Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Субвенции и субсидии в образовании

Содержание:

Дотации и субвенции как основы регулирования местных бюджетов

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся (часть 3 статьи 9 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»):

1) нормативные отчисления от регулирующих доходов:

2) дотации и субвенции местным бюджетам;

3) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

4) средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

На муниципальном уровне периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджета муниципального образования. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации, субвенции и субсидии.

Дотации — средства, выделяемые местным бюджетам в твёрдой сумме из бюджетов субъектов РФ без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципальных образований.

Субвенции — суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определённый срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.

Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, а после принятия положительного решения проверять достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов.

Субвенции и субсидии в образовании

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга в целях выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

2. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований образуют фонд финансовой поддержки внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, который формируется в бюджете Санкт-Петербурга за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга.

3. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, включая определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, осуществляется в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (далее — Методика) согласно приложению к настоящему Закону Санкт-Петербурга.

4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований могут быть частично или полностью заменены дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от установленного законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга доходного источника местных бюджетов (далее — дополнительные нормативы отчислений).

5. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, распределение дотаций между муниципальными образованиями и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений утверждаются законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга.

6. Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в части, не урегулированной настоящим Законом Санкт-Петербурга, осуществляется в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

Глава 3. Субвенции бюджетам муниципальных образований

Статья 6. Формирование субвенций

1. Субвенции предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации и Санкт-Петербурга, переданных органам местного самоуправления в установленном порядке.

2. Субвенции формируются в бюджете Санкт-Петербурга за счет:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 марта 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 11 марта 2014 года N 101-21. — См. предыдущую редакцию)

субвенций бюджету Санкт-Петербурга из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральных органов государственной власти;

собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Статья 7. Порядок распределения субвенций

1. Субвенции распределяются между всеми муниципальными образованиями, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, в соответствии с единой для каждого вида субвенции методикой расчета объема субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, утверждаемой законом Санкт-Петербурга о наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления, разработанной с учетом требований бюджетного законодательства.

Распределение субвенций осуществляется пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, по другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных услуг в муниципальных образованиях.

2. Распределение субвенций утверждается законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

3. Допускается утверждение не распределенной между муниципальными образованиями субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, на те же цели в процессе исполнения бюджета Санкт-Петербурга без внесения изменений в закон Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга.

Статья 8. Порядок предоставления и расходования субвенций

1. Предоставление субвенций в части, не урегулированной настоящим Законом Санкт-Петербурга, осуществляется в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

2. Субвенции, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Субвенции, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга, расходуются в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

4. Перечень и коды целевых статей расходов местных бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из бюджета Санкт-Петербурга, определяются в порядке, установленном финансовым органом Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 11 марта 2014 года N 101-21. — См. предыдущую редакцию)

Глава 4. Субсидии бюджетам муниципальных образований

Статья 9. Формирование субсидий

1. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Правительство Санкт-Петербурга утверждает на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Санкт-Петербурга, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения.
(Абзац дополнительно включен с 14 марта 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 11 марта 2014 года N 101-21)

2. Субсидии формируются в бюджете Санкт-Петербурга за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 11 марта 2014 года N 101-21. — См. предыдущую редакцию)

Статья 10. Основания и условия предоставления субсидий

1. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении местному бюджету субсидии является муниципальная программа, утвержденная местной администрацией муниципального образования и согласованная соответствующим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (далее — программа).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 11 декабря 2012 года N 638-112. — См. предыдущую редакцию)

2. Программа — документ, описывающий комплекс мероприятий в соответствующем финансовом году, направленных на улучшение качества жизни населения муниципального образования и решение определенного вопроса местного значения.
(Абзац дополнен с 24 апреля 2012 года Законом Санкт-Петербурга от 13 апреля 2012 года N 119-21, — см. предыдущую редакцию)

Программа должна иметь название, отражающее наименование вопроса местного значения, и содержать следующие обязательные разделы:

основные цели программы;

ожидаемые конечные результаты реализации программы, измеряемые количественными показателями;

сроки реализации программы в пределах финансового года (абзац дополнен с 24 апреля 2012 года Законом Санкт-Петербурга от 13 апреля 2012 года N 119-21, — см. предыдущую редакцию);

общий необходимый объем финансирования (с указанием объемов финансирования за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета и объемов финансирования за счет субсидии местному бюджету);

Субвенция и субсидия как вид материальной помощи от государства

Государство должно помогать своим гражданам. Это безоговорочный тезис. В любом организованном обществе существуют незащищенные категории, так же и в нашей стране.

В силу каких-либо ситуаций граждане могут испытывать нужду в финансовом обеспечении. Это может быть связано с вооруженными конфликтами в местах, откуда прибывают беженцы, также помощь потребуется одиноким матерям, многодетным семьям, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим гражданам и т.д.

Иногда нехватка средств к существованию может наблюдаться в целых регионах. Тогда приходится финансировать бюджеты семей и целых населенных пунктов из более крупной казны.

