Теплотрасса прокладка правила

Прокладка бесканальных теплотрасс

Бесканальный способ строительства теплотрасс возник относительно недавно и напрямую связан с развитием производства полимерных материалов и пенополиуретановой (ППУ) теплоизоляции. Трубы, изолированные при помощи пенополиуретана, благодаря высокой стойкости этого материала, можно укладывать непосредственно в траншею отсыпанную соответствующим образом. Таким образом, бесканальный способ строительства теплотрасс не требует строительства дорогостоящих каналов.

При строительстве теплотрассы бесканальным способом трубопровод укладывается непосредственно в грунт. Сначала разрабатывается траншея, дно которой следует выровнять и отсыпать песком, затем на песчаную подушку укладываются трубы теплотрассы. Для бесканальной прокладки используют трубы и фасонные изделия изолированные пенополиуретаном в металической, полиэтиленовой или полимерной оболочке (для защиты ППУ). Стыки стальных труб после сварки и схождения пенополиуретановых скорлуп изолируются жидким ППУ и гидроизолируются при помощи специальных полиэтиленовых муфт. В последнее время для изоляции труб, укладываемых бесканальным методом строительства теплотрасс, применяются также такие материалы как Изопрофлекс, Касафлекс и др. Теплопроводы с пенополиуретановой изоляцией снабжаются системой оперативного дистанционного контроля (СОДК) состояния изоляции. Данная система позволяет с помощью приборов своевременно обнаружить повреждение изоляционного слоя. После укладки труб следует обратная отсыпка песком, установка железобетонных плит или заливка бетонного основания под асфальтировку. Последние нормы предписывают также благоустройство прилегающей территории.

Во многих крупных городах с интенсивной сетью инженерных коммуникаций прокладка трубопроводов различного назначения бесканальным способом является основным, а зачастую и единственно возможным, методом производства работ. Постоянное увеличение количества коммуникаций, распространение уплотнительной застройки, рост транспортного потока, ужесточение требований к экологической безопасности, а в нашей стране и постоянная необходимость замены изношенных инженерных коммуникаций, сокращение сроков строительства привели к тому, что бесканальный метод прокладки теплотрасс прочно вошел в арсенал строителей. И во многих местах полностью вытеснил традиционные способы – канальный и надземный.

Впрочем, бесканальный метод прокладки теплотрасс активно применяется и за пределами больших городов. Способствуют этому интенсивное развитие коммуникационных технологий и связанная с этим необходимость постоянно прокладывать теплотрассы в уже обжитых местах с тесной застройкой, а также непрекращающееся строительство магистральных нефте-, газо- и топливопроводов. В большинстве случаев бесканальный метод прокладки теплотрасс единственно возможный способ работы.

Кроме того, используя бесканальный метод прокладки теплотрасс, можно существенно сократить потери тепла, что кроме прямой экономии увеличит сроки эксплуатации теплотрассы. Трубы в ППУ-изоляции считаются наиболее подходящими для бесканальной прокладки теплотрасс, поскольку надежная герметизация уменьшает влияние коррозии на поверхность трубы. Впрочем, при укладке таких труб следует самым тщательным образом относиться к изоляции сварных швов и в точности придерживаться технологического процесса. Кроме того, для контроля надежности ППУ-изоляции разработана дистанционная сигнализация, которая позволяет принимать меры на ранних стадиях разрушения трубы.

При прокладке бесканальных теплотрасс следует придерживаться специального положения по проектировании теплотрасс. Согласно этому положению бесканальная прокладка трубопроводов должна вестись в непросадочных грунтах с естественной влажностью. Минимальное углубление при бесканальной прокладке должно составлять от 0,5 до 0,7 м от поверхности грунта. Максимальное заглубление трубопровода рассчитывается с учетом прочности труб. Как правило, не больше 3м. Песчаное основание при прокладке теплотрасс бесканальным способом должно быть не менее 100 мм с песчаной обсыпкой не менее 100 мм. Категорически запрещена безканальная прокладка тепловых сетей по территории детских дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждениях. При прокладке предизолированных трубопроводов в местах подвергающимся динамическим нагрузкам (превышающим 5.0 т/ось), необходимо уложить железобетонную плиту не ближе 30 см от поверхности, или прокладывать трубопровод в защитных трубах или железобетонных каналах. Не далее, чем за 30 см от трубопровода теплотрассы следует проложить предупреждающую ленту.

Прокладка теплотрасс

Строительство теплотрасс – технически сложный ответственный процесс, качественное выполнение которого требует наличия в подрядной организации опытных профессионалов и современной дорогостоящей техники. ООО «СтронгЛайн» располагает необходимым арсеналом для качественной прокладки теплотрассы в минимально возможные сроки.

Работы производятся в точном соответствии с техническими требованиями СНиП «Тепловые сети», правилами Госгортехнадзора России, другими нормативными техническими актами. Наши инженеры, сварщики, монтажники, крановщики в обязательном порядке своевременно проходят всю необходимую аттестацию и повышение квалификации.

Компания «СтронгЛайн» производит следующие виды работ:

  • получение разрешительной документации;
  • сбор и подготовка рабочей документации;
  • проектирование теплотрассы;
  • согласование проекта с Ростехнадзором, энергетической компанией и другими инстанциями;
  • прокладка теплотрассы;
  • пусконаладочные работы;
  • дальнейшее техническое обслуживание.

Кроме строительства теплотрасс с нуля «под ключ», мы предлагаем услуги по ремонту, реконструкции и повышению энергоэффективности старых трубопроводов. Возможно проектирование и прокладка отдельных участков трассы:

  • индивидуальные, центральные и блочные тепловые пункты;
  • тепломагистрали и разводящие тепловые сети;
  • тепловые вводы и тепловые камеры;
  • котельные станции и другие объекты.

