Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Суда морского флота

Суда морского флота

Северный Ледовитый океан и Северная Атлантика

груз.-пасс. п/х, 810 брт, СГМП. Капитан — С.В.Варакин (погиб).

Дата и место гибели — 22.08.41, Белое море, Кандалакшский зал., у о-ва Большой Седловатый.

Следовал из Кандалакши в Умбу с грузом и пассажирами. Подорвался на минах. Часть людей пыталась добраться до берега на плоту и шлюпке, но из-за шторма спаслось лишь 2 чел. 32 члена экипажа и 30 пассажиров погибли, 14 из них похоронены в Кандалакше.

ЦПА ИМЛ, ф. 473, оп. 1, д. 14. л. 184-185; ЦГАНХ, ф. 8045. оп. 3, д. 1362, л. 62; д. 759, л.385; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 51, л. 53; Эдлинский С. Ф. [41], с. 35; В конвоях [7], с. 211-21,2. 223.

лед. п/х, 1612 брт, ГУСМП. Капитан — А.Г.Корельский. Дата и место гибели — 13.09.41, Карское море, р-н о-вов Известий ЦИК, 76° 13′ с.ш., 83°32′ в.д.

Следовал с грузами снабжения в б. Тихая (Земля Франца-Иосифа). 11 сент. наскочил на не обозначенное на карте подводное препятствие и затонул. Экипаж был снят подошедшим по сигналу «SOS» лед. «Ленин».

Белов М.И.[3], с. 457; Морской флот. 1972, № 7, с. 74.

груз. п/х, 3487 брт, МГМП. Капитан — В.А.Грешнер. Дата и место гибели — 18,10.41, сев. часть Белого моря, у м-ка Городецкий, 67°41′ с.ш., 41О03′ в.д.

Следовал с грузами из Архангельска на Мурманское побережье. Торпедирован немецкой ПЛ «У-132» и затонул через 25 мин. Экипаж и пассажиры высадились на 2 шлюпки и затем были взяты на борт ГИСУ «Мгла».

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1112, с. 22; ЦВМА, ф. 982, оп. 1, д. 57 л. 30-38; Пузырев В.П. [26], с. 26; MMП; Rohwer J. [43], S. 196.

груз. п/х, 3880 брт, ДГМП. Капитан — Г. С. Царев.

Дата и место гибели — 17.01.42, Сев. Атлантика, у п-ова Новая Шотландия, 44°23′ с.ш., 63°39′ з.д.

Следовал из Бостона в Галифакс с 4000 т груза. В 1 ч 25 мин ночи получил большую пробоину от столкновения с подводным предметом либо от внутреннего взрыва (возможно, от торпеды) и затонул в течение одного часа. Экипаж на двух шлюпках добрался до канадского берега. Многие были обморожены. Погибло 2 чел.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 670, л. 212-223; ЦА ММФ, ф. 65 оп. 3, д. 51, л. 29; Руднев Г. A. [30], с. 16-20; [31], с 12-13; ДВМП [9], с. 204.

груз. т/х, 3946 брт, МГМП. Капитан — Н. И. Чилингири.

Дата и место гибели — 04.02.42, Сев. Атлантика, в 80 милях от берегов о-ва Ньюфаундленд.

Следовал в союзном конвое из США в порты советского Севера. Погиб при столкновении с норвежским п/х «Хоупринс». Весь экипаж был спасен норвежским п/х «Эвита».

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1112, л. 33; ММП; Колотов Н. А. [14], с. 58.

груз. п/х, 2815 брт, МГМП. Капитан — В. И. Белов (погиб).

Дата и место гибели — 07.03.42, сев. часть Норвежского моря, юго-зап. о-ва Медвежий, 72°35′ с.ш., 10°50′ в.д.

Следовал из Мурманска в союзном конвое QP-8. Из-за неисправности двигателя отстал от конвоя, был обнаружен отрядом немецких кораблей в составе линкора «Тирпиц» и трех эсминцев и расстрелян эсминцем «Фридрих Ин». Капитан успел дать оповещение о появлении кораблей противника. Сигнал был принят конвоем PQ-12, что помогло ему избежать встречи с линкором «Тирпиц» и спасло от разгрома. Весь экипаж «Ижоры» погиб.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1112, с. 33; Вайнер Б.А. [6], с. 73; Морской флот, 1977, № 6, с. 10; Schofield В. В. [44], р. 22.

груз. п/х, 5823 брт, ДГМП. Капитан — Л. К. Силин.

Дата и место гибели — 13.04.42, Баренцево море, на подходе к о-ву Медвежий, 73°22′ с.ш., 28°48′ в.д.

Следуя из Мурманска в составе конвоя QP-10, отразил несколько атак торпедоносцев. Погиб от попадания двух торпед, выпущенных немецкой ПЛ «У-435». Затонул через 7 мин после взрыва. Экипаж проявил высокое мужество при спасении пассажиров с гибнущего судна. Через полчаса экипаж и пассажиры были взяты со спасательных плотов на борт английского ТЩ «Блэкли» и доставлены в Исландию. Погибло 6 чел.

ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 25. л. 59-62; Боевая летопись, [4] с. 75; Руднев Г.А. [30], с 20-29; [31], с. 14, 15; Морской флот, 1970, № 4, с. 36; 1977, № 6, с. 10; ДВМП [9], с. 204, 206; Rohwer J. [43], S. 197.

груз. п/х, 5284 брт, ДГМП. Капитан — А. П. Яскевич.

Дата и место гибели — 29.04.42, у Атлантического побережья США, на траверзе м. Лукаут, 34° 19′ с.ш., 76°31′ з. д.

