. Горбачевым, не удались, и 8 декабря лидеры России, Белоруссии и Украины объявляют о роспуске СССР и его замене Содружеством независимых государств (СНГ) (23).

Внешняя политика. Горбачев провозгласил «новое мышление» во внешней политике и поменял внешнеполитическое руководство (новым главой МИДа стал Э.А. Шеварднадзе). Началось потепление в советско-американских отношениях. Этому способствовали личные встречи М.С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом в Женеве осенью 1985 (24) и Рейкьявике осенью 1986 (25). В декабре 1987 был подписан советско-американский договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) (26). В начале 1989 СССР вывел свои войска из Афганистана (27) и окончательно нормализовал отношения с Китаем (28).

Осенью 1989 в странах Восточной Европы произошли «бархатные революции», которые привели к власти антисоциалистические силы. Рухнула Берлинская стена, ГДР взяла курс на объединение с ФРГ (29). Это резко ослабило позиции СССР. Состоявшаяся в декабре 1989 на Мальте встреча М.С. Горбачева и президента США Дж. Буша-старшего закрепила новые реалии (30). На ней было также намечено заключение новых договоров о сокращении вооружений. В 1990-1991 в рамках мальтийских договоренностей были подписаны договора о ликвидации химического оружия, об обычных вооружениях в Европе и о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1) (31). Летом 1991 были окончательно распущены СЭВ и ОВД (32).

Хозяйство и общественные отношения. В рамках политики ускорения в 1985-1986 Горбачевым и премьер-министром Н.И. Рыжковым (1985-1990) был предпринят целый комплекс мер, призванных улучшить ситуацию в стране: борьба с пьянством и алкоголизмом, а также с нетрудовыми доходами, введение госприемки, легализация индивидуальной трудовой деятельности (33). Однако эти меры не смогли улучшить ситуацию. Горбачев пошел по пути углубления реформ: в 1987 был принят закон о государственном предприятии, предоставивший госпредприятиям невиданную ранее хозяйственную самостоятельность (34), а в 1988 – закон о кооперации, фактически легализовавший частное предпринимательство (35).

Следствием принятых мер стал полномасштабный экономический кризис, выразившийся в падении производства и оскудении потребительского рынка (36). В общественном сознании утверждается мнение о необходимости перехода к рынку. Предлагается два варианта перехода: постепенный (проект Рыжкова – Абалкина), и радикальный, за «500 дней» (название программы Г.А. Явлинского). Горбачев поддержал первый проект, Ельцин – второй (37). Из-за конфронтации между союзным и российским руководством и страха перед народным недовольством ростом цен реальные реформы не предпринимались, а дело ограничивалось частными мерами (например, обмен 50- и 100-рублевых купюр на купюры нового образца, проведенный новым премьер-министром В.С. Павловым). К концу 1991 ситуацию в стране многие расценивали как экономическую катастрофу.

Культура. Самое заметное явление – публикация ранее запрещенных произведений и демонстрация «полочных» фильмов, а также постепенное снятие всех цензурных ограничений (38).

ЗАНЯТИЕ №77. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1983–1991 ГГ.

Основные события

1 сентября 1983 г.—Уничтожение силами советской ПВО южнокорейского самолета

ноябрь 1985 г.—Встреча Горбачева и Рейгана в Женеве

октябрь 1986 г.—Встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике

декабрь 1987 г.—Подписание договора по РСМД

май 1988 г.—Начало вывода советских войск из Афганистана

февраль 1989 г.—Завершение вывода советских войск из Афганистана

май 1989 г.—Визит Горбачева в Китай

1989 г.—Бархатные революции в Восточной Европе

ноябрь 1989 г.—Падение Берлинской стены

декабрь 1989 г.—Встреча Горбачева и Буша на Мальте

август 1990 г.—Объединение Германии

ноябрь 1990 г.—Договор об обычных вооружениях в Европе

январь-февраль 1991 г.—Операция «Буря в пустыне»

апрель-июль 1991 г.—Роспуск Организации Варшавского Договора

июнь 1991 г.—Роспуск СЭВ

31 июля 1991 г.—Подписание Договора СНВ-1

Действующие лица

Буш Джордж (старший)

Важнейшие понятия и термины

Ракеты средней дальности

Стратегическая оборонная инициатива (СОИ)

Тактическое ядерное оружие

Стратегические наступательные вооружения

Уметь показать на карте

Страны Восточной Европы

Афганистан, Анголу, Мозамбик, Эфиопию

Основные варианты экзаменационных вопросов:

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1983–1991 гг.

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1985–1991 гг.

Внешняя политика СССР в период перестройки.

Содержание ответа

1. Военное противостояние СССР и Запада в начале 80-х гг.

