Взаимодействия служб участвующих в работах по ликвидации последствий дтп

3 (лекция 2 ч). Основные принципы и технологии ведения аср при ликвидации последствий дтп

Главная > Документ

Тематика дополнительной подготовки пожарных, участвующих

в ликвидации последствий ДТП

Тема 1 (лекция 2 ч). Виды ДТП и причины их возникновения. Взаимодействие служб, участвующих в работах по ликвидации последствий ДТП. Правовые основы ведения АСР при ДТП

Динамика ДТП в России и людских потерь в них. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Классификация дорожно-транспортных происшествий. Характеристика возможной обстановки при дорожно-транспортных происшествиях. Реагирование на дорожно-транспортные происшествия. Следствено-оперативные действия на месте ДТП и ликвидация последствий ДТП.

Силы, привлекаемые для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Основные требования Примерного положения о взаимодействии органов управления и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России при ликвидации последствий ДТП. Управление ликвидацией последствий дорожно-транспортных происшествий. Нормативное правовое обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествии.

Тема 2 (лекция 2 ч). Системы активной и пассивной безопасности автомобиля. Основные узлы и механизмы автомобиля, их характерные повреждения при ДТП

Общие понятия о системах безопасности автомобиля, их классификация и принцип действия. Влияние активной и пассивной систем безопасности автомобиля на уменьшение потерь.

Типовые повреждения автомобилей при лобовом (фронтальном) ударе, при боковом ударе, перевороте, при падении предметов на автомобиль и возможные их влияния на безопасность водителя и пассажиров. Новые технологии автомобилестроения, влияющие на технологию АСР при ДТП.

Тема 3 (лекция 2 ч). Основные принципы и технологии ведения АСР при ликвидации последствий ДТП

Общие понятия и принципы ликвидации последствий ДТП. Роль и место проведения АСР при ликвидации последствий ДТП. Принципы проведения АСР. Основные операции, выполняемые в ходе ведения АСР. Содержание технологических карт по видам аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Нормативы выполнения основных операций.

Особенности проведения АСР при ликвидации последствий ДТП в темное время суток, на железнодорожном переезде, а также с участием

автотранспорта, перевозящего АХОВ, радиоактивные вещества, пожаровзрывоопасные вещества.

Тема 4 (лекция 2 ч). Назначение, основные технические характеристики аварийно-спасательного инструмента и оборудования, применяемых пожарными при ликвидации последствий ДТП. Возможная комплектация АСИ пожарных автомобилей

Три правила спасения пострадавших в результате ДТП. Технические средства, применяемые при проведении АСР. Возможность и целесообразность их использования при ликвидации последствий ДТП.

Назначение, состав, тактико-технические характеристики, устройство и возможности гидравлического аварийно-спасательного инструмента, применение которых возможно при ликвидации ДТП. Назначение, состав, тактико-технические характеристики, устройство и возможности прочих технических средств ведения АСР, применяемых при ликвидации последствий ДТП. Возможная комплектация АСИ пожарных автомобилей.

Тема 5 (семинар 2 ч ). Правила работы с АСИ и ухода за ним

Основные правила работы с АСИ. Правила работы с гидравлическим оборудованием. Правила работы с расширителям и резаками. Правила работы с пневматическим оборудованием. Общие требования нормативно-технических документов по уходу за аварийно-спасательными инструментами (приказы, ГОСТы, наставления, инструкции и др.). Возможные неисправности ГАСИ и порядок их устранения.

Тема 6 (практическое занятие 4 ч). Формирование первоначальных навыков в подготовке к работе и эксплуатации АСИ и оборудования, применяемых при ликвидации ДТП

Порядок подготовки инструментов и оборудования к работе и проверка их работоспособности. Меры безопасности при работе с АСИ и оборудованием. Практическое выполнение операций по: резке железных стержней, прутов и профилей; вскрытию дверей автомобиля; вырезанию боковины (организации третьей двери) автомобиля; удалению центральной стойки. Подготовка к работе, развертывание и практическая работа с АСИ, который может входить в комплект пожарной машины.