Область применения

Существуют такие понятия как субсидия и субвенция.

Если с первым наш российский гражданин более или менее знаком, то второе немного заводит в тупик. Если начать разбираться, то оба этих термина в целом означают материальную помощь от государства.

Это может быть поддержка перспективных проектов какого-либо предприятия или отдельного предпринимателя, а может иметь адресную и срочную направленность, то есть направляться конкретному гражданину или группе граждан.

О них немного позже. Эту поддержку государство оказывает достаточно обширному кругу субъектов, к тому же нередко ей свойственна узкая направленность.

Субсидия, как правило, больше относится к социальной сфере. Иными словами, это помощь незащищенным слоям населения, определенным социальным группам, стимулирование чего-либо (рождаемости, трудоустройства в сельской местности, педагогической деятельности и пр.).

Субвенция может затрагивать и социальную область, и предпринимательство, и какие-либо инновационные проекты, строительство и т.д.

Здесь ясно одно: средства переходят от одного бюджета к другому. То есть, общими словами, это государственное финансирование, виды трансфертов, распределяемых между уровнями бюджетной системы. Нередко субсидией обозначают социальные льготы для граждан.

Определение понятий

Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.

Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.

Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.

Основные свойства выплаты:

  • безвозмездность (полученная сумма не подлежит возврату);
  • долевое финансирование (с ее помощью может быть оплачена лишь часть услуги или продукта);
  • целевая направленность (субсидия выделяется для осуществления каких-либо первоочередных целей).

Если субъект не выполнил соответствующие требования в срок или в полном объеме, то он будет обязан возместить размер субвенции. Она, кстати, может покрывать расходы на реализацию финансируемого проекта полностью. Расходование собственных средств в таком случае может и не понадобиться.

Характерные черты:

  • срочность (достижение результата запланировано на конкретное время, дату, период);
  • строгое целевое расходование (вышестоящий орган обязательно проконтролирует, все ли средства ушли по назначению, и в полной ли мере оправданы предыдущие прогнозы).

Примеры предоставления

Итак, начнем с субсидии. Самым ярким примером могут стать федеральные и региональные программы помощи молодым семьям, где из бюджета выделяются некие суммы для улучшения жилищных условий. Чаще всего на такую субсидию нормальную квартиру или дом в городе не купишь, приходится добавлять деньги из своего кармана или брать кредит.

Также в качестве субсидии подойдет выделение средств на частичное финансирование ремонта центрального парка поселка, так называемая помощь от областного бюджета местному.

Субсидией будет также выделение набора продуктов пенсионерам ко Дню Победы. Сюда же можно причислить выдачу новой школьной формы детям из малоимущих семей к 1 сентября. Тот же статус будет иметь выдача наборов лекарственных средств инвалидам.

К субвенции можно причислить выделение средств из городского бюджета в конкретную жилищную управляющую организацию для капитального ремонта подъездов в нескольких домах определенного района.

Субвенцией будет также являться закупка на средства государственного бюджета спортивного инвентаря для школы-интерната, выплата разового пособия детям-инвалидам, сиротам или малоимущим.

В качестве субвенции можно, пожалуй, оценить закупку государственной казной нового медицинского оборудования в городской перинатальный центр или нескольких новых отечественных автомобилей для городского ДПС.

Общие и отличительные особенности

Родственные черты присущи как субвенции, так и субсидии:

  1. Они не облагаются налогом.
  2. Должны быть использованы по назначению.
  3. Как правило, единовременные.
  4. Источником является вышестоящий бюджет.

Между этими понятиями есть также и существенная разница:

  1. Субвенции предназначены только для местных и региональных бюджетов или для юридических лиц, предприятий, учреждений, организаций, корпораций и т.д. А субсидия, кроме этих же субъектов, может быть выдана и простому физическому лицу.
  2. Субвенция всегда выражена в денежном эквиваленте, а субсидию выдают и деньгами, а также вещами, продуктами, стройматериалами, одеждой, медикаментами, техникой, оборудованием и пр.
  3. После передачи денег по субвенции обязательно ведется контроль за целевым применением выплаты и соблюдением сроков реализации программы. Если эти два важнейших условия не будут исполнены, средства придется вернуть. Применение субсидии тоже контролируют, но не настолько строго и выборочно, потому что круг получателей достаточно широк.
  4. Адресность субвенции очевидна – ее направляют конкретному предприятию или региону. Субсидии выделяют широкому кругу лиц. Если юридические еще как-то можно проконтролировать, то с физическими немного сложнее.
  5. Объем субвенции может полностью покрывать расходы на то или иное мероприятие, в то время как субсидия обычно является частичным финансированием проекта.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что, если администрация города выделяет гражданам деньги или продукты – это субсидия, а если государство передает в местный бюджет несколько миллионов рублей на строительство ледового дворца или бассейна, то это субвенция.