Мы выполняем строительство теплотрасс любой сложности, вне зависимости от сложности рельефа, диаметра труб и других условий.

Способы прокладки теплотрассы

Прокладка теплотрассы возможна несколькими способами:

  • канальная (прокладка труб в канале под слоем грунта);
  • бесканальная (прокладка теплотрассы из стальных труб в изоляции (полимерная, армопенобетонная или другая) прямо в грунт);
  • бестраншейным способом по технологии ГНБ (горизонтально направленного бурения);
  • строительство теплотрасс воздушным способом.

Кроме различных способов прокладки, возможны разные конструктивные решения по созданию теплосети. Например, проектирование теплотрассы со строительством тепловых камер или без них. Возможна установка запорно-регулирующей арматуры, которая позволяет расширять сеть, врезая в дальнейшем новые ответвления. Каждый из применяемых способов учитывается при проектировании теплотрассы и при ее прокладке.

Трубопровод при канальном способе прокладки укладывается под землей в специальный канал (лотковый или монолитный). Устройство монолитного канала предполагает выполнение следующих видов работ:

  • выемка грунта;
  • выравнивание основания канала;
  • армирование дна канала;
  • прокладка греющего провода;
  • утепление бетона;
  • заливка бетоном армированного дна;
  • армирование стенок канала;
  • установка опалубки и заливка стен;
  • гидроизоляция стенок канала;
  • установка опорных подушек;
  • покраска кремний-органическими красками;
  • изоляция теплотрассы;
  • установка плит перекрытия;
  • гидроизоляция канала;
  • засыпание песком и грунтом;
  • тщательная утрамбовка;
  • засыпка гравием;
  • заливка бетона под асфальтировку;
  • благоустройство территории.

Возможна прокладка теплотрассы в лотковом канале, когда используются готовые железобетонные лотки. Они могут быть разных размеров. Виды работ аналогичны предыдущему способу, за исключением строительства монолитного канала.

Строительство теплотрасс воздушным способом используется в том случае, когда нет возможности проложить трассу под грунтом, или в качестве временного сооружения. В этом случае обязательно устанавливаются высокие опоры, ограждающие конструкции, информационные щиты. Также необходимо провести тщательную теплоизоляцию трубопровода, и смонтировать защитный металлический слой.

При бесканальном способе прокладки трубопровод укладывается непосредственно в траншею. В этом случае используются особые трубы теплотрассы, изготовленные по швейцарской технологии CALPEX. Они обладают высокой гибкостью, прочностью и химической стойкостью. Монтаж теплотрассы в этом случае осуществляется следующим образом:

  • проведение земляных работ;
  • выравнивание основания;
  • песочная отсыпка;
  • укладка трубопровода;
  • утрамбовка грунта;
  • гравий;
  • бетонное основание под асфальтировку;
  • и обязательное благоустройство территории.

Там где нет возможности вырыть траншею, коммуникации прокладываются по современной технологии горизонтально направленного бурения. Эта технология позволяет проложить коммуникации, не нарушая дорожного покрытия, а также под зданиями и сооружениями.

Дополнительную информацию о наших услугах можно получить по телефону 8 (495) 604-10-98.

Монтаж теплотрассы: прокладка теплотрасс, правила эксплуатации и ремонт

Для доставки энергетических тепловых ресурсов от источников генерации удаленным потребителям необходимо применение специальных транспортных сетей – теплотрасс. Это магистральные линии, по которым, в частности, осуществляется передача горячей воды с целью обеспечения работы коммунальной системы отопления. Несмотря на массовый переход частных домовладельцев на автономные системы ГВС, в данной сфере также используются теплотрассы. Монтаж выполняется по разным схемам – как под землей, так и над ней. Но самое главное – соблюдение правил прокладки и эксплуатации таких линий.

Требования к используемым трубам

Материал трубопровода должен соответствовать температурным нагрузкам и давлению в магистрали. Как минимум, он должен сохранять эксплуатационные свойства при 95 °С. Что касается давления, то для автономного отопления нормативным считается уровень в 1,5 атмосферы. В монтаже теплотрасс для отопления с такими требованиями обычно применяются следующие трубы:

  • Стальные оцинкованные. Практически отсутствуют температурные ограничения, а предельные показатели давления составляют порядка 12 атмосфер. Можно подчеркнуть также механическую прочность и стойкость к деформирующим нагрузкам. Однако сталь может доставить немало проблем из-за резьбовых соединений, не говоря о том, что металл – в принципе достаточно трудоемкий материал с точки зрения физического обращения при укладке.
  • Полипропиленовые трубы. Есть ограничения по температуре (до 95 °С), а максимальное давление составляет 9 атмосфер. Однако сочетание механической прочности, герметичности в стыках и скромной массы компенсирует эти недостатки.
  • Металлопластиковые трубы. Оптимальное решение, которое отличается долговечностью, гибкостью в установке и практичностью. Такие трубы для теплотрасс используются и в промышленности, и в частном хозяйстве.

Изоляция для теплотрассы

Даже правильно подобранные трубы не гарантируют сбережение тепла в процессе его транспортировки. Это свойство зависит от покрытия контура – теплоизолятора. Сегодня для таких целей используются следующие материалы:

  • Стекловата. Хорошо сочетается с металлопластиком, отличается низкой плотностью и дешево стоит. Но эффективное теплосбережение стекловата может обеспечить только в комбинации с рубероидом или стеклотканью. Соответственно, увеличиваются и расходы, и время на проведение монтажных работ.
  • Базальтовый изолятор. Имеет цилиндрическую форму, характеризуется удобством в монтаже и высокими теплоизоляционными показателями. Единственный минус – сам по себе дорого стоит.
  • Пенополиуретан (ППУ). Разновидность пластика, которая демонстрирует стойкость к температурным перепадам. Но главное преимущество этого материала заключается в другом. Для монтажа теплотрасс ППУ практически нет ограничений с точки зрения сложности трубопровода. Изолятор может применяться даже в жидком виде, что позволяет им точечно обрабатывать труднодоступные локальные участки.
  • Сшитый полиэтилен. Конструкционный изолятор на полимерной основе, среди главных достоинств которого можно выделить прочность, устойчивость к термофизическим нагрузкам, химическим и механическим воздействиям.

