Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Создание приказов как органов управления

В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к работе в государственных учреждениях России приступает особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей.

Приказные люди – специальная, в XVII в. сформировавшаяся в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которых была работа в государственных учреждениях в центре и на местах.

Особенностью первой половины XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформлялись законодательным актом об их создании, определении функций, штата, бюджета и назначении главы. Отличались они от постоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, оперативностью работы.

Когда в 10–20-е гг. XVII в. восстанавливалась система государственного управления, разрушенная в Смутное время, начали функционировать примерно 20 центральных учреждений. Необходимость больших финансовых расходов на хозяйственные нужды привела к усилению фискальной деятельности приказов. Поэтому были воссозданы также и четвертные приказы, создан ряд новых постоянных и временных центральных учреждений по сбору налогов (приказ Большой казны).

Усиление значимости в Смутное время таких социальных групп, как дворянство и казачество, предопределил возрождение Поместного приказа, ведавшего массовой раздачей земель, и Казачьего приказа.

Новым для приказной системы было формирование Патриаршего упрощения в связи с возрастанием роли в управлении государством патриарха Филарета. С этого времени в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (государственные, дворцовые, патриаршие приказы).

Ведомство каждого приказа создавалось вследствие исторической потребности в новом органе. Одни приказы ведали во всех отношениях какой-то территорией государства (Сибирский приказ, Костромская четь и т. д.), другие – управляли определенной категорией населения (Приказ холопий – холопами, Стрелецкий – стрелецким войском и т. д.); третьи заведовали определенным родом дел (Разбойный – уголовной юстицией, приказ Большой казны – финансами, Разрядный – военными делами, Посольский – дипломатическими сношениями и т. д.).

Наряду с крупными приказами существовали мелкие, вроде Аптекарского, ведавшего придворно-медицинской частью, Каменного, наблюдавшего за каменными постройками. Так же, как приказы, были устроены дворцовые учреждения, которые носили характер домашних хозяйственных контор царской семьи (мастерские палаты и др.).

Организация всех приказов была приблизительно одинакова. Они состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из начальника приказа (часто члена Думы) и «товарищей». Они назывались судьями и были подчиненными по отношению к начальнику, поэтому, будучи по форме коллегиальным, приказное присутствие на деле таковым не являлось: дела решались не большинством присутствующих, а по усмотрению старшего. В мелких приказах также не было коллегиальности: делами ведал один начальник, без товарища. Канцелярия состояла из подьячих под начальством дьяков; численность и тех и других зависела от размеров приказной деятельности.

В XVII в. число приказов увеличилось с 44 в 1626 г. до 55 в 1698 г. Важнейшие приказы (Посольский, Разрядный) возглавляли думные дьяки. Допускалось совместительство, т. е. служба дьяков одновременно в двух приказах. Боярин Б. И. Морозов, например, был одновременно судьей в пяти приказах.

Во многих приказах штат не превышал 10 человек. В таких приказах, как приказ Большого прихода, Новгородской четверти, Разбойный, штат состоял из 22–27 человек. Особую группу представляли четыре крупнейших приказа: Поместный (73 человека), Большого дворца (73). Казанского дворца (46), Разрядный (45).

В 1637 г. в системе приказов появился новый территориальный приказ – Сибирский, выделившийся из Казанского для управления вновь присоединенными землями Сибири.

Приказы издавали разнообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Систематизировались грамоты путем издания сводных документов – уставных грамот.

Во второй половине XVII в. в жизни России происходят существенные изменения: окончательно оформляется крепостное право, в то же время формируется всероссийский рынок, углубляется социальное расслоение деревни, происходят городские восстания, вспышки национального движения в Поволжье, мощная крестьянская война под предводительством Степана Разина. Одновременно удается вернуть основную часть утраченных в начале века земель. Продолжает осваиваться Сибирь, оборонительная линия продвигается на юг, юго-восток, юго-запад, осваиваются новые плодородные земли, создаются новые города.

Все эти процессы не могли не сказаться на государственных органах.

После принятия Соборного уложения 1649 г., удовлетворившего основные требования дворянства и верхушки посада, их политическая активность ослабела. Дворянство было больше всего заинтересовано в подавлении сопротивления закрепощенных крестьян. Поскольку старый государственный аппарат плохо справлялся с этими задачами, потребовалось изменить формы правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки армии.

Особенностью абсолютизма в XVII в. являлось отсутствие постоянной армии и регулярной финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, собиравшегося для каждой военной кампании, и стрелецких полков, в мирное время занимавшихся промыслами и торговлей. Финансовая система не была единой, сбор налогов находился в ведении разных приказов, так же как и их распределение. Не было единой налоговой системы. Налоги и повинности были как постоянными, так и временными, вводимыми правительством в связи с конкретными событиями, например с войнами.

