Тринитарных споров

ТРИНИТАРНЫЕ СПОРЫ

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «ТРИНИТАРНЫЕ СПОРЫ» в других словарях:

тринитарные споры — см. Троица. * * * ТРИНИТАРНЫЕ СПОРЫ ТРИНИТАРНЫЕ СПОРЫ, см. в ст. Троица (см. ТРОИЦА (догмат христианства)) … Энциклопедический словарь

ВСЕЛЕНСКИЙ II СОБОР — [I Константинопольский]. Источники Собор документирован еще беднее, чем I Вселенский. Записей заседаний не сохранилось. Имеются только Послание Собора императору, Символ веры, Правила и список отцов Собора (CPG, N 8598 8601). О событиях Собора… … Православная энциклопедия

ХРИСТИАНСТВО — крупнейшая по числу своих приверженцев мировая религия. ХРИСТИАНСТВО В ЭПОХУ ПАТРИСТИКИ Христианство возникло в греко римском средиземноморском мире, когда он переживал эпоху религиозных брожений. Существовало множество культов, включая культ… … Энциклопедия Кольера

ЕРЕСИ — (греч. hairesis особое вероучение). В антич. времена «еретиками» называли людей, которые свободно, руководствуясь собственным разумом, интерпретировали христианское учение. Раннее христианство было представлено множеством группировок, резко… … Философская энциклопедия

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — православие (калька греч. слова ortodoxia (от ortos верный, правильный и doxa мнение)), одно из трех важнейших вероисповеданий христианства, распространенное преим. в СССР, Румынии, Болгарии, Югославии, Греции, на Кипре, а также в США, Турции,… … Советская историческая энциклопедия

Византийская философия — создавалась на греческом языке в условиях «ромейского» (букв, «римского») государства с центром в Константинополе, самосознание и формы которого были непосредственно преемственными по отношению к поздней Римской империи. За условную дату начала… … Энциклопедия культурологии

Ереси — (от греч. háiresis особое вероучение, религиозная секта) в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как «отклонившиеся») от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В период … Большая советская энциклопедия

ВСЕЛЕНСКИЙ I СОБОР — [I Никейский]. Источники От Собора сохранились лишь немногочисленные документы, частично в переводах и парафразах: Символ, правила, неполные списки отцов Собора, послание Собора Александрийской Церкви, 3 послания и закон имп. равноап. Константина … Православная энциклопедия

ТРОИЦА — один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог отец, Бог сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую… … Большой Энциклопедический словарь

Троица (в теологии) — Троица (греч. triаs, лат. trinitas), специфического обозначение бога в христианской теологии. Согласно одному из основных догматов христианства, бог един по своей сущности, но существует как три личности («лица», «ипостаси»): бог отец, бог сын… … Большая советская энциклопедия

Православие. Том 1: Тринитарные споры

Период с IV по VIII век характеризуется стремительным распространением христианства на Востоке и Западе, превращением его в крупнейшую мировую религию, расцветом христианского богословия, возникновением и развитием монашеского движения, расцветом церковного искусства. В то же время это был период ожесточенной борьбы с ересями и многочисленных церковных расколов.

Новая эпоха в истории Церкви началась в 313 году, когда император Константин издал Миланский эдикт, по которому христиане империи уравнивались в правах с представителями других религий. Для Константина признание христианства было духовным и политическим выбором: он, по-видимому, угадал в христианстве духовно-нравственную силу, способную сплотить население империи. При содействии Константина христианство в течение двух десятилетий после Миланского эдикта превратилось в привилегированную религию. Сам Константин, впрочем, принял крещение лишь в 337 году, находясь на смертном одре. До конца жизни он сохранял традиционное со времен языческой империи звание «верховного жреца» (pontifex maximus), которое, однако, было переосмыслено христианами как указывающее на божественное избранничество императора и его роль земного защитника и покровителя христианской Церкви.