В начале 80-х гг. мир жил под угрозой ядерной войны, которая усиливалась вместе с ростом арсеналов крупнейших держав, прежде всего СССР и США. Вступление советских войск в Афганистан в 1979 г. окончательно положило конец политике разрядки. В ответ на установку в Восточной Европе советских ракет средней дальности СС-20, которые могли достигать территории западноевропейских стран, Североатлантический блок (НАТО) принял решение разместить в Европе ракеты Першинг-2. В 1982 г. СССР предложил, чтобы США отказались от размещения своих ракет в Европе в обмен на сокращение советских ракет в Европе до уровня, соответствующего количеству ракет у Англии и Франции. Остальные ракеты следовало вывести в азиатскую часть СССР. Однако США не согласились на это, опасаясь, что советские ракеты, перемещенные за Урал, во-первых, нарушат баланс сил в Азии и вызовут усиленное перевооружение Китая, а во-вторых, их можно будет легко вернуть в Европу. Тогда СССР обещал демонтировать лишние по сравнению с англо-французскими ракеты.

Однако это предложение не удалось реализовать из-за того, что 1 сентября 1983 г. самолет советских сил ПВО сбил южнокорейский пассажирский самолет «Боинг-747», нарушивший воздушное пространство СССР. СССР объявил, что гибель «Боинга» явилась результатом американской провокации, использовавшей самолет в шпионских целях. Это привело к дальнейшему ухудшению советско-американских отношений и сделало невозможным соглашение по ракетам в Европе. После того, как США реально приступили к размещению ракет, Андропов объявил о размещении в Европе дополнительных ракет СС-20 и отправке в океан советских подводных лодок с ядерным оружием на борту. В свою очередь Р. Рейган назвал СССР «империей зла» и принял решение о разработке противоракетного космического оружия — программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Все переговоры об ограничении вооружений были прекращены.

2. «Новое мышление» и перелом в советской внешней политике

С приходом к власти М.С. Горбачева советская внешняя политика претерпела радикальные изменения. В 1987 г. Горбачев опубликовал книгу «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Суть нового мышления в международных вопросах состояла в следующем: вся человеческая цивилизация тесно связана, в современном мире невозможно добиваться своих целей силовыми средствами, необходимо отказаться от конфронтации, основанной на идеологических различиях, и сосредоточиться на совместном решении стоящих перед человечеством глобальных проблем.

На практике «новое мышление» объяснялось стремлением избавить советскую экономику от непосильного бремени военных расходов и обеспечить получение западных кредитов, необходимых для проведения экономических реформ.

Уже в 1985 г. сменилось советское внешнеполитическое руководство. Вместо А.А. Громыко, много лет возглавлявшего советский МИД, министром иностранных дел был назначен Э.А. Шеварднадзе, ранее не занимавшийся внешнеполитическими делами и не связанный грузом традиций советской дипломатии.

3. От ограничения гонки вооружений — к разоружению

В ноябре 1985 г. Горбачев и Рейган встретились в Женеве. Итогом встречи стало лишь совместное заявление о том, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей» и что «стороны не будут стремиться к военному превосходству друг над другом».

После Женевы главным камнем преткновения в советско-американских отношениях оказалась программа СОИ. Отношение к ней было отрицательным не только в Советском Союзе, но отчасти и на Западе.

Стремясь не допустить реализации СОИ, Горбачев в январе 1986 г. выступил с широкой программой разоружения. Он предложив в течение пяти лет вдвое сократить советские и американские ядерные вооружения, достигающие территории друг друга. В течение следующих пяти лет следовало ликвидировать ядерные вооружения средней дальности и прекратить наращивание тактического ядерного оружия. Наконец на третьем пятилетнем этапе все страны должны были ликвидировать тактическое ядерное оружие. Условием реализации этой программы объявлялся отказ США от СОИ.

Предложения Горбачева встретили немало сочувственных откликов на Западе, однако президент Рейган решительно настаивал на продолжении разработки СОИ. На протяжении всего 1986 г. СССР и США усиленно обвиняли друг друга в агрессивных замыслах и нежелании всерьез вести переговоры об ограничении вооружений.

Тем не менее, обе стороны были заинтересованы в продолжении переговоров. В октябре 1986 г. Горбачев и Рейган встретились вновь в Рейкьявике (Исландия). СССР предложил вдвое сократить стратегические ядерные вооружения, согласившись не учитывать американские ракеты средней дальности, достигающие советской территории. Советская сторона согласилась также на ликвидацию советских и американских ракет в Европе без учета ракет Англии и Франции. Однако из-за приверженности США программе СОИ соглашение подписать не удалось.

Лишь в декабре 1987 г. во время визита Горбачева в США был подписан советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В мае 1988 г. его ратифицировал Сенат США, а на следующий день — Верховный Совет СССР. СССР обязался уничтожить 1752 ракеты, США — 869. Впервые было достигнуто соглашение, предусматривавшее не ограничение вооружений, а реальное их сокращение.