Следовал одиночно из Нью-Йорка на Кубу. Торпедирован немецкой ПЛ «У-402». Артрасчет п/х «Ашхабад» открыл огонь по лодке и вынудил ее погрузиться. Это дало возможность экипажу покинуть гибнущее судно. Люди со шлюпок и плотов были подобраны судном Береговой охраны США и доставлены на берег

ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, л. 29; Руднев Г.А. [30], с. 29-34; Морской флот, 1985, № 1, с. 24-26; Rohwer J. [43], S. 92.

груз. т/х, 2847 брт, МГМП. Капитан — В. Г. Левицкий (погиб).

Дата и место гибели — 01.05.42, Баренцево море, в 100 милях к сев. от Кольского зал., 71°46′ с.ш., 34°30′ в.д.

Судно следовало с грузом леса в Англию в конвое QP-11. Потоплено немецкими эсминцами Z-24, Z-25, ПЛ «У-589» во время боя конвоя с фашистскими кораблями. Часть команды, 13 чел., была спасена английским корветом. Погибло 33 чел.

ЦГАНХ ф. 8045, оп 3, д. 1112, с. 33; Морской флот, 1982. № 3, с. 52; Schofield В. В. [44], р. 36.

груз.-пасс, п/х, 235 брт, МГМП. Капитан — А. М. Егоров.

Дата и место гибели — 01.06.42, порт Мурманск, Каботажная пристань.

Стоял в порту Мурманск. 1 июня немецкая авиация совершила 3 налета на город, в которых участвовали 38 бомбардировщиков и 55 истребителей. Пароход затонул в результате прямого попадания бомбы. Погибло 8 чел.

22 июня 1942 г. поднят АСО СФ. Впоследствии использовался как баржа Мурманским морским торговым портом.

ЦГАНХ ф. 8045, оп. 3, д. 1112, с. 33; Боевая летопись [4], с. 77; ММП.

тн, 6320 брт, ЧГМП. Капитан — В. И. Щербачев.

Дата и место гибели — 04.07.42, Юкатанский прол., 22°13′ с.ш., 86°06′ з. д.

В конце 1941 г. вышел из Черного моря на Дальний Восток. Прошел через Суэцкий канал в Индийский океан, далее, обогнув Африку, пересек Атлантику и прибыл к берегам Центральной Америки. В Юкатанском прол. был торпедирован немецкой ПЛ «У-129» и затонул. Погибло 10 чел.

ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 67, л. 273; Божаткин М. [5], с. 124, 125; Rohwer J. [43], S. 107.

груз. п/х, 4441 брт, СГМП. Капитан — К. А. Кубасов (погиб).

Дата и место гибели — 05.07.42, Датский прол., в 50 милях от Исландии; координаты неизвестны.

Следовал в конвое из Архангельска. Огибая с севера Исландию, в шторм в плохую видимость конвой зашел на английское минное поле, на котором подорвалось несколько транспортов, в том числе и «Родина». Спущенные шлюпки с людьми опрокинуло. Английский корвет «Сант-Эльстан» спас из воды 26 чел. и доставил их в Исландию. Погибло 39 чел.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 400-401; Эллинский С. Ф. [41], с. 9.9; В конвоях [7], с. 65-69.

груз. п/х, 2200 брт, СГМП. Капитан — М. С. Хабаров.

Дата и место гибели — 10.07.42, Баренцево море, у о-ва Нокуев, 68023′ с.ш., 38°36′ в.д.

Следовал из Мурманска в Архангельск в охранении «ТЩ-36» и «МО-251». Подвергся атаке четырех самолетов Ю-88. Четыре бомбы попали в носовую часть судна. Через 5 мин после взрыва судно затонуло. Спущенная шлюпка подобрала из воды 24 чел.; 6 чел. спас «ТЩ-36». Погибло 4 чел.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 181, 184-185; д. 1362, л 147-148; Кучепатов Ю Н. [15], с. 65; В конвоях [7], с. 213, 222.

груз. п/х, 2513 брт, СГМП. Капитан — А. Г. Николаев.

Дата и место гибели — 01.08.42, Баренцево море, у о-ва Междушарский (Новая Земля), 71°08′ с.ш., 52°19′ в.д.

Пароход следовал в губу Белушья с грузом угля для кораблей. Торпедирован немецкой ПЛ «У-601» и затонул через 3 мин. Экипаж успел спустить 2 шлюпки и добрался до Новой Земли. Спаслось 38 чел., погибло 7 чел. (в том числе 2 пассажира).

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 289-285, 314-310; ЦВМА, ф. 12 д. 35947, л. 20-21; Вайнер 13. А. [6], с. 187; В конвоях [7], с. 213. 222.

бук. п/х Печорского порта. Капитан — П. К. Михеев (погиб); «П-4», баржа;«Ш-500», лихтер;

Дата и место гибели — 17.08.42, Печорское море, у о-ва Матвеев, 69°30′ с.ш., 58°32′ в.д.

Караван небольших невооруженных судов в составе бук. п/х «Комсомолец» с несамоходными судами (баржой «П-4» и лихтером «Ш-500″) па буксире и бук. п/х «Норд» с неисправным бук. п/x «Комилес» на буксире следовал из Хабарове в Нарьян-Мар без охранения. На судах находилось несколько сот рабочих и строительные грузы. Немецкая ПЛ «У-209» артиллерийским огнем потопила буксируемые суда, подожгла бук. п/х «Комсомолец» и расстреляла оказавшихся в воде людей. Погибло 305 чел., в том числе капитан порта Нарьян-Мар П. С. Козловский. Уцелевший бук. п/х «Норд» после ухода подводной лодки спас 20 чел.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1362, л. 219-220; Боевая летопись [4], с. 65; Вайнер Б.А. [6], с. 187; Пузырев В.П. [26], с. 57; Материалы музея истории Архангельского порта; Rohwer J. [43], S. 199.

груз. п/х, 2332 брт, МГМП. Капитан — И. В. Токовенко (погиб).

