Учет учебного пособия в бюджетных учреждениях

Организация учета учебной литературы

Автор: Лунина О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Рекомендации по использованию учебников

Минобрнауки дало ряд рекомендаций об использовании учебников в образовательном процессе (письма от 08.12.2011 № МД-1634/03, от 28.02.2012 № МД-172/03). Учреждения образования должны использовать учебники, включенные в федеральный перечень. До включения в него учебники проходят ряд экспертиз. Заказчиками экспертиз являются авторы учебников или держатели авторских прав на них. Все учебники, получившие в установленном порядке положительные экспертные заключения по результатам научной и педагогической экспертиз, включены в федеральные перечни учебников.

Ежегодно к новому учебному году федеральные перечни дополняются учебниками, прошедшими экспертизу в текущем календарном году.

Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.

Наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.

Определение списка учебников образовательным учреждением в соответствии с федеральными перечнями учебников, учебным планом образовательного учреждения на принципах системного, планового подходов с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ позволяет сформировать в школах библиотечные фонды учебников долгосрочного пользования.

Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников осуществляется согласно списку учебников, определенному образовательным учреждением.

Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (систему учебников, линию учебников), который учитывает особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.

В настоящее время действует федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253.

Следует обратить внимание, что наряду с бумажной формой учебников должны применяться электронные учебники. В связи с этим Минобрнауки в Письме от 02.02.2015 № НТ-136/08 указало, что необходимо:

предусмотреть при реализации программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) включение модулей, направленных на обучение руководящих и педагогических работников образовательных организаций методам использования электронной формы учебника, в том числе посредством применения интерактивных досок;

организовать и провести социологический опрос среди обучающихся и их родителей (законных представителей) о наиболее предпочтительной форме учебника (печатная, электронная, печатная и электронная формы). При этом использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений.

Минобрнауки напоминает, что из федерального перечня учебников решением Научно-методического совета по учебникам могут быть исключены отдельные завершенные предметные линии учебников.

В связи с этим при заключении договоров на поставку учебников рекомендуем:

предусматривать возможность замены завершенной предметной линии учебников в случае ее исключения из федерального перечня учебников на другую завершенную предметную линию или возможность возврата денежных средств;

учитывать, что одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника.

Минобрнауки также рекомендует организовать в субъектах РФ работу по созданию информационной среды, в которой будут обеспечены равные условия для доступа к учебникам разных издательств, а также для их доступа к другим электронным ресурсам и электронным библиотекам.

Закупка учебников

В силу п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.

При этом на основании п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти этих субъектов РФ. Таким образом, средства, необходимые для приобретения учебников и учебных пособий, включаются органами государственной власти субъектов РФ в субвенции местным бюджетам. Законом об образовании не предусматривается возможность уменьшения размера предоставляемой местным бюджетам субвенции на указанные цели при непосредственной передаче закупленных учебников и учебных пособий.

С 1 сентября 2013 года закупка учебников и учебных пособий для обеспечения муниципальных образовательных организаций осуществляется на муниципальном уровне.

Такая закупка учебников и учебных пособий органами местного самоуправления, образовательными организациями, являющимися муниципальными казенными и бюджетными учреждениями, производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Закупка может быть осуществлена органами местного самоуправления централизованно с целью обеспечения всех подведомственных муниципальных образовательных организаций необходимыми учебниками и учебными пособиями (централизованная закупка в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ) либо муниципальными образовательными организациями самостоятельно за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг.

При этом в случае проведения закупки органами местного само­управления необходимо учитывать, что выбор закупаемых учебников и учебных пособий должен осуществляться образовательными организациями (ч. 4 ст. 18 и п. 9 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).

Также Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность проведения совместных аукционов двумя и более заказчиками.

Согласно ст. 25 данного закона при наличии у двух и более заказчиков (образовательных организаций, органов местного самоуправления) потребности в одних и тех же товарах (учебниках и учебных пособиях) такие заказчики вправе проводить совместные аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных аукционов определяются соглашением сторон, заключаемым в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом № 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместного аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно. Причем в качестве заказчика могут выступать как муниципальные образовательные организации, так и органы местного самоуправления, проводя совместные закупки для нужд нескольких муниципальных образований.

