Содержание:
Транспортный налог в 2018 году
Транспортный налог — 2018 и последующие годы обещают его изменения или даже полную отмену либо полную замену другими платежами. Подробности обсуждаемых изменений и новшества, которые уже действуют, рассматриваются в нашей статье.
Изменение и повышение транспортного налога в 2018 году: ожидается ли увеличение ставок
Предусмотренный гл. 28 Налогового кодекса транспортный налог — 2018, как и ранее, направлен на поддержание дорожной системы. Повышение транспортного налога в 2018 году, если оно все же будет принято на 2019 год, будет соответствовать тенденции, которой следовал законодатель в последние годы.
В разделе X Транспортной стратегии РФ до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, говорилось о суммарном увеличении транспортных налогов в 2018 году и последующие годы, но, правда, не за счет повышения ставок транспортного налога в 2018 году и далее. Подразумевалось изменение транспортного налога в 2018 году и последующих путем перехода на взимание платежей за пробег, отслеживаемый по навигационным системам, с учетом характеристик автомобилей, таких как осевая нагрузка и экологический ущерб, например.
Отчасти такой мерой стало введение системы «Платон», которой на нашем сайте посвящены несколько материалов, например: Какие машины подпадают под систему платы «Платон»?, Последние новости о системе взимания платы «Платон».
При этом пока об отмене существующего транспортного налога в 2018 речь не идет, хотя подобные законопроекты направляются в Госдуму на рассмотрение. Их существенный недостаток — отсутствие какой-либо обоснованной альтернативы транспортному налогу в 2018 и последующие годы, в случае его отмены. На это, в частности, указывается в заключении правового управления думы на законопроект № 1187303-6.
Почему транспортный налог в 2018 году не заменяется акцизом
В связи с повышением в 2018 году акциза, которым облагается топливо, предназначенное для обеспечения транспорта, обсуждается, нет ли дублирования топливными акцизами транспортного налога в 2018 году, не является ли это, с учетом наличия системы «Платон», чрезмерным налогообложением транспорта? Экономическим обоснованием здесь выступает то обстоятельство, что система этих платежей в конечном счете влечет увеличение потребительской стоимости товаров.
ФНС РФ в письме от 07.03.2017 № БС-2-21/[email protected] дала разъяснения об отсутствии двойного налогообложения в этой ситуации исходя из различий транспортного налога и акцизов, которые сводятся к следующему:
- В соответствии со ст. 13 НК РФ акцизы — налоги федеральные, а транспортный — региональный.
- Акцизы уплачивают производители и покупатели нефтепродуктов, а транспортный налог — собственники средств транспорта. При этом в состав данной категории включаются не только автомобили, но и водные и воздушные суда.
Из данной позиции налоговых органов следует, что основная проблема, которую решает существующий транспортный налог и без разрешения которой его отмена невозможна, — необходимость замены источника финансирования бюджетов субъектов РФ при его упразднении. Таким источником вполне может стать экологический налог, рассчитываемый от категории транспорта по степени опасности («Евро-1», «Евро-2» и др.) либо от расчетного объема выбросов в атмосферу. Возможность его введения вытекает из Транспортной стратегии.
Теперь рассмотрим, как будет рассчитываться транспортный налог — 2018 с учетом последних изменений и новшеств.
Объект налогообложения транспортным налогом в 2018 году
Критерии отнесения к объектам налогообложения предусмотрены ст. 358 НК РФ:
- Принадлежность к числу транспортных средств, не относящихся к исключениям, перечисленным в п. 2 ст. 358 НК РФ.
- Факт регистрации в установленном порядке.
Объект налогообложения считается существующим до момента снятия средства транспорта с государственного учета. Списание по бухгалтерским документам не может служить основанием для прекращения начисления и уплаты налога. Риск необходимости уплаты налога в случае неснятия с учета, в т. ч. при фактическом отсутствии объекта, возлагается на плательщика налога, это вытекает из определения ВС РФ от 17.02.2015 по делу №3 06-КГ14-5609. Однако при судебном рассмотрении дела может быть учтено наличие объективных препятствий к снятию с учета, например отказ в этом в связи с наложением ареста (постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/15 по делу № А03-13035/2015).
