Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Условия способствующие совершению преступлений несовершеннолетними

Причины и условия преступности несовершеннолетних

Причины и условия преступности несовершеннолетних – представляют собой систему негативных для общества и экономического строя России социальных явлений, детерминирующих преступность несовершеннолетних как свое следствие.

Причины преступности (несовершеннолетних):

— пренебрежение и правилам безопасности и общественного спокойствия;

— • и безответственность в угрозу сиюминутным удовольствиям; правовой инфантилизм и легкомыслие.

Круг мотивов по которым, несовершеннолетние совершают преступления ограничен, чем у взрослых преступников. В ряде случаев в мотивации наблюдаются признаки инфантилизма.

Специфичные черты мотивации несовершеннолетних,, совершающих преступления:

• самоутверждение в группе; псевдоромантизм; престижно-потребительские интересы; «запретный плод»; враждебность к другим людям. (Проявление данных черт прежде всего связано с низкой культурой досуга и эмоций).

Детская мотивация (характеризуется озорством, легкомыслием, побуждениями, неправильным осознанием понятий взрослый, смелый). Такая мотивация преступного поведения характерна далеко не для всех преступлений несовершеннолетним.

Чем тяжелее преступление, т.е. чем больше степень общественной опасности совершенного деления несовершеннолетним, тем менее наблюдается влияние такой мотивации. Так, при совершении тяжких насильственных преступлений, разбоев, повторных грабежей и квартирных краж, детская мотивация, встречается не чаще 1/10 из совершенных таких преступлений.

Эгоистически – потребительская мотивация они являются причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи, грабежи, разбои, вымогательство.

Насильственно – хулиганская мотивация что наблюдается при совершении несовершеннолетними преступлений, происходящие вследствие групповой конфликтности, участия в пьяных компаниях, распространения циничных взглядов на взаимоотношения полов. Так, каждое третье изнасилование, совершаемое лицом до 18 лет, происходит в обстановке групповых пьянок, в которых участвовали те, кто оказывались впоследствии потерпевшими.

Для формирования мотивации преступлений, совершаемых несовершеннолетними значительную роль играют следующие криминогенные обстоятельства:

1.Отрицательное влияние в семье. Каждая десятая семья воспитывающая детей, криминогенно неблагополучной (передача преступного опыта старшими). В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено интенсивное отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, образ жизни, заведомо не соответствующий легальным доходам). Низкая культура родителей и престижно потребительские установки, обуславливают неправильное поведение иных родителей и неправильную воспитательную позицию в отношении детей. Ежегодно около 500 детей остаются с одним родителем.

2.Отсутствие у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. (В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения). При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений – краж, хулиганства.

3.Отрицательные влияние в ближайшем окружении – бытовом, учебном со стороны сверстников или взрослых. Включаясь в обособленные группы, для совместного времяпрепровождения и дорожа пребыванием в такой группе, подростки стремятся подражать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду и поведению. Различающее воздействие на него оказывает пьяницы, тунеядцы, хулиганы; наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправленое представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий.

4.Подстрекательство со стороны взрослых преступников (не менее 30% совершенных, несовершенных преступлений). Нередко ему предшествуют: вовлечение в пьянство, азартные игры, пропаганда «преимуществ» жизни преступников; распространение (не без помощи СМИ) получает уголовный жаргон ; целенаправленное вовлечение в спортивные секции, контролируемые преступниками (Совместное современные преступлений за последние пять лет выросло на 80%, а вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность 170%).

5.Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вторжение в преступную группу.

6.Установление стандартов повседневного поведения, несовместными с ценностными ориентациями общества (культа силы, жестокости, наркотиков, как якобы нормы современного подростка).

Также формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних способствуют:

1.Безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних (4/5).

2.Безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших. (20-25% преступлений против личности, совершаемые несовершеннолетними, предшествовало негативное поведение потерпевшего). Неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность.

3. Непризнание ими традиционных духовных и культурных ценностей, ориентаций, которые носят общепризнанный характер; в этой связи возникает опасность воздействия на детей и подростков социально негативной информации.

4.Низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода).

5.Распад системы трудоустройства подростков и воспитание в трудовых коллективах.

6.Увлечение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.

В настоящее время в России необходимо формирование нравственности у ее молодого поколения, данный процесс предлагает воспитание сознательного понимания задач, стоящих перед обществом и данным человеком, реальную оценку своих жизненных целей, возможностей и долга. Взросление нравственной молодежи способствует снижению условий, обусловливающих совершение ими преступлений.

