Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Волонтеры законы

Содержание:

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Предстоятель Русской Церкви принял настоятельницу Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря

Святейший Патриарх Кирилл принял архиепископа Гаагского Елисея и епископа Наро-Фоминского Иоанна

Святейший Патриарх Кирилл встретился с временно исполняющим обязанности губернатора Самарской области Д.И. Азаровым и митрополитом Самарским Сергием

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Новомучеников и исповедников Российских в районе Строгино г. Москвы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с представителями Болгарской и Албанской Православных Церквей

Закон о волонтерах

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 15-ФЗ от 05.02.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».

Законом внесены изменения в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

По ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в тексте нового закона учтены следующие предложения Русской Православной Церкви:

― религиозные организации могут выступать в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и (или) добровольческих (волонтерских) организаций, а следовательно вправе привлекать добровольцев на постоянной или временной основе, руководить их деятельностью и использовать труд добровольцев (волонтеров) не только в своей деятельности, но и для деятельности в других организациях, в частности в больницах, хосписах, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

― выступая в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и (или) добровольческих (волонтерских) организаций, религиозные организации вправе получать поддержку со стороны государственных или муниципальных органов как участники добровольческой (волонтерской) деятельности (п. 1 ст. 17.2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

― особенности использования труда добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определены п. 4-6 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», которыми урегулированы, в частности, вопросы содержания договоров с добровольцами (волонтерами) религиозных организаций;

― сведения о религиозных организациях и их добровольцах (волонтерах) могут включаться в единую информационную систему в сфере развития добровольчества в добровольном порядке; наличие в этой системе таких сведений не является обязательным условием оказания государственной или муниципальной поддержки религиозным организациям (п. 3 ст. 17.5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

― использование добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами, не может регулироваться определяемым государственными или муниципальными органами порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (п. 6 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Вместе с тем, в тех случаях, когда религиозные организации выступают в качестве организаторов волонтерской деятельности в иных организациях (больницах, хосписах, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.), такая волонтерская деятельность может регламентироваться порядком взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Юридическая служба Московской Патриархии/Патриархия.ru

Путин подписал закон, касающийся работы добровольцев и волонтеров

Принять такой закон глава государства поручил после встречи с представителями волонтерского движения и благотворительных организаций в июле 2017 года

МОСКВА, 5 февраля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон, который формирует единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества и дает определение понятиям «добровольцы (волонтеры)», «организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности», «добровольческая (волонтерская) организация». Об этом сообщается на официальном портале правовой информации .

Закон уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество» и прописывает возможность заключения с волонтерами гражданско-правовых договоров, в которых перечисляются права и обязанности добровольцев, предъявляемые к ним требования.

Что нужно знать о волонтерстве и правильной помощи

Кроме того, предусматривается возможность заключения между волонтером и благополучателем либо организатором такой деятельности договоров, которые могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов волонтера на питание, приобретение специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья. При этом на добровольцев, организаторов добровольческой деятельности возлагается обязанность не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления работ сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

Также закон наделяет органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления рядом функций в сфере организации и поддержки добровольческой деятельности. Предусматривается принятие государственных и муниципальных программ развития добровольчества, в которых будут включены конкретные меры по поддержке деятельности волонтеров и соответствующих организаций. Предусматривается формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества. Закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.

Инициатива принятия такого закона была разработана после поручения, которое дал президент РФ Владимир Путин по итогам встречи с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и волонтерского движения 26 июля 2017 года.

Волонтеры законы

В cети была опубликована концепция Федерального закона о волонтерстве. Несмотря на то, что эта публикация не является даже законопроектом, она породила шквал критики со стороны представителей благотворительных НКО и волонтерских организаций. В итоге, составленная еще в апреле концепция, была вынесена на обсуждение в Общественной палате только на днях.