Тема 7 (лекция 2 ч). Вторичные поражающие факторы при ДТП, их классификация и способы устранения

Общие сведения о вторичных поражающих факторах при ДТП. Классификация вторичных поражающих факторов при ДТП. Мероприятия по предотвращению воздействия вторичных поражающих факторов. Мероприятия по локализации и ликвидации возгораний ТС, утечек (пролива) или выбросов АХОВ, биологического заражения, радиоактивного загрязнения местности при ДТП.

Тема 8 (лекция 2 ч). Организация и технология выполнения АСР при ликвидации последствий ДТП. Обязанности членов спасательной группы (пожарного расчета)

Организация выполнения АСР при ликвидации последствий ДТП. Обязанности членов спасательной группы (пожарного расчета) при ликвидации последствий ДТП. Отключение системы зажигания автомобиля. Мероприятия по стабилизации ТС. Средства, применяемые для стабилизации ТС и возможные места их установки. Мероприятия по отключению несработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности.

Тема 9 (лекция 2 ч). Порядок и последовательность выполнения работ при деблокировании и извлечении пострадавшего из автомобиля. Оказание ему первой помощи

Основные правила спасения пострадавших при ДТП. Правила осмотра пострадавших в салоне автомобиля и оказания первой помощи. Операции, выполняемые в целях деблокирования и извлечения пострадавшего из ТС и последовательность их выполнения. Факторы, влияющие на направление извлечения пострадавших. Порядок и правила применения эвакуационных щитов для извлечения пострадавших. Мероприятия по оказанию пострадавшему первой помощи после извлечения.

Тема 10 (лекция 2 ч). Техника безопасности в ходе проведения АСР при ликвидации последствий ДТП

Общие требования безопасности при ведении АСР при ДТП. Правила поведения пожарных-спасателей в зоне проведения АСР. Причины и типичные травмы спасателей. Профилактика травматизма. Нормативные основы охраны труда пожарных-спасателей. Обязанности спасателей (членов пожарного расчета) по соблюдению мер безопасности при ведении АСР. Ответственность за нарушение мер безопасности при ведении АСР.

Тема 11 (практическое занятие 6 ч). Формирование практических навыков выполнения работ при деблокировании и извлечении пострадавшего из автомобиля. Оказание ему первой помощи

Занятие 1 (днем 3 ч)

Инструктаж по технике безопасности. Тренировка в практическом выполнении операций по: резке стоек автомобиля; надрезу крыши кузова автомобиля; откидыванию крыши автомобиля назад или вбок; полному удалению крыши; отжатию приборной панели автомобиля; расширению проемов в металлических конструкциях автомобиля; фиксации положения пострадавшего перед его извлечением из ТС; извлечению пострадавшего из ТС Тренировка в практическом выполнении операций по оказанию первой помощи пострадавшему: осмотр в салоне автомобиля; проведение сердечно-легочной реанимации; остановка кровотечения; иммобилизация травмированных частей тела и конечностей.

Занятие 2 (ночью 3 ч)

Выполнение операций по освещению места проведения АСР. Содержание остальных вопросов занятия №2 аналогичны содержанию занятия №1.

Тема 12 (практическое занятие 6 ч). Действия спасательной группы (пожарного расчета) в ходе проведения АСР при ликвидации последствий ДТП

Занятие 1 (днем 3 ч)

Действия пожарного расчета при получении сигнала о ДТП. Оповещение, сбор, проверка (погрузка при необходимости) АСИ и принадлежностей. Оценка обстановки по прибытию к месту работы. Действия номеров расчета при организации рабочих зон для проведения АСР ликвидации последствий ДТП. Практические действия номеров расчета по проведению АСР при ликвидации последствий ДТП.

Занятие 2 (ночью 3 ч)

Содержание занятия №1, с учетом особенностей действий ночью.

