Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Сумма товарного налога

Основы анализа спроса и предложения

  1. Какую зависимость отражает закон спроса?
    1. Прямую зависимость количества покупаемого товара от его цены.
    2. Обратную зависимость между количеством покупаемого товара и его ценой.
    3. Прямую зависимость цены от качества товара.
    4. Обратную зависимость объема предлагаемого товара от его цены.
  2. Какой из представленных графиков отражает «парадокс Гиффена»?
  3. Изменение объема спроса на отдельный товар произойдет.
    1. . под воздействием потребительских вкусов.
    2. . при улучшении качества товара.
    3. . при изменении цены данного товара.
    4. . при изменении цен на взаимодополняющие товары.
  4. Кривая спроса на товар x сместится вправо и вверх в результате.
    1. . уменьшения числа покупателей.
    2. . перехода на товар-субститут.
    3. . повышения таможенных барьеров.
    4. . увеличения доходов потребителей.
  5. Чем можно объяснить сдвиг кривой предложения на товар y влево-вверх?
    1. Внедрением новых технологий.
    2. Увеличением цен на исходные ресурсы.
    3. Введением дотаций.
    4. Увеличением числа производителей.
  6. Избыток товаров на рынке образуется после введения правительством.
    1. . фиксированной цены поддержки.
    2. . фиксированной потолковой цены.
    3. . налогов.
    4. . повышения учетной ставки процента.
  7. Взаимозаменяемые товары — это.
    1. . такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой.
    2. . товары первой необходимости.
    3. . пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой.
    4. . товары, для которых существует обратное соотношение изменения цены одного из них к изменению объема спроса на другой.
  8. Пельмени и бифштекс являются товарами-субститутами в потреблении, а маргарин — дополняющим. Какие изменения произойдут на соответствующих рынках, если цена на бифштекс повысится?
    1. Цены на пельмени и маргарин повысятся.
    2. Цена на пельмени повысится, а на маргарин понизится.
    3. Цена на пельмени упадет, а на маргарин возрастет.
    4. Цены на пельмени и маргарин снизятся.
  9. Hа рисунке представлен график, показывающий рыночное равновесие в коротком периоде. Какими обстоятельствами вызвана данная ситуация?
    1. В отрасли возникают новые предприятия, что позволяет увеличить объем производства до полного насыщения рынка.
    2. Ухудшением условий добычи какого-либо сырья.
    3. Фирма увеличивает объемы производимой продукции за счет более интенсивного использования имеющихся ресурсов.
    4. Ситуация на рынке связана с продажей скоропортящегося продукта.
  10. Даны уравнение функции спроса на товар x: Qd = 8 — 2P и уравнение функции предложения QS = -7 + 3P. Равновесная цена этого товара.
    1. . 2 руб.
    2. . 5 руб.
    3. . 9 руб.
    4. . 3 руб.
  11. Сумма потоварного налога.
    1. . полностью выплачивается производителем.
    2. . увеличивает ренту продавца.
    3. . распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от эластичности спроса и предложения.
    4. . полностью выплачивается покупателем.
  12. Эластичность спроса по доходу выражена неравенством: 0 — = P + — T. В этом случае цена покупателя (P + ) превышает цену продавца на величину налога. Если производитель (продавец) получает дотацию (V), то цена продавца становится: P + = P — + V. Тогда цена покупателя P — меньше цены продавца на величину дотации. Значения P + и P — находятся стандартным приемом их подстановки в соответствующую функцию.

    Расчет коэффициентов прямой или перекрестной эластичности спроса по цене можно сделать с помощью первой производной, используя следующие выражения:

    Другой тип задач на эластичность решается с применением средних значений цен и объемов. В этом случае:

    ;

    где P1, P2 — первоначальное и изменившееся значение цены; Q1, Q2 — объем спроса (предложения) до и после изменения цены.

