Содержание:
Виды то маломерных судов
Государственная инспекция по маломерным судам Ярославской области
Адрес: 150000 г. Ярославль, ул. Кирова 5/23а факс:(4852)79-09-88;тлф. (4852)79-09-57; (4852)79-09-62
Телефон доверия (4852)79-09-01
Разное и полезное
Тесты для самопроверки
Классификация маломерных судов. Определения
Под термином «маломерное судно» понимаются суда, которые поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России).
В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о ГИМС МЧС к таким судам отнесены:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а .также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок — более 150 килограммов и надувных безмоторных судов — более 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.
При этом установлено, что осуществляя свои полномочия в отношении указанных судов ГИМС России не регистрирует и не осуществляет технического надзора за военными и спортивными судами, катера ми и лодками, являющимися табельным имуществом морских и речных судов, а также за принадлежащими гражданам гребными лодками грузоподъемностью менее 100 кг, байдарками -менее 150 кг и надувными судами — менее 225 кг.
В Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах, утвержденных во исполнение Водного Кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, даны следующие понятия военных и спортивных судов:
Под военными судами понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.
Под спортивными судами понимаются маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам национального или международного спортивного класса и используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках)».
По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются:
По назначению:
прогулочные — суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д.);
производственные (коммерческие) — суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);
специальные (служебные) — суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).
По характеру движения:
водоизмещающие — суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;
глиссирующие — быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;
на подводных крыльях — суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;
на воздушной подушке — суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.
По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.
По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.
Имеется еще ряд признаков, по которым производится классификация судов, в т.ч. и маломерных.
Органами ГИМС МЧС России при постановке поднадзорных судов на учет и по их техническому состоянию классификация осуществляется по двум признакам:
по типу (в зависимости от двигательной установки)
и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна.
Типы маломерных судов:
катер — моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя;
моторная лодка — судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;
парусное — судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;
парусно-моторное — парусное судно, оборудованное дополнительно механической установкой (стацио нарным двигателем или подвесным мотором);
несамоходное — судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;
гидроцикл — бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой;
гребное — судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускуль ной силы.
Районы плавания :
морской — бассейны, в которых установлен морской режим плавания (судоходства);
внутренние — бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;
несудоходные — внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.
Виды то маломерных судов
г. Артём (вкл. пос. Артёмовский);
г. Большой Камень;
г. Владивосток (вкл. о. Русский);
г. Дальнегорск;
г. Находка (вкл. пос. Ливадия и Козьмино);
г. Фокино (вкл. пос. Подъяпольск и Дунай).
Шкотовский р-н:
пос. Шкотово.
Хасанский р-н:
пос. Краскино;
пос. Песчаный;
пос. Славянка;
c. Андреевка;
c. Рисовая Падь.
Тернейский р-н:
пос. Пластун;
пос. Терней;
с. Перетычиха.
Ольгинский р-н:
пос. Ольга;
пос. Моряк-Рыболов;
пос. Ракушка;
с. Весёлый Яр.
Лазовский р-н:
пос. Преображение;
c. Глазковка;
c. Валентин.
Дальнегорский р-н:
c. Каменка.
Дальневосточный филиал РС (Северо-Восточное отделение)
г. Петропавловск-Камчатский;
пос. Ильпырский;
пос. Озерный;
пос. Октябрьский;
пос. Оссора;
пос. Палана;
пос. Пахачи;
пос. Усть-Камчатск;
c. Апука;
c. Ивашка;
c. Кострома;
c. Тиличики;
c. Тымлат;
c. Усть-Вывенка;
c. Устьевое;
c. Усть-Хайрюзово;
c. Хайлюля.
Новороссийский филиал РС
Ейск
Ейский район:
станица Должанская;
станица Камышеватская;
c. Воронцовка.
Приморско-Ахтарский район:
г. Приморско-Ахтарск;
станица Бриньковская.
Старощербиновский район:
c. Шабельское.
Примечание: Возможно предъявление и в других поселениях в вышеупомянутых районах.
Анапа (включая пос. Большой Утриш);
Геленджик (включая пос. Дивноморск);
пос. Архипо-Осиповка.
Туапсе
Туапсинский район (вдоль Черноморского побережья):
пос. Агой;
пос. Сосновый;
пос. Новомихайловский;
пос. Лермонтово.
