Субъекты право частной собственности на землю

Субъекты права частной собственности на земельные участки

Субъектами права частной собственности на земельные участки являются граждане и юридические лица. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЗК РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько ограничений:

1) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

2) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

3) в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются только граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятие и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО;

4) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на частных земельных участках, по общему правилу имеют, как и граждане РФ, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, но Президент РФ может устанавливать перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (ч. 5 ст. 35 ЗК РФ).

  • Объекты права частной собственности на земельные участки
  • Содержание частной собственности на земельные участки

Субъекты право частной собственности на землю

17. Субъекты права собственности и формы собственности на землю и природные ресурсы

Субъектами права собственности на землю и природные ресурсы в соответствии с Конституцией РФ являются государство, муниципалитеты, граждане и их объединения. Таким образом, действующая Конституция установила частную собственность на землю и иные природные ресурсы. На ее основании действует ряд законов и иных нормативно-правовых актов, определяющих пределы и особенности этой формы собственности.

Субъекты права собственности на землю и природные ресурсы подразделяются следующим образом: государство – Российская Федерация и субъекты Федерации; муниципалитет – органы местного самоуправления; граждане – физические лица, обладающие статусом граждан; объединения с определенными особенностями – юридические лица, участниками которых в специфическом качестве людей быть и органы.

ГК РФ (ст. 212 «Субъекты права собственности») называет граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъектов РФ, муниципальные образования.

Федеральный закон от 19 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» также в качестве собственников земли называет Российскую Федерацию, ее субъектов, муниципальные образования и перечисляет основания включения земельных участков в федеральную собственность, муниципальную и собственность субъектов РФ.

Следует различать два вида осуществления собственности – в публично-правовой форме и в частноправовой. Государству и его органам в силу их конституционной природы наиболее свойственно осуществление права собственности в публично-правовой форме, обеспечивающей реализацию суверенитета над территорией страны и природоохранительной функции. Но оно может в необходимых случаях, как это и происходит в действительности, вести хозяйственную деятельность на рынке, эксплуатируя, например, нефтяные ресурсы страны, а может передавать эту функцию юридическим лицам, действующим в рамках частного права, в частноправовой форме.

Субъектное разграничение и установление на отраслевом уровне права действовать в публично-правовой либо частноправовой форме определяют условия осуществления права природопользования как в целом, так и применительно к различным объектам, целям и видам.

Во всех случаях, независимо от субъектной принадлежности или формы собственности, пользование природными объектами должно соответствовать соблюдению экологических и иных интересов общества.

Государственная собственность на природные ресурсы делится на федеральную, муниципальную и субъектов РФ.

Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любое имущество, любые природные ресурсы. Удельный вес государственной собственности в целом и в области природных объектов в частности еще очень велик.

В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан и юридических лиц.

Таких видов имущества в законодательстве о природных ресурсах указано немало: недра земли, объекты лесного фонда, водного фонда и другие объекты. В любом случае оборотоспособность природных объектов может регулироваться только федеральным законом.

Субъекты право частной собственности на землю

Объекты и субъекты права собственности на землю

Объекты права собственности на землю

Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).

К объектам права собственности на землю ЗК РФ относит ( ст. 15 ЗК РФ ):

    1. земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (земельные участки в частной собственности);
    2. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Обязательные характеристики объекта права собственности на землю:

    • индивидуализация (кадастровый номер, определенные границы и месторасположение, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования);
    • качественные характеристики земельного участка (доли земли);
    • кадастровая оценка;
    • оборотоспособность;
    • делимость (соответствующий размер).

Объекты государственной собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    • федеральной собственности;
    • собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований ( ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности называются не земельные участки, а земли . Таким образом, признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования (разграничения) земельных участков.

В федеральной собственности находятся земельные участки (ст. 17):

    1. которые признаны таковыми федеральными законами;
    2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством .

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки (ст. 18):

    • которые признаны таковыми федеральными законами;
    • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством ;
    • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Объекты муниципальной собственности на землю

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

    1. которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
    2. право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    4. которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Субъекты права собственности на землю

Субъекты права собственности на землю — лица, ко­торые в установленном порядке признаны или являются собственни­ками конкретного земельного участка.