Смутное время начала XVII в. сильно отразилось на армии. Общая численность ратников резко уменьшилась, и ее удалось восстановить только к началу 30-х гг. С 1630 г. в России началось создание полков нового строя – солдатских, рейтарских, драгунских. Через 20 лет в эти полки стали проводить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно росла численность солдат и стрельцов, в то время как роль поместной конницы снижалась. Если в 1651 г. дворян и детей боярских было 37,5 тыс. человек, то в 1680 г. – 15,8 тыс. На службу в русскую армию начали поступать иностранцы. Стало единообразным вооружение полков: мушкеты и карабины вместо тяжелых пищалей, ручные гранаты, полковая артиллерия, нарезное многоствольное оружие, пушечные гранаты.

Изменения в XVII в. коснулись всех государственных учреждений. Наблюдается бюрократизация верховного управления. Уменьшается значение Боярской думы: в конце века она превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Об изменении характера Думы говорит увеличение ее неродовитой части – думных дьяков (от 2–3 до 11–12 человек).

Происходят существенные изменения в приказах как центральных учреждениях. Возникли новые территориальные приказы для управления освобожденными новыми землями (Литовский и Малороссийский), а также два приказа, связанных с новыми явлениями в управлении: Монастырский и Рейтарский, созданный для организации управления войсками нового строя, постепенно сменявшими дворянское ополчение.

Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем. Он был создан в 1654 г. и просуществовал до 1675 г. Приказ являлся учреждением нового типа, он осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего был личной канцелярией царя.

Для этого времени характерно развитие дворцовых учреждений, их количество возросло с 14 до 19, а в 1664 г. выделился специальный Судный дворцовый приказ. В конце 50-х гг. создан Счетный приказ, контролировавший финансовую деятельность приказов. В 80-е гг. провели реформу по укрупнению приказов, что обусловило сокращение их числа до 37–38.

В 1682 г. отменено местничество, т. е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксировались родословные и назначение на должности, сожгли. С этого времени утвердился принцип служебного соответствия.

Так как местные учреждения не справлялись с поиском беглых крестьян, организовывались комиссии или приказы сыскных дел. Только за 1658–1663 гг. из Поместного приказа было отправлено на места 25 комиссий. С 60-х гг. XVII в. создание комиссий приняло массовый характер.

Вторая характерная черта развития приказов этого периода – резкое возрастание количества занятых в них людей. Если число приказных людей в России составляло в 40-е гг. XVII в. 1611 человек, то в 90-е гг. оно увеличилось почти в три раза и достигло 4567 человек. Из них большая часть была занята в московских приказах, а 1918 человек – в местных государственных учреждениях.

В связи с ростом численности бюрократического аппарата оплата труда чиновников становилась существенной статьей государственных расходов. Правительство предпринимало попытки уменьшить их оклады и приостановить рост их численности. Тенденция к увеличению штатов обусловила потребность в подготовке кадров, годных для приказных работ. Такая подготовка была организована при Поместном приказе.

ПРИКАЗЫ – органы центрального управления в России 16 – начала 18 вв. Термин родился от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 в.

До 1370-х центральное управление строилось по моноцефальной модели (полная концентрации власти у главы государства. К концу 15 в., когда возникла необходимость перестройки великокняжеского дворцово-вотчинного хозяйства, возникли Казна (Казенный приказ, созданный в 1512, который являлся хранилищем царской вещевой казны, а также ведал ремесленниками, которые изготавливавшими эти вещи) и Большой Дворец (1534, для решения вопросов дворцового хозяйства, управления населением Кормовым и Сытным дворами). По иным данным, первым приказом был Ловчий (1509), ведавший царской охотой.

Как правило, приказы возникали по личным поручениям князей. Вначале вновь создаваемые учреждения именовались «дьячими избами», а с 1512 (первое упоминание) – «приказами».

В отличие от «путей» (форма управления периода феодальной раздробленности), приказы были постоянно действующими учреждениями и обладали определенной компетенцией, штат приставов, подъячих, толмачей, сторожей, в некоторых приказах штат достигал 100 чел. Все приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы, при этом обладая исполнительной функцией, они были ограничены царем или думой в распорядительной деятельности.

В разное время в России существовало от 20 (в 16 в.) до 100 приказов – государственных (внешне- и внутриполитических) и дворцовых.

Первыми возникли Разрядный (1535), ведавший обороной, учетом и управлением служилыми людьми и Поместный (1577) – по вопросам обеспечения этого войска землей, ведавший также судом по земельным спорам, Аптекарский (Аптекарская палата, 1594) – ведал медицинской службой, Большого прихода (1554) – ведал сборами с населения и таможнями, Земский (1564) руководил управлением Москвы, судом по уголовным и гражданским делам, Посольский (1549) занимался отношениями с иностранными государствами. Постельный (1573) управлял царской спальней и лицами, обслуживавшими царскую семью, Пушкарский (1577) ведал артиллерией и обслуживающим ее населением, а Житный (конец 16 в.) приемом и выдачей казенных припасов. Специально созданный Печатный приказ (конец 16 в.) занимался лишь тем, что хранил и прикладывал государственные печати.