Тема 13 (контрольное занятие 4 ч). Зачет

Содержание занятий определяет руководитель в соответствии с тестовой программой контроля знаний пожарных, участвующих в ликвидации последствий ДТП. На контрольное занятие выносится не менее 3 вопросов. Теоретический вопрос по пройденным темам, практическое действие с АСИ, практическое действие по оказанию первой помощи пострадавшему.

Взаимодействия служб участвующих в работах по ликвидации последствий дтп

_Текст А. Запорожец, Л. Одинцов, ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России

От согласованных действий всех субъектов, участвующих в организации и осуществлении перевозки, а также от их действий при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) зависит, выйдет ли данный процесс из-под контроля или не выйдет.

В этой связи важное значение приобретает регламентация этого процесса и деятельности всех субъектов, участвующих в его реализации.

Для этого следует рассмотреть основные вопросы взаимодействия между собой структур различных ведомств. Помимо сил МЧС России для ликвидации ЧС привлекаются силы Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспорта РФ, Ростехнадзора, Росстроя, Росавтодора, Рослесхоза, а также силы и средства муниципальных образований.

Характер и масштаб работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций требуют применения различных сил и их взаимодействия. При этом имеет место такая обстановка, когда одни силы выполняют основную работу, а другие – обеспечивают и обслуживают выполнение основной работы. Например, при спасении людей в разрушенном здании необходимы средства разведки, средства спасения, обученный персонал и т.д.

Принимая во внимание характер и масштаб взаимосвязей сил и средств МЧС России со службами других министерств по выполнению работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, с точки зрения эффективности и экономичности этих работ целесообразно рассмотреть взаимодействие всех сил и средств, входящих в систему РСЧС и гражданской обороны, как совокупность действий разных сил средств, принимающих совместное участие в выполнении работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными целями взаимодействия при ПОГАТ являются:

обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов (ОГ) автомобильным транспортом;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации последствий, возникающих при ДТП с транспортными средствами, перевозящими ОГ;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных ДТП с транспортными средствами, перевозящими ОГ;

— организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, вызванных ДТП с транспортными средствами, перевозящими ОГ, в местах массового пребывания людей;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

— координация деятельности органов управления, сил и средств, осуществляющих мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных ДТП с транспортными средствами, перевозящими ОГ.

Совокупность действий разных сил и средств при ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций является весьма сложной. Поэтому по физическому смыслу выполняемых работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются следующие уровни взаимодействия:

— на уровне распределения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, при чрезвычайном положении, в военное время и при выполнении обязательств по международному сотрудничеству в области гражданской обороны;

— на уровне типовых чрезвычайных ситуаций в указанные периоды;

— на уровне распределения аварийно-спасательных и других неотложных работ в рамках одной чрезвычайной ситуации;

— на уровне обеспечения и обслуживания выполняемых работ по процессам функционирования.

Степень взаимодействия при совместной работе налагает ответственность за свои действия на каждого участника этого взаимодействия. Это положение должно быть зафиксировано в правовых документах. Чтобы это положение записать, нужно определить по ряду критериев рациональную степень взаимодействия и ответственности.

— взаимным оповещением и информированием о фактах ДТП, о составе и готовности сил и средств, имеющихся для их ликвидации;

— совместным и скоординированным применением аварийно-спасательных формирований;

— эффективным управлением работами и мероприятиями по ликвидации последствий ДТП.

Основные принципы взаимодействия:

— гуманное отношение к пострадавшим;

— комплексное использование сил и средств;

— персональная ответственность руководителей служб за выполнение возложенных на них функций;

— подчинение лиц, участвующих в работах на месте ДТП, в части их касающейся, указаниям руководителя следственно-оперативной группы;

— самостоятельность действий аварийно-спасательных формирований (АСФ) МЧС России (при отсутствии на месте ДТП сотрудника дорожно-патрульной службы (ДПС) Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) или других представителей органов внутренних дел) с обязательной фиксацией ими первоначальной обстанов­ки на месте ДТП по правилам судебной фотографии, по возможности минимальным ее нарушением с целью сохранения вещественных доказательств;

— взаимное информационное обеспечение;

— оперативное принятие согласованных мер по ликвидации последст­вий ДТП.

