Сроки актов подачи в суд

Сроки актов подачи в суд

С 15 сентября 2015 года вступает в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

КАС РФ: НОВЫЕ ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «КонсультантПлюс».

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 01.08.2015.

1. Рассмотрение каких дел урегулирует КАС РФ?

15 сентября 2015 г. за исключением отдельных положений вступает в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Он касается рассмотрения ВС РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений. К ним относятся, например, дела об оспаривании НПА, решений, действий (бездействия) органов власти, а также о прекращении деятельности СМИ. С 15 сентября 2015 г. такие дела, не рассмотренные и находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции, будут рассматриваться по правилам КАС РФ. Сходное положение предусмотрено для апелляционных, кассационных, надзорных и частных жалоб (представлений). Сейчас большинство дел, на которые распространятся правила КАС РФ, рассматриваются в соответствии с ГПК РФ.

КАС РФ не будет применяться при рассмотрении дел, отнесенных федеральным законом к компетенции иных судов (КС РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ), даже если эти дела возникли из публичных правоотношений. Также действие нового Кодекса не будет распространяться на дела, подлежащие рассмотрению в ВС РФ, судах общей юрисдикции в ином судебном (процессуальном) порядке.

Положения КАС РФ не будут регулировать производство по делам об административных правонарушениях и делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

2. Какие «непубличные» дела будут отнесены

Согласно КАС РФ административными станут некоторые дела, рассматриваемые в настоящее время в порядке искового, приказного или особого производства. Например, к ним относятся дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, которые сейчас рассматриваются в порядке искового производства. Еще один пример — дела о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физлиц в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В настоящее время, если налоги и обязательные платежи взыскиваются с граждан, которые не являются ИП, налоговые органы вправе обратиться в суд общей юрисдикции для выдачи судебного приказа (ст. 48 НК РФ и ст. 122 ГПК РФ), только если нет спора о праве. Если же налогоплательщик не согласен с предъявленными требованиями либо судебный приказ отменен (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ), налоговый орган обращается в суд в порядке искового производства.

К административным делам отнесены и дела о прекращении деятельности СМИ. Сейчас они рассматриваются в рамках искового производства.

3. Насколько КАС РФ отличается от ГПК РФ и АПК РФ?

Большинство процессуальных правил почти без изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ: начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

В КАС РФ есть и совершенно новые положения. Например, для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (сейчас в процессуальном законодательстве есть только заявления и исковые заявления). Также закрепляется возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков (при наличии согласия) СМС-сообщениями, если у суда имеется расписка от данных лиц с указанием номера телефона. В настоящее время суды также могут извещать участников судопроизводства посредством СМС-сообщений при соблюдении ряда условий.

4. Увеличен перечень случаев, когда можно обращаться в суд

для защиты интересов неопределенного круга лиц

Обращаться в рамках КАС РФ в суд для защиты прав, свобод и законных интересов других лиц теперь можно будет и в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами. В рамках ГПК РФ эта возможность устанавливается только федеральным законом.

Кроме того, определены новые последствия отказа от административного искового заявления. В частности, если органы, организации и граждане отказываются от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, которые являются субъектами публичных правоотношений, то рассмотрение административного дела по существу продолжается при условии, что отказ не связан с удовлетворением ответчиком заявленных требований.

В ГПК РФ не предусмотрено, как должен действовать суд, если истец отказался от иска, поданного в защиту прав, свобод и интересов неограниченного круга лиц. По общему правилу ГПК РФ отказ от иска, принятый судом, влечет прекращение производства по делу. Исключением являются дела по оспариванию нормативных актов: после отказа от заявления производство по ним не прекращается.

В КАС РФ также указано, что в ситуации, когда органы, организации и граждане отказываются от административного иска, поданного в защиту другого лица, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если его не поддержит лицо, в пользу которого оно подано. Согласно ГПК РФ суд в таком случае обязан продолжить рассмотрение дела по существу, если от этого лица не поступил отказ от иска.

5. Расширены возможности совместного участия истцов

в рассмотрении административных дел

В КАС РФ установлены две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном деле. Это может быть либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением.

Положения КАС РФ, регулирующие процессуальное соучастие, практически полностью совпадают с соответствующими положениями ГПК РФ. Основное отличие заключается в том, что согласно КАС РФ, если процессуальный соучастник намерен вести дело через единого представителя или через уполномоченное лицо, действующих от имени всех истцов (ответчиков), повторная подготовка и рассмотрение административного дела с самого начала не проводятся.

6. Кто и как сможет обратиться в суд с коллективным

административным исковым заявлением?

Сейчас возможность обратиться с коллективным административным заявлением закреплена только в АПК РФ, в ГПК РФ таких правил нет.