Значение Миланского эдикта в истории христианства невозможно переоценить. Впервые после почти трехсот лет гонений христиане получили право на легальное существование и открытое исповедание своей веры. Если раньше они были изгоями общества, то теперь они могли участвовать в общественной жизни, занимать государственные посты. Церковь получила право на приобретение недвижимости, строительство храмов, благотворительную и просветительскую деятельность. Изменение положения Церкви было столь радикальным, что Церковь навсегда сохранила благодарную память о Константине, провозгласив его святым и равноапостольным.Сразу же после легализации христианства Церковь начали потрясать новые расколы и ереси. Донатистский раскол возник в Африканской Церкви после того, как часть христиан отказалась признавать законным избрание Карфагенского епископа Цецил-лиана. На место последнего нумидийские епископы рукоположили Доната, который и возглавил партию недовольных. Учение дона-тистов характеризовал крайний ригоризм: они, например, считали недопустимым принимать покаяние от лиц, отрекшихся от веры во время гонения, и ставили действенность Таинств в зависимость от нравственного состояния священнослужителя. Донатизм был осужден на церковных Соборах в Риме (313) и Арле (314). однако донатисты подали апелляцию императору Константину. В 316 году император вызвал донатистов на суд, и вновь их учение было осуждено. После того как донатисты не подчинились решению церковной и светской власти, Константин приказал отобрать у них церкви и имущество, а главарей отправить в ссылку. Это было первое открытое вмешательство императора в сугубо церковный спор. Несмотря на репрессивные меры, предпринимавшиеся периодически в течение всего IV века и в первой четверти V века, донатизм просуществовал вплоть до VII века.

В начале IV века в Александрии возникла ересь Ария (256-336), пресвитера, утверждавшего, что только Бог Отец вечен и безначален, а Сын родился во времени и не совечен Отцу. «Было (время), когда не было Сына», — подчеркивал Арий, доказывая, что Сын является одним из творений Божиих, всецело отличным от Отца и не подобным Ему по сущности. Учение Ария было осуждено на церковном Соборе в Александрии около 320 года, однако ересь начала распространяться за пределы Александрии и вскоре достигла Константинополя. В 325 году император Константин созвал в Никее I Вселенский Собор, в котором приняло участие 318 епископов. Значение этого Собора заключается не только в том, что это было первое после окончания эпохи гонений столь представительное собрание епископов, но прежде всего в том, что на этом Соборе вера в Святую Троицу была сформулирована в тех терминах, в которых она сохранилась в христианской Церкви на все последующие века. Символ веры Никейского Собора, начинающийся словами «Верую во единого Бога» и содержащий изложение православной триадологии, стал классическим выражением веры Церкви.

После Никейского Собора 325 года арианство не прекратилось. Наоборот, вторая и третья четверти IV века были временем распространения арианства и гонений на его противников, главным из которых был святитель Афанасий, епископ Александрийский (ок.296-373). Четыре раза этот исповедник Православия, возглавлявший Церковь Александрии, лишался своего престола и отправлялся в изгнание, где занимался написанием сочинений против арианской ереси. Арианам потворствовала гражданская власть в лице императора Константина, в последние годы своей жизни ставшего на их сторону, а также при его преемнике Констанции и при Валенте, императоре восточной части Римской империи.

В третьей четверти IV века главным экспонентом возрожденного арианства был Евномий, епископ Кизический, говоривший о «нерожденности» Отца как Его основном сущностном признаке и об «инаковости» Сына, Который не является нерожденным и, следовательно, не имеет никакого участия в Божестве. Сын, по Евно-мию, не произошел из сущности Отца, но сотворен Отцом: Он есть «порождение и творение» Отца, созданное из небытия. Опровержению этой ереси посвятили свои писания три «Великих Каппадокийца» — Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, настаивавшие, вслед за Афанасием Александрийским и никей-скими отцами, на единосущии и равенстве Отца, Сына и Святого Духа. Одной из заслуг Великих Каппадокийцев стала выработка той терминологии, которая помогла четко сформулировать единство и различия в Троице. В качестве ключевого был избран термин «ипостась», которым Каппадокийцы обозначали личностное существование, в отличие от «сущности» — термина, которым обозначили онтологическую общность. Отец, Сын и Святой Дух суть три Ипостаси, равные и единосущные одна другой, то есть имеющие одну и ту же Божественную сущность.