    Тогда: P = P2 — P1; Q = Q2 — Q1

    1. Функция спроса на товар Qd = 9 — P, функция предложения QS = -2 + 2P. Предположим, на данный товар введен налог, уплачиваемый продавцом в размере 2 руб. за единицу. Определить равновесные цены покупателя и продавца с учетом налога.
    2. Даны функция спроса и функция предложения на товар «x» соответственно: Qdx = 12 — P; QSx = -3 + P. Правительство ввело дотацию в размере 3 руб. за изделие, получаемую продавцом. Найти равновесные цены покупателя и продавца с учетом дотации.
    3. Определить коэффициент прямой эластичности спроса по цене, если известно, что функция спроса на товар Qd = 15 — 2P, а цена равна 6 руб. за единицу.
    4. Функция спроса на товар «x» представлена в виде: Qdx = 10 — Px + 0,5Py. Определить коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар «x», если цена товара
      «x» — 12 руб., цена товара «y» — 8 руб.
    5. Рассчитать коэффициент прямой эластичности спроса по цене, если известно, что цена товара выросла с 1,5 руб. до 2 руб. за единицу, а объем спроса сократился с 1000 до 900 единиц.

    Государственное регулирование рынка. Рента (излишек) покупателя и продавца

    При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

    Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

    Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.

    Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

    Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

    Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

    Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 34).

    Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S1) определяет рыночное равновесие (E1) с ценой Pe1 и объемом Qe1. Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S2. Прежний равновесный объем Qe1 производители захотят продать по цене P2 (P2 = Pe1+T). Hо при данной цене спрос (Qd2) значительно меньше прежнего (Qe1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E2). Hовая равновесная цена Pe2 окажется выше прежней (Pe1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Qe2 — за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (Pe1 — P — ).

    Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса (рис. 35).

    Hетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Qe1 потребитель готов покупать только по цене P2, однако продавец по этой цене готов предложить объем только QS2. Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит Pe2, а объем продаж — Qe2. Цену Pe2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (Pe1 — Pe2) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены Pe2, покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P + . Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P + — Pe1,) образует «долю» покупателя в налоге.

    Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

    Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Hарисуем два графика (рис. 36).

    В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 37а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение — нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 37б).

    Дотации. Дотация — выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

    Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 38). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S1, то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S2). В том числе прежний равновесный объем по цене P — (P — = Pe1-V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Qd2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

    Hовая равновесная цена будет больше P — , но меньше прежней равновесной Pe1. Равновесный объем вырастет (Qe2 > Qe1). Продав покупателю товар в объеме Qe2 по цене Pe2, продавец фактически с учетом дотации получит цену P + за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P + — Pe1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена Pe2 будет меньше прежней Pe1.

    Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации — покупателю или продавцу — в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

    Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения (рис. 39).

    Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P2), либо на более высоком (P1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором — их избыток, в третьем — очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

    Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

    6.5.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ПОТОВАРНОГО НАЛОГА

    Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (отдельные примеры рассмотрены в предыдущем разделе), но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.

    Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него. Регулирование может осуществляться либо посредством прямого контроля за уровнем цен и объемов (фиксированные цены, квоты), либо путем использования финансовых инструментов (налоги, дотации), либо другими косвенными методами.

    Сдвиг равновесия или приближение рынка к равновесному состоянию осуществляется введением налогов и дотаций. Проанализируем некоторые последствия такого вмешательства государства.

    Прежде всего, рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых «потоварных» налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР и частично заменивший его акциз, введенный в России с 1992 г.

    Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.

    Рассмотрим рис. 6.13. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D , а линия предложения – S 1 . Равновесная цена составляла Р1, равновесный объем продаж – Q 1 .

    Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

    Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1, если его цена составит Р1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1. В этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S 2 .

    Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q 2 , P + , Р — . Объем рынка Q 2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, Р + окажется выше первоначальной Р1. Цена, которую практически получает продавец (без налога), Р — окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + E 2 СР — . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть «налогового бремени» ложится на покупателей.

