Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Задачи наследование групп крови

Содержание:

Как решать задачи на группу крови и резус фактора

Решение задач по генетике на группу крови – это не только увлекательное времяпрепровождение на уроках биологии, но и важный процесс, который используется на практике в различных лабораториях и медицинско-генетических консультациях. Здесь есть свои особенности, которые напрямую связаны с наследованием генов группы крови человека.

Различные варианты записи группы крови человека

Кровь является жидкой средой организма, и в ней находятся форменные элементы – эритроциты, а также жидкая плазма. Наличие или отсутствие каких-либо веществ в крови человека запрограммировано на генетическом уровне, что и отображается соответствующей записью при решении задач.

Наиболее распространенными считаются три вида записи группы крови человека:

  1. По системе АВ0.
  2. По наличию или отсутствию резус-фактора.
  3. По системе MN.

Система АВ0

В основе данного типа записи лежит такое взаимодействие генов, как кодоминирование. Оно гласит, что ген может быть представлен больше, чем двумя различными аллелями, и каждый из них в генотипе человека имеет свое собственное проявление.

Для решения задачи на группу крови следует помнить еще одно правило кодоминирования: здесь нет рецессивных или доминантных генов. Это значит, что различные комбинации аллелей могут дать большое разнообразие потомков.

Ген А в этой системе отвечает за появление антигена А на поверхности эритроцитов, ген В – за образование антигена В на поверхности этих клеток, а ген 0 – за отсутствие того или иного антигена. Например, если генотип человека записывается как IAIB (ген I используется для решения задачи по генетике на группу крови), то на его эритроцитах присутствуют оба антигена. Если же у него нет этих антигенов, но в плазме присутствуют антитела «альфа» и «бета», то его генотип записывается как I0I0.

На основе группы крови проводят переливание от донора к реципиенту. В современной медицине пришли к выводу, что наилучшим переливанием является тот случай, когда и донор, и реципиент имеют одну и ту же группу крови. Однако может возникнуть в практике ситуация, когда нет возможности найти подходящего человека с той же группой крови, что и пострадавший, которому необходимо переливание. В этом случае пользуются фенотипическими особенностями первой и четвертой группы.

У людей с первой группой на поверхности эритроцитов отсутствуют антигены, что дает возможность перелить такую кровь любому другому человеку с наименьшими последствиями. Это значит, что такие люди являются универсальными донорами. Если речь идет о 4 группе, то такие организмы относятся к универсальным реципиентам, т. е. им могут переливать кровь от любого донора.

Задачи на группу крови требуют определенной записи генотипов. Вот 4 группы людей по наличию антигенов на поверхности эритроцитов и их возможные генотипы:

I(0)-группа. Генотип I0I0.

II(А)-группа. Генотипы IAIA или IAI0.

III(В)-группа. Генотипы IBIB или IBI0.

IV(AB)-группа. Генотип IAIB.

Группы крови по резус-фактору

Еще один способ обозначения групп крови человека, который основан на наличии или отсутствии резус-фактора. Этот фактор также представляет собой сложный белок, который образуется в крови. Он кодируется несколькими парами генов, однако определяющая роль отводится генам, которые обозначаются буквами D (положительный резус, или Rh+) и d ( отрицательный резус, или Rh-). Соответственно, передача этого признака обуславливается моногенным наследованием, а не кодоминированием.

Задачи на группы крови с решением требуют следующей записи генотипов:

  • Люди с резус-положительной группой крови имеют генотипы DD или Dd.
  • У людей с отрицательным резус-фактором генотип записывается, как dd.

Система MN

Этот способ записи встречается чаще в странах Западной Европы, однако также может использоваться при решении задачи на группу крови. Он основан на проявлении двух аллельных генов, которые наследуются по типу кодоминирования. Каждый из этих аллелей отвечает за синтез белка в крови человека. Если генотип организма представляет собой комбинацию MM, то в его крови присутствует только тот тип белка, который кодируется соответствующим геном. Если же такой генотип поменять на MN, то в плазме будут находиться уже два разных вида белка.

Задачи на группу крови по системе MN требуют следующей записи генотипов:

  • Группа людей с генотипом MN.
  • Группа людей с генотипом MM.
  • Группа людей с генотипом NN.

Особенности решения задач по генетике

При оформлении генетических задач необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Написать таблицу исследуемых признаков, а также генов и генотипов, которые отвечают за проявление этого признака.
  2. Написать генотипы родителей: сначала пишется особь женского пола, а затем мужского.
  3. Обозначить гаметы, которые дает каждая особь.
  4. Проследить генотипы и фенотипы потомков в F1, и, если требует того задание, написать вероятность их появления.

Также решение задач по генетике на группы крови требует понимания типа взаимодействия, который вам был предложен в условии. От этого зависит ход решения, а также вы заранее можете предсказать результаты скрещивания и возможную вероятность появления зигот. Если для одного и того же условия подходят два или боле вида взаимодействия генов, всегда берется самый простой из них.

Задачи по системе АВ0

Задачи по биологии на группу крови по системе АВ0 решаются следующим образом:

«Женщина, которая имеет первую группу крови, вышла замуж за мужчину с четвертой группой крови. Определить генотип и фенотип их детей, а также вероятность появления зигот с различными генотипами».

