В связи с нарушением правил эксплуатации

Ответственность за нарушение водителем ПДД или правил эксплуатации транспортных средств могут ужесточить

Разработаны меры по борьбе с нарушителями ПДД. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

Предлагается внести ряд изменений в ст. 264 УК РФ, предусматривающую ответственность за нарушение ПДД и правил эксплуатации транспортных средств. Речь, в частности, идет об установлении нижних пределов санкций (в пределах от полутора до пяти лет лишения свободы) за нарушение водителем ПДД или правил эксплуатации транспортных средств, в том числе совершенное в состоянии опьянения и повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц. Разработчики законопроекта считают, что отсутствие в действующей норме нижних пределов санкций влечет широкий простор для судебного толкования и возможность назначения крайне мягкого наказания, не соответствующего тяжести совершенного преступления.

Помимо этого, планируется исключить возможность назначения за указанные преступления наказания в виде принудительных работ, ограничения свободы и ареста. Такие наказания, по мнению авторов проекта, не отвечают восстановлению социальной справедливости, являясь несоразмерными характеру и степени общественной опасности совершенного преступления.

Кроме того, предлагается дополнить ст. 264 УК РФ новыми частями, устанавливающими наказание за:

  • нарушение водителем, находящимся в состоянии опьянения, ПДД или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью малолетнего или иного лица, находящегося в беспомощном состоянии (такое деяние предлагается наказывать лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права управлять транспортным средством сроком на три года и штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет);
  • нарушение водителем, находящимся в состоянии опьянения, ПДД или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего или иного лица, находящегося в беспомощном состоянии, (наказывается лишением свободы на срок от шести до восьми лет с лишением права управлять транспортным средством сроком на три года и штрафом в размере до 1 млн 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет).

Повышенная ответственность предусмотрена за деяние, совершенное находящимся в состоянии опьянения лицом, повлекшее по неосторожности смерть двух и более малолетних или иных лиц, находящихся в беспомощном состоянии.

С учетом характера и степени общественной опасности рассматриваемых преступлений предполагается расширить перечень установленных ч. 1-6 ст. 264 УК РФ санкций, включив в него дополнительное наказание в виде штрафа (вплоть до 1,5 млн руб. в зависимости от тяжести преступления). Также предусмотрено включение обязательного вида наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

В обоснование необходимости внесения предлагаемых изменений авторы законодательной инициативы приводят данные статистики Госавтоинспекции, согласно которым только в 2011 году в России произошло 12 252 ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения, что на 3,4% больше, чем в 2010 году. Число жертв в таких авариях возросло с 1 954 до 2 103 человек.

Текст законопроекта № 558787-6 «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Статья 286. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами

1. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, причинившее потерпевшему средней тяжести телесное повреждение, наказывается штрафом до ста не облагаемых налогом

минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех

лет, с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжкое телесное повреждение, наказывается лишением свободы на срок от трех до

восьми лет с лишением права управлять транспортными

средствами на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей

статьи, если они повлекли гибель нескольких лиц, наказывается лишением свободы на срок от семи до

двенадцати лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет.

Примечание. Под транспортными средствами в настоящей статье и статьях 287, 289 и 290 следует понимать все виды автомобилей, тракторы и другие самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.

1. Объектом преступления является безопасность дорожного движения, здоровье и жизнь граждан.

Деяние признается преступным только, при управлении

транспортными средствами. Под транспортными средствами понимаются все виды автомобилей, тракторов и иных

самоходных машин, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства. Правила дорожного движения определяют механическое

транспортное средство как транспортное средство, приводимое в движение двигателем, кроме велосипедов с подвесным двигателем и мопедов с рабочим объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров. Этим термином

охватываются также и трамваи, троллейбусы, трактора, мотоколяски и другие самоходные машины и механизмы.

Под другими самоходными машинами понимаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран,

автопогрузчик и др.).