Технология монтажа теплотрассы

Организация магистральной системы теплоснабжения производится в несколько этапов:

  • Проектирование. По результатам комплексного обследования направления прокладки линии с учетом требований к транспортировке теплоносителя определяется перечень материалов, их эксплуатационные характеристики, а также конфигурация монтажа.
  • Подготовка к прокладке. Создаются технические условия для будущей установки труб. Расчищается местность прокладки и при необходимости устанавливаются лотки (каналы) для тыльной защиты контура.
  • Установка труб. Осуществляется непосредственный монтаж трубопровода теплотрассы, при котором на подготовленных лотках крепится подложка и материал изоляции. Для этого могут использоваться хомуты, средства анодированной защиты и фиксирующие метизы.
  • Производится тестирование и пусконаладочные работы.

Конфигурации прокладки теплотрассы

В одной линии может укладываться несколько трубопроводов. В этой связи различают одно- и двухтрубный, а также лучевой способ прокладки. В первом случае используется лишь один контур, во втором – соответственно, два канала. При лучевом монтаже теплотрассы несколько контуров подключаются к коллектору, от которого потоки направляются по отдельным точкам потребления. Данная система выгодна тем, что позволяет регулировать работу потоков, попеременно нагружая и распределяя их в зависимости от текущих потребностей.

Особенности бесканальной прокладки

Главным отличием этого способа организации теплосетей является отказ от несущих прокладок. То есть монтаж лотков для теплотрассы такого типа не обязателен – установка осуществляется прямо на грунте. Отсутствие дополнительной защиты и поддержки трубопровода компенсируется использованием специальных фасонных изделий в пенополиуретановой теплоизоляции с полиэтиленовой оболочкой. Также для таких сетей предусматривается система оперативного дистанционного контроля, которая в постоянном режиме отслеживает состояние изоляции.

Ремонт теплотрассы

Техническое обслуживание с диагностикой и ремонтными процедурами может проводиться как в плановом порядке по графику, так и по сигналу от контролирующей аппаратуры. Ремонтно-восстановительные операции выполняются в следующем порядке:

  • Локализация повреждений с помощью специального оборудования.
  • Демонтаж лотковых перекрытий.
  • Разборка неисправного участка.
  • Замена, починка или дополнение проблемного участка необходимым элементом. Нередко выполняется электросварочный монтаж теплотрассы в точке с повреждением трубы в газовой среде.
  • Очистка контура от грязи и инородных предметов.
  • Опрессовочные работы, направленные на проверку герметичности после ремонта.
  • Сборка конструкции.

Заключение

От обычных трубопроводов теплотрассы отличаются большим диаметром и обязательной способностью обслуживать горячие среды. Этим объясняются и повышенные требования к применяемым материалам и условиям проведения прокладки. В бытовой сфере домовладельцы сталкиваются с монтажом теплотрасс при организации ГВС. Но и в этом случае применяются трубы и комплектующие меньшего формата – с подводкой от вторичных распределительных линий. В плане технологического обеспечения средства регуляции могут соответствовать промышленным сетям – как минимум в части функциональности. Для контроля и управления потоками также используются термостаты, запорная арматура коллекторов, датчики давления и температуры.

ПРОКЛАДКА ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

После составления тепловой карты города, размещения на ней районного источника тепла и определения границ централизованного теплоснабжения города можно приступить к нанесению на план города трасс магистральных тепловых сетей. Тепловые сети, соединяющие районный источник тепла с ТП потребителей, подразделяются следующим образом:

1)магистральные тепловые сети, представляющие собой главные теплопроводы, расположенные на участке от районного источника тепла до каждого микрорайона и крупного предприятия, и от которых ответвляются все остальные тепловые сети;

2) распределительные или межквартальные тепловые сети, ответвляющиеся от магистральных тепловых сетей, распределяют и транспортируют теплоноситель ко всем кварталам города и.предприятиям средней величины. Теплопроводы распределительных тепловых сетей, как правило, обладают меньшим диаметром и длиной, чем магистральные, но в отдельных случаях в начальных участках могут иметь больший диаметр, чем теплопровод конечного участка магистральной сети;

3) внутриквартальные тепловые сети, ответвляющиеся от распределительных или непосредственно от магистральных тепловых сетей и заканчивающиеся в ТП потребителей тепла, куда они доставляют приготовленный в источнике тепла теплоноситель.

Трассирование тепловых сетей на плане и профиле города начинают с магистральных сетей, от которых зависит правильное построение распределительных и внутриквартальных сетей.

Магистральные тепловые сети разделяются по конфигурации и особенностям расчета и эксплуатации на тупиковые или радиальные (рис. 5-2,а) и кольцевые (рис: 5-2,6).

Протяженность тупиковых магистралей короче, стоимость меньше и расчет их проще. Кольцевые магистрали обеспечивают большую надежность и дают возможность поддерживать в системе тепловых сетей более устойчивые .гидравлические режимы. Неодинаковые потери давления, возникающие в ветвях кольцевой магистрали при разной нагрузке систем теплоснабжения, систематических или аварийных отключениях крупных потребителей тепла легче выравниваются. Кроме того, при кольцевой прокладке магистрали ремонт или авария отдельного участка сети, как правило, в меньшей степени нарушают эксплуатацию системы теплоснабжения в целом.