Мне довелось присутствовать на этой встрече. Дискуссия была организована слабо, тема Крымска явно перевешивала. Сначала выступали члены Общественной палаты и иные «сторонние» лица, в большинстве своем, далекие от волонтерства. Говорили неплохо, может, даже и правильно, но уж как-то оторвано от реальной жизни. Им возражали представители благотворительных и волонтерских организаций, опасения которых были больше основаны на общем сегодняшнем негативном фоне «законотворчества», чем на очень сырой и фрагментарной концепции.

Приведу два очень характерных высказывания, которые отражают понимание волонтерства «сторонними» людьми. По словам одного из участников, он съездил в Крымск, потому, что этот город «взорвал Твиттер». То есть мотивом к его «волонтерству» послужило не человеческое горе, не желание помочь, а «медиаповод». Другая участница дискуссии обмолвилась, что если б в Крымске был бы «волонтерский центр», то губернатору Ткачеву не пришлось бы говорить, что он не в состоянии обойти все квартиры и предупредить об опасности, он бы. послал волонтеров! Получается, что в сознании некоторых людей волонтеры должны (!) компенсировать странно освоенный бюджет и отсутствие системы оповещения, а так же неработающие органы правопорядка.

В тот же день сенатор Александр Борисов, руководитель рабочей группы по законопроекту о волонтерах дал некоторые разъяснения. Из его слов стало понятно, что наряду с обсуждаемой концепцией есть тексты, готовые лечь в основу законопроекта, который, вероятно, и будет осенью принят.

Получается, что на данный момент ситуация запутанная: бурно обсуждаемая концепция, вероятно, к делу отношения не имеет, а таинственный законопроект готовится своим чередом.

Что плохого в концепции?

Наиболее проблемными являются две темы. Во-первых, волонтеры должны действовать от имени юридически зарегистрированной организации. Во-вторых, волонтерские организации должны будут вступать с волонтерами в определенные законом правовые отношения и обеспечивать труд волонтеров во всех смыслах: оплата дороги и питания, страховые взносы, медицинская страховка, обеспечение инвентарем, спецодеждой (если необходимо) и т.д.

И то и другое в теории неплохо, даже хорошо, где-то это уже существует. Однако на практике большинство действующих волонтеров не принадлежат к какой-либо организации, а в случае стихийных бедствий, вообще, порой представляют собой хаотичное явление. Не получится ли, что такое «незарегистрированное» волонтерство окажется вне закона? Нельзя забывать и о том, что волонтерские организации – это не фонды. Их специализация — это организация волонтерской работы с подопечными. У добровольцев, как правило, нет «свободного бюджета» из которого было бы возможно оплачивать, что бы то ни было, даже самое необходимое.

Концепция и, возможно, будущий законопроект плохи не столько тем, что они говорят ради блага волонтерства, сколько своей оторванностью от жизни. Добровольчество в нашей стране не стало еще сколь-нибудь значимой частью культуры. У нас нет зрелого общественного понимания добровольчества, есть же пока «пещерное», большей частью хищническое понимание. Надо дать возможность обществу созреть.

Тот или иной законодательный подход должен учитывать зачаточную стадию развития волонтерского движения и быть больше поддерживающим и развивающим, чем предписывающим и регламентирующим. Требовать сегодня от волонтерских организаций обязательных регистрации, контрактов, компенсации расходов — это все равно, что требовать от младенца, который делает первые шаги, не только соблюдать правила дорожного движения, но и надеть униформу и маршировать строем. В этом смысле попытка формализовать отношения между волонтерами, организациями и государством, хотя и имеет благой мотив, может существенно подорвать волонтерские движения.

Нельзя забывать, что сегодня каждый доброволец «на вес золота», он как драгоценный камень. Добровольческие организации «днем с огнем» ищут волонтеров и, если найдут, то готовы принять таковых почти на любых условиях, потому что в очереди к ним никто стоит. И именно этих азбучных истин, как мне представляется, авторы концепции и, возможно, авторы законопроекта не понимают.