2. Объективная сторона преступления предполагает нарушение правил безопасности движения и эксплуатации

транспорта, наступления вредных последствий, причинную

связь между нарушениями и наступившими вредными последствиями.

Нарушение правил безопасности движения может выразиться в превышении скорости, управлении машиной в

состоянии опьянения, нарушении правил проезда перекре591

стков, неправильном обгоне, проезде на запрещенный знак,

неправильном маневрировании и т.п.

Нарушение правил эксплуатации — это эксплуатация

технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров, превышение тоннажа

и габаритов перевозимых грузов и т.п.

Для привлечения лица к ответственности следует установить, что им нарушены правила, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности движения. Нарушение иных правил предосторожности, например, при производстве ремонта автомобилей, тракторов, электротранспорта и иных самоходных машин, не влечет ответственности

по ст. 286. Подобные нарушения направлены не на безопасность движения транспорта, а на другие объекты: жизнь,

здоровье человека, безопасные условия труда и т.п.

Уголовная ответственность по ст. 286 дифференцируется в зависимости от тяжести вредных последствий.

Ответственность по части 1 ст. 286 наступает за действия, повлекшие средней тяжести телесные повреждения

(см. комментарий к ст. 122).

транспорта, повлекшее смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения.

О понятии -тяжкие телесные повреждения- — см. комментарии к ст. 123.

Часть 3 ст. 286 предусматривает ответственность за действия, предусмотренные в ч.1 ст. 286, повлекшие гибель

двух и более лиц.

Для наличия рассматриваемого состава преступления

необходимо установить, что наступившие вредные последствия находятся в причинной связи с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Отсутствие такой связи исключает ответственность нарушителя по ст. 286.

Действия виновного, повлекшие одновременно последствия, предусмотренные разными частями ст. 286, требуют квалификации по той части, которая предусматривает

наиболее тяжкие наступившие последствия.

Если каждое из нарушений имело самостоятельный характер и не было связано между собой субъективной стороной, а также местом или временем совершения, то они

требуют в каждом конкретном случае квалификации по

Нарушение потерпевшим (водителем, пешеходом, пассажиром, или другим участником дорожного движения)

Правил дорожного движения или его иное неправомерное

поведение не является основанием для освобождения водителя от уголовной ответственности при наличии в его

действиях состава преступления. Такие обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие ответственность.

Состав преступления, предусмотренного ст. 286, по своей конструкции является материальным, но он не содержит стадии приготовления или покушения. Преступление признается оконченным с момента наступления последствий, предусмотренных законом.

Не имеют значения обстоятельства, связанные с отсутствием у лица права на управление транспортным средством или лишением такого права в административном

или судебном порядке, является ли оно работником транспорта или нет. Не имеет также значения, является ли такое лицо собственником или арендатором транспортного

средства, управляет им по доверенности или самовольно

За нарушение правил безопасности движения во время

практической езды на учебной автомашине с двойным

управлением ответственность несет инструктор, а не обучаемое лицо, если он не предпринял своевременные меры

к предотвращению общественно опасных последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины, которая находит свое выражение в характере отношения виновного к последствиям. Само же действие или бездействие при нарушении

правил безопасности движения или эксплуатации транспорта могут быть как умышленными, так и совершенными по неосторожности.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее к моменту

совершения преступления 16 лет.

Водитель, который после совершения данного преступления умышленно оставил потерпевшего в опасном для

жизни положении, несет ответственность по совокупности

преступлений (соответствующей части ст. 286 и ст. 135),

Если в действиях водителя отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 286, но жизнь потерпевшего

была поставлена под угрозу вследствие дорожно-транспортного происшествия, совершенного водителем, то заведомое

новное лицо предвидит возможность их наступления, но

легкомысленно рассчитывает на их предотвращение или

не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

4. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо с 16 лет.

