Ст 3221 ук рф комментарий

Содержание:

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Ст. 322.1 УК РФ

1. Введение в УК комментируемой статьи связано с необходимостью усиления защиты Государственной границы РФ (см. комментарий к ст. 322) и обеспечения режима законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Миграция — это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.

В числе основных нормативных правовых актов, определяющих правовые основы миграции в Российской Федерации и регулирующих отношения в области миграции, следует назвать КоАП (гл. 18), Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» ; Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте» (в ред. от 06.05.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.

СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3553; 2006. N 19. Ст. 2092.

В России действует Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» . Данное Соглашение было подписано 6 марта 1998 г. в г. Москве. Однако в настоящее время сектор многостороннего взаимодействия государств — участников СНГ начинает сужаться, а двустороннее сотрудничество в этой области усиливается .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3006.

См., например: Федеральный закон от 04.07.2003 N 100-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашения о реадмиссии)» // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2712.

При решении вопроса об уголовной ответственности по комментируемой статье в каждом случае необходимы ссылки на нормативные правовые акты, поскольку данная норма УК является бланкетной.

2. Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации: а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, необходимым для признания их законными.

Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации.

Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания .
———————————
БВС РФ. 2008. N 4. С. 13.

В ст. ст. 26, 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» перечислены случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается (имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; ранее подвергался административному выдворению из Российской Федерации или депортировался; не может подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; есть решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации) либо может быть не разрешен (использовал подложные документы; сообщил о себе заведомо ложные сведения; два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности; ранее не сдал миграционную карту или уклонился от уплаты налога или административного штрафа и т.д.).

Транзитный проезд по территории РФ обычно осуществляется без права на остановку при наличии визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией государство, действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов и т.д. (см. ст. ст. 29 — 32 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Все эти вопросы подробно регламентированы в гл. IV — VI указанного Закона. Несоблюдение их делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в Российской Федерации незаконным.

Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации — это планирование совершения названных незаконных действий, подбор соучастников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления.

Преступление по конструкции имеет формальный состав, т.е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных незаконных действий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (ст. 33 УК).

5. В ч. 2 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления: совершение предусмотренного ч. 1 этой статьи преступления: а) организованной группой (см. комментарий к ст. 35) либо б) в целях совершения преступления на территории РФ.

6. Глава 18 КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Некоторые статьи КоАП (ст. ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.9) близки по содержанию к рассматриваемой норме. Поэтому квалификация по комментируемой статье УК требует подробного анализа всех обстоятельств содеянного как преступления, а не административного правонарушения .
———————————
БВС РФ. 2008. N 11. Ст. 24.

Комментарий к ст. 322.1 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления признаются общественные отношения, регулирующие въезд в Россию и пребывание в России иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Объективная сторона выражается в организации незаконных: а) въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их пребывания в РФ; в) транзитного проезда через территорию РФ.

Указанное деяние будет незаконным, если оно совершено в нарушение требований, содержащихся в Федеральных законах от 15.08.96 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» . Въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства считается незаконным, если он не может быть им разрешен по законным основаниям (например, в целях обеспечения государственной безопасности, при наличии у лица судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления), осуществлен без российской визы или по недействительным документам, удостоверяющим личность, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Пребывание указанных лиц в России признается незаконным, если истекли сроки их временного пребывания или проживания в Российской Федерации, они находятся на территории, объекте или в организации, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Транзитный проезд через территорию РФ может быть незаконным, если он осуществляется без соответствующих виз и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки.

СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Организация незаконных въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию РФ может выразиться в создании организованной группы или преступного сообщества для осуществления незаконной миграции, планировании их деятельности, подборе соучастников, распределении ролей между ними, обеспечении их необходимыми средствами, руководстве незаконным пересечением Государственной границы РФ. Преступление может быть совершено на территории России или за ее пределами (см. комментарий к ст. 12).

Состав преступления формальный, преступление окончено с момента совершения действий, указанных в законе.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность организации незаконной миграции и желает ее осуществить.

4. Субъект преступления — гражданин Российской Федерации, иностранец или апатрид, организовавший незаконную миграцию, достигший возраста 16 лет.

