Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Типы муниципальной собственности

Муниципальное имущество: понятие, виды, способы образования, предназначение, правовое регулирование.

1. В собственности муниципальных образований может находиться:

1) указанное вчастях 2 — 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

2. В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

2.1) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

2.1. В собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений.

3. В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) имущество межпоселенческих библиотек;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

22) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

23) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района.

3.1. В собственности муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

4. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи.

5. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

4. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Раздел 9. Экономическая основа местного самоуправления

Лекции 13. Понятие и структура муниципальной собственности

3. Структура муниципальной собственности. Виды объекты муниципальной собственности и их учет

Новеллой Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ является определение исчерпывающего перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Если по Федеральному закону от 28.08.1995 г. в муниципальной собственности могло находиться в принципе любое имущество, способное удовлетворить те или иные потребности населения (в том числе магазины, автостоянки, бензозаправки, ликеро-водочные заводы и т.п.), то теперь в собственности муниципальных образований может находиться только:

1) имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом 06.10.2003 г. №131-ФЗ вопросов местного значения – например, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения и т.п.;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных на основании заключенных договоров и соглашений;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Остальное имущество, принадлежащее муниципальным образованиям на праве собственности, подлежит в установленный срок перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Такие ограничения вызваны специальной гражданской правосубъектностью муниципального образования и направлены на то, чтобы органы местного самоуправления решали вопросы местной жизни, осуществляли переданные им отдельные государственные полномочия, не отвлекаясь на коммерческую деятельность, которой могут эффективно заниматься и частные физические и юридические лица. С принятием ФЗ-131 в российском муниципальном праве начался этап, направленный на сокращение участия муниципального образования в хозяйственном обороте. Концептуально, действующее законодательство зиждется на принципе «публичная власть не должна быть предпринимателем».

В статье 50 ФЗ-131 перечисляется перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. От остальных объектов муниципалитеты, по замыслу законодателя, муниципалитеты должны «избавиться» до 01.01.2008 г. путем приватизации или перепрофилирования имущественных комплексов, в том числе путем приватизации муниципальных унитарных предприятий. Перечень вопросов местного значения, установленный в статьях 14 – 16 не совпадает с перечнем имущества, указанным в статье 50 ФЗ-131. Первый примерно на одну треть меньше по объему.

Это означает, что муниципалитеты должны решать данные вопросы местного значения, способами, не предполагающими наличие объектов муниципальной собственности. К таковым можно отнести, например, закупку товаров и услуг для муниципальных нужд у частных субъектов, предоставление населению трансфертов для покупки услуги за счет муниципального бюджета, но на конкурентном рынке.

Однако в 2006 году правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации принцип «минимального» объема муниципальной собственности был отвергнут в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. № 540-О «По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Суд разъяснил, что «статья 50 ФЗ-131 в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, и не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований» (п. 2 резолютивной части); «перечисляя имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, федеральный законодатель не ограничивает их в возможности иметь в собственности и иное имущество, предназначенное для осуществления возложенных на них полномочий» (пункт 3).

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации основывается, в том числе и на положениях статьи 9 Европейской Хартии местного самоуправления, в которой указывается, что финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий.

Федеральный законодатель все же не отказался полностью от идеи снижения объема муниципальной собственности и предполагается, что в критериях эффективности деятельности органов местного самоуправления, утверждаемых Указом Президента Российской Федерации, появится показатель доли непрофильного имущества. К таковому относится все, что не предусмотрено в виде собственности муниципалитетов законов.

В действующей редакции ФЗ-131 устанавливается перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Это имущество, предназначенное для:

1) решения вопросов местного значения поселений и муниципальных районов, городских округов (по списку ч. 2 и ч. 3 статьи 50 ФЗ № 131).

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,

3) имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных по соглашению между органами местного самоуправления районов и поселений;

4) для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными актами представительного органа муниципального образования.

5) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Иное имущество, не попавшее в эти категории, подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Перераспределение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальными образованиями влечет за собой процедуру перераспределения имущества, предназначенного для осуществления властных полномочий другого уровня публичной власти.

Первоначально распределение публичного имущества между уровнями публичной власти и формирование объектов муниципальной собственности связано с принятием Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В основном это было имущество, необходимое для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, жилые помещения, объекты соцкультбыта. Большая часть таких имущественных комплексов требовала серьезных расходов по его содержанию. А приватизации подлежали, как правило, высокодоходные имущественные объекты.