Дата и место гибели — 24.08.42, Карское море, сев.-зап. порта Диксон, 73°52′ с.ш., 77°40′ в.д.

11 авг. вышел из Архангельска на Диксон. До прол. Югорский Шар следовал в составе конвоя, дальше пошел самостоятельно. Потоплен торпедой немецкой ПЛ «У-601». Весь экипаж погиб.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 11:12, с. 33; В конвоях [7], с. 106, 214; ММП; Rohwer J. [43], S. 199.

лед. п/х, 1384 брт, ГУСМП. Командир — А. А. Качарава, ст. лейтенант (тяжело ранен, попал в плен).

Дата и место гибели — 25.08.42, Карское море, в 10 милях к зап. о-ва Белуха, 76°12′ с.ш., 91о30′ в.д.

Следовал к Северной Земле для смены зимовщиков. Погиб в неравном бою с немецким тяжелым КР «Адмирал Шеер». В течение 20 мин экипаж ледокольного парохода, имевшего па вооружении две 76-миллиметро’вые и две 45-миллиметровые пушки, вел беспримерную артиллерийскую дуэль с крупным военным кораблем, вооруженным 28 орудиями, в числе которых было шесть орудий 280-миллиметрового и восемь 150-миллиметрового калибра. Радиограммы парохода о появлении в Карском море надводного рейдера и бое с ним дали возможность штабу морских операций Главсевморпути оповестить суда о грозящей опасности. Погибло 79 чел., кочегар П. И. Вавилов спасся на о. Белуха. 19 чел. были захвачены в плен. 6 из них умерло в фашистских застенках.

ЦАМО, ф. 363, оп. 6208, д. 126, л. 155; ЦВМА, ф. 2, д. 16907, л. 1-4; Вайнер Б.А. [6], с. 188-193; Белов М. И. [3], с. 495- 497; Боевая летопись [4], с. 66; Руднев Г.А. [30], с. 97-104; Морской атлас, описания [22], с. 234.

груз.-пасс, п/х, 3559 брт, ГУСМП. Капитан — А. Н. Сахаров.

Дата и место гибели — 13.09.42, Гренландское море, северо-западнее о-ва Медвежий, 76°08′ с.ш., 6°55′ в.д.

Следовал в конвое PQ-18 из Исландии в Архангельск. Потоплен торпедой немецкой ПЛ «У-589». Пароход затонул через 4 мин. Людей из воды спасали конвойные тральщики. Из 87 чел. погибло 21, в том числе 5 пассажиров.

ЦВМА, ф. 12, д. 920, л. 1-6; Руднев Г.А. [30], с. 111 — 113; Север, 1976, № 10, с. 96; Морской флот, 1985, № 5, с. 22-23.

груз. п/х, 3124 брт, МГМП. Капитан — А. А. Малыгин.

Дата и место гибели — 13.09.42, Гренландское море, юго-зап. Шпицбергена, 76°07′ с.ш., 12°00′ в.д.

Следовал в составе союзного конвоя PQ-18 из Исландии в Архангельск. Погиб в результате атак фашистской торпедоносной авиации. Сведений о погибших нет.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1112, с. 42; ЦВМА, ф. 12, д. 920, л. 1-7; В конвоях [7], с. 214; Shofield В. В. [44], р. 72.

груз. п/х, 3770 брт, МГМП. Капитан — А. Т. Кудлай.

Дата и место гибели — 14.10.42, Печорское море, на выходе из прол. Югорский Шар, 69°36′ с.ш., 60°00′ в.д.

Следовал в составе конвоя из Карского моря в губу Белушья на о-ве Новая Земля для последующего перехода в Исландию. Подорвался на одной из мин, выставленных на подходах к прол. Югорский Шар немецкой ПЛ «У-592». Погибших пет.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 888, л. 22-27; Вайнер Б.А. [6], с. 197-198; В конвоях [7] с. 159-161; Боевая летопись [4]. с. 68-69.

груз. п/х, 7363 брт, ДГМП. Капитан — С. П. Беляев (попал в плен).

Дата и место гибели — 04.11.42, Баренцево море, в 60 милях к югу от о-ва Надежды, 75°30′ с.ш., 27°30′ в.д.

Следовал с импортным грузом в одиночном порядке из Рейкьявика в Мурманск. Затонул в результате атак 12 торпедоносцев и 2 бомбардировщиков противника от попадания торпеды. Экипаж высадился на 4 шлюпки. Одну из них, в которой находился капитан и 18 моряков, через 10 дней прибило к о-ву Надежды. Большинство высадившихся моряков умерли во время зимовки. Три человека, оставшиеся в живых, летом 1943 г. были взяты в плен и после победы вернулись на Родину. Погибло 77 чел.

НА ММФ ф. 65 оп. 3, д. 67 л, 292; Руднев Г.А. [30], с. 135; Пузырев В П. [26], с 105; ДВМП [9], с. 215; В конвоях [7], с. 144-146.

тн, 7925 брт, ДГМП. Капитан — В. Э. Цильке (попал в плен).

Цата и, место гибели — 07.11.42, сев. часть Баренцева моря, 76°24′ с.ш., 41о30′ в.д.

Совершал одиночное плавание от о-ва Новая Земля в Исландию. В ходе неравного боя потоплен артиллерией и торпедами немецкого эскадренного миноносца «Z-27» из состава эскадры немецких кораблей, включавшей тяжелый КР «Адмирал Хиппер» и 4 эсминца. 16 членов экипажа были взяты в плен. Погибло 49 чел.

Боевая летопись [4], с. 85; ДВМП [9], с. 215; Пузырев В.П. [26], с. 105-106; Руднев Г.А. [30], с. 143-147; Marine Rundschau, 1962, № 6, S. 374.

груз. т/х, 3974 брт, МГМП. Капитан — В. А. Цыбулькин (погиб).