5. Квалифицированными видами преступления являются: а) совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1, организованной группой (см. комментарий к ст. 35); б) в целях совершения преступления на территории РФ.

К вопросу о совершенствование нормы, предусматривающей уголовную ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ)

Юридические науки

  • Андрюшенков Владимир Александрович , кандидат наук, доцент
  • Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск
  • 322
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
  • УК РФ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
  • СТАТЬЯ
  • ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Похожие материалы

Совершенствование уголовно-правового законодательства представляет собой сложный процесс, направленный на улучшение правовых норм, поскольку преследуется одна единственная цель при этом — приведение нормы в соответствие с современными реалиями социальной действительности, социальными, политическими, экономическими аспектами.

Со стороны законодателя данный процесс получает свое выражение в криминализации одних деяний, декриминализации других, а также в пенализации и депенализации. Используя данные приемы, законодатель стремится к их четкости, формальной определенности, однозначности, логичности построения для того, чтобы выработать продуктивный и действенный метод борьбы с преступлениями в различных сферах человеческой деятельности. В то же время уголовное законодательство должно адекватно и своевременно реагировать на появление новых общественно опасных посягательств.

Преступления, выражающиеся в организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, не являются исключением из вышеуказанного контекста. Однако анализ правоприменительной и судебной практики, материалов средств массовой информации и сети Интернет свидетельствуют об обратном — налицо недостаточная эффективность, которая вызывает необходимость совершенствования норм уголовного законодательства, направленных на противодействие организации незаконной миграции.

Учитывая изложенное, совершенствование регламентации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции должно быть направлено на повышение эффективности противодействия названным посягательствам уголовно-правовыми мерами. Исходя из этого, речь необходимо вести о выработке соответствующих предложений по внесению изменений и дополнений в уголовное законодательство России, а именно в ст. 322 1 УК РФ «Организация незаконной миграции».

Совершенствование уголовного законодательства является частью уголовной политики, и если государство заинтересовано в эффективном преодолении негативных процессов, связанных с незаконной миграцией, оно должно поставить уголовно-правовой барьер на пути, прежде всего, организации незаконной миграции как деяния, представляющего несомненную опасность для нашего общества. Еще во второй половине XIX века М.П. Чубинский справедливо отмечал, что «уголовная политика есть ветвь науки уголовного права; она призвана вырабатывать указания для наилучшей постановки в данной стране уголовного правосудия как путем социальных реформ, так и путем создания лучшего уголовного законодательства. Поэтому она распадается на политику превентивную и политику репрессивную и имеет главной, но не единственной задачей борьбу с преступностью» [1, с.78]. С.Ф. Милюков справедливо указывает, что «ядром и одновременно нормативной базой российской уголовной политики является законотворческая и правоприменительная деятельность государства по созданию и реализации уголовно-правовых норм, регламентирующих борьбу с преступностью посредством привлечения виновных к уголовной ответственности и применения к большей части из них уголовного наказания» [2, с.3]. Как видим, совершенствование регламентации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, выработка предложений по улучшению соответствующих уголовно-правовых норм как с точки зрения юридической техники, так и применительно к реализации их практического применения, изменения и дополнения уголовного законодательства, отвечающие насущным потребностям противодействия преступлениям, своевременная адаптация уголовного закона к современным реалиям.

Одним из таких необходимых изменений и дополнений является следующее обстоятельство. Следует обратить внимание на соответствие названия интересующей нас ст. 322 1 УК РФ «Организация незаконной миграции» содержанию уголовно-правового запрета, закрепленного в данной статье. Описание деяний, образующих объективную сторону организации незаконной миграции, содержится в ч. 1 анализируемой нормы: «Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации». В диспозиции ч. 1 ст. 322 1 УК РФ, при изложении объективной стороны анализируемого состава преступления, речь идет о трех альтернативных способах совершения рассматриваемого преступного деяния [3, с.86]. Это организация: 1) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, 2) их незаконного пребывания в Российской Федерации, 3) незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Два первых альтернативных действия в целом можно охарактеризовать как организацию незаконной иммиграции: речь идет о незаконных въезде и пребывании в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. В то же время третье альтернативное действие — организацию незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации — нельзя однозначно отнести к организации незаконной иммиграции: в данной ситуации имеется как въезд в Российскую Федерацию, так и выезд из нее иностранных граждан или лиц без гражданства (это уже не попадает под понятие «иммиграция»).