К субъектам права собственности на землю ЗК РФ относит ( ст. 15 ЗК РФ ):

    1. физических лиц (граждан; лиц без гражданства и иностранных граждан — с ограничениями);
    2. юридических лиц (в т.ч. иностранных — с ограничениями);
    3. Российскую Федерацию;
    4. субъектов РФ;
    5. муниципальные образования.

Для субъекта права собственности на землю обязательно наличие праводееспособности.

От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований полномочия осуществляются специально уполномоченными органами, которые могут выступать в качестве:

    • собственника;
    • административного органа.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

    • на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и
    • на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

О правах иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на земельные участки в границах морского порта см. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

О правах иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ

Земельное Право

Согласно действующему российскому земельному законодательству земля в Российской Федерации находится в государственной, муниципальной и частной собственности.

Множественность форм собственности на землю впервые была законодательно провозглашена в Законе РСФСР 1990 г. «О земельной реформе» и, по сути своей, явилась одним из важнейших достижений проводимой в нашей стране земельной реформы, поскольку советский период характеризовался правом исключительной государственной собственности на землю, физическим и юридическим лицам участки могли быть предоставлены только в пользование, какие-либо сделки в отношении земли и земельных участков были запрещены.

Согласно же действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии с действующим гражданским законодательством (п. 4 ст. 212 ГК РФ) права всех собственников (независимо от формы собственности) защищаются равным образом. Таким образом, виды прав на землю определены в отечественном законодательстве «по субъекту», так как основным законом государства определен круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правом на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Под субъектом права собственности на землю следует понимать лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на законном основании. При этом физические и юридические лица как субъекты права собственности объединены понятием права частной собственности на землю; субъектами права государственной собственности на землю являются соответственно Российская Федерации и ее субъекты; субъектом права муниципальной собственности на землю – муниципальные образования. Причем именно в зависимости от того, находится земля в собственности физического лица, юридического лица, государства, государственного или муниципального образования, определяются основания приобретения и прекращения права собственности на землю.

Частная собственность на землю представлена в Российской Федерации собственностью физических и юридических лиц. Согласно положений статьи 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. Количество и стоимость находящегося в собственности частных лиц имущества законом не ограничивается, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законодательно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Отдельные ограничения – в общей площади земельных участков, находящихся в собственности одного гражданина, его родственников и созданных с его участием юридических лиц – установлены для земель сельскохозяйственного назначения.

В частной собственности – собственности физических и юридических лиц – находятся земельные участки, приобретенные названными субъектами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).

Согласно действующему земельному законодательству физические и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В собственность частных лиц могут быть предоставлены практически любые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лишь тех, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Однако закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлен запрет на приобретение в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Собственниками земельных участков могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, за исключением унитарных государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственником учреждений, за которыми земельные участки закрепляются на началах ограниченных вещных прав. Отдельные юридические лица, хотя и являются собственниками приобретенных ими земельных участков, могут использовать последние только для целей, предусмотренных их учредительными документами (в частности, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды).

Право частной собственности на земельный участок возникает по следующим основаниям: 1) из договоров и иных гражданско-правовых сделок (в частности, купли-продажи, мены, дарения, ренты); 2) из соответствующих актов государственных и муниципальных органов; 3) из судебных решений об установлении права собственности на землю; 4) в результате приобретения земельного участка в порядке наследования; 5) в результате приобретения имущества по иным законным основаниям; 6) вследствие наступления событий, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.

Гражданин или юридическое лицо – собственник земельного участка обладает полным объемом правомочий собственника. Собственник земельного участка вправе владеть земельным участком, самостоятельно хозяйствовать на нем, использовать участок, а также имеющиеся на нем общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, с соблюдением требований законодательства возводить на своем земельном участки объекты недвижимости и пр.

Собственник должен использовать земельный участок в соответствии с его назначением, рационально и эффективно. При использовании земельного участка он обязан, во-первых, соблюдать требования действующего законодательства, а во-вторых, не нарушать права и законные интересы других пользователей и иных лиц.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся, соответственно, в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение же государственной собственности на землю на федеральную собственность (собственность Российской Федерации), собственность государственных образований (собственность субъектов Российской Федерации) и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю». До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено законодательством (п. 10 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Российская Федерации как государство может участвовать в земельных отношениях, во-первых, в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, поименованные в статьях 9-10 ЗК РФ, во-вторых, в качестве собственника земельных участков. Причем выступая в гражданском обороте во втором качестве (собственника земельных участков), государство по своему правовому статусу приравнивается к другим участникам имущественных отношений – физических и юридических лиц, так как обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков (в соответствии со ст. 124 ГК РФ).