Организатором совместного аукциона является один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение такого аукциона.

Организатор совместного аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный аукцион.

Таким образом, на уровне муниципальных образований закупки учебников и учебных пособий за счет средств субвенций из бюджетов субъектов РФ могут быть осуществлены с использованием централизованных схем, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ. Кроме того, несколько муниципальных образований также могут проводить централизованные закупки учебников и учебных пособий на межмуниципальном уровне (совместные аукционы). Такие разъяснения даны в Письме Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 08-455.

Также отметим, что автономные образовательные учреждения могут заключать договоры на поставку учебников согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положению о закупках.

Учет учебной литературы

При поступлении учебной литературы в образовательное учреждение организуется ее двойной учет:

учет в библиотеке;

бухгалтерский (бюджетный) учет.

Библиотечный учет.

Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012 № 1077 (далее – Порядок № 1077). В соответствии с п. 1.4 Порядка № 1077 учету подлежат все документы (постоянного, длительного, временного хранения), поступающие в фонд библиотеки и выбывающие из него, независимо от вида носителя. Этот учет ведется в регистрах индивидуального и суммарного учета в традиционном и (или) электронном виде. К регистрам индивидуального учета согласно п. 1.5.1 Порядка № 1077 относятся регистрационная книга и карточка регистрации на определенный вид документа для газет, журналов, других видов документов. Регистры индивидуального учета документов библиотечного фонда содержат реквизиты, идентифицирующие каждый документ с указанием сведений о его поступлении и выбытии.

Регистрами суммарного учета документов согласно п. 1.5.2 Порядка № 1077 являются книга суммарного учета библиотечного фонда, листы суммарного учета библиотечного фонда и журнал. Допускаются различные модификации книги суммарного учета. Независимо от вида учетного документа регистры суммарного учета содержат три взаимосвязанные части:

поступление документов в библиотечный фонд;

выбытие документов из библиотечного фонда;

итоги движения библиотечного фонда (итоговые данные на конец отчетного периода).

Книга суммарного учета библиотечного фонда в образовательных учреждениях содержит показатели, характеризующие качество формирования подобных фондов по обеспечению учебного процесса и научной деятельности образовательного учреждения, то есть по их целевому назначению.

Организация библиотечной работы в образовательных учреждениях имеет ряд особенностей, поскольку библиотеки таких учреждений входят в общую структуру учреждений и не являются самостоятельными юридическими лицами, а для обеспечения учебного процесса они приобретают учебные издания в больших количествах экземпляров одного названия, индивидуальный учет которых осуществляется по методике безынвентарного учета.

Учебники выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой их потребительских свойств. Выбывающие документы исключаются из библиотечного фонда и списываются с возможностью последующей безвозмездной передачи в другие библиотеки либо реализации (разд. V Порядка № 1077).

Бухгалтерский (бюджетный) учет.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.

В учреждениях образования учебную литературу, входящую в состав библиотечного фонда, следует учитывать на счетах 0 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения» и 0 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения». Издания принимаются к учету по первичным учетным документам (накладным, актам приема-передачи). В соответствии с Указаниями № 65н расходы на их приобретение будут осуществляться по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

В силу п. 46 Инструкции № 157н объектам библиотечного фонда не присваиваются уникальные инвентарные номера. Их аналитический учет ведется в инвентарных карточках группового учета основных средств (ф. 0504032) (п. 54 Инструкции № 157н). Учет операций по выбытию и перемещению этих объектов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).

Библиотечный фонд относится к амортизируемому имуществу учреждения. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на издания стоимостью, не превышающей 40 000 руб. включительно, амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию. На объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется по рассчитанным в установленном порядке нормам.

В бухгалтерском учете начисление амортизации на библиотечный фонд будет отражаться таким образом:

Дебет счета 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (в части амортизации основных средств и нематериальных активов)

Кредит счета 0 104 x7 000 «Амортизация библиотечного фонда»

Выбытие учебной литературы из библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) с приложением списка выбывающих учебников. Решение о списании принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов. В акте отражаются причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов библиотечных фондов, и перечень мероприятий по исполнению такого решения, ставится отметка о результатах проведенных мероприятий (на основании утвержденного акта (ф. 0504144) и документов, подтверждающих утилизацию списываемых объектов в качестве вторичного сырья, их передачу, уничтожение). В том числе приводится перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий, указанных в акте (ф. 0504144), с целью дальнейшего его использования. Акт (ф. 0504144) оформляется в двух экземплярах.