Что нужно учесть в законе?

Безусловно, закон, регулирующий и регламентирующий волонтерскую работу, нужен. Я убежден, что он должен опираться на существующую практику волонтерских НКО, для чего в его обсуждении должны принимать участие руководители наиболее известных и авторитетных благотворительных организаций.

Я также убежден, что авторы концепций и законопроектов о волонтерах должны понимать некоторые основные вещи.

Во-первых, существует несколько видов волонтерства и очень важно осознавать их природу и особенности. Существует регулярное волонтерство, большая часть которого — социальное добровольчество, но достаточно развиты и помощь животным и забота о природе. «Регулярное» означает большую кропотливую работу ради постоянной (раз в неделю, в месяц) и длительной (три, четыре года) работы с благополучателями. Есть добровольчество при чрезвычайных ситуациях. Это очень мотивированная, порой опасная работа, требующая разовой полной отдачи. Такое добровольчество нередко стихийно и требует авторитетных среди простых волонтеров «центров кристаллизации», распределения обязанностей, организации труда. И, наконец, есть волонтерство акций и разовых мероприятий, которые могут проводиться как ради изменения общественного мнения, привлечения внимания, так и ради пиара и даже в политических целях. Кстати именно это волонтерство наиболее яркое и по нему часто ошибочно судят о добровольчестве вообще. Оставим в стороне волонтерство в Сочи — пока это первый и уникальный проект, о котором можно будет говорить после его завершения.

Во-вторых, волонтерство — это не только НКО, но, на сегодня, прежде всего, — самоорганизовавшиеся группы граждан. Существуют целые организации при ВУЗах, при региональных, областных, районных, муниципальных и иных органах власти. И у каждого вида волонтерской организации свой смысл и своя природа. Чтобы хоть немного понять, о чем речь, предлагаю познакомиться с моей заметкой на эту тему.

В-третьих, необходимо четко понимать мотивацию волонтеров, область их ответственности, понимать, что значит быть волонтером. Добровольцы серьезно работают только там и ради тех, где им лично хочется, на что откликается их сердце (подробнее об этом можно посмотреть тут). Манипуляция недопустима. Невольник — не богомольник. Стада школьников, студентов и пр., пригнанные куда-то — это не волонтерство, это профанация!

В-четвертых, организация волонтерства — это затраты. Сам волонтерский труд, очевидно материально не вознаграждается, но организация труда, привлечение волонтеров, их обучение, поддержка, организация волонтерских групп, расходные материалы и многое другое — стоит денег — и немалых. Можно условно разделить волонтерские организации на два типа финансового обеспечения: дотационные и «на самообеспечении».

«Дотационные» имеют внешний по отношению к группе добровольцев источник материальных ресурсов. Финансирование, обеспечение ресурсами и специалистами может сопровождаться диктуемыми от «спонсора» задачами, направлениями и местами служения. Другой тип — волонтерские организации, живущие за счет взносов своих участников. Взносы вполне могут быть не денежные, а материальные, например каждый участник на очередную встречу с детьми приносит с собой часть необходимых материалов. Такие организации, безусловно, более мобильны в своем устройстве и в своем служении, но при такой модели трудно организовать стабильный единодушный аппарат обслуживающий движение и заботящийся о волонтерах.

Я думаю, что готовящийся закон должен учитывать, как указанные виды устройства, так и то, что средства, потраченные на волонтеров, на организацию их труда, на расходные материалы, на их обучение и поддержку, сродни благотворительным пожертвованиям — не должны облагаться налогом. За добровольческими организациями необходимо оставить право возлагать часть финансовой ответственности на самих волонтеров, обговаривая это в начале сотрудничества.