Сначала мы должны знать, какие гены за какое проявление признаков отвечают:

Наследование групп крови и резус-фактора

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (340,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Курс, специальность: 1 курс, специальность 34.02.01 Сестринское дело, группа 191.

Тема раздела: Множественные аллели. Наследование групп крови.

Тема занятия: Наследование групп крови и резус-фактора.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Место проведения: кабинет медицинской генетики.

Продолжительность: 90 мин.

Число участников: 20 человек.

Цели занятия:

  • Ознакомить с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека.
  • Актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта.
  • Способствовать осмыслению полученных знаний и умения применять их на практике.

Задачи занятия:

Дидактические задачи:

  • Изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора
  • Научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач
  • Разъяснить наследование групп крови и резус-фактора.

Развивающие задачи:

  • Научить студентов решать задачи на определение наследования групп крови и резус-фактора.
  • Научить прогнозировать вероятность рождения детей с гемолитической болезнью.
  • Развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы.
  • Стимулировать интерес к поисковой , познавательной деятельности.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать самостоятельность суждений студентов.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать развитию практических навыков будущего медработника.
  • Воспитывать интерес к своей профессии;
  • Воспитывать чувство ответственности за здоровье пациента.
  • Воспитывать аккуратность, внимательность, точность.

Используемые методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Используемые принципы: принцип доступности, принцип научности, принцип наглядности.

Форма организации занятия: самостоятельная работа, индивидуальная работа, беседа, фронтальный опрос, решение ситуационных задач.

Планируемые результаты обучения:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– характеризовать современные научные открытия в области биологии;
– устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
– самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;
– анализировать и использовать биологическую информацию;
– пользоваться биологической терминологией и символикой;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные биологические теории идеи и принципы, являющиеся составной частью современной естественнонаучной картины мира;
– о методах биологических наук: цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, экологии;
– о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера);
– о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.

Решение задач на группы крови и резус-фактор

Разделы: Биология

Образовательные цели:

  • Продолжить формирование понятийного аппарата в области генетики и умения им пользоваться
  • Освежить знания учащихся о резус-факторе, группах крови, их типах, особенностях и физиологической основе
  • Сформировать у учащихся четкое представление о наследовании групп крови и резус-фактора
  • Научить учащихся решать задачи на группы крови и резус-фактор
  • Дать представление об использовании знаний о группах крови в различных областях жизни
  • Развивающие цели:

  • Развитие умения самостоятельной работы с текстом
  • Развитие внимания (при объяснении алгоритма решения задач)
  • Развитие памяти и умения применять полученные знания (в ходе решения задач)
  • Развитие умения обращаться к ранее изученному материалу
  • Воспитательные цели:

  • Воспитание ответственного отношения к самостоятельной работе
  • Воспитание критической оценки результатов одноклассников
  • Воспитание критического отношения к своим способностям и знаниям в ситуации выбора
  • 1. Организационный момент

    – приветствие учителя, объявление темы и целей урока (2 минуты)

    2. Актуализация знаний (5 минут)

    А) 1 и 3 ряды работают письменно на маленьких листочках по кратким заданиям на доске.

    2 ряд работает по терминам в то время, пока ряды выполняют работу. Учащиеся по цепочке с 1 парты дают определения терминам, которые показывает учитель. После этого проверяется задание у 1 и 2 рядов (по одному учащемуся с каждого ряда вызывается к доске, где они пишут так, чтобы не видел класс, затем доска переворачивается и производится самооценка), а 2 ряд пишет гаметы, которые образуют 5 организмов.

    Третий Закон Менделя

    Второй закон Менделя

    Первый закон Менделя

    Один ученик со 2 ряда пишет позади на выносной доске. Самопроверка. Затем листочки сдаются учителю.

    Вывод – для чего мы это вспоминали? – Чтобы повторить особенности моно- и дигибридного расщепления

    Б) У учащихся на столах лежат распечатки с информацией по группам крови и резус-фактору. Цель – ответить на вопросы, представленные на этом же листе ниже. Затем вопросы быстро проверяются и происходит проверка – тест. Работают по вариантам. Затем меняются и происходит взаимопроверка. (8 минут)

    Информация для самостоятельной работы

    Группы крови были открыты К. Ландштейнером и Я. Янским в 1900 году. Первое переливание произвел в нашей стране Шамов В. Н. в 1919 году.

    Существование групп крови основано на содержании в эритроцитах и плазме крови веществ – агглютиногенов (изоантигенов) и агглютининов (изоантител).

    В эритроцитах содержатся агглютиногены типа А и В, вещества, которые под действием агглютининов типа и ? плазмы неподходящего донора склеивают эритроциты в комочки. Такая реакция называется гемоагглютинация (склеивание крови).

    Условно агглютиногены эритроцитов можно назвать “бумагой”, которая склеивается под действием “клея” — агглютинина плазмы.

    Нужно добавить, что это “склеивание” происходит только между одноименными агглютиногенами и агглютининами: А + , В + . Разноименные вещества (например, А и не влияют друг на друга).