Нарушение правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств как уголовное преступление

Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются данной статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Под признаки ст. 264 УК не подпадает нарушение Правил дорожного движения при управлении боевыми, специальными или транспортными машинами, например, Министерства обороны РФ, МВД России. Нарушение правил вождения этих машин военнослужащими рассматривается как преступление против военной службы и квалифицируется по ст. 350 УК.

Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по статье 264 УК РФ в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по статье 264, а по статье 143 УК РФ, а в соответствующих случаях — по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

Объективная сторона преступления выражается в:

Диспозиция ст. 264 УК является бланкетной и отсылает прежде всего к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 с последующими изменениями и дополнениями*(763). Вместе с тем правила эксплуатации транспорта, отдельные особенности перевозок грузов могут регулироваться и другими нормативными актами. К ним относятся, например, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г 1 ; Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Министерства транспорта РФ от 9 марта 1995 г. №27 2 .

Нарушение правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта, выражается в нарушении правил безопасности движения и правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации транспортных средств.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Оно регламентировано специальным нормативным актом — Правилами дорожного движения Российской Федерации, введенными в действие 1 июля 1994 г. 3 , а эксплуатация транспортных средств — Основными Положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на которых видах и типах транспортных средств, и т.д.

Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Уголовная ответственность по данной статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков, управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т.п.

Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача прицепного звена и т.д. Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др. 1

Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

К последствиям преступления согласно закону относится причинение тяжкого вреда здоровью человека; его содержание раскрывается в статье 111 УК РФ.

Между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.

Правила безопасности движения установлены в целях обеспечения безопасности управления транспортным средством в процессе его движения, т.е. с момента трогания с места и до полной остановки. Так, нарушением правил безопасности движения являются, например, выезд на встречную полосу движения, несоблюдение требуемого скоростного режима на определенных участках дороги, нарушения правил обгона и пр.

Правила безопасности эксплуатации транспортных средств — это совокупность мер, обеспечивающих надлежащее техническое состояние транспорта и соблюдение установленных правил его эксплуатации. Их нарушение может, например, выразиться в поездке на технически неисправной автомашине, в перевозке людей на транспорте, для этого не предназначенном.

В литературе поднимался вопрос о том, в чем заключается рассматриваемое преступление: в одновременном нарушении правил безопасности и движения, и эксплуатации или для привлечения к ответственности достаточно нарушения только правил безопасности эксплуатации. Этот вопрос возник в связи с тем, что по делу О. прокурор внес протест о переквалификации деяния по статьям о преступлениях против личности на том основании, что О. нарушил только правила эксплуатации транспортного средства, не нарушив при этом правил движения. Верховный Суд РФ протест отклонил, указав, что ответственность за автотранспортное преступление наступает за нарушение как правил эксплуатации, так и правил движения.

В доктрине уголовного права предлагалось исключить из диспозиции рассматриваемой нормы указание на нарушение правил эксплуатации транспортных средств и квалифицировать причинение вреда личности при их нарушении по статьям о преступлениях против личности. Однако это мнение не нашло поддержки. Следует заметить, что правила эксплуатации установлены не только в Правилах дорожного движения, но и в некоторых других документах, учитывающих специфику транспортных средств и характер их работы. В тех случаях, когда нарушение этих правил ставит под угрозу безопасность движения, в результате чего наступают указанные в законе последствия, объектом, в первую очередь, является безопасность движения, а не личность. Нарушение же правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности, например, при ремонте, заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных и других работ, посягает на жизнь и здоровье личности, на безопасные условия труда, а не на безопасное функционирование транспорта.