Дата и место гибели — 23.11.42, Гренландское море, к зап. от о-ва Медвежий, 75°30′ с.ш., 8°00′ в.д.

Вышел из Архангельска 17 ноября в составе союзного конвоя QP-15; в сильный шторм отстал от конвоя и следовал самостоятельно. Был торпедирован немецкой ПЛ «У-601» и затонул. Весь экипаж погиб.

ЦГАНХ ф. 8045, оп. 3, д. 1112, с. 42, 46; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 67, л. 221; Руднев Г.А. [30], с. 148 — 150; [31], с. 36- 37; Rohwer J. [43], S. 201.

груз. п/х, 2418 брт, ДГМП. Капитан — А. Ф. Белов (погиб).

Дата и место гибели — 26.01.43, западнее о-ва Медвежий. Вышел из Мурманска 24 янв., следовал в США одиночным порядком. В р-не о-ва Медвежий подвергся нападению авиации противника. После этого пропал без вести. Видимо, или был потоплен в результате атак немецких самолетов, или торпедирован немецкой ПJI «У-255». Погиб 51 чел.

ЦВМА, ф. 2, д. 36789, л. 254; ,ДВМП [9] , с. 210; Руднев Г.А. [30], с. 150-153; Морской флот, 1985, № 6, с 65; Rohwer J. [43], S. 201.

груз. п/х, 1892 брт, СГМП. Капитан — Л. И. Патрикеев (погиб).

Дата и место гибели — 29.01.43, Баренцево море, к югу от о-ва Медвежий, 74о с.ш., 18о в.д.

Вышел из Мурманска 23 янв., следовал в Исландию одиночным порядком. Потоплен немецкой ПЛ «У-255» к югу от о-ва Медвежий (квадрат АВ-6380). Погибло 39 чел.

В конвоях [7], с. 215, 224; ДВМП [9], с. 216; Морской флот, 1985, № 6, с. 05; Rohwer J. [43], S. 201; Schofield В. В. [44], р. 97.

ГИСУ, 300 т (гр.), ГУСМП. Капитан — И. С. Снисаренко.

Дата и место гибели — 27.07.43, Карское море, в 10 милях от м. Спорый Наволок (о-в Новая Земля), 76°06′ с.ш., 68°49′ в.д.

Следовал из порта Диксон к зал. Благополучия (о-в Новая Земля). Потоплен артиллерийским огнем немецкой ПЛ «У-255». При атом погибло несколько человек. Оставшиеся в живых члены экипажа под огнем противника высадились на льдину, а затем па шлюпке добрались до берега. 1 и 2 авг. моряков и полярников (кроме трех умерших от голода и холода) снял с пустынного берега мотобот «Полярник», посланный на их поиски из прол. Маточкин Шар. Всего погибло 11 чел.

ЦГАНХ ф. 9570, оп. 2, д. 896, л. 141-148; ЦВМА, ф. 206, д. 9545, л. 10; Белов М. И. [3], с. 505-506; Морской атлас, т III, ч. 2 описания к картам [22], с. 379; В конвоях [7], с. 172-174.

спас. судно. БВФ, бывш. буксир СГМП, 382 т 950 л. с. Капитан — В. С. Тимофеев, ст. лейтенант (погиб).

Дата и место гибели — 25.08.43, прол. Югорский Шар, 69°43′ с. д., 60°33′ в.д.

Возвращался из Обской губы в Архангельск после выполнения задания по переводу из Печоры в Обь речных судов. Подорвался на донных минах, выставленных немецкой ПЛ «У-625» в прол. Югорский Шар. Погибло 46 чел., спасено 5 чел.

Вайнер Б.А. [0], с. 294; В конвоях [7], с. 216-218, 224; Пузырев В.П. [26], с. 169.

груз. п/х, 2920 брт, СГМП. Капитан — О. 3. Филатов.

Дата и место гибели — 28.08.43, Карское море, юго-вост. о-вов Мона, 75°40′ с.ш., 89°35′ в.д.

В сопровождении двух эскортных кораблей «СКР-75» и «ТЩ-60» следовал из порта Диксон в море Лаптевых с грузами, ведя на буксире бук. п/х «Северолес-18». 27 авг. подвергся безрезультатной атаке немецкой ПЛ «У-354», на другой день был торпедирован ПЛ «У-302» и через 12 мин затонул. Экипаж и пассажиры высадились на спасательные средства.

ЦГАНХ ф. 8045 оп. 3, д. 1362, с. 264; Вайнер Б.А. [6], с. 294-295; В конвоях [7], с. 222; Пузырев В.П. [26], с. 149; Rohwer J. [43], S. 203.

груз. п/х, 7169 брт, ДГМП. Капитан — В. К. Субботин.

Дата и место гибели — 06.09.43, Карское море, Енисейский зал., 72°25′ с.ш., 80°36′ в.д.

Шел из Дудинки в Архангельск с грузом угля. При выходе из устья Енисея подорвался на донных минах, выставленных немецкой ПЛ «У-636». Погибло 2 чел.

ЦГАНХ ф. 8045, оп. 3, д. 1362 с. 266-267; ДВМП [9], с. 232; Пузырев В.П. [26], с. 170; Руднев Г.А. [30], с. 120-121; [31], с. 31.

груз. п/х, 2480 брт, СГМП (ДГМП). Капитан — Г. Г. Ермилов.

Дата и место гибели — 30.09.43, Карское море, к западу от о-ва Русский, 76°55′ с.ш., 93°56′ в.д.