Подавать в суд это заявление согласно КАС РФ смогут граждане, а также иные лица, указанные в федеральном законе. Для данного обращения необходимо, чтобы одновременно соблюдались четыре условия:

1) многочисленность группы лиц или неопределенность ее членов, что затрудняет рассмотрение спора в индивидуальном порядке, а также совместную подачу административного искового заявления по правилам процессуального соучастия.

Согласно КАС РФ, чтобы суд рассмотрел требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к этому требованию должно присоединиться не менее 20 лиц;

2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;

3) наличие общего административного ответчика (соответчиков);

4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Вести в интересах группы лиц административное дело, возбужденное на основании коллективного административного искового заявления, может быть поручено (и на это должно быть указано в административном исковом заявлении) одному или нескольким лицам. Они вправе действовать без доверенности.

Если дело по такому заявлению уже находится в производстве, то лица, намеренные обратиться в суд с аналогичным требованием, смогут выбрать, присоединяться ли к заявленному группой лиц требованию (с одновременным прекращением производства по индивидуальному заявлению). В случае отказа от присоединения суд приостановит производство по индивидуальным заявлениям до момента, когда будет принято решение по делу о защите прав и законных интересов группы лиц.

7. Чтобы оспорить НПА, лицам без высшего юридического

образования придется нанимать юристов

Для лиц, которые могут быть представителями в суде, будет установлено дополнительное требование — наличие у них высшего юридического образования. Сейчас такого условия нет ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ.

Гражданин сможет лично вести дела, за исключением ситуаций, когда будут рассматривать административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. В таких случаях заявители без высшего юридического образования вправе будут вести дела только через представителей.

Если гражданин — административный истец намерен вести данное дело самостоятельно, то при подаче административного искового заявления он должен будет указать сведения о наличии у него высшего юридического образования, а также приложить к заявлению копии подтверждающих это документов. В случае когда данное требование не будет соблюдено, суд оставит заявление без движения.

По сути, большинство дел об оспаривании нормативных актов граждане без высшего юридического образования обязаны будут вести через представителей.

8. Распределение обязанностей по доказыванию

Организации, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, должны будут доказывать законность принятых ими нормативных актов, решений, действий (бездействия).

Органы, организации и должностные лица обязаны подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основание своих возражений.

Административные истцы и иные лица, обратившиеся за защитой чужих прав, свобод и интересов, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но должны осуществлять следующее:

— указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

— подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо что возникла реальная угроза их нарушения;

— подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В ГПК РФ отсутствует подобное требование в отношении заявителей по делам, возникающим из публичных правоотношений. В данном случае применяются общие правила доказывания.

9. По административным делам можно будет применять

меры предварительной защиты

Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению (далее — меры предварительной защиты) согласно КАС РФ сходны с мерами по обеспечению иска в гражданском процессе.

Одно из отличий от положений ГПК РФ заключается в том, что в КАС РФ подробнее раскрыты требования к заявлению о применении мер предварительной защиты. В АПК РФ установлены аналогичные требования.

В КАС РФ определены случаи, в которых суд может применить меры предварительной защиты. Одним из них может быть случай, когда защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. В ГПК РФ меры по обеспечению иска разрешается предусмотреть, если их неприменение способно затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

Меры предварительной защиты согласно КАС РФ могут вводиться по заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд для защиты прав других лиц или неопределенного круга лиц. Устанавливать такие меры самостоятельно суд не сможет.

В КАС РФ, как и в ГПК РФ, перечень мер предварительной защиты не является исчерпывающим. Ими могут быть, например:

— приостановление оспариваемого решения полностью или в части;

— запрет на совершение определенных действий.

Суд сможет принимать данные меры, если нет запрета на их применение по определенным категориям административных исковых заявлений.

По заявлению об оспаривании нормативного правового акта суд может использовать только одну меру предварительной защиты — запрет применения такого акта в отношении административного истца. По заявлению об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе приостановить действие данного решения в части, относящейся к административному истцу.

10. Арсенал суда пополнится новыми мерами

Согласно КАС РФ суд наделен широкими полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, а также по устранению препятствий к осуществлению административного судопроизводства. Действия в отношении нарушителей порядка названы «мерами процессуального принуждения». В ГПК РФ также содержатся подобные положения.

Предусмотрены две новые меры процессуального принуждения:

— ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение этого участника слова;

— обязательство о явке.

Ограничение выступления может применяться, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к этому делу, а лишение слова — например, когда участник самовольно нарушает последовательность выступлений или двукратно не исполняет требования председательствующего.

Обязательство о явке — письменное обязательство своевременно являться по вызову суда на заседание и незамедлительно сообщать о перемене места жительства или места пребывания. Такие обязательства суд сможет брать только у лиц, которые по закону должны участвовать в судебном разбирательстве (например, в некоторых случаях это будут представители органов госвласти), а также у лиц, чье участие признано судом обязательным. К лицу, которое не исполнило данное обязательство, могут быть применены привод и наложение судебных штрафов.