Государственная собственность на землю в Российской Федерации подразделяется соответственно на федеральную собственность (собственность Российской Федерации) и на государственную собственность субъектов Российской Федерации (собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения). При этом от имени Российской Федерации и от имени субъектов Российской Федерации права собственника земельных участков осуществляют соответствующие органы государственной власти (в пределах их компетенции). В частности, от имени Российской Федерации права собственника земельных участков (по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами) осуществляет Министерство имущественных отношений РФ. В отдельных случаях, предусмотренных соответствующими нормативными актами) от имени собственников – государственных образований могут выступать государственные и муниципальные органы, а также граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ).

Согласно положениям статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся:

  • земельные участки, признанные таковыми федеральными законами;
  • земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • земельные участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

При этом в федеральной собственности могут находиться земельные участки, не предоставленные в частную собственность (собственность физических и юридических лиц) по основаниям, предусмотренным вышеназванным законом.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся:

  • земельные участки, признанные таковыми федеральными законами;
  • земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • земельные участки, приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 18 ЗК РФ).
  • В собственности субъектов Российской Федерации, при условии, что они не предоставлены в частную собственность физических и юридических лиц, могут находиться:
  • земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации;
  • земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
  • земельные участки, занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация и ее субъекты как собственники земельных участков осуществляют управление и распоряжение такими объектами, непосредственное же владение и пользование находящимися в государственной собственности земельными участками осуществляют физические и юридические лица, которым последние предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение или в аренду.

Согласно статьи 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с Федеральным законом РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований) устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. При этом территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целей назначения.

В муниципальной собственности согласно земельному законодательству (ст. 19 ЗК РФ) находятся:

  • земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;
  • земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • земельные участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При этом в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, не представленные в частную собственность физических и юридических лиц по основаниям, предусмотренным Федеральным законом РФ «О разграничении государственной собственности на землю».

Закон оговаривает также, что в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут на безвозмездной основе передаваться земли, находящиеся в государственной собственности (в собственности Российской Федерации и ее субъектов), в том числе и за пределами границ муниципальных образований. Однако, следует заметить, что в таких субъектах Российской Федерации, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург земельные участки при разграничении государственной собственности на землю в муниципальную собственность не передаются, так как право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах возникает при передаче соответствующих земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. В отдельных случаях, предусмотренных законом, данные правомочия могут осуществлять иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления.

Таким образом, ЗК РФ выделяет, главным образом, три основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:

1. Специальное указание в федеральном законе (законе субъекта Российской Федерации – для муниципальной собственности) на принадлежность земельных участков. Так, к примеру, согласно статье 13 Федерального закона РФ от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий.

2. Принятие Правительством РФ актов об утверждении перечней земельных участков, на которые право собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает при разграничении государственной собственности на землю, а также вступление в законную силу судебных решений по спорам, связанным с разграничением права государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом РФ «О разграничении государственной собственности на землю».

Вышеупомянутые перечни земельных участков подготавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям (в настоящее время – Министерство имущественный отношений РФ). После утверждения таких перечней земельных участков Правительством РФ сведения о включенных в них земельных участках вносятся в документы государственного земельного кадастра.

3. Приобретение земельных участков Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями в результате совершения гражданско-правовых сделок с другими участниками гражданского оборота, в порядке наследования от граждан, и по иным гражданско-правовым основаниям.

Также в государственной или муниципальной собственности находятся не предоставленные в частную собственность физических и юридических лиц участки из земель, специально указанных ибо непосредственно в ЗК РФ, либо в Федеральном законе РФ «О разграничении государственной собственности на землю».

Коме того, в государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников соответственно для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ), а также реквизированные и конфискованные земельные участки (ст. ст. 50, 51 ЗК РФ). Земли, национализированные в установленном законом порядке, также поступают в государственную собственность (ст. 235 ГК РФ), а бесхозяйные земельные участки становятся муниципальной собственностью (ст. 225 ГК РФ).