Так, П. находился на закрепленной за ним машине на территории базы передвижной механизированной колонны. Заведующая складом попросила его с помощью автомашины подтолкнуть ближе к складу стоявший на путях железнодорожный вагон. П. подъехал к вагону и с помощью бревна длиной 2 м 40 см, которое держали грузчики В. и Ф., подавая назад машину, попытался сдвинуть вагон. В этот момент бревно упало на землю, и кузовом автомашины, которая продолжала движение, грузчик В. был прижат к вагону и скончался на месте. Действия П. были квалифицированы по ч. 1 ст. 264 УК 1996 г. Однако машина в данном случае использовалась не как транспортное средство, и П. допустил нарушение правил при выполнении разгрузочных работ. Если бы П. был должностным лицом, его могли бы привлечь к ответственности по ст. 143 УК 1996 г. за нарушение правил охраны труда. При данных обстоятельствах действия П. были переквалифицированы на статью, предусматривающую ответственность за неосторожное лишение жизни.

Для привлечения виновного к ответственности по ст. 264 УК следует установить факт нарушения правил, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения или эксплуатации. Ответственность возможна, если указанные в законе последствия наступили в результате нарушения конкретного пункта Правил дорожного движения или иного нормативного акта. Отсутствие указания на конкретный пункт нарушенных правил, так же как и ссылка на общие правила предосторожности, влечет прекращение дела по ст. 264 УК. Так, было прекращено дело М. (сбил пешехода) вследствие того, что в обвинительном заключении и приговоре отмечалось такое нарушение Правил дорожного движения, как вовремя не остановился и не предотвратил столкновения, без указания конкретного их пункта.

Нарушение правил безопасности функционирования транспортных средств, перечисленных в ст. 264 УК, может совершаться путем как действия, так и бездействия. В доктрине уголовного права отмечалось, что чаще всего эти преступления совершаются путем бездействия, когда лицо, управляющее транспортным средством, не выполняет определенные правила, которые вменяются ему в обязанность соответствующими актами. Однако выделить в чистом виде бездействие при управлении транспортным средством крайне трудно, так как зачастую имеет место смешанное бездействие. Например, лицо, управляя неисправным транспортным средством, знало о его неисправности.

Третьим обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 264 УК, является причинная связь между нарушением правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта, и наступлением указанных в законе последствий. Установление причинной связи при совершении транспортных преступлений представляет значительную сложность. Наибольшее количество ошибок при квалификации транспортных преступлений — это ошибки в причинной связи (приблизительно каждое третье дело среди отмененных приговоров). 2

Так, О. осужден за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее смерть человека. Следуя по улице пос. Малаховка во время движения задним ходом с одной улицы на другую в нарушение запрещающего это делать пункта Правил дорожного движения, О. не принял всех мер предосторожности и совершил наезд на пересекавшую дорогу М., причинив ее здоровью легкий вред. Однако в результате этого повреждения у М. возникли воспаление, некроз ткани правого бедра и сепсис, от которого она умерла в больнице. По заключению экспертизы причинная связь между причиненным О. повреждением и возникшим впоследствии воспалением налицо, но она не прямая, так как основное значение для неблагоприятного исхода имело предшествующее травме состояние травмированной конечности вследствие гипертонической болезни. Отсутствие прямой причинной связи должно влечь за собой прекращение дела. Ответственность по ст. 264 УК возможна лишь в случае, когда допущенное нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспорта причинно связано с наступлением последствий, предусмотренных этой статьей.

Установление прямой причинной связи по делам о транспортных преступлениях представляет зачастую особую сложность, поскольку последствия таких преступлений подчас являются результатом взаимодействия нескольких участников дорожного движения, нарушения частично обусловлены состоянием дороги или средств, обеспечивающих безопасность движения, особенностями погоды и пр. Часто сопричинителем последствий транспортных происшествий выступает сам потерпевший. Вина пешехода не исключает ответственности лица, управляющего транспортным средством, если им были нарушены Правила дорожного движения, что повлекло в совокупности с поведением потерпевшего причинение указанных в ст. 264 УК последствий. При отсутствии нарушений Правил дорожного движения ответственность водителя должна быть исключена.