Право собственности на земельные участки между публичными собственниками разграничивается в зависимости от того, для осуществления полномочий какого уровня власти предназначен объект, который находится на земельном участке. Соответственно, если на земельном участке находятся объекты, предназначенные для осуществления федеральных полномочий (оборонные предприятия, атомные электростанции, здания прокуратуры, федеральных судов), то земельный участок должен быть включен в число объектов федеральной собственности. Если на земельном участке находятся объекты, предназначенные для осуществления региональных полномочий (предприятия субъекта Российской Федерации, аэродром, социальные приюты, здания органов субъекта РФ и др.) – в собственность субъекта Российской Федерации. Если на земельном участке находятся объекты, здания, строения, сооружения, предприятия, предназначенные для осуществления районных полномочий (свалка, школа, ДОУ и др.) – в собственность муниципального района. Если на земельном участке находятся объекты, здания, строения, сооружения, предприятия, предназначенные для осуществления полномочий поселения (муниципальный многоквартирный дом, кладбище, пляж, парк и др.) – в собственность поселения.

Разграничение имущества между муниципальным районом и поселением, которые не являются вновь образованными, осуществляется либо по соглашению органов этих муниципалитетов, либо также с участие субъекта Российской Федерации. Последняя процедура состоит из следующих этапов: подготовка перечня (списков) имущества и от района, и от поселения по перераспределению имущества между ними; согласование перечня имущества органами этим муниципальных образований; направление списков имущества, подлежащего передаче, на рассмотрение органам власти субъекта Российской Федерации; принятие регионального акта, утверждающего перечни передаваемого имущества; поселение и район составляют акт о передаче в 3-х месячный срок. В 2-х месячный срок вносят изменения в учредительные акты муниципальных предприятий и учреждений; момент возникновения права собственности указывается в региональном акте; производится регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Такой порядок применяется только в отношении имущества, по поводу которого нет спора, и достигнуто согласование между муниципальными органами. Споры о праве собственности на такое имущество, разрешаются в судебном порядке. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.

В зависимости от правового режима объекты муниципальной собственности делятся на две группы:

1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями на права хозяйственного ведения и за муниципальным учреждениями на праве оперативного управления. Оно имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение (предприятия жилищно-коммунального хозяйства). Этим имуществом пользуются и распоряжаются в пределах, определенных гражданским законодательством и муниципальными правовыми актами, руководители муниципальных предприятий и учреждений;

2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего муниципального образования (например, местный бюджет). Оно призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления. Управляют и распоряжаются этим имуществом непосредственно органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом самостоятельно осуществляют от имени муниципального образования органы местного самоуправления в соответствии с законами уставом, а также и разграничением полномочий между ними. Так, органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

При этом представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, а исполнительные органы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом, в том числе через учреждение и наделение полномочиями компетентных организаций.

Хотя в Федеральном законе от 06.10.2003 г. в числе субъектов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью не указано население, законодательство не запрещает связанные с эти наиболее важные вопросы (кроме бюджетных) вынести на местный референдум. Объекты муниципальной собственности могут передаваться также по договору органам территориального общественного самоуправления.

Сформированная муниципальная собственность учитывается в реестрах муниципальной собственности. Право и обязанность ведения реестра (функции реестродержателя) принадлежат уполномоченным органам, определенным в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления о порядке распоряжения и управления муниципальной собственностью данного муниципального образования. Данный уполномоченный обязан:

— в месячный срок внести переданные в муниципальную собственность объекты в реестр объектов муниципальной собственности;

— в месячный срок направить официальное уведомление администрации предприятия в соответствующее министерство, ведомство об отнесении предприятия в собственность муниципального образования;

— оперативно учитывать все произошедшие изменения, касающиеся объектов муниципальной собственности.

По объектам, переданным в муниципальную собственность и внесенным в реестр, соответствующие уполномоченные органы по управлению имуществом обязаны:

— обеспечить приведение в соответствие с законом учредительных документов муниципальных предприятий, иных предприятий, в уставный капитал которых внесены вклады, являющиеся муниципальной собственностью;

— в соответствии с типовыми положениями, утвержденными органами правительства Российской Федерации по управлению имуществом, утвердить уставы и заключить контракты с руководителями муниципальных предприятий;

— переоформить договоры аренды, найма, пользования объектов муниципальной собственности.

Внесение изменений в реестр муниципальной собственности осуществляется соответствующими уполномоченными органами по управлению имуществом на основании:

— решения вышестоящего органа власти;

— решения вышестоящего комитета (органа) по управлению имуществом;

— акта о приемке объекта;

— акта купли-продажи имущества;

— иного нормативно-правового акта в соответствии с действующим законодательством.

Запись о внесении объекта в реестр объектов муниципальной собственности, либо исключение из него по основаниям, предусмотренным выше должна быть совершена соответствующим уполномоченным органом по управлению имуществом в трехдневный срок со дня принятия решения.

Формы ведения реестра, акценты в его учете разрабатываются в соответствии с вышеуказанным решением уполномоченными органами (как правило, это финансовое управление муниципального образования, комитет по управлению имуществом и прочие органы, действующие в соответствии с разграничениями полномочий между ними).