Перевозка опасных грузов регламентируется «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. № 73 с изменениями от 11 июня, 14 октября 1999 г. «Руководством по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом» (РД 3112199-0199-96), утвержденным 8 февраля 1996 г. и «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313.

В соответствии с указанными Правилами по ПОГАТ особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) должен получить от органов внутренних дел по месту нахождения груза разрешение на перевозку.

Разработка маршрута транспортировки ОГ осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку.

Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями Госавтоинспекции МВД России в следующих случаях:

— при перевозке особо ОГ;

— при перевозке ОГ, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.));

— при перевозке ОГ, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следующих от места отправления до места назначения.

Правилами перевозки ОГ установлены режимы движения, правила остановки, стоянки, заправки и другие аспекты безопасности перевозок.

ОГ должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами. Правилами установлены требования к этим транспортным средствам.

Документом, подтверждающим допуск транспортного средства к перевозке ОГ, является свидетельство, форма которого утверждена вышеуказанными Правилами.

Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями Госавтоинспекции МВД России по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра в порядке, установленном Наставлением по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

К перевозке ОГ допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Документом, подтверждающим допуск водителя к перевозке опасных грузов, является свидетельство, форма которого приведена в Правилах ПОГАТ.

Кроме того, в транспортных документах должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку ОГ, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля.

Водитель, осуществляющий перевозку ОГ, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

— лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»;

— путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и приложения 7.11 упомянутых Правил перевозки, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» № опасного груза по списку ООН;

— свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов;

— аварийную карточку системы информации об опасности (СИО);

— информационные таблицы СИО (размещаются на транспортном средстве);

— информационные карточки СИО;

— маршрут перевозки ОГ;

— паспорт безопасности на опасный груз (разрабатывается грузоотправителем);

— адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГИБДД МВД России, расположенных по маршруту движения.

Транспортно-сопроводительные документы находятся в кабине водителя (аварийная карточка должна находиться непосредственно у экспедитора или водителя) в месте, позволяющем обеспечивать их сохранность даже в результате возникновения инцидента. Во всех этих документах содержится номер вещества по списку ООН. Это позволяет провести идентификацию перевозимого ОГ в любых ситуациях (даже без участия персонала, обслуживающего перевозку), и приступить к ликвидации последствий аварии.

Кроме того, документами, содержащими краткие предписания по ликвидации последствий инцидентов в зависимости от применяемого кода экстренных мер, снабжаются все сотрудники ГИБДД, контролирующие выполнение перевозок ОГ.

При перевозке ОГ водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГИБДД МВД России маршрута и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения.

В случае вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем (согласно Правилам дорожного движения) и знаками, запрещающими остановку, предусмотренными упомянутыми Правилами перевозки ОГ.

При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие подразделения ГИБДД.

Во время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически контролировать техническое состояние транспортного средства, а экспедитор – следить за креплением груза в кузове и за сохранностью маркировки и пломб.

Водителям запрещается заправлять автомобиль топливом на автозаправочных станциях общего пользования. Заправка топливом этих транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями правил перевозки.

При управлении транспортным средством с опасным грузом водителю запрещается:

— резко трогать транспортное средство с места;

— производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/час;

— двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;

— курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);

— пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200 м от стоянки транспорта);

— оставлять транспортное средство без надзора.

Запрещается на транспортном средстве, перевозящем ОГ, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации, а также посторонних лиц.