10.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних

Первая группа причин определяется подростковым нигилизмом, когда в душе внешне беспристрастных людей нередко кипят страсти, а за грубостью у юношей скрывается робость; катастрофическим снижением интеллектуального потенциала (до 6% учащихся не в состоянии усвоить школьную программу, 30% — испытывают при этом затруднения, 70% школьников имеют дефектный генотип). Кроме того, следует особо подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, акцентуированных личностей среди граждан — около 40%, а среди несовершеннолетних этот процент еще выше. В результате у несовершеннолетних проявляется рост корыстной и сексуальной агрессивности, хулиганства.

Вторая группа причин охватывает противоречия социального и экономического состояния общества.

В криминологической литературе в последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Известно, что среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. В таких семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. Так, по данным исследователей, от произвола родителей ежегодно страдает около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет, каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Как прямое следствие этого — стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. К сожалению, в настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов управления социальной защитой населения; управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости). Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций «Подросток» и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). «Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера«, – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление».

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» во многих образовательных учреждениях созданы отряды «Юные друзья полиции». Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях «Службы примирения». Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. «Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики«, – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной «Службы примирения» в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: «Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные «Службы примирения». Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое«.

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как «Совет отцов» и «Совет бабушек» создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, «Школьный совет отцов» организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. «Школьный совет бабушек» – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

«Советы профилактики правонарушений» в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

«Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается «под ковром». Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели«.

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. «В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями«, – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. «Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще«.

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: «У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны«. Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

«Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы«, – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. «Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами«, – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: «Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен«.

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. «Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания» – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

Новости по теме:

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

Причины и условия преступлений несовершеннолетних и молодежи

Причины и условия преступлений несовершеннолетних и молодежи следует делить на общесоциальные и личностно-микросредовые.

К особенным внутренним общесоциальным причинам молодежной преступности следует отнести:

а) в сфере политики – противоречия между официальными массовыми детскими и молодежными организациями и неформальными, что отразилось в прошлом в дезорганизации и формализме в деятельности октябрятской, пионерской и комсомольской организаций, начиная с середины 1980-х гг., в невыполнении ими функций по вовлечению в активную социальную жизнь молодежи и подростков, в начале 1990-х гг. в развале старых официальных массовых молодежных организаций и по настоящее время отсутствие новых, зато массовое возникновение неформальных молодежных объединений;

б) причинами возникновения неформальных молодежных объединений Г. X. Попов в беседе с Н. А. Аджубеем в конце 80-х гг. XX в. называл то, что молодые люди не видели «реального пути изменить свою жизнь. Им были недоступны рычаги, с помощью которых они могли воздействовать на окружающую действительность» [1] , т.е. невозможность официальным путем что-то изменить, самовыразиться – это вытекает из ранее указанной причины;

в) наличие в реальной жизни молодежи (как, кстати, в конце 80-х гг. XX в., так и особенно в настоящее время) – в ее социальном бытии и в ее общественном сознании таких противоречивых явлений, как «пессимизм (лат. pessimus – наихудший); инфантилизм (лат. infantilis – младенческий, детский, т.е. детскость и социальная незрелость. – О. С.) пошлость, цинизм (лат. cinicus [2] .

Особенные внутренние общесоциальные условия преступности молодежи:

а) ущербность системы воспитания и образования;

б) просчеты в системе средств массовой (лат. massa – ком, кусок) информации (лат. informatio – разъяснение, просвещение), т.е. как бы в просвещении населения вырванными кусками, беспорядочно, комом;

в) неразвитость системы официальных и негосударственных субъектов профилактики правонарушений молодежи, по работе с подростками.

Внешние особенные общесоциальные причины молодежной преступности:

а) транснациональная (лат. trans – сквозь, через, за + лат. nation – народ, т.е. проходящая через, минуя народы, независимо от них) преступность омолаживается, особенно в сфере проституции, реализации внутренних органов, наркотизма;

б) омоложение преступности иностранцев, прежде всего в сфере бизнеса (англ. business – занятость);

в) деятельность разведывательных и прочих специальных служб иных государств по вовлечению в совершение, прежде всего терроризма лиц молодежного возраста; склонение их в иные религии, секты, прежде всего сатанизм (др.-греч, σατανάς [3] , а эпилептики (др.-греч, επιληπτικά – судорожные припадки с потерей сознания, возникают гневливость, злопамятность, мстительность, несвойственные человеку) более склонны к карманным кражам в связи с их предрасположенностью к детализации физических операций, психопаты и несовершеннолетние с акцентуациями характера – к совершению убийств и причинению тяжкого вреда здоровью и т.п.;