Для правильного выбора трассы тепловых сетей на плане города следует учитывать ряд технико-экономических соображений:

1. Магистральные сети должны проходить вблизи центра тепловых нагрузок города.

2. Трасса магистральных теплопроводов должна быть по возможности короче.

3. Тепловые сети вообще и магистральные в особенности не должны прокладываться под землей в затопляемых районах города и по возможности не укладываться ниже уровня стояния грунтовых вод.

4. Магистральные теплопроводы должны прокладываться с таким расчетом, чтобы сооружение их не создавало трудностей существующей и перспективной застройке, а также системе транспорта города.

5. Тепловые сети должны быть по возможности дешевыми в строительстве и надежными в эксплуатации.

6. Трассы магистральной тепловой сети должны выбираться с таким расчетом, чтобы возможно лучше обеспечивать их надежную работу в особых аварийных режимах (при землетрясении, стихийных бедствиях и т.д.).

7. Прокладка и архитектурное оформление отдельных элементов тепловой сети должны отвечать эстетическим требованиям застройки города.

8. На плане города прокладка тепловых сетей должна по возможности совмещаться с другими инженерными сетями, в особенности с располагаемыми на надземных эстакадах или в проходных подземных каналах и туннелях.

9. Не следует прокладывать под землей тепловые сети вдоль электрифицированных железнодорожных и трамвайных путей, так как эксплуатация этих транспортных средств в водонасыщенных грунтах порождает блуждающие токи, вызывающие электрокоррозию металлических теплопроводов.

10. Не следует прокладывать под землей тепловые сети в вечномерзлых грунтах во избежание опасного оттаивания их, а также в солончаковых грунтах, которые при осенне-весеннем намокании агрессивно действуют на металл труб.

Обычно при определении трассы тепловых сетей выявляется невозможность ее выбора с полным соблюдением оптимальных условий, и изыскиваются компромиссные решения. Необходимо, однако, не допускать чрезмерных отклонений в практических решениях от оптимальных рекомендаций. Для этого следует в каждом конкретном случае выявлять и всесторонне анализировать все возможности и условия трассирования тепловых сетей с выполнением соответствующих технико-экономических расчетов.

На тепловой карте (см. рис. 5-1) кольцевые магистральные тепловые сети проложены на плане города в пределах кварталов так, чтобы не загромождать проезжей части улицы.

Существуют четыре разновидности прокладки тепловых сетей в пределах улиц и кварталов (рис. 5-3).

Ранее тепловые сети прокладывались только в пределах улиц под проезжей частью. Такая прокладка неизбежна в старых городах с закрытой, плотной застройкой кварталов, с красными линиями улиц, совпадающими с линиями застройки. Строительство тепловых сетей под проезжей частью улиц обходится дорого, а эксплуатация их связана с трудностями. Неоднократные вскрытия и восстановления покрытий проезжей части улиц, отвозка и подвозка грунта при проведении строительных работ заметно влияют на их общую стоимость. Во время строительства и ремонта тепловых сетей проезд по улицам затрудняется, а . зачастую и полностью прекращается.

При старой планировке городских улиц тепловые сети в их пределах можно укладывать только подземно. Но строительство тепловых сетей при подземной прокладке значительно дороже, чем при надземной.

В новых кварталах современной планировки линии застройки отодвинуты от красных линий улиц. Расстояние между , ними достигает 6—12 м и достаточно для прокладки тепловых сетей в этой зоне, не имеющей проезжей части и твердого покрытия, значительно проще и дешевле. Создается возможность строительства сетей с П-образными компенсаторами, в то время как при прокладке сетей в пределах проезжей части улиц ее ширина в большинстве случаев разрешает применение только сальниковых компенсаторов. Сети стараются настолько приблизить к зданиям, чтобы обойтись без устройства камер, используя подвалы зданий для размещения запорной арматуры ответвлений. Строительство и в дальнейшем ремонт сетей в этой зоне не препятствует движению уличного транспорта.

При использовании для тепловых сетей участка между красными линиями и линиями застройки вся остальная ширина улицы остается свободной для прокладки других городских инженерных сетей.

В зданиях новых районов современной застройки есть возможность устройства в подвалах технических коридоров для инженерных сетей. При соответствующей планировке в них можно проложить и тепловые сети, если условный диаметр тепловых сетей не превышает 300 мм. Подвальные этажи зданий не всегда используются рационально. Устройство в подвалах удобных и правильно организованных технических коридоров является важным вопросом градостроительства. Соединением технических коридоров зданий проходными подземными каналами можно со временем создать районную и даже общегородскую туннельную сеть для прокладки инженерных коммуникаций. Создание проходной коридорной теплосети следует оценивать как техническое достижение для любого города, а устройство технических коридоров в подвалах зданий можно рассматривать как важный шаг в этом направлении, конечно при условии защиты от опасностей, возникающих при аварийных ситуациях.

Прокладка тепловых сетей по подвальным помещениям, если они не нужны жильцам и расположены в сухих грунтах, дешева и удобна в эксплуатации. Очень часто подвальные этажи не используются для прокладки .тепловых сетей только по той причине, что строительство сетей опережает строительство зданий.

По незастроенной части кварталов тепловые сети удается проложить только в том случае, когда застройка кварталов не очень плотная, а дворы не заняты другими подземными коммуникациями. Строительство сетей в незастроенной части кварталов дешевле, чем в пределах улицы, но дороже прокладки по подвалам зданий. Квартальная трассировка сетей удобна в эксплуатации и не создает препятствий для уличного транспорта ни во время строительства, ни при ремонте сетей. Такая трасса особенно целесообразна при возможности сооружения надземных эстакад для укладки тепловой сети. Из четырех приведенных разновидностей прокладки трасс проход по надземным эстакадам в промышленных и иногда в жилых зонах возможен только при этой трассировке тепловой сети.

