Задачи по сцепленному наследованию

Задачи на сцепленное наследование

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

А — серое тело, а — черное тело
B — нормальные крылья, b — укороченные крылья

Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

А — гладкие семена, а — морщинистые семена
B — наличие усиков, b — без усиков

Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?

Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).

Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.

При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветов и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

В F1 все потомство получилось одинаковым. Следовательно, скрещивали двух гомозигот, проявившиеся в F1 признаки являются доминантными.

А — яркие цветки, a — бледные цветки
B — усы, b — без усов.

В первом скрещивании проявился закон единообразия, во втором – закон сцепления. Две (а не четыре) фенотипические группы появились из-за сцепления генов.

При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и черным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты.

А — серое тело, а — черное тело
B — нормальные крылья, b — укороченные крылья

Небольшое количество особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями объясняется тем, что они возникли из яйцеклеток, в которых произошла рекомбинация из-за кроссинговера.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещитвали гомозигот, в F1 получилась дигетерозигота, несущая доминантные признаки.

А — гладкие зерна, а — морщинистые зерна.
B — окрашенные зерна, b — неокрашенные зерна.

Анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой. Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование. Те фенотпические группы, которые представлены в большом количестве, получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.

План-конспект урока по биологии (11 класс) по теме:
Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике

Рассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование

Предварительный просмотр:

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике.

Оборудование: сборники задач по генетике, таблицы по общей биологии.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Каков хромосомный механизм определения пола?
  2. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?
  3. Как называются гены, находящиеся в одной хромосоме?
  4. Раскройте сущность явления наследования, сцепленного с полом?
  5. Сколько групп сцепления у мужчин и женщин?
  6. Что такое кроссинговер? Какую роль он играет в явлении сцепления генов?
  1. Решение генетических задач.

Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.

А – катаракта Р: аb АВ

а – здоровы аb аb

фенотипы в F 1 F 1 АВ аb

Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы.

Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:

52 – пятнистых ангорских;

288 – сплошь окрашенных ангорских;

46 – сплошь окрашенных нормальношерстных;

314 – пятнистых нормальношерстных.

А – пятнистая шерсть Р: АВ аb

а – сплошь окрашенная шерсть аb аb

В – нормальная длина шерсти

b – ангорская шерсть

Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская G

□ – пятнистая нормальная шерсть

Найти: расстояние между генами

окраски и длины (С)

F 1 АВ ab Ab aB

Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F 2 в дигибридном скрещивании).

Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:

С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 %

Задача № 3. от родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

Х D – здоровый Скрытым носителем дальтонизма может быть

Х d – дальтоник только мать, поскольку у отца ген дальтонизма

Р – нормальное зрение проявился бы фенотипически. Следовательно,

F 1 – у всех нормальное генотип матери Х D Х d , а генотип отца – Х D У.

зрение и один мальчик

Х d У Р: Х D Х d Х D У

F 1 : Х D Х D : Х D У : Х D Х d : Х d У

здор. здор. здор. дальтоник

Ответ: Р: Х D Х d , Х D У;

F 1 : 1 Х D Х D : 1 Х D У : 1 Х D Х d : 1 Х d У.

Задача № 4. Алкогольная зависимость определяется доминантным аутосомным геном (А), а потребность в курении табака – сцепленным с полом рецессивным геном (b). Курящий и пьющий мужчина женится на женщине, которая не курит и не пьет. Мужчина гетерозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна по гену табакокурения.

А. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети со склонностью к алкоголизму?

Б. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению?

В. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению и алкоголизму одновременно?

Г. С какой вероятностью эти дети будут мальчиками?

А – алкогольная зависимость Р: ааХ В Х b АаХ b У

а – отсутствие алкогольной

Х В – отсутствие потребности

Х b – потребность в курении

Р: □ – курящий пьющий

(гетерозиготен по гену F 1 :

алкоголизма) ♂ АХ b АУ аХ b аУ

○ – без вредных привычек ♀

(гетерозиготна по гену аХ В АаХ В Х b АаХ В У ааХ В Х b ааХ В У

табакокурения) алк. алк. без вредных без вредных

не курит не курит привычек привычек

Найти: F 1 — ? аХ b АаХ b Х b АаХ b У ааХ b Х b ааХ b У

1.склонные к алкоголизму? алк.курит алк. курит курит курит

2.склонные к курению?