Вторичное и окончательное осуждение арианства последовало на II Вселенском Соборе. Однако прежде чем говорить о нем, необходимо сказать о ереси Аполлинария Лаодикийского, осужденной на Соборе в Александрии в 362 году. Аполлинарий следовал Никейскому Собору в исповедании Божества Сына, однако считал, что человеческая природа Сына не могла быть совершенной, так как две совершенные природы — одна неизменяемая (Божественная), другая изменяемая (человеческая) — не могли соединиться в одном Лице. На основе классического деления человеческого естества на ум, душу и тело Аполлинарий утверждал, что у Христа не было человеческого ума, вместо которого был Божественный Логос. Учение Аполлинария предшествовало христо-логическим спорам V века.

Следует также упомянуть о попытке возрождения язычества императором Юлианом Отступником (331/332-363). Воспитанный в христианской вере, крещенный в юности и даже посвященный в степень чтеца, Юлиан тайно симпатизировал язычеству. Придя к власти в 361 году, он сделал свои симпатии явными и поставил целью восстановление язычества в качестве господствующей религии. В его планы не входило открытое и массовое гонение на Церковь, подобное тем, какие имели место в доконстантиновскую эпоху: христианская Церковь стала достаточно крепкой, многочисленной и влиятельной, чтобы с ней можно было вступить в открытую борьбу. Юлиан избрал более прикровенную тактику.

Летом 362 года он издал Эдикт об учителях, целью которого было возбранить христианам преподавание в университетах и школах. Эдикт ставил своей целью нанесение удара по христианской интеллигенции, которая была все еще достаточно малочисленной. Трудно предположить, как бы развернулась деятельность Юлиана, если бы после непродолжительного царствования он не погиб в ходе военной кампании против персов.

Правление Юлиана стало последней в истории Римской империи попыткой реванша язычества. При Валенте, покровительствовавшем арианству, язычество вновь отступило на второй план, а император Феодосий Великий (347-395) нанес по нему решающий удар, объявив его в 380 году вне закона и сделав христианство обязательной верой. В 381 году Феодосий созвал в Константинополе II Вселенский Собор, на котором было вновь осуждено арианство, а также ряд других ересей, в том числе монтанизм, аполлинарианство и савеллианство.

Осуждены были также «духоборцы», или македониане (по имени епископа Константинопольского Македония), учившие, что Святой Дух не равен Отцу и Сыну и не является Богом. В период, предшествовавший Собору, учение о Святом Духе было предметом разногласия не только между арианами и защитниками Ни-кейской веры, но и в среде последних. Василий Великий, например, из осторожности избегал называть Святого Духа Богом, за что его упрекал Григорий Богослов. Сам Григорий с ревностью защищал учение о Божестве Святого Духа на II Вселенском Соборе и после его окончания. Отцы II Собора существенно расширили Никейский Символ веры, заменив лаконичное «И в Духа Святого» на: «И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, вещавшего через пророков». Отвергнув ересь духоборцев, участники Собора признали Духа равным Отцу и Сыну.

Тринитарные споры в свете философии

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Богословский термин «троица» и его процесс оформления в официальный догмат – самый важный и фундаментальный в истории средневекового христианства.

Он отражает религиозное учение о трёх личностях (лицах) единосущного Бога.

Феофил Антиохийский первым упомянул этот термин во $2$ веке.

Согласно догмату о троице, который заключён в никейском символе веры,

  • Бог отец: не рождённый и ни от кого не происходящий.
  • Бог Сын: рождённый от Бога Отца,
  • Святой Дух: исходящий от Бога Отца.

Всё три личности соотносятся в единстве. Все они равноценны и равноправны, но различны между собой.