О государственной материальной помощи гражданам в виде субсидий смотрите в следующем видеосюжете:

Что такое субвенция? Различия между дотацией, субвенцией и субсидией

Материальная помощь, которую получают бюджеты субъектов РФ, помогает регионам преодолевать последствия различных чрезвычайных ситуаций, выполнять значимые социальные задачи. Перераспределение денежных потоков, передача средств на осуществление перспективных проектов — практика, общепринятая во всем мире.

А что такое субвенция? Многие отождествляют это понятие с терминами «дотация» или «субсидия». Так ли это на самом деле? Давайте подробнее поговорим о том, что такое субвенция и в чем разница между всеми вышеназванными понятиями.

Субвенции: основания для предоставления

На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.

Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Документы и правила

Основанием для выделения субвенции являются:

  • соответствующие законы и подзаконные акты;
  • решения органов местного самоуправления;
  • разнообразные целевые программы.

Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают незапланированные или избыточные расходы.

При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юрлиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.

Целевая программа — это целый перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. В зависимости от поставленной задачи, программы могут быть:

  • научно-техническими;
  • экологическими;
  • социальными;
  • внешнеэкономическими;
  • производственно-техническими.

На сегодняшний день наиболее популярными являются последние две.

Получатели субвенций — это юрлица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.

Субвенции и субсидии: отличия и сходства

Понятие субсидии хоть и схоже с предыдущим, все же имеет некоторые различия. Прежде всего стоит отметить, что субсидией именуют безвозвратную помощь, которая может предоставляться как юридическим, так и физлицам. Выражаться она может как в денежном эквиваленте, так и в натуральном виде.

Все субсидии можно разделить на 2 группы:

Первые выдаются за счет государственного бюджета и являются капиталовложениями в наиболее значимые отрасли экономики, развитие НИОКР.

Вторые являются средствами денежно-кредитной и налоговой политики. К ним относятся:

  • страхование депозитных вкладов;
  • выплаты компенсаций за реализацию некоторых товаров по заниженным ценам;
  • льготное и экспортное кредитование;
  • ускоренная амортизация;
  • льготное налогообложение;
  • другое.

Чтобы лучше и нагляднее продемонстрировать разницу между понятиями, давайте составим небольшую таблицу.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Приказ ДО ЯНАО от 2017.05.12 № 618

О порядке оценки качества выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа переданных отдельных государственных полномочий

Приказ № 618 [550,78 Kb] (cкачиваний: 59)

ЗАКОН-НОВАЯ МЕТОДИКА

О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях

Проект закона [285,32 Kb] (cкачиваний: 65)

Проект постановления правительства Ямало-Ненецкого автономного округа

О нормативах, в соответствии с которыми осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях

Изменения в 145-ЗАО (30.10.2015)

Постановление Правительства ЯНАО от 2014.02.14 № 121-П

Постановление Правительства ЯНАО

О внесении изменений в государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014 – 2016 годы»

Приказ ДО ЯНАО от 2013.01.29 № 108

Об управлении реализацией Государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2016 годы»

Это интересно:

  • Не выплачивают подоходный налог Право на НДФЛ-вычет ИФНС подтвердила, а деньги так и не пришли: как быть? Далеко не всегда получение денег по заявленному НДФЛ- вычету (имущественному/ социальному/ стандартному) проходит гладко. Давайте разберемся с ситуацией, когда вы представили в инспекцию декларацию с необходимыми […]
  • Фкз о конституционном суде рф 2014 Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"" Одобрен Государственной Думой 23 мая 2014 года Одобрен Советом Федерации 28 мая 2014 года Внести в Федеральный […]
  • Военное жилье в собственность Упрощена процедура получения военными жилья в собственность С 9 сентября военнослужащих будут признавать нуждающимися в жилых помещениях по новым правилам (постановление Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 900). Это связано с тем, что в ноябре 2013 года военнослужащие, заключившие […]
  • П3 ст8 закона 125 фз Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ"Об обязательном социальном страховании от несчастных […]
  • Приказ 157 от 25032018 Приказ Министерства транспорта РФ от 18 апреля 2017 г. № 157 “О внесении изменений в приложения № 1, 2, 3 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2016 г. № 64 «Об утверждении границ зон (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской […]
  • Ипотека матерям одиночкам 2018 Ипотека под 6% для семей с двумя детьми и многодетных Российские семьи, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года появится второй или третий ребенок, смогут получить ипотеку на льготных условиях — под 6% годовых. При этом ипотечный кредит должен быть оформлен на покупку […]
  • К числу административных наказаний относятся Тесты - административное право Вопрос: 1. Кто имеет право производить административное задержание? Ответ: Административное задержание имею право производить должностные лица таможенных органов. Вопрос: 2. Кем назначается административное наказание в виде задержания? Ответ: […]
  • Рф закон о заключении брака Семейный кодекс РФ с изменениями Семейный кодекс РФ — главный нормативно-правовой документ, регламентирующий совместно с Конституцией РФ и нормами интернационального права семейные взаимоотношения на российской территории. Также семейные взаимоотношения регулируются и другими […]
Все права защищены. 2018