3.склонные к курению

4.□ – с вредными привычками?

Ответ: 50 % потомства склонна к алкоголизму;

50 % — склонны к курению;

25 % детей склонны к курению и алкоголизму;

12,5 % мальчиков с вредными привычками (и пьют и курят).

Задача № 5. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами?

А – гладкая поверхность Р: АВ аb

а — морщинистая аb аb

в – неокрашенные G

Р: ♀ глад.окр. х ♂ морщ.неокр.

F 1 4152 – окраш.глад.

152 – неокр.глад. F 1 : АВ ab Ab aB

4163 – неокр.морщ. аb аb ab ab

4152 4163 152 149

Найти: расстояние между окр.гл. неокр.морщ. неокр.гл. окр.морщ.

Всего особей получено в результате

скрещивания – 8616, из них 301 особей

являются кроссоверными. Находим

расстояние между генами окраски и формы

С = (152+149): (8616)х100% = 3,5 % или

Ответ: расстояние между генами составляет 3,5 морганиды.

Задача. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр.

Презентация содержит 30 слайдов к уроку комбинированного типа для учащихся 11 класса. Она позволяет визуализировать изучаемый материал. Расчитана на каждый этап урока: от целеполагания, до рефле.

Задачи по генетике на дигибридное скрещивание и наследование сцепленное с полом. 1 и 2 варианты.

В данном материале дается решение задачи №20 (базовый уровень ЕГЭ) 11 класс Тип с глобусом.

Цель: · изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с по.

Задачи по генетике «Сцепленное наследование»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Задачи по генетике по теме «Сцепленное наследование»

1.Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

2.Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

3.У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?

4.При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветов и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

5.При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и черным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты.

6.При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

Решение генетических задач. Сцепленное наследование

Урок 31. Введение в общую биологию и экологию 9 класс

Конспект урока «Решение генетических задач. Сцепленное наследование»

Задача 1. Гены B, C и D находятся в одной хромосоме. Между генами B и C кроссинговер происходит с частотой 6,5 %, между генами C и D – с частотой 3,7 %. Определить взаиморасположение генов B, C, D в хромосоме, если расстояние между генами B и D составляет 10,2 морганиды.

Решение: процент кроссинговера равен расстоянию между генами в морганидах.

Гены в хромосоме располагаются линейно. Распределим их на одной линии, в соответствии с условием задачи. Между геном B и D – 10,2 морганиды. Между B и C – 6,5 морганиды. Между C и D – 3,7 морганиды.

Задача 2. Гены А и С расположены в одной группе сцепления, расстояние между ними 4,6 морганиды. Определите, какие типы гамет и в каком процентном соотношении образуют особи генотипа АаСс.

Решение: определяем типы гамет. У организма с данным генотипом наблюдается неполное сцепление генов. Значит, он будет давать четыре типа гамет. Некроссоверные – АС и ас и кроссоверные – Ас и аС.
Определяем процентное соотношение гамет. Расстояние между генами в 4,6 морганид говорит нам о том, что вероятность кроссинговера составляет 4,6 %. Таким образом, общее количество кроссоверных гамет составит те же 4,6 %. Поскольку таких гамет у нас два типа, рассчитываем количество каждого из них. Получаем по 2,3 % Ас и аС.
Итак, всего гамет – 100%. Находим общее количество некроссоверных гамет – 95,4 %. Делим на два и получаем количество каждого типа некроссоверных гамет АС и ас – по 47,7 %.

Ответ: данный организм будет давать четыре типа гамет. По 47,7 % некроссоверных АС и ас и по 2,3 % кроссоверных Ас и аС.