При возникновении опасности, персонал обеспечения перевозки ОГ обязан:

— проверить наличие и масштаб разлива (россыпи, взрыва) ОГ;

— при необходимости использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ);

— не допускать посторонних лиц к месту аварии (инцидента);

— сообщить о случившемся в ближайший орган МВД России;

— сообщить в ближайший орган МЧС России;

— при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;

— вызвать аварийную бригаду, ближайшую к месту аварии (грузоотправителя, грузополучателя) или обе сразу в зависимости от масштаба аварии (инцидента);

— оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;

— в соответствии с указаниями аварийной карточки и полученными инструкциями принять меры по первичной ликвидации последствий аварии (инцидента);

— по прибытии на место аварии (инцидента) представителей специальных служб (ГИБДД МВД России, МЧС России, скорой помощи, представителей объединения «Изотоп», санитарной инспекции и т.д.) проинформировать их о принятых мерах, виде опасности и предъявить по их требованию транспортно-сопроводительные документы.

Основные работы по ликвидации последствий аварии (инцидента) с опасным грузом проводят аварийные бригады, которые состоят из специально обученного персонала. Они оснащены различными средствами ликвидации последствий аварий (инцидентов) с ОГ, средствами контроля за состоянием техники и окружающей среды. Аварийные бригады размещаются в местах погрузки-разгрузки и хранения опасных грузов. Состав аварийной бригады и функциональное назначение каждого ее члена соответствуют характеру опасности и перечню возможных работ с опасным грузом.

Аварийные бригады создаются на предприятиях грузоотправителя-грузополучателя опасных грузов и обеспечивают ликвидацию последствий инцидентов и аварий. В исключительных случаях, согласно договору на перевозку, аварийные бригады могут создаваться в автотранспортных организациях. Обязательно обучение приемам первичной ликвидации последствий инцидентов других групп обслуживающего персонала независимо от их ведомственной принадлежности. Работники аварийных бригад проходят специальную подготовку и действуют на месте инцидента в соответствии с планом мероприятий, разработанным для каждого вида перевозимых опасных грузов. В этом плане указываются порядок действий, перечень необходимого имущества и инструмента, а также технология работ по специальной обработке (дезактивация, дегазация, дезинфекция), необходимой для конкретного опасного груза.

Основными действиями аварийной бригады являются:

— обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза;

— оказание первой медицинской помощи пострадавшим при инциденте;

— обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала;

— проведение дезактивации, дегазации и дезинфекции верхней одежды обслуживающего персонала, транспортных средств и зараженной местности;

— оповещение местных органов МВД России и МЧС России, грузоотправителя-грузополучателя о случившемся инциденте.

Устранение неисправностей тары с опасными грузами на территории автотранспортных организаций и грузовых станций не допускается.

Мероприятия по спасению пострадавших при ДТП в ходе перевозки ОГ определяются характером поражения людей, размером повреждения транспортного средства, наличием вторичных поражающих факторов.

При спасении пострадавших в ДТП в ходе перевозки опасных грузов проводятся:

— разведка и оценка обстановки, определение границы опасной зоны и ее ограждение;

— локализация и ликвидация воздействий поражающих факторов;

— поиск пострадавших, обеспечение их средствами индивидуальной защиты и эвакуация из опасной зоны;

— оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

— контроль за содержанием опасных веществ в воздухе, воде и почве.

Население территорий, прилегающих к аварийному транспортному средству, подвергается угрозе воздействия поражающих и вредных факторов аварий.

Под этими факторами следует понимать радиационные (поля из­лучения), механические (ударные нагрузки, колебания грунта), баллисти­ческие (осколочные поля), термические (тепловой поток), электромагнитные (грозовые разряды), избыточные концентрации радиоактивных веществ, канцерогенов и токсикантов, формирующиеся при реализации опасного события, либо характеризующие условия жизнедеятельности и другие воздействия.

Воздействие опасных факторов приводит к ущербу здоровью че­ловека (его ранению, болезни, смерти), состоянию объектов техносферы (повреждение, разрушение), окружающей среде, экономике государства. Различают непосредственный ущерб и косвенные последствия, рассматри­ваемые в рамках системы более высокого уровня (регион, отрасль эконо­мики). При этом поражающие факторы приводят к заболеванию (ранению) или смерти людей непосредственно в процессе воздействия (при попадании последних в зону их действия). Вредные факторы вызывают указанные последствия с определенной вероятностью. Поэтому опасность наступления последствий характеризуется риском. Например, радиационный риск при облучении ионизирующим излучением, зависящий от дозы и оцениваемый вероятностью нежелательных последствий.