Какие характеристики объекта определяют размер транспортного налога в 2018 году
Характеристики объекта влияют на размер налога к уплате следующим образом:
- Налоговой базой являются его технические характеристики (мощность двигателя — для автотранспорта, тяга — для воздушного, вместимость — для водного) или сам объект при их отсутствии (ст. 359 НК РФ).
- Возраст (число лет после выпуска) и (или) экологический класс могут быть учтены в ставке налога в региональном законе (п. 3 ст. 361 НК РФ).
- От стоимости и возраста легкового автомобиля зависит возможность применения повышающего коэффициента (п. 2 ст. 362 НК РФ). Перечень дорогостоящих машин, утв. Минпромторгом в 2017 году, см. здесь: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Perechen_2017_dlya_publikatsii.pdf.
Полное совпадение по объему описания, приведенного в перечне, с тем, которое делает ГИБДД, не требуется, как указывает Минфин РФ в письме от 12.07.2017 № 03-05-04-04/44504.
Ставки и льготы при исчислении транспортного налога — 2018
Ставки налога, перечисленные в ст. 361 НК РФ в качестве ориентира, не изменились. Для уточнения региональных ставок целесообразно ознакомиться со свежей редакцией закона субъекта РФ, поскольку они могут быть увеличены или уменьшены до 10-кратного размера от федеральных (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Для исчисления налога ставка умножается на число единиц налоговой базы (например, лошадиных сил) и повышающий коэффициент, если он применим.
Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 249-ФЗ введены послабления (ст. 361.1, п. 2 ст. 362, п. 2 ст. 363НК РФ) для плательщиков системы «Платон» в виде освобождения от внесения авансовых платежей и налогового вычета в размере платы в системе.
О применении вычета даны некоторые разъяснения:
- необходимым условием является внесение платы собственником автомашины (см. письмо ФНС РФ от 08.06.2017 № БС-4-21/[email protected]);
- плата должна быть внесена за фактически пройденный путь, аванс не учитывается (письмо Минфина РФ от 26.01.2017 № 03-05-05-04/3747);
- физлицам он предоставляется вне зависимости от наличия или отсутствия статуса индивидуального предпринимателя (см. письмо ФНС РФ от 27.03.2017 № БС-4-21/[email protected]).
Срок применения налоговых послаблений ограничивается 2018 годом, с 01.01.2019 они исключаются.
Уплата налога и подача декларации по транспортному налогу в 2018 году
Как и прежде, физлица платят налог на основании уведомления ФНС РФ, а организации обязаны самостоятельно уплатить как суммы налога, так и исчисленные на их основании авансовые платежи. Налоговым периодом остается календарный год, отчетными, если они не упразднены законом субъекта РФ, — 1, 2 и 3 квартал (ст. 360 НК РФ).
Налог подлежит уплате по месту нахождения средства транспорта, которым считается (п. 5 ст. 83 НК РФ):
- место регистрации (для водного транспорта);
- место нахождения организации или ее обособленного подразделения (для остальных видов транспорта).
Подлежит применению форма декларации по налогу, утв. приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected] Сроки ее подачи и сроки уплаты налога не изменились (ст. 363, 363.1 НК РФ).
Итак, транспортный налог — 2018 пока не претерпел существенных изменений, что может быть связано с предстоящей заменой этого платежа другим региональным налогом. Сохраняются налоговые послабления для плательщиков системы «Платон», которые после 2018 года могут быть отменены.
Новый транспортный налог 2018 в России
Слухи об отмене транспортного налога не подтвердились, поэтому владельцы транспортных средств будут и далее уплачивать соответствующие налоговые сборы в государственную казну России. Каким будет новый транспортный налог 2018 в России и к чему стоит подготовиться россиянам в ближайшем году?
