Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Специфика категорий и законов философии

Специфика категорий и законов философии

1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/. Данный закон позволяет рассматривать эволюцию замкнутой системы, не прибегая к посторонним силам.

2) второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, чаще всего записывается в следующем виде: накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.

Наиболее простая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закон динамики структур./ В развернутой форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене одной структуры другой.

3) Закон отрицания отрицания. У В. Свидерского: «данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». Структурная формулировка третьего закона диалектики: «Структурность системы сохраняется в процессе движения».

Категории диалектики — общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

  • Сущность — нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
  • Явление — непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление — это проявление сущности.
  • Единичность — категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.
  • Случайность — такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
  • Необходимость — закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
  • Свобода — способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Специфика категорий и законов философии

1. Диалектика как учение о развитии, общих законах развития природы, общества и мышления.
2. Идея развития в философии и науке ХХ в.
3. Категории как объективно-идеальные формы тождества бытия и мышления. Виды категорий.

Диалектика – это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Идея развития является сущностным принципом мировоззрения. Платон полагал, что развитие (становление – в его философии) не «дотягивает» до уровня идей, подлинного бытия, но оно и не сводится до уровня материи, т.е. бездуховного бытия. Есть состояние лучшее, чем развитие, т.е. идея, но есть и худшее, чем развитие, т.е. небытие. Развитие опосредует связи этих миров, его роль служебная, посредническая.

Закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон есть отражение существенного. В диалектике существуют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник развития; закон перехода количества в качество, указывающий на «механизм развития»; закон отрицания отрицания, показывающий тенденцию развития. Диалектические законы развития выражают существенных связи вещей.

Идея развития в философии и науке ХХ в. Мы можем наблюдать внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ в.:
• Противоречия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития.
• Расхождения диалектики и идеи развития.
• Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциальная диалектика» как типы диалектики без идеи развития.
• Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики.
• Ограничение сферы действия законов развития в системных методологиях.
• Герменевтика представляет игру как принцип развития.

Категория (греч. высказывание, свидетельство) – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру.

Сущность и явление – универсальные категории философии, выражающие предельную противоположность между умопостигаемыми и чувственно воспринимаемыми сторонами вещей. Сущность – внутреннее, законосообразное, самодействующее, скрытое, творящее начало бытия. Явление – внешнее, случайное, зависимое от другого, видимое, производное начало мира. Видимость, кажимость, проблема превращенных форм. Возможность взаимоотчуждения сущности и явления. Эссенциализм и феноменализм как искаженно-отчужденные образы сущности и явления.

Целое и часть – философские категории, выражающие отношения единого и многого (непрерывного и дискретного) во всех типах бытия и знания. Целое как совокупность элементов, образующих нечто единое, сложное, структурированное. Часть как элемент целого и как форма его проявления. Функциональные, генетические, структурные и правленческие отношения частей внутри целого.

Диалектика целого и частей: 1. Целое равно сумме частей; целое больше суммы частей. 2. Целое предшествует частям; части предшествуют целому. 3. Целое – причина частей; части – причина целого. 4. Синтетическое познание целого через части; аналитическое познание частей через целое. Монада и душа как формы целого без частей. Холизм и меризм как искаженные образы диалектики целого и части.

Всеобщее, особенное и единичное – философские категории, выражающие связи между вещами, их законами и условиями их бытия. В количественном плане всеобщее обозначает свойство, присущее всем предметам данного класса; особенное фиксирует свойство только некоторых экземпляров; единичное указывает на свойства, присущие только одному экземпляру. В качественном плане всеобщее выражает закон класса вещей; особенное обозначает условия проявления закона; единичное представляет собой живую конкретность как единство многообразных условий, законов. Проблема бытия всеобщего: реализм, номинализм, концептуализм и диалектика как варианты решения данной проблемы. Абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее в философии Гегеля и Маркса.

Содержание и форма – универсальные философские категории, выражающие противоположность между бытием самим по себе и бытием для другого. Содержание как субстрат, состав, материал вещей, как их неупорядоченное самоизменение.

Форма как организация, упорядочивание вещей и их движения в системные и структурные образы. Форма как способ связи и соотношения частей предмета. Внутренняя и внешняя форма.

Причина и следствие – философские категории, выражающие генетически-порождающий тип взаимодействий в мире. Учение Аристотеля о четырех причинах.

Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм. Причинность в вероятностных процессах. Причина, условия, повод. Телеология и ее исторические судьбы. Телеономия. Причинность и свобода воли человека. Имеется ли причина у самой причины?

Действительность и возможность – универсальные философские категории, выражающие соотношения между различными степенями реальности вещей.