    В эритроцитах 1 группы нет агглютиногенов, но в плазме содержатся агглютинины и .

    В эритроцитах 2 группы содержатся А-агглютиногены и агглютинин в плазме.

    В третьей группе – наоборот – в эритроцитах В-агглютиноген, а в плазме агглютинин .

    Наконец, эритроциты 4 группы содержат А и В-агглютиногены, но в плазме нет агглютининов.

    Отсюда понятна проблема переливания крови. Одноименные плазма и эритроциты не должны встретиться, иначе произойдет склеивание эритроцитов.

    Так, кровь 1 группы подходит всем, но сама может принять только кровь такой же группы. Кровь 2 и 3 групп подходит тем же группам или 4. Кровь 4 группы нельзя переливать никому, за исключением людей с той же группой. Однако, кровь 4 группы принимает все группы крови при переливании.

    Резус-фактор был впервые обнаружен в 1940 году у обезьян макак – резусов и потому был так назван. Этот фактор (а на самом деле это большая группа – около 20 веществ) присутствует в эритроцитах большинства (около 85%) людей планеты. У 15% людей такого фактора нет, однако в их эритроцитах были обнаружены анти-резус факторы.

    При переливании крови, несовместимой по резус-фактору, особенно, если это делается не в первый раз, происходит реакция агглютинации эритроцитов.

    Особенно опасен резус – конфликт, который может возникнуть между матерью с – резус-фактором и ее + ребенком при беременности. Плод выделяет вещества, на которые у матери выделяются анти-резус факторы (антитела). Эти антитела разрушают эритроциты и кровеносную систему ребенка. Особенно опасна такая ситуация при второй и последующих беременностях (анти-резус вещества накапливаются).

    Вопросы для само- и взаимоконтроля

    1. Кем и когда открыты группы крови?

    2. Какие существуют группы крови?

    3. От чего зависит группа крови? Между какими веществами происходит реакция агглютинации?

    4. Чем отличаются плазма и эритроциты крови разных групп?

    5. Для чего нам знать группу крови? Как следует проводить переливание крови?

    1. На каком объекте и когда был открыт резус-фактор?

    2. Каким может быть резус-фактор?

    3. От чего зависит резус-фактор?

    4. Как отличаются эритроциты резус+ и резус- крови и какая реакция между ними происходит?

    5. Для чего человеку знать свой резус-фактор? Что такое резус-конфликт и когда он возникает?

    Тест в качестве проверки все выполняют самостоятельно на отдельных листочках, которые затем передаются соседу для взаимопроверки.

    1. Группы крови были открыты:

    2. Агглютиногены находятся в:

    в) и в плазме, и в эритроцитах

    3. Реакция агглютинации происходит между:

    а) А и В агглютиногенами

    б) А-агглютиногеном и -агглютинином

    в) А-агглютиногеном и -агглютинином

    4. Кровь первой группы не содержит:

    а) ни агглютининов, ни агглютиногенов

    б) агглютиногенов в эритроцитах

    в) агглютининов в плазме

    5. Кровь второй группы можно переливать:

    6. Резус фактор был открыт на:

    в) морских свинках

    7. Резус-фактор находится в:

    в) и в плазме, и в эритроцитах

    8. Резус – конфликт возникает между:

    а) резус+ матерью и резус- плодом

    б) резус- матерью и резус+ плодом

    в) резус- матерью и таким же плодом

    1. Группы крови были открыты:

    б) Ландштейнером и Янским

    2. Агглютины находятся в:

    а) и в плазме, и в эритроцитах

    3. Реакция агглютинации происходит между:

    а) и агглютининами

    б) В-агглютиногеном и -агглютинином

    в) В-агглютиногеном и -агглютинином

    4. Кровь четвертой группы содержит:

    а) агглютинины и агглютиногены всех типов

    б) агглютиногены А и В в эритроцитах

    в) агглютинины и в плазме

    5. Кровь третьей группы можно переливать:

    6. Резус фактор был открыт в:

    7. Резус-фактор находится в:

    в) и в плазме, и в эритроцитах

    8. Резус – конфликт возникает между:

    а) резус- матерью и резус+ плодом

    б) резус+ матерью и резус- плодом

    в) резус- матерью и таким же плодом

    Вывод делают учащиеся – чего хотели достичь и достигли ли.

    3. Изучение нового материала.

    Учитель рассказывает о наследовании групп крови, показывает

    2. группа – А0 или АА

    3. группа – В0 или ВВ

    Алгоритм решения задачи вам уже почти понятен. Разбираем задачу на доске. Задачи на листочках.

    Первую задачу учитель показывает сам. Затем решаем самостоятельно. Две следующие на доске. Комментируют учащиеся.

    Задачи для совместной работы:

  • У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.
  • У матери “+” резус-фактор (она гомозиготна), а у отца “-” резус фактор. Какой резус-фактор может быть у их детей.
  • Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?
  • Вывод делает учитель.

    Домашнее задание – придумать свою задачу на группы крови и оформить ее на отдельной карточке

    4. Закрепление.