В качестве объекта воздействия опасных факторов в зависимости от цели оценки могут рассматриваться отдельные лица из персонала (оценка индивидуального риска для заданных условий профессиональной дея­тельности), группа или категория персонала (оценка социального риска), население региона и страны в целом (управление риском), объекты техносферы (оценка риска их разрушения), экономика государства (планирование экономического развития), окружающая среда (оценка экологического риска).

Угроза причинения ущерба объекту может быть, когда последний в случае реализации опасного события находится в зоне действия опасных факторов.

С учетом изложенных требований и условий разработан проект Положения по взаимодействию различных структур при выполнении спасательных работ на месте дорожно-транспортных происшествий с автотранспортными средствами, перевозящими опасные грузы.

Основным критерием (параметром) оптимизации взаимодействия является его эффективность, которая выражается через три основных составляющих:

1) спасение человеческих жизней и сохранение здоровья людей;

2) сохранение окружающей среды;

3) предотвращение или уменьшение материального ущерба.

Если время проведения АСР ограничено или количество сил и средств недостаточно, то они распределяются в соответствии с указанным ранжированием трех составляющих эффективности. Но в каждом конкретном случае, в т. ч и при оптимизации взаимодействия различных структур руководством должны приниматься оптимальные решения.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП

по современным формам, методам и приемам спасения
пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях

1. Общие положения. В компетенцию МЧС России, региональных, территориальных и местных органов управления по делам ГОЧС (при ДТП федерального, регионального, территориального и местного уровней, соответственно) входит: организация управления и координации действий всех органов управления и АСФ, привлекаемых для спасения пострадавших в ДТП; обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды в зоне ДТП; организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной защиты и химической безопасности, других требований безопасности; оказание помощи в доставке в район ДТП бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения; обеспечение проведения АСР при ДТП поисково-спасательными службами и другими силами и средствами МЧС России; обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями АСФ непосредственно по прибытии на место ДТП в случае отсутствия сотрудников МВД России (инспектора-дознавателя ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фотосъемки.