    Рис. 6.13 Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами

    Если нетоварный налог вносится в госбюджет покупателями, то происходит сдвиг параллельно вниз на величину Т линии спроса D. Основная суть модели от этого не меняется.

    Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 6.14, а отражена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о бытовой технике коричневого цвета. Для большинства покупателей цвет бытовой техники не имеет решающего значения. Повышение цен на бытовую технику только коричневого цвета вызывает переключение спроса покупателей с продукции данного цвета на традиционную белую бытовую технику. Поэтому линия спроса на бытовую технику коричневого цвета имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на коричневую бытовую технику без особого труда могут сократить ее производство и увеличить выпуск бытовой техники традиционного цвета. Введение налога только на коричневую бытовую технику может привести к полному исчезновению ее с рынка.

    На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.

    Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения, а следовательно, от эластичности спроса и предложения. Очевидно, что объем спроса на электролампочки мало зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет очень крутой наклон. Линия же предложения, во всяком случае, в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 6.15, а. Из рисунка видно, что большая часть налогового бремени (Р + — Р1) возлагается на покупателей и меньшая часть (Р1 – Р — ) – на производителей.

    Для сравнения на рис. 6.15, б изображена противоположная ситуация. Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса (менее эластичен спрос) и чем меньше наклон линии предложения (более эластично предложение), тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

    Рис. 6.14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения

    Рис. 6.15. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения

    2.5 Государство и рынок: налоги, субсидии и контроль цен

    Косвенные налоги и распределение налогового бремени.

    Государство использует налоги для финансирования поставок тех благ, которые рынок либо не в состоянии обеспечить, либо обеспечивает их не в оптимальном объеме, а также для поддержки тех, кто по независящим от них причинам не может выжить за счет продаж товаров или факторов производства.

    В составе налогов выделяют прямые налоги и косвенные налоги.

    Прямые налоги – это такие налоги, которые уплачиваются непосредственно из доходов граждан.

    Косвенные налоги – это такие налоги, которыми облагаются расходы на товары.

    Одной из разновидностей косвенных налогов являются потоварные налоги.

    Потоварные налоги – это такие налоги, которые устанавливаются в фиксированном абсолютном размере на единицу продукции.

    К потоварным налогам относятся, например, налоги с продаж, которые до недавнего времени активно вводились на уровне субъектов Российской Федерации. К особой категории потоварных налогов относятся, например, акцизные налоги.

    Акцизные налоги – это такие налоги, которые государство вводит на товары с низкой ценовой эластичностью.

    В эту категорию практически всегда попадают вино-водочные и табачные изделия. В России их роль в налоговой системе существенно выросла по сравнению с началом 90-х годов. Особо это стало заметно после налоговой реформы 2000 г. (см. вставку 2.4).

    Посмотрим далее воздействие налогов на товарный рынок на примере потоварных налогов. Введение потоварного налога сдвигает влево кривую предложения из положения S в положение St (см. рис. 2.17).

    Рис. 2.17. Влияние потоварного налога на равновесие.

    Вертикальное расстояние между S и St составляет как раз величину потоварного налога с единицы товара или, что то же самое, налоговой ставки (t). В результате его введения цена равновесия повышается с Pе до , а предложение сокращается с Qe до Q (см. вставку 2.5). Заметим однако, что цена товара вырастает не на величину потоварной налоговой ставки (t), а на меньшую величину. Это обусловлено тем, что кривая спроса имеет отрицательный наклон.

    Введение потоварного налога порождает налоговое бремя (обозначим его, в отличие от налоговой ставки, большой латинской буквой T).

    Налоговое бремя есть общая величина уплачиваемого налога.

    На рис. 2.17 оно представлено прямоугольником Еtb. Интерес для экономистов и политиков представляет распределение налогового бремени.

    Распределение налогового бремени есть его разделение между покупателем и продавцом.