Так, М. был осужден к пяти годам лишения свободы за нарушения Правил дорожного движения. Его признали виновным в том, что он ехал через перекресток с повышенной скоростью и сбил перебегавшего улицу несовершеннолетнего Б., который от полученного ранения скончался.

Приговор был отменен по протесту прокурора, и при следующем рассмотрении дела было установлено следующее. М. проезжал через перекресток с дозволенной на этом участке дороги скоростью. Навстречу ему двигалась грузовая машина. Неожиданно сзади встречной машины на расстоянии 1,4 м выбежал подросток Б. М. резко затормозил машину и повернул ее вправо, однако предотвратить наезд не смог, и Б. ударился о левую переднюю часть автомашины. Согласно заключению дорожно-транспортной экспертизы, в сложившихся дорожных условиях у М. не было технической возможности предотвратить наезд, и дело было прекращено.

Нарушение Правил дорожного движения одним из водителей не освобождает других водителей от обязанности принять зависящие от них меры для предотвращения аварии 1 . Однако водитель не может нести ответственность за аварию, вызванную неправильными действиями другого водителя или аварийным состоянием дороги при отсутствии нарушения им Правил дорожного движения.

При характеристике объективной стороны преступления определенное значение имеет такой ее факультативный признак, как место его совершения. Законодатель не включил его в число обязательных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК. Однако в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. говорится, что ответственность за рассматриваемое преступление «наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, например, на шоссе, улице, железнодорожном переезде, во дворе, на полевых работах, при движении на территории предприятия» (п. 6) 1 .

В доктрине уголовного права это разъяснение вызвало возражения. Отмечалось, что на территории предприятия Правила дорожного движения могут не действовать. Это касается, например, внутрицехового транспорта (автокранов, автокаров), безопасность работы которого регламентируется отраслевыми правилами техники безопасности. Однако представляется, что даже при таких обстоятельствах определяющим квалификацию должен служить характер работы. Так, перемещение внутри предприятия самоходного автокрана к месту его работы с нарушением правил безопасности движения может влечь за собой квалификацию по ст. 264 УК в случае причинения указанных в законе последствий. Причинение того же вреда в процессе осуществления этим краном производственного процесса является нарушением правил по технике безопасности или преступлением против личности.

Наиболее распространенным нарушением Правил дорожного движения являются наезды на пешеходов и велосипедистов. Так, в 2007 г. они составили в Москве более 61% от общего числа дорожных происшествий. Время совершения дорожно-транспортного происшествия также относится к числу факультативных признаков объективной стороны. Однако его установление важно для разработки профилактических мероприятий. Самый высокий уровень аварийности из года в год отмечается в июне-октябре с максимумом в августе. Наибольшее количество ДТП приходится на период от 11 до 18 часов (37,6%) и с 18 до 22 часов (26,3%). 1

1.2 Субъект и субъективная сторона преступления

Субъективная сторона транспортных преступлений характеризуется неосторожной виной, которая может быть в виде как легкомыслия, так и небрежности. При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть. При легкомыслии виновный может надеяться на свой опыт, стаж работы, надежность техники и другие объективно существующие обстоятельства, хотя обязанность предвидеть последствия и не допустить их возложена на него правилами безопасности движения. При небрежности он не сознает возможности аварии. При этом как при легкомыслии, так и при небрежности нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения, может быть осознанным и неосознанным. Теоретически неоправданно устанавливать различные формы вины в отношении деяния и его последствий. Закон не требует при совершении неосторожных преступлений установления формы вины в отношении деяния в материальных составах преступления. В нем говорится об осознанности опасности своего поведения лишь при умышленных преступлениях. В неосторожных же преступлениях, согласно закону , учитывается лишь возможность осознания наступления общественно опасных последствий.

Умышленное нарушение правил безопасности функционирования транспорта, повлекшее указанные в ст. 264 УК последствия, к числу транспортных преступлений не относится. Это преступление против личности, собственности и пр. в зависимости от направленности умысла и наступивших последствий.