Особенности транспортного налога
Транспортный налог на сегодняшний день является обязательной выплатой, потому что он утвержден одним из федеральных законов РФ. В связи с ним владельцы автотранспортных средств обязательно должны делать отчисления в государственный бюджет, причем, хотя закон об этом и считается федеральным, но за его выполнением следят региональные власти, которые и определяют многие из его положений. Иногда представители региональной власти даже освобождают некоторых владельцев автотранспорта от уплаты налогового сбора, но, откровенно говоря, в течение последних нескольких лет подобные случаи встречались крайне редко, ведь в местных бюджетах наблюдается острая нехватка финансов, и отказываться от источника их поступления представители муниципалитетов не хотят.
Радует то, что повышение транспортного налога никто не планирует, и перечень тех, кто должен его платить, с прошлого года также остается прежним. Ознакомиться с ним можно при изучении закона о ТН, но отдельно можно сказать, что в 2018 году налогоплательщиками будут владельцы следующих транспортных средств:
- легковые автомобили;
- снегоходы;
- вертолеты;
- мотороллеры;
- яхты и моторные лодки;
- автобусы (разных габаритов);
- транспорт на гусеничном или пневматическом ходу.
Вопрос отмены
Отмена данного налога обсуждается уже несколько лет, причем и у сторонников, и у противников такого нововведения есть определенные аргументы, которые свидетельствуют о целесообразности принятия того или иного решения. Обсуждается вопрос расчета налоговых выплат и эффективность имеющегося механизма, ведь большинство россиян уверено в том, что они платят налога совершенно незаслуженно.
Дело в том, что калькулятор транспортного налога 2018 в России говорит о том, что размер данной выплат зависит от мощности транспортного средства, и считается, что больше будет данный параметр, тем больше придется платить. Однако, подобный принцип расчетов – это пережиток прошлого века, потому что сегодня ситуация в корне изменилась, и теперь мощный автомобиль ездит по асфальтовому покрытию более бережно и аккуратно, чем модель, двигатель которой не может похвастаться силой. Следовательно, налоговые взыскания должны быть либо отменены, либо пересмотрена система их расчетов (что более вероятно на сегодняшний день).
Отмена налоговой выплаты станет слишком большим ударом для регионального бюджета, говорят представители Минина, ведь если верить оценке экспертов подобный источники приносит в казну ежегодно около 146 миллиардов рублей. Найти альтернативу такой высокой сумме денег крайне сложно, тем более во время кризиса, поэтому вероятность отмены транспортного налога сегодня чрезвычайно низка.
Сроки и правила расчетов
Прежним остался расчет транспортного налога в 2018 году, изменения в данной налоговый выплате коснутся только сроков ее уплаты, ведь для каждой категории граждан они будут неодинаковыми. К примеру, юридические лица обязаны сделать уплату данного налога до первого февраля 2018 года, соответственно, заняться этим вопросом нужно будет сразу после наступления нового года. Отдельный акцент стоит сделать на том, что юридические лица обязаны не только уплатить налог, а внести аванс на следующий отчетный период, поэтому сумма выплаты будет достаточно большой.
Физические лица должны уплатить взнос не позднее 1 декабря, которое идет следом за отчетным периодом, хотя раньше все квитанции принимались только до 1 октября, и это хорошая новость. Ведь, по сути, транспортный налог в Московской области в 2018 году , как и в любом другом регионе страны, можно будет платить вплоть до конца 2019 года, следовательно, времени на поиск средств точно будет достаточно.
Правила расчета налоговых выплат остались прежними, и они зафиксированы в Российском законодательстве, собственно говоря, и ставка транспортного налога в 2018 году останется прежней и зависеть она будет от известных всем автовладельцам факторов – срока эксплуатации транспортного средства, мощности двигателя и года выпуска авто. Суммы, которые поступят от владельцев авто в местные бюджеты, будут расходоваться не только на восстановление экономической системы после кризиса, а и на усовершенствование дорожного полотна, поэтому каждый налогоплательщик может рассчитывать на то, что качество асфальтного покрытия на трассах ежегодно будет улучшаться.
Кто может рассчитывать на льготы?
