Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Уголовное ответственность за экологическое преступление

Уголовное ответственность за экологическое преступление

Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды, должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т. е. общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ.

Принципы уголовной ответственности

Уголовным кодексом РФ, введенным в действие с 1 января 1997 г., предусматривается ряд принципов, которые имеют отношение к охране окружающей среды. И хотя они изучаются подробно в курсе уголовного права, ознакомление в ними в разделе «Экологическая ответственность» представляется немаловажным.

Прежде всего, преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия могут определяться только в УК РФ. Это означает, что никакие другие законы, в том числе об охране среды, не могут предусматривать уголовной ответственности помимо УК РФ.

Законодательством предусматриваются задачи УК РФ, и хотя их немного, в них присутствуют экологические цели. Так, задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для обеспечения предупреждения и пресечения экологических преступлений немаловажное значение имеют принципы справедливости привлечения к ответственности и применения наказания, означающие необходимость установления виновности лица в общественно опасных действиях и наступлении общественно опасных последствий. Объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Наказание должно быть справедливым: соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовное законодательство должно обеспечивать безопасность человека.

Преступления против окружающей среды

Перечень и характеристика этих преступлений даются в отдельной главе УК РФ – гл. 26 «Экологические преступления», где предусматривается 17 составов общественно опасных деяний. Условно их можно классифицировать по нескольким группам -– соответственно объектам охраны окружающей среды.

Преступления общего характера – против охраны окружающей среды. Это – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Свежая информация экран под ванну на сайте.

6. Уголовная ответственность за экологические преступления

В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о том, сколько человек в России умирает в связи с воздействием на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды, встречать не приходилось. Однако известно, что продолжительность жизни мужчин в России в последние 25 лет сократилась с 71 года до 57 лет, в том числе в связи с деградацией природы.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

• нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

• нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

• нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

• нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);

• загрязнение вод (ст. 250);

• загрязнение атмосферы (ст. 251);

▪ загрязнение морской среды (ст. 252);

• нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);

• порча земли (ст. 254);

• нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

• незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);

• нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

• незаконная охота (ст. 258);

• уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст.259);

• незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);

• уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);

• нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:

• нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215);

• сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);

• жестокое обращение с животными (ст. 245);

Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:

а) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. Важно подчеркнуть, что в прежнем УК РСФСР вовсе не предусматривались составы, отражающие посягательство на природу в целом. По новому УК РФ к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в ст. 247– 249,259, 262, 215, 237, 358;

б) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это – преступления, предусмотренные ст. 245, 250–258, 260—261 УК РФ.

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

· штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда;

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;

· обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов);

· исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);

· ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет);

· арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);

· лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Субъективная сторона составов экологических преступлений выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях– загрязнениях водного и воздушного бассейнов составляют 0,96% от общего числа экологических преступлений, загрязнении земли – 0,75%. Само количество таких дел уменьшилось за 1996 г . соответственно на 22 и 32,8%. Применяются в основном нормы об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (браконьерство, незаконная порубка леса, незаконная разработка недр).

Экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических преступлений достигает 95-99%*.

* Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями. Автореф. докт. дисс. М., 1994. С. 5.

В целом характерно резкое несоответствие количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за экологические преступления, количеству лиц, осужденных за них. Так, в 1995 г . по возбужденным за экологические преступления 8066 уголовным делам на 9093 лиц осуждено всего 5100 человек (56%). Нуждается в существенном улучшении качество следствия по делам об экологических преступлениях. Каждое 4–5-е дело необоснованно прекращается. При назначении наказания суды нередко допускают необоснованные послабления лицам, совершившим опасные экологические преступления.*

* Ермаков В.Д., Жевлаков Э.Н. Состояние экологической преступности и деликтности в Российской Федерации //Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности. Сборник научных трудов. М., 1996. С. 7-17.

По оценкам Директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, «в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования»*.

* Сухарев А.Я. Экологическая преступность: ее социальные корни и общественная опасность // Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности. Сборник научных трудов. М., 1996. С. 6.

Уголовная ответственность за экологические преступления: понятие, виды, особенности

Экологическое преступление – это умышленное посягательство на безопасность окружающей среды: умышленная порча и загрязнение природных ресурсов признаются уголовно наказуемым деянием, так как они несут выраженную общественную опасность.

Человек является частью природы, и любое противоправное действие, связанное с бездумным уничтожением ресурсов, способно причинить огромный вред сотням людей и нарушить благополучие общества. Государство стремится взять под контроль природные ресурсы, чтобы защитить их от расхищения и уничтожения, уголовная ответственность за экологические преступления является важным сдерживающим фактором.