В 1988 г. Горбачев объявил о сокращении вооруженных сил СССР на 500 тыс. чел. в течение двух лет. Из ГДР, Венгрии и Чехословакии выводились советские войска общей численностью 50 тыс. чел, в т.ч. шесть танковых дивизий. Советские вооруженные силы в Восточной Европе и на европейской территории СССР сокращались на 10 тыс. танков, 8,5 тыс. артиллерийских установок и 800 самолетов.

В декабре 1989 г. Горбачев встретился на Мальте с новым президентом США Дж. Бушем. Было решено в 1990 г. закончить подготовку Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. В июне 1990 г. в Вашингтоне Горбачев и Буш подписали договор о ликвидации химического оружия.

В ноябре 1990 г. страны НАТО и ОВД заключили договор об обычных вооружениях в Европе. Были установлены предельные уровни для обеих группировок по каждому виду оружия. Эти уровни были значительно ниже фактически имевшихся к 1990 г. Так, количество танков у каждой группировки ограничивалось 20 тыс. машин, в то время как в НАТО имелось 30 тыс. танков, в ОВД — 60 тыс. По условиям договора СССР сохранял около трети общего количества вооружений всех подписавших договор стран.

Венцом советско-американских усилий по разоружению стало подписание 31 июля 1991 г. Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно договору стратегические ядерные вооружения обеих стран сокращались на 30–40%. Предельный уровень для каждой страны был установлен в 1600 носителей и 6000 зарядов.

Заключение договора СНВ явилось важнейшим шагом на пути прекращения гонки вооружений и военного противостояния.

4. Вывод советских войск из Афганистана. Советско-китайские отношения. Политика СССР в «третьем мире»

Важным результатом смены советских внешнеполитических ориентиров явилось окончание афганской войны, унесшей 14 тыс. жизней советских солдат и офицеров. В 1985 г. Горбачев предупредил афганских лидеров о необходимости вывода советских войск из Афганистана. В 1986 г. ушел в отставку Б. Кармаль, которого афганская оппозиция считала виновником советской оккупации. Президентом Афганистана стал Наджибулла. В 1987 г. Горбачев и Рейган достигли соглашения о выводе советских войск и прекращении американской помощи моджахедам. В апреле 1988 г. в Женеве были подписаны соглашения между противоборствующими в Афганистане сторонами. В мае 1988 г. начался вывод советских войск. 15 февраля 1989 г. он был завершен. II съезд народных депутатов СССР в декабре 1989 г. признал ввод советских войск в Афганистан политической ошибкой. Уход СССР из Афганистана привел к неизбежному краху просоветского режима Наджибуллы. В дальнейшем между различными группами вооруженной афганской оппозиции начались трения, главным образом, по этническому признаку. В Афганистане фактически разгорелась новая гражданская война, большая часть страны оказалась под властью радикальных исламских фундаменталистов из движения «Талибан».

Вывод советских войск из Афганистана позволил улучшить советско-китайские отношения. СССР сократил группировку своих войск на границе с Китаем, перестал поддерживать вьетнамские войска в Камбодже, против чего резко выступал Китай. В 1989 г. Горбачев нанес визит в Китай.

СССР, испытывавший большие экономические трудности и крайне заинтересованный в улучшении отношений с Западом, во второй половине 80-х гг. прекратил военное вмешательство в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Экономическая и военная помощь развивающимся странам резко сократилась.

В августе 1990 г. СССР осудил агрессию Ирака против Кувейта и выступил за применение силы против агрессора, а в январе-феврале 1991 г. поддержал предпринятую США против Ирака операцию «Буря в пустыне». Таким образом СССР впервые за много лет занял единую с Западом позицию в региональном конфликте.

5. СССР и страны Восточной Европы

Перестройка в СССР вызвала цепную реакцию в странах Восточной Европы, руководство которых долгие годы во всем старалось следовать за Советским Союзом. Однако с середины 80-х гг. ситуация стала изменяться. Коммунистические лидеры ряда стран Восточной Европы отрицательно отнеслись к перестройке, считая, что эта политика чревата крахом социалистического строя в Восточной Европе.

В 1989 г. на совещании стран Варшавского блока в Бухаресте было сделано принципиальное заявление о том, что отныне все эти страны будут сами определять свою внешнюю политику. Это означало отказ от «доктрины ограниченного суверенитета». В течение 1989 г. в ГДР. Польше, Венгрии, Чехословакии и Болгарии произошли «бархатные революции». Такое название объясняется тем, что передача власти произошла мирным, парламентским путем. Только в Румынии власти попытались бросить против демонстрантов силы безопасности. Это кончилось кровопролитием и казнью без суда свергнутого румынского диктатора Н. Чаушеску.