Власти достаточно лояльно относятся к гражданам собственной страны, поэтому законом РФ предусмотрен ряд льгот для определенных типов транспортных средств, которые позволяет уменьшить налоговую ставку или вообще избавить владельца автомобиля от уплаты налога. К льготным категориям транспортных средств относят моторные лодки, двигатель на которых не превышает мощность в 5 л.с., а также легковые машины, которые были переоборудованы под водителя-инвалида и которые были получены по социальным программам (имеется ввиду только законное участие). Также льготы на транспортный налог предусмотрены для сельскохозяйственного транспорта (сеновозов, машин, которые распыляют удобрения и так далее) и авто, которые официально числятся в угоне (владелец может не платить за них при условии предоставления сотрудникам налоговой службы соответствующего документа).
Однако, автовладельцы, чьи транспортные средства просто находятся на ремонте по причине сильных повреждений должны регулярно перечислять налоговые взносы в казну, потому что на них льготы не распространяются. Избавиться от налога можно только путем снятия транспортного средства с учета на время ремонта, однако процедура его регистрации может потом обойтись дороже, поэтому перед принятием подобного решения необходимо все тщательно обдумать.
Отдельно необходимо напомнить о том, что Госдума недавно приняла законопроект, который освобождает от уплаты данного налога владельцев крупногабаритного транспорта. Решение было принято по причине того, что члены правительства решили, что финансовая нагрузка на владельцев авто массой более 12 000 тонн и так слишком большая, а в бюджет и так поступают финансовые средства, потраченные на покупку для них топлива.
И в завершение стоит сказать о том, что транспортный налог в Москве 2018 будет отличаться от такой же выплаты в Питере или Краснодаре, потому что каждый регион рассчитывает его в соответствии с индивидуальными коэффициентами, поэтому равняться на другие регионы не стоит.
Если же власти все-таки решат отменить данную выплату, что маловероятно, то они должны будут найти ему определенную замену, и на сегодняшний день существует два альтернативных варианта. Согласно первому варианту, предлагается повысить цену на бензин, а в соответствии со вторым – эксперты предлагают акцентировать внимание на экологичности автотранспорта, то есть, владельцы менее экологичных машин должны будут платить больше, чем те люди, которые обладают транспортом, оснащенным эко-двигателем.
Транспортный налог в 2018 году — отмена или повышение?
Среди многих обывателей занятной темой обсуждения является транспортный налог, который регулярно взимается с отечественных владельцев транспортных средств. И это неудивительно, ведь с одной стороны, транспортный налог является достаточно доходной статьей федерального бюджета, благодаря которой казна ежегодно пополняется на 146 млрд. руб.
Однако этот налоговый сбор не совсем радует большинство автоладельцев в нашей стране, особенно в тех регионах, где налоговая политика характеризуется увеличенными ставками.
Вот поэтому в средствах массовой информации очень часто поднимается вопрос, касающийся такой актуальной темы, как отмена транспортного налога.
Стоит понимать, что отмена этого налогового вычета может принести весьма пагубные последствия для страны, поэтому в правительстве разрабатываются выгодные изменения для плательщиков этого сбора, которые будут приняты в ближайшее время.
А что обыватель имел полное понимание в этом вопросе, опишем подробно все важные аспекты транспортного налога.
Особенности транспортного сбора
Основная цель этого вида налогообложения заключается в аккумулировании финансовых средств, которые будут потрачены на строительство новых дорог и ремонт старого дорожного покрытия
Однако при этом, стоит понимать, что этот вид сбора взимается с владельцев транспортных средств, при этом ставка транспортного налога в 2018 году будет напрямую зависеть от двух следующих немаловажных факторов:
- период времени, на протяжении которого использовался автотранспорт;
- мощность двигателя, определяемая в лошадиных силах.
Если с первым из указанных аспектов большинству водителей все предельно ясно, то в случае второго фактора иногда возникает непонимание, а именно, как правильно пересчитать мощность автомобиля в лошадиных силах.
Для подобных вычислений стоит воспользоваться следующим равенством:
Например, если автомобиль имеет мощность 135 кВт, то расчет производится следующим образом:
135х1,35962 = 183,55 л. с.