Списанные учебники могут быть оприходованы в качестве макулатуры и реализованы. Пришедшие в негодность книги принимаются к учету по забалансовому счету 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (в условной оценке «один объект – 1 руб.») до момента их утилизации (ликвидации) (п. 335 Инструкции № 157н).

Макулатура, полученная в результате списания книг, принимается к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 Инструкции № 157н).

Далее приведем типовые операции по отражению в учете поступления объектов в библиотечный фонд, их выбытия из него, а также внутреннего перемещения в соответствии с действующими инструкциями № 162н, 174н, 183н.

Казенное учреждение (Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н)

Учет учебно-наглядных пособий (Лунина О.)

Дата размещения статьи: 25.07.2015

Ведение образовательной деятельности любого учебного заведения невозможно без использования учебно-наглядных пособий. От обеспеченности ими зависит качество образовательного процесса. Они требуют постоянного обновления и актуализации. В любой образовательной организации их достаточно много. В статье рассмотрим порядок и способы обеспечения учебно-наглядными пособиями и бухгалтерский учет этого вида материальных активов.

В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. К средствам обучения и воспитания в силу п. 26 ст. 2 Закона об образовании относятся: приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон об образовании гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.

Обратим внимание и на то, что педагогам предоставлено право выбора, какие использовать средства обучения и учебно-наглядные пособия в своей деятельности по тому или иному предмету, учебной дисциплине.

Обеспечение учебно-наглядными пособиями

Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 26.12.1994 N 359, установлено, что учебные и учебно-наглядные пособия относятся к объектам основных фондов.

Заботиться об обеспечении ими в первую очередь должно само образовательное учреждение. При заключении договоров на поставку учебно-наглядных пособий учреждениям следует руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в зависимости от типа учреждения).

Расходы на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения включаются в нормативы затрат на финансовое обеспечение государственных (муниципальных) услуг в сфере образования. В отдельных случаях они могут приобретаться за счет средств целевых субсидий и собственных средств учреждения.

Еще один способ обеспечения образовательных организаций учебно-наглядными пособиями — это безвозмездное поступление или централизованное снабжение от учредителя.

К сведению. Общеобразовательные учебные заведения оснащаются учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения в соответствии с Перечнем учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России, утвержденным Приказом Минобразования России от 27.12.1993 N 529.

Бухгалтерский учет учебно-наглядных пособий

При приобретении учебно-наглядных пособий за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевой субсидии или за счет собственных средств, полученных от приносящей доход деятельности, расходы, в соответствии с Указаниями N 65н , будут производиться по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Поступившие материальные активы в виде учебно-наглядных пособий будут приниматься к бухгалтерскому учету в составе основных средств на основании первичных учетных документов по сформированной первоначальной стоимости (п. п. 23, 36 Инструкции N 157н ).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ). Таким образом, первоначальная стоимость учебно-наглядных пособий может включать в себя стоимость их доставки, сборки или в случае необходимости монтажа.

Первоначальная стоимость основных средств формируется на счете 0 106 00 000 «Вложения в основные средства».

Поступление и принятие к учету этих объектов будут отражаться в бухгалтерском учете казенных учреждений в соответствии с Инструкцией N 162н , бюджетных учреждений — Инструкцией N 174н , автономных учреждений — Инструкцией N 183н следующим образом:

Казенное учреждение (Инструкция N 162н)

Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н)

Автономное учреждение (Инструкция N 183н)

Принятие к учету вложений в ОС при приобретении у поставщика

Принятие к учету основных средств (учебно-наглядных пособий)

Принятие к учету основных средств при безвозмездном поступлении

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Согласно п. 54 Инструкции N 157н аналитический учет учебно-наглядных пособий ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества.

Инвентарная карточка учета основных средств открывается на каждый объект основных средств.