    Решить самостоятельно задачи на карточках – все задачи оценены в баллах. 2 учащихся делают на выносных досках и затем проверяем. Листочки с решением сдать учителю. Задачи на 3 и 5 баллов проверяем на доске и учащиеся делают вывод – всего ли достигли, что было запланировано.

    Задачи на группы крови для закрепления

  • Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2)
  • Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? (2)
  • Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя? (3)
  • Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? (3)
  • У матери первая группа крови с положительным резус-фактором (гетерозигота), у отца – третья (гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5)
  • Задачи на группы крови для закрепления

  • Мать имеет вторую группу крови (гомозигота), а отец первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2)
  • Может ли пара с четвертой группой крови иметь ребенка с первой группой крови? (2)
  • Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя? (3)
  • Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям? (3)
  • У матери первая группа крови с положительным резус-фактором(гетерозигота), у отца – вторая(гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5)
  • Задачи на наследование групп крови

    1. Болезни легких

    2. Инфекционные болезни

    3. Заболевания кожи

    4. Заболевания почек и мочеполовой системы

    Наиболее предрасположены к развитию почечнокаменной болезни люди, имеющие первую и вторую группы крови. Первая группа крови выделяется врачами-нефрологами как фактор наивысшего риска развития этого заболевания.

    Частым инфекциям мочеполовых путей наиболее подвержены женщины с третьей группой крови (особенно, если инфекция вызвана кишечной палочкой, так как существует сходство между строением антигенов кишечной палочки и третьей группы крови). Наиболее устойчивы к развитию заболеваний почек люди с четвертой группой крови.

    Кожными заболеваниями чаще страдают люди с первой группой крови, особенно с отрицательным резусом.

    Реже кожные болезни встречаются у людей четвертой группой крови.

    Люди, имеющие первую группу крови, чаще болеют гриппом А.

    Индивидуумы с группой крови 0 (I), особенно с отрицательным резусом, наиболее предрасположены к развитию заболеваний бронхов и легких. Среди них лидируют туберкулез легких, хронические аллергические бронхиты, аллергические состояния, сопровождающиеся патологией бронхиальной системы, бронхиальная астма.

    Наименее подвержены заболеваниям легких (пневмония, бронхит) люди с четвертой группой крови.

    Задача 2. В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно «X» и «Y»). Родители первого имеют I и IV группы крови, родители второго – I и III группы крови. Анализ показал, что у «Y» – I, а у «X» – II группа крови. Определите, кто чей сын?

    Решение.

    Следовательно, у родителей с I и IV группами крови – сын «Х», а у родителей с группами крови I и III, – сын «Y», ибо только у этих супругов возможно рождение ребенка с I группой крови (отец гетерозиготен).

    Задача 3. Известно, что у родителей II и III группы крови. Может ли их ребенок иметь I группу крови?

    Ответ: да, может, если генотипы родителей А0 и В0.

    Задача 4. Если мать имеет группу крови 0, а ребенок – группу А, то какие группы крови мог иметь отец?

    Ответ: II или IV группу.

    Задача 5. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у родителей:

    А) I и III группы крови;

    Б) III группа крови;

    В) II группа крови;

    Г) IV группа крови;

    Д) II и III группы крови.

    Задача 6. В каком случае (при каком генотипе) дети не могут унаследовать группу крови ни от отца, ни от матери?

    Ответ: у родителей I и IV группы крови.

    Задача 7. У троих детей в семье I, II и III группы крови. Какие группы крови могут быть у родителей?

    Ответ: (00, В0, А0), АВ.

    Задача 8. Если мать имеет IV группу крови, а отец – III, то какие группы не могут быть у их детей?

    Ответ: I группа крови.

    Задача 9. На ребенка, имеющего IV группу крови, претендуют две пары родителей. У одной из пар отец имеет II группу крови, а мать – III, у другой отец – I группу, а мать – АВ. Претензия какой пары родителей не обоснована? Ответ: претензия не обоснована у второй пары родителей.

    Задача 10. У человека гемофилия вызывается рецессивным геном h, сцепленным с Xхромосомой.

    Какова вероятность рождения здоровых детей в семьях, где:

    а) отец – гемофилик, а мать – здорова;

    б) отец – гемофилик, а мать – носительница?

    а) все дети фенотипически здоровы, но дочери являются носительницами гена гемофилии;

    б) 25% – дочери – носительницы,

    25% – дочери – гемофилики (как правило, нежизнеспособны),

    25% – сыновья здоровы,

    25% – сыновья гемофилики.

    Задача 11. В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

    Ответ: внебрачным является ребенок с I группой крови.

    Задача 12. У мальчика I группа крови, а у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови родителей?

    Ответ: у родителей – II и III группы крови.

    Задача 13. У матери – I группа крови, а у отца – III. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

    Ответ: да, если отец имеет группу крови В0 (III).

    Задача 14. У матери – I группа крови, а у отца – IV. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

    Ответ: нет, не могут.

    Задача 15. Может ли сын унаследовать группу крови матери или отца, если мать резусотрицательная с II группой крови, а отец резусположительный с III группой крови?

    В этой задаче много решений, но мы остановимся на следующем:

    Решение.