Как будет рассчитываться сбор
Согласно проекту закона о транспортном налоге сумма вычета происходит за прошедший год, при этом его размер может быть определен при помощи следующих формул:
- Стандартное вычисление производится следующим образом:
Сн – налоговая сумма;
Нс – ставка налога;
ЛС – мощность в лошадиных силах.
- Расчет суммы в том случае, когда транспортное средство находиться во владении меньше года:
Вт – период владения транспортом в месяцах.
- Вычисление для автомобиля, имеющего стоимость свыше 3 млн. руб., при этом он находится во владении меньше года:
Кс – специальный коэффициент.
- Для автомобиля стоимостью выше 3 млн. руб. общая формула выглядит следующим образом:
Кто оплачивает транспортный сбор
Согласно действующему законодательству субъектами транспортного налогообложения являются владельцы следующих видов транспорта:
- легковой автотранспорт;
- грузовые автомобили;
- машины и механизмы на гусеничном и пневматическом ходу;
- автобусы;
- мотоциклы и мотороллеры;
- яхты и моторные лодки;
- вертолеты;
- снегоходы;
- прочие виды техники.
Кто имеет льготы
Действующее законодательство предусматривает льготное налогообложение для владельцев следующих видов транспортных средств:
- автотранспорт для инвалидов, выделенный по различным социальным программам;
- транспортное средство, которое официально находится в угоне;
- автомобильный транспорт и трактора, используемые в сельском хозяйстве;
- морские и речные плавсредства промышленного назначения;
- легкий водный транспорт, мощность двигателя которых составляет не более 5 л. с.
Кто будет освобожден от налогообложения транспорта в 2018 году
Последние новости о транспортном налоге 2018 г. говорят о том, что Государственная дума оперативно приняла закон, предусматривающий освобождение от транспортного сбора владельцев грузовых автомобилей, общая масса которых составляет более 12 тонн.
Такое решение было принято в связи с тем, что владельцы грузовых транспортных средств выплачивали средства за вред, принесенный дорогам федерального значения, по системе «Платон».
Таким образом, получалось, что происходило двойное налогообложение на грузовые автомобили, а это, в свою очередь, значительно увеличивало расходы владельцев автотранспорта на его эксплуатацию.
Повышение транспортного налога
Большинство обывателей, которые являются владельцами автотранспорта, в первую очередь, интересует следующий важный вопрос: какой будет транспортный налог в 2018 году?
Можем уверенно успокоить владельцев средств передвижения: на данный момент увеличение транспортного налога не предусматривается, по крайней мере, нет официальной информации относительно этого вопроса.
Что же касается изменений в законодательстве, то они коснутся лишь сроков внесения транспортного платежа, а именно:
- физические лица будут обязаны заплатить налог на транспорт до 1 декабря 2018 года, хотя ранее платежи принимались до 1 октября, иначе говоря, владельцам предоставлена возможность найти требуемую сумму;
- юридические лица оплачивают транспортный сбор до 1 февраля 2018 года, при этом одновременно вносится задаток за следующий отчетный период.
Будет ли отменен транспортный налог в 2018 году
В последнее время некоторые средства массовой информации высказывают мнение о том, что в 2018 году возможна отмена транспортного налога.
Официальной информации по этому поводу нет, однако стоит понимать, что правительство не пойдет на такую непопулярную меру, как убрать одну из самых доходных статей федерального бюджета, мало того, транспортному сбору должна появиться определенная альтернатива.
В правительственных кругах сейчас выдвинуто несколько следующих предложений, касающихся вопроса о транспортном налоге:
- Привязать налогообложение на транспорт к показателю его экологичности.
Мотивация этого предложения заключается в том, что у обывателя появится стимул покупать инновационную автотехнику, в которой значительно уменьшены вредные выбросы в атмосферу. Например, к такому типу транспортных средств можно отнести электромобили.
- Отменить полностью транспортный налог, но при этом одновременно повысить акцизный сбор на топливо.
В случае принятия такого решения предполагается, что налоговая нагрузка будет равномерно распределена между владельцами, которые интенсивно используют свой автотранспорт.