Невозможность, абстрактная возможность, реальная возможность и действительность. Действительность как реальность в форме самодействия.

Возможность как реальность в форме условий. Возможность и вероятность.

Необходимость и случайность – философские категории, отражающие соотношения между абсолютными и относительными свойствами бытия. Необходимость как рок, как всеобщий неизвестный закон всего сущего. Необходимость как внутренняя самообусловленность, как причина самое себя. Структура необходимости: неразрешенное противоречие, условия, процесс их слияния. Случай как чистая возможность, как то, что может быть, а может и не быть. Случай как проявление необходимости, как зародыш новой необходимости. Случайность как точка пересечения двух необходимых процессов. Проблема объективности случайности.

Диалектика в методологическом плане занимает важное место в познавательной деятельности. Само понятие диалектика может употребляться в трех значениях:
• Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная реальность.
• Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
• Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения.

Диалектика в своем арсенале имеет ряд специфических категорий, служащих познанию окружающей действительности.

Методические рекомендации к лекции

Прежде всего, обратите внимание на овладение категориальным аппаратом диалектики. Усвойте действие основных законов диалектики с применением их в объяснении окружающего мира. Проанализируйте внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ веке. Обратите особое внимание на специфику диалектического метода.

1. Абдильдин Ж.М. Собр.соч. В 5 тт. Т.2. – Астана, 2000. – с. 32-148.
2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. – М.: Политиздат, 1988. – с. 21-342.
3. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – с.282-411.
4. Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2 — М., 1996 – с.191-197.

Вопросы и задания контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1. Что включает в себя диалектика как понятие?
2. Назовите и охарактеризуйте законы диалектики.
3. Что такое категория? Назовите и охарактеризуйте парные категории диалектики.

Репродуктивно-практический уровень:
1. Проанализируйте внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ веке.
2. Проведите сравнительный анализ марксистской и гегелевской диалектики.
3. Проведите сравнительный анализ диалектики и метафизики.

Творческий уровень:
1. Интерпретируйте диалектику гегелевского положения: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
2. Раскройте на конкретном примере сущность категорий «действительности» и «возможности», «необходимости и случайности».
3. Каким образом была осмыслена Гегелем диалектика Гераклита?

Специфика категорий и законов философии

Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия — категории.

Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Одно из современных определений категории:

Категория — любое понятие, которое является «предельно общим» или близким к нему; понятие, обладающее большой мощностью (объёмом).

Основными категориями философии являются, прежде всего, категории материи, движения, пространства, времени, конечного, бесконечного и др. Но этим далеко не ограничивается система категорий. История философии выработала и такие категории, как причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. Эти и другие категории формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения вещей, их качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

Бытие — в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой бытия является ничто.

Материя — фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Пространство — означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время — форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

Категории диалектики — общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности.

Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий; к примеру, то, как понимали материю в древности и как эта категория осмысливается в системе современной картины мира. То же можно сказать и о других категориях, например о пространстве, времени и т.п.

Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.

Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия сущего, а все вместе они охватывают мир как целое, отношение человека к миру. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей. Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному. Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим. В такой же последовательности совершается и познание.

Исходной философской категорией является категория бытия. По существу, все остальные категории с различных сторон характеризуют содержание, всевозможные проявления свойств, отношения, развитие сущего: движение — способ существования сущего, пространство и время — формы его существования. Качество, количество, причина и следствие и другие категории — все это также характеристика бытия.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые категории наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.

Связь — это зависимость одного явления от другого в каком-либо отно¬шении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динами¬ческие и статические, прямые и обратные и др. Связь — это не пред¬мет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано.

Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному, развивается. Развитие — это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.

Наряду с процессами восходящего развития существует и дегра¬дация, распад систем — переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы, например, деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможнос¬ти приспособиться к новым условиям.

Законы философии являются концентрированным содержанием каждой философской системы. Они отражают степень зрелости философии и возможность достоверного отражения ею действительности.

Первые философские построения, возведённые в ранг законов различными философскими школами, возникли на заре развития философии и науки вообще. Например, в древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали, что судьба человека предопределяется небесами согласно закону «жэнь».

Познание мира убеждает нас в том, что в мире всюду имеются некие правильность, порядок: планеты движутся строго по своим причудливым путям, осень сменяется зимой, молодое старит¬ся и уходит из жизни, ему на смену нарождается новое. У Вселенной есть свой «кодекс законов», все введено в их рамки. Закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не всякая связь есть закон: связь может быть необходимой и случайной. Закон — это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последова¬тельность, тенденцию развития явлений,

Необходимо различать законы строения, функционирования и развития системы. Законы могут быть менее общими, действующи¬ми в ограниченной области (закон естественного отбора), и более общими (закон сохранения энергии). Одни законы выражают стро¬гую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами. Другие не поддаются матема¬тическому описанию, например закон естественного отбора. Но и те и другие законы выражают объективную, необходимую связь яв¬лений.

