З или с на конце приставок правило

Буквы з, с на конце приставок

  • выработать умение правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на –з или на –с;
  • активизировать деятельность учащихся в применении знаний ранее изученных тем;
  • воспитывать любовь к природе.
  • Интерактивная доска;
  • дидактический раздаточный материал;
  • сигнальные карточки с буквами “з” и “с”.

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Оформление тетрадей.

2. Актуализация знаний.

Ребята, замените определение понятий одним словом.

1. Сообщение о чём-либо. (Известие.)
2. Человек, разносящий пакеты с документами. (Рассыльный.)
3. Молчание, полная тишина. (Безмолвие.)
4. Группа солдат, обслуживающих орудие. (Расчёт.)
5. Проверочный опрос, экзамен. (Испытание.)
6. Сухая щепа, лучина для разжигания огня. (Растопка.)
7. Место, где начинается водный источник. (Исток.)

(Учащиеся записывают слова. Ребята, на какое правило вы записали слова. Вспоминаем орфограмму №11, комментируем и выделяем. На интерактивной доске схема:

I. Закрепление изученного материала:

1) Работа с текстом.

Задания (Текст у каждого учащегося на парте)

Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Определите тему текста. Какой стиль использовал автор? Определите тип речи. Какова главная мысль?

Карлуха – бе…покойный воронёнок. Он важно ра…гуливает по двору и прячет всё, что попадает в клюв.

Однажды Карлуха ра…добыл пуговицу и стал её прятать. Сунул в траву , где густо ра…рослись ромашки, колокольчики, метёлки. Пригнул колосок пуговицу закрыть, а колосок ра…прямился. Ра…адорился воронёнок, стал ромашки, колокольчики сгибать, а они поднимаются.

Ра…терялся Карлуха: так пуговицу любая сорока может украсть. А сороки уже близко; ра…храбрились, ра…шумелись.

Воронёнок решил кирпич и…пользовать. Ра…копал под ним землю и спрятал пуговицу, а сам для верности сверху ра…положился. Пусть теперь сороки попробуют украсть!

2) Самостоятельная работа

Выпишите из текста слова на изученную орфограмму.

А) Синтаксический разбор первого предложения.
Б) Морфемный разбор слов: расхрабрились, расшумелись. (Трое учащихся работают у доски)Проверка.

3) Сопоставление предлогов без-, из и приставок из-, ис- (На интерактивной доске)

  • Погода без ветра –
  • День без радости –
  • Ночь без звезд –
  • Зима без снега –
  • Ночь без сна –
  • Человек без жалости –
  • Рыцарь без страха –
  • Малыш без защиты –

(Обращаем внимание, что в некоторых словах пишутся СС, ЗЗ)

4) Устный диктант с сигнальными карточками (Карточки красного и синего цвета)

Бесплатный, бездарный, воскликнуть, возгордиться, избежать, испугать, разбросать, растерять, бесценный, бездумный, вздрогнуть, вспомнить, низвергаться, ниспадать.

Учитель. В современном русском языке редко встречаются слова с приставками воз-, вос, низ-, нис-. Первая обозначает направление действия вверх(возносить, восходить) и начало действия(возлюбить, воспылать);вторая-направление действия вниз(низвести, нисходить). Новые слова с этими приставками не образуются.

III. Проверка знаний учащихся по теме (по вариантам)

1) Вставить пропущенные буквы.

2) Замените выделенные слова синонимами с приставками на -З, -С. Запишите эти слова.

Грачи давно ходили по двору и начали вить гнёзда в берёзовой роще. Скворцы тоже селились поближе к человеческому жилью. Отец сообщил, что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва смог их увидеть. Река вышла из берегов и затопила луга.

3)Найдите «лишнее» слово.

А) Бе…заботный, бе…печный, бе…покойный.
Б) Ра…свет, в…дыхать, ра…цвет.

1) Обозначь соответственно цифрами 1 и 2 слова с приставками, которые пишутся всегда одинаково и с приставками, написание которых зависит от следующего за ним согласного.

Во…вание( ), …ползти( ), …шить( ), по…бирать( ), з…расти( ), в…тряхнуть( ), пр…скакать( ), и…жарить( ), и…портить( ), бе…конечный( ), и…гнать( ), о…тереть( ), п…дать( ), ра…бросать( ), бе…радостный( ), на…винуть( ).