Сочи
Населенные пункты вдоль Черноморского побережья в районе деятельности Сочинского участка.
Славянский район:
пос. Кучугуры (вдоль побережья);
c. Ачуево (на реке Протока).
Темрюк
базы стоянок на реке Кубань.
Темрюкский район:
пос. Пересыпь;
пос. Ильич (вдоль побережья);
пос. Кучугуры;
пос. За Родину (вдоль побережья);
пос. Порт Кавказ (Керченский пролив);
c. Тамань (Таманский залив);
станица Голубицкая (вдоль побережья);
станица Ахтанизовская (в Ахтанизовском лимане (работают в море)).
Таганрог Побережье Азовского моря в районе деятельности Таганрогского участка.
Ростов-на Дону
Ростовская область:
г. Аксай;
г. Волгодонск.
Астраханский филиал РС
Астрахань
Володарский район:
c. Б.Магой;
c. Зеленга;
c. Марфино;
c. Мултаново;
c. Тишково;
c. Цветное.
Камызякский район:
c. Гандурино;
c. Иванчу;
c. Каралат;
c. Караульное;
c. Кировский;
c. Полдневое;
c. Травино.
Лиманский район:
c. Вышка;
c. Оля.
Икрянинский район:
c. Зюзино;
c. Мумра;
c. Седлистое.
c. Трудфронт;
c. Чулпан.
Республика Калмыкия
г. Лагань.
Республика Дагестан
г. Махачкала;
г. Дербент;
г. Кизляр;
c. Кочубей;
c. Сулак;
c. Турали.
Калининградский филиал РС
Калининградский залив
п. Светлый.
Куршский залив
пос. Рыбачий;
пос. Лесное;
пос. Заливино;
пос. Головкино.
р. Преголь
причалы Морского рыбного порта, причалы п. Калининград (Центральный участок РС, участок РС на ПСЗ «Янтарь»).
- Документы
- Справочные и нормативные документы ГИМС
- Полезная информация
Памятка для владельцев маломерных судов, использующихся в коммерческих целях.
Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее – Закон, ФЗ № 36) внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ).
В связи с вступившими в силу изменениями статьей 7 КТМ и статьей 3 КВВТ маломерное судно – это судно:
- длина которого не превышает двадцать (20) метров и
- общее количество людей, на котором не превышает двенадцать (12).
Под длиной понимается габаритная длина судна.
I. Распределение ответственности.
При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС РФ), ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) или ФАУ «Российский речной регистр» (РРР) принимается во внимание цель использования маломерного судна:
- некоммерческое использование – ГИМС МЧС РФ;
- коммерческое использование – РС или РРР.
В соответствии с разъяснениями заместителя министра транспорта РФ В.А. Олерского (письмо № ОВ-28/1947 от 25.02.2013 г.) распределение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между РС или РРР определяется в зависимости от удаленности районов эксплуатации судов от мест убежищ или берега следующим образом:
- внутренние водные пути – РРР;
- морские районы с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль включительно – РС или РРР (по выбору судовладельца);
- морские районы с удаленностью от мест убежищ или берега свыше 12 миль – РС.
II. Регистрация маломерных судов.
В соответствии со статьей 33 КТМ и статьей 16 КВВТ маломерные суда,
- использующиеся в коммерческих целях подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре;
- не использующиеся в коммерческих целях подлежат регистрации в реестре маломерных судов.
В соответствии со статьей 35 КТМ и статьей 17 КВВТ государственная регистрация маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, и прав на них поручена капитанам морских портов и администрациям бассейнов внутренних водных путей (далее – органы государственной регистрации судов).
Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14 КВВТ установлено, что судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно и годность судна к плаванию.
Таким образом, в соответствии с КТМ судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса РС.
III. Нормативные документы РС по классификации и освидетельствованию маломерных судов.
В настоящий момент введено Временное Руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов (далее – Руководство). Положения Руководства базируются на Постановлении Правительства РФ от 18.09.2013 №820, Правительственной телеграмме от 09.07.2013 № МС-32/79, нормативных документах ГИМС (Правила ГИМС РФ), которые рассматриваются, как требования Морской администрации флага, Приказе МЧС РФ №501 от 29.06.2005, а также на технических нормативах Регламента Таможенного союза (о безопасности маломерных судов).