Вместе с расширением территории государства возникали приказы Казанский (1560-е), Сибирский (1637), Лифляндских дел (1658), Калмыцких дел (1661).

После Смуты появились приказ Большой казны (1621) ведал сборами налогов с торговли и ремесел, монетным делом, кабацкими сборами, Иконный (1622), Иноземный (1624) наблюдавший за иностранцами, поступившими на русскую службу, Городового дела (1638) ведавшего строительством укреплений и т.д. На территории Кремля для них было выстроено специальное здание; при крупных приказах были организованы школы для подготовки умелых работников. Во главе каждого приказа был поставлен «судья», некоторые из которых были думными дворянами, боярами и даже окольничими. Крупные приказы имели свои печати, на документах, исходивших от них, необходима была личная подпись дьяка. Так складывалась приказная бюрократия, противостоящая боярской аристократии.

Активная внешнеполитическая деятельность России (русско-польская война 1653–1667, присоединение Украины) стала причиной появления приказов, компетенция которых состояла в управлении новыми территориями. Социальные функции государства были реализованы в создании в 1670 приказа строительства богаделен. Абсолютистский характер власти проявился в создании в 1654 Тайного приказа (приказа Тайных дел), который занимался вопросами, интересовавшими лично царя Алексея Михайловича и стал его своеобразной «личной канцелярией». Приказ Верхней типографии (1680) стал управлять придворной типографией, Разбойный (1680-е) осуществлять контроль за решением уголовных дел, Судный (1699) вел судебные дела служилых людей. Поскольку приказы возникали по мере надобности, вне обдуманного плана, многие из них функционально дублировали друг друга, что приводило к неразберихе, волоките, бюрократизму, казнокрадству и взяточничеству.

Коренная перестройка системы государственного аппарата при Петре I, замена приказов коллегиями (1718–1720) была первым шагом к ликвидации старой административной системы. Часть приказов уцелела и была окончательно уничтожена лишь губернской реформой Екатерины II 1775. Остался лишь Приказ общественного призрения, который являлся уже учреждением нового типа и сохранил лишь название приказа.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Вернер И.И. О времени и причинах образования Московских приказов, М., 1907
Веселовский С.Б. Приказной строй управления Московского государства, Киев, 1912
Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961

Содержание:

Органы дворцово-вотчинного управления – дворцовые пути и приказы

Понятия «центральных» и «местных» органов управления на Руси отсутствовали. Вплоть до XIV в. сохраняется дворцово-вотчинная система управления, при которой существовали два центра власти: княжеский дворец и вотчина. Слуги великого князя одновременно управляли княжеским дворцом и государством. Продолжали действовать некоторые органы административного управления времен Киевской Руси, например должности дворецкого и тысяцкого. В связи с этим система управления была фрагментарной (состояла из множества центров по принятию решений) и децентрализованной (существовавшие органы управления не представляли системы, основанной на строгой иерархии).

Прообразом будущих централизованных учреждений управления были в то время определенные ведомства – дворцовые пути, находившиеся в ведении дворецкого. Слово «путь» означало выгоду, доход, имущество. Пути управляли населением, которое проживало на приписанных к ним землях. Во главе этих самостоятельных ведомств (путей) находились путные бояре – верхушка феодальной знати. Путные бояре, возглавлявшие эти ведомства и управлявшие ими на основе системы кормления, назначались великим князем. Перечень этих ведомств (путей) был ограниченным: сокольничий, конюший, стольничий, чашничий. В ведомстве сокольничего пути находились сокольники и другие служители птичьей охоты; в ведомстве конюшенного пути – княжеские конюшни, конюхи, луга; в ведомстве стольничего пути – бортные леса, села и деревни. Деревни, приписанные ко двору и путям, были разбросаны по всей территории государства. Рядом с деревней или селом, находившимся в ведении местных органов власти, были деревни то путных бояр, то дворецкого и вотчинников.

По мере интеграции удельных княжеств в единое государство появляется целый ряд дел и даже отраслей хозяйства, которые не в силах были решить органы дворцово-вотчинного управления на просторах огромного государства. Первоначально в фискальных целях в XV в. в Московском государстве стали создаваться приказы, именуемые в первой половине XVI в. третями, а во второй половине того же века – четвертями. Трети явились следствием деления доходов с Москвы и черных московских волостей на три удела между сыновьями Ивана Калиты. Эти уделы состояли в ведомстве трех московских наместников, из которых великокняжеский именовался «большим».