Трассу тепловой сети необходимо не только нанести на план города, но и решить прокладку ее в отметках по вертикали по отношению к поверхности земли. Трассы сети на плане и на профиле местности должны быть увязаны между собой.

Пример прокладок тепловых сетей на различных высотных отметках по отношению к поверхности земли показан на рис. 5-4.

Подземная прокладка тепловых сетей. В настоящее время это наиболее распространенный способ строительства тепловых сетей. Они строятся на трех различных уровнях высотных отметок.

1. Теплопроводы можно проложить вместе с другими городскими инженерными сетями в проходных подземных туннелях, строящихся тюбинговым способом по методу сооружения метрополитена, на глубине, достигающей нескольких десятков метров (рис. 5-4,а). Инженерные сети, проходящие по туннелю, хорошо защищены от внешних воздействий и сравнительно удобны в обслуживании. Однако стоимость строительства туннелей очень велика и финансирование осложняется фактором разновременности в строительстве сетей, поскольку капитальные вложения на сооружение строительной части туннеля практически могут быть отнесены только к стоимости стротельства первой очереди сетей. При строительстве глубоких туннелей возникает.-также сложная задача их защиты от грунтовых вод, устройства компенсаторов и ответвлений от инженерных сетей и т. п.

2. Подземные тепловые сети чаще всего можно прокладывать на глубине от 0,5 до 2 м ниже поверхности земли. На этих отметках сети прокладываются в следующих конструкциях:

бесканально, непосредственно в грунте (рис. 5-4,6); р непроходных каналах, высота которых зависит

только от диаметра теплопроводов (рис. 5-4,в);

в полупроходных каналах высотой 1,4—1,6 м (рис. 5-4,г);

в проходных каналах высотой 2,1 — 3 м, или аналогичных им (технических коридорах или подвалах (рис. 5-4,а;.

Начальные затраты на сооружение неглубоких подземных сетей обычно значительно меньше, чем сетей глубокого заложения.

3. В районах города с высоким уровнем грунтовых вод или периодически затопляемых водой успешно применяется прокладка тепловых сетей в обваловании (рис. 5-4,е), т. е. с расположением конструкции частично в земле и частично или полностью над землей. Прокладка тепловых сетей в надземном обваловании неоднократно проверена на практике в районах, в которых не удавалось понизить уровень грунтовых или поверхностных вод.

Надземные обвалования при покрытии их сборными железобетонными тротуарными плитами и осуществлении архитектурного оформления трассы тепловых сетей могут использоваться в качестве пешеходных дорожек, весьма удобных в местностях с повышенным уровнем грунтовых или поверхностных вод.

Надземная прокладка тепловых сетей. Надземные тепловые сети согласно существующим строительным нормам и правилам рекомендуется сооружать только в промышленных зонах. Однако специальные правила безопасности ограничивают применение прокладки этого типа. Надземное сооружение тепловых сетей в жилых районах строительными правилами не рекомендуется по соображениям архитектурного и эстетического характера.

Основные преимущества прокладки надземного типа тепловых сетей заключаются в следующем:

1. Надземным тепловым сетям не угрожают грунтовые и поверхностные воды — самая опасная причина резкого увеличения потерь тепла, нарушения нормальной работы и относительно быстрого выхода из строя труб тепловых сетей с возможностью аварий. В определенное время года во многих городах, стоящих вблизи моря или на берегах рек, грунтовые и паводковые воды поднимаются до поверхности земли и иногда затопляют целые районы. Так бывает в Ленинграде, Риге, Каунасе, Киеве, Казани и многих других городах нашей страны и за границей.

2. Районы вечной мерзлоты занимают 49,7% территории СССР. В настоящее время в этих районах немного городов. Но в ближайшем будущем в связи с освоением богатых природных ресурсов в районах вечной мерзло- ты будет все шире развертываться промышленное и гражданское строительство. В этих условиях тепловые сети могут строиться в основном надземно, так как оттаивание мерзлых грунтов при подземной прокладке тепловых сетей нежелательно и даже опасно для окружающей застройки.

3. Надземная прокладка тепловых сетей необходима при строительстве на засоленных грунтах. Подземная прокладка тепловых сетей в засоленных грунтах, в особенности в период весеннего паводка, ведет к разрушению изоляции теплопровода и быстрой коррозии металла труб.

4. Проложенные под землей теплопроводы подвергаются электрокоррозии блуждающими токами. Надземно построенные сети этим разрушающим действиям не подвергаются. Воздействие блуждающих токов на подземные сети постоянно возрастает с развитием внутри городов трасс электрифицированных железных дорог и трамвайного транспорта. Принимаемые меры защиты подземных сетей против электрокоррозии пока еще недостаточно эффективны.

Следует отметить, что значительная часть подземно проложенных тепловых сетей пока страдает от почвенной коррозии только из-за ненадежности антикоррозионных покрытий труб.

5. Надземные тепловые сети доступны для наружного осмотра и удобны в эксплуатации. Повреждения тепловых сетей и утечка теплоносителя немедленно обнаруживаются и сравнительно быстро и легко устраняются. Аварии в подземных тепловых сетях могут иметь разрушительные последствия и иногда сопровождаются человеческими жертвами. Аварии в надземных сетях обычно не имеют столь тяжелого характера.

6. Надземные тепловые сети значительно дешевле подземных. Стоимость строительных работ меняется в зависимости от многих условий, но обычно для надземных сетей она не превышает 50—80% стоимости подземных.