2. Порядок действий по ликвидации последствий ДТП.
Первый, прибывший на место ДТП, руководитель одного из подразделений сил спасения или сотрудник ГИБДД принимает на себя полномочия руководителя ликвидации последствий ДТП и исполняет их до прибытия назначенного комиссией по чрезвычайным ситуациям руководителя ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Руководитель ликвидации последствий ДТП обязан:
— произвести разведку и оценить обстановку на месте; немедленно организовать спасение людей, предотвратить панику, используя для этого имеющиеся силы и средства;
— определить решающее направление, необходимые силы и средства, способы и приемы действий;
— поставить задачи подразделениям (службам), обеспечить выполнение поставленных задач;
— непрерывно следить за изменением обстановки, принимать соответствующие решения;
— по прибытии к месту ДТП передать информацию на центральный узел связи (ЦУС) города (зоны) или пункт связи подразделения (ПСП), где произошло происшествие; после принятия решения и отдачи приказаний сообщить точные координаты происшествия, что произошло, какие силы и средства введены в действие, есть ли опасность развития ситуации, какие необходимы дополнительные силы и средства; поддерживать в дальнейшем непрерывную связь с ЦУС или ПСП, периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на месте ДТП;
— вызывать дополнительные силы и средства одновременно, а не по частям, организовать встречу прибывающих сил и средств;
— по прибытии к месту ДТП старшего начальника доложить об обстановке, о принятых мерах, задействованных силах и средствах; силах и средствах, прибывших к месту ДТП; силах и средствах, вызванных дополнительно;
— в зависимости от обстановки на месте ДТП при необходимости организовать оперативный штаб и определить место его расположения;
— информировать оперативный штаб о принимаемых решениях;
— создать резерв сил и средств, периодически подменять работающих, давая им возможность отдохнуть, обогреться и переодеться;
— назначить из числа лиц начальствующего состава ответственного за соблюдение мер безопасности; при необходимости организовать на месте ДТП пункт оказания медицинской помощи;
— в случае прибытия к месту ДТП сил и средств различных направлений начальнику тыла выделить помощников со средствами передвижения и связи;
— организовать взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации последствий ДТП, поддерживать постоянную связь с инженерно-техническими сотрудниками, принимать решения о приемах и способах ведения работ;
— определить порядок убытия с места ДТП подразделений и взаимодействующих служб.
Прибывший к месту ДТП старший начальник сил АСФ обязан:
— оценить обстановку и правильность ведения работ по ликвидации последствий ДТП;
— определить необходимость вызова дополнительных сил и средств;
— при необходимости принять на себя руководство работами.
Старший начальник, прибывший к месту ДТП, несет ответственность за исход работ независимо от того, принял он руководство на себя или нет. Принятие старшим начальником руководства на себя обязательно, если руководитель работами по ликвидации последствий ДТП не обеспечивает управления привлекаемыми силами и средствами.
В зависимости от обстановки на месте ДТП для управления силами и средствами руководитель работ может организовать отдельные (боевые) участки и оперативный штаб.
Старший начальник должен объявить руководителю работ о своем решении принять руководство и оповестить об этом начальника оперативного штаба, начальника тыла и начальников участков. Моментом принятия руководства старшим начальником на себя считается отдача им первого распоряжения. Отдельные участки могут создаваться по видам работ или по территориальному признаку. При работе на месте ДТП двух и более подразделений АСФ назначается начальник тыла из числа среднего и младшего начальствующего состава того подразделения, в зоне ответственности которого ведутся работы.
При внезапном изменении обстановки в зоне ДТП и невозможности своевременного получения приказания от руководителя работ, начальники (командиры) подразделений должны действовать самостоятельно, проявляя разумную инициативу. Отсутствие приказаний руководителя работ не может служить оправданием бездеятельности командира.
В зависимости от состояния зоны ДТП в ходе работ производится корректирование технологии выполнения АСР. При этом сведения о всех изменениях обстановки, а также информация о применяемых технологиях спасения пострадавших направляются от руководителя работ в вышестоящие органы управления, которые уточняют и согласовывают ранее принятые организационные решения и обеспечивают их выполнение через соответствующие мероприятия, в результате чего процесс ликвидации последствий ДТП продолжается в принятом порядке.
Основными способами управления ведением АСР являются: личное наблюдение руководителем работ за ликвидацией последствий ДТП; изучение обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; контроль за ходом выполнения поставленных задач; личные переговоры с подчиненными и вышестоящими руководителями (командирами, начальниками) по средствам связи; отдача коротких распоряжений; уточнение задач; изучение донесений; постановка новых задач.
Основным средством управления ведением АСР при ликвидации последствий ДТП является связь.
Средства связи используются комплексно. Организация связи должна обеспечивать устойчивость управления, возможность передачи сигналов, распоряжений и информации по нескольким каналам связи. Связь устанавливается с органами управления ГИБДД, Минздрава России, МЧС России и других ведомств и со спасателями на месте проведения АСР.