IV. Классификация маломерного судна.
Под классификацией маломерного судна понимается установление категорий плавания, учитывающих конструктивные особенности судна, вероятные ветро-волновые условия и удаленность от места убежища, на основе фактического технического состояния маломерного судна.
V. Освидетельствование маломерных судов.
При освидетельствовании маломерного судна устанавливается соответствие судна, оборудования и снабжения требованиям Временного Руководства.
VI. Виды освидетельствований маломерных судов.
Виды освидетельствования маломерных судов максимально гармонизированы с Правилами ГИМС, а именно:
- очередное – в расширенном объеме, проводится на берегу и на плаву с периодичностью в 5 лет;
- промежуточное – проводится между второй и третьей годовщиной очередного освидетельствования;
- внеочередное –
- проводится при устранении повреждений, после ремонта или модернизации, после выполнения требований, выставленных при других освидетельствованиях;
- проводится для судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС МЧС России, перед государственной регистрацией – для подтверждения фактического соответствия судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, и классификации судна как маломерного для регистрации его у капитана морского порта или администрации бассейнов внутренних водных путей;
- Проводится в случае перегона судна вне установленного района плавания.
VII. Порядок и места освидетельствования.
Освидетельствование маломерных судов производятся по заявке судовладельца, направляемой в местное Подразделение РС. В заявке должно быть указано, вовлечено ли судно в коммерческую деятельность и подтверждено ли согласие судовладельца с Общими условиями оказания услуг РС.
Маломерные суда проходят освидетельствования только в регионе расположения Подразделения РС, в специально определенных местах. Информация о расположении мест освидетельствования размещается на официальном сайте РС.
VIII. Этапы освидетельствования.
Для маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС:
- Снятие с учёта в ГИМС.
- Заявка от судовладельца (в произвольной форме) в Регистр на освидетельствование, связанное с перерегистрацией судна, направляется в ближайшее подразделение Регистра. По результатам освидетельствования оформляется Акт по форме 6.3.10.
- Заявление от судовладельца на государственную регистрацию у капитана морского порта с приложением копии судового билета ГИМС и подтверждения ГИМС об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов и судовой книги ГИМС.
- Регистрация в реестре РФ и получение судового билета.
- Заявка от судовладельца (ф.430.1.10 размещена на сайте РС) в Регистр на первоначальное освидетельствование. При положительных результатах освидетельствования оформляется Акт по форме 6.3.80, и в судовой билет вносится отметка о соответствии судна требованиям РС.
- Судовладелец предоставляет в администрацию порта судовой билет с отметкой о прохождении первоначального освидетельствования в РС. Капитан порта вносит сведения о категории плавания и количестве допущенных к перевозке людей в судовой билет (при необходимости).
Для маломерных судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС:
- Договор-заявка от судовладельца в Регистр на идентификацию и осмотр судна (ф.430.1.14).
Идентификация и осмотр судна включают:- Анализ представленной судовладельцем судовой технической документации и установление категории плавания на основании документа, регламентирующего параметры остойчивости.
- Общий осмотр судна, во время которого инспектору необходимо выполнить оценку технического состояния судна и оформить Заключение о результатах идентификации и осмотра судна Регистром (ф.6.3.82рф) в котором инспектор РС указывает информацию о проведенной идентификации судна, даёт оценку соответствия судна заявленным сведениям о нем, оценивает техническое состояние судна, при этом подтверждает, что необходимые требования выполнены или имеется перечень несоответствий, которые могут быть устранены при ближайшем освидетельствовании Регистром.
При выполнении указанной выше процедуры идентификации и осмотра судна должно быть выполнено фотографирование осмотренных объектов.
- Заявление от судовладельца на государственную регистрацию у администрации порта.
- Регистрация в реестре РФ и получение судового билета.
- Заявка от судовладельца (ф.430.1.10 размещена на сайте РС) в Регистр на первоначальное освидетельствование. При положительных результатах освидетельствования оформляется Акт по форме 6.3.80 и в судовой билет вносится отметка о соответствии судна требованиям РС.