    Ответ: да, унаследует.

    Задача 16. Может ли ребенок унаследовать группу крови одного из родителей, если мать имеет I резус­положительную кровь, а отец – IV резусотрицательную?

    Ответ: нет, не может.

    Задача 17. В семье кареглазых родителей четверо детей. Двое голубоглазых имеют II и IV группы крови, а двое кареглазых – II и III. Определите вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка с I группой крови.

    Задачи на определение групп крови и резус-фактора

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

    Сегодня мы наконец то добрались до решения задач по генетике на определение групп крови у человека по системе О, А, В, АВ агглютинино-агглютиногенных реакций и определению резус-фактора.

    В предыдущей статье подробно разбирался вопрос с чем связано, что у человека четыре фенотипические и шесть генотипических групп крови: первая — I или О (нулевая), вторая — II или А, третья — III или В и четвертая — IV или АВ.

    Кровь людей с I (или О нулевой) группой крови подходит всем людям — они универсальные доноры. А вот кровь людей с IV (или АВ) группой крови можно переливать только людям с такой же группой крови, но принять их организм «согласен» любую кровь — они универсальные реципиенты. Среднее положение занимают люди со II (A) и с III (В) группами крови — им годится одноименная группа крови и кровь универсальных доноров.

    Конечно, просто жизненно необходимо знать, какая у вас группа. Все мы в течение жизни являемся либо донорами своей крови, либо реципиентами и нельзя допустить, чтобы при переливании произошло объединение несовместимых групп крови.

    А что такое резус фактор?

    Даже после того как при переливании крови стали всегда строго учитывать совместимость групп по системе А,В,АВ,О, результаты иногда были удручающими. Лишь в 1940 году был описан особый белок резус, являющийся тоже агглютиногенным. Он содержится в крови людей и обезьян (макак резусов), поэтому и получил такое название.

    У 85% людей в крови содержится этот агглютиноген, их называют резус-положительными (Rh + ), а у 15% людей в крови нет этого белка, их называют резус-отрицательными (Rh-).

    После переливания резус-положительной крови резус-отрицательному человеку в крови у него в ответ на чужеродный белок вырабатываются антитела. Повторное введение этому человеку резус-положительной крови может вызвать агглютинацию эритроцитов и тяжелое шоковое состояние.

    Поэтому резус положительным людям (а их подавляющее большинство), всегда подходит кровь любых по резус-фактору людей. А резус-отрицательным следует переливать кровь резус-отрицательных людей (хотя один раз то в жизни можно и кровь резус-положительного человека, но это должно быть где-то строго зафиксировано).

    Из-за важности рассматриваемой проблемы совместимости групп крови, с прошлого года в варианты заданий ЕГЭ линии С6 уже были включены задачи на определение групп крови человека. И хотя в этих заданиях авторы-составители приводят краткую информацию о генах, определяющих разные группы крови, дополнительное разъяснение этой темы со страничек моего блога считаю совсем не лишним.

    Главное при решении этих задач надо помнить генетическую подоплеку формирования у человека четырех фенотипических групп крови:

    Во-первых, за группу крови у людей отвечает ген, обозначаемый ген I. Но в отличие от большинства других генов этот ген I имеет не два аллельных состояния, а три: I О , I А , I В .
    Но самое важное, что необходимо здесь усвоить, это то, что в каждом конкретном организме их все равно может быть только любые два из всевозможных шести сочетаний: I О I О , I А I А , I А I О , I В I В , I В I О , I А I В .

    Во-вторых, оказалось, что для этих трех аллельных генов существуют разные закономерности их фенотипического проявления (доминантность и кодоминантность).

    Ген I А , например, доминирует над геном I О (когда они объединяются в одной зиготе будущего организма — один от отца, другой от матери); точно также и ген I В оказался доминантным над I О .

    Но при совместном появлении в зиготе генов I А и I В , ни один из них не доминирует над другим, они равносильны, кодоминантны, поэтому формируют новый признак организма — IV или АВ группу крови.

    Что же, надеюсь вам теперь понятно, почему у людей четыре фенотипических групп крови, чем они отличаются генетически и мы можем закрепить материал, разобрав примеры конкретных заданий ЕГЭ предыдущих лет.

    Задача 1. Перепутали детей в родильном доме, как быть?

    В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют А и О группы крови. Родители другого — А и АВ группы крови. Исследование показало, что дети имеют О и А группы крови. Определите, кто чей сын?

    1. Распишем генотипы групп крови родителей на основе их фенотипов:

    а) для первой пары родителей: один родитель c группой крови А имел генотип I А I А или I А I О , другой — с группой крови О имел генотип только I О I О ;

    б) для второй пары родителей: один был тоже с группой А и имел генотип I А I А или I А I О , другой — с группой крови АВ имел генотип I А I В .