В составе конвоя «ВА-18» судно шло из моря Лаптевых в Диксон- Дудинку с импортными грузами. Конвой вошел в зону действия группы фашистских подводных лодок и был атакован ПЛ «У-960». Судно от взрыва разломилось на две части в- районе трюма № 2 и затонуло через 5 мин. Корабль охранения «ТЩ-31» спас 27 чел., 15 чел. погибло.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1292, л. 42-48; Вайнер Б.А. [6], с. 295-297; В конвоях [7], с. 21в, 222; ДВМП [9], с. 232; Руднев Г.А. [30], с. 166-171; Морской флот, 1976, № 5, с. 69-74; Rohwer J. [43], S. 203.

груз. п/х, 4146 брт, ДГМП. Капитан — А. И. Литвиненко.

Дата и место гибели — 01.10.43, Карское море, в р-не о-вов Известия ЦИК, 75°44′ с.ш., 83°46′ в.д.

Шел по Северному морскому пути из США с импортными грузами. Потоплен немецкой ПЛ «У-703» из состава «волчьей стаи», преследовавшей конвой «ВА-18» с 30 сент. по 1 окт. Судно от взрыва торпеды переломилось и затонуло. Конвойный корабль «ТЩ-63» снял команду со спасательных средств. Погиб 1 чел.

ЦГАНХ ф. 8045, оп. 3, д. 1292, л. 42, 43; Вайнер Б.А. [6], с. 295-297; ДВМП [9], с. 232; Steensen R. [45], S. 408.

груз. п/х, 9083 т (двт), СГМП. Капитан — В. А. Демидов (погиб).

Цата и место гибели — 12.08.44, Карское море, в 60 милях зап. о-ва Белый, 73°21′ с.ш., 67°20′ в.д.

Пароход «Марина Раскова» (экипаж — 55 чел.) в охранении трех тральщиков, имея на борту 354 чел. военнослужащих, полярников и членов их семей, следовал из Архангельска в Арктику для смены зимовщиков и доставки пополнения Карской военно-морской базе. Против этого конвоя немецкие подводники впервые применили бесследные самонаводящиеся электроторпеды. Внезапность применения нового оружия дала возможность ПЛ «У-365» торпедировать п/х «Марина Раскова», а затем эскортные корабли «Т-118» и «Т-114», подошедшие для оказания помощи поврежденному транспорту. Третий тральщик «Т-116» принял на борт 186 чел. и ушел с ними в Хабарово. Шторм и плохая видимость затруднили спасение оставшихся людей. Более двух недель корабли и авиация БВФ и ГУСМП продолжали поиски разбросанных штормом в разные стороны вельботов и других спасательных средств, на которых находилось 150 чел. Самолетам удалось спасти 73 чел. Погибло 298 пассажиров и членов экипажей парохода и кораблей охранения.

Белов М. И. [3], с. 508-511; Пузырев В.П. [26], с. 154- 158; Север, 1974, № 7, с. 93-103; Дорога в океан [11], с. 56; Вайнер Б.А. [6], с. 303-306; Steensen R. [45], S. 410.

ГИСУ, 200 т (гр.), ГУСМП. Капитан — В. В. Павлов (погиб).

Дата и место гибели — 26.08.44, Карское море, у о-ва Белуха (по немецким данным: 75°35′ с.ш., 89°50′ в.д.).

Вышел в рейс из порта Диксон 23 авг. Доставив смену зимовщиков на м. Стерлегова, последовал к о-вам Мона зажигать маячные огни. Был обнаружен немецкой ПЛ «У-957», подвергся артиллерийскому и пулеметному обстрелу и затонул. Погибло 18 чел., 2 чел. взято в плен.

ЦВМА, ф. 129, д. 6542, л. 89, 93; Белов М. И. [3], с. 514- 515; В конвоях [7], с. 175 — 176; Материалы Гидрографического предприятия ММФ; Rohwer J. [43], S. 208.

бук. п/х, 120 т (гр.), СГМП. Капитан — Н. С. Власов (погиб).

Цата и место гибели — 15.11.44, Баренцево море, Варангер-фьорд, 69°47′ с.ш., 30°09′ в.д.

Буксировал 2 баржи, следуя за тральщиком, который шел с поставленным тралом. Подорвался на мине. Погибло 9 чел., спасено 9 чел.

ЦВМА, ф. 11, д. 17543, л. 355; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1592, л. 45; В конвоях [7], с. 220, 223; Дорога в океан [11], с. 56.

груз. п/х, 433 брт, СГМП. Капитан — А. Г. Моталов (погиб).

Дата и место гибели: 03.12.44, Баренцево море, у Мурманского берега, 68о44′ с.ш., 37о49″в.д.

Потоплен немецкой ПЛ «У-1163» при следовании в составе конвоя из Мурманска в Архангельск. Погибло 22 члена экипажа и 1 пассажир — жена старшего механика.

ЦГАНХ. ф. 8045. оп. 3, д. 1362, “ч. 37; Вайнер Б.А. [6], с. 373 -374; В конвоях [7], с. 2,20 224; Rohwer J. [43], S. 209.

груз. п/х, 1123 брт, МГМП. Капитан — Н. Г. Ижмяков (погиб).

Дата и место гибели 05.12.44, Баренцево море, у п-ова Рыбачий, 69°56′ с.ш., 32о53′ в.д.

Следовал из Печенги в Кольский зал. в составе конвоя «ПК-20» (3 ТР, 4 БО, 2 МО). Потоплен маневрирующей торпедой немецкой ПЛ «У-995». Погиб 31 чел., спасено 21 чел.

ЦВМА, ф. 11, д. 17543, л. 375; ЦА ММФ. ф. 65, оп. 3, д. 132, л. 7 — 10; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3. д. 1112, с. 46; Rohwer J. [43]. S. 209.

груз. п/х, 11800т (двт), СГМП. Капитан — В. К. Субботин (погиб).

Дата и место гибели — 30.12.44, Баренцево море, в р-не Печенги.