- Судовладелец предоставляет в администрацию порта судовой билет с отметкой о прохождении первоначального освидетельствования в РС. Капитан порта вносит сведения о категории плавания и количестве допущенных к перевозке людей в судовой билет (при необходимости).
IX. Особенности классификации и освидетельствования маломерных судов, не имеющих судового билета ГИМС МЧС России.
Для маломерных палубных судов, спроектированных или построенных без учета требований нормативных документов, без согласованной технической документации или технического наблюдения надзорных органов или органов по сертификации, судов самостоятельной постройки решение о возможности присвоения категории принимается только после разработки и согласования проектной документации и (или) проведенных испытаний в соответствии с требованиями ГИМС.
Для беспалубных маломерных судов, в случае невозможности разработки соответствующей документации, мореходные качества (остойчивость, высота надводного борта, начальный дифферент) устанавливаются в ходе испытаний в соответствии с ГОСТ №19356-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Методы испытаний» и ГОСТ №19105-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования».
Процесс освидетельствования, связанного с перерегистрацией судна, рассчитывается по фактически затраченному времени и включает в себя в общем случае следующие трудозатраты:
- Рассмотрение и анализ заявки.
- Рассмотрение представленной документации.
- Освидетельствование судна, его оборудования и снабжения.
- Проведение необходимых испытаний и проверок.
- Оформление акта освидетельствования.
- Заполнение Первичных информационных документов.
- Подготовка формуляра и занесение информации в единую базу данных.
Стоимость услуги определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами о правилах ценообразования на услуги РС.
На основании имеющегося опыта РС общая трудоёмкость вышеуказанных этапов освидетельствования одного маломерного судна составляет не менее 3-х (трех) часов.
Cтоимость услуги зависит от региона её оказания и может быть сообщена заказчику услуги при направлении им заявки в то подразделение РС, которое будет оказывать услугу в соответствии с Общими условиями оказания услуг Российским морским регистром судоходства, которые размещены на сайте РС по адресу: http://www.rs-class.org/ru/register/info/conditions.php и являются неотъемлемой частью договоров на оказание услуг РС.
При классификации и освидетельствовании всех судов, включая маломерные, оценке их технического состояния, назначении района плавания и навигационных ограничений приоритетной характеристикой является БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ, находящихся на борту.
Виды то маломерных судов
Виды маломерных (безмоторных) плавательных судов для водного туризма
К маломерным (безмоторным) плавательным судам для водного туризма относят катамараны, байдарки, каноэ, рафты, лодки.
Катамаран представляет собой, как правило, гребное или парусное судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединенными в верхней части фермами или палубой, или однокорпусное судно с поплавками-балансирами по бортам. Катамараны отличаются повышенной остойчивостью и значительной площадью палубы. Их могут использовать для туризма, спорта, рыбного промысла, перевозки грузов и пр. Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция.
Байдарка — это маломерное легкое запалубленное судно, без уключин, приводимое в движение главным образом мускульной силой человека и имеющее острые обводы. В качестве движителя байдарки используют двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов. Основные типы байдарок — спортивные и туристские байдарки. Спортивные байдарки (каяки) представляют собой, как правило, одноместные, цельные с деревянной или пластмассовой обшивкой. Туристские байдарки являются разборными с деревянным, металлическим или пластмассовым каркасом и обшивкой из водонепроницаемого материала. Наиболее распространенные виды туристских байдарок — одно-, двухместные, реже встречаются трехместные.
Каноэ — это маломерное безуключинное гребное судно. Характерной особенностью каноэ является способ гребли лопатообразным однолопастным веслом, которым также осуществляется и руление путем поворота весла в воде, и изменение его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках. Каноэ для водного туризма являются беспалубными («открытыми») лодками (в отличие, например, от слаломного каноэ, по форме напоминающего каяк). Такие каноэ обычно вмещают 2-3 человека и могут быть изготовлены из дерева, пластика, иногда встречаются также алюминиевые, надувные и разборные модели на каркасе. Преимущество туристского каноэ перед каяком или байдаркой заключается прежде всего в большой вместимости при относительно небольшой массе самой лодки и в удобстве обращения на суше. Для целей экстремального туризма в условиях однодневного сплава по бурным порожистым рекам используют более прочные и короткие открытые каноэ — «одиночки» и «двойки», из тяжелых композиционных материалов, обычно оснащенные надувными мешками на носу и корме для замещения воды в случае переворота лодки. Такие каноэ отличаются повышенной маневренностью, но меньшей устойчивостью, нежели походные модели, рассчитанные на более спокойную воду.