    2. Гаметы, производимые каждой из пар родителей

    а) для первой пары все возможные разные гаметы будут: I А , I О и I О

    б) для второй пары все возможные разные гаметы будут: I А , I О и I А , I В

    3. Распишем генотипы групп крови детей с известными фенотипами групп крови О и А

    а) генотип первого ребенка I О I О ;

    б) генотип второго ребенка I А I А или I А I О

    Мы видим, что первый ребенок с О группой крови мог родиться только от первой пары родителей, поскольку только у них обоих присутствовали аллельные гены I О (хотя они могли быть родителями и второго ребенка, если он гетерозиготен I А I О ).

    Вторая супружеская пара могла являться родительской по отношению ко второму ребенку, но ни при каких обстоятельствах они не могли быть родителями первого ребенка.

    Задача 2. Когда можно по группам крови детей точно определить группы крови родителей

    У мальчика с группой крови О родилась сестра в группой крови АВ. Что можно сказать о группах крови и генотипах их родителей? Рождение детей с какими еще группами крови можно ожидать в этой семье?

    Генотип мальчика с О группой крови: I О ,I О , а генотип его сестры с четвертой АВ группой крови: I А I В .

    1.Таким образом, кровные дети с одной семье, имеющие все три аллельных гена групп крови могли появиться однозначно только от родителей гетерозигот со второй I А I О и третьей I В I О группами крови.

    2. В этой семье возможно появление детей еще с такими же как у родителей группами крови второй и третьей и тоже только гетерозигот: I А I О и I В I О .

    Задача 3, Необходимо анализировать разные варианты

    У матери 3 группа крови, а у отца 4. Определите возможные группы крови детей, если известно, что аллели А и В доминируют на аллелем О, а между собой А и В являются кодоминантными.

    Обратите внимание, что в условии задачи (видимо, для простоты написания) для обозначения аллелей гена группы крови I, его аллели записаны не как индексы сверху от гена I, а просто отдельными буквами: А, В, О. Воспользуемся и мы в дальнейшем этой упрощенной записью генотипов особей с различными группами крови.

    Генотип матери с третьей группой крови может быть как ВВ (если гомозигота) или ВО (если гетерозигота). Генотип отца четвертой группы крови — только АВ.

    Таким образом, если мать была гомозиготной с генотипом ВВ, то у детей может быть только третья группа (генотип ВВ) или четвертая (генотип АВ).

    Если мать гетерозиготная ВО, то у детей может быть вторая группа крови (генотип АО), третья группа крови (ВВ и ВО) и четвертая группа крови (АВ).

    Задача 4. На совместимость крови матери с кровью ее детей, крови сестры с кровью брата

    Известно, что кровь О группы можно переливать всем людям, кровь А группы — только лицам А или АВ групп, кровь В группы — только лицам В или АВ групп, а кровь АВ группы — только людям АВ группы. Всегда ли возможно переливание крови матери детям, а крови сестры — ее родному брату?

    Задание это отличается от обычных генетических задач, мы не можем расписать как положено по пунктам: генотипы родителей, их гаметы, генотипы и фенотипы их возможного потомства. Как же поступать в таких случаях. Прежде всего надо быть хорошо подготовленным, что называется «быть в теме», чтобы не просто ответить кратко «да» или «нет», а, по возможности, показать глубину ваших знаний, то есть представить полно все возможные варианты событий.

    Как будем отвечать на это задание? Поскольку нам в условии задания ничего не говорится об отце, то нужно просто наиболее полно разобрать все гипотетически возможные варианты совместимости переливания крови. И здесь абсолютно нет никакой разницы в обосновании пригодности крови матери для своих детей или крови сестры для ее родного брата.

    Сначала можно рассмотреть контрастные варианты, затем остальные, что бы была какая то логика в построении ответа.

    1. Если у матери первая I группа крови (или О нулевая), то да — она всегда может быть донором своим детям, независимо от того какой второй аллельный ген достался ее ребенку от отца. С группой крови О — она вообще универсальный донор для всех людей на свете.

    2..Если у матери IV группа крови (или АВ), то ее кровь будет пригодна для переливания только детям с такой же группой крови. Поскольку такая группа крови вообще самая редкая, то можно говорить, что мать с IV группой крови почти никогда не сможет являться донором своим собственным детишкам.

    3. Если же у матери II (A) или III (B) группы крови, то ее кровь можно использовать для переливания лишь тому ребенку, у кого одноименная группа крови или если он имеет IV группу.

    Все эти варианты ответов совершенно подходят для обоснования пригодности или непригодности сестры в качестве донора крови своему родному брату.

    Задача 5. Объясняющая наследование резус-фактора

    Известно, что при переливании крови, надо учитывать не только группы крови по системе агглютинино-агглютиногенных реакций О, А, В и АВ, но и знать резус-фактор. Наличие резусного антигена является доминантным признаком, поэтому обозначают его R большим, а его отсутствие — признак рецессивный, поэтому обозначают его буквой r малая. Какие дети могут появиться от брака родителей со всеми возможными сочетаниями резус-фактора?

    Как поступить с оформлением данной задачи. Всегда надо следовать какой-то определенной логике построения ответа. Например, можно идти от простого к сложному (что в этом задании очень уместно). Я предлагаю вам построить ответ по аналогии с опытами Менделя. Этим вы покажете свое глубокое знание предмета.