Самый актуальный и острый вопрос касался непосредственно природы личности Бога.

Свой исток догмат о Троице берёт в работе Иустина Философа. Перед богословами и теологами становится непростая проблема соотнести Искупителя Христа, его божественную природу, как воплощение сына Божьего, с учением об абсолютном единстве Бога.

От представления единоличностного Бога религия начала стремиться к тринитарной форме Бога. Последователи этого направления полагали Бога, состоящего из трёх ипостасей:

Но при этом отрицалась полнота божественности в лице Бога-сына.

В $2$ и $3$ столетии ранние христиане полностью принимали единство Бога и божественность Христа, рассуждая в тринитарной категории. Теолог Савелий, представитель данного направления, полагал, что отец, сын и святой дух есть возможности выражения, способы проявления одного Бога, и никаким образом не являлись личностями, а Иисус был ни чем иным как телесным воплощением неделимого Бога. Это течение имело название модализма и являлось значительным соперником тринитарной концепции в $188$ по $300$ года.

К концу $3$ века начинается процесс разделения Бога на личности и их отличительные качества. Но сложность состояла в том, что характер этого деления был совершенно не истолкован и не сформирован.

Апологеты и авторитетные теологи мыслили Иисуса не иначе как Логос, слово, и рассматривали этот логос как вторую божественную личность, которая подчинялась Богу-отцу. Обе личности назывались Богом, но не являлись идентичными и равными друг другу.

Ведущими представителями данной идеи были Тертуллиан и Ориген. В конечном итоге, на Вселенских соборах, их учение было осуждено, а самих авторов признали еретиками. В своих работах они полемизировали на тему трёх Божественных личностей, которые были не равны Богу отцу. Они достаточно плотно подошли к проблеме тринитарства. Тертуллиан говорил, что три личности имели одну сущность. Ориген полагал, что Отец и Сын являются совечными.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Большой резонанс в религиозное сообщество внесло учения Ария по данному вопросу.

Арий полагал Христа творением Бога-Отца, которое не имеет статуса Бога, но является непосредственно божественным творением. Сын не единосущен Богу-Отцу.

Арий утверждал, что Иисус-Логос, не рождён от отца, а является его первым творением, но так был уподоблен Творцу, что был признан им в качестве сына.

На соборе, созванном епископом Александром , Арий был осуждён и отлучён от церкви.

Но вопрос был настолько велик, что вверг в смуту всё христианское сообщество. Правивший в то время император Константин был вынужден решать разгоревшиеся споры в государстве, что привело к собранию первого Вселенского Собора в Никее (Малая Азия) в $325$ году.

На нём был разработан и подписан символ веры, одобренный императором:

Сын есть «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу».

С момента осуждения Ария вопрос о сущности Бога был разрешён. Но спор был не закончен. Последователи Ария, которые преследовали его идеи, сформировали движение — арианство, которое было самым мощным еретическим движением в истории христианской религии. Весь Восток был подвержен влиянию Арианства. Западная часть под эгидой папы придерживалась никейского символа веры.

Афанасий, епископ Александрийский, является символом борьбы с арианской ересью. Он занимал самоотверженную позицию в поддержке истинности и чистоты христианского учения. Спад влияния арианства начался с расколов внутри самого движения, что способствовало укреплению никейской линии. Одни ариане учили, что Христос не равен Богу, другие же говорили о некотором подобии (полуариане).

В сформировавшемся Никео-Константинопольском Символе Веры утверждается, что Дух Святой исходит «от Отца и Сына». Но этот принцип «filioque» («и от Сына») не был изначален, а был введен лишь в $589$ г. на Соборе в Толедо. До этого момента указывали только то, что Дух Святой исходит от Отца, не смотря на то, что вера говорит, что Дух Святой исходит из истока любви между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Прибавление положения, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, только проясняет эту веру.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Тринитарные споры в VI веке

Главная > Сочинение >Религия и мифология

по Догматическому Богословию

На тему: «Тринитарные споры в VI веке»

Учащегося 2-Б класса

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять.