Был торпедирован немецкой ПЛ «У-950» па переходе из Мурманска в Печенгу с военным грузом. Носовая часть судна оторвалась и затонула, оставшаяся на плаву часть была прибуксирована в Териберку. Погибло 57 чел.

ЦГАНХ. ф. 8045, оп. 3, д. 1592, л. 45; Вайнер Б.А. [6] , с. 374; Руднев Г.А. [30], с. 121- 122; В конвоях [7], с. 221, 224; Морской флот, 1984, № 10, с. 21.

груз. п/х, 160З брт, СГМП. Капитан — М. И. Токаев.

Дата и место гибели — 22.04.45, Баренцево море, у вост. берега п-ова Рыбачий, 69°40′ с.ш., 33°22′ в.д.

Следовал в составе конвои совместно с норвежским ТР «Иде Фиорд» под охраной боевых кораблей. Рано утром конвой был обнаружен немецкими подводными лодками. ПЛ «У-481» атаковала корабли охранения, ПЛ «У-997» — транспорты. В 8 ч 40 мин был потоплен норвежский ТР, а в 8 ч 53 мин ПЛ «У-997» торпедировала п/х «Олега». Через 6 мин судно затонуло. Большие охотники «БО-220» и «БО-228» подобрали из воды и с плавсредств 37 чел., 5 чел. погибло.

ЦГАНX. ф. 8045, оп. 3, л. 1592, л. 93-106; Вайнер Б.А. [6], с. 374-375; В конвоях [7], с. 221, 223.

суда обеспечения военно-морского флота

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «суда обеспечения военно-морского флота» в других словарях:

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные, спасательные, гидрографические и др. суда … Энциклопедический словарь

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные спасательные, гидрографические и др. суда … Большой Энциклопедический словарь

Корабли и суда обеспечения ВМФ — Корабли и суда обеспечения военно морских сил это вспомогательные корабли и суда для обслуживания мест базирования и обеспечения повседневной деятельности боевых кораблей ВМФ. Суда обеспечения не предназначены для непосредственного участия в… … Википедия

Корабли и суда обеспечения ВМФ России и СССР — Корабли и суда обеспечения военно морских сил это вспомогательные корабли и суда для обслуживания мест базирования и обеспечения повседневной деятельности боевых кораблей ВМФ. Суда обеспечения не предназначены для непосредственного участия в… … Википедия

Военно-Морской Флот Российской Федерации — Военно Морской Флот Российской Федерации … Википедия

Военно-Морской Флот РФ — Военно Морской Флот Российской Федерации Эмблема ВМФ России Год формирования Страна Российск … Википедия

Военно-морские силы России — Военно Морской Флот Российской Федерации Эмблема ВМФ России Год формирования Страна Российск … Википедия

Военно-морской Флот Российской Федерации — Эмблема ВМФ России Год формирования Страна Российск … Википедия

Военно-морской флот РФ — Военно Морской Флот Российской Федерации Эмблема ВМФ России Год формирования Страна Российск … Википедия

Военно-морской флот Российской Федерации — Эмблема ВМФ России Год формирования Страна Российск … Википедия

История Российского
морского и речного флота

День работников морского и речного флота России

Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля.
Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. N 3018-Х «О праздничных и памятных днях», (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 г. N 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях»). Впервые отмечался 5 июля 1981 г.

Современный речной и морской флот — огромный сложный комплекс, функционирование которого обеспечивают представители многих профессий. День работников морского и речного флота является праздничным для моряков пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и других специалистов. Надежность морских и речных дорог России, бесперебойную доставку грузов и пассажиров в самые отдаленные регионы нашей страны и мира осуществляют новые и новые поколения работников водного транспорта – сохраняя традиции своих предшественников, приумножая длительную и богатую яркими событиями историю отрасли.

Древние славяне. Киевская Русь

История мореплавания на Руси уходит своими корнями в глубокую древность

Восточнославянские племена, еще до нашей эры использовали водные пути по рекам, озерам, а также морям для осуществления товарообмена с другими племенами, а первым плавучим средством для этих целей был плот.

К первым векам нашей эры, славянские племена, обитавшие на территории Восточной Европы, освоили мореплавание по Хвалынскому (Каспийскому), Азовскому, Русскому (Черному) морям и выходили в Средиземное море на юге, в Балтийское – на западе, в Студеное (Белое), Дышащее (Баренцево) и Море Мрака (Северный Ледовитый океану) — на севере.

Искусными мореходами славились племена поморов, населявшие берега Балтийского и северных морей, и племена антов — юго-западная ветвь восточных славян, расселившаяся на берегах Черного моря.

Суда, на которых славяне совершали продолжительные и сложные морские походы, назывались моноксилами (однодеревками). Их основу составляли выдолбленные из цельного дерева колоды длиной 10–15 м, на которые набивались доски. Для движения использовались гребные (распашные) весла, а при необходимости и парус, сделанный из шкур, либо дубленой кожи животных. На моноксиле могло разместиться от 20 до 40 человек. Такие суда применялись и при перевозке грузов, и при транспортировке воинов, т. к. мореплавание в этот период осуществлялось не только в торговых целях.

Моноксил (другие названия: чёлн, лодка-долблёнка, однодеревка, комяга, комельник, дубовка).
Экспонат Национального музея Республики Карелия

Суда времен Киевской Руси имели более совершенную конструкцию, чем моноксилы. Это были лодьи (современное — «ладья») — парусно-гребные суда, вмещавшие до 60 человек со снаряжением, оружием, запасами продовольствия и пресной воды

Более ранней была ладья «набойная»: ее изготавливали по принципу моноксила, но для увеличения вместимости и большей мореходности борта наращивали досками. Позднее появилась «заморская» ладья, корпус которой был целиком дощатым.

Оснастка судна включала мачту, тканевый парус, снасти и якорь. Движение ладьи обеспечивалось при помощи весел или одного прямого паруса.