Различают динамические и статистические законы. Динамический закон — это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Динами¬ческие законы бывают разной степени сложности. Они приложимы ко всем явлениям вообще и к каждому из них в отдельности, разу¬меется, из числа тех, которые подвластны данному закону; так, каж¬дый брошенный вверх камень, подчиняясь закону тяготения, падает вниз.

Наука, не имея возможности предсказывать поведение индивидуальных компонентов некоторых систем, точно предсказывает поведение целого. Случайность в поведении индивидуального подчи¬няется закономерностям жизни целого. Статистическая закономер¬ность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого.

Посредством раскрытия закономерностей, действующих в ми¬ре, достигается предвидение будущего, осуществляется претворе¬ние теории в практику. Отраженные в мышлении закономернос¬ти составляют сердцевину любой науки. Власть человека над ок¬ружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его за¬конов.

Действие общей закономерности выражается в единичном и через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из общего пра¬вила, будь то рождение нового биологического вида, новых обще¬ственных отношений и т.д. Ничто не может возникнуть иным путем. Потенциальное общее в виде единичного, будучи вначале случай¬ным, постепенно увеличивается в числе и набирает силу закона, при¬обретая статус и власть общего. Так возникли нормы морали, так появляются новые моды на что-либо и т.п. При этом в общее пре¬вращаются такие единичные «исключения», которые соответствуют тенденции развития, вытекающей из всей совокупности условий. Случайные единичные отклонения отсеиваются и исчезают, взаимно погашая друг друга, дают среднюю равнодействующую, общую закономерность.

Законы диалектики — основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

Например, категория причинности-универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.

Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу закономерного развития.

Законы и категории философии тесно, неразрывно связаны между собой. Так основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.

23.Понятие закона и категорий в философской науке. Специфика законов и категорий в диалектике.

Закон, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон (философ.) выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть Закон (философ.) Связь может быть необходимой и случайной. Закон (философ.) — это необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Это Закон (философ.) функционирования. Так, например, Закон (философ.) всемирного тяготения гласит: все тела притягиваются друг к другу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Наряду и в единстве с Закон (философ.) функционирования существуют Закон (философ.) развития, выражающие тенденцию, направленность или порядок следования событий во времени. Так, общество закономерно развивается от одной общественно-экономической формации к другой. «. Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 135). В системе объективного идеализма Закон (философ.) трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. С точки зрения субъективного идеализма Закон (философ.) привносится познающим субъектом в реальный мир: разум даёт законы природе. Например, согласно неопозитивизму, Закон (философ.) — это чисто логический феномен; Закон (философ.) не присуща объективная необходимость; он обладает лишь логической необходимостью. Диалектический материализм исходит из того, что Закон (философ.) носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей, а также их отражение в сознании. Закон (философ.) могут быть менее общими, действующими в ограниченной области и изучаемыми отдельными конкретными науками — физикой, химией, биологией (например, Закон (философ.) естественного отбора); более общими (например, Закон (философ.) сохранения энергии, циркуляции информации), изучаемыми рядом областей знания, и всеобщими, универсальными (законы диалектики, например переход количественных изменений в качественные и др.), которые исследуются философией.

Одни Закон (философ.) выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами (например, Закон (философ.) всемирного тяготения); другие Закон (философ.) не поддаются математическому выражению (например, Закон (философ.) естественного отбора). Различают также динамические и статистические Закон (философ.)Динамические Закон (философ.) выражают необходимую причинную связь, при которой взаимоотношение между причиной и следствием однозначно. Зная начальное состояние той или иной системы (например, движение Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли), можно точно предсказать солнечное или лунное затмение. В отличие от динамической, статистическая закономерность представляет собой диалектическое единство необходимых и случайных событий. В этом случае из начального состояния системы её последующие состояния следуют не однозначно, а с определённой вероятностью, характеризующей меру осуществимости того или иного случайного события (например, выигрыша по лотерейному билету).

Реализация Закон (философ.) зависит от соответствующих необходимых условий, наличие которых обеспечивает переход следствий, вытекающих из Закон (философ.), из состояния возможности в действительность. В природе Закон (философ.) действуют как стихийная сила. Общественно-исторические Закон (философ.), будучи равнодействующей сознательных человеческих действий, есть законы самой человеческой деятельности: они создаются и реализуются только людьми. Но действие общественных Закон (философ.), так же как и Закон (философ.) природы, объективно: в основе исторического процесса лежит развитие способа производства.