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д.[2]. Учение о Троице не только основа, но и высшая цель богословия, ибо. познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы. [9]

1. Краткая история догмата о Пресвятой Троице

Церковь выстрадала и отстояла Троичный догмат в упорной борьбе с ересями, низводившими Сына Божия или Святого Духа в разряд тварных существ или же лишавшими Их достоинства самостоятельных Ипостасей. Непоколебимость стояния Православной Церкви за этот догмат обусловливалась ее стремлением сохранить для верующих свободным путь ко спасению. Действительно, если Христос — не Бог, то в Нем не было подлинного соединения Божества и человечества, а значит, и теперь наше единение с Богом невозможно. Если Святой Дух — тварь, то невозможно освящение, обожение человека[4]. Только Сын, единосущный Отцу, мог Своим Воплощением, смертью и воскресением оживотворить и спасти человека, и только Дух, единосущный Отцу и Сыну, может освящать и соединять нас с Богом, — учит святитель Афанасий Великий[6].

Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23) [1]. Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). [2]

2. Состояние учения о Святой Троице в IV веке

Четвертый век называют «золотым веком» богословия, ибо в учении святителя Афанасия Александрийского и, особенно, в богословии Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского — «троицы, которая славила Троицу», — учение о Триедином Боге обретает свою полноту, завершенность и терминологическую ясность. Поводом для раскрытия догмата о Святой Троице послужили «безумные нападки» арианской ереси. [3]

3. Истоки арианского движения и его еретические учения

Догматика Ария проста до чрезвычайности, и в то же время суха и скудна содержанием, как логическая формула. Божество есть самозаключенное единство, обладающее всей полнотой идеальных определений.[1] Он считал, что все, что получает бытие от Бога, иной сущности, чем Бог. В рождении Сына из Сущности Божией Арию, подобно Оригену, мерещились представления о том, что Сын рождается или эманатически (как в учении гностиков), или же в результате разделения Божественной природы. Отвергая то и другое, Арий утверждал, что Сын сотворен.

Из соединения двух указанных идей: 1) Сын невечен; 2) Он не из Сущности Бога — следовала центральная мысль арианской доктрины: «Сын произошел из несущих» [3]

Но во всем прочем система Ария была самобытна и оригинальна. Отделив непроходимою гранью Бога и все тварное, Арий на основании самого понятия о Божестве причислил Сына к тварям и приписал Ему происхождение из несущаго. Происхождение Сына из несущаго— в этом вся сила догматическаго учения Ария, центральный пункт его, вся его историческая новость. Мысль, что Сын не вечен, что Он по природе ниже Отца не составляла особенности арианскаго учения: она, как мы знаем, высказывалась ранее и имела представителей среди богословов первых трех столетий. И апологеты утверждали, что в качестве самостоятельнаго существа Сын явился пред творением мира и ради творения мира, а Тертуллиан и Дионисий александрийский прямо говорили: было время, когда не было Сына. Точно также и наименование творением, совершенным делом Отца, возникшим по Его воле, не было новостью для догматическаго языка IV века: эти выражения встречаются у Оригена и у того же Дионисия. Но какими бы недостатками ни отличалась их терминология, как бы далеко ни заходили эти писатели в учении о моменте рождения Сына, они все остались на почве церковной традиции по одному тому, что бытие Сына они изводили от Отца. Все они согласно заявляли, что Сын исшел от Отца, т.-е., произошел из сущаго, начало Свое получил в божественной природе Отца. У Ария же, напротив, Сын возникает из несущаго. Это положение изменяло весь характер его догматики и придавало его воззрениям грубый смысл. Если Сын из несущаго, то ясно, что Он совершенно не причастен природе и есть прямая противоположность ея. Спрашивается: чем же нужно объяснить этот центральный пункт в доктрине Ария? Что заставило его отторгнуться от общаго течения богословской мысли и выступить с новым положением, совершенно незнакомым церковному сознанию? Ответа на этот вопрос нужно искать только в философских предпосылках системы Ария. Значение этих предпосылок вполне выяснится для нас, если сопоставить учение Ария о Сыне Божием с воззрениями, господствовавшими у церковных богословов его времени.[1]