В XII–XIV вв. центром судостроения и торгового мореплавания на Руси стал Новгород. Город являлся важнейшим центром северной части пути «из варяг в греки» (Финский залив — Нева — Ладожское озеро — река Волхов), благодаря чему его жители совершали свои плавания не только в южном направлении к Черному морю и далее в Византию, страны Средиземноморья, но и в западном — в прибалтийские страны, страны Западной Европы, и в северном — в Белое море и Северный Ледовитый океан. Внешнеторговые связи Новгорода были обширны.

Ладьи новгородцев, насады, шнеки и ушкуи имели более совершенную оснастку, нежели суда периода Древнерусского государства. Так, новгородская ладья – длиной 30 метров, шириной — 5 метров и водоизмещением 200 т – имела три мачты с комбинированными парусами. На грот-мачте закрепляли большой прямой парус, на бризань-мачте — шпринтовый парус, а фок-мачта несла меньший по размерам прямой парус. Такая оснастка позволяет считать новгородскую ладью парусным кораблем. Судно обладало превосходной скоростью: при хорошем ветре оно разгонялась до 11 узлов.

В годы татаро-монгольского ига Русь оказалась отрезанной от Черного и Азовского морей. Великий водный путь «из варяг в греки», утратил для русских роль основного коридора для торговли со странами Средиземноморья и Средней Азии. Только Белое море позволяло россиянам поддерживать торговлю с Европой.

§ 2. Классификация гражданских судов

Гражданские суда в основном представлены транспортными и промысловыми судами, для обеспечения нормальной эксплуадами, для обеспечения нормальной эксплуатации которых предназначаются суда остальных типов. Эти суда обеспечивают мирные связи между государствами (внешнюю торговлю, деловые и культурные отношения), добычу продукции моря, ее переработку и т. п. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы:

1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми), которые в свою очередь подразделяются на пассажирские, предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров(1) и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);

грузовые , предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза(2), сыпучего груза, лесовозы, хлопковозы, треллерные и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные, или танкеры, перевозящие жидкие грузы наливом;

грузо-пассажирские — для перевозки пассажиров и одновременно груза.

Транспортные суда линейного плавания, совершающие регулярные рейсы между двумя определенными портами (например, Ленинград — Лондон), называются лайнерами. Грузовые суда, перевозящие грузы не на определенных линиях, а в любом направлении (в зависимости от потребности перевозок — бродячие суда), называют трампами;

паромы , самоходные суда, перевозящие различные средства сухопутного транспорта и людей через водные пространства — моря, проливы, озера, реки и т. п.

2) Промысловые суда, добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли и т. п.), перерабатывающие (в полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы.

Эти суда подразделяют на

рыболовные , к которым относятся: траулеры — суда, приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от размеров, района плавания и объема трюмов их разделяют на большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), суда морского и океанического рыболовства, оборудованные для полной переработки рыбы и хранения готовой продукции; большие рыболовные траулеры (БРТ), разделяющиеся на посольно-свежьевые и морозильные траулеры-рыбозаводы; средние рыболовные траулеры (СРТ), частично обрабатывающие рыбу и сдающие ее в бочках на базы; малые рыболовные траулеры (МРТ) и тралботы (ТБ) — суда, предназначенные для тралового лова донных рыб, раков, креветок и т. п. в прибрежных районах, частичной обработки улова и доставки его в порт или на плавучие базы; сейнеры — суда, приспособленные для лова рыбы кошельковым методом. Эти суда не обладают средствами первичной обработки (охлаждения) улова и механизацией работ. В зависимости от водоизмещения и связанной с этим оснащенности сейнеры также разделяют на большие, средние и малые; рыболовные боты — небольшие моторные суда разнообразного типа, производящие лов рыбы различными орудиями и обеспечивающие прибрежный ставной неводный лов; тунцеловные суда — однопалубные суда, предназначенные для лова рыбы — тунца ярусом и тролами;

китобойные , предназначенные специально для охоты за китами (в носу у них устанавливается гарпунная пушка) и для отбуксирования китовых туш к плавучим заводам;

зверобойные — моторно-парусные суда небольшого водоизмещения, приспособленные для плавания в ледовых условиях к лежбищам морских зверей (моржей, котиков и т. п.), отбоя их и доставки туш на базу;

плавучие базы — суда, которые обслуживают промыслы в удаленных районах: принимают от рыболовных китобойных или зверобойных судов их добычу, окончательно обрабатывают ее в готовую продукцию, хранят ее в рефрижераторных трюмах, а также обеспечивают снабжение и ремонт промысловых судов, медицинское и культурно-бытовое обслуживание их личного состава;

рыбоконсервные заводы — суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, вырабатывающими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами;

производственные рефрижераторы — суда, принимающие на промысле рыбу-сырец от добывающих судов, замораживающих ее и доставляющие в порт или на другие суда;

транспортные рефрижераторные суда , предназначенные для приема на промысле готовой рыбной продукции и транспортировки ее к береговым базам.

3) Научно-исследовательские суда предназначаются для выполнения разнообразных научно-исследовательских работ в открытых морях и океанах. К ним относятся специально приспособленные и оборудованные надводные и подводные суда, батискафы (глубоководные снаряды, способные передвигаться под водой) и батистаты (снаряды, опускаемые с судна под воду на тросе).

4) Учебные суда служат для плавательной практики и предназначены для лиц, обучающихся в учебных заведениях, готовящих плавсостав. Эти суда оборудованы специальными лабораториями, учебными кабинетами и аудиториями для практического освоения вопросов, связанных с эксплуатацией судов.