Надземные тепловые сети сооружаются на разной высоте по отношению к поверхности земли.

1. Надземные сети низкой прокладки (рис. 5-4,ж) располагаются на высоте 0,5— 1,5 м от земли по трассам, не пересекаемым движением людей и транспорта — вдоль заборов, шоссе, железнодорожных путей и т. п. Начальная стоимость таких сетей невелика. Недостатком низкой прокладки тепловых сетей является незащищенность теплоизоляции и покровного слоя сетей от внешних повреждений и зарастание полосы проложенных сетей сорными травами, придающими трассе запущенный вид. Территория полосы/ расположенной под тепловыми сетями низкой прокладки, не может быть использована для других целей.

2. Надземные сети средней высоты прокладки (рис. 5-4,з) располагаются на уровне 2 — 3 м от поверхности земли в таких местах, где необходим проход под ними людей, а также над заборами, причем трассу тепловых сетей в этом случае совмещают с трассой забора. Надземные тепловые сети средней высоты прокладки несколько дороже сетей низкой прокладки, но их теплоизоляция й покровный слой менее подвержены повреждениям и лучше сохраняют свои качества и наружный вид.

Тепловые сети низкой и средней высоты прокладки мало влияют на панораму местности.

3. Надземные сети высокой прокладки сооружаются на высоте 5— м над поверхностью земли (рис. 5-4, и). Они рассчитаны на проход под ними любого наземного транспорта. Теплоизоляция и покровный слой тепловых сетей практически не повреждаются и построенные сети продолжительное время сохраняют свой первоначальный внешний вид. Территория полосы, расположенной под тепловыми сетями высокой прокладки, часто используется для различных целей: транспорта, складирования материалов и т. д. Архитектура тепловых сетей высокой прокладки существенно влияет на панораму местности.

Прокладка инженерных сетей и коммуникаций: этапы, особенности

Инженерные сети – система коммуникаций для обеспечения производственного процесса или обслуживания населенных пунктов. Различают внутренние и внешние системы инженерных сетей:

  • электроснабжения;
  • наружного освещения;
  • теплоснабжения;
  • водоснабжения и водоотведения, канализации;
  • кондиционирования воздуха и вентиляции, пылеудаления;
  • газоснабжения;
  • связи, коммуникации и сигнализации;
  • трубопроводов;
  • технологических конвейеров.

Прокладка инженерных сетей — это обустройство коммуникаций, необходимых для жизни населенных пунктов и работы объектов различного назначения

Проектирование и монтаж инженерных сетей

Приступая к строительству объекта, следует иметь четкое представление о потребности в таком мероприятии, как прокладка инженерных сетей. Составляя проект, берут в расчет уже имеющиеся коммуникации, рассматривают возможность подключения к ним. Начало строительства подразумевает наличие проектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, вентиляции, электроснабжения, газоснабжения, связи. Это весьма ответственный момент строительства. Исправление ошибок, допущенных на этом этапе будет дорого обходиться впоследствии. Переделок лучше избегать, поэтому прокладка инженерных коммуникаций требует тщательной проработки профессионального проекта. После сдачи проекта начинается монтаж коммуникаций. Технологический процесс прокладки инженерных сетей осуществляют в следующем обязательном порядке:

  1. Прокладывается водоснабжение, оснащая объект необходимым минимумом коммуникаций.
  2. Устанавливается отопительная система.
  3. Подключается электроснабжение.
  4. Подводится канализация, обеспечивается гигиена и отвод к очистным сооружениям.

Водоснабжение

Инженерные системы водоснабжения складываются из трех основных элементов:

  • водопроводной сети;
  • водоводов;
  • водозаборных сооружений.

Водопроводные сооружения сооружаются для обеспечения водой бытовых потребителей, промышленных и общественных объектов, системы пожаротушения

Водопровод – основа инженерных сетей. Всю систему закладывают, отталкиваясь от коммуникаций водоснабжения. Эти сети призваны обеспечить ряд потребностей:

  • в холодной и горячей воде;
  • в системе пожарной безопасности.

Обеспечение объекта водой заключается в подключении к существующему центральному водогону населенного пункта или в создании автономной системы забора воды из водоема, пробуренной скважины.

Для наружных сетей водопровода зачастую используют дешевые трубы из пластика – полипропилена, полиэтилена низкого давления. Прокладывая внутренний водопровод, устанавливают трубы из стали, меди, металлопластика и ПВХ. Прокладка труб водоснабжения требует установки соответствующей запорной арматуры и фитингов.

Важно! Особое внимание при прокладке водоснабжения следует уделить скрытой сантехнической разводке. Проявленная небрежность аукнется многочисленными мелкими нарушениями в работе сантехниками. Это доставит неприятности пользователям и потребует дорогостоящих переделок, причиняющих неудобства.

Техника пожарной безопасности требует установки и обслуживания гидрантов.

Система отопления – важный элемент сооружения здания, обеспечивающий его комфортное функционирование.

Тепловые сети и снаружи, и внутри зданий должны оборудоваться таким образом, чтобы максимально снизить потери тепла

Рассматривают центральное и местное теплоснабжение, включающие три элемента:

  1. Источник, производящий тепло.
  2. Тепловые сети, транспортирующие теплоноситель к помещениям.
  3. Приборы, подающие тепло потребителю.

При прокладывании теплотрасс принимают в расчет соображения экономического и технического характера:

  • главные теплопроводы – магистральные тепловые сети – строятся поближе к центру тепловых нагрузок;
  • их протяженность должна стремиться к минимальной, не препятствуя застройке и движению транспорта;
  • дешевизну строительства;
  • надежность эксплуатации;
  • возможность обеспечения работы в особых, аварийных ситуациях, при стихийных бедствиях;
  • учет возможных потерь тепла, особенно при возведении наружных сетей отопления.