Рафт (надувной плот) представляет собой модификацию надувного спасательного плота, который используют в основном для спасательных работ (операций). Для целей туризма в многодневных турах и для транспортирования экспедиционного груза часто используют рафты, усиленные рамой жесткости с уключинами для весел, и применяют распашной способ гребли. Туристский рафт вмещает от 8 до 18 человек.
Лодки представляют собой, как правило, гребные или парусные маломерные суда. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). Обычно моторными лодками называют суда с подвесным мотором. Небольшие суда со стационарным мотором чаще называют катером. Лодки широко используют как для целей водного туризма (отдых, рыболовство), так и для перевозки грузов с судна на берег там, где нет причалов, и как спасательное средство (шлюпки).
Виды и периодичность технического обслуживания и ремонтов моторных маломерных судов
Техническое обслуживание (ТО) двигателей (включая водоводяной и водомасляный холодильники, реверс-редуктор, валопроводы и подводящие системы) и движителей, будучи профилактическим мероприятием, необходимо для их поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и предупреждения отказов и неисправностей.
Техническое обслуживание проводится, как правило, в сроки и в объеме, рекомендованном заводом — изготовителем, либо фирмой — гарантом и включает, в общем случае, контрольно — диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы.
Обслуживание двигателей и движителей по периодичности, перечню и трудоемкости проводимых работ можно условно разделить, по общепринятой классификации, на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СТО).
Работы в объеме ЕО выполняются перед и после выхода судна на водоем. Рекомендуемый объем ЕО: внешний контроль комплектности (в т.ч. инструментария), проверка исправности действия приборов, механизмов и систем, наличия горючего, масла, охлаждающей жидкости, дозаправка, проведение уборочно-моечных работ.
Примерный объем работ при ТО-1:
- проверка крепления двигателя и реверс-редуктора, соединений фланцев промежуточных и гребных валов;
- проверка герметичности систем питания, смазки и охлаждения, крепления навесного оборудования, состояния и регулировки натяжения приводных ремней, присоединений к дроссельной и воздушной заслонкам, действие их приводов (у дизелей — работу насоса, форсунок, останова двигателя);
- проверка крепления, надежности, чистоты контактов наконечников проводов с зажимами, уровня и плотности электролита в АБ, исправности электрических цепей зажигания, освещения, звуковой и световой сигнализации.
Комплекс работ по ТО-2 включает объем работ по ТО-1 и дополнительно рекомендуется:
- проверить герметичность соединения головки с блоком (целостность прокладки), компрессию по цилиндрам, натяжение приводных ремней и цепи,
- произвести регулировку (при необходимости) тепловых зазоров в клапанном механизме,
- заменить масло и масляный фильтр (в соответствии со сроками завода-изготовителя),
- отрегулировать число оборотов холостого хода,
- проверить герметичность топливного бака (цистерны), соединений и трубопроводов системы питания, смазки, охлаждения, крепление механизмов и приборов на двигателе,
- продуть сжатым воздухом полости стартера и генератора,
- проверить состояние их щеток и состояние системы зажигания — катушки, распределителя, свечей.Выявленные в процессе проверки неисправности устранить.Кроме того, в период ТО-2 рекомендуется проводить небольшие, технологически связанные, ремонтные работы по замене узлов и деталей. По окончании ТО-2 следует проверить двигатель и движитель в работе.Сезонное обслуживание (СТО) проводится, как и следует из названия перед началом или по окончании навигационного периода для данного региона и включает в себя наиболее трудоемкие, заранее планируемые работы: проверяется состояние шатунно-поршневой группы, промывается система охлаждения, заменяется смазка на отдельных узлах и деталях, снимаются и приводятся в порядок генератор, стартер, трамблер (с заменой изношенных деталей, контактной группы, щеток) и т.п.
При эксплуатации двигателя необходимо следить за его работой, своевременно определять признаки основных и серьезных неисправностей двигателя, валопровода и движителей судна. К ним относятся: падение мощности и перегрев двигателя, повышенный расход масла, дымный выхлоп, снижение компрессии, стуки в двигателе, вибрация валопровода и кормы судна.