Учитывая изложенное, ошибочным будет утверждать о том, что название ст. 322 1 УК РФ не соответствует ее содержанию. Наоборот, название рассматриваемой статьи «Организация незаконной миграции» охватывает разноплановые проявления данного преступления, связанные как с въездом в Российскую Федерацию, так и с выездом из нее. В этой связи нельзя согласиться с предложениями о замене названия рассматриваемой статьи «Организация незаконной миграции» на «Организация незаконной иммиграции».

В науке уголовного права высказаны предложения об изменении диспозиции ч. 1 ст. 322 1 УК РФ. Так, А.В. Сухарникова полагает, что ч. 1 ст. 322 1 УК РФ должна быть изложена в следующей редакции:

«1. Организация незаконной иммиграции, то есть:

а) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства или их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

б) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства путем предоставления жилого или иного помещения и незаконного привлечения к трудовой деятельности либо совершение одного из этих действий после применения административного взыскания за такие же правонарушения;

в) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства путем обеспечения подложными документами для пребывания и (или) трудоустройства на территории Российской Федерации» [4, с.22].

Считаем, что подобная детализация признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322 1 , излишне перегружает текст уголовного закона. Подробное описание в уголовно-правовой норме всех возможных вариантов и способов совершения того или иного преступления было свойственно ранее действовавшим нормативным правовым актам (пик такой детализации приходится на Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.). Современный уровень законодательной техники позволяет при изложении диспозиций уголовно-правовых норм выработать универсальные унифицированные формулировки, охватывающие все возможные варианты преступного поведения, не прибегая к излишней детализации и казуистическому перечислению, характерным для законодательных актов предшествующих эпох.

В связи с этим следует обратить внимание на законодательную технику, при помощи которой сконструирована диспозиция рассматриваемой нами ч. 1 ст. 322 1 УК РФ в действующей редакции: «Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного проезда через территорию Российской Федерации». На наш взгляд, использование троекратного повторения слова «незаконного» при конструировании диспозиции данной нормы явно избыточно.

Кроме того, в ч. 1 ст. 322 1 УК РФ можно избежать двойного использования союза «или» при изложении диспозиции данной статьи, в первом случае заменив равнозначным союзом «либо».

Также в целях более точного формулирования уголовно-правовой нормы, призванной противодействовать организации незаконной миграции, а также недопущения разночтений при толковании уголовного закона в данной части, предлагаем на законодательном уровне рассмотреть вопрос о замене множественного числа при закреплении формулировки «иностранных граждан или лиц без гражданства» на единственное число — «иностранного гражданина или лица без гражданства».

Учитывая изложенное, предлагается изложить диспозицию ч. 1 ст. 322 1 УК РФ «Организация незаконной миграции» в следующей редакции: «Организация незаконных въезда в Российскую Федерацию, пребывания в Российской Федерации либо проезда иностранного гражданина или лица без гражданства через территорию Российской Федерации».

Список литературы

  1. Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права. М., 2010. С. 78.
  2. Милюков С.Ф. Об основных характеристиках российской уголовно-правовой политики // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 2001. С. 3.
  3. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 3221 УК РФ, является единым (единичным) сложным преступлением с альтернативными действиями: объективная сторона представлена двумя или более действиями, совершение любого из которых достаточно для признания преступления оконченным; совершение нескольких действий рассматривается как единое (единичное) преступление и множественности не образует. См.: Бавсун М.В., Баландюк В.Н., Вишнякова Н.В. Конспект лекций по уголовному праву России: (Общая часть): учебное пособие. Омск, 2012. С. 86.
  4. Сухарникова А.В. Методика расследования преступлений, совершаемых в сфере организации незаконной миграции: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 22.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции (действующая редакция)

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 322.1 УК РФ

1. Объективную сторону преступления составляют альтернативно указанные деяния:

— организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;

— организация их незаконного пребывания в Российской Федерации;

— организация их незаконного проезда через территорию РФ.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства считаются находящимися в России законно, если у них имеются действительные вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза или иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в стране.