Однако оппоненты этой идеи говорят о том, что акциз на топливо стоит повышать постепенно, а такое положение дел не так быстро восполнит доходы в бюджет от налога на транспорт.
- Пересмотреть методику вычета налогообложения на транспорт.
Эта инициатива подразумевает изменение формулы начисления транспортного налога, в которой ключевым аспектом станет не количество лошадиных сил, а объем двигателя автомобиля.
Таким образом, мы постарались указать все важные аспекты, касающиеся транспортного налога в России.
Искренне надеемся, что изложенная информация, значительно расширить ваш кругозор в сфере налогообложения на транспортные средства в 2018 году.
Перспективы отмены транспортного налога в России в 2018 году
Вопрос отмены транспортного налога обсуждают уже долгое время. При детальном рассмотрении видны плюсы и минусы такого нововведения. К преимуществам можно отнести пополнение российской казны (порядка 150 млрд руб. в год). Недостатки ощущают на себе автовладельцы, особенно проживающие в регионах с повышенными фискальными ставками. Альтернативой может стать реорганизация налога с более справедливыми условиями.
Общие сведения
Чтобы понять, когда отменят транспортный налог в России, вначале следует разобраться, что это за сбор и для чего он взимается.
Налогом на транспорт (ТН) называют определённый вид взносов, который на региональном уровне уплачивают все собственники транспортных средств. Он был введён в 2003 году с целью поддержания дорожного полотна в исправном состоянии. Эти средства налогоплательщиков аккумулируются в местных бюджетах для нужд региона, в том числе строительства и ремонта дорог.
Размер налоговой ставки на одну и ту же модель автомобиля в разных регионах России может существенно отличаться. Также государством установлена категория лиц, освобождаемая от уплаты ТН или со льготным правом налогообложения. В их число входят многодетные семьи, чернобыльцы, инвалиды, пенсионеры и муниципальные предприятия.
Существует механизм льготного налогообложения для:
- речного и морского транспорта — плавсредств промышленного назначения;
- автомобилей, предоставленных в рамках существующих социальных программ, и переоборудованных для управления инвалидами (при мощности не выше 100 лошадиных сил);
- лодок с моторами не больше 5 лошадиных сил;
- угнанных автомобилей (при наличии зарегистрированного в полиции акта);
- транспорта, перевозящего молоко, удобрения, сено и скот (включая тракторы).
Причины недовольства автовладельцев
Ежегодно собственники автомобилей «мониторят» СМИ в надежде найти актуальную информацию о том, когда же отменят налог на транспорт. Наряду с важностью его существования есть масса недостатков, обуславливающих необходимость упразднения данного сбора:
- Порядок начисления. Уплата пошлины ложится на плечи собственника машины, даже если он на ней не ездит и, следовательно, не портит дорожное покрытие. Кроме того, величина налога зависит от фискальных ставок конкретного региона, что приводит к их значительному различию в разных уголках страны. У автовладельцев возникают справедливые претензии: как автомобиль портит дороги, если большую часть времени стоит в гараже, и почему в соседнем регионе иметь одну и ту же машину в два раза дешевле.
- Механизм оплаты. Для того, чтобы физические лица могли заплатить ТН, они должны по почте получить уведомление из ФНС, в котором указываются реквизиты для оплаты и сумма пошлины. Почтовая система пока не может гарантировать 100 % получения уведомления адресатом. Но в случае его утери происходит просрочка оплаты. И хотя вины налогоплательщика в этом нет, последствия в виде штрафа, пени и визита сотрудника ФССП никто не отменял.
- Двойная оплата. Дорожный фонд формируется из средств, собранных из двух источников: ТН и топливного акциза, взимаемого с производителя за каждую тонну продукта. Он закладывает величину акциза в цену топлива при продаже, и розничная стоимость на АЗС включает это повышение. В конечном счёте оплата акцизов на бензин ложится на плечи автовладельцев.
Предложения власти
Вопросу упразднения транспортной пошлины в России депутатами и чиновниками уделяется много внимания. В этом ракурсе автолюбители недоумевают, почему не отменяют транспортный налог. Бурные обсуждения и согласие в вопросе, что государство может существовать и без этого сбора, не доходят до законодательного закрепления провозглашаемых намерений.
