Участник бюджетного процесса не обладающий бюджетными полномочиями

Участник бюджетного процесса не обладающий бюджетными полномочиями

3.3. Участники бюджетного процесса, их полномочия

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

– Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

– Министерство финансов РФ;

– органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

– Центральный банк РФ (Банк России);

– Счетная палата РФ;

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

– государственные внебюджетные фонды;

– главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

– иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

I. Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

II. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

III. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

IV Министерство финансов РФ (Минфин России) – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

– составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– представляет по поручению Правительства РФ сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

– осуществляет методологическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

– устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

– составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

– представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

– разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

– разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации;

– осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

– разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внешних заимствований Российской Федерации;

– осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

– устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

– обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, установленном Правительством РФ;

– предоставляет по поручению Правительства РФ от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

– регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований;

– ведет Государственную долговую книгу РФ;

– осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;

– организует исполнение федерального бюджета;

– принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности и др.

При этом министр финансов РФ имеет исключительное право дать разрешение на совершение следующих действий: утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета и др. Совершение указанных действий без разрешительной надписи министра финансов является нарушением бюджетного законодательства РФ. Министр финансов имеет право запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру финансов поступило представление Счетной палаты РФ или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства РФ главным распорядителем бюджетных средств. [21]

В состав Центрального аппарата Министерства финансов РФ входят следующие департаменты и отделы. [22]

1. Департамент бюджетной политики включает следующие отделы: бюджетного законодательства; бюджетного планирования; межгосударственных финансов; организации исполнения федерального бюджета; Сводный отдел анализа и прогнозирования доходов; анализа и прогнозирования доходов от прямых налогов и прочих платежей; анализа и прогнозирования доходов от косвенных налогов и ресурсных платежей; резервных фондов; бюджетной политики в сфере государственной службы; финансового обеспечения судебной системы; нормативного правового обеспечения государственной службы; оплаты труда государственных служащих и анализа административных расходов; методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации; методологии формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов.

2. Департамент бюджетной политики в отраслях экономики включает следующие отделы: Сводный отдел; отделы бюджетной политики в области транспорта, дорожного хозяйства и связи; бюджетной политики в сфере землепользования, недропользования и экологии; бюджетной политики в области гражданской промышленности и энергетики; бюджетной политики в области сельского хозяйства и рыболовства; бюджетной политики в области формирования федеральных целевых программ, программ развития регионов; бюджетной политики в области жилищных субсидий и методологии финансирования бюджетных капитальных расходов.

3. Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки включает отделы: Сводный отдел; отделы бюджетной политики в сфере образования; бюджетной политики в сфере здравоохранения и физической культуры; бюджетной политики в сфере научной и научно-технической деятельности и гражданского назначения; бюджетной политики в сфере социального обеспечения и программ государственной занятости населения; обязательного социального страхования и государственных внебюджетных фондов; бюджетной политики в сфере культуры и средств массовой информации.

4. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа включает отделы: сводного анализа в сфере национальной обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности; нормативного правового обеспечения в сфере государственной военной и правоохранительной службы; бюджетной политики в сфере национальной обороны; бюджетной политики в сфере безопасности государства и правоохранительной деятельности; бюджетной политики в сфере юстиции, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; бюджетной политики в сфере военно-технического сотрудничества; бюджетной политики в сфере государственного оборонного заказа, мобилизационной подготовки экономики и материального резерва.

5. Департамент межбюджетных отношений включает: Сводный отдел; отделы организации бюджетного процесса в субъектах РФ; мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ; муниципальных образований; реформы жилищно-коммунального хозяйства; методологии межбюджетных отношений.

6. Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов включает: отделы международного сотрудничества; взаимоотношений с международными банками; внешнего долга; внешних активов; государственных внутренних активов; внутреннего долга; методологии и регулирования долга субъектов РФ и муниципальных образований; учета, анализа и отчетности; по управлению средствами Стабилизационного фонда.

7. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики включает отделы: координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы, анализа и общих вопросов; применения общих правил законодательства о налогах и сборах; налогообложения прибыли (дохода) организаций; налогообложения доходов граждан и единого социального налога; имущественных и прочих налогов; налогов и доходов от использования природных ресурсов; косвенных налогов; международного налогообложения; таможенных платежей; нормативного регулирования определения таможенной стоимости.

8. Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности включает отделы: регулирования финансово-бюджетного надзора и финансового мониторинга; методологии бухгалтерского учета и отчетности; нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности; регулирования аттестации, лицензирования и повышения квалификации аудиторов, координации контроля в сфере обязательного аудита и деятельности профессиональных аудиторских объединений.

9. Департамент финансовой политики включает отделы: пенсионной реформы; финансовых рынков и имущественных отношений; регулирования лотерейной деятельности и производства защищенной полиграфической продукции; регулирования страховой деятельности; организации комплексных выплат; банковской деятельности; денежно-кредитной политики.

10. Правовой департамент включает отделы: правового обеспечения государственной долговой политики, оборонного комплекса и правоохранительных органов, финансового рынка и межбюджетных отношений; правового обеспечения бюджетной политики, деятельности подведомственных организаций и систематизации нормативных актов; правового обеспечения налоговой и таможенно-тарифной политики, контроля и надзора, аудита, бухгалтерского учета и отчетности; судебной защиты.

V. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

– производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным БК РФ;

– открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ;

– устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

– ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России и представляет собой счет, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета.

Использование Единого счета – новая информационная технология исполнения федерального бюджета, посредством которой осуществляется:

– централизация доходов и средств федерального бюджета;

– централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете;

– ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета.

VI. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей.

Система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации. Основным элементом в этой системе являются государственные налоговые инспекции по соответствующей территории (республике, краю, области, городу, району), которые выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории.

Главными задачами налоговых инспекций являются контроль за соблюдением налогового законодательства и за правильностью начисления и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством. [23]

Налоговые инспекции выполняют следующие функции:

1) ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков;

2) представляют финансовым органам и органам казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и платежей;

3) осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

4) анализируют отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливают на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;

5) производят на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

6) ведут учет и оценку конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

7) координируют проведение с правоохранительными и контролирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

8) контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;

9) передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

10) предъявляют в суд и арбитражный суд иски:

а) о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

б) о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; (в) о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий;

11) обеспечивают правильность применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством РФ и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;

12) производят осмотр, фиксацию содержания и изъятия у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения.

13) получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;

14) приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

§ 9. Бюджетный процесс

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6; ч. 3 БК РФ).

Возникающие в процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями. Субъектами данных правоотношений являются органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к участниками бюджетного процесса относятся:

— органы законодательной (представительной) власти;

— органы исполнительной власти;

— органы денежно-кредитного регулирования;

— органы государственного и муниципального финансового контроля;

— государственные внебюджетные фонды;

— главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

— иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

— государственные и муниципальные унитарные предприятия;

— другие получатели бюджетных средств;

— кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент РФ; Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; Банк России; Счетная палата РФ; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: 1) финансовые органы, определяемые указом Президента страны; 2) органы денежно-кредитного регулирования, т.е. Банк России; 3) органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся: Счетная палата Российской Федерации; контрольные и финансовые органы исполнительной власти; контрольные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы, и др.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны с: 1) составлением проекта бюджета; 2) внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; 3) исполнением бюджета; 4) управлением государственным, муниципальным долгом; 5) ведомственным контролем за исполнением бюджета; 6) представлением отчета об исполнении бюджета и другими полномочиями.

Бюджетные полномочия Банка России направлены на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики; обслуживание счетов бюджетов; осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они могут обслуживать счета бюджетов, т.е. выполнять некоторые функции Банка России, только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Большая роль по исполнению бюджета возлагается на главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия главных распорядителей предусмотрены ст. 158 БК РФ.

Помимо понятия главного распорядителя бюджетных средств БК РФ ввел понятие — распорядитель бюджетных средств, к которому относится орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 159 БК РФ).

Получателем бюджетных средств в бюджетном процессе выступает бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий.

Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Бюджетная политика государства на очередной финансовый год содержится в Бюджетном послании Президента РФ, которое должно быть направлено Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Названная стадия состоит из некоторых этапов.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год.

Второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также ряд иных полномочий.

Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Думу Правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ; вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении.

Государственная Дума рассматривает законопроект в четвертом чтением в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При рассмотрении его в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года.

Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный Закон в одном чтении. В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Президентом страны федерального закона о федеральном бюджете он передается в согласительную комиссию. Далее его утверждение осуществляется в описанном порядке.

В случае непринятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу данного закона до 1 января очередного года в силу каких-либо причин, данный закон не вступает в силу до начала очередного финансового года. В этом случае Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В федеральный закон о федеральном бюджете могут быть внесены изменения и дополнения, разработанные и представленные Правительством Российской Федерации, а также иными субъектами, имеющими право законодательной инициативы, в форме проектов соответствующих федеральных законов. Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

Третьей стадием бюджетного процесса является исполнение бюджета.

В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителен и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Бюджеты исполняются по доходам и расходам. В частности, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

В отличие от ранее действовавшего бюджетного законодательства, Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

Наряду с указанными лицами на заседании Государственной Думы могут выступить либо представить доклады с анализом рассмотренных в течение года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль.

Законодательные (представительные) государственные и муниципальные органы осуществляют финансовый контроль в следующих формах:

— предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

— текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в парламентских слушаниях и в связи с депутатскими запросами;

— последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Полномочия названных законодательных (представительных) органов по осуществлению контроля включают в себя права на:

— получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

— получение от органов, исполняющих бюджета, оперативной информации об их исполнении;

— утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

— создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

— вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджета.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны представлять всю запрашиваемую у них информацию по бюджетным вопросам. В свою очередь, названные органы, в том числе Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств вправе сами осуществлять финансовый контроль.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а в предусмотренных законом случаях -за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса при самостоятельном исполнении бюджетов. При передаче исполнения бюджета органам Федерального казначейства названные органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением этими субъектами бюджетного процесса условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

Это интересно:

  • Претензия на качество работ образец Претензия по качеству работ (претензия по качеству работ, с требованием устранить недостатки в работе в указанный срок) Директору ООО "____________" (юр. адрес исполнителя )______ 25.06.09г. я заключил с ООО "__________" договор на изготовление, доставку, сборку и монтаж столярных […]
  • Какая пенсия у инвалида 1 группы с детства Размер пенсии по инвалидности 1 группы в 2018 году Если говорить о состоянии человеческого организма с позиции его здоровья, то самая серьёзная – это, конечно же, первая группа инвалидности. К этой категории относятся граждане с тяжёлой дисфункцией жизненно важных органов и систем […]
  • Самара арбитраж официальный сайт Организация АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Адрес: Г САМАРА,УЛ АВРОРЫ, Д 148 Юридический адрес: 443045, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД САМАРА, УЛИЦА АВРОРЫ, 148 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКАТО: 36401385 - Самарская область, Города областного значения Самарской области, Самара, […]
  • Пособия своими руками для сенсорного развития Дидактические пособия своими руками для сенсорного развития детей Юлия Лаврухина Дидактические пособия своими руками для сенсорного развития детей Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В каждом возрасте перед сенсорным […]
  • Проверка основного закона вращения твёрдого тела на крестообразном маятнике Лабораторная работа №6 Изучение законов вращательного движения на крестообразном маятнике Обербека Цель Экспериментальная проверка основного уравнения вращательного движения (второго закона динамики для вращательного движения). Оборудование: маятник Обербека, набор грузов, секундомер, […]
  • Пособие по тяжелым бетонам Пособие к СНиП 2.03.01-84 Пособие по проектированию самонапряженных железобетонных конструкций ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БЕТОНА И ЖЕЛЕЗОБЕТОНА (НИИЖБ) ГОССТРОЯ СССР ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ […]
  • Опломбирование спидометра приказ Приказ № 555 "Планирование и учет использования техники, Организация контроля за использованием техники" Создан: 2016-09-18 16:48:23 Оценили: 1 человек Скачивать с сайта могут толькозарегистрированные пользователи или войдите под своим логином Скачали с сайта раз Планирование и учет […]
  • Законы рентгеновского излучения ЛЕКЦИЯ 32 РЕНТГЕНОВСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ 1. Источники рентгеновского излучения. 2. Тормозное рентгеновское излучение. 3. Характеристическое рентгеновское излучение. Закон Мозли. 4. Взаимодействие рентгеновского излучения с веществом. Закон ослабления. 5. Физические основы использования […]

Author: admin