4. Борьба Церкви с арианством и духоборчеством

Арианство было первой ересью, которая потрясла Восточную Церковь. Против ариан созывался целый ряд Поместных Соборов на Востоке и Западе, писались многочисленные богословские трактаты. В своих сочинениях святые отцы не оставили без рассмотрения места Священного Писания, на которые ссылались еретики, чтобы ниспровергнуть веру Церкви в Божественную Троицу[4]. Отцы нашли, что все эти тексты не опровергают Божественности Сына и могут быть объяснены в «благочестивом смысле» [7].

В 325 году в Никее был собран Первый Вселенский Собор. Как только ариане прочли на Соборе свой символ веры, в котором говорилось, что «Сын Божий — произведение и тварь», что было время, когда не было Сына, что Сын изменяем по существу и т.п., отцы Собора немедленно признали арианское учение противоречащим Священному Писанию, исполненным лжи, и осудили ариан как еретиков[1]. Плодом догматической деятельности Собора явился Никейский Символ веры. Учение о Второй Ипостаси звучит здесь следующим образом: «Веруем. во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли. » [8]. К тексту Символа присоединились анафематизмы против главнейших положений учения Ария[4].

После осуждения арианство не прекратило своего существования. Еще более полувека эта ересь волновала Церковь. Основная причина возникновения страстных споров вокруг Никейского вероопределения состояла в том, что в нем не было достаточно четко выражено различие Лиц Святой Троицы. Термин «единосущный» подчеркивал, прежде всего, Их единство. Сторонников Никейской веры заподозрили в савеллианстве, то есть в слиянии Лиц Святой Троицы, и большая часть епископов Востока отступила от употребления Никейского определения во имя прежних и привычных выражений церковного предания. Наиболее активными «антиникейцами» были евсевиане, державшиеся субординатизма Оригена и поставлявшие Сына ниже Отца. К ним примыкали уже действительные еретики, считавшие Сына творением. Арианство раскололось на несколько течений. Среди еретиков были и более умеренные, которые, признавая Божество Сына, отвергали Божество Святого Духа. К этим так называемым полуарианам, или духоборам, относилась группа македонских епископов. Таким образом, фронт антиникейской оппозиции был широким и, при неясности имевшейся богословской терминологии, среди православных епископов возникала атмосфера подозрительности и враждебности. По рассказу церковного историка Сократа, сделав слово «единосущный» предметом своих бесед и исследований, епископы возбудили между собой междоусобную войну, и эта война «ничем не отличалась от ночного сражения, потому что обе стороны не понимали, за что бранят одна другую». Одни уклонялись от слова «единосущный», полагая, что принимающие его вводят ересь Савеллия, и потому называли их хулителями, как бы отрицающими личное бытие Сына Божия. Другие, защищавшие единосущие, думали, что противники их вводят многобожие, и отвращались от них, как от вводителей язычества»[6].

В результате долгой и напряженной борьбы, осложненной вмешательством императорской власти и интригами ариан, восточные епископы убедились, что никакое другое вероизложение, кроме Никейского, не может быть достаточным для выражения православной веры. В разъяснении смысла понятия «единосущный» состоит заслуга святителя Афанасия Александрийского. В свою очередь, каппадокийские отцы определили различие терминов «сущность» и «ипостась», а также дали точное определение ипостасных свойств Лиц Святой Троицы[4].

Церковь особо почтила заслуги святителя Григория Назианзина, удостоив его звания «Богослова». В своих словах о богословии он с особой глубиной и силой воспел Божественную Троицу, в Которой все «Три суть едино. Единица в Троице поклоняемая, и Троица в Единице возглавляемая, вся царственная, единопрестольная, равнославная, премирная и превысшая времени, несозданная, невидимая, неприкосновенная, непостижимая» [7].