Для единообразной реализации административно-судебных функций на всей территории по мере присоединения удельных княжеств к Московскому в Москве были образованы центральные судные приказы – Владимирский, Рязанский, Дмитровский и др. Они разбирали дела лиц, искавших судебной защиты у московского государя, и принимали по ним решения. На практике создание приказа выражалось в том, что государь поручал (приказывал) какому-либо боярину заниматься этим делом или отраслью самостоятельно. При нем создавалась канцелярия и велось дьяками письменное производство. Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ Большого дворца) во главе с дворецким. Созданы были Конюшенный, Посольский, Разрядный, Ямской и другие приказы.

ПРИКАЗЫ — органы центрального управления в России в конце XV- первой четверти XVIII веках, первые в стране собственно государственные учреждения, пришедшие на смену великокняжескому дворцово-вотчинному управлению.

Ста­нов­ле­ние при­каз­ной сис­те­мы бы­ло вы­зва­но ус­лож­не­ни­ем за­дач, встав­ших пе­ред на­ро­ж­дав­шей­ся мо­нар­хи­ей в свя­зи с фор­ми­ро­ва­ни­ем Русского государства во второй половины XV века. На на­чаль­ном эта­пе за­ро­ж­де­ния приказов их со­став фор­ми­ро­вал­ся из дья­че­ско­го шта­та Каз­ны, Боль­шо­го двор­ца (смотрите в статье Двор­цы) и, воз­мож­но, ко­мис­сий Бо­яр­ской ду­мы.

При­каз­ная сис­те­ма, в це­лом сло­жив­шая­ся в 1530-1570-х годах, не от­ли­ча­лась функ­цио­наль­ной чёт­ко­стью: ка­ж­дый приказ об­ла­дал как ис­пол­ни­тель­ной, так и су­деб­ной вла­стью, од­но­род­ные функ­ции ис­пол­ня­ли раз­лич­ные приказы — в за­ви­си­мо­сти от ка­те­го­рии на­се­ле­ния и от тер­ри­то­рии, на ко­то­рые рас­про­стра­ня­лись их пол­но­мо­чия.

Сре­ди приказов при­ня­то вы­де­лять двор­цо­вые, ве­дав­шие хо­зяй­ст­вом го­су­да­ря, об­ще­го­су­дар­ст­вен­ные (от­рас­ле­вые, тер­ри­то­ри­аль­ные, тер­ри­то­ри­аль­но-от­рас­ле­вые), а так­же пат­ри­ар­шие и ми­тро­по­ли­чьи. Для ре­ше­ния от­дель­ных, как пра­ви­ло, экс­т­ра­ор­ди­нар­ных за­дач соз­да­ва­лись вре­мен­ные приказы (например, Де­неж­но­го сбо­ра при­каз). Цен­тра­ли­за­ция государственного управ­ле­ния на про­тя­же­нии все­го XVII века осу­ще­ст­в­ля­лась пу­тём пе­ре­да­чи ру­ко­вод­ства не­сколь­ки­ми приказам од­но­му ли­цу (князю И.Б. Чер­кас­ско­му, Ф.И. Ше­ре­ме­те­ву, Б.И. Мо­ро­зо­ву, И.Д. Ми­ло­слав­ско­му, И.М. Ми­ло­слав­ско­му и другим). В 1655-1676 годы над­зор за дея­тель­но­стью всех приказов от име­ни ца­ря осу­ще­ст­в­лял Тай­ных дел при­каз. Фор­ми­ро­ва­ние при­каз­ной сис­те­мы про­ис­хо­ди­ло од­но­вре­мен­но с со­з­да­ни­ем ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния на мес­тах — зем­ских изб (смотрите в статье «Зем­ское управ­ле­ние») и губ­ных уч­ре­ж­де­ний.