Особенности законодательства в сфере экологии

Уголовная ответственность за экологические преступления поможет в некоторой мере спасти Землю

В Уголовном кодексе не представлено определение экологического преступления, однако оно есть в статье 81 Закона об охране окружающей среды от 1991 года. До недавнего времени считалось, что преступления, связанные с посягательством на окружающую среду, причиняют только экономический ущерб, но сейчас представления о них значительно изменились.

Современное определение говорит: экологическое преступление – это опасное деяние, которое посягает на экологическую безопасность общества и нарушает экологический правопорядок. Такое определение содержит очень важную информацию: экологическое преступление – это не просто причинение ущерба, а посягательство на человека через окружающую его природу. Это преступление нарушает конституционное право, отраженное в ст. 42: каждый гражданин РФ имеет право на здоровую окружающую среду.

Субъектом экологического преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, по ст. 246 УК субъектом может признано как частное, так и должностное лицо. Видовой объект такого преступления – общественные отношения, установленные в сфере природопользования, а также сохранения благоприятного для человека экологического баланса.

Преступлением может быть признано действие или бездействие при нарушении установленных экологических правил и норм. Предметом преступления признается любой компонент окружающей среды – это может быть почва, природный водоем, дикие животные птицы и многое другое.

Предмет экологического преступления

Преступления против природы

Прежде всего, нужно определиться, что именно может считаться объектом посягательства, и в каком случае речь идет о проступке, а в каком – о преступлении. Экологическое законодательство направлено на защиту природных объектов, а они имеют несколько специфических признаков:

  1. Естественное происхождение. Если в результате противоправных действий были, к примеру, уничтожены зеленые насаждения на ферме или дачном участке, речь об экологическом правонарушении не идет. Эта отрасль права занимается только теми объектами, которые образовались без участия человека. Если же были уничтожены какие-либо сельскохозяйственные объекты, будет подсчитываться экономический ущерб, и на него распространяются соответствующие нормы законодательства.
  2. Экологическая зависимость от среды. В природе все взаимосвязано: отравление рек приводит к массовой гибели рыб и млекопитающих, вырубка деревьев становится причиной миграции и гибели животных. Задача природоохранного законодательства – не допустить нарушения экологического баланса и остановить причинение ущерба.
  3. Экологическая ценность для человеческого общества. Государство является единственным собственником природных богатство, оно обязано строго контролировать добычу всех видов ископаемых, в том числе подземных вод. Экологическая ценность объекта определяется по разным критериям: чем он важнее, тем более строгой будет ответственность за причиненный вред.

Экологическим преступлением признается не только причинение реального вреда окружающей природе, но и создание ситуации опасности. К примеру, если организация нарушает правила транспортировки и хранения опасных отходов, она будет нести ответственность в рамках законодательства даже в том случае, если никакой утечки не произошло. Такая мера призвана предупредить преступление и не допустить нарушения баланса из-за халатности ответственных лиц.

Разновидности экологических преступлений

Некоторый нанесенный вред — необратимый

Полный перечень экологических преступлений можно найти в главе 26 Уголовного кодекса: всего выделяется 17 составов преступлений против природы. В зависимости от объектов противоправных действий все преступления можно поделить на несколько групп:

  • Преступления общего характера, направленные против охраны окружающей среды. Оно может быть связано со строительными работами, хранением и транспортировкой опасных отходов, микробиологических препаратов, нарушением правил использования особых природоохранных территорий и т. д. В эту группу входят все противоправные деяния, связанные с недостаточно защитой природы от деятельности человека.
  • Во вторую группу входят преступления, связанные с посягательством на безопасность земли и земных недр. В их числе порча плодородного слоя почвы отходами, неправомерная добыча полезных ископаемых, нарушение правил разработки земных недр и многое другое. Общественно опасными признаются любые деяния, связанные с неправомерной добычей ископаемых и нарушением баланса почвы.
  • Преступления, посягающие на общественные водные отношения. В их числе загрязнение мирового океана и пресных природных водоемов, нарушение правил разработки континентального шельфа, нарушение исключительной зоны РФ в Арктике и т. д.
  • Преступления против растительности. Незаконная вырубка лесов, нарушение правил при применении пестицидов и гербицидов, нарушение правил пребывания в заповедниках, уничтожение водных растений и прочее. Государство обязано заниматься охраной растительного мира, так как от него в первую очередь зависит экологическое благополучие всего человеческого общества, и любое неправомерное вмешательство может стать причиной экологической катастрофы.
  • Преступления против животных. Это охота в неустановленных местах, нарушения правил вылова рыбы, нарушение условий местообитания редки и вымирающих животных. В эту группу также входит охота в заповедниках (браконьерство) и другие преступления, связанные с уничтожением живых существ.
  • Преступления против атмосферы. Во всем мире сейчас идет борьба за снижение количества вредных выбросов в атмосферу, а также уменьшение газов, провоцирующих парниковый эффект.