Трудами этих отцов Церкви был подготовлен Второй Вселенский Собор, состоявшийся в 381 году в Константинополе. На нем православными были признаны епископы, исповедавшие Божество Сына и несотворенность Святого Духа. Вместе с арианами разных партий осуждению подверглись, евномиане и 36 епископов-македонян, не пожелавших признать, что Святой Дух — не творение. Православное учение о Святой Троице было запечатлено в Никео-Константинопольском Символе веры.

Из шести членов этого Символа, относящихся ко Второй Ипостаси, первый говорит об онтологической связи Сына с Отцом, а остальные пять — о деле спасения мира Иисусом Христом.

Сын Божий исповедуется Единым и Единородным, чем отвергается еретическое (в частности, динамистическое) учение об усыновлении Иисуса Богом как простого человека. Сын един со Отцом и является Сыном Божиим по природе, а не по благодати.

Мы исповедуем Сына, «рожденного прежде всех век». Это утверждение о вечности Сына направлено против ариан, учивших, что «было время, когда Его не было».

Против ариан направлены слова: «рожденна, несотворенна, единосущна Отцу». Первыми двумя словами опровергается арианское учение о тварности Сына, а последнее определяет сущностное единство Отца и Сына[4].

В этом Символе опущено никейское выражение, утверждающее, что Сын рождается «из сущности Отца». Термин «единосущный», вошедший в оба вероизложения, означает совершенное тождество сущности Отца и Сына, поэтому выражение «из сущности Отца» создавало определенные терминологические трудности. Впрочем, сами никейские отцы, в частности, святитель Афанасий Александрийский, не видели никакого противоречия между выражениями «из сущности» и «единосущный». Для них эти высказывания говорили об одном и том же, хотя и с несколько разных сторон: «из сущности» означало, что Сын рождается не по воле Отца и не является творением, сущность Сына Божественна; а термин «единосущный» подчеркивал полное единство и равенство по Сущности Отца и Сына[6].

Краткое определение Никейского Символа о Святом Духе: «Веруем. и во Святаго Духа» — отцы Константинопольского Собора значительно дополнили, и оно стало читаться так: «. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки».

После Второго Вселенского Собора Православная Церковь хранила в неповрежденности догмат о Божественной Троице.

Дальнейшее уклонение от истинного учения о Триедином Боге возникало уже в неправославной среде.[4]

Троичный догмат — это великая тайна Откровения. Опыт истории показывает, что если человек, не будучи просвещен свыше светом благодати, дерзнет богословствовать, то неизбежно впадает в заблуждение. «Говорить о Боге — великое дело, но гораздо больше — очищать себя для Бога»66. Таков законный путь познания тайны Святой Троицы, ибо неложен Сын Божий, сказавший: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). [4]

1. Анатолий Спасский. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1906, т.1.

2. Олег Давыденков, иерей. Догматическое Богословие. Курс лекций. Часть I — II. – М.: ПСТБИ, 1997

3. Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4 С. 11.

4. Архимандрит Алипий (Кастальский), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994 г.

6. Прот. Г. Флоровский. Восточные отцы IV века.– Париж, 1931.

7. Св. Григорий Богослов. Слово 29 // Творения. Т. 3.

8. Книга правил святых Апостол, Вселенских и Поместных Соборов и святых отец. 4-е изд. М., 1912. Вып. 1.

9. В. Н. Лосский. Догматическое богословие. Центр «СЭИ», М.1991

3.2. Тринитарные споры IV столетия

3.2. Тринитарные споры IV столетия

3.2.1. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский

Совершенно особое место в истории троичного богословия занимает арианский спор. Существуют различные мнения относительно того, как соотносятся между собой троичное учение Оригена и учение Ария. В частности, прот. Георгий Флоровский прямо пишет в книге «Восточные отцы IV века», что арианство есть порождение оригенизма.