К двор­цо­вым приказам от­но­си­лись Боль­шо­го двор­ца при­каз (1501 год, до 1527 года Двор­цо­вая из­ба), Ко­ню­шен­ный при­каз (1548 год, до 1573 года Ко­ню­шен­ная из­ба), Ка­зён­ный при­каз (начало 1580-х годов) и другие. Юрис­дик­ция важ­ней­ших об­ще­государственных от­рас­ле­вых приказов рас­про­стра­ня­лась главным образом на центр. уез­ды стра­ны (Ям­ской при­каз,Раз­ряд­ный при­каз, Стре­лец­кий при­каз, По­ме­ст­ный при­каз, По­соль­ский при­каз, Раз­бой­ный при­каз, Боль­шо­го при­хо­да при­каз). Од­но­вре­мен­но с ни­ми в середине XVI века об­ра­зо­ван об­ще­государственный тер­ри­то­ри­аль­ный Ка­зан­ско­го двор­ца при­каз (в 1637 году из не­го вы­де­лил­ся Си­бир­ский при­каз), ис­пол­няв­ший те же функ­ции, что и от­рас­ле­вые приказы, но на оп­ре­де­лён­ной тер­ри­то­рии. Схо­жи­ми с ним бы­ли при­каз Великого княжества Ли­тов­ско­го (1656-1666 годы; в 1673-1710 годах вме­сто не­го дей­ст­во­вал при­каз княжества Смо­лен­ско­го), Ма­ло­рос­сий­ский при­каз (1662-1722 годы) и ве­дав­ший Сло­бод­ской Ук­раи­ной Ве­ли­кой Рос­сии при­каз (1687-1700 годы). К тер­ри­то­ри­аль­но-от­рас­ле­вым приказам от­но­си­лись Вла­ди­мир­ский суд­ный при­каз, Мо­с­ков­ский суд­ный при­каз и другие Их уз­ко­спе­циа­ли­зированные пол­номо­чия (су­деб­ные) рас­про­стра­ня­лись на од­ну и ту же ка­тего­рию лю­дей, но на раз­ных тер­ри­то­ри­ях. Каз­ной и хо­зяй­ст­вом пат­ри­ар­шей ка­фед­ры управ­ля­ли Пат­ри­ар­ший двор­цо­вый при­каз, Пат­ри­ар­ший ка­зён­ный при­каз, а ми­тро­по­личь­их ка­федр — ми­тро­по­ли­чьи ка­зён­ные и двор­цо­вые приказы. Суд над ду­хо­вен­ст­вом и ми­ря­на­ми по ду­хов­ным де­лам в Пат­ри­ар­шей об­лас­ти (епар­хии) осу­ще­ст­в­ля­ли в раз­ные го­ды Пат­ри­ар­ший раз­ряд­ный при­каз и Пат­ри­ар­ший ду­хов­ный при­каз, в епар­хи­ях — суд­ные ми­тро­по­ли­чьи при­ка­зы.

В прав­ле­ние ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го в оп­рич­ни­не дей­ст­во­ва­ли Ко­ню­шен­ный, По­стель­ный, Сыт­ный и другие приказы (в 1572-1584 годах су­ще­ст­во­ва­ли как приказы осо­бо­го цар­ско­го дво­ра). В пе­ри­од Смут­но­го вре­ме­ни од­но­вре­мен­но с приказами в Мо­ск­ве функ­цио­ни­ро­ва­ли приказы так­же в ла­ге­ре Лже­дмит­рия II и в ла­ге­рях Пер­во­го опол­че­ния 1611 года и Вто­ро­го опол­че­ния 1611-1612 годов. В первой четверти XVII века, по­сле осво­бо­ж­де­ния стра­ны от польско-ли­товских и шведских ин­тер­вен­тов, пра­ви­тель­ст­во ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча при­сту­пи­ло к вос­ста­нов­ле­нию сис­те­мы государственной обо­ро­ны и народного хо­зяй­ст­ва. Для это­го оно, в ча­ст­но­сти, учре­ди­ло но­вые приказы — Ка­за­чий при­каз, Ино­зем­ский при­каз, Рей­тар­ский при­каз, Но­вую чет­верть, Боль­шой каз­ны при­каз.

Оп­ре­де­лён­но­му един­ст­ву при­каз­ной сис­те­мы спо­соб­ст­во­ва­ла опо­ра на еди­ную за­ко­но­дательную ба­зу. В сво­ей дея­тель­но­сти приказы ру­ко­во­дство­ва­лись пра­во­вы­ми обы­чая­ми, отдельными нор­ма­ми Су­деб­ни­ков 1497 и 1550 годов, цар­ски­ми ука­за­ми, а так­же при­го­во­ра­ми Бо­яр­ской ду­мы, ко­то­рые при­ни­ма­лись в от­вет на за­про­сы приказов, с середины XVII века — и ря­дом ста­тей Со­бор­но­го уло­же­ния 1649 года. Час­то раз­но­вре­мен­ные ак­ты объ­е­ди­ня­лись в осо­бые указ­ные кни­ги при­ка­зов (наи­бо­лее ран­няя — кни­га Раз­бой­но­го при­ка­за 1555/1556 годов). Ак­ты об уч­ре­ж­де­нии приказов, ус­та­нав­ли­вав­шие по­ря­док ра­бо­ты ве­дом­ст­ва, пер­со­наль­ный со­став его ру­ко­во­дства, це­ли, за­да­чи, ме­то­ды и сред­ст­ва дея­тель­но­сти, поя­ви­лись в первой трети XVII века [пер­вый из­вест­ный акт — указ ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча об уч­ре­ж­де­нии Сы­ск­но­го при­ка­за от 23 февраля (5 марта)1622 года].