2) Найдите «лишнее» слово.

А) Ра…вели, бе…порядок, бе…жалостный.
Б) Бе…дарный, бе…честный, ра…жалобить.
В) И…следовать, и…чертить, и…бирать
Г) В…карабкаться, в…лететь, в…думать.

3) Укажите слова, в которых нет приставки.

А) В…дыбиться, …доровенный, …говориться.
Б) Ра…писание, ра…тение, ра…колоть.
В)…дешний, …держанность, со…дать.

V. Домашнее задание

Орфограмма № 11, упр. 414 (распределите слова в три группы: 1) с приставкой с-, 2) с приставкой на з– и с-, 3) без приставки – в этих словах з входит в корень – см. слова на полях: здесь, здание, здоровье).

VI. Творческое задание

Составить 5 предложений на тему «Зима», используя слова с приставками.

Буквы «З» и «С» на конце приставок (правило и примеры слов)

Буквы «з» и «с» на кон­це при­ста­вок пишут­ся в зави­си­мо­сти от того, с како­го соглас­но­го, звон­ко­го или глу­хо­го, начи­на­ет­ся корень сло­ва. Приведем при­ме­ры слов с при­став­ка­ми, закан­чи­ва­ю­щи­ми­ся бук­ва­ми «з» и «с».

Правописание буквы «з» на конце приставок

Правописание слов с при­став­ка­ми, закан­чи­ва­ю­щи­ми­ся на бук­вы «з» и «с», под­чи­ня­ет­ся фоне­ти­че­ско­му прин­ци­пу. Буква «з» обо­зна­ча­ет звон­кий соглас­ный звук [з].

Буква «з» на кон­це при­ста­вок пишет­ся тогда, когда корень сло­ва начи­на­ет­ся с бук­вы, обо­зна­ча­ю­щей тоже звон­кий соглас­ный звук, а имен­но:

Примеры слов с при­став­кой без-:

  • без б оро­дый
  • без в кус­ный
  • без г оло­сый
  • без д ель­ник
  • без з лоб­ный
  • без ж алост­ный
  • без л икий
  • без н рав­ствен­ный

Приставка воз-/вз- пишет­ся в сло­вах:

  • вз б ирать­ся
  • вз д ремнуть
  • воз г лавить
  • воз д елать
  • воз ж ечь

Примеры слов с при­ст­тав­кой раз-/роз-:

  • раз б рестись
  • ро́з валь­ни
  • раз в лекать­ся
  • раз д елать
  • ро́з д анный
  • раз г улять­ся
  • раз ж ало­бить

Приставка из- пишет­ся в сло­вах:

  • из б ира­тель
  • из д елие
  • из ж арить
  • из н осить

Приставку низ- ука­жем в соста­ве слов:

Правописание буквы «с» на конце приставок

Букву «с» на кон­це при­ста­вок выбе­рем перед кор­нем слов, начи­на­ю­щих­ся с букв, обо­зна­ча­ю­щих глу­хие соглас­ные зву­ки. Укажем их:

Примеры слов с при­став­кой бес-:

  • бес к орми­ца
  • бес с лов­ный
  • бес п ерспек­тив­ный
  • бес т олко­вый
  • бес ц вет­ный
  • бес х итрост­ный
  • бес ч ело­веч­ный
  • бес ш умный

Приставку вос-/вс- напи­шем в сле­ду­ю­щих сло­вах:

  • вс к ружить
  • вос с лавить
  • вос т ребо­вать
  • вос х валить
  • вос х ожде­ние

Приставку рас/рос- отме­тим в соста­ве слов:

  • рас к леить
  • рас с елить
  • ро́с п ись
  • рас т ерзать
  • рас ч есать­ся
  • рас ц вета­ние

Приставку ис- выбе­рем в сло­вах:

  • ис п одтиш­ка
  • ис т ереть
  • ис п одло­бья
  • ис ц еле­ние
  • ис ч ерпать

Приставка нис- пишет­ся в сло­вах:

  • нис х одить
  • нис п ослан­ный
  • нис ш едший
  • нис ш ествие

Видеоурок для 5 класса

Слова с приставкой з на конце

Большинство приставок под-, от-, об-, пред-, над-, в-, с-, про-, за-, на-, независимо от ударения или первой буквы корня, сохраняет устойчивое написание, например: подписать, подловить, отписать, отловить, обшить, обвить, предсказать, предвидеть, всходить, вбежать, отпрыск, отросток, сбыть, спилить и т.д.