Инвентарная карточка группового учета основных средств открывается на группу объектов основных средств и предназначена для учета производственного и хозяйственного инвентаря, в состав которого входят и учебно-наглядные пособия.

Следует обратить внимание, что в автономных и бюджетных учреждениях учебно-наглядные пособия, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества», по распоряжению учредителя могут быть отнесены к разряду особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) учреждения при условии, что они поименованы в составе имущества, без которого осуществление уставных видов деятельности учреждения будет существенно затруднено или невозможно. Эта особенность накладывает на учреждение определенные обязательства, которые связаны с бухгалтерским учетом ОЦДИ.

Рассмотрим на примерах, как отражается поступление и принятие к учету наглядных пособий в различных типах государственных образовательных учреждений.

Пример 1. В казенное образовательное учреждение от учредителя (внутриведомственная передача) поставлен комплект плакатов по ОБЖ стоимостью 3500 руб. и комплект гербариев растений стоимостью 10 000 руб., которые приняты к учету в качестве основных средств. Учреждению в момент поставки передано извещение (ф. 0504805), накладная и акт приема-передачи.

В бюджетном учете учреждения эти операции будут отражаться следующим образом:

Приняты к учету учебно-наглядные пособия по первоначальной стоимости

Обратите внимание, что согласно п. 7 Инструкции N 162н, п. 9 Инструкции N 174н и п. 9 Инструкции N 183н при безвозмездном поступлении основные средства сразу принимаются к учету на счет 0 101 00 000 «Основные средства», минуя счет 0 106 00 000 «Вложения в основные средства».

Пример 2. Бюджетное образовательное учреждение за счет средств субсидии на выполнение государственного задания приобрело комплект общегеографических карт по курсу «География материков и океанов» стоимостью 15 000 руб. и комплект образцов минералов стоимостью 30 000 руб. Учебно-наглядные пособия поступили в учреждение после 100%-ной предоплаты поставщику денежных средств с лицевого счета, открытого в органе территориального казначейства.

Данные факты хозяйственной жизни учреждения будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

Произведена предоплата по договору за учебно-наглядные пособия

Поступили учебно-наглядные пособия от поставщика в учреждение

Произведен зачет авансового платежа, уплаченного поставщику

Приняты к учету в качестве ОС учебно-наглядные пособия

Начисляется ли амортизация?

Так как учебно-наглядные пособия являются объектами основных средств, то к ним применяется и общий порядок начисления амортизации. Согласно Постановлению от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» учебное оборудование отнесено к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше трех до пяти лет включительно.

Напомним, что при начислении амортизации следует руководствоваться п. 92 Инструкции N 157н, согласно которому:

— на объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;

— на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;

— на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Не стоит забывать, что начисленная 100%-ная амортизация на объекты основных средств, которые пригодны для дальнейшего использования, не является основанием для их списания.

Отражение в бухгалтерском учете начисленной амортизации рассмотрим на примере.

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2, добавив, что полученные учебно-наглядные пособия выданы в эксплуатацию. Учетной политикой учреждения установлено, что расходы на амортизацию относятся на накладные расходы.

Так как стоимость каждого комплекта учебно-наглядного пособия более 3000 руб., но менее 40 000 руб., то при вводе их в эксплуатацию на них будет начислена амортизация в размере 100% их балансовой стоимости. И в бухгалтерском учете учреждения это будет отражено следующим образом:

Начислена амортизация на комплект карт

Начислена амортизация на комплект образцов минералов

Списание учебно-наглядных пособий

Морально и физически устаревшие учебно-наглядные пособия подлежат списанию с бухгалтерского учета. Такая необходимость может возникнуть и в других случаях:

— при выявлении фактов хищения, недостачи, порчи во время инвентаризации активов;

— в случае ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

— в случае нецелесообразности дальнейшего использования, их непригодности, невозможности или неэффективности восстановления;

— при передаче их другому учреждению, органу власти, органу местного самоуправления.

На уровне субъектов РФ разработаны положения, регламентирующие порядок списания движимого и недвижимого имущества учреждений, находящегося в собственности этих субъектов. Эти положения разработаны на основании Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834. При списании наглядных пособий требования, установленные этими положениями, должны соблюдаться.