Задача 3. При скрещивании самок дрозофил, дигетерозиготных по генам А и В, с рецессивными по обоим генам самцами получены следующие расщепления по фенотипу:

1. AB :Ab :aB :ab = 25 % : 25 % : 25 % : 25 %.

2. AB :Ab :aB :ab = 47 % : 3 % : 3 % : 47 %.

В каком случае наблюдается свободное комбинирование, а в каком – сцепленное наследование? Определите расстояние между генами А и В для случая сцепленного наследования. Обозначьте расположение генов в хромосомах для всех случаев.

Решение: определяем тип наследования.

Свободное комбинирование будет иметь место в первом случае, так как разные типы гамет образуются в одинаковых количествах. Это говорит нам также о том, что гены расположены в разных парах хромосом.

Во втором случае образуется разное количество типов гамет. Значит, мы имеем дело со сцепленным наследованием.

Определяем расстояние между генами.
Для этого находим общее число рекомбинантных потомков. Поскольку каждого типа таких гамет образуется по три процента, то общее количество рекомбинантных гамет составит шесть процентов. Из чего делаем вывод, что расстояние между генами А и B6 морганид и располагаются они в одной паре хромосом.

Ответ: в первом случае – свободное комбинирование генов, расположенных в разных парах хромосом, во втором – сцепленное наследование. Гены A и B расположены в одной паре хромосом на расстоянии 6 морганид.

Задача 4. У томатов высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено дигетерозиготное растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство и в каком соотношении следует ожидать от этого скрещивания?

Решение: вводим буквенные обозначения генов. Пускай А – ген, отвечающий за высокий рост стебля, а – за карликовый рост. B определяет шаровидную форму плодов, b – грушевидную форму.

Записываем генотипы родительских форм. Они нам известны из условия задачи.
Как мы знаем, дигетерозиготная по двум признакам особь будет давать четыре типа гамет в равном количестве. Но это в том случае, если гены высоты стебля и формы плода находятся в разных парах хромосом. В случае же сцепленного наследования, то есть когда эти гены находятся в одной паре хромосом, дигетерозигота будет образовывать только два типа гамет: AB и ab. Однако, в условии задачи сказано, что расстояние между генами роста и формы плода равно 20 морганидам. Это означает, что образуется 20 % кроссоверных гамет: 10 % Ab и 10 % aB.
Определяем количество некроссоверных гамет AB и ab. Общее количество гамет – 100 %. Кроссоверных – 20 %. Значит, некроссоверных – 80 %. 40 % AB и 40 % ab.

Рассчитаем количество потомков. Их будет четыре типа: высокого роста с круглыми плодами, высокого роста с грушевидными плодами, карликовых с круглыми плодами и карликовых с грушевидными плодами.
Обратите внимание – при независимом наследовании признаков мы получили бы вот такое процентное соотношение.

В нашем же случае, когда гены находятся в одной паре хромосом, это соотношение будет следующим.

Ответ: в потомстве следует ожидать 40 % особей высокого роста с круглыми плодами, 40 % карликовых с грушевидными плодами, 10 % высокого роста с грушевидными плодами и 10 % карликовых с круглыми плодами.

Однако, не всё так просто. Насколько слово «просто» применимо к задачам на сцепленное наследование.

При решении задачи мы приняли, что у одного (гетерозиготного) родителя гены A и B находились в одной хромосоме, а гены a и b – в другой. Но у этого родителя гены могли располагаться иначе. Кроссинговер мог произойти где-то в предыдущих поколениях. Тогда гены A и b были бы в одной хромосоме, а гены а и B – в другой.
В таком случае соотношения гамет были бы другими. Некроссоверных Ab и аB – по 40 %, а кроссоверных – АB и аb – по 10 %. Соответственно, изменилось бы и процентное сочетание потомков.

Задача 5. Скрещивание между гомозиготным серым длиннокрылым самцом дрозофилы и гомозиготной черной самкой с зачаточными крыльями дало в F1 гетерозиготных потомков с серым телом и длинными крыльями.