1. Приставки без-, воз-, (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безводный – беспутный, возбуждение – воспитание, взлететь – вспомнить, изранить – испугать, низложить – нисходить, разделаться – расходиться, чрезвычайный – чересчур.

Примечание 1. В словах низкий, низший согласный з входит в состав корня, а не приставки, поэтому на письме не происходит замены з–с. Ср. сложное слово близсидящий.

Примечание 2. Написания расчет, расчесть, расчетный, расчетчица – рассчитать, рассчитывать основаны на правиле: перед корнем чет- пишется одно с (кроме слова бессчётный), перед корнем чит— – два с.

Примечание 3. В словах разевать, разинуть, разор, разорить и производных от них пишется одно з, но: раззява.

Примечание 4. В современном языке в словах здание, здесь, здоровье, в сочетании ни зги приставка не выделяется.

2. В приставках раз-(рас-) – роз-(рос-) без ударения пишется а, под ударением – о, например: развал и́ ть – р о́ звальни, разл и́ в – р о́ злив, распис а́ ние – р о́ спись, расс ы́ пать – р о́ ссыпь (но: розыскн о́ й – от р о́ зыск).

Примечание. Перед собственным именем приставка раз- пишется через дефис, например: Будь ты Ваня, раз-Ваня – мне все равно.

З или с на конце приставок правило

1. Мобилизующий этап

На диске написаны слова:

о. чет, н. резной, ра. грузить, ра. кидать, н. дувной, о. кос.

Учитель. Прочитайте слова вслух.

Распределите слова на три группы, учитывая их принадлежность к топ или иной части речи, имеющуюся в них одинаковую часть, характеристику звуков. Находите слова первой группы. Обоснуйте свой выбор.

К первой группе можно отнести слова отчет, откос. Это имени существительные. В них есть одинаковая приставка от. В каждом, слове па пять звуков. Все согласные звуки глухие.

Учитель. Какие слова составили втору группу?

Вторую группу составили слова нарезной, надувной. Это прилагательные. В них есть приставка на. В каждом слове, по восемь звуков. Все звуки звонкие.

Учитель. Скажите, как пишутся гласные и согласные в этих и других известных вам приставках.

Гласные и согласные в приставках от-, на-, под-, над-, со-, про-, пере- и др. пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Назовите слова третьей группы и их общие признаки.

К третьей группе можно отнести, слова разгрузить, раскидать. Это глаголы. В них звуков меньше, чем букв. В этих славах есть приставки.

Учитель. Скажите, какие буквы могут быть на конце данных приставок, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

На конце данных приставок могут быть буквы з или с. Значит, тема сегодняшнего урока «Буквы з и с на конце приставок».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, учитывая тему и начало написанных на доске фриз. Используйте запись на доске.

1) Познакомиться с . ;

2) учиться . писать с .

Цель урока: познакомиться с правилом написания бука з и с на конце приставок; учиться находить и писать слова с приставками на з и с.

3. Изучение нового материала

На доске а вписаны слова:

Учитель. Прочитайте слова: Выделите в них приставки. Подчеркните в словах первого столбика согласную, на которую оканчивается приставка, и согласную, с которой начинается корень.

Учитель. Скажите: перед какими согласными — звонкими или глухими пишутся приставки на з?

Приставки на з пишутся перед звонкими согласными.

Учитель. Выделите в словах второго столбика согласные в конце приставки и в начале корня.

Учитель. Установите, перед какими согласными пишутся приставки на с.

Приставки на с пишутся перед глухими согласными.

Учитель. Обобщите паши рассуждения и скажите, перед какими согласными пишутся приставки на з и перед какими — на с.

Приставки на з пишутся перед звонкими согласными, а приставки на с — перед глухими согласными.

Учитель. Определите, какие приставки надо писать в словах разгрузить и раскидать.

Прочитайте новое правило в учебнике. Сравните его с формулировкой, составленной вами.

4. Закрепление изученного материала

1) Бе. правный, бе. жизненный, бе. численный, бе. платный;

2) . бегать, . дать, . дравствуй, . делать;

3) . десь, . дание, . доровье, ра. бить;

4) бе. брёжный, бе. предельный, бе. граничный, бе. радостный.