Хронология вопроса отмены ТН, начиная с 2009 года (до этого времени обсуждалось только изменение налоговых ставок), выглядит так:
- 2009 год — представители ЛДПР предлагали решить проблему закладыванием расчётной суммы транспортной пошлины в стоимость топлива. Это гарантировало бы уплату налога только в случае использования транспортного средства, но в Государственной думе тогда этот проект одобрения не получил.
- Осень 2010 года — министерством промышленности и торговли выдвинута идея соотношения величины ТН с экологическим классом авто. Это означало бы меньший размер платежа для владельцев машин, собранных по современным стандартам, по отношению к собственникам старых автомобилей, наносящих больший урон окружающей среде. Это предложение «отмели» ещё до стадии законопроекта.
- 2012 год — принято решение аккумулировать транспортные акцизы в специально созданных фондах по содержанию и ремонту дорожного полотна. Так, несмотря на рост цен на топливо, величина транспортного налога, стабильно пополняющего бюджет, оставалась неизменной.
- 2013 год — Владимир Владимирович Путин заявил о невозможности абсолютного отказа от ТН и необходимости поиска альтернативных вариантов решения проблемы. Весной того же года вопрос был снова поднят депутатами блока «Справедливая Россия». Они выступили за упразднение транспортного сбора в качестве решения вопроса двойного налогообложения автовладельцев. Вместо этого было предложено поднять цену на бензин, чтобы поддерживать дороги в надлежащем состоянии.
- Зима 2014 года — Министерство транспорта заявило о замене данной пошлины топливным акцизом. Начался процесс проработки и согласования законопроекта для устранения недостатков и учёта интересов всех налогоплательщиков.
Главными задачами будущего закона должны быть:
- устранение двойной оплаты владельцами автотранспортных средств;
- ликвидация проблем администрирования фискальных органов;
- поддержание дорожного фонда в исправном состоянии;
- учёт интересов льготных категорий населения (инвалидов, многодетных семей и пр.).
Альтернативные варианты
Пока автолюбители просыпаются с вопросом, не отменён ли транспортный налог, законодатели ищут ему достойную замену. В качестве таковой рассматривается введение экологического сбора или повышение акциза на топливо.
В первом варианте на размер сбора будет влиять не мощность, а экологический класс автомобиля. Чем больше вреда от него окружающей среде, тем выше пошлина. У этого предложения есть ряд недостатков:
- оплачивать нужно будет не эксплуатацию автомобиля, а просто по факту владения им;
- владельцам старых моделей машин придётся платить больше всех, что несправедливо, если учесть их уровень доходов;
- нет гарантии, что с введением экологического сбора уберут транспортный налог.
Законопроект о замещении ТН экологической пошлиной запланировано подготовить к началу 2019 года.
Что касается повышения акцизов на топливо вместо налога на транспорт, такое нововведение избавит от нескольких проблем:
- Автовладельцы будут платить по факту пользования, а не владения машиной;
- Они станут независимыми от налоговой инспекции в части ожидания уведомления и соблюдения сроков уплаты сбора. Соответственно, не будет несправедливого начисления штрафов и пеней.
Такая альтернатива негативно отразится только на льготной категории водителей, которые были освобождены от уплаты ТН, а повышенная стоимость бензина коснётся и их.
Прогноз на 2018 год
В текущем году нет уверенности в том, что полемика по вопросу отмены налога на транспорт закончится лаконичным законопроектом. Правительство не может решиться упразднить пошлину, приносящую в бюджет страны почти 150 млрд рублей ежегодно.
Были внесены лишь небольшие льготные поправки для автовладельцев большегрузного транспорта с массой больше 12 тонн. Прежде они платили большую сумму, где была заложена компенсация за повреждение дорожного покрытия и отчисления системе «Платон». На сегодняшний день общая сумма взимаемой пошлины тщательно просчитывается специалистами этой системы. В случае, если размер выплаты больше или равен ТН, собственник грузовика от него освобождается.