8) несовершеннолетние по сравнению с взрослыми быстрее и проще приходят в аффективные (лат. affectus – чрезвычайное, искусственное возбуждение; неестественность, чрезмерность; временное выпадение коры головного мозга) и стрессовые состояния, а также в состояние опьянения, которые воздействуют как на адекватность их восприятия и реагирования, так и на скорость их криминогенной мотивации;

9) для несовершеннолетних характерно также проявление хвастливости, желание привлечь внимание, вызвать удивление сверстников и взрослых своими «необыкновенными» способностями и т.п.;

10) для несовершеннолетних и лиц молодежного возраста в местах лишения свободы характерны: эмоциональная неустойчивость, конформизм, интровертированность (англ. introvert – обращенный внутрь [4] .

Рис. 13.4. Структура криминогенной ситуации безнадзорности

Под предпреступным поведением понимается праздное времяпрепровождение несовершеннолетних, их половой аморализм (характерно прежде всего для несовершеннолетних женского пола, с чего начинается их девиантное поведение, завершающееся, как правило, преступлением), бесцельное шатание по улицам, совершение ряда мелких уголовно ненаказуемых краж, мелкого хулиганства и т.п.

Субъектами данной криминогенной ситуации являются: с одной стороны, сам несовершеннолетний, а с другой – воспитатель (родители, взрослые члены семьи, учителя и преподаватели, мастера и наставники и т.п.).

Объектом данной криминогенной ситуации является воспитательный процесс, который практически не осуществляется, хотя его и обязаны осуществлять воспитатели разного рода.

Содержание криминогенной ситуации безнадзорности – это отсутствие контроля, которое вызывает возникновение, а затем перерастание предпреступного поведения подростка в продолжаемое, причем возрастающее по степени общественной опасности, преступное поведение. Иначе говоря, неосуществление воспитательного процесса воспитателями замещается антипедагогическим, но тоже своеобразным «воспитательным» воздействием улицы («свято место пусто не бывает»).

Основными методами данной криминогенной ситуации, определяющими ее сущность, являются: 1) пассивность, бездеятельность воспитателей; 2) неспособность несовершеннолетнего воспользоваться предоставленной ему свободой в социальнополезном направлении, поскольку он просто не знает и не умеет этого сделать.

Стадии криминогенной ситуации безнадзорности значительно растянуты во времени и охватывают также в большинстве случаев период от 10 до 13 лет, как правило, это стадия полового созревания для мальчиков и девочек, с некоторыми временными перепадами. Стадии ситуации выражаются в следующем:

1) становление предкриминогенной ситуации безнадзорности;

2) формирование вследствие безнадзорности предпреступного поведения несовершеннолетних и образование криминогенной ситуации типа преступного поведения;

3) перерастание предпреступного поведения несовершеннолетних и соответствующей криминогенной ситуации типа преступного поведения в преступное, возрастающее по степени общественной опасности.

Иные криминогенные ситуации, предшествующие совершению различных типов преступного поведения, возникают, так или иначе, из криминогенной ситуации безнадзорности.

Внутренние причины образования криминогенной ситуации безнадзорности – это взаимодействие мотиваций, направленностей сторон, нежелание, неумение, неспособность воспитателей к работе с детьми, а с другой стороны – желание подростков вырваться из-под контроля, стремление к свободе и т.п.

Внутренние условия образования криминогенной ситуации безнадзорности – это анатомические, психофизиологические, психологические особенности субъектов ситуации, способствующие проявлению их устремлений: 1) со стороны несовершеннолетних – недоразвитость физической конституции или, наоборот, преобладание физической энергии над духовной; противоречивость и неустойчивость психики, неадекватность отреагирования и др.; 2) со стороны взрослых – хорошие внешние физические данные, преуспевание в обществе, в бизнесе и в то же время – низкий профессионализм воспитателей, высокомерие или невнимание к детям.

Внешней причиной поддержания этой криминогенной ситуации безнадзорности является микроклимат безнаказанности, т.е. система ожиданий, предпочтений, экспектаций попустительства, выражающаяся в настрое на ненаказуемость отношений, складывающихся вокруг этого подростка, где бы он ни находился – в семье, школе, колледже, вузе, в трудовом коллективе, на улице и в других местах.