Организация незаконных пересечения Государственной границы РФ, пребывания на территории РФ и транзитного проезда через Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства означает планирование названных деяний, подбор соучастников, руководство непосредственным совершением преступления и т.д.

2. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Следует иметь в виду, что организационная деятельность составляет объективную сторону данного преступления, поэтому виновное лицо несет ответственность как исполнитель преступления. При квалификации его действий ссылки на ст. 33 УК не требуется.

5. Характер и тяжесть преступления, в целях совершения которого осуществляются указанные в ч. 2 действия, на квалификацию деяния не влияют.

Объективная сторона организации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ)

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 1380 раз

Библиографическое описание:

Кахбулаева Э. Х. Объективная сторона организации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ) // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 226-229. — URL https://moluch.ru/archive/23/2468/ (дата обращения: 16.08.2018).

В юридической литературе содержится большое количество толкований ст. 322 1 УК. Большинство авторов считают, что объективную сторону рассматриваемого преступления альтернативно (либо в любом сочетании) составляют: организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; организация их незаконного пребывания в Российской Федерации; организация их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.1

Однако в судебно-прокурорской практике существует мнение, что законодатель намеренно отделил организацию транзитного проезда союзом «или», а организацию незаконного въезда, пребывания перечисляет как единое деяние. В этом случае организация незаконного пребывания не составляет оконченного преступления без организации незаконного въезда.2

На наш взгляд, данная точка зрения является казуистической и не поддерживается юридической теорией.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 322 1 УК состоит в организации:

а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства;

б) незаконного пребывания их в Российской Федерации;

в) незаконного транзитного проезда их через территорию РФ.

Анализируя объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 322 1 УК, необходимо начать с термина «организация». Организация в Словаре иностранных слов обозначает «строение, устройство чего-либо; совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры. ».1 В Словаре русского языка под организацией понимается «организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина».2

На сегодняшний день в теории нет четкого определения понятий «организация незаконного въезда в Российскую Федерацию» и других указанных в ст. 322 1 УК действий.3

На наш взгляд, применительно к рассматриваемой норме нельзя рассматривать понятие организации незаконной миграции без составляющих ее — незаконного въезда, пребывания и транзитного проезда. По нашему мнению, в термин «организация» вкладывается совершение различных, заранее обдуманных действий, направленных в большинстве своем на извлечение собственной выгоды путем создания условий для незаконного пересечения границы именно третьими лицами.

В науке не определено пока точное понятие «въезд». По мнению А. Бессонова, въезд — это пересечение Государственной границы РФ «по суше путем международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ».4 Однако, российская граница пролегает не только по суше. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе» Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории, определяющая границы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства РФ), это пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.5

Следует подчеркнуть, что не только воздушным, наземным и водным транспортными средствами могут быть пересечены сухопутная, воздушная, водная границы. Как полагают О. и С. Якимовы, она может быть пересечена и вплавь, и пешеходным образом, и нетрадиционным видом транспорта.1 По их мнению, как было указано ранее, криминализация «организации незаконной миграции» излишняя, ст. 322 1 УК созвучна со ст. 322 УК «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации».

Будучи отчасти согласны с мнением Якимовых, стоит заметить, что ст. 322 1 УК предусматривает ответственность не только за организацию незаконного въезда, но и за совершение таких действий, как организация незаконного пребывания в Российской Федерации, а также незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, которые ранее не предусматривались статьями УК РФ.

Давая общее широкое значение понятию «въезд», законодатель определил его как пересечение Государственной границы Российской Федерации любым способом и средством.

Мы солидарны с мнением Н.Г. Кириенко, позиция которого заключается в том, что организация незаконного въезда — это любые действия, направленные на оказание содействия к перемещению иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу РФ на территорию нашей страны в нарушение действующего законодательства Российской Федерации или явившиеся результатом действительного перемещения мигрантов на территорию Российской Федерации.2

В понятие «организация незаконного пребывания в РФ» А. Бессонов включает «совершение действий, направленных на трудоустройство, предоставление жилья, материальных средств на территории России и пр.».3 Таким образом, организация незаконного пребывания в РФ — это совершение действий виновным, направленных на обеспечение местонахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ в нарушение миграционного законодательства.