Остальные меры процессуального принуждения сохраняют прежние названия, однако их содержание уточнено.

11. Судебные штрафы будут существенно повышены

Максимальный размер большинства штрафов, предусмотренных ГПК РФ, не превышает 1 тыс. руб.

Исключением служит, например, штраф до 5 тыс. руб., который налагается на руководителя судебно-экспертного учреждения или эксперта. Еще один пример — штраф до 2,5 тыс. руб. в ситуации, когда должностное лицо утратило переданные ему на исполнение судебный приказ или исполнительный лист.

В КАС РФ установлены различные размеры судебных штрафов (например, для организаций — не более 50 тыс. руб., а для граждан — не более 5 тыс. руб.).

Увеличится и количество ситуаций, когда суд вправе наложить штраф. Например, штраф может применяться, если сторона по административному делу противодействует своевременной подготовке к судебному разбирательству.

Определены случаи, когда суд обязан наложить на участника административного дела штраф. К таким случаям относится неявка в судебное заседание без уважительных причин лиц, участие которых в нем считается обязательным в силу закона (например, представителей органов государственной власти, должностных лиц) либо признано судом обязательным.

12. В КАС РФ установлены сокращенные сроки принятия

и рассмотрения исковых заявлений

Срок принятия искового заявления к производству будет сокращен с пяти (ГПК РФ) до трех дней с момента его поступления в суд.

В КАС РФ будут закреплены следующие общие сроки для рассмотрения административных дел:

— до трех месяцев — в ВС РФ;

— до двух месяцев — во всех остальных судах.

Продлить их можно будет максимум на один месяц. Для отдельных случаев будут предусмотрены иные сроки. Например, по делам о взыскании обязательных платежей и санкций установлен трехмесячный срок рассмотрения независимо от того, в каком суде рассматривается дело.

Указанные общие сроки, за исключением срока рассмотрения дел в ВС РФ, продолжительнее установленных ГПК РФ в отношении отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений.

Дела об отдельных действиях (бездействии) органов и должностных лиц будут рассматривать в те же сроки, что и сейчас.

13. Жалобы по некоторым делам должны будут подаваться

и рассматриваться в сокращенные сроки

Общие сроки подачи апелляционной жалобы (представления) остаются прежними: месяц со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Однако для отдельных категорий административных дел будут установлены сокращенные сроки подачи апелляционной жалобы (представления).

Кроме того, для некоторых категорий административных дел будут сокращены сроки рассмотрения апелляционной жалобы (представления).

14. Установлены новые условия для подачи заявлений

о пересмотре дел по новым обстоятельствам

Уточняется срок подачи заявления о пересмотре дела при наличии такого вида новых обстоятельств, как определение или изменение в постановлении Пленума ВС РФ либо Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы в конкретном деле, если в соответствующем акте ВС РФ указывается на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов ввиду данного обстоятельства.

Этот срок по-прежнему составляет три месяца со дня вступления в силу постановления Президиума ВС РФ или опубликования постановления Пленума ВС РФ. Однако в КАС РФ есть два уточнения в отношении этого срока, сходных с содержащимися сейчас в АПК РФ.

Во-первых, заявление (представление) может быть подано не позднее шести месяцев со дня вступления в силу последнего акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу. Это действительно для случаев, когда исчерпана возможность обратиться в суд апелляционной и кассационной инстанций.

Во-вторых, если названное обстоятельство выявлено при рассмотрении жалобы (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, срок подачи заявления (представления) исчисляется со дня получения заявителем копии определения об отказе передать дело в Президиум ВС РФ.

15. Определены ситуации, когда дело рассматривается

в упрощенном (письменном) производстве

Указаны случаи, когда административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства. К ним относится, например, ситуация, когда все лица, участвующие в процессе, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

16. Оспорить можно только действующий НПА

Согласно КАС РФ оспаривать можно только нормативный правовой акт, который на момент рассмотрения является действующим. Если НПА на день подачи административного искового заявления еще не вступил в силу, то судья возвращает это заявление. Если же срок акта истек, то судья отказывает в принятии заявления.

Судебная практика на сегодняшний день сложилась иначе: судья отказывает в принятии заявления в обоих названных случаях.

В ситуации, когда недействующим признается нормативный правовой акт более высокой юридической силы, нормативные акты меньшей юридической силы не могут применяться, если воспроизводят содержание указанного акта, основаны на нем и вытекают из него. В этом случае акты меньшей юридической силы можно оспорить в упрощенном порядке, так как нет необходимости доказывать их незаконность.