В XVII веке (воз­мож­но, со второй половины XVI века) приказы де­ли­лись, как пра­ви­ло, на «сто­лы», а те, в свою оче­редь, — на «по­вы­тья» (от­де­ле­ния) (ряд приказов де­лил­ся толь­ко на «по­вы­тья» или не имел струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний). Приказы дей­ст­во­ва­ли на мес­тах че­рез го­ро­до­вых вое­вод и при­каз­ные из­бы, а так­же губ­ные и зем­ские из­бы. Приказы воз­глав­ля­лись главным образом судь­я­ми, на­зна­чав­ши­ми­ся ца­рём и Бо­яр­ской ду­мой пре­им. по пред­став­ле­нию Раз­ряд­но­го при­ка­за из лиц, имев­ших дум­ный чин. Час­то во гла­ве приказа стоя­ли 2 су­дьи, сме­няв­шие друг дру­га в оп­ре­де­лён­ные дни не­де­ли (ка­ж­дый из них об­ла­дал всей пол­но­той вла­сти в приказах). Ап­па­рат приказов со­сто­ял из при­каз­ных лю­дей, их ра­бо­чий день длил­ся 12 ча­сов. Тех­нический пер­со­нал приказов со­став­ля­ли не­дель­щи­ки (при­ста­вы, ис­пол­няв­шие административные и су­деб­ные ре­ше­ния приказов и сме­няв­шие друг дру­га по не­де­лям) и сто­ро­жа. При Ап­те­кар­ском при­ка­зе, По­ме­ст­ном и По­соль­ском при­ка­зах в XVII веке су­ще­ст­во­ва­ли учеб­ные за­ве­де­ния.

Чис­ло приказов по­сто­ян­но ме­ня­лось. Од­но­вре­мен­но в сред­нем су­ще­ст­во­ва­ло 30-40 приказов. Од­ни­ми из по­след­них бы­ли уч­реж­де­ны Пре­об­ра­жен­ский при­каз (середина 1680-х годов), Ад­ми­рал­тей­ский при­каз (1700 год), а так­же Во­ен­ных дел при­каз вме­сто Ино­зем­ско­го, Рей­тар­ско­го и Стре­лец­ко­го при­ка­зов (1701 год). В 1710-1720-е годы боль­шин­ст­во приказов Пётр I за­ме­нил кол­ле­гия­ми.

Приказная система управления в России

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Курсовая работа на тему:

«Приказная система управления в России: возникновение и генезис (конец XV XVII вв.)»

Глава 1. Приказная система управления в России.

1.1 Образование приказной системы.

1.2 Влияние опричнины на политический строй.

Глава 2. Расцвет сословно-представительной монархии. Высшие государственные органы в XVII в.

2.1 Приказная система управления.

2.2 Местное и региональное управление.

Объект исследования: исторический промежуток времени с конца XV века по XVII век в России.

Предмет исследования: приказная система управления государством.

Цель исследования: исследование возникновения и генезиса приказной системы управления в России в конце XV — XVII вв.

Дать определение приказам;

Изучить время и причины возникновения приказной системы управления в России;

Показать тенденцию развития приказной системы управления в нашей стране;

Выяснить роль приказной системы в государственном управлении в России.

Гипотеза исследования: предположить, что создание приказов являлось важным шагом в процессе централизации государственного аппарата в России, что приказы были прототипом современных министерств.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что её материалы в дальнейшем могут быть использованы в учебном процессе студентами и преподавателями ФРГСУ в г. Азове.

Структура курсовой работы подчинена логике исследований и состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе по два параграфа, заключения и списка литературы.

Глава 1. Приказная система управления в России.

1.1 Образование приказной системы.

В конце XV — начале XVI в. формируются общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дво­рец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появ­ляются специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдель­ные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами. В начале XVI в. функционировало не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю тер­риторию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы — Тверс­кой, Новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования ор­ганов государственного управления растянулся на несколько де­сятилетий и занял всю первую половину XVI в 1 .

Образование приказной системы. Появление приказов – органов центр­ального отраслевого управления — связано с созданием единого Русского государства. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в.

Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организа­ции и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществ­ление отдельных функций единого Русского государства поруча­лось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам – дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения (приказы в буквальном смысле слова) приобретали постоянный харак­тер, превращаясь в «пути» в своего рода отрасли управления. Стояв­шие во главе «пути» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники — дья­ки и подьячие. Так появлялись канцелярии — «избы». На последнем этапе примерно к середине XVI в. возникают постоянно действую­щие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов. Условно процесс формиро­вания приказов можно представить следующей схемой: 1

Во второй половине XVI в. приказными становятся почти все отрасли государственного управления. Важнейшую роль в госу­дарственной системе играли общегосударственные приказы: Ка­зенный (известен с 1512 г., хранил царскую казну и печать); Раз­рядный (впервые упомянут в 1531 г., ведал служилыми людьми, назначал воевод в полки, руководил военными действиями); По­сольский (существовал с 1549 г., вел дипломатическую перепис­ку, организовывал прием послов, занимался выкупом и обменом пленных); Поместный (выделился из Разрядного приказа после 1555 г., ведал наделением дворян поместьями, производил опи­сания земель, рассматривал споры по земельным делам) 2 .