Субъекты и объекты права собственности на землю

4.3.1. Право государственной собственности Республики Беларусь

В период существования СССР в условиях национализации земли право государственной собственности на землю существовало как исключительное право.

Право государственной собственности Республики Беларусь на землю начало складываться с 1990 г. одновременно с формированием самостоятельной правовой системы Республики Беларусь. Декларацией Верховного Совета Белорусской ССР, принятой 27 июля 1990 г., земля и другие природные ресурсы на территории Белорусской ССР объявлялись собственностью белорусского народа, за которым признавались исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Принадлежность земли только Республике Беларусь как базовый принцип земельных отношений была закреплена Законом БССР «О собственности в Белорусской ССР» от 11 декабря 1990 г.

В ходе проведения земельной реформы правовой режим государственной собственности на землю существенно изменился. Она утратила свое монопольное положение. В настоящее время законодательство Республики Беларусь не употребляет понятия исключительной государственной собственности на землю. После введения частной собственности на землю объектом права государственной собственности являются все земли Республики Беларусь кроме земель, переданных в частную собственность и собственность иностранных государств.

Правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, в связи с их включением в гражданский оборот усложнился, хотя и определяется в основном делением этих земель на категории и виды в соответствии с целевым назначением земель.

Применительно к земле принцип двухуровневых отношений государственной собственности, установленный ГК (ст. 215) в виде республиканской собственности (собственности Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственности административнотерриториальных единиц), не получил адекватного законодательного закрепления.

Законодательством четко определены только виды земель, находящиеся в республиканской собственности (собственности Республики Беларусь). В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» от 5 мая 1998 г. к таким землям относятся земли сельскохозяйственного назначения, обладающие особым правовым режимом, и иные земли, не подлежащие передаче в частную собственность, перечень которых установлен Кодексом о земле (ст. 38).

Для административно-территориальных единиц, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении», земля и другие природные ресурсы выступают как экономическая основа местного управления и самоуправления, но в состав коммунальной собственности не входят.

4.3.2. Право частной собственности на землю

Право частной собственности на землю юридических и физических лиц является условием их экономической свободы. Круг субъектов этого права ограничен и определяется земельным законодательством.

Право частной собственности на землю граждан. В соответствии со ст. 11 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки могут приобретаться в частную собственность гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, земельное законодательство устанавливает для граждан — собственников земельных участков — специальные требования:

> наличие гражданства Республики Беларусь;

> наличие постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, которое можно определить исходя из требований ст. 19 ГК.

Только при соблюдении этих двух условий гражданин может в установленном порядке приобрести в собственность земельный участок.

Временный выезд за границу по причинам, которые законодательство считает уважительными, не препятствует получению земельного участка в частную собственность.

Граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за границей, в отношении права собственности на землю приравнены по своему правовому положению к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Лица, утратившие право собственности на землю до 16 июня 1993 г. (т. е. до принятия Закона Республики Беларусь «О праве собственности на землю»), не пользуются никакими преимуществами на получение земельных участков в частную собственность.

Право частной собственности на землю юридических лиц. В соответствии со ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями.

Объектом права частной собственности на землю являются индивидуально-определенные земельные участки (или их части), которые передаются гражданам и юридическим лицам для определенных целей и в установленных размерах.

Каждый земельный участок является самостоятельным объектом права частной собственности на землю. Размер каждого земельного участка и общая площадь всех земельных участков, находящихся в частной собственности, определяется в соответствии с установленными земельным законодательством нормами предоставления земли и целями, для которых земля передается в собственность.

Частная собственность граждан ограничена потребительскими целями. В собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для:

> ведения личного подсобного хозяйства;

> строительства и обслуживания жилого дома;

> ведения коллективного садоводства;

> дачного строительства (ст. 34 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Юридическим лицам, в соответствии со ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле, земельные участки могут передаваться в собственность в следующих случаях:

> при приватизации объектов государственной собственности. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь;

> приватизация земли в данном случае ограничена не только наличием земель, которые не передаются в частную собственность, но и наличием объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации;

> при осуществлении инвестиционных проектов.