В целях поддержания судна в строю, своевременного выявления и устранения неисправностей и дефектов в механизмах, устройствах и системах проводится техническое обслуживание судна, которое по характеру и объему выполнявшее работ подразделяются на плановые осмотры и ремонты.
Ответственность за своевременное полное и качественное проведение плановых осмотров и ремонтов возлагается на судоводителей, за которыми закреплено судно.
Осмотры и ремонты выполняются в соответствии с описаниями, инструкциями и руководствами заводов-изготовителей. Основанием для выполнения плановых осмотров и ремонтов служит фактическое техническое состояние корпуса, двигателя, а также число ходовых часов.
Виды осмотров, которые проводятся, а период навигации при нахождении судна в эксплуатации:
Типовой перечень работ, выполняемых при ежедневном осмотре перед выходом в плавание:
- наружный осмотр корпуса, оборудования, обшивки, горловин на предмет отсутствия водотечности, трещин, грязи, потеков масла, топлива и др.;
- наружный осмотр двигателя, систем и устройств;
- проверка подсоединения, крепления и нулевых показаний контрольно-измерительных приборов;
- устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре;
- дозаправка ГСМ.
- наличие на судне судовой документации;
- наличие и исправность: якорного и швартовного устройств, предметов судового снабжения, спасательных, сигнальных и осушительных средств, противопожарного, штурманского, медицинского и другого оборудования;
- исправность двигателя, реверс — редуктора, обслуживающих систем, дистанционного управления двигателем;
- исправность сигнально — отличительных огней;
- уровень масла в двигателе и реверс-редукторе, наличие воды в системе охлаждения;
- наличие пресной воды и продовольствия в количестве, необходимом для выполнения рейса;
- правильность размещения груза, соблюдение норм грузоподъемности и пассажировместимости.
После возвращения из рейса необходимо:
- надежно пришвартовать судно в отведенном для него месте;
- произвести осмотр корпуса, механической установки, судовых систем и устройств;
- при необходимости снять подвесной мотор, судовое снабжение и сдать на хранение;
- обеспечить защиту судна от атмосферных осадков;
- сдать судно под охрану.
Типовой перечень работ, выполняемых при еженедельном осмотре:
- выполнение работ, предусмотренных ежедневным осмотром;
- опробование двигателя и его дистанционного управления в работе в течение 2-5 минут.
- проверка работы дистанционного управления рулем перекладкой его с борта на борт;
- осмотр систем, устройств и электрооборудования;
- осмотр леерных ограждений и фальшборта;
- проверка крепления горловин цистерн и канистр и наличие на них маркировок;
- устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре.
Типовой перечень работ, выполняемых при ежемесячном осмотре:
- выполнение работ, предусмотренных ежедневным и еженедельным осмотром;
- проверка состояния нижних листов переборок в труднодоступных местах, очистка от ржавчины, гнили, окраска зачищенных мест;
- смазка всех трущихся поверхностей деталей (роликов, качалок и др.);
- проверка тросовых проводок на отсутствие оборванных прядей троса;
- проверка сопротивления изоляции электрооборудования на судах, оборудованных стационарным электрооборудованием;
- проверка состояния аккумуляторов (уровень электролита и его плотность);
- проверка сальников трубопроводов, кабелей.
Если эксплуатация механической установки не планируется в течение трех и более месяцев ее необходимо законсервировать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Виды ремонтов: навигационный; доковый; аварийный.
Навигационный ремонт.
Навигационный ремонт проводится один раз в год перед началом навигации. При навигационном ремонте выполняется ремонт корпуса судна, его механизмов, электрооборудования, приборов и другого оборудования.
В период навигационного ремонта, как правило, выполняется доковый ремонт судна. Навигационный ремонт выполняется с привлечением ремонтных предприятия.