Учитель. Прочитайте ряды слов. Исключите из каждого ряда лишнее слово. Скажите, какое слово лишнее в первом ряду. Почему?

В первом ряду лишнее слово безжизненный. В нем при ставка без-, а в словах бесправный, бесчисленный, бесплатный — приставка бес-.

Учитель. Напишите этот ряд слов, выделяя орфограмму.

Назовите лишнее слово из второго ряда.

Во втором ряду лишнее слово здравствуй. В нем нет приставки. Буква з — это часть корня. В словах сбегать, сдать, сделать приставка с.

Аналогичным образом осуществляется работа с третьим и четвертым рядами слов. Повторяется правило о правописании приставок на з- (с-). Слово безбрежный разбирается по составу.

Ра. говором сыт (не) будешь.

(Не) вырастиш. ов. щей, (не) . вариш. и щей.

Справка: (Не) ра. грызешь ореха, так (не) . ъешь и ядра.

Ра. суждениями каши (не) . варишь.

Учитель. Проанализируйте упражнение. Составьте к нему свое задание.

К каждой пословице надо подобрать другую, подходящую по смыслу. Написать пословицы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Учитель. Какую пословицу можно подобрать к первой? Почему?

К первой подходит пословица Рассуждениями каши не сваришь. В ней идет речь о том, что нельзя накормить словами.

Учитель. Можно ли объединить оставшиеся пословицы и почему?

Пословицу Не вырастишь овощей, не сваришь и щей можно объединить с пословицей Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра, так как в них говорится о том, что нельзя получить результата, не работая.

Учитель. Напишите пословицы попарно, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Назовите орфограммы, которые есть в каждой пословице.

В каждой пословице есть слова с приставкой на з- (с-), не с глаголом и глаголы во втором лице единственного числа.

Учитель. Как вы написали слова с приставкой на з- (с-)?

Учитель. Назовите слова из пословиц, которые имеют такой же состав, как слово разгрызешь.

Заклинатель присел около корзины и раскрыл ее. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка, на них влиять не может. Кобра все равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого ее заставляют кусать очень горячие предметы.

Учитель. Из этого упражнения мы узнаем об очень редком виде труда. Прочитайте текст. Разделите его на две части по двум признакам одновременно. Признаки деления определите самостоятельно.

Назовите признаки деления текста на части.

Мы разделили текст по смыслу и по наличию в них слов с приставками на з- (с-). В каждом предложении первой части есть такие слова, во второй части их нет.

Учитель. С какого предложения начинается вторая часть?

Вторая часть начинается с предложения Змеи почти совсем не слышат звуков.

Учитель. Напишите ту часть, которая соответствует теме урока. Выделите новую орфограмму.

Учитель. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

Мы. познакомились с правописанием приставок на з-, с-.

Учитель. Расскажите правило о правописании приставок на з-, с-.

Дается домашнее задание. Оценивается работа учащихся.

З или с на конце приставок правило

Сайт использует куки для предоставления сервиса и подбора релевантных для вас рекламы и списка вакансий. Используя сайт, вы подтверждаете, что вы прочитали и поняли политику о куки, политику конфиденциальности и наше пользовательское соглашение. Эти политики и соглашения регулируют использование продуктов и сервисов Stack Overflow, включая сеть Stack Overflow.

Приставки на -з и -с

Недавно в сборнике Е.С. Симаковой «Новый справочник для подготовки к ОГЭ» обнаружила информацию о том, что слово безвкусный является исключением к правилу о приставках на -з, -с. Объясните, кому не трудно, почему это слово исключение? Больше нигде подобной информации не нашла.

Недавно в сборнике Е.С. Симаковой «Новый справочник для подготовки к ОГЭ» обнаружила информацию о том, что слово Безвкусный является исключением к правилу о приставках на -з, -с. Объясните, кому не трудно, почему это слово исключение? Больше нигде подобной информации не нашла.

К сожалению, Вы не привели правило, которое использует Симакова. А ведь формулировки этого правила у разных лингвистов разные.

Формулировка в Правилах-56 («в приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з») мало чем отличается от формулировок в разных справочниках Розенталя. Однако формулировка эта может допускать двоякую трактовку: могут иметься в виду звуки, а могут — и буквы.