При возвратном скрещивании мух из поколения F1 с гомозиготными рецессивными по двум признакам особями были получены следующие результаты: серое тело, длинные крылья – 5 965, чёрное тело, зачаточные крылья – 944; чёрное тело, длинные крылья – 206, серое тело, зачаточные крылья – 185. Определите расстояние между генами.

Неодинаковое расщепление в потомстве при возвратном скрещивании говорит нам о том, что это сцепленное наследование.
Для того, чтобы определить расстояние между генами, нам нужно узнать процент кроссинговера. Процент кроссинговера можно найти, рассчитав процент кроссоверных гамет. Находим процент кроссоверных гамет:

Ответ: расстояние между генами составляет 17 морганид.

Задачи на сцепленное наследование

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Задачи на сцепленное наследование неаллельных генов по Т.Моргану, при сдаче ЕГЭ по биологии, оказываются сложными еще для бОльшего количества учащихся, чем задания по дигибридному скрещиванию неаллельных генов по Г.Менделю.

Подчеркну, что задачи на сцепленное наследование неаллельных генов ни в коем случае нельзя путать с задачами на анализирование закономерностей наследования признака, сцепленного с полом, то есть признака организма, аллельные гены которого находятся только в половых хромосомах X или Y.

Закон сцепленного наследования неаллельных генов Т.Моргана применяется в задачах по генетике, где анализируется поведение как минимум ДВУХ признаков, гены которых находятся обязательно в одной хромосоме организма (как правило в аутосомах, но могут быть и в половых хромосомам), При изучении же наследования сцепленного с полом, может изучаться и один признак, но обязательно «сидящий» в половой хромосоме.

Хорошо бы уяснить и то, в чем закон сцепленного наследования Т.Моргана является противоположностью третьему закону независимого наследования признаков Г.Менделя, установленному им при дигибридном скрещивании.

а) по третьему закону Менделя при дигибридном скрещивании во втором поколении от скрещивания дигетерозигот (AaBb x AaBb) друг с другом образуется каждым из родителей с равной вероятностью (25%) по четыре сорта гамет AB, Ab, aB, ab .

б) по закону сцепленного наследования Моргана от скрещивания дигетерозигот (без кроссинговера) будет образовываться с равной вероятностью (по 50%) лишь по два сорта гамет. Только AB и ab или Ab и aB (в зависимости от того, какие аллели генов с какими являлись изначально сцепленными АВ//ab или Ab//aB ).

Итак, в задачах на сцепленное наследование надо определить какое потомство получится, если изучаемые признаки, находятся не в разных (как по Менделю), а в одной и той же паре гомологичных родительских хромосом, то есть относятся к одной группе сцепления.

А в чем проблема то

Поскольку анализируемые признаки в этом типе заданий относятся к одной группе сцепления, они и должны наследоваться по закону Моргана сцеплено или совместно. Да, действительно, чаще всего так и происходит, но как вы помните, при образовании половых клеток в профазе I мейоза может происходить кроссинговер (обмен равноценными участками гомологичных хромосом).

Да, интересен русский язык: пишу «может происходить «, подразумевая, что может и не происходить !

Так вот, с какой вероятностью возможен кроссинговер между данными в задаче парами анализируемых признаков, то есть с какой вероятностью произойдет нарушение закона их сцепленного наследования, что приведет к образованию у дигетерозигот не только пары основных нерекомбинантных гамет (как должно быть без кроссинговера), а дополнительно еще пары кроссоверных гамет (тогда всего образуется тоже четыре сорта гамет как-будто по Менделю, но не в равном соотношении) — это и предстоит определить.

Обращаю ваше внимание еще и вот на что: а) как происходит кроссинговер; б) и к чему он приводит в итоге. Без глубокого понимания этого момента трудно разобраться с сутью решения задач на сцепленное наследование.

Фактически: а) кроссинговер происходит за счет обмена аллельными генами; б) приводит это к образованию новых сочетаний в хромосоме неаллельных генов.

Для того, чтобы лучше разобраться в теме сцепленного наследования, предлагаю к изучению свою новую платную книжку « Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование « .

Очень важно помнить следующее правило Т.Моргана:

вероятность нарушения при мейозе сцепленного наследования (вследствие кроссинговера) между неаллельными генами одной группы сцепления прямо пропорциональна расстоянию между ними в хромосоме.

Я бы, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно рекомендовал это правило воспринимать в ранге закона , так как именно оно настолько универсально, что позволяет устанавливать генетические карты организмов и на нем построено решение почти всех задач по сцепленному наследованию. В последних учебниках биологии это правило даже не выделено курсивом ?!

Таким образом, что получается? Чем дальше изучаемые гены находятся друг от друга в данной паре гомологичных хромосом, тем с большей вероятностью при образовании половых клеток они будут наследоваться порознь, не совместно.

И последнее, самое главное определение. Поскольку о расстоянии между неаллельными генами в хромосоме можно судить по частоте перекреста между ними, была введена единица измерения расстояния между генами: 1 сантиморган — сМ (более старый термин морганида). 1 сМ равен 1% перекреста .

Ниже приводятся лишь условия некоторых задач на сцепленное наследование, часть из которых была взята из тестовых заданий ЕГЭ 2013 — 2016 гг.

Кто хочет хорошо разобраться с решением генетических задач на сцепленное наследование , предлагаю свою новую платную книгу.

небольшая (но очень емкая) теоретическая часть

и даны подробные решения задач:

1) общего методического плана (28 задач);

2) задач из ЕГЭ за прошлые годы (24 задачи) и

3) задачи на сцепленное наследование с кроссинговером (22 задачи).

У кого будут вопросы по книге, пишите в комментариях к этой статье. У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Это интересно:

  • Закон о кооперации 1986 От кооперации Горбачева к вертикали Путина В мае 1988 года в СССР был подписан закон, стоивший жизни 20 миллионам человек 26 мая 1988 года был принят Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР». В его десятой статье о «принципах деятельности кооператива» было сказано, […]
  • Осаго 63 самара Осаго 63 самара Полезные статьи Вопросы и ответы по КАСКО Вопросы и ответы по ОСАГО Советы по автострахованию Контактная информация О нас КАСКО Самара КАСКО Тольятти КАСКО Казань КАСКО Нижний Новгород ОСАГО Самара ОСАГО Тольятти ОСАГО Казань […]
  • Добрые правила в семье Семейные правила: зачем они нужны? Задумывались вы об этом или нет, но ваша семья уже живет по определенным правилам. Можно ли разбрасывать вещи, или они должны быть убраны в строго определенные места? Могут ли члены семьи повышать голос друг на друга в споре, или крик в вашем доме – […]
  • Пенсия маме по потере Пенсия по потере кормильца - до какого времени будут платить? С учетом того, что вы указали, ПО ОБЩЕМУ ПРАВИЛУ(учитывать исключения, которые могут возникнуть не будем) пенсию детям будут платить до достижения ими 18 лет, а если будут учиться на очной форме обучения в образовательных […]
  • Жалоба в трудовую инспекцию г москвы Штрафы трудовой инспекции 2018 Нарушения трудового законодательства влекут за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Субъекты правонарушений в области труда КоАП РФ предусматривает различные виды административной ответственности за невыполнение норм […]
  • Рассчитать пенсию в мвд калькулятор Рассчитать пенсию в мвд калькулятор Данный расчет основан на: 1. Федеральном Законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел" 2. Постановлении Правительства РФ от 03.11.2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних […]
  • Исключительное право издавать законы это ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009 Смотреть что такое "ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ" в других словарях: ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ — ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ … Юридическая энциклопедия Власть законодательная — власть, обладающая полномочиями устанавливать, издавать […]
  • Как защитить себя в суде от кредиторов Авторский проект Тимофея Васильева Как вести себя в суде Итак, банк подал на Вас в суд, и мы уже знаем для чего он это сделал. Я повторю основные требования банка: во-первых, это взыскание задолженности по кредиту, и, во-вторых, обращение взыскания на заложенное имущество (если […]

Author: admin