По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав преступления формальный, преступление, предусмотренное ст. 322 1 УК, будет окончено с момента совершения одного из действий, перечисленных в диспозиции.

Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер. Иными словами, для правильной квалификации содеянного по ст. 322 1 УК диспозиция отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например, к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ (в ред. от 9.03.2010. № 24-ФЗ)1, Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ (в ред. от 19.05.2010. № 86-ФЗ)2, Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002г. № 794 (с изм. от 23 января 2007 г., 28 марта 2008 г.)3, Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство, утвержденного Приказом МВД России от 14 апреля 2003г. № 2504.

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются также Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми на основании данных федеральных законов постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным выше федеральным законом, действуют правила международного договора.

Исследование, проведенное ВНИИ МВД России, показало, что основные трудности возникают с установлением признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 322 1 УК РФ, а также при разграничении указанного преступления от смежных составов административных правонарушений: ст. 18.9 КоАП РФ («Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации») и ст. 18.15 КоАП РФ («Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства»).

Уголовный закон устанавливает ответственность именно за организацию незаконной миграции, как за наиболее опасное деяние, способствующее повышению концентрации лиц, незаконно находящихся на территории страны, что впоследствии способно причинить вред и другим объектам уголовно-правовой охраны, например, личности или сфере экономики. Этот тезис подтверждается данными статистики, которые свидетельствуют о том, что пребывание незаконных мигрантов зачастую связано с совершением ими на территории РФ различного рода преступных деяний.

Организация указанных действий в целом представляет собой сложную многообразную организационную деятельность и охватывает:

— подбор мигрантов за границей;

— решение вопросов с работодателями и сотрудниками органов ФМС России о получении необходимых разрешений;

— обеспечение изготовления, приобретения, оформления и передачи мигрантам подложных документов;

— решение транспортных вопросов;

— поддержание прежних и установление новых связей с должностными лицами, осуществляющими пограничный и иммиграционный контроль;

— обеспечение подготовки мест укрытия (проживания) на территории РФ и т.д.

Подобная организационная деятельность предполагает причастность к ней в той или иной форме многих лиц. Так, может быть несколько фактических организаторов (юридически — соисполнителей данного преступления) по предварительному сговору; соучастие (пособничество) должностных лиц контрольных органов; ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей (поблажки по знакомству) и т.д.

Статья 322 1 УК устанавливает уголовную ответственность за организацию незаконной миграции только в трех указанных формах и только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Те же действия в отношении граждан Российской Федерации уголовно наказуемы лишь применительно к организации незаконного пересечения Государственной границы РФ, но квалифицируются они по ст. 322 УК со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК.1

Организация незаконного пребывания мигрантов в Российскую Федерацию может быть продолжением деяния, связанного с их незаконным въездом в Российской Федерации, либо представлять собой самостоятельное деяние, когда организуется уклонение законно въехавших в Российскую Федерацию мигрантов от выезда из Российской Федерации по окончании разрешенного срока их пребывания в России. Среди организаторов незаконной миграции роли могут распределяться так, что одни организуют незаконный въезд мигрантов в Российскую Федерацию, а другие — их незаконное пребывание в России либо транзитный проезд через территорию РФ. На квалификацию преступления это не влияет.

Состав преступления — формальный. Преступление для фактического организатора считается оконченным с момента незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства либо факта их незаконного пребывания в Российской Федерации (в случае законного въезда и уклонения от выезда при окончании срока пребывания).1

Если говорить об общественной опасности каждого из трех видов действий, образующих объективную сторону состава преступления, предусмотренного статьей 322 1 УК, то, как полагает Ю.Ю. Бышевский, наиболее опасным из них представляется именно организация незаконного въезда указанных лиц в Россию, два других являются в определенной степени производными от первого (организации въезда).2

Как известно, УК РФ предусматривает немало статей, связанных с организацией преступных действий как элементом объективной стороны. Примерами могут служить организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК); организация преступного сообщества (ст. 210 УК) и другие. Кроме того, во многих составах преступлений понятие организации, организованности связано с деятельностью организованных преступных групп (ст. 35 УК). В ст. 322 1 УК это понятие выступает не только в качестве элемента объективной стороны, но и характерной особенностью его квалифицированного вида (п. «а» ч. 2 ст. 322 1 «те же деяния, совершенные организованной группой»). Однако и в том и в другом случае подобное деяние неразрывно связано с понятием организатора преступления, в нашем случае — незаконной миграцией.