    Если взять потоварную налоговую ставку, то покупатель выплачивает ту ее часть, которая равна разнице между равновесной ценой с учетом потоварного налога и равновесной ценой без такового ( — Pе). Продавец же выплачивает ту ее часть, на которую она превышает указанную разницу, то есть t – ( — Pе). На рис. 2.17 доля продавца в потоварной налоговой ставке представлена расстоянием между Pе и . есть цена, по которой продавец реализует товар после введения потоварной налоговой ставки. Как видно из рис. 2.17, она ниже цены равновесия до введения потоварного налога ( QD) и появляются чистые потери общества (bEc).

    Верхняя граница цены (так называемый «ценовой потолок») также используется государством в качестве метода регулирования рыночного ценообразования.

    Верхняя граница цены – устанавливаемый государством максимальный уровень цены, выше которого продавцы не имеют права ее поднимать.

    Если верхняя граница цены (Pf) оказывается ниже равновесной рыночной цены (Pе), то неизбежно возникает дефицит (рис. 2.21). Спрос (QD) значительно превышает предложение (QS). Этот разрыв и составляет устойчивый дефицит. Чистые потери общества представлены треугольником аbE.

    Рис. 2.21. Верхняя граница цены ниже цены равновесия.

    Последствиями политики «потолка цен» являются:

    а) Неудовлетворенный спрос покупателей (на рис. 2.21 его суммарную величину представляет прямоугольник QSacQD). Это денежные средства, которые не могут «найти» товар.

    б) Распределение по принципу «первый пришел – первый получил», а следовательно, очереди и большие затраты времени на приобретение нужного товара. В такой ситуации выигрывают те из потребителей, у кого наиболее низкая альтернативная стоимость времени, например, часть пенсионеров.

    в) Нормирование, то есть такая ситуация, когда государственные органы определяют, какое количество товара может приобретать потребитель за определенный период времени. Одна из форм нормирования – так называемая «карточная система». В России при социализме она практически всегда имела место в тех или иных формах, в тех или иных регионах страны.

    г) Черный рынок, то есть торговля дефицитной продукцией по складывающейся при таких условиях равновесной цене в нарушение государственных регламентаций. Если представить, что вся предлагаемая продукция идет на черный рынок, то на нем установится равновесная цена Рb (рис. 2.21). Как видно, она значительно превышает не только установленную государством цену (Pf), но и цену свободного рынка (Pе), которая сложилась бы при отсутствии государственного контроля за ценами. При этом весь прямоугольник РbbаPf есть чистая выручка продавцов на черном рынке. Они, как правило, делятся ею с теми официальными лицами, которым государство поручает контроль за соблюдением государственных цен и нормирования. Отсюда коррупция проникает во все поры государственного механизма.

    д) Снижение качества и сокращение ассортимента предлагаемой продукции — естественный ответ производителя на запрет продавать ее по свободным рыночным ценам. Таким образом он стремится уложить свои затраты в искусственно заниженную государством цену. В длительном временном периоде он либо нуждается в дотациях, либо его производство разрушается в силу невозможности обновлять оборудование из-за отсутствия достаточной выручки от продаваемой продукции. К этой стороне вопроса мы вернемся в главе 5, говоря о проблемах ценового регулирования так называемых «естественных монополистов».

    Большинство граждан России еще хорошо помнят все перечисленные здесь последствия государственного ограничения цен. Для тех же, кто только слышал об этом, приводим репортаж из современной Белоруссии (см. вставку 2.6). В ней же вы увидите, что и Россия не свободна от покушений властей на свободное ценообразование.

    Закон спроса отражает тот факт, что с ростом цены товара спрос на него падает, а при снижении цены товара он растет. Это закон объясняется действием эффектов замены и дохода.

    Соотношение между ценой товара и спросом на него может быть представлено как в табличной форме, так и графически, в виде кривой спроса. Колебания в цене товара приводят к изменениям величины спроса, выражающимся в движении по кривой спроса.