Военные функции, кроме упомянутого выше Разрядного при­каза, выполняли также Стрелецкий, Оружейный, Бронный, Пуш­карский приказы и Приказ каменных дел. Последний занимался главным образом строительством крепостей и укреплений. Обще­государственное значение имели также Разбойный, Земский (осу­ществлял как и Разбойный приказ, административно-полицейс­кие функции, но только по Москве и Московскому уезду), Ямс­кой и некоторые другие приказы. Особое место занимал Челобит­ный приказ, учрежденный в 1550 г. и занимавшийся приемом и разбором челобитных грамот, поступавших на имя царя. Этот при­каз являлся своеобразным контрольным органом государства.

С 60-х гг. XVI в. стали создаваться территориальные, или облас­тные, приказы. Они осуществляли государственное управление на присоединявшихся к Русскому государству землях. 1 Первым таким приказом был Приказ Казанского дворца. В 90-х гг. XVI в. создают­ся судные приказы, заведовавшие судами для служилых людей на определенной территории: Московский, Владимирский, Дмит­ровский и Казанский. Функции ряда приказов были ограничены управлением царским дворцом и хозяйством: Приказ Большого дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий. Эти приказы относились к группе дворцовых и подчинялись непос­редственно царю.

Характерной особенностью приказной системы было сосредоточение в ведении приказов не только управленческих, но и судебных функций. Поэтому бояре, возглавлявшие приказы, обыч­но именовались судьями. Помощниками боярина-судьи являлись дьяки. Они ведали делопроизводством, выполняли отдельные по­учения, руководили структурными подразделениями — столами. В штат приказов входил делопроизводственный персонал — подьячие, подразделявшиеся на старших, средних и младших.

В 30- 50-х гг. XVI в. была проведена реформа местного управления, приведшая к ликвидации кормлений. Власть наместников и волостелей упразднялас­ь и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами 2 .

Губные учреждения осуществляли административно-полицей­ские и судебные функции на местах. Они состояли из губных изб во главе с одним -двумя губными старостами, избиравшимися дво­рянами и детьми боярскими. В помощь старостам выбирались из состоятельных крестьян и посадских людей губные целовальники ­(они, принося присягу, целовали крест) и полицейские чины: сотские, пятидесятские, десятские. Губным избам была подчине­на территория округа — губа, первоначально совпадавшая с во­лостью или городом, а позднее Включавшая в свой состав один­ — два уезда. Контроль за деятельностью губных органов осуществлял Разбойный приказ. В нем же утверждался в должности избранный губной староста.

Земские учреждения возникли позднее губных. В ведении земс­ких изб находился сбор казенных податей, надзор за исполнени­ем повинностей, разбор гражданских и незначительных уголов­ных дел. Состав земских изб также формировался путем выборов. В уездах и волостях крестьяне черносошных и дворцовых земель и посадские люди избирали из своей среды «излюбленных голов» — земских старост и «лучших людей» — земских целовальников и судей. Территория, на которой 1 действовала земская изба, совпа­дала с городом или волостью. Однако проживавшие на ней бояре и дворяне были изъяты из компетенции земских органов. Земские избы были подконтрольны различным приказам.

Губные и земские органы создавались постепенно, путем «жа­лования» грамот отдельным местностям. Единого указа об их вве­дении издано не было. Осуществление губной и земской реформ привело к появлению сословно-представительных учреждений на местах, что отвечало интересам дворянства, верхушки посада и зажиточной части черносошного крестьянства 2 .

Вывод Появление приказов – органов центр­ального отраслевого управления — связано с созданием единого Русского государства. Так же была проведена реформа местного управления, приведшая к ликвидации кормлений. Власть наместников и волостелей упразднялас­ь и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами.

1.2 Влияние опричнины на политический строй.

Отсутствие в Рос­сии самостоятельного «третьего сословия» обусловило слабость сословно-представительных учреждений как в центре, так и на местах. Серьезнейшим испытанием для сословно-представитель­ной монархии стала опричнина, объявленная Иваном IV в январе 1565 г. из Александровской слободы. Под угрозой отречения от престола Иван IV добился от Боярской думы согласия на разделе­ние государства на две части: опричнину, т. е. государев удел, и земщину, управлявшуюся Боярской думой и приказами. В оприч­нину Иван IV включил наиболее важные в стратегическом отно­шении и экономически развитые земли. Из опричнины выселя­лись бояре, и на их земли поселялись дворяне, входившие в опричное войско. Содержать его должно было население земщины. Введение опричнины сопровождалось опалами и казнями запо­дозренных в измене бояр. Параллельно с земщиной в опричнине сформировалась собственная система управления: государев двор и дворцовые приказы. Формально опричнина просуществовала до 1572 г 1 .