В 1990 г. начался вывод советских войск из Восточной Европы. 1 апреля 1991 г. было официально объявлено о роспуске военных структур ОВД. 1 июля были распущены и политические структуры этого блока. В этот же день завершился вывод советских войск из Венгрии и Чехословакии. 28 июня была распущена и экономическая организация социалистического содружества — Совет Экономической Взаимопомощи. Социалистическое содружество перестало существовать.

6. Объединение Германии

Одной из центральных проблем послевоенной Европы был германский вопрос. В первые годы перестройки советское руководство придерживалось мнения о том. что в течение долго времени будет сохраняться раздел Германии на два государства. Но в ноябре 1989 г. в Восточном Берлине состоялись массовые митинги, вынудившие власти ГДР открыть переходы на Запад. Берлинская стена, служившая символом противостояния в Европе, пала. В январе 1990 г. глава правительства ГДР Х. Модров заявил Горбачеву, что «идею существования двух немецких государств уже невозможно сохранить». После этого Горбачев согласился на создание единого германского государства.

Власти ГДР предполагали поэтапное объединение двух германских государств. Однако на выборах в марте 1990 г. большинство в Народной палате ГДР получили сторонники немедленного объединения.

В мае 1990 г. на встрече министров иностранных дел ФРГ, ГДР и четырех держав-победительниц Э. Шеварднадзе пытался настоять, чтобы объединенная Германия осталась нейтральной, либо вошла и в НАТО, и в ОВД. Однако добиться такого решения не удалось.

В июле на переговорах с Г. Колем Горбачев согласился на вхождение единой Германии в НАТО. СССР получил лишь обещание, что на территории ГДР не будут размещаться войска НАТО. В августе 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ и прекратила свое существование как суверенное государство. В целом позиции СССР в 1985–1991 гг. в мире резко ослабли. Страна утратила былых союзников, лишилась прежнего влияния. С другой стороны, СССР избавился от непосильного бремени гонки вооружений и противостояния сообществу развитых стран. В целом мир стал значительно безопаснее, исчезла опасность новой мировой войны.

На что следует обратить внимание при ответе

Чрезвычайно важно показать, что изменения международной обстановки были связаны, главным образом, с изменением внутренней политики, а затем и политического строя Советского Союза.

Это интересно:

  • 147 приказ фссп Приказ Федеральной службы судебных приставов от 14 июля 2017 г. N 352 "О назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов" Приказ Федеральной службы судебных приставов от 14 июля 2017 г. N 352"О […]
  • Гражданин рф вынужденный покинуть место жительства на территории Как оформить статус вынужденного переселенца? Здравствуйте. Проживаю на Украине с 1993 г., гражданка России. Муж - гражданин Украины, двое детей - 5 и 9 лет. Старший ребёнок - инвалид. В случае переезда в Россию могу ли я рассчитывать на статус вынужденного переселенца? Какие для этого […]
  • Будет повышение пенсии с 1 апреля 2018г Кому повышают пенсию с 1 апреля 2018 Социальная пенсия увеличится с 1 апреля. В Постановлении Правительства от 20.03.2018 № 302 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2018 г. социальных пенсий», который пока не вступил в действие, прописан коэффициент — 1,029. Социальную […]
  • Рассрочка уплаты административного штрафа образец Рассрочка по уплате административного штрафа Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как предоставляется рассрочка по уплате административного штрафа! А точнее: когда начинается отсчет рассрочки? С момента окончания срока на уплату административного штрафа (60 дней), или с момента вынесения […]
  • Правила транспортировки аммиака Большая Энциклопедия Нефти и Газа Транспортировка - аммиак Транспортировка аммиака по трубопроводу впервые была осуществлена в США в 1968 г., когда вступил в действие трубопровод протяженностью 1150 км, построенный фирмой Mid-America Pipeline Co. Продукт доставляется с завода мощностью […]
  • Пенсии для военнослужащих в 2012 году Исчисление военной пенсии без коэффициента 0,54 Еще раз к вопросу о военной пенсии. Постараемся документально доказать незаконность понижающего коэффициента 0,54 для военных пенсионеров. С 01 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 года № […]
  • Хозяйственного суда минской области Хозяйственного суда минской области Максимович Эдуард Владимирович Родился в 1971 году в г.Витебске. В 1993 году окончил Витебский государственный педагогический институт им. С.М.Кирова по специальности «математика и физика», в 1999 году – Белорусский институт правоведения, в 2009 году […]
  • Вопросы нотариусу по завещанию Вопросы по наследству Вопрос. Умер наш дедушка. У него было два сына, которые умерли еще раньше. У одного сына двое детей, а у другого, моего отца, я единственная дочь. Другие наследники мне говорят, что квартиру дедушки делится на троих. Разве я не должна получить больше долю, чем […]
Все права защищены. 2018