3. Основные принципы проведения АСР при ликвидации последствий ДТП
1. Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия (ЛП ДТП). Полномочия по руководству работами по ЛП ДТП принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД МВД России, поисково-спасательной службы МЧС России, службы скорой медицинской помощи Минздрава России. Он исполняет обязанности руководителя ЛП ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органом государственной власти, органом местного самоуправления, руководителем организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП.
Решение руководителя ЛП ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ЛП ДТП. Никто не вправе вмешиваться в его руководство работами по ликвидации последствий ДТП, иначе, как освободив руководителя в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
2. Распределение полномочий, ответственности и обеспечение взаимодействия служб различных ведомств по ЛП ДТП. Порядок организации управления и взаимодействия служб различных министерств и ведомств Российской Федерации по ликвидации последствий ДТП приведен в разделе 2.
3. Заблаговременное распределение обязанностей по спасению пострадавших при ДТП в спасательной группе.
К аварийно-спасательным работам при ЛП ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав:
— командир группы — руководит работами по спасению людей и организует взаимодействие с другими привлекаемыми подразделениями;
— водитель — управляет транспортным средством, обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения аварийно-спасательного инструмента, обеспечивает освещение места ДТП;
— 1-2 спасателя — выполняют деблокирование и извлечение пострадавших из поврежденных ТС;
— спасатель — выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации воздействий вторичных поражающих факторов на месте проведения АСР (контролирует вытекание топлива, локализует и тушит очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.), контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР;
— медицинский работник — оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля.
4. Разделение места выполнения аварийно-спасательных работ на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного ТС.
5. Первоочередность выполнения работ по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП (теплового воздействия пожара, химического заражения и т. п.) на спасателей и пострадавших, а также исключению действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов (например, использования электроинструментов при розливе топлива).
6. Приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами.
Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой помощи. 7. Скорейшее обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном автомобиле для оказания ему ПМП.
Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т. п.
8. Максимальная разборка поврежденного ТС вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при извлечении его из автомобиля.
9. Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях: при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей; при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном автомобиле. Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем АСФ на основе заключения медицинского персонала.
10. Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего:
— противошоковой терапии;
— обезболивания;
— остановки кровотечения и т.п.;
— фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т.д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства и сохранении этого положения без переукладки в течение всего периода АСР, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение.

Это интересно:

  • Налоговые ставки водного налога 2018 год Процентные налоговые ставки на водный налог в 2018 году Все лица, как физические, так и юридические, используют воду в различных целях. Каждое государство за это взимает налог. Содержание Но все ли обязаны его платить, есть ли льготы и какие ставки стоит использовать при расчете […]
  • Статья 23 федерального закона о трудовых пенсиях в российской федерации Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 […]
  • Возврат изделия из меха Меха и Мода Обмен/возврат товара НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА В течении 14 дней (не считая дня покупки) вы можете обменять неношеную меховую вещь , как не подошедшую "по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации". При отсутствии вещи для обмена, вы имеете право просто […]
  • Как снять штраф на смерть Как снять штраф на смерть Death Penalty debuff system (система дебаффов штрафа смерти) была удалена из игры. Когда персонаж умирает, теперь есть вероятность получения дебаффа Shilen’s Breath (Дыхание Шилен). Дыхание Шилен накладывается с вероятностью 100% при убийстве персонажа […]
  • Работа юрист смоленск вакансии Работа юрист смоленск вакансии Ассоциация Центр Содействия Предпринимательству • Смоленск Юрист Акционерное общество Смоленская чулочно- трикотажная фабрика НАШЕ • Смоленск Юрист ДТП ПОМОЩЬ • Смоленск Юрист Юридическое партнерство Баринов Иванов Карпеченков • […]
  • Увольнение руководителя профсоюзного органа Суды: работодатель обязан получить согласие профсоюза на увольнение руководителя этого объединения в любом случае 30 марта 2017 года работодатель уведомил работника о том, что трудовой договор с ним будет расторгнут 31 мая 2017 года в связи с сокращением численности работников […]
  • Приказ минтранса 7 от 150114 Приказ минтранса 7 от 150114 Всколыхнув этакую бескозырку судоремонтник через gps вздымает всю нашу попытку как на ладони. Пригодится. В случае, если на одной карточке не удалось уместить все сведения по конкретному стеллажу, целесообразно заполнить следующую карточку. 1 min - uploaded […]
  • Что такое непрямые налоги Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА! Экономика - рефераты, шпаргалки, семинары, лекции, конспекты Прямые налоги и непрямые налоги Прямые налоги - это налоги, которые устанавливаются непосредственно на […]

Author: admin