И последнее. Добровольческая организация может и должна нести ответственность за финансирование благотворительных проектов, за привлечение и отбор волонтеров, за организацию их труда, за обучение, за досуг, а так же профессиональную и психологическую поддержку добровольцев. Но, общественные проблемы и чрезвычайные ситуации разрешаются только благодаря равноправному сотрудничеству благополучателя, волонтера, волонтерской организации и государства. И у каждой стороны своя область ответственности — и своя компетенция. Такое понимание должно получить отражение в законе. Спихивание ответственности на волонтерские и благотворительные организации приведет к их исчезновению.

Закон о волонтерах подписан и вступит в силу с 1 мая

Подписан президентом и официально опубликован закон о добровольчестве (волонтерстве). Документ вступает в силу с 1 мая 2018 г.

Закон, внесенный правительством осенью 2017 г., был разработан по поручению президента, отданному по итогам встречи с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и волонтерского движения 26 июля 2017 года.

Закон уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество». Кроме того, в нем дается определение волонтерской и добровольческой деятельности, к которой, как отмечается в документе, относится «благотворительная деятельность, осуществляемая в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг». Государство теперь сможет привлекать волонтеров для решения социальных задач, а также оказывать поддержку добровольцам, пишет «Парламентская газета». Согласно закону, организатором добровольческий деятельности может выступить любое физическое лицо или некоммерческая организация, а также государственные органы субъектов России. Документ определяет полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части оказания поддержки волонтерским и добровольческим организациям. Волонтерской организацией новый закон признает НКО в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая привлекает на постоянной или временной основе добровольцев и руководит их деятельностью. Волонтерская организация, организатор добровольческой деятельности или благополучатель смогут заключать с добровольцем гражданско-правовой договор, в котором будут перечислены его права и обязанности. Предусматривается также возможность заключения между волонтером и благополучателем, либо организатором такой деятельности, договоров, предусматривающих возмещение расходов волонтера «на питание, приобретение специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера), либо на страхование его жизни или здоровья». При этом на добровольцев «возлагается обязанность не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления работ сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну». Религиозные организации смогут привлекать волонтеров для организации богослужебной деятельности «в соответствии со своими внутренними установлениями и нормами».

Проект ФЗ о добровольчестве (волонтерстве)

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Проект ФЗ о добровольчестве (волонтерстве) (Скачать — 104 кБ)

Комментарии

В п.5 ст. 2 Проекта закона указано, что получатель помощи добровольца (волонтера)– в том числе . юридическое лицо.

Полагаю, необходимо уточнить статус получателей: не просто юридическое лицо, а именно некоммерческая негосударственная организация за исключением политических партий. Безвозмездный труд в пользу юридических лиц — коммерческих организаций, имеющих основной целью получение и распределение прибыли между учредителями ( участниками) исключает общественную пользу и противоречит основным принципам добровольчества, по существу являясь неосновательным обогащением узкой группы лиц согласно нормам ГК РФ.

Ч.2. ст. 3 Проекта

«Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг» противоречит, по моему мнению,

п. 2 ч.1. ст. 4 Проекта

«безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;

Невозможно отделить участие в общественно значимых мероприятиях от поддержки других общественных объединений и ассоциаций.

Уполномоченный орган не должен являться федеральным органом исполнительной власти, достаточно создания уполномоченного органа в виде ассоциации ( совета) с функциями саморегулируемой организации в сфере добровольчества (волонтерства).

П. 5 ст.11изложить в следующей редакции:

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

5)получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов, страхование жизни и здоровья и прочих затрат в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором, а также в обязательном порядке в случае привлечения добровольцев ( волонтеров) к выполнению опасных видов работ.

П. 2 и п.3 ст. 16 изложить в следующей редакции:

2) полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) полное или частичное освобождение организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, и добровольческих (волонтерских) организаций от оплаты использования государственного или муниципального имущества при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности.

В статье 2 обсуждаемого закона указано, что добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера).
То же самое говорится при раскрытии понятия доброволец (волонтер).
Отсюда можно сделать вывод, что в качестве добровольца нельзя будет зарегистрировать временно не работающего или безработного, а также пенсионеров, так как здесь речь идет о физических лицах свободных от работы (учебы).
Думаю надо доработать эти понятии.