    Функция спроса показывает влияние на него как реальной цены данного товара, так и так называемых «неценовых факторов» (цен товаров-заменителей и дополняющих товаров, доходов потребителей, их вкусов и ожиданий изменения цены товара). Влияние «неценовых факторов» приводит к изменениям в спросе, выражающимся в сдвигах кривой спроса.

    С ростом цены товара его предложение, как правило, увеличивается, а при снижении цены – сокращается. Это обусловлено тем, что рост цены позволяет покрывать растущие издержки производства дополнительных количеств товара и у производителя появляется интерес изменить структуру производства в пользу товара с растущей ценой за счет сокращения производства других, менее выгодных товаров.

    Соотношение между ценой товара и его предложением может быть представлено как в табличной форме, так и графически, в виде кривой предложения. Колебания в цене товара приводят к изменениям величины предложения, выражающимся в движении по кривой предложения.

    Функция предложения показывает влияние на него как реальной цены данного товара, так и «неценовых факторов» (издержек производства товара, выгодности товаров-заменителей и дополняющих товаров, непредсказуемых событий и ожидаемой цены данного товара). Влияние «неценовых факторов» приводит к изменениям в предложении, выражающимся в сдвигах кривой предложения.

    При превышении спроса над предложением на рынке возникает дефицит, который при свободном движении цен ведет к росту цены товара. При превышении предложения над спросом на рынке возникает избыток, который при свободном движении цен ведет к снижению цены товара. В итоге цена уравновешивает спрос и предложение.

    Равновесная цена ведет к так называемому «расчищению рынка» – ситуации, когда спрос равен предложению, нет ни дефицита, ни избытка.

    Сдвиг кривой спроса или предложения ведет либо к дефициту или избытку. Однако тогда цена либо растет, либо падает до тех пор, пока она не определит новую равновесную ситуацию на рынке.

    Эластичность есть мера реакции спроса или предложения на изменения одной из их детерминант. Она определяется как соотношение процентного изменения спроса или предложения, с одной стороны, к процентному изменению соответствующей детерминанты, — с другой.

    Ценовая эластичность спроса измеряет реакцию спроса на изменение цены. Поскольку кривые спроса имеют отрицательный наклон, ценовая эластичность спроса отрицательная. Если эластичность спроса больше единицы (по абсолютной величине), то спрос называется эластичным, если меньше – неэластичным.

    Спрос на товар будет тем более эластичным, чем больше у него товаров-заменителей, чем большая доля дохода тратится на данный товар и чем больше времени проходит после изменения в цене.

    Обычно кривая спроса имеет различную эластичность в различных своих точках. Эластичность может быть измерена как между двумя точками на кривой, так и в точке на кривой. В первом случае речь идет о дуговой эластичности, во втором – о точечной.

    Когда спрос эластичный, тогда рост цены ведет к снижению расходов покупателя на данное благо, когда неэластичный, тогда рост цены ведет к увеличению расходов покупателя на данное благо. В том же направлении меняется и выручка продавца.

    Ценовая эластичность предложения измеряет реакцию предложения на изменение в цене. Поскольку кривые предложения имеют, как правило, положительный наклон, то ее значения – положительны. Предложение тем более эластично, чем меньше прирост издержек на дополнительную единицу продукции и чем длиннее временной период.

    Эластичность спроса по доходу измеряет реакцию спроса на изменение в доходе. Для нормальных благ она принимает положительные значения, для низших – отрицательные. Эластичность спроса по доходу тем выше, чем ближе благо к предметам роскоши и чем медленнее насыщается спрос по мере наращивания потребления.

    Перекрестная эластичность споса измеряет реакцию спроса на один товар на измение цены другого товара. Для товаров заменителей она принимает положительные значения, для дополняющих товаров – отрицательные. Перекрестная эластичность тем выше, чем в большей степени товары являются взаимозаменяющими или взаимодополняющими.