В России пока что требования намного мягче, чем в Европе, и в результате предприниматели не спешат модернизировать производство. Загрязнение атмосферы способствует глобальному потеплению, любые нарушения в этой сфере должны строго караться государством.

Ответственность за вред, причиняемый окружающей среде, предусмотрена и в других видах уголовного законодательства. В главе 24, посвященной преступлениям против безопасности общества, предусматривается ответственность за нарушение правил обслуживания атомных электростанций, горных работ, использования взрывчатых веществ и т. д.

Статья 358 в главе 34 предусматривает ответственность за экоцид – массовое уничтожение объектов растительного и животного мира. Таким образом, различные разделы законодательства направлены на предотвращение вреда, причиняемого окружающей природе.

Виды уголовного наказания

За экологические преступления не всегда все несут положенное наказание

К сожалению, экологические преступления не всегда быстро доходят до суда, и за многие преступления наказание можно назвать слишком мягким. Сейчас законодательство совершенствуется, ответственность назначается в зависимости от размеров причиненного ущерба. К нарушителям экологических законов могут быть применены следующие меры уголовного наказания:

  1. Денежный штраф в размере до 500 МРОТ. Для частных лиц штраф будет намного ниже, чем для должностных лиц или организаций, допустивших нарушение природоохранного законодательства. Штраф чаще всего сопровождается конфискацией орудия преступления: например, у пойманных браконьеров изымаются сети и другие приспособления для незаконного вылова рыбы.
  2. Лишение права заниматься определенной работой или занимать определенные должности. Срок лишения может достигать 5 лет в зависимости от серьезности причиненного ущерба. Эта мера направлена прежде всего на чиновников различных ведомств, из-за халатности или бездействия которых может быть допущено грубое нарушение законодательства.
  3. Исправительные работы сроком до двух лет. В этом случае осужденный работает по месту основного трудоустройства, но из его заработка удерживается 20% в пользу государства. К примеру, за загрязнение атмосферы срок исправительных работ для должностного лица может достигать 1 года.
  4. Ограничение свободы на срок до трех лет. Такой вид наказания предусматривает контроль за перемещениями осужденного, запрет выходить из дома в определенные часы посещать массовые мероприятия и т. д.
  5. Обязательные работы сроком до 240 часов. Продолжительность работ определяется тяжестью причиненного ущерба. Суд определяет количество часов, которые осужденный должен бесплатно отработать на благо общества.
  6. Арест сроком до 6 месяцев. Это одно из самых серьезных наказаний, так как оно связано с изоляцией от общества на срок до полугода.
  7. Лишение свободы на различные сроки, зависящие от тяжести причиненного вреда. На практике лишение свободы за экологические преступления применяется достаточно редко, обычно его заменяют условным сроком или другими мерами ответственности.

Сложно дать ответ какое наказание является достаточным за причинение вреда природе, после чего в дальнейшем могут пострадать сотни и даже тысячи людей. Сейчас уголовный кодекс в этой области расширяется и дорабатывается, так как меняется отношение общества к проблеме.

Уголовное преследование – это не столько наказание, сколько сдерживающий фактор, призванный остановить нарушителей и не допустить причинения вреда окружающей среде.

Другие виды ответственности за преступления против экологии

Промышленность нужно контролировать…

Далеко не всегда экологическое правонарушение приводит к уголовному преследованию. Природоохранные органы могут использовать и другие методы воздействия на нарушителей: они не только предотвращают дальнейшие посягательства на экологическое благополучие района, но и помогают частично компенсировать причиненный вред. Ответственность за такие правонарушения может быть нескольких видов:

  • Дисциплинарная. Такой вид ответственности применяется предприятием к работнику, допустившему отклонения от установленных правил в сфере охраны природы. Однако она возможна только в том случае, если нарушитель допустил отклонение от своих трудовых обязанностей, приписанных в договоре. Мерами ответственности могут быть выговор, строгий выговор, увольнение, понижение в должности и т. д.
  • Материальная ответственность – взыскание компенсации причиненного ущерба. Материально ответственным может быть и физическое, и юридическое лицо. Штрафы за вред, причиненный природе, взыскиваются в судебном порядке, их размер определяется величиной ущерба.
  • Административная ответственность. Используется при нарушении норм КоАП РФ, может применяться к частным лицам, предпринимателям и организациям. Административная ответственность, как правило, влечет наложение крупного штрафа за нарушение природоохранного кодекса. Глава 8 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение строительных норм, правил обращения с химикатами и т. д.
  • Уголовную ответственность за нарушение природоохранного законодательства также принято делить на два вида: она может быть общей и специальной. В первом случае наказание назначается за посягательство на природу в целом: такое деяние носит общественно-опасный характер, оно угрожает благополучию многих людей, поэтому и ответственность за него будет очень серьезной. Специальная уголовная ответственность предполагает наказание за посягательство на какую-либо одну составляющую природного баланса: атмосферу, почву, воду, растительный мир и т. д.

Последствия преступлений против экологии

Уголовная ответственность за экологические преступления — лишение свободы

Мера ответственности за преступления против экологии выбирается в зависимости от наступивших последствий. В юридической практике подробно проработаны все виды последствий, в зависимости от которых определяется наказание:

  • Ухудшение качества среды. Оно определяется после проверки определенных параметров и нормативов. Под ухудшением качества понимают негативное изменение радиоактивного фона, превышение ПДК химических веществ в воде и в воздухе, отравление среды и т. д.
  • Утрата компонента природной среды. Это может быть вырубленный лес, погибшая популяция рыб и птиц, разрушение природного ландшафта, утрата леса или иного вида зеленых насаждений и прочее.
  • Физический вред, причиненный человеку и животным. К примеру, нарушение правил транспортировки биологических отходов может привести к эпидемии среди населения или к массовой гибели животных. Такое последствие экологического преступления считается одним из самых серьезных, нарушителя ждет суровый приговор.
  • Неопределенный тип изменений. В эту группу попадают все другие негативные последствия для природы, если они связаны с деятельностью человека. Это может быть деградация земли, исчезновение редкого вида животных и т. д.

При рассмотрении дела будут собраны все доказательства, подтверждающие умышленное причинение вреда живой природе. Даже если будет доказано отсутствие злого умысла, непредумышленный характер правонарушения не может полностью освободить от ответственности. Сегодня отношение к таким делам становится все более серьезным, и государство стремится продемонстрировать жесткую позицию по отношению к нарушителям.

Как проводится экологический контроль — в видеоматериале:

Уголовное ответственность за экологическое преступление

Мы изменили дизайн, добавили актуальную информацию, поддержку мобильных устройств и многое другое. Сейчас new.tisbi.ru работает в тестовом режиме, мы продолжаем его совершенствовать.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

С.М. Сагитов, преподаватель, аспирант ТИСБИ

Понятие преступления дано в Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 24 мая 1996 года. Исходя из этого определения, экологическим преступлением следует считать виновно совершенное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека. Такая трактовка состава экологического преступления закреплена в ст. 85 Закона РСФСР об охране окружающей природной среды. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации основной его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей природной среды.

На сегодняшний день здоровье человека в большей степени зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и, соответственно, от чистоты почвы. К сожалению, информации о количестве умерших в России из-за воздействия на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды встречать не приходилось. Однако продолжительность жизни мужчин в России в последние 20 лет сократилась с 70 до 57 лет. Особенно тревожным является состояние здоровья детей. Только 14% обследованных выборочно детей признаны практически здоровыми, у 50% обнаружены отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдают хроническими заболеваниями. От 30 до 40% детских болезней связывают с загрязнением воздушной среды и потреблением недоброкачественной воды 116 .

Все составы преступлений сформулированы в действующем Уголовном кодексе РФ с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей природной среды. Но если мы хотим подчеркнуть социально-политическую сущность деяний, сгруппировать в одну общность и показать их виды, то логично взять в качестве основы систематизации непосредственный объект посягательства, который в экологических преступлениях предпочтительно рассматривать в связи с предметом преступления. С этих позиций все экологические преступления группируются следующим образом:

Экологические преступления общего характера:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Данные преступления посягают на отношения по обеспечению экологической безопасности, охране и рациональному использованию компонентов природной среды в их совокупности.

Специальные экологические преступления

В зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта посягательства они делятся, в свою очередь, на подгруппы:

  1. Преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической безопасности:
    • порча земли (ст. 254);
    • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255).
  2. Преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира:
    • незаконная добыча водных животных (ст. 256);
    • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
    • незаконная охота (ст. 258);
    • нарушение ветеринарных правил (4.1. ст.249);
    • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации (ст. 259).
  3. Преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира:
    • незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
    • нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 256);
    • уничтожение и повреждение лесов (ст. 261).
  4. Преступления, посягающие на объективные отношения по охране и рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению экологической безопасности:
    • загрязнение вод (ст. 250);
    • загрязнение морской среды (ст. 252);
    • загрязнение атмосферы (ст. 251).