На основании познания Закон (философ.) достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Посредством познанных Закон (философ.) оказывается возможным управление как природными, так и социальными процессами. Отражённые в мышлении Закон (философ.) составляют ядро науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объёмом и глубиной знания его Закон (философ.)

Философские категории — это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности. Категории философии разрабатывались на протяжении всей ее истории. Менялось их количество, пересматривалось и уточнялось содержание, предлагались разные системы. По-разному трактовалась сущность категорий. Но несмотря на все различия, они почти всегда интерпретировались как формы рационального познания, с помощью которых создавалась общая картина мира. В догегелевской философии категории рассматривались вне их связи и взаимообусловленности. Гегель впервые разработал развернутую систему взаимосвязанных категорий, представив их как ступени развития абсолютной идеи, а следовательно — всего материального и духовного мира. В материалистической диалектике категории рассматриваются как отражение, обобщение и преобразование в сознании человека свойств и связей объективного мира. В гносеологическом аспекте гегелевская система категорий быть представлена как процесс познания. Познание движется от явления к сущности, последовательно раскрывая противоположные стороны объекта, выражая их в парных категориях. Разумеется, это движение специфически проявляется в каждом отдельном познавательном процессе. Вместе с тем оно выражает общую закономерность познания, его «общий ход». Нельзя познать качество вещи, не зная ее свойств; мера вещей познается на основе познания их количественной и качественной определенности; сущность явления раскрывается на основе знания общего, содержания, необходимого и т.д. В этом процессе категории выступают как формы и ступени познания. Из всех философских категорий, а к ним относятся все фундаментальные понятия этой области знания, важнейшую гносеологическую функцию выполняет группа категорий, выражающая движение мышления от незнания к знанию, от менее глубоких к более глубоким знаниям, от явления к сущности. Специфика законов и категорий в диалектике В начале познания действительность представляет собой чувственно воспринимаемое нерасчлененное целое, некую неопределенность. Познающий субъект выделяет часть этого целого, познания — некоторую определенность, нечто. Объективной основой этого выделения является относительная изолированность отдельных вещей и процессов, благодаря которой каждый из них может рассматриваться как относительно самостоятельная часть единого целого.

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Суть диалектики, ее рациональный смысл выражают ее принципы, законы и категории.

Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы — это положения науки, отражающие необходимые, существенные устойчивые связи и качества объектов. Под законами понимаются и сами эти связи и качества. Законы диалектики носят философский характер и поэтому обладают всеобщностью. Вследствие действия законов мир не является абсолютным хаосом; законы вносят в его существование определенную регулярность, упорядоченность, соразмерность, гармонию, устойчивость форм и качеств.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

— охватывают все сферы окружающей действительности;

— раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяют 3 базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей, который заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето и т.д.);

переход количества в качество, который заключается в том, что при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество, при этом качество не может меняться бесконечно, наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры — к коренной трансформации сущности предмета;

отрицания отрицания, который заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия науки. Например к категориям физики относятся такие понятия как сила, энергия, заряд, масса, квант и др. К диалектическим категориям относятся такие понятия как противоречие, связь, развитие, система, необходимость, случайность, закон, сущность, явление и др.

Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

Законы философии

Законы философии являются концентрированным содержанием развитой философской системы. Они отражают степень зрелости философии и возможность достоверного отражения ею действительности, как степень соответствия принятых постулатов и вытекающих из них следствий. Не в каждой современной философской системе имеются философские законы, в некоторых философских построениях ввиду отсутствия адекватной философской логики ограничиваются только принципами.

Содержание

Введение [ править ]

Под законом в философии понимается обобщённое отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные, повторяющиеся при определённых условиях свойства явлений и процессов. Философские законы отличаются тем, что они применимы к объектам и носителям любого вида, а потому действительны в каждой конкретной науке. Общность и универсальности законов философии вытекает из способа их построения – они формулируются с использованием философских категорий, являющихся самыми общими единичными понятиями мышления.

В статическом смысле любую отдельную философскую категорию можно считать законом особого рода, поскольку каждая категория отражает нечто существенное, особенное в вещах, отличающее её по отношению ко всему миру.

Философские принципы строятся не менее чем из двух категорий и также являются частным случаем закона. Знание, заключённое в принципах и отражаемое связью соответствующих категорий, вычленяет в явлениях устойчивые определённые взаимосвязи различных сторон действительности – любое явление имеет форму, содержание, свою сущность, качество, количество, и т.д., которые могут влиять друг на друга.