Целью опричнины было установление неограниченной власти монарха, деспотического самодержавия. Свое представление о сущ­ности самодержавной власти Иван 1V изложил в одном из посла­ний А. Курбскому: «Мы своих холопов жаловать и казнить воль­ны». Безусловно, опричнина нанесла удар по пережиткам удель­ной системы, способствовав тем самым централизации государств­енного управления. Но террористические методы осуществления опричнины породили 2 систему всеобщего страха перед влас­тью, подорвали сословно-представительные начала в управлении, разорили хозяйство страны и в конечном счете ослабили 3 .

Инициатива создания Второго ополчения принадлежала ни­жегородцам. Осенью 1611 г. земский староста Кузьма Минин при­звал горожан подняться на борьбу с интервентами и с этой це­лью начать сбор средств. Почин нижегородцев был поддержан другими городами. Военным руководителем Второго ополчения стал князь Дмитрий Пожарский. В апреле 1612 г. Второе ополче­ние остановилось в Ярославле. Здесь было сформировано Вре­менное правительство страны — Совет всей земли. В его состав вошли представители духовенства, Боярской думы, выборные от дворян и городов. Ратными делами заведовал Д. Пожарский, земскими — казной, закупкой оружия и припасов, выдачей жа­лованья войску — К. Минин. Были образованы и правительствен­ные учреждения — приказы. В августе 1612 г. Второе ополчение начало осаду Москвы, а в октябре 1612 г. освободило ее от ин­тервентов 1 .

Восстановление российской государственности. После изгнания поляков из Москвы перед Советом всей земли встал вопрос о со­здании общепризнанной государственной власти. С этой целью в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор. Это было самое многочисленное (в его заседаниях участвовало свыше 800 человек от не менее 58 городов) и представительное (кроме высших сосло­вий, выборных от дворян и посадских людей на нем присутствова­ли «уездные люди», т. е. черносошные крестьяне) сословное собра­ние. Его основной задачей стало избрание нового царя. Собор сразу же единогласно постановил не избирать на царство иностранцев. Выбор Земского собора пал на Михаила Романова, приходившего­ся родственником угасшей династии Рюриковичей. 21 февраля 1613 г. он был избран на Земском соборе царем всея Руси.

Это интересно:

  • Работа для несовершеннолетних харьков Как школьнику заработать на каникулах 27.03.2018 Работа в Харькове ← Все новости трудоустройства Харькова Комментарии (0) Вы учитесь в школе и у вас есть заветная мечта — купить новую мобилку, новую брендовую вещь или щенка наконец. А что если не клянчить деньги у родителей, которые и […]
  • Юрист земельных дел Юрист по земельным вопросам (Санкт-Петербург ) - вопросам земли и загородной недвижимости в Санкт-Петербурге (СПб и ЛО), земельный юрист Даная страница содержит информацию о юрист по земельным вопросам Санкт-Петербург (и по вопросам загородной недвижимости), его контактном […]
  • Заявление на паспорт в 14 лет форма 1п Получение паспорта РФ в 14 лет через МФЦ Паспорт гражданина Российской Федерации (также иногда называемый внутренним, или общегражданским, или национальным паспортом) – это главный документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории РФ. Общегражданский паспорт […]
  • Экспертиза лакокрасочных покрытий автомобиля Экспертиза лакокрасочного покрытия. Экспертиза ЛКП. Экспертиза лакокрасочного покрытия автомобиля позволяет выявить причины появления дефектов на кузове, определить их характер: производственный или эксплуатационный, выявить возможность их устранения. Так же, экспертиза ЛКП позволяет […]
  • Налог на прибыль 2014 20 Какая ставка по налогу на прибыль организаций в 2017-2018 годах? Отправить на почту По налогу на прибыль ставка 2018 года сохранила свою общеустановленную величину такой же, какая действовала в 2017 году. Однако применять их следует с учетом изменений в значениях и условиях применения […]
  • Правила решения пропорций 6.1.1. Пропорция. Основное свойство пропорции Равенство двух отношений называют пропорцией. Тема: «Отношение» рассмотрена на предыдущем занятии («6.1. Отношение»). a : b = c : d . Это пропорция. Читают: а так относится к b , как c относится к d . Числа a и d называют крайними членами […]
  • Пфр фсс штрафы пени Какая ответственность за неуплату страховых взносов? Отправить на почту В случае неуплаты страховых взносов ответственность страхователяпредусматривается в виде начисления ему штрафов и пеней. В статье подробно рассмотрим различные виды ответственности за неуплату страховых взносов во […]
  • Узнать штрафы гаи минск Проверка штрафов ГАИ с фотофиксацией Проверка штрафа за превышение скорости с камеры фотофиксации по базе ГАИ. Заполните форму данными из вашего техпаспорта. Если хотите в дальнейшем оперативно получать уведомления о появившихся штрафах на email или sms (бесплатно), то заполните […]
Все права защищены. 2018