В.Н. Светлышева вводит уточнение, указывающее на звуки: «в соответствии с произношением перед гласными и звонкими согласными пишется з, перед глухими – с» [Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева. «Русский язык. Орфография и пунктуация.» М., 2002].

Т.М. Григорьева прямо говорит о звуках: «Приставки на з- меняют согласную в зависимости от последующего звонкого / глухого звука» [Т.М. Григорьева. «Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография.» М., 2004].

В ПАС правило формулируется иначе: «§ 82… перед буквами, передающими глухие согласные, пишется буква с, а в остальных случаях – буква з».

И исключений из этого правила для слова «безвкусный» авторы ПАС не предусматривали, считая, что написание его полностью укладывается в формулировку правила.

Но всё же и эта формулировка может трактоваться двояко.

В вышедшей несколько лет назад книге «Русское письмо в правилах с комментариями» (М., 2011) Е.В. Бешенкова и О.Е. Иванова (один из авторов ПАС) предложили более точную, по их мнению, формулировку:

«Приставки на з/с пишутся с буквой з перед гласными, буквой в и перед буквами, основными значениями которых является передача звонкого согласного». При такой формулировке обеспечивалось бы не только написание слов безвкусный, безвкусица, бессбросовый (РОС), но и потенциальных слов типа черезвторниковый, бессбруйный, бессбойный (т. е. никаких исключений из правила не было бы).

Но это было предложением на будущее.

В вышедшем в этом году «Объяснительном русском орфографическом словаре-справочнике» Е.В. Бешенкова, О.Е. Иванова и Л.К. Чельцова сформулировали правило, уже опираясь на звуки:

Правило. В конце слова или в конце первой части слова перед дефисом и внутри слова перед согласным (не сонорным или в) пишется та же согласная, которая выступает в той же значимой части слова, но перед гласным или сонорным и в, напр.: роз — так как роза…

Исключения. (ряд исключений).

Исключение-подправило. Приставки на з/с пишутся с буквой з перед гласными, сонорными и звонкими согласными, а перед глухими согласными пишутся с буквой с

Исключения: слово безвкусныйз перед глухим звуком [ф].

Это интересно:

  • Приказ минтранса 7 от 150114 Приказ минтранса 7 от 150114 Всколыхнув этакую бескозырку судоремонтник через gps вздымает всю нашу попытку как на ладони. Пригодится. В случае, если на одной карточке не удалось уместить все сведения по конкретному стеллажу, целесообразно заполнить следующую карточку. 1 min - uploaded […]
  • Правило кратности Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 25 и разрядную единицу Для упрощения деления натуральных чисел были выведены правила деления на числа первого десятка и числа 11, 25, которые объединены в раздел признаков делимости натуральных чисел. Ниже приводятся […]
  • Уголовно процессуальный кодекс в списке литературы Уголовно процессуальный кодекс в списке литературы Один @ втор.ru Самара 8-927-902-39-25 Дипломные, курсовые, контрольные работы на заказ в Самаре [email protected] Список литературы по уголовному праву На этой странице приведен список литературы по уголовному праву: 1. Конституция […]
  • Как оформить времена года в детском саду Оформление «Уголка для родителей» в детском саду по временам года своими руками Автор: Прошина Вера Ивановна – воспитатель МАДОУ ЦРР №60 «Сказка» г. Ликино-Дулево, Московская обл. «Уголок для родителей» несет важную информацию, которую необходимо сообщить для мам и пап наших […]
  • 75 статья федерального закона Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ"О негосударственных пенсионных фондах" С изменениями и дополнениями от: 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 […]
  • Закон об охранной деятельности в рф 2014 Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 21 […]
  • Налог на прибыл ставка 2018 Ставки налога на прибыль в 2018-2019 году Общая ставка по налогу на прибыль организаций Размер налоговой ставки в федеральный бюджет в бюджеты субъектов РФ 2% (до 2017), 3%(с 2017 года) 18% (до 2017), (17% с 2017 года) Законами субъектов РФ налоговая ставка может быть снижена: […]
  • Закон рф 52 о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Главная | ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 30 марта 1999 года N 52-ФЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ ПринятГосударственной Думой12 марта 1999 года ОдобренСоветом Федерации17 марта 1999 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава II. ПРАВА И […]

Author: admin