В отличие от принципов, закон не только строится на базе нескольких категорий, но и подразумевает в своей формулировке механизм своего осуществления, выражаемого в описании порядка взаимодействия категорий друг с другом. Это даёт возможность описать механизм явления или процесса на универсальном языке философских категорий. Согласно синкретике, принципы могут строиться из любого набора категорий в любом сочетании. В определённой степени это справедливо и для философских законов, естественным ограничением здесь можно считать соответствие законов практике.

В данной статье не рассматриваются философские построения, возведённые в ранг законов различными философскими школами вплоть до современного времени. Например, в древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали, что судьба человека предопределяется небесами согласно закону «жэнь». Даосы в свою очередь размышляли о Дао – основном законе природы и естественном пути вещей, приходя к заключению, что развитие происходит через противоположность и по кругу, мало завися от каких-либо субъектов. В основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с 3 века до н.э., в дополнение к учению о 5 стихиях или первоосновах – воды, огня, металла, дерева и земли, полярных силах инь и ян, представлению о ци, как о первоматерии, – появилось представление о ли, как о законе, принципе, нормативном начале, разумной творческой силе, находящемся в противоречии с ци. По своей сущности указанные законы ближе к принципам, чем к философским законам в их современном понимании.

Здесь также не рассматриваются законы философской логики, типичным примером которой является система аксиом метафизической логики, являющаяся основой так называемой формальной логики. Таковы закон достаточного основания (мысль является истинной, если она имеет достаточное основание), и закон тождества, сформулированный ещё Парменидом. У Аристотеля можно найти закон исключённого третьего (A или не-А истинно, третьего не дано) и закон противоречия (из двух несовместимых друг с другом суждений по крайней мере одно ложно).

В формальной логике производятся операции над утверждениями, осуществляется доказательство, делаются выводы и обобщения. Законы логики относятся к области мышления, операций над объектами отражённой действительности, и во многом определяются свойствами самих мыслящих субъектов.

Основное внимание далее будет уделено законам, имеющим в первую очередь объективное и онтологическое значение, описывающие сущностные основы мира, его первоначала, в их движении и развитии. Представляемые законы основаны на научном мировоззрении и не затрагивают те области, на которые претендуют религиозное или мистическое мировоззрения.

Законы диалектической философии [ править ]

В рамках диалектического мышления, когда диалектику одновременно полагают ещё и теорией развития, было получено три закона. Считается, что основным из них является закон единства и борьбы противоположностей, в формулировке из [Зубков И.Ф. Курс диалектического материализма. – М., Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990.] этот закон имеет следующий вид:

  • 1) «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу».

В диалектике также имеется закон перехода количества в качество, объясняющий один из возможных способов возникновения нового качества:

  • 2) «Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет».

Закон отрицания отрицания раскрывает диалектику старого и нового:

  • 3) «Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого».

В отношении последнего закона можно также сказать, что преемственность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым новое включает в себя старое в снятом, преобразованном на другой основе виде. Первые два закона были подробно разобраны Георгом Вильгельм Фридрих Гегелем (1770 – 1831) в его «Науке логики», а третий – закон отрицания отрицания – служил Гегелю для построения основ философской системы.

Законы философии, основанные на синкретной логике [ править ]

Сутью синкретной логики является относительная равноценность и самостоятельность любых философских категорий, их определение только друг через друга (аналогично любое число теряет смысл в отрыве от остальных чисел). Принципы и законы формально можно рассматривать как следствия взаимодействия категорий друг с другом. С рождением синкретики связано появление законов, дополняющих указанные выше три диалектических закона. Кроме этого, введение в философии носителей новых философских категорий в соединении с новой философской логикой дало возможность сформулировать целый ряд неизвестных в диалектике законов, имеющих самостоятельное значение в философии. Часть этих законов непосредственно относится к системам носителей, обеспечивая философское обоснование теории систем и системологии в целом. Общее описание имеющихся на сегодня новых философских законов содержится в монографии С. Г. Федосина «Основы синкретики. Философия носителей», М: Эдиториал УРСС, 2003, ISBN 5-354-00375-Х. 464 стр., Табл.28, Ил.11, Библ. 102 назв.

Путём обобщения диалектического закона II перехода количества в качество можно прийти к закону развития противоположностей системы:

  • 4) «Каждая противоположность или совокупность противоположностей системы как целого рождается и скачкообразно изменяется в единстве перехода в неё накопленных изменений всех противоположностей частей системы, а изменения противоположностей системы как целого воздействуют на противоположности её частей».