    А в чем здесь аналогия? Какие родительские генотипы брал Мендель для первого скрещивания? Правильно, чистые линии, то есть когда оба аллельных гена в генотипе одного организма, отвечающих за проявление какого-то признака, находятся в одинаковом состоянии: у одного организма они оба доминантные, а у другого — оба рецессивные.

    В применении к данной задаче первая наша супружеская пара будет иметь генотипы: RR х rr

    Гаметы, ими производимые: R и r

    F: Rr

    Таким образом, от гомозиготных по наличию или отсутствию резус-фактора родителей все дети рождаются только резус-положительными и гетерозиготными по генотипу. Наглядная демонстрация первого закона Менделя: «закон единообразия гибридов первого поколения».

    Ну естественно вторая наша супружеская пара будет: оба родителя резус-положительные, гетерозиготные по генотипу: Rr х Rr

    Гаметы, ими производимые: R, r и R, r

    F: RR, Rr, Rr, rr

    Это демонстрация второго закона Менделя: «закон расщепления признаков в потомстве 1:2:1 по генотипу и 3:1 по фенотипу». Действительно, от родителей с резус-положительной кровью (но гетерозигот) рождаются дети как резус-положительные (большинство), так и резус-отрицательные (25%).

    Можем ли мы и дальше проследить на данном примере установление третьего закона Менделя (закона независимого наследования признаков)? Нет, очевидно не можем, так как третий закон выводится из дигибридного скрещивания.

    Но тогда какую логику мы должны применить к выбору следующего варианта скрещивания? Например, вот такую. Покажем, что нам известно что такое «анализирующее скрещивание». В чем оно заключается? В ответе на вопрос: чистой или гетерозиготной является особь с доминантным фенотипом?

    Для этого анализируют потомство этой особи от скрещивания с чистой (то есть гомозиготной) рецессивной особью. А) если все потомство единообразно, то наша исследуемая особь гомозиготна. Б) если обнаруживается расщепление в потомстве, то она гетерозиготна.

    Наш выбранный первый вариант решения задачи и есть ответ на вопрос анализирующего скрещивания (А), тот есть мы его уже учли. А для варианта анализирующего скрещивания Б исследуем потомков такой вот (уже третьей из возможных) супружеских пар : Rr х rr

    Гаметы: R, r и r

    F: Rr и rr (расщепление 1:1 и по генотипу, и по фенотипу — все возможные потомки повторяют и генотип и фенотип обоих родителей).

    Таким образом, если при анализирующем скрещивании наблюдается расщепление в потомстве, то генотип неизвестной первой особи гетерозиготен Rr.

    Остался самый простой вариант (с которого можно было бы и начинать, следуя логике от простого к сложному). От четвертой из возможных сочетаний супружеских пар, когда оба родителя имеют резус-отрицательную кровь: rr x rr могут появиться дети тоже только резус-отрицательные и все с генотипом rr.

    Задача 6. Одновременное изучение наследования группы крови и цвета глаз

    В семье, где родители кареглазые, имеется четверо детей. Двое голубоглазых имеют 1 и 4 группы крови, двое кареглазых 2 и 3 группы крови. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазого с 1 группой крови, если известно, что карий цвет глаз доминирует над голубым обусловлен аутосомным геном.

    Чтобы не загромождалось оформление этой задачи, буквенные выражения генотипов по группам крови будем записывать снова, как и в задаче 3, не индексами при гене I, а просто: генотип первой группы крови OO, второй АA или AO, третьей ВB или BO и четвертой АВ.

    Тогда цвет глаз, обозначим, чтобы не путаться с группами крови, буквой С большое и с маленькое. Генотип людей с карими глазами будет СС или Сс, а с голубыми — сс.

    Поскольку генотипы рожденных детей почти известны – это OOсс, ABсс, А-С- ,B-С-, то кареглазые родители были по этому признаку (цвету глаз) оба гетерозиготы Сс, иначе бы у них не появились голубоглазые дети. А ребенок с группой крови ОО мог появиться только в том случае, если они к тому же были геретозиготны и по группам крови AO и BO.

    Итак, мать и отец обязательно были дигетерозиготы, то есть гетерозиготны и по группам крови, и по цвету глаз. Чтобы найти всевозможное потомство от родителей с генотипами АОСс и ВОСс, надо построить решетку Пеннета 4 х 4 = 16 вариантов (от скрещивания гамет АС, Ас, ОС, Ос с гаметами ВС, Вс, ОС, Ос).

    Ответ: вероятность рождения ребенка ООС- (с первой группой крови и кареглазого) равна трем шестнадцатым или примерно 19%.

    Задача 7. Как по группам крови детей определить группы крови родителей?

    У детей в семье 1,2,3, группы крови, какие группы крови могут быть у их родителей?

    Так как дети одних и тех же родителей имеют генотипы ОО (первая группа крови), АА или АО (вторая группа крови), ВВ или ВО (третья группа крови), то у одного из родителей генотип второй группы крови будет гетерозиготным АО, и у другого с третьей группой крови тоже гетерозиготный ВО. Иначе не появится ребенок с первой группой крови ОО.