5) Специальные суда предназначены для обеспечения нормальной и безаварийной эксплуатации всех судов на водных пространствах. Эти суда могут быть движущимися или стояночными и в зависимости от назначения их подразделяются на

гидрографические, предназначенные для изучения океанов и морей, сбора материалов для составления карт, лоций и извещений мореплавателям об изменениях обстановки на местности и т. п.;

лоцмейстерские , поддерживающие в состоянии эксплуатации навигационные обозначения морских и рейдовых фарватеров;

лоцманские , доставляющие и снимающие лоцманов с судов после проводки их по фарватеру в порт или обратно;

плавучие маяки — суда, имеющие маячные средства (огни, радиосигналы и обозначения), стоящие на якоре и обозначающие вход на фарватер или мелкое место в открытом море;

водолазные боты-суда , оборудованные для обеспечения работ водолазов и подводных гидротехнических работ;

пожарные суда, оборудованные мощными противопожарными и отливными средствами для тушения пожаров на судах и откачки из них воды.

6) Судоремонтные суда (судоремонтные плавучие средства) служат для выполнения всех видов судоремонта. К ним относятся:

плавучие мастерские — самоходные и несамоходные суда, оборудованные средствами для выполнения всех видов судоремонта;

плавучие доки — несамоходные суда, приспособленные для подъема из воды плавающих судов, для их освидетельствования и выполнения работ в подводной части корпуса;

плавучие подъемные краны — самоходные и несамоходные суда, имеющие грузоподъемные устройства.

7) Служебные суда предназначены для выполнения разнообразных работ, связанных с обеспечением эксплуатации основных судов флота. Их можно подразделить на

ледоколы — суда, приспособленные для вскрытия ледяного покрова и плавания во льдах. Назначением их является обеспечение плавания судов в ледяной обстановке;

буксиры — суда, обеспечивающие буксировку несамоходных или больших самоходных судов в узкостях, где эти суда неуправляются;

толкачи — суда, работающие на внутренних путях сообщения для передвижения несамоходных и неуправляемых судов методом их толкания;

посыльные суда — мелкие самоходные суда, предназначенные для доставки на стоящие вдали от берега суда всевозможных предметов снабжения;

разъездные суда — мелкие быстроходные суда, служащие для связи между берегом и судном.

8) Спасательные суда служат для оказания помощи или спасения судов, терпящих бедствия в открытом море.

К этим судам относятся

морские спасатели — суда с высокими мореходными качествами, позволяющими им в любую погоду выйти в открытое море, подойти к аварийному судну и оказать ему помощь;

спасательные базы — суда, которые обслуживают более мелкие суда специального назначения при длительных спасательных работах в открытом море;

спасательные боты — мелкие мореходные суда, специально оборудованные для спасательных работ на месте аварии судна;

судоподъемные понтоны — емкости, предназначенные для подъема затонувших судов.

9) Спортивные суда предназначены для занятий спортом.

10) Суда технического флота служат для выполнения специальных гидротехнических работ (выем или намыв грунта); для обеспечения надлежащего состояния акваторий (территорий) портов и гаваней, каналов и фарватеров; для налива грунта на берег; для создания плотин или поднятия берегов, а также для добычи из-под воды гравия, строительного песка и других материалов. Эти суда подразделяются на

дноуглубительные суда, оборудованные специальными приспособлениями и механизмами для подъема грунта со дна. В зависимости от способа подъема грунта эти суда, в свою очередь подразделяются на землечерпательные или черпаковые, поднимающие грунт при помощи черпаков-ковшей, собранных на замкнутой шарнирной цепи, двигающейся по наклонным направляющим. При опрокидывании черпака над водою грунт попадает в лоток и отводится в стоящее у борта грунтовозное судно;

землесосы или рефулеры, разрыхляющие грунт специальными вращающимися ножами и мощными насосами, засасывают смесь грунта с водою (пульпу) в трубу —сосун. Поднятая пульпа по отводным трубам удаляется за борт на значительные расстояния, намывая берега;

грунтовозы (шаланды) — самоходные суда с открытыми бункерами для грунта и с саморазгружателями (откидными шлюзами в днище);

грунтовозные баржи — несамоходные суда с открытыми бункерами и саморазгружающимися шлюзами;

самоопрокидывающиеся баржи — несамоходные суда, способные самостоятельно создавать крен для разгрузки грунта за борт;

грязевые и фекальные баржи — несамоходные суда, предназначенные для приема, обезвреживания и отвода в район свалки нечистот и отходов от судов, стоящих в портах и гаванях.

Это интересно:

  • Нарушение правила движение по аэродрому Методические рекомендации «Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома с выдачей допуска» (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 13 мая 2013 г.) I. Общие […]
  • Федеральный закон рф n 117-фз Статья 15. Особенности погашения целевого жилищного займа Статья 15. Особенности погашения целевого жилищного займа 1. Погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника […]
  • Удостоверение следственный комитет образец Проект Приказа Следственного комитета Российской Федерации "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" (подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 15.02.2017) Досье на […]
  • Приложение к приказу перечень работников Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513"Об […]
  • Приказ об имуществе от 2010 года Об утверждении регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 сентября 2010 г. N 18517 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПРИКАЗ от 11 […]
  • Правила о возмездном оказании услуг применяются к договорам Статья 779. Договор возмездного оказания услуг 1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. 2. Правила настоящей […]
  • Правила обследования несущих строительных конструкций зданий ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 5. ОБСЛЕДОВАНИЕ […]
  • Уголовный кодекс capital-rp [S.W.A.T]●Уголовный Кодекс Штата Сообщения : 7 Дата регистрации : 2011-03-25 ●Уголовный Кодекс штата ●RP●MyGame ● Раздел I:Уголовная ответственность в штате примечание:1 звезда = 10 минут (2зв=20минут и.т.д)Глава 1.Убийства 1.1. Убийство — насильственное лишение жизни. Убийство в штате […]
Все права защищены. 2018