Типовой перечень работ, выполняемых при навигационном ремонте:
- переборка двигателя а соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
- очистка, ремонт и окраска корпуса;
- замена частей такелажа и мелких частей рангоута;
- замена дефектных резиновых прокладок дверей, люков, горловин;
- замена дефектных барашков на люковых крышках;
- мелкий ремонт отдельных предметов мебели, решеток;
- переборка и чистка обтекателей гребных валов и винтов;
- замена деталей лееров, тентов;
- очистка и регулировка электродвигателей, генераторов, замена дефектных электрощёток;
- проверка сопротивления изоляции электрооборудования, аккумуляторов;
- ремонт и замена дефектного электрооборудования;
- проверка аккумуляторов в соответствии с «Краткими правилами эксплуатации и ухода за стартерными батареями»;
- проверка и ремонт контрольно-измерительных приборов.
Доковый ремонт.
Доковый ремонт проводится по мере необходимости, но не реке одного раза в год и совмещается, как правило, с навигационным ремонтом.
Под доковым ремонтом понимается такой вид ремонта, когда выполняется работы по очистке, осмотру, освидетельствованию, ремонту и окраске подводной части корпуса судка, рулей, линий валов и гребных винтов, ремонт которых не может быть выполнен на плаву.
Аварийный ремонт.
Аварийный ремонт имеет целью устранение аварийных повреждений, при наличии которых судно не может оставаться в строю и нормально эксплуатироваться или теряет свои технические данные.
При всех видах осмотров и ремонтов обязательны к выполнению меры безопасности, предупреждающие травматизм к гибель обслуживающего персонала.
Хранение судов.
Суда в период навигации и межнавигационный периоду зависимости от местных условий, как правило, должны базироваться (храниться) на охраняемых базах (сооружениях) для стоянки маломерных судов или спасательных станциях.
При хранении судов должны соблюдаться следующие условия:
- безопасность стоянки в повседневных условиях, при ухудшении пагоды и в шторм;
- надежность охраны;
- надежность швартовки;
- защита от атмосферных осадков;
- удобство маневрирования при подходе я отходе от причала;
- защита от ветра, волн, ледохода;
- защита лакокрасочных покрытий от механических повреждений;
- удобство заправки ГСН и водой;
- возможность безопасного выполнения работ по техническому обслуживанию;
- соблюдение мер по охране труда, правил пожарной безопасности и санитарных правил.
При сильном волнении и невозможности защитить судно от повреждений его рекомендуется переместить на берег.
Суда должны содержаться в чистоте с качественным лакокрасочным покрытием. Попавшие в трюм ГСМ должны удаляться немедленно в специально отведенное место. Запрещается откачка за борт подсланевых вод.
В межнавигационный период суда должны храниться, как приняло, на берегу, в специально отведенной для этого месте или помещении. При отсутствии помещения можно осуществлять хранение судов на открытом воздухе под невесом или накрытыми брезентом.
Подвесные моторы, оборудование, снабжение и т.д. с судна снимаются и после проведения необходимого очередного ремонта (ухода) консервируются в соответствии в инструкцией завода-изготовителя и хранятся в отдельном запираемом и охраняемом помещении.
Запрещается хранение на берегу судов, заправленных горюче-смазочными материалами и водой.
В период капитального и среднего ремонтов могут проводиться и различного рода модернизационные работы.
Основные этапы ремонта: дефектация (определение технического состояния судна, его устройств и систем, состава и объема операций по восстановлению), составление ремонтных ведомостей по ее результатам, демонтаж деталей, работы по их восстановлению, сборка, приемка судовладельцем произведенных заводом работ по ремонту. Для проведения доковых работ судно поднимают в док или на слип.
Док — искусственное сооружение для осушения судов. Подразделяются на сухие, плавучие, наливные, строительные и т.д.
Докование — совокупность операций по извлечению судна из воды для осмотра или ремонта его подводной части. Осуществляется с помощью сухих или плавучих доков, слипов, вертикальных судоподъемников.
Слип — подъемно-спусковое приспособление для подъема на берег и спуска судов на судовых тележках по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводную и подводную части.
Длина подводной части рельсовых путей должна обеспечивать такое погружение тележек, чтобы плавающее судно могло как свободно входить на них, так и всплывать после спуска.
Подъем и спуск тележек производится с помощью лебедок и тросов. В зависимости от положения судна по отношению к направлению спуска (подъема) различают продольный и поперечный слипы.
В период ремонта производятся, как правило, и наиболее объемные работы по защите корпуса, устройств, систем от коррозии, а также обязательно очистка и покраска подводной части.