1. В основе волонтерства всегда лежит какая-то нерешенная социальная проблема, а цель законотворчества — устранение проблем. Закон должен облегчать волонтерам решение социальных проблем и в тоже время служить «лифтом» для подъема этих проблем на федеральный уровень для их последующего устранения.

Сегодня волонтеры намного лучше, чем профильные госструктуры, ухаживают за бабушками, ищут пропавших детей, убирают мусор, однако их опыт и лучшие практики никто не изучает, не внедряет и не превращает их в законодательные инициативы. Мы в Содружестве волонтеров «Поиск пропавших детей» с удовольствием бы перестали бегать по лесу, если бы были уверены, что МЧС научится эффективно проводить поиски в природной среде.

В гл.3 слабо отражены обязанности органов государственной власти по изучению опыта волонтеров по решению конкретной социальной проблемы, по внедрению этого опыта в деятельность организаций, отвечающих за решение данной проблемы. Не прописаны обязанности органов власти по принятию мер\изданию нормативных правовых актов, направленных на искоренение данной социальной проблемы.

Добрый день, коллеги.
У меня комментарий по поводу статуса добровольческой (волонтерской) организации. Согласно законопроекту – это социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающая к своей деятельности добровольцев (волонтеров), от имени и по поручению которой действует доброволец (волонтер). Возникает такой вопрос: та ли это организация, которая уже признана социально-ориентированной или становится таковой уже в результате осуществления ею добровольческих программ? Если добровольческая организация может быть только социально-ориентированной, то из числа добровольческих организаций совершенно необоснованно выпадают те, которые не имеют статус социально-ориентированной.

Это интересно:

  • Правила возврата обмена бытовой техники Самозащита потребителя Возврат бытовой техники в магазин Возврат бракованной бытовой техники Почти любая бытовая техника, кроме разве что пылесосов, подходит под перечень технически сложных товаров утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 в связи с этим […]
  • Кто имеет право устанавливать налоги Имеет ли право муниципальное образование устанавливать налоговые льготы для определенного круга физических лиц? Имеет ли право муниципальное образование устанавливать налоговые льготы для определенного круга физических лиц (например для членов добровольных народных дружин)? Если да, то […]
  • Не выплачивают подоходный налог Право на НДФЛ-вычет ИФНС подтвердила, а деньги так и не пришли: как быть? Далеко не всегда получение денег по заявленному НДФЛ- вычету (имущественному/ социальному/ стандартному) проходит гладко. Давайте разберемся с ситуацией, когда вы представили в инспекцию декларацию с необходимыми […]
  • Сколько составляет пособие на детей до 15 лет Ежемесячное пособие по уходу за ребенком с рождения и до 1,5 (полутора) лет в 2018 году Дополнительные региональные программы по поддержке материнства и детства в: Москве Алименты на ребенка: понятие, размер, порядок уплаты Ежемесячная денежная выплата на ребенка до 1,5 лет с 2018 […]
  • Нарушение правила движение по аэродрому Методические рекомендации «Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома с выдачей допуска» (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 13 мая 2013 г.) I. Общие […]
  • Ликвидация колхозов в ссср Коллективизация сельского хозяйства Первые коллективные хозяйства возникли в 1918 г. Определилось три формы кооперирования, которые отличались степенью обобществления: ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли), артели (общие средства производства), коммуны (общие средства […]
  • Приказ о вводе лифта в эксплуатацию Проект Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об утверждении форм документов в реализацию постановления Правительства Российской Федерации "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, […]
  • Право военных на вторую пенсию ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Право на получение одновременной пенсии за выслугу лет по линии силового ведомства и трудовой части страховой пенсии по старости есть у пенсионеров из числа проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Федеральной службе […]
Все права защищены. 2018