Выбытие основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ (п. 34 Инструкции N 157н).

Выбытие учебно-наглядных пособий необходимо оформить актом о списании.

К сведению. В настоящее время для этого применяется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме 0306003, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Однако финансовое ведомство подготовило ряд изменений, которые будут внесены в этот документ. В соответствии с этими изменениями в ближайшем будущем (в случае его утверждения) для списания объектов основных средств необходимо будет использовать акт о списании объектов основных средств (кроме транспортных средств) по форме 0504104.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты о списании объекта основного средства, согласованные с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и при наличии утверждающей надписи руководителя учреждения на акте. Согласование списания ОС с учредителем необходимо, если имущество (а в нашем случае — учебно-наглядные пособия) принято к учету в качестве ОЦДИ. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о его списании (выбытии) не допускается (п. 52 Инструкции N 157н).

Отражение в бухгалтерском учете выбытия учебно-наглядных пособий в зависимости от оснований для их списания рассмотрим на отдельных примерах.

Пример 4. Казенное образовательное учреждение по распоряжению учредителя передает бюджетному образовательному учреждению, подведомственному другому учредителю, учебно-наглядные пособия, балансовая стоимость которых составляет 5000 руб. Их остаточная стоимость равна нулю.

В бюджетном учете передающей стороны данная операция будет отражаться следующим образом:

Московский государственный университет печати

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Учебное пособие

Бескоровайная С.А.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях : Учебное пособие / Бескоровайная С.А., кандидат экономических наук
Москва: Издательство МГУП , 2009 . 208 с.

Учебное пособие для студентов Факультета экономики и менеджмента, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» направления 080100.68 — «экономика (магистратура)»

Учебное пособие предназначено для облегчения процесса изучения дисциплины «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях». В пособии рассматриваются основы бюджетного процесса в Российской Федерации, организация и содержание бухгалтерского учета в бюджетной сфере. Основное внимание уделено отражению объектов бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией № 148н, введенной в действие приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. с 1 января 2009 года. Рассмотрены особенности формирования учетной политики бюджетного учреждения и вопросы составления и представления отчетности бюджетного учреждения и других участников бюджетного процесса в соответствии с требованиями, введенными Приказом Минфина России от 13.11.2008 г. № 128н, а также представлена характеристика программного обеспечения получателя бюджетных средств.

Материалы учебного пособия предназначены для студентов факультета Экономики и менеджмента, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (магистерская программа «Учет, анализ и аудит»), а также для всех интересующихся вопросами бюджетного учета.

Утверждено Советом факультета экономики и менеджмента

Подготовлено на кафедре Бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.

Предисловие

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (широко известный под названием бюджетный учет) является составной частью российской национальной системы бухгалтерского учета*1, специализированной на создании учетной информации для управления государственными (муниципальными) финансами на всех уровнях властных структур бюджетной системы РФ.

Новации, внесенные инструкцией в бюджетный учет, — система бухгалтерских счетов по учету вложений в нефинансовые активы, метод начисления для учета расходов, начисление амортизации по срокам полезного использования долгосрочного имущества и др. — способствуют значительному повышению достоверности бюджетной отчетности и во многом сближают бюджетный бухгалтерский учет с бухгалтерским учетом коммерческих организаций. Движение к подобной унификации — логичный результат ориентации данных бюджетной отчетности на информационные нужды всех заинтересованных пользователей. Действующая в настоящее время система бюджетного учета является своеобразным отправным пунктом постоянного его совершенствования.

При работе над учебным пособием авторы учитывали, что курсу бюджетного учета предшествовало изучение общей теории бухгалтерского учета, ряда общеэкономических и специальных учебных дисциплин.

В учебном пособии излагаются основы бюджетного учета, последовательно рассматриваются принципы формирования бюд-

1 Звездочкой обозначены понятия, приведенные в глоссарии.

8 Предисловие жетной системы РФ, организация и методика бюджетного учета, его связь с планированием и финансированием, отдельные вопросы учета налоговых платежей.

Большое внимание уделено факторам, влияющим на бюджетный учет. Изложены основные принципы бюджетного учета, концепции правового и нормативно-методологического его регулирования, учетные объекты.