По своему смыслу диалектическая логика является логикой полярных противоречий – всё сущее необходимо разделять на две противоположные части, описываемые категориями, и затем рассматривать их борьбу и взаимопереходы. В синкретике все категории одновременно являются противоположностями друг другу, поскольку категории являются самыми общими понятиями, а противоположность есть предельная степень различия. Категории противоположны не только в смысле как полярные, противолежащие друг другу, но и в другом смысле, например, как дуальные, дополнительные друг другу, аналогично множеству взаимно перпендикулярных осей системы координат. Первое предложение приведённого выше закона можно проиллюстрировать следующими примерами:

  • новое качество системы возникает не только при изменении количества частей, но и при постоянном количестве частей за счёт изменения качества их взаимодействия; характерными примерами здесь являются: переход от одного изомера молекулы к другому изомеру; переход от капитализма к социализму и обратно, когда при неизменных производительных силах меняются производственные отношения, включающие в себя отношения к средствам производства,
  • новое общее может быть следствием изменения не только единичного, но и особенного, которое является общим по отношению к единичному,
  • новое целое может зависеть не только от изменения частей, но и от изменения группы частей, которая в свою очередь есть целое по отношению к своим частям,
  • новая теория появляется не только под действием практики, но и при определённом сочетании элементов самого теоретического знания,
  • следствие появляется как результат причины, однако при неизменной причине возможно следствие как результат изменения условий, являющихся следствием других процессов,
  • новое может быть не только следствием перехода в него старого, но и результатом появления нового при неизменном старом,
  • необходимость возникает не только как результат перехода в него случайного, но и при сохранении случайного как результат изменения среднего (усреднённого), являющегося необходимым для случайного,
  • новое содержание появляется не только при изменении формы, но и при изменении содержания частей,
  • новая сущность может не приводить к видимому изменению явления, а выражаться через изменение сущности составных частей,
  • эволюция живого определяется не только влиянием неживого, но и самим живым, которое изменяет условия своего существования,
  • структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью (закон относительных или наименьших сопротивлений А.А. Богданова [Богданов А.А. Тектология (всеобщая организационная наука). Т.1. – М., 1989, С.118.]),
  • наиболее ограничивают развитие те факторы, которые имеются в недостаточном или избыточном количестве,
  • возможность определяется итогом прошлой, накопленной действительности, совокупностью всех отношений, связей и элементов настоящего, действительного, а также будущим, влияющим на действительность посредством целеполагания.

Второе предложение закона в свою очередь утверждает зависимость противоположностей частей от изменения противоположностей системы как целого – так, форма и содержание частей может зависеть от изменения формы и содержания целого, а существование частей определяется и законами существования целого.

Однако приведённые выше примеры ещё не полностью раскрывают содержание закона, поскольку они во многом остаются в рамках диалектики. Видна также и неполнота старого диалектического закона перехода количества в качество, поскольку можно обнаружить ещё закон перехода качества в количество, например: в химических превращениях изменение качества реагирующих веществ может сопровождаться изменением количества молекул при неизменном числе входящих в них атомов; школьные отметки зависят от качества обучения; при нагреве жидкости она испаряется (это типичный пример перехода количества в качество), однако данный процесс одновременно есть и переход качества в количество, поскольку в паре в отличие от жидкости среднее расстояние между молекулами существенно больше.

Для перехода от диалектики к синкретике как к более общей многозначной логике следует учесть равноправие и одновременное взаимодействие всех категорий. Рассмотрим это на примере категории содержание. Тогда новое содержание системы появляется не только при изменении формы или содержания частей системы, изменении их количества или качества, но и при изменении любых других категорий – при появлении нового, необходимого или случайного, существенного и несущественного, при изменении причин, сущности и т.д., причём закон остаётся справедливым и в том случае, если система состоит просто из одного элемента. Действие закона не изменится, если вместо содержания взять другую категорию, например качество. Известно, что новое качество может появиться: при изменении качества и количества вещества, энергии и упорядоченности в открытой системе и при их перераспределении в закрытой системе; при замене элементов системы с сохранением их начального количества; при достаточном времени даже для маловероятных случаев; при изменении структуры; при отражении; при моделировании одного другим. Поэтому можно сказать, что достаточное изменение любой совокупности категорий, относящихся к частям системы, приводит к изменению меры как изменению соотношения взаимосвязи и взаимообусловленности противоположностей-категорий системы в целом. Закон развития противоположностей системы в целом носит структурно-иерархический характер и показывает, каким образом система приобретает все свои противоположности.

Диалектический закон I единства и борьбы противоположностей в синкретике приобретает вид закона единства и борьбы противоположностей системы:

  • 5) «Движение и развитие каждой системы обусловлено разрешением противоречий среди множества взаимопроникающих сторон, присущих этой системе и ведущих себя как противоположности по отношению друг к другу».