Однако профессор В. В. Болотов в своих «Лекциях по истории древней церкви», и в своих работах «Учение Оригена о Троице» утверждает, что Арий и Ориген исходили из совершенно разных предпосылок, и основные интуиции их троичного богословия различны. Поэтому называть Оригена предтечей арианства несправедливо.

Пожалуй, точка зрения Болотова в данном вопросе более обоснованна. Действительно, Арий не был оригенистом, по своему богословскому образованию он был антиохиец, антиохийская богословская школа в вопросах философии ориентировалась на Аристотеля, а не на неоплатоников, в отличие от александрийцев, к которым принадлежал и Ориген.

Наиболее сильное влияние на Ария, по всей видимости, оказал Лукиан Самосатский, единомышленник Павла Самосатского. Лукиан в 312 году от Р. Х. принял мученическую кончину во время одной из последних волн гонений на христиан. Это был очень образованный человек, среди его учеников были не только Арий, но и другие видные вожди арианства, например, Евсевий Никомидийский. Аэций и Евномий тоже считали Лукиана одним из своих учителей.

Лукиан исходил из идеи радикального отличия Божества от всего тварного. Хотя он признавал в отличие от динамистов и модалистов личное бытие Сына, тем не менее, он проводил очень резкую грань между собственно Богом и Логосом, также называл Логос терминами «. », «. ».

Вполне возможно, не все труды Лукиана Самосатского до нас дошли, что у него уже было учение о том, что Сын сотворен Отцом из ничего.

Это интересно:

  • Заявление доверителя на представителя Можно ли представителю без доверенности быть в суде? Здравствуйте! На мою мать подали исковое заявление, могу ли я (сын) присутствовать с ней в зале суда без доверенности? Ответы юристов (11) Если судья не вынесет определение о рассмотрении дела в закрытом порядке, можете присутствовать […]
  • Как оформляется гражданство ребенку Список документов для получения гражданства детей Прием в российское гражданство ребенка может быть осуществлен одновременно с родителями или с одним из родителей, единственным родителем, опекуном, попечителем либо по заявлению родителя, опекуна, попечителя, гражданина Российской […]
  • Адвокаты высшей категории Юридические услуги Юридическая помощь и защита прав граждан Права и свободы должен защищать профессионал В защите адвокат является специалистом с исключительным статусом, наделяющим его особыми полномочиями для осуществления эффективной юридической защиты. Адвокаты Московской окружной […]
  • Купля продажа фунты стерлинги Где купить фунты стерлингов в Москве Валютно-обменные операции сегодня вошли в штатный режим, и назвать их редкостью сложно. Интерес граждан к котировкам и валютным курсам ежегодно возрастает. Практически все современные валюты находятся в прямой зависимости от цен на нефть, а также от […]
  • Отказ от претензий по дтп Написал отказ от претензий к водителю за ДТП, в котором пострадал, водитель не возместил ущерб, что делать? Шестого мая две тысячи шестнадцатого года попал в аварию , сидел впереди на месте посажира получил травму при ДТП после того как отлежал в больнице началось расследование водитель […]
  • Кбк по единому налогу по усн КБК по единому налогу при упрощенке с доходов Выбирая упрощенную систему с объектом «доходы», фирмы и предприниматели платят налог со всей своей выручки. Расходы не вычитаются. Ставка по УСН «доходы» — 6%. Регионы имеют право понижать ставку на местном уровне. Объект налогообложения […]
  • Насильственные преступления несовершеннолетних Насильственные преступления несовершеннолетних: специфика и основные криминологические показатели Предупреждение насильственных преступлений несовершеннолетних немыслимо без решения конкретных криминологических задач. Необходимость разработки методики анализа изучаемых преступлений […]
  • Воры в законе рисунки Воры в законе рисунки Вор в законе – высший титул в криминальной иерархии, пользующийся наибольшим уважением в преступном мире. Самые крупные воровские касты на территории России и стран СНГ – кавказская и славянская. Между ними есть различия, касающиеся стиля жизни, норм и правил […]

Author: admin