В главе 1 описан механизм организации бюджетного учета: особенности нормативного регулирования бюджетного учета, источники финансирования учреждений, бюджетная классификация, план счетов бюджетного учета и др.

Глава 2 посвящена методологии и технике бюджетного учета нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и др.).

Глава 3 знакомит читателя с бюджетным учетом финансовых активов учреждений: денежных средств и финансовых вложений.

В главе 4 представлены формы и учет различных обязательств, которые могут возникать у бюджетных учреждений: перед поставщиками, работниками (по оплате труда), государственными внебюджетными фондами, а также требований к учреждениям покупателей, поставщиков по предъявленным им претензиям, родителей (за содержаний детей в детских дошкольных учреждениях), студентов, обучающихся на платной основе, и др.

Глава 5 посвящена бухгалтерскому учету налогообложения бюджетных учреждений.

Каждая глава сопровождается упражнениями, тестами, краткими выводами, контрольными вопросами, которые способствуют закреплению изученного материала, умению самостоятельно и взвешенно решать профессиональные вопросы бюджетного бухгалтерского учета.

Важно добросовестно изучить соответствующий раздел, самостоятельно выполнить практические задания и подготовить исчерпывающие ответы на контрольные вопросы, так как теоретический материал лучше всего усваивается на практическом опыте.

Пособие дополнено глоссарием, содержащим трактовку (определение) специальных терминов, используемых в бюджетном бухгалтерском учете.

Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и программы дисциплины «Бюджетпредисловие 9 ный учет и отчетность», предназначено для подготовки студентов по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» высшего профессионального образования (базовый уровень). Оно будет полезно преподавателям финансово-экономических вузов и факультетов, а также преподавателям системы учебно-методических центров по подготовке и повышению квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Это интересно:

  • Заявление на постановку ооо на учет в фсс Регистрация, снятие с регистрационного учета страхователей и подтверждение ими основного вида экономической деятельности Перечень основных нормативных правовых актов по регистрации, снятию с регистрационного учета страхователей и подтверждению ими основного вида экономической […]
  • Будут ли повышаться пенсии в 2018г Пенсии с 1 июля 2018 года В связи с активными обсуждениями предстоящих изменений в пенсионной системе России, направленных на повышение доходов российских пенсионеров, среди населения активно распространяется информация о возможном повышении пенсии с 1 июля 2018 года. Однако, к […]
  • Кто возбуждает дело по мошенничеству Возбудят ли уголовное дело по факту мошенничества? Работала в компании Эйвон координатором зарегистрировала подругу в представители с ее согласия и отправляла и получала заказы с ее согласия тоже . Всегда вовремя оплачивала, но в один прекрасный помен очень заболела и деньги кучей ушли […]
  • Оформить кредит на телефон с 18 лет Банки, дающие кредит с 18 лет (список банков) Современная молодёжь рано встаёт на ноги и, получая знания в учебных заведениях, дополнительно подрабатывают в свободное время. Но зачастую этих денег не хватает. Тогда встаёт вопрос: в каком банке можно взять кредит по достижении […]
  • Доля собственности государства Долевая собственность: как пользоваться и распоряжаться таким жильем Понятие общей долевой собственности предполагает изначальное определение долей владения имуществом, которые могут быть как равными, так и неравными. При режиме общей совместной собственности такие доли не определены. В […]
  • Налог на имущество юридических лиц 2018 крым В Крыму отменили льготы по налогу на имущество СИМФЕРОПОЛЬ, 29 ноя — РИА Новости. Парламент Крыма отменил льготы на уплату налога на имущество организаций, решение принято на очередной сессии в среду. "Законом предлагается отменить налоговую льготу, освобождающую от уплаты налога на […]
  • Как получить субсидию на бизнес 2018 Субсидии на открытие малого бизнеса в 2018 году Государственная поддержка малого бизнеса является важным направлением экономической политики: сегодня в России работают более 5,5 миллионов субъектов малого и среднего бизнеса, на долю которых приходится 21% Валового внутреннего продукта […]
  • Закон простое товарищество Договор простого товарищества: понятие, характеристика, элементы и виды По договору простого товарищества (о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или […]

Author: admin