Столь же важной, конституционно значимой проблемой является вопрос о пределах «неприкосновенности» объектов муниципальной собственности, в частности, при переводе муниципального имущества в другую публичную форму собственности (в государственную собственность субъекта РФ либо собственность Федерации).

Муниципальная собственность, относясь по своим юридическим свойствам к разряду публичной собственности, в то же время имеет определенные специфические характеристики, связанные с воплощенным в ней единством субъективно-личностных аспектов права на местное самоуправление (притязания членов местного сообщества на решение вопросов местного значения самостоятельно за счет муниципальной собственности) и управленческих начал местного самоуправления как формы публичной власти. В этом плане, несмотря на известное социально-целевое сходство с иными видами публичной собственности, муниципальная собственность образует обособленный имущественный комплекс, в отношении которого со стороны Российской Федерации и ее субъектов неприменимы методы административно-хозяйственного распределения и перераспределения. Это нашло подтверждение и в практике Конституционного Суда РФ, который, в частности, в решении, касающемся видового состава государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, опираясь на ранее сформулированные правовые позиции о порядке безвозмездной передачи имущества из государственной собственности субъектов РФ в федеральную государственную собственность[25], указал следующее. Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную государственную собственность или государственную собственность субъектов РФ предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу и согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а потому не может рассматриваться как позволяющий принимать уполномоченному исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекту РФ, осуществляющему полномочия собственника имущества, решения в одностороннем порядке о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации или субъекта РФ, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления. Споры же о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности), в отношении передачи которого ставится вопрос в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, разрешаются судами в порядке, установленном действующим законодательством. Данная правовая позиция была подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2006 г. N 542-О.

Рассматривая взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления по поводу разграничения объектов публичной собственности в контексте проблемы обеспечения неприкосновенности муниципальной собственности, важно учитывать, что обладание собственностью обязывает: она определяет не только свободу управомоченного субъекта по владению, пользованию и распоряжению имуществом, но и влечет за собой известные обязательства и обременения по содержанию имущественных объектов. Поскольку же различные имущественные объекты имеют разную экономическую эффективность — как положительную, так и отрицательную, — а разграничение объектов публичной собственности предполагает различные направления движения публичного имущества — как в сторону субъектов государственной власти из муниципальной собственности, так и наоборот, в сторону муниципальных образований, в зависимости от установленных законом критериев обладания теми или иными объектами, — передача имущества из государственной собственности в муниципальную может породить для муниципального образования дополнительные обременения. Тем самым, казалось бы, позитивный процесс наделения собственностью может обернуться негативными последствиями для финансово-экономической самостоятельности муниципального образования, вынужденного перераспределять финансово-бюджетные ресурсы на покрытие незапланированных расходов. Актуальность этого вопроса подтверждается практикой Конституционного Суда РФ.

[25] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. N 8-П // СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3117.

2.3 Муниципальная собственность: целевое назначение и правовое регулирование муниципальной собственности

Муниципальная собственность составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса муниципального образования, но и его целевое назначение.

Целевое назначение муниципальной собственности неразрывно связано с тем, что муниципальные образования, как и государство (Российская Федерация, субъект РФ) как публичные образования, вправе заниматься только решением определенных задач. В праве принято называть это специальной правоспособностью публичных образований, в т.ч. муниципальных образований. Муниципальная собственность служит для эффективного осуществления конституционных полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципальной собственности должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения. Но даже получение доходов от использования муниципальной собственности — не цель, а лишь средство обеспечения полномочий местного самоуправления. Муниципальная собственность предназначена для создания благоприятной социальной обстановки и решения социальных задач. Муниципальный имущественный комплекс является одной из составляющих ресурсного потенциала территории и может быть использован для развития муниципального образования, создания условий экономического роста не только на отдельных территориях, но и в целом по стране, а также и как инвестиционный капитал.

Исходя из целевого назначения муниципального имущества, необходимо планировать и организовывать использование муниципальной собственности, управлять ею. Имущество, которое не обеспечивает исполнение функций местного самоуправления (в том числе и по развитию муниципального образования, становлению и развитию гражданских инициатив), должно быть перепрофилировано или приватизировано, при этом необходимо провести его анализ и выбрать наиболее эффективный способ использования или приватизации. Правовое закрепление целевого назначения муниципальной собственности осуществлено в нормах ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ.

Суть регулирования вкратце может быть определена так: муниципальные образования вправе иметь в собственности лишь такие объекты, которые необходимы для решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции соответствующего типа муниципальных образований.

Правовое регулирование муниципальной собственности. Конституцией РФ установлены основы правового положения муниципальной собственности и владения, пользования, распоряжения ею. Конституция РФ установила, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Гражданское законодательство на основании ст.71 Конституции РФ относится к ведению РФ. Гражданским законодательством регулируются гражданские правоотношения, в частности определяются правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения, прекращения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. ГК РФ предусмотрено право муниципальных образований участвовать в гражданских правоотношениях, в том числе заниматься хозяйственной деятельностью.