    Задача 8. О том, что для решения задачи необходимо использовать всю предложенную информацию

    Какая будет группа крови у девочки, если у матери II группа крови (резус-фактор положительный), у отца IV группа крови (резус-фактор положительный), а у сестры III группа крови (резус-фактор отрицательный).

    Очевидно, что по группе крови мы можем сразу записать полностью лишь генотип отца АВ (IV группа), а вот генотип матери со II группой мог бы быть как АА, так и А0. Но, так как известно, что у этой девочки есть сестра с III группой крови, то генотип сестры мог быть только В0 (так как ген В от отца, то значит ген 0 должен быть от матери).

    Поэтому мы можем теперь точно указать генотип матери, он будет А0. Гаметы матери: А,0; гаметы отца А,В. Из всех возможных сочетаний гамет равновероятно образование генотипов АА, А0, В0, АВ. Значит у девочки возможные группы крови: II (50%), III (25%)или IV (25%).

    И для определения резус-фактора у этой девочки нам помогает информация по резус-фактору ее сестры. Так как генотип сестры был резус-отрицательным, то есть rr, то генотипы обоих резус положительных родителей обязательно могли быть только гетерозиготными, то есть Rr.

    От гетерозиготных родителей по резус-фактору, возможно рождение детей со следующими генотипами: RR,2Rr,rr, то есть эта девочка могла быть с вероятностью 75% резус-положительной, а с вероятностью 25% — резус-отрицательной.

    Задача 9. С каким резус-фактором будут дети при всех возможных сочетаниях этого фактора у родителей

    Какие дети могут появиться от брака двух резус-отрицательных родителей? В случае если один из родителей резус-отрицательный, а другой – резус-положительный? От брака двух резус-положительных родителей?

    Обозначим: аллель R — резус-положительный; аллель r — резус-отрицательный.

    1. P: rr * rr от двух резус-отрицательных родителей потомство может быть только резус-отрицательным.

    2. Здесь надо рассмотреть два варианта, когда второй родитель гомозигота и когда гетерозигота:

    а) P: rr * RR, то все дети будут только резус-положительными гетерозиготами с генотипом Rr;

    б) P: rr * Rr, то дети будут rr и Rr, то есть резус-отрицательными и резус-положительными в соотношении 1: 1.

    3. А здесь требуется рассмотреть сразу три варианта:

    а) P: RR * RR — все дети только RR — резус-положительные;

    б) P: Rr * RR — дети Rr и RR по генотипу и все резус-положительные по фенотипу;

    в) P: Rr * Rr — дети RR:2Rr:rr по генотипу 1:2:1, а по фенотипу 3:1 (3 резус положительных к 1 резус- отрицательному).

    Для тех, кто хочет быстро разобраться как надо решать подобные задачи по генетике, могу предложить мою платную книжицу .

    У кого будут вопросы по решению генетических задач к репетитору биологии по Скайпу, кому необходимо платно решить задачи с пояснениями обращайтесь в комментарии, можно связаться по email.

    Это интересно:

    • Отзывы сотрудникам при увольнении Пример прощального письма коллегам при увольнении с работы В любой профессиональной деятельности может наступить переломный момент, когда приходится подбирать слова благодарности коллегам по работе. Хорошо, если это происходит в рамках корпоративного мероприятия и вас впереди ждут еще […]
    • Пришел на работу после увольнения Прогул или не прогул – вот в чем вопрос Прогул – одно из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (подп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Напомним, под прогулом понимается отсутствие сотрудника на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд […]
    • Не выплачивают подоходный налог Право на НДФЛ-вычет ИФНС подтвердила, а деньги так и не пришли: как быть? Далеко не всегда получение денег по заявленному НДФЛ- вычету (имущественному/ социальному/ стандартному) проходит гладко. Давайте разберемся с ситуацией, когда вы представили в инспекцию декларацию с необходимыми […]
    • Наглядные пособия для изо Учебно-методический материал по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной […]
    • Удостоверение устава нотариусом Удостоверение протоколов ООО Нотариальное удостоверение протокола ООО — необходимая процедура для правильного оформления этого документа. Без заверения нотариуса в большинстве случаев протокол будет недействительным, это прописано в статье 67.1 Гражданского Кодекса РФ. В каких случаях […]
    • Заявление на выдачу вкладыша трудовой Как правильно оформить вкладыш в трудовой книжке работника К концу трудовой деятельности многие граждане обнаруживают, что трудовая также завершается, то есть страницы в ней заканчиваются. У некоторых лиц, отличающихся особой активностью, последняя страница заполняется, когда до […]
    • Где можно получить свидетельство о собственности Где можно получить свидетельство на право собственности на квартиру в 2018 году Право собственника на недвижимость обязательно регистрируется Росреестром. Но иногда законность владения требуется подтвердить документально. Где в 2018 году взять свидетельство о праве собственности на […]
    • Адвокат по арбитражным делам в ростове-на-дону Сколько стоит адвокат в Ростове на Дону Современный человек постоянно находится в обществе, поэтому ежедневно становится активным участников любых форм правовых отношений. Мы сталкиваемся с правами и обязанностями на работе, в магазине, при повседневном общении с родственниками или […]

    Все права защищены. 2018