После замены старого на новое в законе двойного отрицания получается следующая его формулировка:

  • Развитие происходит с сохранением преемственности противоположностей при их взаимопревращениях, на первом этапе развития старое отрицает новое, противодействуя ему, однако на втором этапе новое всё-таки появляется, причём на более высоком уровне, в ещё более совершенном виде.

Закон двойного отрицания в его обычном виде можно понимать как неодолимость старого, невозможность полного его уничтожения – старое всё равно проявляется после второго отрицания. Из указанной дополнительной формулировки закона следует неодолимость нового в смысле неизбежности его появления.

Закон сохранения и изменения организации системы [ править ]

Определим вначале основные черты категорий элемент, система и организация, а затем сформулируем и обоснуем связанные с ними новые законы на основе работы Федосина С.Г. «Физика и философия подобия от преонов до метагалактик», Пермь: Стиль-МГ, 1999, ISBN 5-8131-0012-1. 544 стр., Табл.66, Ил.93, Библ. 377 назв.

Элемент отличается от части тем, что это организованная часть, находящаяся в каких-то отношениях с другими элементами и выполняющая некоторые функции в системе. В зависимости от вида системы элементами могут быть не только объекты или субъекты, но и их свойства, состояния, отношения и характеристики различного вида. В простейшем своём понимании система есть относительно самостоятельная совокупность частей целого [Орлов В.В. Основы философии. Ч.1. Общая философия. Выпуск 2. – Пермь, Пермский университет, 1997.], согласно [Краткий словарь по философии. – М., Изд-во политической литературы, 1966.] система – совокупность элементов, связанных между собой определённым образом и образующих некоторое целостное единство, в книге [Зак С.Е. Принципы и основные законы материалистической диалектики. – М., Высшая школа, 1974.] система – организованное множество, образующее целостное единство или совокупность элементов, между которыми имеются какие-либо отношения, в [Зубков И.Ф. Курс диалектического материализма. – М., Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990.] система определяется как предмет, взятый в диалектическом единстве элементов и структуры, в [Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. – М., Рос. экон. акад., 1998.] система – это объект, который можно каким-либо образом расчленить на относительно автономные составные части (подсистемы и элементы). Имеется и такое определение: система – множество объектов, на которых реализуется заранее определённое отношение с фиксированными свойствами. Очевидно, что каждое из приведённых определений неполно, ухватывая лишь часть истины. Тем не менее, в системе всегда обнаруживается её некоторая целостность, делимость на элементы, структура в виде системообразующих связей между элементами, упорядоченность элементов, а также новые системные качества, которые не проявлялись у элементов по отдельности.

Под организацией в широком смысле понимаются все совокупности устойчивых, одновременно сохраняющихся элементов и связей системы, взятых в их развитии и переходящих одна в другую. Можно также сказать, что организация отражает историю развития множества всех инвариантов системы. Сами же инварианты есть сохраняющиеся во времени объекты (субъекты) с материальными и идеальными атрибутами, свойства, равновесные состояния, законы сохранения, движения и существования систем. Текущая организация отражает то состояние инвариантов системы, которое имеется в настоящий момент.

Закон сохранения и изменения организации системы формулируется следующим образом:

  • 6) «В процессе развития система стремится сохранить свою равновесную организацию и перестраивает её до нового оптимального значения, противодействуя всем влияниям или силам, изменяющим организацию».

Рассмотрим характерные случаи действия этого закона:

  • Первый закон Ньютона (закон инерции): всякая материальная точка сохраняет состояние покоя или равномерного постоянного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не выведет её из этого состояния. Имеющаяся скорость изменения, движения, развития является некоторым инвариантом системы, входит в её организацию и потому стремится сохраниться. Следовательно, система характеризуется не только сохранением, но и изменением, в том числе и самой организации.
  • Третий закон Ньютона: сила, действующая на систему, равна силе обратного противодействия со стороны системы. Здесь имеется в виду, что под действием силы либо меняется состояние движения системы, либо её конфигурация, то есть меняется организация, и система сопротивляется этому.
  • Правило Ленца: индукционный ток в контуре направлен так, что создаваемый им поток магнитной индукции через поверхность, ограниченную контуром, стремится препятствовать тому изменению потока, которое вызывает данный ток.
  • Тела обладают свойством упругости, приводящим к восстановлению формы тел при релаксации.
  • Принцип смещения равновесия Ле Шателье – Брауна: при отклонении внешнего воздействия от равновесного значения в системе происходят процессы регуляции, перестройки, взаимодействия, обмена, ослабляющие эффект от изменения внешнего воздействия, причём при смещении равновесия к новому положению изменение организации системы минимально.
  • Закон роста внутренней энтропии в изолированной системе при переходе к равновесию. В данном случае восстанавливается равновесная организация системы, а изменение энтропии является количественной характеристикой данного процесса.
  • Условие стационарности и развития открытой системы имеет вид:

dS меньше или равно 0, где S — общая энтропия системы. При S = const приращение энтропии dS = 0 и система стационарна, если же dS -18 кг и несёт информацию обо всех существенных его признаках.