Не является преступлением такое нарушение правил безопасности функционирования транспорта, при котором лицо, управляющее транспортным средством, не должно и не могло предвидеть наступление указанных в ст. 264 УК последствий. Здесь имеет место невиновное причинение вреда (казус).

Мотив нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта на квалификацию не влияет. Им чаще всего бывает стремление проявить удаль, лихачество, пренебрежительное отношение к таким правилам. Иногда мотивом является производственная необходимость, как ее понимает виновный. Учет характера побуждений лица, толкнувших его на нарушение правил, имеет большое значение при индивидуализации наказания.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть вменяемое, достигшее 16 лет лицо, управляющее одним из видов транспортных средств, перечисленных в ст. 264 УК. В некоторых случаях фактический возраст бывает выше, так как к управлению отдельными видами транспорта допускаются только лица более старшего возраста (например, трамваем).

При квалификации содеянного по ст. 264 УК не имеет значения, были ли у гражданина водительские права или нет, закреплено ли за ним транспортное средство по работе или является частной собственностью (в том числе и его), допустил ли он нарушение во время исполнения служебных обязанностей либо во внерабочее время.

Существенным признаком субъекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК, является то, что во время совершения такового он управлял транспортным средством. Так, Верховный Суд РФ отменил приговор по делу Б., указав, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК, может быть только лицо, управляющее транспортным средством. Обстоятельства этого дела таковы: Б-ин подъехал на автомашине к зданию и вышел из машины. Затем он крикнул Б., находившемуся в машине на месте рядом с водительским, чтобы тот повернул ключ зажигания и прогрел машину. Б., не проверив, находится ли рычаг переключения скоростей в нейтральном положении или автомобиль стоит на ручном тормозе, повернул ключ зажигания, в результате чего машина резко дернулась и поехала назад, придавив Б-на, который скончался. Б. был осужден по ч. 2 ст. 264 УК. Ошибка суда вызвана неправильным определением признаков субъекта, которым может быть только лицо, управляющее транспортным средством и допустившее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта в процессе движения.

Таким образом, субъект рассматриваемого преступления – специальный.

В практике имели место случаи неправильной квалификации действий лиц, управляющих учебной машиной с двойным управлением. Так, курсант С. выехал с инструктором Г. для практической езды на учебной автомашине ГАЗ-51. В процессе поездки в кузов необорудованной машины с разрешения Г. сели трое граждан. Следуя со скоростью 67,5 км/ч, С. на крутом спуске не справился с управлением, растерялся, а Г. не принял своевременных мер к предотвращению аварии, в результате чего автомашина перевернулась. Один из пассажиров скончался, а двум другим были причинены телесные повреждения. С. и Г. были осуждены по ч. 2 ст. 264 УК 1996 г.).

Позднее дело С. прекратили по следующим основаниям: хотя С. находился за рулем (до этого с ним было проведено всего два занятия), однако учебной машиной, оборудованной двойным управлением, фактически управлял инструктор Г., который был обязан своевременно выключить сцепление и затормозить машину. Однако Г. в нарушение Правил дорожного движения посадил в кузов не оборудованной для перевозки людей машины трех пассажиров, производил учебную езду на дороге со сложными условиями движения и не выполнил требования Правил о внимательном наблюдении за дорожной обстановкой и своевременном принятии мер к снижению скорости и остановке транспорта 1 .

Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств предусмотрена законодательством большинства зарубежных стран.

В уголовных кодексах Узбекистана (ст. 266), Кыргызстана (ст. 281), Таджикистана (ст. 212), Казахстана (ст. 296) рассматриваемый состав преступления сконструирован так же, как в Кодексе РФ, за исключением некоторых квалифицирующих это деяние признаков. Например, в ч. 3 ст. 266 УК Узбекистана в качестве особо квалифицирующих признаков предусмотрены: а) человеческие жертвы; б) катастрофы; в) иные тяжкие последствия.