По характеру экологические преступления можно разделить на:

  • преступления, связанные с незаконным захватом (завладением) природных ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260).
  • преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества (ст. 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 254, 255, 257, 259, 261, 262).

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Уголовного кодекса, например:

  • нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215);
  • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237);
  • жестокое обращение с животными (ст. 245);
  • экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:

  • отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
  • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
  • терроризм (ст. 205);
  • нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных и иных работ (ст. 216);
  • нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217).

Кроме вышеперечисленных, при определенных обстоятельствах есть составы, которые могут быть использованы в целях охраны окружающей среды, хотя не являются по своей природе экологическими. Обозначим их как дополнительные.

Дополнительные:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 258);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • служебный подлог (ст. 292);
  • халатность (ст. 293).

Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Степень общественной опасности экологических преступлений высока, это нашло свое отражение в санкциях рассматриваемых статей Уголовного кодекса РФ.

За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний:

Таким образом, ответственность за экологические преступления достаточно разнообразна и использует всю палитру возможных видов уголовного наказания.

Уголовный закон предусматривает в области экологии обе формы вины нарушителя — умысел и неосторожность. Есть составы, которые предусматривают только умышленную вину — незаконная охота, незаконная добыча водных животных и растений и т.д. Есть составы, когда преступление может быть совершено только по неосторожности: уничтожение лесного массива в результате неосторожного обращения с огнем. Наконец, имеются составы экологических преступлений, где существует вина в обеих формах, — загрязнение атмосферы и водоемов, загрязнение морской среды. Ответственность за экологические преступления могут нести физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых статьях предусмотрен специальный субъект — лицо, использующее служебное положение (ч. 3. ст. 256, например).

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмеча-ют ее низкую эффективность. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях — загрязнении водного и воздушного бассейнов — составляет 0,96% общего числа экологических преступлений; загрязнение земли — 0,75%. Применяются в основном нормы об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (незаконная охота, незаконный лов рыбы, незаконная порубка леса), так называемые «браконьерские дела». В чем причины подобного противоречия? Их две — экономическая и организационная.

Экономическая: большинство предприятий — загрязнителей окружающей среды по своей технической оснащенности не в состоянии выполнить предъявленные им со стороны Закона требования экологической безопасности. У государства, как и у предприятий, нет достаточных средств для надлежащей охраны окружающей среды.

Организационная причина проявляется прежде всего в отсутствии четкой организации системы экологического контроля по пресечению и предупреждению экологических правонарушений.

Это интересно:

  • Размер морального ущерба определяется Критерии определения размера компенсации морального вреда (Д.В. Котов, "Адвокат", N 8, август 2004 г.) Критерии определения размера компенсации морального вреда Одним из дискуссионных вопросов в гражданском праве России является определение размера компенсации морального вреда. Задача […]
  • Закон о добычи животных Добыча животных, занесенных в Красную книгу Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенные в Красную книгу РФ Правительство Российской Федерации. Постановление от 6 января 1997 г. N 13 В связи с Федеральным законом "О животном мире" […]
  • Михеев прокурора Михеев прокурора Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2010 № 982-к первым заместителем прокурора области назначен Михеев Владимир Михайлович. Михеев В.М. родился в 1961 году в г.Якутск Якутской АССР. В 1978 году поступил в Свердловский ордена Трудового Красного […]
  • Виды охраняемых законом тайны Виды охраняемых законом тайны 4.1. Виды информации, специально охраняемой законом Некоторые виды информации нуждаются в охране законом. Это может быть как сама информация, так и ее источник. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден общий Перечень сведений […]
  • Образец приказ о производственном контроле Приказ о производственном контроле Приказ о производственном контроле, образец которого доступен для скачивания ниже, является одним из главных документов, которые формируют основу для планомерной работы организации в сфере регламентации производственного […]
  • Приказ мо рф 272 от 1997 Приказ Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. N 302 "О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. N 302"О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными […]
  • Закон о наркологической помощи Закон о наркологической помощи Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года Глава VII. Наркологическая помощь больным наркоманией. Статья 54. Наркологическая помощь больным наркоманией. 1. Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает […]
  • Пенсии 1 ноября закон Федеральный закон от 1 ноября 1995 г. N 160-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации" (утратил силу) Федеральный закон от 1 ноября 1995 г. N 160-ФЗ"О повышении минимального размера пенсии, порядке […]
Все права защищены. 2018