17. Суд сможет указать, что практика применения НПА

не соответствует его истолкованию

Такое указание суд сможет включить в мотивировочную и резолютивную части решений по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Администрация Корниловского сельского поселения

Порядок обжалования нормативно-правовых актов

  • Главная страница /
  • Нормативно-правовые акты /
  • Порядок обжалования нормативно-правовых актов

Порядок обжалования муниципальных правовых актов

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты разделяются на нормативные и ненормативные.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Порядок обжалования муниципальных правовых актов и действий (бездействие) органов местного самоуправления в суд регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее по тексту – КАС РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (далее по тексту — АПК РФ).

Порядок обжалования нормативных правовых актов регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ ( далее по тексту – КАС РФ)

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим по общему правилу, установленному в статье 22 КАС РФ, подается в суд по месту нахождения органа местного самоуправления (Томский районный суд Томской области по адресу 634050 Томская область, город Томск, улица Обруб, д.8 Тел.: (3822) 903-757).

В статье 209 КАС РФ установлены требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим.

В период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в сроки, установленные главой 24 КАС РФ.

В соответствии со статьей 217.1. КАС РФ судом рассматриваются и разрешаются административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее — акты, обладающие нормативными свойствами), в порядке, установленном главой 21 КАС РФ, с особенностями, определенными статьей 217.1. КАС РФ.

С административным исковым заявлением о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим вправе обратиться лица, указанные в частях 1 — 4 статьи 208 КАС РФ, полагающие, что соответствующий акт обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

С 01.01.2017 административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Порядок обжалования ненормативных правовых актов регулируется главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ ( далее по тексту – КАС РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (далее – АПК РФ).

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих подается в суд по месту нахождения органа местного самоуправления (Томский районный суд Томской области по адресу 634050 Томская область, город Томск, улица Обруб, д.8 Тел.: (3822) 903-757) либо в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих установлены статьей 220 КАС РФ.

По административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 КАС РФ, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Согласно статье 228 КАС РФ, решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть обжаловано по общим правилам, установленным КАС РФ.

С 01.01.2017 административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьей 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными (статья 198 АПК РФ) реализуют:

— граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

— прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В статье 199 АПК РФ установлены требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

В соответствии со статьей 200 АПК РФ, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Согласно статье 4 АПК РФ, заявление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Это интересно:

  • Срок проведения экспертизы по уголовному делу Каковы сроки проведения экспертизы в ГАИ? Добрый день, попала в ДТП, 8 февраля 2017 г., я виновник, назначили экспертизу в ГИБДД, по причине, что заявленные повреждения авто, пострадавшей стороны, не все, соответствуют произошедшей аварии. Прошло уже около 2 месяцев, а экспертизу не […]
  • Приказ 40 от 12022018 департамента образования с изменениями Приказ 40 от 12022018 департамента образования с изменениями 8(495)912-63-37 [email protected] Приказ ДОгМ 12 февраля 2015 г. № 40 «Об утверждении Рекомендаций по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений. » Утверждены […]
  • Жалобы в гостинице были № 28 Жалуемся на плохой сервис в гостинице Здравствуйте, дорогие читатели! К сожалению, даже в самой престижной заграничной гостинице бывает плохой сервис. Проблемы могут быть самого разнообразного характера — неудовлетворительное состояние номеров, не качественная уборка комнаты, […]
  • Размер госпошлины за снятие автомобиля с учета Госпошлина за снятие автомобиля с учета Процедура снятия транспортного средства с государственного учета сопряжена с большим количеством бюрократических нюансов, поэтому справиться с ней без возникновения вопросов достаточно сложно. Конечно, разобраться со всеми сложностями реально, но […]
  • Документы служащие основанием для исчисления и уплаты налогов Какие виды документов могут быть истребованы при проведении выездных налоговых проверок у контролирующего лица в отношении контролируемых лиц? Налоговым кодексом РФ не определен перечень документов (видов документов), которые могут быть истребованы при проведении выездных налоговых […]
  • Основание исчисляемого трудового стажа Заполнение формы СЗВ-К с использованием программы ОАЗИС Заполнение формы СЗВ-К с использованием программы ОАЗИС С 1 января 2002 года в России стартовала очередная пенсионная реформа и вступили в силу законы, регулирующие пенсионное обеспечение. Одним из основных «пенсионных» законов […]
  • Оплата больничного листа при стаже 2 года Стаж для расчета больничного листа в 2018 году Статьи по теме От страхового стажа работника зависит процент оплаты пособия по временной нетрудоспособности. Рассмотрим, что входит в страховой стаж, как он рассчитывается и как влияет на оплату больничного листа в 2018 году. В статью […]
  • Терроризм вид преступления §3. Терроризм (ст. 205 УК) * См.: Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 3 июля 1998 г. // . Российская газета. 1998. 4 авг. Непосредственный объект преступления: основной — основы общественной безопасности. Совершение акта терроризма наруша­ет общественное спокойствие, создает […]

Author: admin