Уголовный кодекс Литвы отягчающим обстоятельством нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта признает совершение его в состоянии опьянения (ст. 246). Кроме того, в Кодексе имеется самостоятельная статья об ответственности водителя трактора или другой самоходной машины за нарушение правил безопасности производства работ, повлекшее причинение определенного вреда личности или собственности (ст. 247). Наличие такой статьи позволяет четко разграничить нарушения соответствующих правил водителями самоходных машин при их движении и при использовании для производства специальных работ.

Уголовный кодекс ФРГ нарушением правил безопасности движения (ст. 315с) признает, во-первых, управление транспортом лицом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием другого одурманивающего средства, а также лицом, имеющим психический или физический недостаток, лишающий его возможности безопасно вести транспортное средство; во-вторых, непредоставление права преимущественного проезда, нарушение правил обгона, неправильное движение по пешеходным дорожкам, превышение допустимой скорости движения, несоблюдение правил правостороннего движения на участках дороги с пониженной видимостью, неправильный разворот на автобанах или улицах, отсутствие обозначения стоящих или останавливающихся транспортных средств, вследствие чего они становятся плохо видимыми. Такие нарушения признаются умышленными и влекут за собой при наличии угрозы жизни или здоровью другого человека или чужой вещи, имеющей значительную стоимость, наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет или денежный штраф. Более легкое наказание предусмотрено за неосторожное поставление в опасность или неосторожное деяние. Таким образом, в перечне ст. 315с УК ФРГ нашли отражение наиболее опасные и частые нарушения правил безопасности движения.

В Уголовном кодексе Польши в гл. XXI «Преступления против безопасности движения» также предусмотрена ответственность за умышленное нарушение правил безопасности движения сухопутного транспорта, если такое нарушение угрожает жизни или здоровью многих людей либо имуществу в больших размерах (ст. 173, ч. 1). Наказание зависит от того, действовал ли виновный умышленно или неумышленно, от тяжести последствий. Наказание в соответствии со ст. 178 назначается за указанное преступление в размере до верхнего предела, установленного в санкции наказания, увеличенного наполовину.

Более строгая ответственность за управление автомобилем или мотоциклом лицом, находящимся под влиянием токсических, наркотических или психотропных веществ, а равно алкогольных напитков, предусмотрена законодательством Испании.

Детально регламентирована ответственность за транспортные преступления в Дорожном кодексе Франции.

В доктрине российского уголовного права неоднократно высказывалось пожелание предусмотреть в статье 264 УКФ об ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств такое отягчающее наказание обстоятельство, как совершение нарушения в состоянии опьянения.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности.

2. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

2.1 Квалифицированные виды преступления

В зависимости от наступивших последствий выделяются основной (ч. 1 ст. 264), квалифицированный и особо квалифицированный составы (ч. 2 и 3 ст. 264). В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде смерти одного человека, а особо квалифицирующего – двух или более лиц.

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29. 06. 95 г. № 647, установлено, что к числу погибших относятся люди, умершие на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершие от его последствий в течение 7 последующих суток. Это означает, что действия виновного могут быть квалифицированы как повлекшие смерть человека, если пострадавший умер в течение 7 суток с момента дорожно-транспортного происшествия.

В связи с этим заслуживает внимания позиция судебной практики по делу Б-ва. Народным судом он был осужден по ч. 2 ст. 264 УК за то, что, не имея водительского удостоверения, при управлении автомобилем допустил нарушение требований п. 8.12 Правил дорожного движения, в результате чего причинил смертельные повреждения В. и легкие телесные повреждения с расстройством здоровья А. Заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации в протесте поставил вопрос об изменении приговора ввиду неправильного применения уголовного закона. Президиум областного суда протест удовлетворил, указав следующее.