    Государство влияет на работу рынка через налоги, субсидии, регулирование цен. Налоги бывают прямыми и косвенными. Одной из разновидностей косвенных налогов являются потоварные налоги, в частности, акцизы.

    Если государство вводит потоварный налог, то это ведет к сокращению предложения, повышению цены покупки для потребителей и снижению продажной цены для поставщиков. Распределение налогового бремени между поставщиками и потребителями зависит от ценовой эластичности спроса и предложения налогооблагаемого товара.

    Налоговое бремя для потребителей будет тем выше, а для поставщиков тем ниже, чем ниже эластичность спроса и выше эластичность предложения налогооблагаемого товара. Суммарные налоговые поступления государства будут тем выше, чем менее эластичны спрос и предложение.

    Потоварные субсидии имеют обратный эффект по сравнению с потоварными налогами. Предложение расширяется, цена поставщика возрастает, а цена для покупателя падает.

    Равенство потоварной субсидии потоварной налоговой ставки не обеспечивает равенства сумм налоговых поступлений и субсидий. Последняя оказывается выше. Казне требуется изыскать дополнительные средства для выплаты субсидии.

    Субсидии оказывают дестимулирующее воздействие на производителей, порождают дорогостоящее соревнование за их получение, подрывают конкуренцию. В то же время субсидии на товары первой необходимости могут смягчить неравенство.

    Государство может устанавливать минимальные или максимальные цены. Если минимальная цена устанавливается на уровне выше равновесного, то в результате появляется избыток товара. Если максимальная цена устанавлвается на уровне ниже равновесного, то в результате появляется нехватка товара.

    Максимальные цены часто порождают очереди, нормирование отпуска товаров, черный рынок, содействуют распространению коррупции.

    Это интересно:

    • Социальная пенсия в воронежской области в 2018 году Пенсионное обеспечение для жителей Воронежа и Воронежской области в 2018 году Пенсионная реформа преподносит гражданам все новые сюрпризы. В 2018 году Правительство РФ уже анонсировало приятное изменение — поступательное увеличение минимальных начислений. Они должны возрасти до 14,5 тыс. […]
    • Воронеж оформление пенсии Пенсионное обеспечение для жителей Воронежа и Воронежской области в 2018 году Пенсионная реформа преподносит гражданам все новые сюрпризы. В 2018 году Правительство РФ уже анонсировало приятное изменение — поступательное увеличение минимальных начислений. Они должны возрасти до 14,5 тыс. […]
    • Оформить кредит на телефон с 18 лет Банки, дающие кредит с 18 лет (список банков) Современная молодёжь рано встаёт на ноги и, получая знания в учебных заведениях, дополнительно подрабатывают в свободное время. Но зачастую этих денег не хватает. Тогда встаёт вопрос: в каком банке можно взять кредит по достижении […]
    • Список судебных приказов Судебный приказ (понятие, основания и порядок вынесения, отмена) Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 […]
    • Правила поведения в клубах Правила поведения в клубах Ночные клубы - излюбленное место отдыха многих девушек и молодых людей. В ночной клуб отправляются, для того чтобы расслабиться после напряжённого трудового дня или тяжёлой рабочей недели, чтобы завести приятные знакомства или весело провести время в обществе […]
    • Право общей совместной собственности основания возникновения и виды Право общей собственности. Понятие, виды, основания возникновения и прекращения Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности (п. 1 ст. 244 ГК РФ). Право общей собственности характеризуется множественностью субъектов, которые […]
    • Правило сложения дробей с одинаковыми числителями Сложение дробей При сложении дробей могут встретиться разные случаи. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями Такой случай наиболее простой. При сложении дробей с равными знаменателями складывают числители, а знаменатель оставляют тот же. C помощью букв это правило сложения можно […]
    • Полномочия президент рф и правительство рф Полномочия президента РФ Основные полномочияПрезидента РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ; представление Государственной Думе […]
Все права защищены. 2018