Итак, в каждом частном законе можно найти и его справедливость в определённых рамках, и его нарушение за пределами этих рамок, что требует перехода на другой уровень наших знаний для восстановления действия закона. При формулировке закона IV говорилось о том, что диалектический закон перехода количества в качество можно дополнить законом перехода качества в количество, а при описании особенностей синкретной логики было показано, что закон двойного отрицания остаётся справедлив, если в нём заменить категории старое на новое. В отношении рассмотренных выше законов сохранения возникает аналогичная ситуация – если бы они были сформулированы просто законами сохранения, то их следовало бы дополнить и соответствующими законами изменения количества и качества энергии, носителей и информации при переходе на новый уровень бытия, на новый уровень взаимодействия носителей. Данное обстоятельство вытекает из закона единства и борьбы противоречий, применённого к таким противоположностям, как действие закона (любого) и отрицание действия этого закона.

Тогда действие каждого философского закона неизбежно должно переходить в его отрицание, не действенность в тех или иных условиях – нет абсолютного действия законов без всякого учёта условий их действия. Развития как результата разрешения противоречия не получится, если стороны противоречия не окажутся реальными противоположностями (как ни выделяй отдельные части газа в замкнутом сосуде, их взаимодействие снова даёт тот же хаос, тогда как взаимодействие газа и стенок сосуда может изменить состояние газа). Не каждое накопление количественных изменений в предмете неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет. По квантовой механике одна и та же молекула может иметь несколько структурных состояний – изомеров, постоянно переходящих друг в друга (отсюда то, что мы видим, есть среднестатистическая структура). Формально после большого количества таких изомерных переходов молекулы должны получать какое-то новое качество, но на практике мы можем этого не заметить из-за недостатка времени для наблюдения или невозможности определения самого изменения качества. Точно также действие закона двойного отрицания происходит среднестатистически – не в каждом конкретном случае развитие достигает такой степени, что в нём проявляется старое на новом уровне.

Это интересно:

  • Международные договоры рф по вопросам гражданства Международные договоры рф по вопросам гражданства Москва, МВД РФ, ФМС, 2005, 292 странцы Во вторую часть Сборника включены многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданства, правового статуса иностранных граждан, постоянно […]
  • Сводный реестр должностей гражданской службы Электронная библиотека Реестр должностей федеральной государственной службы образуют (ст. 9 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»): перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни […]
  • На ч то дети имеют право На ч то дети имеют право Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его фи­ зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные […]
  • Когда делается возврат налога Возврат подоходного налога по ставке 13% (покупка жилья, ипотека, обучение, лечение, пенсионные взносы) Что необходимо, чтобы вернуть подоходный налог? По результатам налоговой декларации 3-НДФЛ осуществляется возврат налога на доходы физических лиц, удержанного с доходов […]
  • Закон по тосам Закон по тосам Федеральный закон № 131-ФЗ от 16 сентября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые предоставил право ТОСам приобретать статус юридического лица путем регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой […]
  • Приказ мз рк 111 от 23042013 по обработке рук Приказ мз рк 111 от 23042013 по обработке рук Приемная:8 (7187) 341000 | Mail: [email protected] Уважаемые жители города Экибастуз! Меню » Виртуальная приемная » Дрегля Юлия Михайловна: Новая детская стоматология Здравствуйте, я мама маленького Максима. Я хочу рассказать о […]
  • Первое правило терминов Логика - доступно для всех ПРАВИЛА ПОСЫЛОК ПРОСТОГО КАТЕГОРИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА 1– е правило: хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением. Из двух отрицательных посылок заключение с необходимостью не следует. Напр., из посылок «Студенты нашего института (М) […]
  • Сценарий викторины правила дорожного движения Сценки, монологи, миниатюры Меню сайта Категории раздела Интересное Статистика Интересное к празднику Не каждый ребенок может выучить Правила дорожного движения, а играючи - обязательно выучит и запомнит навсегда. Проведите с детьми интересные викторины на тему "Правила дорожного […]
Все права защищены. 2018