Транспортный налог в 2018 году
Несмотря на длительные дискуссии, власти не будут отменять транспортный налог в 2018 году. Чиновники продолжают обсуждать возможные альтернативы для данного налога, однако окончательный вариант изменений еще не утвержден. Эксперты подчеркивают несправедливый принцип расчета суммы налога, что ущемляет права рядовых автолюбителей.
Нюансы транспортного налога
Основное предназначение транспортного налога – обеспечить высокое качество дорожного покрытия. Данный налог поступает в местные бюджеты, что обеспечивает существенную долю поступлений. Платить налог приходится владельцам различных транспортных средств – легковые авто, мотоциклы, моторные лодки и т.д.
Принцип расчета транспортного налога является главным объектом критики со стороны экспертов и автолюбителей. Сумма налога зависит от мощности транспортного средства, при этом не имеет значения, использовался ли автомобиль в течение года. Действующее законодательство предусматривает поправочные коэффициенты, значение которых зависит от стоимости авто. Кроме того, власти предусмотрели определенные льготы, которые могут освободить автовладельцев от уплаты транспортного налога.
Автомобили, которые были получены по социальным программам и переоборудованы под водителя-инвалида, относятся к льготным категориям транспортных средств. Также льгота будет распространяться на авто, которые числятся в угоне.
Мощность автомобиля не отражает реальный ущерб, который транспортное средство наносит дорожному покрытию. Гораздо большее значение имеет интенсивность эксплуатации, подчеркивают эксперты. Чиновники неоднократно обсуждали отмену данного налога, предлагая различные альтернативы. Однако представители экономического блока не готовы отказаться от транспортного налога в ближайшей перспективе.
Возможные альтернативы
Главный аргумент Минэкономразвития – данный налог эффективно наполняет местные бюджеты, которые испытывают значительные трудности после начала экономического кризиса. В результате транспортный налог остается в силе. Ранее эксперты и законодатели предлагали различные альтернативы для транспортного налога.
Наиболее вероятный сценарий – отмена транспортного налога и соответствующее повышение суммы акциза. В таком случае будет соблюдаться принцип справедливости – больше платить будут те автовладельцы, которые чаще используют свои авто. При этом в выигрышном положении окажутся владельцы более экономичных типов двигателей.
Несмотря на очевидные преимущества, власти не торопятся отказываться от действующей модели транспортного налога. Ежегодное повышение акцизов направляется на финансирование текущих расходов и не сможет компенсировать потери местных бюджетов от отмены транспортного налога. Согласно предварительным оценкам, потенциальные потери в год достигают 150 млрд руб.
Второй вариант изменений – привязка к экологической составляющей транспортных средств. С подобной инициативой выступали представители Минпромторга, подчеркивая необходимость снижения выбросов. Кроме того, данная норма соответствует европейским тенденциям, направленным на использование наименее вредных типов двигателей.
Основным камнем преткновения, который препятствует реформе транспортного налога, остается состояние местных бюджетов.
Бюджетные проблемы
Суммарный долг региональных бюджетов достиг 2 трлн руб., что превращается в настоящую проблему для правительства. Уже 5 регионов не выполняют установленный норматив (сумма долга не должна превышать 50% дохода) и находятся на гране дефолта. Потеря 150 млрд поступлений приведет к дополнительным проблемам.
Налоговая реформа, которая обсуждается в правительстве, не будет иметь серьезных последствий, предполагают эксперты. Власти не станут делать резких изменений до президентских выборов, намереваясь оттянуть наиболее болезненные преобразования.
Чиновники не планируют отменять транспортный налог как в 2018 году, так и в ближайшей перспективе. Несмотря на существенные недостатки, он обеспечивает около 150 млрд руб. поступлений в местные бюджеты. Слабым местом действующего налога остается принцип расчета, который подвергается критике со стороны экспертов и автолюбителей.
Итоговая сумма платежа зависит от мощности авто, что не отражает реальный характер использования. В качестве альтернативы чиновники рассматривают повышение акцизов или привязку к экологичности двигателей. Учитывая сложное финансовое положение регионов, экономический блок оттягивает запуск реформы.