Как полагает Ю.Ю. Бышевский, организация совершения преступления, предусмотренного ст. 322 1 УК «Организация незаконной миграции», является основной, определяющей деятельностью, включающей в себя весьма разнообразный круг действий, а именно: разработку преступных планов, подыскание при необходимости соучастников, особенно пособников, определение способов и средств, с помощью которых будет совершаться преступление (оформление документов, подыскание транспорта и так далее).1 Чаще всего организатор преступления бывает и его руководителем. Однако это не означает, что руководство преступлением охватывает и деятельность по организации преступления, которая более многообразна, чем деятельность по руководству совершением преступления. Как представляется, последняя имеет подчиненное значение по отношению к первой.

По нашему мнению, организатор преступления может принять непосредственное участие в выполнении объективной стороны состава преступления, то есть организовать въезд, пребывание, а также транзит через территорию Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, а может остаться в стороне. Для его уголовной ответственности достаточно действий по организации незаконной миграции, то есть въезда, пребывания либо транзита иностранных граждан или лиц без гражданства с нарушением установленного для них на этот счет порядка в соответствии с российским законодательством.

Как представляется, упущением законодателя является то, что привлечь к уголовной ответственности по ст. 322 1 УК можно только лицо, организовавшее незаконный въезд, а привлекут ли к ответственности лиц, способствующих ему, но не вошедших в его организованную группу, остается под вопросом. К примеру, содействие организатору незаконной миграции могут оказать лица, предоставившие помещения для проживания незаконным мигрантам.

Таким образом, в качестве элемента объективной стороны ст. 322 1 УК возможно, на наш взгляд, включение такого деяния, как содействие незаконной миграции, потому как процессы, связанные с незаконной миграцией, зачастую становятся возможными не столько в результате их организации отдельными лицами, сколько в результате содействия (действия либо бездействия) со стороны чиновников, от которых, например, зависит выдача или оформление документов, предоставление рабочих мест и так далее. Очевидно, что таких лиц нельзя отнести к организаторам этого преступления и даже установление их в качестве пособника здесь проблематично. В этом случае конкретно, как, впрочем, и в других, весьма вероятен корыстный интерес, что также, по нашему мнению, требует дополнительного включения его в ст. 322 1 УК в качестве, например, квалифицирующего обстоятельства.

Из вышеизложенного следует, что организация незаконной миграции может быть осуществлена только путем действий, которые могут заключаться в разработке способов незаконного въезда в РФ, поиске лиц, желающих незаконно мигрировать, обеспечении их соответствующими документами, установлении незаконных контактов с лицами, осуществляющими контроль за порядком въезда и пребывания на территории РФ, отвечающих за выдачу виз, и в совершении иных действий, направленных на обеспечение незаконного въезда, пребывания или незаконного транзитного проезда. Деяние будет являться оконченным с момента совершения любого из перечисленных выше действий.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2010; Уголовное право России. Общая и особенная части / Под ред. Н.Г. Кадникова. М., 2006; Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. М., 2006.

2 Шелмаков А.Л. Проблемы применения статьи 322 1 УК РФ «Организация незаконной миграции» // Уголовное право. 2008. № 8. С. 75.

1 Современный словарь иностранных слов. М., 2000. С. 427.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 403.

3 Самойлюк Н.В. Уголовно-правовая характеристика организации незаконной миграции // Миграционное право. 2009. № 4. С. 33.

4 Бессонов А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции // Законность. 2005. № 12. С. 11.

5 Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594.

1 Якимов О., Якимова С. Организация незаконной миграции: проблемы уголовной ответственности // Уголовное право. 2005. № 1. С. 78.

2 Кириенко Н.Г. О квалификации организации незаконной миграции в теории и практике // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2006. Вып. 2. С. 51.

3 Бессонов А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции // Законность. 2005. № 12. С. 11.

1 Российская газета. 1996. 19 августа.

2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

3 СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4520.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 713.