4.3.3. Право собственности на землю иностранных государств

Иностранные государства могут быть участниками земельных отношений, в том числе отношений земельной собственности, в случаях, установленных законодательством. Статья 1 п. 3 ГК устанавливает приори- тет норм Конституции Республики Беларусь и норм международных договоров в регулировании отношений с участием иностранных государств.

С учетом этого обстоятельства и сложившихся правил межгосударственных взаимоотношений регулируются отношения собственности иностранных государств на землю в Республике Беларусь.

Право собственности иностранных государств на землю как совокупность правовых норм формируется с учетом конституционных положений о приоритете общепризнанных принципов международного права, о соответствии им законодательства (ст. 8 Конституции) и необходимости обеспечить суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь как неотъемлемых признаков самостоятельного государства (ст. 1, 9 Конституции). В соответствии со ст. 37 Кодекса Республики Беларусь о земле допускается приобретение участков иностранными государствами только для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь.

Иностранное государство может приобрести в собственность эти земельные участки, если будут соблюдены следующие условия:

1. В соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих целей приобрести земельный участок в собственность на территории иностранного государства.

2. Одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей.

Таким образом, в этих отношениях применяются правила взаимности.

Земельно-правовой режим участка, предоставленного для размещения и деятельности постоянных органов внешних сношений иностранных государств на территории Республики Беларусь, в том числе передача земельного участка в собственность иностранного государства, не влияет на иммунитеты и привилегии, которыми обладают дипломатические представительства и консульские учреждения в соответствии с международными конвенциями о дипломатических и консульских сношениях.

Это интересно:

  • Вопрос юристу по услугам жкх Бесплатные услуги юриста в сфере ЖКХ и коммунальным платежам Нерешенные вопросы ЖКХ очень часто доставляют массу неудобств гражданам России. Но справиться с этими проблемами самостоятельно не всегда возможно – для этого необходима определенная база знаний и опыт. Помочь решить подобные […]
  • Кредитный кооператив мошенничество Кредитный кооператив: выгода или мошенничество? Выбрать надежного партнера для сохранения своего капитала, пожалуй, самая сложная задача. Ведь от такой компании нужны гарантии, что Ваши деньги вернутся к Вам, да ещё и с процентами. Сегодня, всё больше пользуется популярностью кредитная […]
  • Ликвидация организации какие документы Срок хранения документов после ликвидации ООО Обновление: 2 августа 2017 г. В процессе процедуры ликвидации может накопиться большой объем документов. Документы после ликвидации ООО нельзя просто уничтожить или выбросить. Что с ними делать, расскажем в этой статье. Какие документы могут […]
  • Сколько делается справка 2 ндфл по закону 2-НДФЛ: за какой период выдается Актуально на: 3 декабря 2015 г. Работодатель (налоговый агент) обязан выдать сотруднику по его письменному заявлению Справку по форме 2-НДФЛ (п. 3 ст. 230 НК РФ). За какой период выдается Справка 2-НДФЛ? Как правило, она формируются для сдачи в налоговую […]
  • Прописываем принтер в реестре Как удалить принтер в windows 7 полностью Как удалить принтер простой способ удаления Часто при удалении принтера из системы может возникать ряд проблем, когда появляются ошибки или происходит неполное удаление. Также при установке нового устройства и драйверов появляются различные […]
  • Пособие при ликвидации ооо Ликвидация предприятия: выплаты работникам Актуально на: 30 сентября 2016 г. Прекращение деятельности при ликвидации организации – форсмажорное событие, которое затрагивает всех без исключения работников. Об увольнении в связи с ликвидацией предприятия и выплатах, причитающихся […]
  • Киселев приговор суда Киселев приговор суда Предлагаем Вам новую версию сайта Свердловского областного суда. В случае возникновения технических сбоев Вы можете получить необходимую информацию по ссылке: http://oblsud.svd.sudrf.ru Если Вас не затруднит, отправьте свое мнение о новом сайте по адресу: […]
  • Новый расчет земельного налога Земельный налог Расчет земельного налога. Калькулятор рассчитывает земельный налог по кадастровой стоимости участка земли и ставке земельного налога. Кадастровую стоимость участка земли можно найти на портале Росреестра, очень удобно. Ставка земельного налога определяется муниципальным […]

Author: admin