ГК РФ определяет субъекты гражданских правоотношений – физические и юридические лица, а также особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях — это РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. При этом следует иметь в виду, что муниципальные образования — не юридические лица. Они участвуют в отношениях «наравне» с юридическими и физическими лицами, не являясь таковыми. К данным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст.124 ГК РФ). В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ, от имени собственника — муниципального образования, его права осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими статус данных органов. Такими актами являются Устав муниципального образования и положения о соответствующих органах местного самоуправления (регламенты названных органов).

Часть 3 статья 215 ГК РФ предусматривает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями или составлять муниципальную казну. За муниципальными учреждениями и предприятиями имущество закрепляется соответственно на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. О данных правовых режимах будет сказано ниже.

Правовое регулирование особенностей владения, пользования, распоряжения объектами муниципальной собственности. Муниципальные образования, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 130, 132 Конституции РФ самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований. Закреплено право органов местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования передаваемых в пользование объектов, в т. ч. условия использования земель, получать доходы в местный бюджет от использования и приватизации муниципального имущества, создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать муниципальным имуществом в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе межмуниципальных.

Так как Законом №131-ФЗ к компетенции местного самоуправления отнесены формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, организация предоставления и оказание населению большого объема услуг, связанного с жизнеобеспечением, и др., это определяет возможность и необходимость регулирования в уставах муниципальных образований и правовых актах органов местного самоуправления ряда отношений, связанных с муниципальной собственностью, финансово-экономическими отношениями. Такое регулирование осуществляется в пределах, установленных законодательством и обеспечивающих самостоятельность решения населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения. При этом законом устанавливается и исключительная компетенция органов местного самоуправления в вопросах, связанных с муниципальной собственностью.

К исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления отнесено определение порядка:

— управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности,

— принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений,

— принятия решений об установлении тарифов на их услуги,

— участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.

Данные вопросы должны регулироваться соответствующими положениями, утверждаемыми решениями представительных органов местного самоуправления.

Положениями, либо отдельными муниципальными правовыми актами, в том числе и главы местной администрации, должны быть урегулированы отношения передачи имущества и определения стоимости аренды; передачи муниципального имущества в пользование, залог; порядка создания, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, проведения конкурсов, аукционов, залоговых аукционов и т.п.

Это интересно:

  • Кто имеет право устанавливать налоги Имеет ли право муниципальное образование устанавливать налоговые льготы для определенного круга физических лиц? Имеет ли право муниципальное образование устанавливать налоговые льготы для определенного круга физических лиц (например для членов добровольных народных дружин)? Если да, то […]
  • Несовершеннолетний сидоров совершил умышленное причинение легкого вреда здоровью Задача 5. Какие из указанных мер являются административными взысканиями? Какие из указанных мер являются административными взысканиями? 1.Предупреждение; 2. Замечание; 3. Строгий выговор; 4. Арест на пятнадцать суток; 5. Перевод на нижеоплачиваемую работу; 6. Увольнение; 7. Возмездное […]
  • Федеральный закон рф n 117-фз Статья 15. Особенности погашения целевого жилищного займа Статья 15. Особенности погашения целевого жилищного займа 1. Погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника […]
  • Брак и имущества наследование Гражданский брак: наследование без завещания Я со своим гражданским мужем прожила совместно 1,5 года. За время отношений у нас родилась дочь (в свидетельстве муж записан отцом). Также от первого брака (развод не был оформлен) у моего мужа был сын (4 года). Недавно муж умирает, не оставив […]
  • Ходатайство защитника следователю Ходатайство в порядке ст 217 УПК РФ. Адвокат по уголовным делам. Юридическая консультация адвоката по уголовным делам. Согласно ч. 4 ст. 217 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь […]
  • Ответ на запрос арбитражного суда служба правового консалтинга Временный управляющий в деле о банкротстве имеет право получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, от государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Указанные лица обязаны представить […]
  • Налог на усн доходы минус расходы оплата УСН 15% «доходы минус расходы» УСН 15% «доходы минус расходы» Похожие публикации Упрощенцы, у которых доля расходов относительно велика, как правило, выбирают налоговый объект «доходы минус расходы», когда налог уплачивается с разницы между доходами и затратами. Но принять к […]
  • Отозвать иск в арбитражном суде Как отозвать заявление о банкротстве физического лица? Здравствуйте. Гражданин подал заявление на собственное банкротство. Можно ли отозвать самостоятельно это заявление? И можно ли будет затем подать заявление заново? Если да - то в какой срок? Есть ли разница на какой стадии процедура […]
Все права защищены. 2018