Важно знать! При прокладке тепловых сетей важно правильно определиться с типом радиатора, запорных труб со связующей арматурой.

Установка автономной системы отопления сопряжена с адаптацией котла отопительной системы с электрической и газовой инженерными сетями. Следует учитывать также типичное значение давления в контуре отопительной системы котла в полторы атмосферы.

Способы прокладки тепловых сетей

Прорисовав план водопровода, сразу приступают к составлению проекта теплоснабжения. Прокладка тепловых сетей может осуществляться несколькими способами и каждый из них имеет свои особенности и правила.

Прокладка тепловых сетей под землей требует оборудования специальных тоннелей или камер, позволяющих производить осмотр и ремонт труб

  1. Надземный способ. Находит применение в условиях вечной мерзлоты или высокого уровня грунтовых вод. А также на объектах, расположенных вдали от города, или промышленных. Теплопровод устанавливается на опорах из металла, бетона, железобетона. Прокладка тепловых сетей данным способом имеет преимущество — арматура и оборудование открыты для осмотра, не требуется сооружать специальные камеры. Недостаток – подверженность атмосферным воздействиям и возможность механических повреждений, в том числе связанных с вандализмом и диверсиями.
  2. Подземный метод. Более распространена траншейная прокладка тепловых сетей – тюбинговым способом (как линии метро) или на небольшой глубине. Она позволяет совмещать в одной траншее несколько инженерных коммуникаций. Это значительно снижает расходы при размещении и дальнейшем обслуживании устанавливаемого оборудования. Бестраншейную прокладку применяют при пересечении трамвайных или железнодорожных путей, площадей и улиц. К этому виду прокладки теплотрассы прибегают также в тех случаях, когда по какой-то причине нельзя разрабатывать грунт.

Сложности подземной прокладки теплоснабжения

Подземная прокладка тепловых сетей – хлопотный и затратный процесс. Он требует применения сложной и дорогостоящей техники, квалифицированного персонала. Основные проблемы, связанные с подземной прокладкой тепловых сетей:

  • работы ведутся, как правило, в стесненных условиях городской застройки и ранее обустроенных коммуникаций;
  • конструкция трассы отличается сложностью;
  • размещение линейного оборудования и арматуры невозможно без обустройства камер и павильонов над ними;
  • грунтовые и поверхностные воды нередко проникают в каналы теплотрасс и подолгу застаиваются в них. Это приводит к увлажнению и преждевременному разрушению слоя теплоизоляции;
  • блуждающие токи провоцируют коррозию труб, нарушая герметичность системы;
  • проложенные и засыпанные трассы неудобно обслуживать. Для доступа требуется вызывать спецтехнику. Производство ремонтных работ требует затрат времени и сил, зачастую совершенно несопоставимых с характером повреждения.

Скрытая прокладка отопительных коммуникаций — более трудоемкое и затратное мероприятие, чем монтаж наземных магистралей

Бестраншейная прокладка инженерных коммуникаций

Прокладывать трубопроводы возможно и без выемки грунта, не нанося ущерб окружающей среде. Метод горизонтально–направленного бурения со временем станет основным при прокладке инженерных сетей.

Прокладка наружных инженерных сетей бестраншейным методом подразумевает монтаж установка ГНБ в начальной точке. В направлении точки выхода по заданной траектории пробивается пилотная скважина. По ней специальной машиной укладываются трубы-футляры, в них затягиваются трубы или кабели. При длине трассы до 10 м прокол может быть проделан и вручную.

Преимущества бестраншейной прокладки:

  • автоматизация процесса;
  • высокая скорость;
  • возможность прокладывания сетей на глубине до 20 м исключает повреждение ландшафта, позволяет пройти под объектами, где рытье траншей недопустимо;
  • отсутствие расходов на восстановительные работы существенно снижает общую стоимость;
  • не нужно прерывать нормальную жизнедеятельность на месте проведения работ;
  • аварийные ситуации, повреждения ранее проложенных сетей становятся принципиально невозможными.

Трубы для систем теплоснабжения

Подземная прокладка теплоснабжения требует использования специальных труб, выдерживающих определенные температуры и давление, устойчивых к гидроудару. Для изготовления труб систем отопления используют:

  • оцинкованную сталь, выдерживающую давление до 12 атмосфер и высочайшие температуры. Слабое место стальных труб – резьбовые соединения. К прочим недостаткам относится невозможность совмещения с системой теплых полов, сложность монтажа и высокая стоимость;
  • полипропилен, функционирующий при давлении до 9 атмосфер и температуре до 90-95º С (он многократно дешевле стали и легок в установке);
  • сшитый полиэтилен, отличающийся низким коэффициентом теплового расширения. Практически исключается возможность разрыва трубы из сшитого полиэтилена. Она надежно работает при давлении до 12 атмосфер и температуре до 90-95º С. Но – недешева, относится к премиальной ценовой категории;
  • металлопластик не уступает в сопротивлении давлению и температуре сшитому полиэтилену. Однако при его монтаже стоимость системы заметно возрастает. Потребуются дополнительные фитинговые соединения.

Использование предизолированных труб в значительной мере ускоряет процесс монтажа теплосетей

Оптимальным вариантом для наружных теплосетей в ряде случаев может выступать применение теплоизолированных труб. Их конструкция сочетает трубу-теплоноситель и изоляцию, не требует сварки при установке.