Именно внешние условия как формирования личности несовершеннолетнего преступника, прежде всего его криминогенной мотивации, становления криминогенной ситуации, совершения преступления практически совпадают по содержанию и по времени, хотя и имеют определенную специфику, действуя, в отличие от иных типов преступного поведения, практически единовременно. Соответственно, выделяются три группы внешних условий;

1) внешние условия, которые способствуют формированию криминогенной мотивации несовершеннолетнего и лица молодежного возраста:

– целенаправленный, но дефективный (отрицательный) по результатам и содержанию воспитательный процесс, хотя и имеющий позитивные цели, но приводящий к отрицательным результатам вследствие неумения воспитывать, т.е. процесс целенаправленный, цели позитивные – результат отрицательный из-за педагогической безграмотности;

– воспитательный процесс, действующий как пример для подражания (сам характер отношений между людьми, отношение к своему долгу, отклоняющееся от социальных норм поведение людей, близких подростку или просто наблюдаемых им), но не имеющий практически никакой цели, т.е. нецеленаправленное воздействие, также приводящее к отрицательным результатам;

– целенаправленное вовлечение детей в предпреступное поведение (праздное времяпрепровождение, половой аморализм и т.п.), т.е. процесс целенаправленный, цели негативные – формирование криминогенной мотивации – результат отрицательный вследствие умения воспитывать, хотя и в отрицательном направлении;

2) внешние условия, которые способствуют формированию криминогенной ситуации безнадзорности:

– неполная семья или ее отсутствие (каждый третий подросток-правонарушитель в 1980-е гг. был из распавшейся семьи [5] , а в конце XX в. и в первом десятилетии XXI в. несовершеннолетние осужденные воспитывались в семье с одним родителем, а также вне семьи в каждом втором случае);

– отсутствие контроля за детьми;

– вовлечение детей в предпреступное поведение;

– профессии родителей требуют частых или длительных отлучек;

– отсутствие связи школы и семьи (так, из пяти-шести неблагополучных семей педагогическому коллективу и родительскому совету школы в 1980-е гг. была известна лишь одна [6] , в настоящее время положение значительно хуже – не менее, чем из восьми-десяти);

– бесконтрольность за отсутствующими на занятиях и во внеучебное время и др.;

в) в корпоративе, трудовом коллективе:

– отсутствие связи администрации корпоратива, организации, коллектива с семьями подростков;

– неорганизованность досуга по месту работы несовершеннолетних;

– бесконтрольность за прогульщиками – несовершеннолетними и др.;

г) в сфере досуга:

– невовлечение подростков в деятельность кружков, секций и т.п.;

– невнимание к культуре, эстетике досуга несовершеннолетних и молодежи и т.д. (табл. 13.9).

Динамика удельного веса несовершеннолетних осужденных, воспитывавшихся одним родителем или вне семьи (в тыс. человек) [7]

Это интересно:

  • Как заполнить декларация по земельному налогу Как заполнить декларация по земельному налогу В целях налога на прибыль организация вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Возникает вопрос: с какого момента задолженность уже можно считать сомнительной? Налоговая служба разместила на своем сайте первую партию сведений, […]
  • Приказ 110 назначение лекарственных Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (с изменениями и дополнениями) Информация об […]
  • Правила современного бега Основы барьерного бега Барьерный бег – дисциплина легкой атлетики, которая развивает прыгучесть, гибкость, скоростные показатели и координацию движений. Этот вид спорта был придуман англичанами в XIX веке. Первоначально конструкция стоек и перекладины, как и правила соревнований, […]
  • Квалификации преступлений по бланкетным нормам Квалификации преступлений по бланкетным нормам 2. Квалификация преступлений со смежными составами, с оценочными признаками и по бланкетным нормам Смежные составы преступлений различаются по одному или нескольким признакам и родственны по характеру общественной опасности. По подсчетам […]
  • Взыскание задолженности по налогам и сборам Проведение взыскания задолженности по налогам Налоговые обязательства имеются у каждого гражданина России. Не освобождаются от уплаты налогов и сборов и организации. Платежи должны быть постоянными и в срок вноситься в казну государства. Некоторые недобросовестные налогоплательщики […]
  • Приказ минфина 137н Приказ Минфина России от 28 августа 2017 г. № 137н “О внесении изменений в Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2001 г. № 65н” (не вступил в силу) Изложить […]
  • Закон о кредите 2008 Законодательство в сфере кредитования Как говорят у нас в России предупрежден, значит вооружен. Еще говорят, что незнание законов не освобождает от ответственности. Поэтому мы подготовили в одном месте всю подборку нормативных актов, регулирующих взаимоотношения в сфере кредитования. […]
  • Правила дорожного движения скоростной режим Правила дорожного движения скоростной режим 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в […]
Все права защищены. 2018