Как видно из показаний Б., он и А. в качестве пассажиров ехали в автомобиле, управляемом водителем В. В поселке Комсомольский тот задним ходом подъехал к дверям кафе и вместе с А. вышел из кабины для разгрузки товара, а он (Б.) остался в кабине автомобиля. Было холодно, и Б., находясь рядом с местом водителя, по просьбе В. повернул ключ зажигания с целью прогреть машину, не проверив, находится рычаг переключателя скоростей в нейтральном положении или автомобиль стоит на ручном тормозе. При повороте ключа зажигания машина резко дернулась и поехала назад, прижав задней частью к стене В. и А. За руль, как показал Б., он не садился, никакого маневра или управления автомобилем не осуществлял. Из совокупности собранных доказательств по делу следует, что Б. автомобилем не управлял.

Согласно ч. 2 ст. 264 УК РФ, уголовной ответственности подлежит лишь лицо, управляющее автомобилем и допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Осуществляя поворот ключа в замке зажигания автомобиля, Б. не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был предвидеть эти последствия, т.е. проявил небрежность, что повлекло причинение смерти В. и легких телесных повреждений А. С учетом этого действия Б. подлежат переквалификации с ч. 2 ст. 264 УК РФ на ч. 1 ст. 109 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение смерти по неосторожности. Дело в отношении В. прекращено в связи с его смертью.

2.2 Квалифицированные виды преступления

Согласно ч. 3 ст. 264 УК Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее РФ ее по неосторожности смерть двух или более лиц, -наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Это интересно:

  • Бланк заявление по утере птс Восстановление ПТС на авто при утере Процедура восстановления паспорта технического средства необходима при утрате вследствие кражи или собственной неосмотрительности. Во всех остальных случаях выполняется замена ПТС. Порядок восстановления ПТС Процедура по восстановлению утерянного […]
  • Можно ли забрать заявление на развод до суда Как отозвать заявление на развод Законы РФ четко определяют все пункты, которые касаются заключения и расторжения брака. Этими вопросами в ближайшей юрисдикции занимается Загс. Но не всегда можно вынести решение, по некоторым спорным вопросам без судебного процесса не обойтись. Бывает […]
  • Закон о занятости населения новый Назначение и основные положения закона о занятости населения С недавнего времени в законе о занятости населения РФ произошли некоторые изменения. Однако многие граждане совершенно не знают о том, что изменилось, а что осталось прежним. Какие права теперь имеют соискатели? Что обязаны […]
  • Жалобы на бухгалтерию Заявление в бухгалтерию Очень часто в своей трудовой деятельности мы сталкиваемся с необходимостью составить заявление в бухгалтерию для урегулирования финансовых вопросов. Это может быть оплата проезда в связи с командировкой или учебой, выплата материальной помощи, заявление на […]
  • Можно оформление субсидии Правила оформления субсидии на оплату коммунальных услуг через интернет Сложная экономическая ситуация в стране и повышение стоимости оплаты коммунальных услуг вынуждает многих граждан оформлять субсидии. С их помощью можно существенно экономить на оплате услуг ЖКХ. Кто имеет право на […]
  • Разрешение на работу для высококвалифицированных специалистов Разрешение на работу ВКС Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту (ВКС) Высококвалифицированный иностранный сотрудник при трудоустройстве на работу в РФ обязан иметь действующее разрешение на работу. Разрешение на работу такому сотруднику оформляется на срок действия его […]
  • Мать-одиночка льготы и пособия в 2018 году в самарской области Детские пособия в Самаре и Самарской области в 2018 году Пособия на малолетних жителей в Самарской области предназначены гражданам, воспитывающим дошкольников и учащихся. При выделении средств во внимание принимаются не только соответствие получателей определенным критериям, что […]
  • Расторжение договора страхования жизни по осаго Важные нюансы страхования: досрочное расторжение договора страхования жизни при ОСАГО Страхование жизни по ОСАГО навязывается условиями при оформлении полиса на автомобиль многими страховыми компаниями. Любое соглашение предполагает вероятность его досрочного расторжения при […]

Author: admin