Электроснабжение

Инженерные сети электроснабжения прокладывают с таким расчетом, чтобы обеспечить надежную и безопасную работу всех инженерных систем объекта. Даже кратковременный сбой подачи электроэнергии может повлечь крайне нежелательные последствия. А силовая электрика требует соблюдения жестких норм безопасности. Электроснабжение представляет собой комплекс, включающий источники и средства передачи, преобразования и распределения электроэнергии между потребителями. Система электроснабжения состоит из:

  • линий электропередач;
  • подстанций и распределительных устройств;
  • инженерных сетей и оборудования, повышающих эффективность функционирования системы.

Нужно знать! Прокладка электричества на объекте требует грамотной организации работы внутренних и наружных электросетей.

  • понижающей трансформаторной подстанции;
  • распределительных узлов;
  • внутренних сетей снабжения потребителей электроэнергией и электрическим освещением.

Кабели электросетей укладывают двумя способами:

  1. Подземным, в специальных каналах.
  2. Навесным или воздушным. При этом расстояние от опоры линии электропередачи до фасада дома не должно превышать 20 м.

При монтаже электросетей подземным методом устраиваются специальные каналы для прокладки кабелей, в целях защиты проводов применяют и электротехнические трубы

Газоснабжение

Газовые сети обеспечивают подачу топлива потребителям под определенным давлением и в необходимых объемах. Большая часть населения использует природный газ для приготовления пищи и отопления жилья, подогрева воды. Прокладка системы газоснабжения включает установку:

  • абонентских ответвлений. Они подсоединяются к газораспределительной сети и призваны обеспечить подачу газа к зданиям;
  • внутридомовых газопроводов. По ним обеспечивается транспортировка газа внутри здания и подведение его к отдельным бытовым газовым приборам.

При укладке газопровода нельзя допускать нарушений сохранности поверхности труб и соединений, изоляционных покрытий. При завершении установки, реконструкции, капитального ремонта системы газоснабжения обязательно проводится испытание на герметичность сети воздухом. При этом испытание газопровода, сложенного из полиэтиленовых труб, должно проводиться не ранее, чем через сутки после того, как будет сварен последний стык.

Природный газ взрывоопасен. Малейшее несоблюдение технологии монтажа и требований эксплуатации системы газоснабжения грозит гибельными последствиями.

Канализация

Прокладку инженерных сетей и коммуникаций завершает построение систем канализации Этот этап важен, так как его грамотное исполнение позволяет создать приемлемые, комфортные санитарно-гигиенические условия обитания. Наружные инженерные системы канализации представляют собой автономный комплекс для очистки фекальных стоков. Или же просто прокладываются трубы и делается врезка в систему центральной канализации. Определение места врезки в центральную канализацию и проведение самой операции стоит проводить только опытным специалистам.

Канализационная система одного здания, целого комплекса или района может быть автономной или подключенной к центральной сети водоотведения

Под внутренней канализацией понимают систему вывода проложенных труб к месту, где находится наружный канализационный сток.

Беспроблемная работа канализации требует учета ряда условий при прокладке:

  • уклона трубопровода;
  • глубины залегания труб;
  • типов труб и создания минимально необходимого для монтажа свободного пространства;
  • объема сточных вод;
  • проведения теплоизоляции;
  • закладки канализационных колодцев.

Прокладка инженерных сетей и коммуникаций создает систему, обеспечивающих жизнедеятельность человеческого общества. Эффективность человеческого труда напрямую зависит от качества системы коммуникаций. Это относится не только к хозяйственным объектам, но и к среде обитания, жилью. Комфортные условия существования позволяют повысить производительность труда, качество жизни отдельных людей и социума в целом.

Это интересно:

  • Прокурор рб полномочия Прокуратура Республики Беларусь Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов: возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура (статья 125 Конституции Республики Беларусь): проводит […]
  • Сформируйте закон предложения Закон спроса и предложения с приведенными примерами эластичности или исключений Закон спроса и предложения на первый взгляд кажется простым. Все определяет цена товара на рынке, которая задает экономические условия спросу и предложению. Согласно закону спроса и предложения чем выше […]
  • Заявление на предоставление справки о зарплате Справка о заработной плате с места работы Справка о заработной плате с места работы может вам потребоваться для различных целей - в Пенсионный фонд для расчёта и начисления пенсии, для центра занятости, для получения различных пособий и субсидий. И тут иногда возникают препятствия. Вы […]
  • Налог на капремонт есть ли льготы Каким категориям граждан в РФ положены льготы на капремонт, как начисляются льготы на оплату по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов Для регулярного проведения капитального ремонта проживающие в многоквартирных домах обязаны производить фиксированные отчисления. Взносы […]
  • Претензия о пересорте товара Претензия поставщику товара Когда и зачем готовится претензия поставщику товара, какие требования может включать? В чем отличие от претензии потребителя? На эти и другие вопросы Вы найдете информацию в этой статье. В договоре поставки две стороны – поставщик (он же продавец) и […]
  • Не ставит печать о разводе Когда и где можно поставить штамп о разводе в паспорте? Семья — это зеркало, в котором отражается положение дел в экономическом развитии государства. Любая негативная ситуация в экономке страны тут же отражается на семье. Финансовая нестабильность в обществе приводит к разводам. […]
  • Заполненный бланк договора купли продажи автомобиля образец Заполненный бланк договора купли продажи автомобиля образец В данной статье мы рассмотрим договор купли-продажи автомобиля в 2017 и 2018 году. Договор купли-продажи необходимо оформить в обязательном порядке при передаче права собственности на транспортное средство, т.е. при продаже […]
  • Ст ук за оскорбления Какой штраф за оскорбление личности в России в 2018 году В нормативных актах РФ оскорбление личности определяется как унижение достоинства и чести человека, выраженное в неприличной форме. Между тем во всех этим моментах разобраться достаточно сложно. Например, не всегда получается точно […]

Author: admin