2 Бышевский Ю.Ю. К вопросу о юридической природе уголовной ответственности за организацию незаконной миграции // Российский следователь. 2005. № 6. С. 34.

1 Бышевский Ю.Ю. Указ. соч. С. 35.

Похожие статьи

Правовая регламентация ответственности за организацию.

В соответствии с российским законодательством незаконная миграция представляет собой незаконный въезд на территорию Российской Федерации, незаконное пребывание и незаконный выезд с территории Российской Федерации граждан иностранных государств.

Об организации незаконной миграции несовершеннолетних.

незаконная миграция, УК РФ, Российская Федерация, сопровождение родителей, торговля людьми, повышенная общественная опасность, Россия, Государственная граница, мировое сообщество, незаконное удержание.

Ключевые слова: нелегальная трудовая миграция, Российская.

Часть 1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения.

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль, миграционное законодательство.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

По статистике экспертов ООН, девять процентов населения РФмигранты, причем больше половины из них находится в стране незаконно. Чем опасна нелегальная миграция в России и как с ней бороться?

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ.

незаконная миграция, Российская Федерация, нелегальная миграция, уголовная ответственность, уголовное законодательство, незаконная миграция граждан третьих стран, Москва, Россия, территория.

Административная ответственность в сфере миграционной.

Российская Федерация, административная ответственность, РФ, Россия, миграционное законодательство, миграционная политика, гражданин, Югра, лицо, административное выдворение.

Субъективные признаки незаконной выдачи паспорта гражданина.

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, повлекшая незаконное приобретение гражданства РФ как преступление против

Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 20 определяет, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения.

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности

А незаконная миграция возникает при нарушении правовых (юридических) норм по пребыванию в пределах той или иной территории страны (например, одни мигранты противозаконно проникают через границу государства, другие.

Это интересно:

  • Бронников экспертиза Психобиокомпьютер в бизнесе: экспертиза, диагностика, аналитика, проектирование и создание | Бронников В.М. (Аудио) Год выпуска: 2010Автор: Бронников В.М.Исполнитель: Бронников В.М.Дата и время проведения: 18.04.10 в 18:00 Жанр: Вебинар, Информационное развитие человека Страна: […]
  • Сложносоставное слово правила Можно ли обойтись без длинных и сложных слов? (2014-03-18) Содержание: Сложные слова в русском языке для обычного человека, а особенно для выступающего – предмет особый. Их появление в тексте вызывает некоторое напряжение, неуверенность. Что в конечном итоге может привести к «сбивке» […]
  • Получение страховой выплаты по осаго документы Экспресс-заявка на страхование Проверка состояния выплат Узнать номер выплатного дела ОСАГО: страховой случай Что делать при ДТП? Включите аварийную световую сигнализацию, выставьте знак остановки (на расстоянии 15 м — в черте города, 30 м — за городом) Если в ДТП пострадали люди, […]
  • Какие документы нужны для вступления наследства без завещания Вступление в наследство: по закону по завещанию. Оформление наследства: документы и сроки. Вопрос наследства рано или поздно касается практически каждого гражданина в связи со смертью его родных и близких, после чего встает вопрос оформления наследства. Кто имеет право на наследство, […]
  • Выписка о выплате пенсии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Вы можете воспользоваться несколькими вариантами для получения всей необходимой информации: С помощью Личного кабинета гражданина на сайте ПФР: С его помощью можно узнать о количестве пенсионных баллов и длительности страхового стажа, […]
  • Как не пожалеть о разводе А кто-то пожалел о разводе? (3271 просмотров) Вопрос даже не в самом разводе,а в том,что вроде как с жиру бешусь. Ситуация такая -есть муж ( женаты 10 лет),ребонок ( 4 года ). Муж он замечательный,отец -отличный,любовник -очень хреновый ,нормально зарабатывает, особо не ущемляет. Но […]
  • Срок пребывания в отпуске по уходу за ребенком Статья 256. Отпуска по уходу за ребенком СТ 256 ТК РФ. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными […]
  • Пенсии крымских пенсионеров ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 мая 2016 В связи с обращениями граждан по поводу получения пенсии в прежнем размере Пенсионный фонд России дает разъяснения. Все плановые […]

Author: admin